Научная статья на тему 'Основные стадии периода мутации в подростковом возрасте'

Основные стадии периода мутации в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
2718
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные стадии периода мутации в подростковом возрасте»

искусство обладает уникальными познавательными возможностями в той плоскости, где предмет отношений между людьми предельно обобщен, кроме того, оно владеет такими средствами, которые внедряют в самое ядро личности опыт этих отношений. Установлено, что на всех уровнях языка, а также их взаимодействия в структуре музыкального произведения, осуществляется специфическая особенность музыки - моделировать человеческие отношения, обнажать их сущность, передавать их опыт и тем самым формировать личность слушателя, воздействуя на его отношение к миру и к самому себе.

У духовно богатого человека развито эстетическое сознание, выработаны эстетические установки, эстетические ориентиры в деятельности и поведении, что способствует повышению его деятельности, укрепляет социальные связи, сближает человека с человеком.

Е. В. Лисина

Основные стадии периода мутации в подростковом возрасте

Одним из критических периодов в развитии и формировании голоса является период мутации. Мутация - физиологический процесс, во время которого наиболее часто возникают функциональные и органические дисфонии. Педагоги вокала часто встречаются в своей педагогической практике с этим явлением. Однако теоретическая и практическая сторона этого вопроса еще не достаточно изучена. Мы хотим остановить внимание на физиологических аспектах периода мутации.

Весь период мутации может быть разделен на три стадии: предмутационную, собственно мутационную и постмутационную.

В предмутационной стадии появляются первые признаки приближающейся мутации: отмечается сужение диапазона, утрачиваются высокие ноты, появляется быстрая утомляемость. Голос становится жестче, напряженнее. При микроларингоскопии можно наблюдать повышенную инъецированность сосудов, скопление слизи на голосовых складках.

Собственно мутационная стадия характеризуется бурным ростом гортани и голосовых складок, изменением механизма голосообразования.

Рост гортани у мальчиков проходит как в продольном, так и поперечном направлении от одного до двух см. Увеличиваются в раз-

231

мерах все хрящи, особенно доступный для наблюдения щитовидный хрящ, который образует на передней поверхности шеи «адамово яблоко». Голосовые складки удлиняются на 6-10 мм и достигают 20-25 мм.

В некоторых случаях возможно покраснение средних отделов гортани, разрыхленность слизистой оболочки голосовых складок, недостаточное замыкание голосовой щели в хрящевой ее части. При фонации остается просвет, имеющий форму удлиненного треугольника в задних отделах - «мутационный треугольник».

В этот период увеличивается объем глотки и языка, заметно усиливается напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры.

При обычном осмотре можно наблюдать явно выраженное напряжение наружных гортанных мышц и излишнее напряжение оральной мускулатуры.

Гортань мальчиков опережает в росте гортань девочек, которая растет гораздо медленнее. По данным Л.М. Телеляевой, И.И. Кру-шевской (1988), у мальчиков с наступлением половой зрелости отмечается быстрый рост хрящей гортани. Особенно интенсивно происходит увеличение в сагиттальном направлении щитовидного хряща, передний угол которого образует выпуклость на передней поверхности шеи, так называемое «адамово яблоко», гортань увеличивается на две трети. Рост гортани у девочек чаще всего происходит за счет щитовидного, перстневидного и черпаловидного хрящей. Женская гортань более низкая, углы ее более округлены. Наибольшая разница между размером женской и мужской гортани выражается в величине переднезаднего отдела. В процессе роста голосовые складки у мальчиков удлиняются примерно в полтора раз, у девочек - на одну треть. У девочек максимальные размеры голосовых складок до пубертатного периода 15 мм, и увеличиваются до 17 мм у контральто. У мальчиков голосовые складки в период мутации максимум до 23 мм у басов. Минимальная длина голосовых складок 17 мм у теноров.

Средняя длина голосовых складок у девочек и мальчиков в допубертатный период: у мальчиков - 17,35 мм, у девочек - 17,31 мм; в пубертатный период: у мальчиков - 28,21 мм, у девочек -23,15 мм. Исходя из этих цифр, мы можем заметить прирост у мальчиков на 11,57 мм, у девочек на 4,16 мм.

