Научная статья на тему 'ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ'

ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА / ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / БАСКЕТБОЛЬНЫЙ МЯЧ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна

Цель исследования заключается в экспериментальном отборе и апробации упражнений для развития координационных способностей игровым методом. В статье анализируется необходимость и роль применения игрового метода в развитии координационных способностей при обучении технике элементов баскетбола. Автор представляет упражнения и игровые задания для развития координационных способностей у студентов Пятигорского медико-фармацевтического института. Научная новизна представлена разработкой алгоритма по использованию игрового метода на занятиях баскетбола для развития координационных способностей у студентов Пятигорского медико-фармацевтического института. В результате экспериментальной работы был разработан алгоритм применения игрового и соревновательного методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME AND COMPETITION METHODS IN THE DEVELOPMENT OF COORDINATING ABILITIES IN STUDENTS

The purpose of the study is to experimentally select and test exercises for the development of coordination abilities by the game method. The article analyzes the necessity and role of the application of the game method in the development of coordination abilities in teaching the technique of basketball elements. The author presents exercises and game tasks for the development of coordination abilities among students of the Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute. The scientific novelty is represented by the development of an algorithm for using the game method in basketball lessons to develop coordination abilities among students of the Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute. As a result of the experimental work, an algorithm for applying game and competitive methods was developed.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ»

GAME AND COMPETITION METHODS IN THE DEVELOPMENT OF COORDINA TING ABILITIES IN STUDENTS

Alekseeva Elena Nlkolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute (branch), Volgograd State Medical University, Pyatigorsk

The purpose of the study is to experimentally select and test exercises for the development of coordination abilities by the game method. The article analyzes the necessity and role of the application of the game method in the development of coordination abilities in teaching the technique of basketball elements. The author presents exercises and game tasks for the development of coordination abilities among students of the Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical institute. The scien tific no velty is rep reset) ted by th e de vebpmen t of an algorithm for using the game method in basketball lessons to develop coordination abilities among students of the Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical institute. As a result of the experimental work, an algorithm for applying game and competitive methods was developed.

Keywords: elements of basketball; game teaching method; exercises; basketball; spoits games. DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.32

ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВА ТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНА ЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ

Цель исследования заключается в экспериментальном отборе и апробации упражнений для развития координационных способностей игровым методом. В статье анализируется необходимость и роль применения игрового метода в развитии координационных способностей при обучении технике элементов баскетбола. Автор представляет упражнения и игровые задания для развития координационных способностей у студентов Пятигорского медико-фармацев-тического инс титута. Научная новизна представлена разработкой алгоритма по использованию игрового метода на занятиях баскетбола для развития координационных способностей у студентов Пятигорского медико-фармацевтичес-КоГо института. В результате экспериментальной работы был разработан алгоритм применения игрового и соревновательного методов.

Ключевые слова: элементы баскетбола; игровой ме тод обучения;упражнения; баскетбольный мяч; спортивные игры.

УДК 796

ВАК РФ 5.8.4/13.00.04

& Алексеева E.H., 2022

Введение

Одним из основных направлений государственной политики является охрана здоровья населения нашей страны. Из многочисленного комплекса мер, направленных на решение этой задачи, можно считать создание условий и вовлечение детей, подростков и студентов в регулярные занятия двигательной активностью.

Активизация двигательной активности эффективнее всего достигается через игровую деятельность. Игровой и соревновательный методы способствуют повышению эмоционального фона детей, подростков и студентов, удовлетворяют их потребность в двигательной активности и формируют мотивацию к занятиям физической культурой и спортом [б].

Поэтому определение алгоритма применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании детей, подростков и студентов вызывает интерес специалистов в области физкуль-турно-спортивной деятельности.

Для достижения цели исследования был использован комплекс взаимосвязанных методов, анализ специальной литературы по проблеме исследования, тестирование, оценивание, методы математической статистики

Теоретической базой исследования стали результаты научных работ ученых и специалистов в области баскетбола: Т.Б. Кобежико-ва, П И. Образцов, А.И. Уман, А.Ш. Ториев, М.Ю. Богданов, A.A. Рязанов, Q.M. Алферов и др.

