Научная статья на тему 'Основные способы классификации жанров Интернет-дискурса'

Основные способы классификации жанров Интернет-дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2554
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / ДИГИТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ / ФОРМАТ КОММУНИКАЦИИ / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ЖАНРОВЕДЕНИЕ / SPEECH GENRES / INTERNET DISCOURSE / DIGITAL GENRES / COMMUNICATION FORMAT / HYPER TEXT / INTERACTIVITY / CLASSIFICATION OF GENRES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахренова Наталья Александровна

Сегодня Интернет становится жанропорождающей средой, которая способствует интенсивному развитию как общего жанроведения, так и появлению новых жанров. Существуют различные способы классификации жанров Интеренте-дискурса, которые берут за основу социальные и лингвистические факторы. Задачей данной статьи является провести обзор наиболее значимых на сегодняшний день классификаций и определить наиболее удобные для анализа Интернет-вокабуляра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of Internet Genres

This article deals with the theory of genres and the ways of their classification. The main aim of the article is to make an overview of the existing speech genres and decide which ones can be used in analyzing the Internet discourse.

Текст научной работы на тему «Основные способы классификации жанров Интернет-дискурса»

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 81’33 ББК 81

Ахренова Наталья Александровна

кандидат филологических наук, доцент г. Коломна Akhrenova Natalia Alexandrovna

Candidate of Philology,

Associate Professor Kolomna

Основные способы классификации жанров Интернет-дискурса Classification of Internet Genres

Сегодня Интернет становится жанропорождающей средой, которая способствует интенсивному развитию как общего жанроведения, так и появлению новых жанров. Существуют различные способы классификации жанров Инте-ренте-дискурса, которые берут за основу социальные и лингвистические факторы. Задачей данной статьи является провести обзор наиболее значимых на сегодняшний день классификаций и определить наиболее удобные для анализа Интернет-вокабуляра.

This article deals with the theory of genres and the ways of their classification. The main aim of the article is to make an overview of the existing speech genres and decide which ones can be used in analyzing the Internet discourse.

Ключевые слова: речевые жанры, Интернет-дискурс, дигитальные жанры, формат коммуникации, гипертекстуальность, интерактивность, жанроведение

Key words: speech genres, Internet discourse, digital genres, communication format, hyper text, interactivity, classification of genres.

В последнее время коммуникативное пространство Интернета стало своеобразной жанропорождающей средой, которая способствовала как более интенсивному развитию жанроведения в целом, так и возникновению новых жанров, свойственных только этой информационной среде.

Согласно определению М. М. Бахтина жанр это «... устойчивый тип текста, объединенный единой коммуникативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками» [2:255]. С помощью системы жанров определенным образом упорядочивается наше общение и производимый человеком текст в любой его форме (устной, письменной, электронной).

В Западной лингвистической парадигме концепция жанров выстраивается в рамках дискурсивного анализа и развивается по трем основным направлени-

ям: жанр рассматривается как речевой регистр, а также исследуется в рамках интеракционалистского и функционального подходов [8].

В российском же языкознании в последнее время развивается подход к видению дигитального жанра как лингвофилософской категории и рассмотрение его как модифицированного речевого жанра. При этом теория речевых жанров берется за основу интерпретации Интернет-дискурса [5]. Параллельно осуществляется изучение дигитального жанра с позиции когнитивно-прагматических основ создания вертуальной личности [5].

