Научная статья на тему 'Профессиональная инициатива как категория личностного развития педагога специального образования'

Профессиональная инициатива как категория личностного развития педагога специального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PROFESSIONAL INITIATIVE / PHONOPEDIC METHOD OF VOICE DEVELOPMENT / PSYCHO CORRECTING TECHNOLOGY / FACTORS OF PHONATION / ONTOGENY AND DIZONTOGENY / MUSICAL TONAL SENSE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ГОЛОСА / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФАКТОРЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ / ОНТОГЕНЕЗ И ДИЗОНТОГЕНЕЗ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружиловская О. В.

В статье автор рассматривает проблему профессиональной инициативы педагога-дефектолога при использовании новых технологий. В частности, фонопедического метода развития голоса В. Емельянова как комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а также коррекцию самой личности обучающегося. В основе системы лежит координационно-тренировочный метод, основанный на технологическом, отстраненном от музыкально-исполнительских задач подходе. Фонопедический метод развития голоса, направленный на оздоровление голосового аппарата и его физиологических функций, улучшение психоэмоционального фона человека рассматривается как пример проявления профессиональной инициативы, являющейся интегративным качеством будущих педагогов в сфере специального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL INITIATIVE AS A CATEGORY OF PERSONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER OF SPECIAL EDUCATION

Phonopedic method of the voice development (PMVD) was determined by V. Emelyanov as “a complex of pedagogical influence aimed at the gradual intensification and coordination of the neuromuscular apparatus of the larynx with the help of special exercises, breathing correction, as well as correction of the personality of the student.” The system of coordination-training method is based on the technological, separated from the musical-performing tasks, approach. This method is based on objective factors of phonation: biological feasibility, energy efficiency, acoustic performance provided by self-regulation, self-tuning, self-learning of a student on the basis of his human brain activity. Functional forming of muscles engaged in phonation using PMVD exercises allows solving the problems of vocal apparatus malfunction for children with functional and organic malfunction of nervous system. “Phonopedic method of voice development”, aimed at improving the vocal apparatus and its physiological functions, helps to improve the psycho-emotional background of a man.

Текст научной работы на тему «Профессиональная инициатива как категория личностного развития педагога специального образования»

ТЕМА

УДК 376.1

Профессиональная инициатива как категория личностного развития педагога специального образования

В статье автор рассматривает проблему профессиональной инициативы педагога-дефектолога при использовании новых технологий. В частности, фонопедического метода развития голоса В. Емельянова как комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а также коррекцию самой личности обучающегося. В основе системы лежит координационно-тренировочный метод, основанный на технологическом, отстраненном от музыкально-исполнительских задач подходе. Фонопедический метод развития голоса, направленный на оздоровление голосового аппарата и его физиологических функций, улучшение психоэмоционального фона человека рассматривается как пример проявления профессиональной инициативы, явля-юейся интегративным качеством будущих педагогов в сфере специального образования.

Ключевые слова: профессиональная инициатива, фо-нопедический метод развития голоса, психокоррекционная технология, факторы голосообразования, онтогенез и дизонтогенез, музыкальное ладовое чувство.

Тенденции развития отечественного образования — внедрение новых подходов, форм и технологий коррекционно-педагогической помощи, оказание специальных образовательных услуг широкому кругу нуждающихся в них — предъявляют высокие требования к профессионализму педагогов. В этом контексте возрастает научный интерес к категории профессиональной инициативы.

Понятие «профессиональная инициатива» в различных научных публикациях используется как указание на источник и механизм развития сферы образования. По определению Л.В. Яблоковой, профессиональная инициатива педагога в образовании проявляется не только во внедрении новых идей, но и в постоянной, гибкой, оперативной подстройке имеющихся организационных и содержательных структур образовательной системы под внешние

© Дружиловская О.В., 2015

НОМЕРА

О.В. Дружиловская

103

Профессиональная инициатива как категория личностного развития...

влияния. Тем самым профессиональная инициатива педагога направлена на изменение образовательной практики в составе широкой образовательной среды и образовательного процесса в совокупности его компонентов: целей, результатов, содержания, технологий, организации, условий, принципов.

