Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА'

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
баскетбол / координационные способности / педагогический эксперимент / студенты / basketball / coordinating capabilities / pedagogical experiment / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одайник В.В., Путров С.Ю.

В статье на основе анализа и обобщения научно-методической литературы освещаются вопросы развития координационных способностей студентов высших учебных заведений в процессе занятий баскет-болом, которая наиболее отвечает потребностям, способностям и возможностям студентов высших учебных заведений и имеет ценный педагогический потенциал для физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одайник В.В., Путров С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS WITH BASKETBALL TECHNICS

On the basis of analysis and synthesis of scientific and methodical literature highlights the issues of coordination abilities of students in higher education in the course of employment basketball that best meets the needs, abilities and capabilities of university students and has a valuable pedagogical potential for physical education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА»

створення навчальних iHTepHeT-pecypciB за допомо-гою спецiального програмного забезпечення можна використовувати Knowledge Network Ехр1огег (KNE) i дотримуватися iнстрyкцiй по створенню т-дiбраний матерiал буде автоматично розмщений в мереж 1нтернет.

Для виконання завдання студентам необх1дно буде зайти на конкретний сайт розробленого навча-льного матерiалy в мережi 1нтернет i використовувати зазначеш посилання для нашгацд. При вико-ристаннi Iнтернет-ресyрсiв учень отримуе можли-вiсть реалiзацil рiзних видiв шформацшно! взаемоди, а також можливiсть роботи в рiзних режимах 1нтернет: E-mail, Internet Relay Chat, телеконференций ввдеоконференци, Push технологи, World Wide Web, вщдалений доступ (Те1пе^, передача файлiв (FTP) тощо.

Отже, використання засобiв IKT при навчанш шоземно1 мови дае можливiсть створення шдиввду-ально! освггньо1 траектори. При розробщ електрон-них освiтнiх ресурав для самостшно1 роботи студе-нпв, доцiльно передбачити градуювання стyпенiв трyднощiв i складностi пiдiбраного матерiалy, ная-внiсть процедур для полегшення процеав узагаль-нення, наявнiсть узагальнюючих схем, супроввд те-оретичних описiв практичними прикладами i гшер-посиланнями на ввдповщш ресурси, опис зв'язку навчального матерiалy з додатковими дидактич-ними ресурсами профшьного освiтнього порталу з шдтримки самостшно1 шзнавально1 дiяльностi сту-дентiв. При самостiйнiй роботi з шшомовно1 лтге-ратурою можна використовувати комп'ютерш (еле-ктроннi) словники, що дозволяе значно збiльшити швидк1сть пошуку незнайомих слiв, а також почути вимову слiв як англiйськомy, так i американському мовленнi. Наприклад, словник ABBVV Lingvo

легко встановлюеться на ПК, пiдходить для смарт-фонiв i мобiльних телефонiв, а ABBVV Lingvo з OS Android - для планшепв, i з допомогою тематичних словников ABBVV Lingvo, створених викладачем на основi програмно1 лексики, студенти з легк1стю можуть вивчити необхвдну к1льк1сть нових сл1в. Bибiр навчальних програм i тематичних словников для самостiйноï роботи з шоземно1 мови визнача-ються рiвнем володiння iноземною мовою, штере-сами i профiлем пiдготовки студентiв.

Список лггератури

1. Голубева Т.И., Репина С.О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.

2. Девтерова 3.Р. Информатизация обучения и самостоятельная деятельность студентов при обучении иностранному языку в вузе // Интернет-журнал научных публикаций аспирантов и докторан-тов-2010.

http://www.jumal.org/articles/2010/ped43.html.

3. Полат Е.С., Бухаркина, М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2005.

4. Сысоев П.В., Евстигнев М.Н. Создание авторских учебных Интернет- ресурсов по иностранному языку // Интернет-журнал «Эйдос». 2008. http://www.eidos.ru/journal/2008/0516-4.htm.

5. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: Монография. М., 2003.

6. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика. М,, 2008.

7. Ricard R. Language, soft power and asymmetrical Internet communication // Oxford Internet Institute, Research Report No.7,2005.