Сегодня наиболее значимыми факторами, влияющими на дигитальный жанр в вебе, стали гипертекстуальность и интерактивность среды. Влияют на жанр и технические возможности Интернета в передачи и обновлении информации, и возможности в создании креолизированных текстов (аудиовизуальных текстовых элементов), которые «предоставляет» также только эта среда; мультимедийное оформление; временной параметр передачи информации (синхронность/асинхронность коммуникации); жанр может напрямую быть связан с фактором читателя текста или способом его прочтения (линейное (различия между бумажным и дигитальным жанром сводятся к минимуму) и нелинейное прочтением гипертекста; навигационный и обычный (линейный)) [12]. Однако на принадлежность к тому или иному жанру также влияет и характер содержащихся в тексте гиперссылок (внутренних или внешних). Если в тексте навигация осуществляется только по внутренним гиперссылкам, то влияние на жанр такое же, как и в случае линейного прочтения текста. Ряд ученых говорит о целесообразности введения в теорию виртуальных жанров понятий читатель-обыватель и читатель - навигатор [7]. Таким образом, все документы веба могут быть упорядочены в зависимости от способа прочтения текста читателем и характера гиперссылок. При этом позиции читатель - навигатор могут в вебе постоянно меняться. Итак, к факторам, влияющим на жанр, коммуникативная среда веба добавляет два дополнительных параметра: характер гиперссылки и характер прочтения гипертекста. Можно предположить, что свойства среды влияют как на цели, так и формы дигитальных жанров, и это необходимо учи-

тывать при построении их классификации [7:4]. Однако высказанное мнение некоторыми исследователями оспаривается. Так, Йетс с соавторами считает, что «Жанры взаимодействуют со средой, и в результате этого взаимодействия формируется коммуникативная цель» [17:100].

По этому признаку, С. Херринг например, упорядочивает все дигитальные жанры по определенной шкале, где один жанр постепенно сменяет другой по степени своей «синхронизации». На этой шкале в позиции наиболее асинхронного жанра находится веб-страница, а с другой стороны синхронности (самым синхронным жанром) является чат [14:10].

Следующий фактор, которые принимается сегодня во внимание - частота обновляемости информации в Интернете, что приводит к тому, что жанр сетевого дневника обновляется чаще персональной страницы, информация в чате обновляется практически мгновенно, а к жанру электронной почты характеристика «обновляемости информации» вообще не относится. Быстрота обновления информации приводит к различным типам блогов, что может повлиять на степень гибридности этого жанра, приводя к её усилению.

На характеристики дигитального жанра сильно влияет и фигура автора текста: особенности его языковой личности (например, статусное положение, биосоциальные характеристики (возраст, пол, родной язык)), множественность и единственность авторства электронного текста, коммуникативные цели, которые автор намеревается реализовать в электронной среде, и прочее [6,15].

Стараясь описать всё многообразие коммуникативных практик веба, С. Херринг предложила вообще отказаться от понятия жанра или формата коммуникации и обратиться к аспектному подходу, уже достаточно хорошо разработанному в библиотековедении и информатике [13]. По мнению Херринг, подход с позиций теории жанров обладает рядом ограничений. Он упрощает всё коммуникативное богатство Сети, сводя его к определенным уровням абстрагирования.

Существуют и несколько иные классификации дигитальных жанров. В исследовании, проведенном М. Шеферд и С. Ваттерс, все дигитальные жанры

подразделялись на основе их связи с «бумажным» прототипом: выделялись абсолютно новые и модифицированные бумажные варианты. В свою очередь, новые дигитальные жанры были подразделены в зависимости от времени образования жанра на спонтанные и формирующиеся постепенно. А модифицированные жанры включали или точные электронные копии бумажных или представляли одну из их разновидностей [16], которая со временем адаптировалась к условиям веб-среды. Шеферд и Ватерс также указывают, что дигитальный жанр зависит полностью от медийных возможностей среды, которая влияет как на динамику эволюционирования жанра, так и способствует стихийному возникновению новых, например, часто задаваемых вопросов «FAQ» или последних новостей «hot list». Эти жанры включили персональную страницу, брошюру, ресурс, каталог, поисковую систему и игру. На основании проведенного исследования авторы пришли к таким выводам: все дигитальные жанры могут быть сведены к небольшому количеству классов; большую половину веба занимает деловая информация и бизнес-сайты; функциональность является неотъемлемой характеристикой дигитального жанра, которая быстро эволюционирует из-за постоянно возрастающих возможностей Сети, однако её устойчивость наряду с формой жанра и содержанием в пределах отдельного дигитального жанра также важна для его структуры [9].