Время максимальной фонации у детей 13-15 лет в среднем равно 11-12 секундам. Отмечают, что у подростков время максимальной фонации 13-15 лет, часто более продолжительная фонация бывает у мальчиков. При этом акустические изменения ярко выражены. Голос подростков характеризуется непостоянством и ва-

232

риабельностью: тональность звучания меняется в пределах октавы, поочередно включается головной и грудной регистры, происходит изменение диапазона, интонационные возможности ограничены. Создается впечатление, что ребенок не может управлять своим голосом. У 20 % мальчиков мутация протекает как «ломка» голоса.

Исследователями установлено, что высота голоса у девочек к 7-8 годам становится максимальной. Затем голос понижается на 2,4 полутона в период от 11 до 15 лет, а затем остается стабильным на протяжении дальнейшей жизни.

Основная тональность голоса у мальчиков и девочек в возрасте 13-14 лет начинает различаться. В среднем у мальчиков частота основного тона 170 Гц (100-240), у девочек - 250 Гц (200-300). В мутационный период наблюдается тенденция к снижению основной частоты до 100 Гц у мальчиков.

Характеристика частоты основного тона соответственно стадиям мутации связана с тем, что в предмутационный период мутационная частота тона (МЧТ) составляет 218 Гц А3, а частота основного тона (ЧОТ) составляет 259 Гц С4. В период ранней мутации МЧТ составляет 206 Гц АЬ3, а ЧОТ составляет 226 Гц ВЬ3. В период высоты мутации МЧТ составляет 174 Гц F3, а ЧОТ 210 Гц АЬ3. В период завершения мутации МЧТ составляет 148 Гц D3, ЧОТ составляет 186 Гц F#3. В постмутационную стабилизацию МЧТ составляет 125 Гц В2, а ЧОТ составляет 151 Гц D3.

В постмутационной стадии происходит дальнейшее оформление голоса подростков, устанавливаются диапазон и тембр. Этот период продолжается один-два года и имеет большое значение для вокалистов. Поскольку голос еще не окреп, отмечается быстрая утомляемость голосового аппарата, вокальные педагоги должны бережно развивать и совершенствовать природные данные голоса ребенка.

Haski, Heitmuller (1999) записывали речевой голос девушек в 15, 16 и 17 лет и установили, что основная частота составляет 207.5, 207.207.3, 207.8 Гц соответственно. Это позволило сделать вывод о том, что голос девочек стабилизируется к 15 годам, тогда как голос мальчиков продолжает изменяться до 20 лет и после.

А.Е. Aronson (1990) анализирует шесть стадий, которые определяет на основании акустических исследований голоса вокалистов, выделяя динамику основной и минимальной высоты тона у различных возрастных групп. Рассматривает характеристику голоса в зависимости от стадии мутации.

1. Предмутация:

• неизменный голос - демонстрирует полный набор спектральных формант на всем диапазоне частот;

233

2. Ранняя мутация:

• границы верхней части спектра четко не определены, не выражены;

• повышен шум (придыхание), внутренние и наружные мышцы гортани напряжены при пении;

• едва выравнивается качество голоса.

3. Разгар мутации:

• первое появление смены фальцетного регистра;

• усиление амплитуды формант по всему спектру с повышением шума в верхней части в диапазоне от 4,1-8,0 кГц;

• качество голоса «тоньше» и «осиплее».

4. Спад мутации:

• продолжается снижение амплитуды формант в части спектра;

• отмечается значительное повышения шума;

• начало появления частоты основного тона, контроль за мышцами гортани значительно снижен;

• придыхание, для усиления звучания голоса характерна гиперфункция голосовых складок.

5. Постмутационная стабилизация:

• небольшие изменения в амплитуде верхних/нижних регистров;

• меньше шумов, форманты приближаются к нормам взрослых, стабилизируется фальцетный регистр, качество может быть устойчивым, отчетливым, но отсутствует полноценное богатство взрослого голоса;

• отставание высоты тона, оно возможно вследствие приспособления моторных навыков к новым размерам вокального тракта.

6. Постмутационное развитие:

• шумы повышаются в нижнем диапазоне частот, снижаются -в верхнем;

• повышается количество высоких формант, первые две форманты понижаются, «гортанная» координация нормализуется и в верхнем диапазоне частот, отставание высоты тона по-прежнему возможно;

• качество проясняется (голос становится чище), но еще нет полной окраски голоса взрослого.

По данным научной литературы, мутация сейчас начинается несколько раньше, чем столетие назад, и зависит от климатических и географических условий. У жителей южных районов изменения голоса наступают раньше, чем у народов северных стран: у мальчиков в 12-13 лет, у девочек в 10-11 лет. Все эти данные должны учитывать преподаватели вокала, работающие с подростками.

234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.