Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ'

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / БАСКЕТБОЛ / МЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маньшин Б.Г., Власенко Т.Н., Крутских О.С.

Техника современного баскетбола - многообразна и одним из важнейших технических приемом являются броски. Их точность, в конечном счете, и определяет успех в игре. Для более эффективного обучению броску и надежности выступления на соревновании, применение ментальных методов в краткосрочных движениях, даст возможность расширить двигательный потенциал, и на их основе сформировать более сложные двигательные движения. Включение ментальных методов в обучение двигательным действиям юных баскетболисток, как объективная необходимость расширения средств и методов для улучшения процесса освоения техническим элементам, повышения результативности выступления и обеспечения высокой надежности попадания штрафного броска при высокой напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маньшин Б.Г., Власенко Т.Н., Крутских О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL TRAINING OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS AGED 12-13 YEARS OLD BY USING MENTAL METHODS

The technique of modem basketball is diverse and one of the most important technical techniques is throws. Their accuracy ultimately determines success in the game. For more effective training in throwing and reliable performance at the competition, the use of mental methods in short-term movements will make it possible to expand the motor potential, and on their basis to form more complex motor movements. The inclusion of mental methods in the training of motor actions of young basketball players, the objective need to expand the means and methods to improve the process of mastering technical elements, increase the effectiveness of performance and ensure high reliability of hitting a free throw at high tension.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ»

тревожности, свидетельствующий о повышенном эмоциональном напряжении и беспокойстве. Данные мониторинга являются базой для дальнейших направлений работы, направленной на повышение мотивации девушек - будущих педагогов к ЗОЖ в динамике обучения, профилактику возможных отклонений в состоянии здоровья. Это служит серьезной предпосылкой для дальнейшей успешной профессиональной деятельности в избранной педагогической сфере, а также положительным примером для обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбузова Е.Н. Исследование психологических детерминант мотивации здорового образа жизни / Е.Н. Арбузова, А.И. Дубнякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 4 (64). - С. 193-198.

2. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е.А. Климов ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 454 с.

3. Козлова Е.Г. Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни / Е.Г. Козлова, Н.В. Михайлов // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 4. - С. 44-49.

4. Развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у будущих педагогов средствами персонализации / В.С. Цилицкий, Н.В. Мамылина, Ф.Х. Хабибуллин, А.Ю. Плотников // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10, №2 (35). - С. 194-197.

5. Psychophysiological aspects of formation students' willingness for wellness by means of physical education / N.A. Belousova, Y.V. Korchemkina, A.A. Semchenko, N.V. Mamylina, V.I. Pavlova, V.P. Maltsev, N.E. Permyakova // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. - 2021. - Т. 11, № 4. -С. 35-40.

REFERENCES

1. Arbuzova E.N., Dubnyakova A.I. (2014), "The study of psychological determinants of motivation for a healthy". Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 4 (64), pp. 193-198.

2. Klimov E.A. (2003), Psychology of a professional: selected psychological works, Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, Moscow, MODEK, Voronezh.

3. Kozlova, E.G. and Mikhailov, N.V. (2019), "Analysis of students' motivation for physical culture and healthy lifestyle", Bulletin of sports science, No. 4, pp. 44-49.

4. Tsilitsky, V.S., Mamylina, N.V., Khabibullin, F.Kh. and Plotnikov, A.Yu. (2021), "Development of sustainable motivation for a healthy lifestyle among future teachers by means of personalization". Baltic Humanitarian Journal, Vol. 10, No. 2 (35), pp. 194-197.

5. Belousova, N.A., Korchemkina, Y.V., Semchenko, A.A., Mamylina, N.V., Pavlova ,V.I., Maltsev, V.P and Permyakova, N.E. (2021), "Psychophysiological aspects of formation students' willingness for wellness by means of physical education". Journal of Advanced Pharmacy Education and Research, Vol. 11, No. 4, pp. 35-40.