При анализе дигитальных жанров заслуживает внимания и идея Т. Эриксона о подходе к компьютерно-опосредованной коммуникации как к экологии речевых жанров [11]. Поведение такой экологической системы может быть рассмотрено по трем параметрам - глобальный пул, под которым Эриксон понимает привлечение всех участников к общению (global pull), циркулирование тем или тематическое движение, которое включает все темы общений и переходы участников от теме к теме (как бы движение участников по темам общения) (topical pull) и речевой стимул (степень энергии, которой обладает общение (его притягательность)), т. е. вся сумма усилий, необходимых участникам для беседы) (conversational impetus). По мнению Эриксона, такой подход позволяет охватить всё разнообразие коммуникаций, происходящее в сети. У Эриксона ос-

новную задачу в этой исследовательской области составляет проблема описания всего многообразие коммуникативных практик в вебе. Решить её можно, исходя из изучения мотивации пользователей сети, т. е. описания того, что мотивирует людей в поиске нужного им коммуникативного жанра для общения в электронной среде. В основе модели, предложенной Эриксоном, антропоцентрический подход, который только последние несколько лет начинает развиваться в Западном жанроведении.

На наш взгляд наиболее удобный для филологического анализа Интернет-вокабуляра являются классификации дигитальных жанров предложенные Д. Кристаллом и Л.Ю. Ивановым, так как они обладают набором конструктивных жанровых признаков.

Так, профессор Кристал выделяет пять жанров или основных ситуаций использования Интернета (broad Internet-using situations): электронная почта, синхронные и асинхронные чаты, включая BBS (bulletin board system - электронная доска объявлений), виртуальные миры (MUDs), Всемирная паутина [10].

Каждая из четырёх ситуаций использования Интернета обладает собственными языковыми особенностями. Так, например электронные письма имеют свою композиционную структуру: титульная страница содержит сведения об отправителе письма, тему письма, текст письма, указания на приложения, если они есть, дату посылки письма.

Среди электронных писем есть деловые и личные письма. О.Ю. Анисенко отмечает, что для современных деловых писем становится обычной реализация тенденции к разговорности, и вследствие этого употребление языковых элементов неформального общения (разговорных слов и выражений, обращений по имени, вопросительных и восклицательных предложений, эллиптических конструкций и т.д.). Сейчас можно говорить о том, что основной чертой e-mail является возрастающий уровень разговорности, главными признаками которой являются спонтанность, неофициальность, диалогичность, ситуативная закреплённость, тенденция к краткости и экспрессивности. Именно своеобразная диалогичность e-mail позволяет автору письма заранее быть уверенным в незамед-

лительном получении нужного ему ответа от адресата. Этот диалогический характер электронных сообщений обуславливает их неформальную организацию, имитирующую разговорную спонтанную речь. Чем более неофициальным является письмо, тем большее приближение к разговорной речи мы наблюдаем [1]. Более того, внутри жанров складываются новые жанры и подъязыки. Одним из примеров нового специфического подъязыка, сложившегося в рамках, в основном чатов, является эротическое киберпространство и язык, обслуживающий этот жанр, который проф. Борисова Л.М. называет языком любовных интернет-посланий или языком «соблазна» в Интернете [3].

Интересный анализ теории речевых жанров в приложении к Интернету содержится в работе Л. Ю. Иванова [4]. В своей классификации Л.Ю. Иванов предлагает выделять следующие жанры:

1. Общеинформационные жанры или жанры новостей. СМИ в Интернете разделяются на имеющие традиционные «бумажные» аналоги и на собственно сетевые СМИ, которые на бумаге вообще не издаются.

2. Научно-образовательный и специальные информационные жанры (электронные научные и учебные издания, интерактивные учебные курсы, виртуальные факультеты и университеты и т.д.).

3. Художественно-литературные жанры присутствуют в Интернете во всем своем разнообразии. Пополнение происходит, в основном, за счет традиционных литературных произведений, которые были опубликованы на бумаге, а затем перенесены в Сеть, но существует и ряд писателей, пишущих лишь в Интернете.

4. Развлекательные жанры Интернета. Среди них - жанры, объединенные юмористической или эротической направленностью.