Практическая значимость исследования состоит в реализации алгоритма по использованию игрового метода на занятиях баскетбола для развития координационных способностей у студентов Пя-

АЛЕКСЕЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Пятигорский медико-фармацев тический институт (филиал), Волгоградский государственный медицинский университет, Пятигорск

тигорского медико-фармацевтического института.

Основная часть

По мнению Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинс-кого, Д Б, Эльконина, А.Н. Леонтьева, игровая деятельность - это естественная природосо-образная деятельность, через которую происходит познание мира [3].

Результат педагогического воздействия, по мнению Т.Н. Дёмочкиной, М Б. Дёмочкиной, зависит от средств и применяемых методов [2,54].

Игра многофункциональна и может быть направлена на формирование психологических свойств и черт личности человека: направленности в профессиональной деятельности, знаний, умений и навыков в определенной деятельности, индивидуального подхода к решению профессиональных и познавательных задач, коммуникативных и организаторских свойств, критической оценки и самооценки и т.д. [4, 90].

Игровой и соревновательный методы повышают мотивацию на физ культурно-спортивную деятельность, а весь процесс обучения проходит на высоком эмоциональном фоне, что способствует закреплению умений и совершенствованию навыков. Игровой и соревновательный методы объединяют общие черты: они используются с соблюдением определенных правил, в условиях соперничества и конкуренции; непредсказуемость и разнообразие двигательных действий; многообразное проявление двигательных способностей.

В обучении детей и подростков двигательным умениям и навыкам игра является самым эффективным средством.

Продолжением игрового метода является соревновательный, который выражается в проведении состязаний по упрощенным правилам, в командных играх, е соревнованиях различного уровня.

Использование этих методов требует достаточного уровня физической, технической и тактической подготовленности. Дозирование нагрузки при проведении игр, эстафет и игровых заданий контролируется преподавателем. На этапе разучивания упражнений значительное внимание необходимо уделять технике выполнения. По мере повышения уровня технической и физической подготовленности, улучшается тактическая подготовленность, усиливается разнообразие игровых действий на площадке и активизируется противостояние соперников.

Игровой и соревновательный методы в развитии координационных способностей при

обучении элементам баскетбола проявляются в форме игр. Концепция игры имеет широкий спектр значений. Это форма соревнования, которая позволяет учащимся проявить двигательные навыки, физические качества и тактические действия в атмосфере противостояния и конкурентной борьбы, а также испытать азарт и удовольствие в процессе игры. При использовании этих методов процесс обучения становится более целенаправленным и эмоционально "ярко окрашенным".

Благодаря применению игрового метода в обучении элементам баскетбола основные функции проявляются в следующих трех аспектах:

- совершенствование дриблинга. В этом процессе преподаватели могут использовать игры, приближенные к реальной ситуации, позволяя учащимся практиковать дриблинг для улучшения способности защищать ведение мяча;

-более эффективное освоение правил игры и судейства. Игровой и соревновательный методы позволяют учащимся быстрее овладевать правилами игры и судейства в баскетболе;

- более быстрое формирование двигательных навыков. Для овладения учащимися элементами баскетбола необходимо формирование специфических навыков. Для этого необходимо на занятиях применять сложные игры, эстафеты и игровые задания с мячом: дриблинг, броски по кольцу различными способами и с разных расстояний, обводка препятствий разной конфигурации и с переменной скоростью.

Научное исследованиепроходило в Пятигорском медико-фармацевти ческом институте. Для проведения педагогического эксперимента были определены группы: экспериментальная - 22 студента 4 курса (8 юношей и 14 девушек) и контрольная - 24 студента (10 юношей и 14 девушек), по специальности 33.05.01 Фармация, занимающиеся по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту".