Контактная информация: mamilinanv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 14.03.2022

УДК 796.323

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ

Борис Григорьевич Маньшин, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Николаевна Власенко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Сергеевна Крутских, старший преподаватель, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета г. Владивосток

Аннотация

Техника современного баскетбола - многообразна и одним из важнейших технических приемом являются броски. Их точность, в конечном счете, и определяет успех в игре. Для более эффективного обучению броску и надежности выступления на соревновании, применение ментальных методов в краткосрочных движениях, даст возможность расширить двигательный потенциал, и на их основе сформировать более сложные двигательные движения. Включение ментальных методов в обучение двигательным действиям юных баскетболисток, как объективная необходимость расширения средств и методов для улучшения процесса освоения техническим элементам, повышения результативности выступления и обеспечения высокой надежности попадания штрафного броска при высокой напряженности.

Ключевые слова: обучение, баскетбол, ментальные методы, оптимизации процесса, двигательные действия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p252-257

TECHNICAL TRAINING OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS AGED 12-13 YEARS OLD BY USING MENTAL METHODS

Boris Grigoryevich Manshin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tatiana Niko-laevna Vlasenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Sergeevna Krutskikh, the senior teacher, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract

The technique of modern basketball is diverse and one of the most important technical techniques is throws. Their accuracy ultimately determines success in the game. For more effective training in throwing and reliable performance at the competition, the use of mental methods in short-term movements will make it possible to expand the motor potential, and on their basis to form more complex motor movements. The inclusion of mental methods in the training of motor actions of young basketball players, the objective need to expand the means and methods to improve the process of mastering technical elements, increase the effectiveness of performance and ensure high reliability of hitting a free throw at high tension.

Keywords: training, basketball, mental methods, process optimization, motor actions.

ВВЕДЕНИЕ

Многие исследователи подчеркивают мысль, что методы обучения, применяемые в настоящее время в спортивной практике, отстают на некоторых этапах от требований сегодняшнего дня. Вместе с тем, они указывают, что методы обучения существенно влияют на качество усвоения двигательных действий [2]. Основной упор в обучении делается на репродуктивные методы, которые не позволяют полностью использовать возросшие возможности внимания, памяти, мышления, других психических процессов с целью активизации познавательной деятельности занимающихся. Особенно большой эффект наблюдается во время начального обучения движениям, т. е. при решении образовательных задач урока. Однако четких, научно-обоснованных комбинаций применяемых методов в оптимизации процесса обучения юных баскетболистов базовым двигательным навыкам практика пока не имеет. В современной теории и практике спорта ментальный тренинг рассматривается как целостная система методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям [1], используемая в процессе систематического воспитания и самовоспитания спортсмена [4].

Цель исследования - практическое обоснование применения методов ментального тренинга в процессе обучения техническим действиям баскетболистов и на этой основе обеспечения надежности в соревновательной деятельности [3]. С задачами: определить различия в воздействии ментального тренинга на физические возможности и эффективность обучения техническим элементам броска, и экспериментально проверить воздействие ментального тренинга на выполнении двигательных действий в соревновательных условиях баскетболистками 12-13 лет.

В решении задач применялись методы: анализ методической литературы, анкетирования, тестирования, педагогическое наблюдение, педагогическое исследование, метод математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Проведенное анкетирование двадцати пяти респондентов в г. Владивостоке (тренеров-преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов по физической культуре), со стажем от 3 до 20 лет, и квалификационной категорией от второй до высшей, получили следующие результаты: 82% респондентов используют в своей работе психолого-педагогический метод и всего 18% опрошенных используют преимущественно метод психологической подготовки. 13% считают, что применение психологических методов в обучении должно осуществляться на этапе спортивного совершенствования, 21% считает, что они эффективны на этапе высшего спортивного мастерства и большая часть опрошенных - 65% думают, что применять эти методы необходимо на всех этапах обучения. 53% полагают, что при обучении технической подготовке в баскетболе их применение не эффективно. 32 % находят, что применение этих методов очень важно при обучении технической подготовке в баскетболе и 15% находят их бесполезность. Всего 8% респондентов используют их весьма часто, 10% довольно редко, 75% не используют в своей работе вообще и 7% ответили, что если бы знали эти методы, то использовали бы в своей работе. 68% ответивших, не знают ни одного метода ментального тренинга. 12% знают метод аутогенная тренировка, 8% знают метод идеомоторной тренировки, 12% знают метод мыслительной репетиции.

Педагогическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №57 г. Владивостока» в секции по баскетболу общеобразовательной школы в период с сентября 2019 по апрель 2020 г. В эксперименте принимали участие две группы, девочек 5 классов экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) по 15 человек, в возрасте 12-13 лет, занимающиеся по баскетбольной традиционной программе для общеобразовательных учреждений. В экспериментальной группе проводилась работа по овладению ментальных методов (аутогенной (АТ), идеомоторной тренировки (ИТ), ментальный видеотренинг (ВМ), мысленная репетиция соревновательной ситуации) и их применение при обучении техническим элементам среднего и штрафного броска.

Учащиеся ЭГ овладевали ментальным тренингом на четырёх этапах в учебно-тренировочном процессе и домашних заданиях, рассчитанных на самостоятельное овладение, для освоения мышечного и психического расслабления (релаксации) и создания необходимой основы для усвоения программ саморегуляции психического состояния. Этап 1 базисный трехмесячный систематический курс аутотренинга, включающего освоение 6 уровней, где каждый из сеансов базируется на предыдущем. Этап 2 восемь недель тренировочного процесса нацеленных на идеомоторную тренировку и ментальный видеотренинг - мобилизацию и концентрацию внимания, дальнейшее обучение техническим элементам технике броска. Этап 3 (6 недель) овладение базисного курса переходит в развитие и совершенствование ряда важных для спорта качеств с применением мысленной репетиции соревновательной ситуации - уверенности, спокойствия, сосредоточенности. Этап 4 (6 недель) непосредственной психологической подготовки к соревновательной борьбе в бросковых упражнениях на результат, в контрольных и тестовых заданиях -борьба со страхом неуверенности в выполнении навыков и формировании установки на успех в соревнованиях, выработка психологии победителя. График заданий подготавливается по этапам самим тренером.

Испытуемые начали, занимались баскетболом в течение учебного 2018-2019 года, поэтому показатели ОФП и СФП имеют средний результат, а в некоторых тестах даже низкий, по сравнению с занимающимися баскетболистами 12-13 лет в ДЮСШ. Результаты тестирования в группах по программным требованиям ОФП и СФП до педагогическо-

го эксперимента (таблица 1) имеют недостоверность различий между группами (Р>0,05). Таблица 1 - Показатели ОФП и СФП контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (п=30).____

№ Тесты Средние показатели В ед. t Достоверность различий (Р)

КГ (М ± m) ЭГ (М ± m)

1 Сгибание разгибание рук, в упоре лежа (кол-во раз) 3,5±0,32 3,4±0,32 0,1 0,25 >0,05

2 Бег 20 м (с) 4,58±0,11 4,59±0,11 0,01 0,06 >0,05

3 Бег 40 с по 2 раза (м) 269 ±4,76 270±5,84 1 0,13 >0,05

4 Прыжок в длину с места (м) 1,46±0,02 1,47±0,02 0,01 0,5 >0,05

5 Челночный бег 30 м 5х6 (с) 12,7±0,17 12,6±0,14 0,1 0,45 >0,05

6 Штрафной бросок 3х10 (кол-во раз) 3,6±0,32 3,5±0,32 0,1 0,22 >0,05

7 Броски с точек 4х10 (кол-во раз) 10,1±0,9 10,2±1 0,1 0,7 >0,05

В сентябре девочки приняли участие в районных межшкольных соревнованиях по баскетболу среди 2007-2008 г. р. Результаты попадания штрафных бросков с игры составили в КГ - 1,6 и ЭГ - 1,7 с разницей в 0,1 ед. (Р>0,05).

На протяжении первых трех месяцев в занятия ЭГ включался курс аутотренинга 12-15 минут, состоящих из шести уровней от расслабления мышц (ощущение тяжести) до ощущения прохлады в голове (холодный лоб), в котором каждый из освоенных уровней базировался на предыдущем. Для ускорения обучения навыкам релаксации были, использованы также психотехнические упражнения и игры, для закрепления приемов рекомендовались домашние задания. После двух месяцев аутотренинга, с целью ознакомления, в учебный процесс был включен метод идеомоторной тренировки, который проводили в начале занятия 12-15 мин. Следующие восемь недель учебного процесса обучения технике среднего и штрафного броска направлены на применение методов идеомоторной тренировки и ментальный видеотренинг. Аутотренинг проводился в брос-ковых упражнениях и заключительной части занятия коллективно.