5. Жанры, оформляющие неспециальное, непрофессиональное общение. Это, прежде всего, всевозможные дискуссионные группы, чаты или IRC в MUD. К жанрам, оформляющим неспециальное общение, относятся также гостевые книги, письма электронной почты, избранные почтовые рассылки, социальные сайты и др.

6. Деловые и коммерческие жанры (профессиональные и непрофессиональные коммерческие доски объявлений, аналитические обзоры рынков и отраслей, информационные письма, информация на сайтах крупных компаний (корпоративных сетей), имеющая не только рекламный, но и технический и познавательный характер, баннеры).

Также Л.Ю. Иванов предлагает разделить жанры на исконно сетевые, т.е. порожденные самим использованием языка в сети (чаты и дискуссионные группы), и заимствованные Интернета из других сфер общения (аннотации научно-технических статей или передовицы электронных СМИ).

Наиболее характерные особенности языка Интернета исследователи выделяют как раз на базе исконных сетевых жанров. Именно в них наиболее полно реализуются языковые новации. На базе их изучения проще выявляются возможные направления воздействия языка Интернета на общелитературный язык. В заимствованных жанрах Сети определить различия труднее. Отдельные заимствованные жанры могут почти не отличаться друг от друга в виртуальном и «бумажном» варианте. Особенности таких жанров часто продолжают определяться, в первую очередь, не столько фактом их бытования в Интернете, сколько той функциональной разновидностью языка или сферой общения, из которой они перешли в Интернет. Некоторые из заимствованных жанров тяготеют к разговорной речи, сленгу или жаргону, другие обладают признаками специальных языков, третьи принадлежат языку художественной литературы.

В целом, проведенный анализ сегодняшнего состояния проблемы виртуальных жанров показал, что данная область достаточно динамично развивается. Это направление отличает высокая степень междисциплинарности проводимых исследований, т. к. зачастую привлекается исследовательский инструментарий из различных дисциплинарных областей: лингвистики, информатики, комму-никативистики.

Библиографический список

1. Анисенко, О.Ю. E-mail - электронное деловое письмо [Текст] // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В. Д. Аракина. - Москва: Прометей, 2004. - с. 125-127.

2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст]/М.М.Бахтин. - М.: Наука,

1979.

3. Борисова Л.М. Язык «соблазна» в Интернете [Текст]// Языки в современном мире, том 1. - Москва, 2004. - с. 81-89.

4. Иванов, Л. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста [Текст]// Словарь и культура русской речи. - М.: Азбуковник, 2000.

5. Компанцева, Л. Ф. Философия сети Интернет: школа Бернарда Лонергана и славянский опыт [Текст]/Л.Ф. Компанцева - Луганск: Знание, 2006: 293-318.

6. Arnold, J., Miller H. Gender and Web Home Pages. Available on: http://ess.ntu.ac.uk/miller/cyberpsych/cal99.html. - 1999.

7. Askehave, In., Nielsen, A. E. What are the Characteristics of Digital Genres? [Текст] -Genre Theory from a Multi-modal Perspective // Proceedings of the 38th Hawaii International Conferences on System Sciences - 2005.

8. Breure, L. Development of the Genre Concept. Available on:

http://www.cs.uu.nl/people/leen/GenreDev/GenreDevelopment.html - 2001.

9. Crowston, K., Williams, M. Reproduced and Emergent Genres of Communication on the World Wide Web [Текст] // The Information Society. - vol. 6. - 2000: 201-215.

10. Crystal, D. Language and the Internet [Текст] - Cambridge, 2001. - 272 pp.

11. Erickson, T. Making Sense of Computer-Mediated Communication (CMC): Conversations as genres, CMC Systems as Genre Ecologies // Proceedings of the 33rd Hawaii International Conferences on System Sciences. - 2000.

12. Finnemann, N. O. Hypertext and the Representational Capacities of the Binary Alphabet. http://www.hum.au.dk/ckulturf/pages/publications/nof/hypertext.htm. - 1999.

13. Herring, S. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse

[Текст]// Language@internet. http://languageatinternet.de/articles/761. - 2006.