Целью исследования было определение алгоритма применения игрового метода на занятиях баскетбола для развития координационных способностей у студентов Пятигорского медико-фармацевтического института. Задачи исследования: 1) отобрать и апробировать упражнения и игровые задания для развития координационных способностей игровым методом; 2) разработать алгоритм применения игрового и соревновательного методов на занятиях баскетбола; 3) выявить динамику развития координационных способностей и оценить эффективность применяемых упражнений игровым методом.

В результате экспериментальной работы был разработан алгоритм применения игрового и соревновательного методов:

1. При подготовке к уроку в первую очередь необходимо рассмотреть вопросы техники безопасности при использовании игрового и соревновательного метода на уроках баскетбола. Организация игровой и соревновательной деятельности должна быть гибкой и разнообразной, а также предоставлять как можно большему количеству учащихся возможности для практической реализации.

2. Важен учет характеристики игровой и соревновательной деятельности и реальных условий: особенности коллектив ного п ротивосго-яния, условия обучения, интересы учащихся, различия игровых упражнений. В организации игровой и соревновательной деятельности необходимо использовать новые инновационные подходы, разнообразные упражнения, обладающие элементами новизны.

3. Для применения игрового и соревновательного методов в процессе физического воспитания преподавателям необходимо выявить уровень физической подготовленности студентов и степень овладения ими элементами баскетбола (технической подготовленности). Если обучающиеся имеют недостаточный уровень физической и технической подготовленности, то применять эти методы не целесообразно.

4. Использование этих методов возможно при относительно равномерном (с точки зрения физической и технической подготовленности) распределении обучающихся по группам, в которых они будут применяться (команды игры в баскетбол, команды в эстафетах). Учебная группа обычно включает в себя от 10 до 20 человек. Все они имеют разный уровень физической подготовленности. Применение игрового и соревновательного методов будет эффективным, если при формировании противоборствующих команд будет учитываться этот фактор.

5. Для повышения моторной плотности занятия и обучающего момента в игре баскетбол преподаватель может либо уменьшить время (количество периодов или время каждого периода) противоборства команд, либо увеличить количество команд одновременно соревнующихся (недве команды, а четыре или шесть, если позволяют материально-технические условия спортивного зала),

6. Применение игрового и соревновательного методов должно быть сосредоточено на характеристиках коллективного противосто-

яния в баскетболе, и должно проявляться в форме игр, противоборств и соревнований, чтобыучащиеся могли изучать различные приемы техники и тактики в относительно реальных условиях игровых ситуаций, для достижения желаемого педагогического эффекта в обучении учащихся.

7. Успех в обучении элементам баскетбола напрямую зависит от хорошо развитых координационных способностей, в особенности специальных, к которым относят "ловкость рук", способность сохранять равновесие, ориентировку в пространстве [1,112].

8. Подготовительная часть занятия должна быть тесно связана с основным содержанием данного занятия, мобилизует интерес учащихся, стимулирует стремление их к знаниям, закладывает хорошую основу для усвоения содержания дисциплины. Например, задача урока -освоение навыков броска в кольцо. В подготовительной части урока можно организовать игровое упражнение "Движущаяся корзина". Учащиеся испытают радость от удачного попадания и удовольствие от участия в игре. Интерес создаст хорошую атмосферу для последующего изучения техники броска в кольцо, а также сделает подготовительную часть занятия тесно связанной с основной, а переход естественным. В основной части занятия преподаватель оценивает технику элементов баскетбола учащихся, находит ошибки и пути их исправления. Преподаватель организует и группирует учеников по командам, в которых они целенаправленно отрабатывают элементы баскетбола в игровых заданиях, пока не овладеют ими. Например, чтобы научиться технике дриблинга, учащиеся, разделившись на равные группы, выполняют игровые задания или эстафеты по ведению мяча. Эта практика применения игровых групповых упражнений позволяют преподавателю повысит моторную плотность занятию, исправлять ошибки и усилить тренировочный эффект. В заключительной части занятия можно применять менее интенсивные игровые упражнения, направленные на релаксацию. Эти упражнения выполняются без физического противостояния в динамическом и статическом режимах, и учащиеся могут упражняться в относительно спокойных условиях, в отличии от соревнований и применяться в качестве закрепления уже изученного материала. Примером может служить "игра 33", где учащиеся, разделившись на команды выполняют штрафные броски - кто сделает больше точных бросков и наберет необходимое количество очков [5, 286].