Согласно выводам других авторов (В.И. Кондрух, П. Н. Прозументо-вой, Л.Н. Горбуновой и др.), инициатива — это побуждение к реализации субъективно или объективно новых видов и форм деятельности, имеющее внутреннюю и внешнюю детерминацию. Профессиональная инициатива выступает в качестве показателя и в то же время способа самоутверждения, самовыражения, самоактуализации педагога [2].

В данном материале под профессиональной инициативой понимается качественная характеристика личности педагога, способ реализации его творческих потребностей и профессионально значимый результат активности, направленной на изменение какого-либо из компонентов педагогической системы — целей, установок, содержания, методов обучения, образовательных технологий, системы отношений, оценочных процедур музыкального воспитания в коррекционном дошкольном учреждении.

Реализация основной образовательной программы бакалавра дефектологического образования предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, организацию исследовательской деятельности. В рамках исследования профессиональных характеристик коррекционного педагога мы выделили профессиональную инициативу как категорию личностного развития студентов, способствующую реализации актуальных творческих потребностей.

Профессиональные инициативы музыкального руководителя в нашем исследовании выразились в творческом использовании метода фонопедии В.В. Емельянова. Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) рассматривался нами как психокоррекционная технология. Способы и приемы использования данного метода в коррекционной практике основываются на природных системах голосового аппарата. Они направлены на развитие: режимов работы гортани (регистров), активного выдоха, осуществляемого преимущественно внутренней дыхательной мускулатурой (трахея, бронхи, легкие), певческого вибрато с учетом формы рта, глотки, положения языка, принятого в академическом пении, особой артикуляции гласных и согласных звуков.

Значение термина «фонопедия» В.В. Емельянов определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а также коррекцию самой личности обучающегося». В основе системы лежит координационно-тренировочный метод, основанный на технологическом, отстраненном от музыкально-исполнительских задач подходе. Он основан на объективно существующих факторах голосообразования: биологической целесооб-

104

Профессиональная инициатива как категория личностного развития...

разности, энергетической экономичности, акустической эффективности, обеспечиваемые саморегуляцией, самонастройкой, самообучением человека на базе его мозговой активности.

Опыт музыкальных руководителей в коррекционных учреждениях показывает, что все дети, поступающие в группы ЗПРР, не владеют своим голосом и воспроизводят только низкие звуки. Эти немногие звуки находятся ниже обычных центральных звуков детского голоса примерно на два-три тона, то есть на границе малой и первой октавы. Голосовые складки у них более инертные, менее податливые к физиологическим изменениям. Диапазон голоса по звуковысотной шкале находится в прямой зависимости от мобильности изменений длины и податливости голосовых складок. В грудном режиме фонации голосовые складки фактически инертны. Следовательно, в процессе музыкальных занятий необходимо учитывать онтогенез и дизонтогенез анатомо-физиологических особенностей глотки и гортани у детей с ЗПРР.

Вследствие неравномерности роста различных частей голосового аппарата голос ребенка меняется на протяжении его жизни по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам. В первые 7 лет жизни преобладает фальцет-ный механизм фонации с доминирующим участием перстнещитовидной мышцы, в то время как другие мышцы гортани принимают косвенное участие. Перстнещитовидная мышца не только сужает голосовую щель, но одновременно натягивает голосовые складки. Именно эта мышца выполняет основную роль в регуляции натяжения, так как вокальные мышцы еще не сформированы. Вокальные мышцы формируются в возрасте 7—12 лет. Постепенно механизм фальцета заменяется колебанием голосовых складок, так как в мышцах, суставах, надхрящнице разветвляются чувствительные нервные окончания.

Голос появляется в момент рождения как врожденный, защитный безусловный рефлекс. В дальнейшем на базе этого рефлекса путем образования цепных, условно-рефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос.

Исследование детского голоса, особенно на первом году жизни, имеет прогностическое значение. Процесс овладения интонацией начинается у ребенка уже на стадии гуления и к концу первого года жизни, на основе интонационной системы языка взрослых начинается овладение системой фона. По определению В.В. Емельянова, «в детском “гулении” заложены механизмы формирования специфической формы ротоглоточной полости, необходимой для академического певческого звука, да еще и на высоких тонах» [3].

На втором году жизни у ребенка развивается умение моделирования голосом различных эмоций, происходит резкий количественный рост разнообразных звукосочетаний лепетной речи и последующее появление первых слов. У детей с ЗПРР при обследовании голосового аппара-

105

Профессиональная инициатива как категория личностного развития...