Одайник В.В.

Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко ассистент кафедры теории и методики физической культуры

Украина, г. Каменец-Подольский Путров С.Ю.

Национальный педагогичный университет имени М.П. Драгоманова профессор кафедры физической реабилитации, доктор философских наук, доцент Украина, г. Киев

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА

PECULIARITIES OF COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS WITH BASKETBALL TECHNICS

Odaynyk V. V.

Kamyanets-Podilsky national university of Ivan Ogiyenko, аssistant to department of the theory and

technique of physical culture, Putrov S.Y.

National pedagogical Dragomanov university, professor of department ofphysical rehabilitation, Doctor of

Philosophy, associate professor.

АННОТАЦИЯ

В статье на основе анализа и обобщения научно-методической литературы освещаются вопросы развития координационных способностей студентов высших учебных заведений в процессе занятий баскетболом, которая наиболее отвечает потребностям, способностям и возможностям студентов высших учебных заведений и имеет ценный педагогический потенциал для физического воспитания.

ABSTRACT

On the basis of analysis and synthesis of scientific and methodical literature highlights the issues of coordination abilities of students in higher education in the course of employment basketball that best meets the needs, abilities and capabilities of university students and has a valuable pedagogical potential for physical education.

Ключевые слова: баскетбол, координационные способности, педагогический эксперимент, студенты.

Keywords: basketball, coordinating capabilities, pedagogical experiment, students.

Постановка научной проблемы и ее значение. Радикальные перемены в жизни нашего общества предопределили и большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. В условиях реформирования современной Украины особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, реализации человеческой индивидуальности, которые рассматриваются как критерии социального прогресса [5, с. 25-27].

Проблема совершенствования физического воспитания в вузе уже давно является предметом изучения многих специалистов, уделяющих все большее внимание личности студента, спортивным интересам и мотивам физического совершенствования студенческой молодежи, представляющей собой значительную часть будущих специалистов различных отраслей народного хозяйства, которым предстоит решать обострившиеся социально-экономические проблемы [1, с. 11-26].

Наилучшие результаты развития моторики человека обеспечиваются при возможно более полном учете индивидуальных двигательных способностей, морфофункциональных характеристик, социально-психологических факторов. Спортивные игры приносят студентам, бодрость, мышечную радость, повышает тонус нервной системы.

Высокий уровень развития координационных способностей - основа овладения новыми, более сложными видами двигательных действий в различных видах деятельности. Студенты, обладающие лучшей координацией, быстрее усваивают технику, активные и изобретательные во всех игровых ситуациях. Поэтому совершенствование координационных способностей, кроме физических качеств, у студентов - актуальная задача процесса физического воспитания.

Объект исследования. Учебный процесс физического воспитания студентов средствами баскетбола.

Цель исследования. Экспериментально проверить влияние средств и методов занятий по баскетболу на формирование координационных способностей студентов высших учебных заведений.

Задачи исследования:

- оценить уровень развития координационных способностей студентов высших учебных заведений;

- определить особенности формирования координационных способностей у студентов высших учебных заведений под влиянием занятий по баскетболу.

Для решения этих задач использовали следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогические наблюдения; тестирование; педагогический эксперимент; математически-статистический.

Изложение основного материала и обоснование результатов исследования. Исследования проводились на базе Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко и Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова в два этапа. В них принимали участие 55 студентов 1-2 курсов (I контрольная группа - 22, II экспериментальная - 23).

Первая группа занималась по обычной программе физического воспитания; вторая - по программе, которая включала элементы баскетбола, специальные и подготовительные упражнения по баскетболу, элемент игры, упражнения с набивными мячами, предметами и др. Занятия основывалось на игровых методах и тактико-технических действиях. В качестве показателей соревновательной деятельности мы анализировали количество точных бросков с дистанций и штрафных бросков, выполненных в течение соревновательного периода (табл. 1).

Эффективность соревновательной деятельности до начала педагогического эксперимента была равнозначной у спортсменов обеих групп.