<

< а

LH

С

180

Для определения эффективности проведенного исследования (разработанного алгоритма) было проведено тестирование координационных способностей обучающихся. Уровень развития координационных способностей исследовался при помощи тестов: передача 3-мя способами, ведение мяча - два шага - бросок в кольцо, перемещения в защитной стойке, штрафные броски из 10 попыток.

В результате проведенного педагогического эксперимента средние результаты юношей и девушек во всех тестах улучшились (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика показателей координационных способностей юношей {п~ 9}

№ п/п 1 Контрольное упражнение (тест) Передача мяча 3 способами с ведением по площадке 20 м (сек) До эксперимента После эксперимента Достоверность различий

X ±Sx 29,0+0,2 X ±SJE 28,6+0,3 t 4,2 Р <0,01

2 3 4 Перемещения в защитной стойке (сек) Броски из-под щита за 30 сек, (кол-во раз) Штрафные броски из 10 попыток, (кол-во раз) 18,9±0,2 15,4±2,2 3,7±1,6 18,6±0,3 15,7±2,6 4,0±2,0 3,4 4,6 3,6 <0,01 <0,01 <0,01

Анализ результатов проведенного тестирования (табл. 2) показал, что средние результаты координационных способностей юношей во всех предложенных тестах улучшился.

Средние результаты у юношей в тестах "Передача мяча 3 способами с ведением по площадке 20м" "Перемещения в защитной стойке", "Броски из-под щита за 30 сек" соответствуют среднему уровню координационных способностей юношей; в тесте "Штрафные броски из 10 попыток" соответствуют низкому уровню координационных способностей юношей. Различия результатов первого и второго тестирований во всех предложенных тестах статистически достоверны (р < 0,01),

Таблица 2 - Динамика показателей координационных способностей девушек («=14)

№ п/п 1 2 3 Контрольное упражнение (тест) Передача мяча 3 способами с ведением по площадке 20 м (сек) Перемещения в защитной стойке (сек) Броски из-под щита за 30 сек, (кол-во раз) До эксперимента После эксперимента Достоверность различий

X ±SJC 30,7+0,2 20,8±0,3 12,6±1,9 X ±SJC 30,3+0,4 20,5±0,2 13,1±2,1 t 4,2 3,6 4,8 Р <0,01 <0,01 <0,01

4 Штрафные броски из 10 попыток, (кол-во раз) 2,8±2,4 3,2±2,6 3,4 <0,01

Средние результаты у девушек в тестах "Передача мяча 3 способами с ведением по площадке 20м" "Перемещения в защитной стойке", "Броски из-под щита за 30 сек" соответствуют

среднему уровню координационных способностей девушек; "Штрафные броски из 10 попыток" соответствуют низкому уровню координационных способностейдевушек. Различия результатов первого и второго тестирований во всех предложенных тестах статистически достоверны (р < 0,01).

Заключение

В результате проведенного исследования был разработан алгоритм применения игрового и соревновательного методов на занятиях баскетбола: рассмотрение вопросов техники безопасности; учет особенностей коллективного противостояния,условий обучения, интересов учащихся, различий игровых упражнений; определение уровня физической и технической подготовленности обучающихся; относительно равномерное распределение обучающихся по группам; взаимосвязь м взаимообусловленность всех частей занятия.

Сравнивая результаты проведенного тестирования, можно увидеть произошедшие положительные изменения в развитии координационных способностей у студентов Пятигорского медико-фармацевтического института. Это доказывает эффективность использования алгоритма применения игрового и соревновательного методов на занятиях баскетбола. Таким образом, цель и все поставленные задачи исследования достигнуты.

Литература:

Т. Богданов М.Ю., Рязанов A.A., Алферов О.М. Разбитие координационных способностей у юношей, занимающихся баскетболом на этапе начальной подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбое, 2018. -T.23.-N« 177,-С. 112-П7.