та часто наблюдаются неврологические проблемы, которые отражаются в расстройстве просодики по силе голоса, тембру, голосовым модуляциям. Так, И.И. Панченко отмечает, что у детей с дизартрией при спастическом парезе голос тихий, нозализированный, монотонный, истощающийся; при атаксии — вибрирующий, скандирующий, неустойчивый по высоте и тембру; при тонических напряжениях — сдавленный, напряженный, более экспираторный в начале высказывания, чем в конце. При гиперкинетических нарушениях — непостоянный по силе, продолжительности, прерывистый, дрожащий [1]. Вследствие неправильной техники голосообразования в голосовых складках появляются «узелки крикунов». Чаще наблюдаются у мальчиков, чем у девочек, в старшем дошкольном возрасте. Узелки голосовых складок представляют микроскопические изменения слизистой оболочки, возникающие в передней трети голосовых складок, при этом фониаторные колебания сохранены. Однако может наблюдаться напряженное состояние голосовых складок, соприкосновение в области узелков, в то время как между другими отделами остается узкая линейная щель. Данное состояние приводит к более замедленным, ослабленным фонаторным колебаниям голосовых складок.

В результате отмечается неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, «неадекватность эмоциональной детонации в речи», «гудошники» в пении, а также затягивание мутации голоса у юношей и многое другое [3].

В практике работы с данной категорией детей музыкальный руководитель при составлении коррекционно-педагогической программы использует методы и технику с учетом возраста ребенка, его речевых, интеллектуальных и физических возможностей. Фонопедический метод развития голоса, изложенный В.В. Емельяновым в ряде работ, позволяет совершенствовать голос применительно к каждому случаю, индивидуально к каждому ребенку. В.В. Емельянов сформулировал основные принципы фонопедического метода развития голоса: принцип «генетически исходного» и принцип развития режимов работы гортани. В основе метода — техника настройки голоса на другой фальцетный регистр, что дает возможность звукам воспроизводиться только при краевом колебании голосовых складок [3].

Формирование функции мышц, участвующих в звукообразовании, с использованием упражнений ФМРГ, позволяет разрешать проблемы нарушений голосового аппарата у детей с функциональным и органическим поражением нервной системы. Фонопедический метод развития голоса, направлен на оздоровление голосового аппарата и его физиологических функций, способствует улучшению психоэмоционального фона человека. Вокально-технологическая работа с детьми должна производиться «по строгим правилам и обязательно удовлетворять требованиям охраны и развития голоса, то есть быть экологичной» [3].

106

Профессиональная инициатива как категория личностного развития...

Важной особенностью метода является развитие способности к самоанализу и самоконтролю, анализу ощущения собственного тела, поэтому параллельно с фонопедическим методом в учебном процессе мы использовали развивающие игры, направленные на непринужденное восстановление голосовой функции.

Как известно, музыкальное воспитание в коррекционных группах детского сада обеспечивается с учетом характерных признаков детей с ЗПРР и направлено на решение воспитательных, музыкально-развивающих и коррекционных задач в их взаимосвязи.

Исследования в области педагогики искусства показывают, что музыка, в особенности музыка вокальная, оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие ребенка, но и на его интеллектуальные способности, на формирование речи.

При построении коррекционной работы педагог должен учитывать особенности раннего речевого онтогенеза, когда большую роль играют процессы левополушарной латерализации речевой функции. Вначале ребенок усваивает неречевые шумы (шум ветра, шуршание листьев, звук льющейся воды, «голоса» животных), а также предметные шумы, к числу которых относятся звуки музыкальных инструментов. Данные приобретения являются базовыми для первичных операций речевого развития, когда в процессе левополушарного механизма отбираются полезные для речи признаки. Все удары, смычки, шипения, свисты, рычания и мычания в левом полушарии должны видоизмениться и превратиться в звуки речи, которые сохраняют в самих названиях связь с исходными звучаниями. Это и есть процесс формирования речевого слухового гнозиса [4].