14. Herring, S. C., Scheidt, L. A., Bonus, S., Wright, E. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs [Текст] // Proceedings of the 37th Hawaii International Conference on System Sciences. - 2004.

15. Miller, H., Arnold, J. Self in Web Home Pages: Gender, Identity and Power in Cyberspace [Текст] // Towards Cyber Psychology: Mind, Cognitions and Society in the Internet Age, Amsterdam: IOS Press, 2003: 1-29.

16. Shepard, M., Watters, C. R. The Evolution of Cybergenres [Текст] // Proceedings of the 31st Annual Hawaii International Conference on System Sciences. - 1998.

17. Yates, J., Orlikowski, W. J., Okamura, K. Explicit and implicit Structuring of Genres in

Electronic Communication: Reinforcement and Change of Social Interaction [Текст] // Organiza-

tion Science, vol.10. - N1. - 1999: 83-117.

Bibliography

1. Anisenko, O. Yu. E-mail as a Type of Business Letter [Text] // Linguistics and Linguistic Education in Modern World. Materials of International Conf. - Moscow: Prometey, 2004. - P. 125-127.

2. Arnold, J., Miller H. Gender and Web Home Pages [Electronic Resource]. - Access Mode: http://ess.ntu.ac.uk/miller/cyberpsych/cal99.html. - 1999.

3. Askehave, In., Nielsen, A. E. What are the Characteristics of Digital Genres? [Text]. -Genre Theory from a Multi-modal Perspective // Proceedings of the 38th Hawaii International Conferences on System Sciences - 2005.

4. Bakhtin M.M. Toward a Philosophy of the Verbal Expression [Text] / M.M. Bakhtin. -Moscow: Nauka, 1979.

5. Borisova, L.M. The Language of Seduction in the Net [Text]// Languages in the Modern World, Vol. 1. - Moscow, 2004. - P. 81-89.

6. Breure, L. Development of the Genre Concept [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.cs.uu.nl/people/leen/GenreDev/GenreDevelopment.html - 2001.

7. Crowston, K., Williams, M. Reproduced and Emergent Genres of Communication on the World Wide Web [Text] // The Information Society. - Vol. 6. - 2000: 201-215.

8. Crystal, D. Language and Internet [Text] - Cambridge, 2001. - 272 p.

9. Erickson, T. Making Sense of Computer-Mediated Communication (CMC): Conversations as genres, CMC Systems as Genre Ecologies // Proceedings of the 33rd Hawaii International Conferences on System Sciences. - 2000.

10. Finnemann, N. O. Hypertext and the Representational Capacities of the Binary Alphabet

[Electronic Resource]. - Access Mode:

http://www.hum.au.dk/ckulturf/pages/publications/nof/hypertext.htm. - 1999.

11. Herring, S. C., Scheidt, L. A., Bonus, S., Wright, E. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs [Text] // Proceedings of the 37th Hawaii International Conference on System Sciences. - 2004.

12. Ivanov, L. Yu. The Language of the Internet: Notes of a Linguist [Text]// Lexicon and the Culture of Speech. - Moscow: Azbukovik, 2000.

13. Kompantseva, L. Ph. The Philosophy of the Net: Bernard Learnergan School and Slavic Experience [Text]/L.Ph. Kompantseva - Lugansk: Znanie, 2006: 293-318.

14. Herring, S. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Lan-guage@internet [Electronic Resource]. - Access Mode: http://languageatinternet.de/articles/761. -2006.

15. Miller, H., Arnold, J. Self in Web Home Pages: Gender, Identity and Power in Cyberspace [Text] // Towards Cyber Psychology: Mind, Cognitions and Society in the Internet Age, Amsterdam: IOS Press, 2003: 1-29.

16. Shepard, M., Watters, C. R. The Evolution of Cybergenres [Text] // Proceedings of the 31st Annual Hawaii International Conference on System Sciences. - 1998.

17. Yates, J., Orlikowski, W. J., Okamura, K. Explicit and implicit Structuring of Genres in Electronic Communication: Reinforcement and Change of Social Interaction [Text] // Organization Science, vol.10. - N1. - 1999: 83-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.