2■ Дёмочкина Т.Н., Дёмочкина М.Б. Значение игрового метода а структуре тренировочных занятий и в общем процессе подготовки баскетболистов // На-ука-2020. - 20t8. - №2-2 (18). -Режим доступа: URL: https:// clck.ru/Rebvh (дата обращения: 06.05.2022).

3. Кобежикова Т.Б. Игра, как средство познаний окружающего мира, - Режим доступа: URL: https://сIсk.ru/pt62Ь(дата обращения: 28.05.2022).

4. Образцов П.И.,Уман А.И. Игровые методы проведения учебных занятий // Психолого-педагоги чес-кий журнал Гаудеамус. - 2005. - № 2(8). - С 90-101.

5. Солодовник Е.М. Методика определения уровня развития координационных способностей у

баскетболистов // Вопросы педагогики. - 2020. -N»6-1.- С. 286-289.

6.Ториев А.Ш. Игровые методы в физическом воспитания / А.Ш. Ториев // Педагогика: традиции и

инновации : материалы III Междунар. науч. конф.

- Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 102-103.

- Режим доступа: URL: https://clck.ru/pl60H {дата обращения: 28.02.2022).

COMPARATIVE ANALYSIS OF EDUCATIONAL PROGRAMS IMPLEMENTED USING EXCLUSIVELY E LEARNING, DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES AND TRADITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

A ndree va A ntonina Andree vna, Teach er-resear ch er, Senior Teacher, Graduate School of Applied L inguistics, Translation and Interpreting

Kalmykova Svet/ana Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Graduate School of Administrative Management; Director, Not th-West Regional Competence Center in the field of online learning Shoshmfna Irina vladimirovna, PhD of Technical sciences, Associate Professor, Higher School of Software Engineering Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

The purpose of this study is to conduct a comparative analysis of educational programs implemented using exclusively e-learning, distance learning technologies and traditional educational programs. Scientific novelty lies in the determination of objective comparative characteristics of online-programs and traditional educational programs. Common erroneous stereotypes regarding higher education received online are considered. As a result, the objective advantages and disadvantages of educational programs implemented using exclusively e-learning, distance teaming technologies and traditional educational programs are clarified.

Keywords: educational programs; e-learning; distance educational technologies; online programs; higher education. DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.33

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Цель исследования - провести сравнительный анализ образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и традиционных образовательных Программ. Научная новизна заключается в определении объективных сравнительных характеристик онлайн-программ и традиционных образовательных программ. Рассмотрены расхожие ошибочны стереотипы, касающиеся высшего образования, получаемого в формате онлайн. В результате уточнены объективные преимущества и недостатки образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и традиционных образовательных программ.

Ключевые слова: образовательные программы;электронное обучение;дистанционные образовательные технологии; онлайн программы; высшая школа.

Введение

На сегодняшний день в научном дискурсе всё чаще встречается тезис о том, что образовательный процесс, с учетом определенных ограничений, возможно полностью перенести в онлайн-формат. Циф-ровизация всей экосистемы человеческой деятельности, происходящая сегодня, изменение отношения к потребности в получении образования, необходимость обучения на протяжении всей жизни, получения информации о новых научных достижениях, потребность в переобучении - все это явилось предпосылками для обеспечения потребности получения качественного образования в онлайн-фор-мате.

У данного направления развития образования имеются как сторонники, так и противники. Исследователи, считающие онлайн-фор-

УДК 378

ВАК РФ 5.8.7/13.00.08

0 Андреева A.A., 2022 © Калмыкова С.В., 2022 © Шошмина И.В., 2022

АНДРЕЕВА Антонина Андреевна, преподаватель-исследователь, Высшая школа лингводидактики и перевода

КАЛМЫКОВА Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы административного управления, директор Север о-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения

ШОШМИНА Ирина Владимировна, кандидат технических наук доцент Высшей школы программной инженерии, кандидат технических наук

Санкт-Пе тербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петер бург

CU CU

о

OJ

л 0-ш et;

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

:г X

СО

421 2

S

181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.