Игры с использованием детского русского народного фольклора развивают устойчивость интонации в пении, а также умение согласовывать пение с движением. На занятиях с детьми используют народные попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью у детей развивается слух, формируется дикция и артикуляция. Такие попевки в младшей группе, как «Ладушки», «Зайчик, ты зайчик», «Петушок», просты и нравятся детям. Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народные песни — этноприрод-ный материал для обучения детей напевному пению.

В средней группе используются народные песни: «Дождик, дождик, пуще», «Две тетери»; игры-хороводы: «Ходит Ваня», «Гуси вы, гуси». Пение песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение, так как пропевание слов с частым повторением согласных «д», «п» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля — соль) не отвлекает их внимание на запоминание мелодических оборотов. Этой песней начинают работу с детьми над динамическими оттенками. Пение песни «Две тетери» позволяет продолжать работу над напевностью испол-

107

Профессиональная инициатива как категория личностного развития...

нения. В песне первая фраза начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии закрепляется умение слышать и воспроизводить голосом постепенное движение мелодии вверх к тонике.

В старшей группе используются народные попевки и песни, такие как «Чики-чики, чикаючки», «Бай-качи», игры с пением «Ворон», «Вась-ка-кот». Пропевание пятой и третьей ступени в песне «Чики-чики, чика-лочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имен детей побуждает активно включаться в пение. Интонационной особенностью песни «Бай-качи, качи» является повторение мелодии в определенной последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоить гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники. Русская народная песня «Дудочка» — одно из упражнений, которое побуждает ребенка чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширяет диапазон голоса. А песня «Сорока, сорока, где была? — Далеко» помогает уверенно различать чередование долгих и коротких звуков, умению точно воспроизводить ритмический рисунок попевки.

Воспитание музыкального ладового чувства связано с формированием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, а также способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения.

Решающую роль играет признание того, что детский мозг обладает высокой степенью пластичности, что позволяет именно при использовании упражнений ФМРГ вызвать замещение поврежденного участка мозга здоровым, еще не получившим определенной функциональной специализации, так как все речевые проявления, по В.В. Емельянову, базируются на сигналах доречевой коммуникации и связаны с ними.

При психическом дизонтогенезе задержанного развития и патологии речи требуется системный подход к использованию психокоррекционных технологий. Рассматриваемая система ФМРГ, связанная с обучением управлением голосом, воспитанием навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке, может быть рассмотрена как психокоррекционная технология, необходимая в работе с детьми в коррекционных дошкольных учреждениях. Понятие «психокоррекционные технологии» определяет И.И. Мамайчук как совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного процесса. Центральным звеном в разработке психокоррекционных технологий является составление психокоррекционной программы, которая представляет собой системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков, реализующих задачи конкретной направленности, и состоит из специфически организованных методов и приемов [5]. Способы и приемы использования метода ФМРГ в коррекционной практике основываются на природных системах голосооб-

108

Профессиональная инициатива как категория личностного развития...

разующего аппарата и направлены на развитие целесообразного использования режимов работы гортани (регистров), активного голосообразующего выдоха, осуществляемого преимущественно внутренней дыхательной мускулатурой (трахея, бронхи, легкие), певческого вибрато и управления его частотой и амплитудой (размахом по высоте и скоростью пульсации), с учетом особой формы рта, глотки, положения языка, принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и произношения согласных. С фонопедической методикой целесообразно использовать развивающие голосовые игры, направленные на непринужденное восстановление голосовой функции. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы своего организма.

Таким образом, фонопедический метод является системообразующим в сотрудничестве всех участников образовательного процесса, что необходимо для успешного воспитания, образования, развития, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ, обеспечения эффективности коррекционно-педагогической помощи. Интегративным критерием качества образовательного процесса здесь является инициатива как новое авторское действие профессиональной деятельности. Направленность инициативы обусловлена профессиональными затруднениями педагога, разрешение которых связано с его продвижением и личностно-профессиональным развитием.

Таким образом, фонопедический метод мы рассматриваем как системообразующий в образовательном процессе, что необходимо для формирования профессиональной инициативы студентов. Профессиональная инициатива является при этом интегративным критерием качества как новая личностная составляющая интеграции музыкально-педагогической и коррекционной деятельности.

Литература

1. Богомильский М.Р., Орлова ОС. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 2008.

2. Горбунова Л.Н. Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации. М., 2006.

3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.: Лань, 2000.

4. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 2003.

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.