После овладения базисным курсом, следующий этап предназначен для развития и совершенствования ряда, важных для спорта задач - приобретения учащимися уверенности, спокойствия, сосредоточенности при выполнении бросков, с применением метода мысленной репетиции соревновательной ситуации. Все бросковые тесты, контрольные броски на максимальный результат 1х1; 2х2; 5х5 выполнялись после сеанса психотренинга, в свободном положении сидя, или лежа на ковре, в положении на спине руки вдоль туловища, глаза закрыты. Выработка психологии победителя отрабатывалась в соревновательной борьбе в бросковых упражнениях на максимальный результат, в контрольных и тестовых заданиях, где проигравший «наказывался» дополнительными прыжками, бегом и др., а в коллективных бросках вся команда. Поэтому каждый из игроков боролся с неуверенностью и стремился к успеху в выполнении бросковых навыков.

Разнообразие ментальных методов, в отличие от традиционных курсов аутотренинга, позволяет каждое занятие делать непохожим на другое, что поддерживает у спортсменов интерес к процессу и играет дополнительную мотивирующую роль.

Сравнивая показатели КГ и ЭГ после педагогического эксперимента по ОФП и СФП (таблица 2), мы находим, что не все показатели улучшились. Показатели сгибания разгибания рук в упоре лежа увеличилось на 0,9%, что составляет 22,5%, результат оказался достоверным (Р<0,05), возможно ментальные методы повлияли на волевую подготовку при выполнении тестирования. Остальные показатели: скоростные, скоростно-силовые, координационные обнаружили не достоверные различия (Р>0,05).

Таблица 2 - Показатели ОФП и СФП у баскетболисток контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (п=30)._

№ Тесты Средние показатели В ед. В % t Достоверность

КГ (М ± m) ЭГ (М ± m) различий (Р)

1 Сгибание разгибание, в упоре лёжа (кол-во раз) 3,9±0,32 4,8±0,22 0,9 22,5 2,3 <0,05

2 Бег 20 м (с) 4,4±0,1 4,35±0,09 0,05 1,13 0,37 >0,05

№ Тесты Средние показатели В ед. В % t Достоверность различий (Р)

КГ (М ± m) ЭГ (М ± m)

3 Бег 40 с по 2 раза (м) 271±4,55 277±6,17 6 0,22 0,7 >0,05

4 Прыжок в длину с места (м) 1,48±0,02 1,52±0,02 0,04 2,7 1,41 >0,05

5 Челночный бег 30 м 5х6 (с) 12,4±0,16 12,1±0,12 0,3 2,4 1,5 >0,05

6 Штрафной бросок 3х10 (кол-во раз) 4,3±0,32 5,2±0,22 0,9 20,9 2,4 <0,05

7 Броски с точек 4х10 (кол-во раз) 13,8 ± 1 17,3±1,1 3,5 25,3 2,3 <0,05

На показатели СФП, где необходима техника и точность, ментальные методы оказали свое положительное влияние. Штрафной бросок в КГ после эксперимента составил 4,3, а в ЭГ 5,1 попаданий, повышение на 0,9 ед., что составляет 20,9% (Р<0,05). Результат средних бросков с точек увеличился на 3,5 ед., это составило 25,3% (Р<0,05).

В конце эксперимента, на весенних каникулах, девочки КГ и ЭГ приняли участие в школьных соревнованиях районного уровня данного возраста. Результаты технических действий фиксировались в протоколах: попадания штрафных, средних бросков и промахи. Результаты точности попадания штрафных и средних бросков в соревновательных условиях должны подтвердить влияние воздействий ментального тренинга на процесс обучения техническим элементам, повышение результативности и надежности попадания штрафного и среднего броска (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели точности штрафных бросков в соревновательных условиях контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Тесты

Средние показатели

КГ (М ± m)

ЭГ (М ± m)

В ед.

В %

Достоверность различий (Р)

Штрафной бросок на соревнованиях (кол-во раз)

2,3±0,11

3,8±0,32

1,5

65,2

4,4

<0,01

Средние броски (кол-во раз)

1,2±0,26

2,1±0,22

0,9

75,0

2,9

<0,05

t

Увеличение попаданий штрафных бросков в соревновательных условиях в ЭГ произошло на 1,5 ед., что составляет 65,2% (Р<0,01), средних бросков на 0,9 ед. или 75% (Р<0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ анкетных данных тренеров-преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов по физической культуре позволяет выявить актуальность включения методов ментального тренинга в обучении двигательным действиям юных баскетболисток в школьных секциях и ДЮСШ.