По окончании педагогического эксперимента была проведена повторная регистрация и оценка качества выполнения технических приемов в соревнованиях, которая позволила констатировать улучшение исследуемых параметров в обеих группах спортсменов. В то же время, после проведения тренировок по предлагаемой методике, в экспериментальной группе выявлены более высокие темпы прироста качества выполнения бросков (табл. 2).

Таблица 1.

Результаты соревновательной деятельности студентов, занимающихся баскетболом, в начале педа-_гогического эксперимента._

Контрольные упражнения КГ М±m ЭГ М±m t р

Количество успешных бросков за первые 5 минут, % 41,2±2,2 42,5±1,8 0,457 >0,05

Количество успешных бросков за последние 5 минут, % 21,5±1,6 23,4±1,6 0,840 >0,05

Снижение точности бросков, % -47,8±1,2 -44,9±1,4 1,559 >0,05

Количество успешных штрафных бросков за первые 5 минут, % 55,2±3,5 57,2±3,8 0,387 >0,05

Количество успешных штрафных бросков за последние 5 минут, % 40,8±1,3 43,2±2,1 0,972 >0,05

Снижение точности штрафных бросков, % -26,1±3,5 -24,5±2,0 0,645 >0,05

Таблица 2.

Результаты соревновательной деятельности студентов, занимающихся баскетболом, по окончании _педагогического эксперимента._

Контрольные упражнения КГ М±m ЭГ М±m t р

Количество успешных бросков за первые 5 минут, % 43,8±2,6 46,7±2,2 0,851 >0,05

Количество успешных бросков за последние 5 минут, % 24,3±1,5 29,6±1,2 2,759 <0,05

Снижение точности бросков, % -44,5±2,1 -36,6±2,5 2,421 <0,05

Количество успешных штрафных бросков за первые 5 минут, % 57,7±3,8 61,1±3,1 0,693 >0,05

Количество успешных штрафных бросков за последние 5 минут, % 42,6±2,8 47,6±2,6 1,309 >0,05

Снижение точности штрафных бросков, % -26,2±0,9 -22,1±1,1 2,867 <0,05

По окончании педагогического эксперимента баскетболисты экспериментальной группы показали незначительно большее количество точных бросков с дистанции и штрафных бросков и достоверно большее количество точных бросков, выполняемых в течение последних 5 минут. Кроме того, величина снижения точности в экспериментальной группе была значительно ниже, чем в контрольной.

За период педагогического эксперимента, в ходе которого реализовывалась методика развития двигательно-координационных способностей баскетболистов, количество успешных бросков с дистанции за первые 5 минут игры увеличилось на 6,3 и 9,9% у баскетболистов контрольной

и экспериментальной групп, соответственно. Точность бросков с дистанции за последние 5 минут игры у баскетболистов контрольной и экспериментальной возросла на 13,0 и 26,5%.

Стабильностью проявления технического навыка мы считали отношение количества точных бросков в начале игры к количеству точных бросков в течение последних 5 минут игры. У баскетболистов контрольной группы в начале педагогического эксперимента снижение точности составило 47,8%, по окончании эксперимента - 44,5%, то есть стабильность проявления технической подготовленности увеличилась на 3,2%.

У баскетболистов экспериментальной группы в начале педагогического эксперимента снижение

точности составило 44,9%, по окончании эксперимента - 36,6%, то есть стабильность проявления технической подготовленности увеличилась на 8,3%.

Динамика стабильности выполнения штрафных бросков была менее выраженной, однако и в данном показателе отмечено преимущество баскетболистов экспериментальной группы.

Стабильность точности штрафных бросков у спортсменов контрольной группы практически не изменилась, а у баскетболистов экспериментальной группы увеличилась на 2,4%.

Таким образом, анализ динамики качества выполнения технических приемов в процессе соревновательной деятельности свидетельствует о целесообразности применения разработанной методики двигательно-координационной подготовки студентов, занимающихся баскетболом.

Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования методики двигательно-координационной подготовки в тренировочном процессе баскетболистов массовых разрядов. Постановка близлежащих и перспективных целей, управление мотивационной сферой занимающихся, применение комплекса педагогических воздействий, направленных на формирование потребности в спортивном совершенствовании; развитие творческих способностей в совокупности со средствами и методами совершенствования двига-

тельно- координационных способностей по их основным разновидностям позволили поднять уровень спортивной подготовленности на более качественную основу, что положительно сказалось на приросте ведущей двигательной координации у баскетболистов.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Исследовав влияние средств баскетбола на уровень координационных способностей студентов высших учебных заведений, мы сделали следующие выводы:

• включение в занятия студентов специальных задач с выраженной координационной доминантой позволяет эффективнее по сравнению с традиционной методикой, формировать у них двигательные способности, не снижая при этом общего уровня физической подготовленности;

Перспективами дальнейших исследований: является изучение других проблем формирования координации движений у студентов высших учебных заведений.

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии // подгот. И.М. Фейгенберг. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.

2. Озеров В.П. Психомоторные способности человека // В.П. Озеров. - Дубна: Феникс+, 2002. -320 с.

3. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие: Уч. пособие / В.И. Лях. -М.: Дивизион, 2006. - 290 с.

4. Mechling. H. Von koordinativen Fдhigkeiten zum Strategie-Adaptions-Ansatz / H. Mechling, J. Munzert. Handbuch Bewegungswissenschaft. -Bewegungslehre. Scorndorf: Hofmann, 2003. - S. 347369.

5. Sadovski Ed.J. Coordination Motor Abilities in Scientific Research: Monografy // Ed.J. Sadovski: Internation Associational of sport kinetics. - Biala Pod-laska, 2005. - 468 s.

MODIFIED INVERSE MATRIX METHOD IN TASKS

Samoilenko Ye.Ye.

Senior lecturer, Petro Mohyla Black Sea National University,

Mykolayiv

ABSTRACT

The article covers elements of studying linear algebra as non-core and core disciplines for students, formulates specific recommendations to improve their mathematical training. The article investigates ways to improve practical classes as the main source of useful knowledge and skills and suggests guidelines for training and workshops, also drawing attention to certain aspects of information technology in the study of higher mathematics in high school education.

Keywords: Practical classes, Inverse Matrix Method, undeterminated systems of linear equations

1. Introduction

Elite approach not may apples at anytime and anywhere. Such attempts can lead (and lead) to a sad -the degradation of the educational process. Therefore, such an important attention pays to the practical classes. Traditional lectures, when the aim is to present the maximum amount of educational material for the allotted time, are purely informative nature and requires high talents of humans. Even in the best "elite" educational institutions in each student group the number of students, who can easily perceive of such information boom, is few compared with the number of the members such group. The reason is that built these lectures mainly on an activity of the lecturer, but not a students, because learning mainly occurs at the "recognition" and not at "play analyzed", although certain hybridization lectures with practical classes also has a right to exist and in addition, this hybridization can be considered as a lecture. As we know, only classes, with sufficient activity of students enables to study a large amount of educational material, establish feedback from students and achieve acceptable results of studying.

In ancient times, scientific truth found strolling the famous Olive Grove, where according to legend, buried Athenian hero of the "Akademos". This method of

knowledge could be available a few. The reason was not in the class stratification of society. It was long thought that for education person should have the talent, the majority of the people not been able to study because there was no effective methods of learning. Why one person smarter than the other? By the time this issue, to give an exact answer no man. Modern "technology" obtaining mathematical education eliminated mathematical "illiteracy." Today the issue of education is a matter of persistence and organization of work. The set selected through evolution of mathematics learnings methods is modern and will remain so for a long time, that does not preclude further evolutionary change in some methods of mathematical employment. Significant place in the training of specialists occupy practical class. Their main task - consolidation and transfer into long-term memory of person theoretical knowledge, acquirement the skills of certain methods of research.

2. Main Results

Practical classes (lat. "praktikos" - "active") -form of instruction in which scientific staff member arranges for students analyze individual theoretical positions discipline and the skills and abilities of their prac-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.