Применение методов ментального тренинга в процессе обучения техническим действиям баскетболисток показало их эффективность, как в обучении техническим элементам броска, так и в выполнении двигательных действий в соревновательных условиях.

Материалы исследования могут быть использованы для разработки методических рекомендаций по обучению, совершенствованию технических действий и соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бундзен П.В. Система психотренинга и психопрофилактики «Ментальный тренинг»/ П.В. Бундзен, М.А. Бендюков, А.И. Кирюшин // Вестник спортивной медицины России. - 2004. -№ 1-2. - С. 35-38.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - Москва : Советский спор, - 2009. - 200 с.

3. Маньшин Б.Г. Применение компьютерных систем в оценке подготовленности баскетболистов к соревновательной деятельности / Б.Г. Маньшин // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании: материалы Межвуз. науч. практич. конф. с междунар. участием (Москва, 24 марта 2021 г.) - изд. Москва : Московский педагогический государственный университет, - 2021. - С. 179-184.

4. Унесталь Л.Э. Основы ментального тренинга в спорте / Д.Э. Унесталь. - Санкт-Петербург : СПбНИИФК, 2002. - 25 с.

REFERENCES

1. Bundzen, P.V. and Bendyukov, M.A. and Kiryushin, A.I. (2004), System of psychotraining and psychoprophylaxis "Mental training", Bulletin of Sports Medicine of Russia, No.1-2, pp. 35-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of an athlete: fundamentals of theory and methods of education, 3nd ed., Soviet Sport, Moscow.

3. Manshin, B.G. (2021), "The use of computer systems in assessing the fitness of basketball players for competitive activity", paper presented at the Conference innovations and traditions in modern physical education, publisher, Moscow State Pedagogical University, Moscow, pp. 179-184.

4. Unestal, L.E. (2002), Fundamentals of mental training in sports, St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg.

Контактная информация: bgm-007@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.2022

УДК 796.012.2

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Елена Евгеньевна Марченко, старший преподаватель, Дмитрий Викторович Выпри-ков, кандидат педагогических наук, доцент, Рустам Илдарович Заппаров, старший преподаватель, Павел Александрович Кондратьев, преподаватель, Юлия Андреевна

Польщикова, старший преподаватель, Российский экономический университет имени

Г. В. Плеханова, г. Москва.

Аннотация

Введение. Координационные способности - это совокупность физиологических, психологических, морфологических свойств организма, которые обеспечивают двигательную деятельность человека. Развитие координационных способностей - основное условие подготовки детей к жизни и учебе в школе. Своевременное формирование системы физического воспитания, посредством физических упражнений позволяет избежать проблем в развитии детей. Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать применение экспериментальной методики занятий для развития координационных способностей студентов училища олимпийского резерва. Материал и методы: Исследование проводилось на базе ГБПОУ «МССУОР №1» МОСКОМСПОРТА с мая 2021 по декабрь 2022 года. В нашем эксперименте приняли участие 20 студентов, по 10 человек в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах. Методы: анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных результатов. Результаты исследования: Под влиянием занятий у школьников группы ЭГ зафиксировали улучшение всех показателей по сравнению с исходным уровнем. Выводы: Под влиянием занятий у студентов ЭГ зафиксировали улучшение всех показателей по сравнению с исходным уровнем. Это улучшение показателей доказывает эффективность использования разработанной методики для развития координационных способностей у студентов училища олимпийского резерва.

Ключевые слова: студенты, физическая подготовка, координационные способности. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p257-260

METHODOLOGY FOR DEVELOPING THE COORDINATING ABILITIES OF STUDENTS OF THE OLYMPIC RESERVE SCHOOL

Elena Evgenyevna Marchenko, the senior teacher, Dmitry Viktorovich Vyprikov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Rustam Ildarovich Zapparov, the senior teacher, Pavel Aleksandrovich Kondratiev, the teacher, Yulia Andreevna Polshchikova, senior teacher, Plek-hanov Russian University of Economics, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.