Научная статья на тему 'Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре'

Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
319
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SOCIAL INTEGRATION / ADAPTABLE PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хода Людмила Дмитриевна

В ходе исследования установлены модели социальной интеграции: базовая, смешанная, включающая и объединенная. Четырехуровневая структура социальной интеграции позволяет определить для детей и взрослых с нарушениями слуха доступный уровень интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хода Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental components of social integration methodology of deaf people in adaptable physical culture

The new models of social integration: basic, miscellaneous, inclusive and amalgamated were defined in the course of research. The fourth-level structure of social integration allows deaf children and grown-ups to establish the process of integration on the accessible level.

Текст научной работы на тему «Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре»

2. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторский // Народное образование.

- 2003. - № 2. - С. 58-64.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ ЛЮДЕЙ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Людмила Дмитриевна Хода, кандидат педагогических наук, доцент Технический институт (филиал) ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» (ТИ (ф) ГОУВПО «ЯГУ») г. Нерюнгри

Аннотация

В ходе исследования установлены модели социальной интеграции: базовая, смешанная, включающая и объединенная. Четырехуровневая структура социальной интеграции позволяет определить для детей и взрослых с нарушениями слуха доступный уровень интеграции.

Ключевые слова: социальная интеграция, адаптивная физическая культура

FUNDAMENTAL COMPONENTS OF SOCIAL INTEGRATION METHODOLOGY OF DEAF PEOPLE IN ADAPTABLE PHYSICAL CULTURE

Lyudmila Dmitrievna Hoda, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer Technical institute (branch of Sakha state university in Nerungry) named after M. Ammosov

Nerungry

Abstract

The new models of social integration: basic, miscellaneous, inclusive and amalgamated were defined in the course of research. The fourth-level structure of social integration allows deaf children and grown-ups to establish the process of integration on the accessible level.

Keywords: social integration, adaptable physical culture

В сфере общего образования наиболее известны результаты социальной и педагогической интеграции детей с нарушениями слуха. Однако педагогическая интеграция неслышащего ребенка в общеобразовательный класс не распространяется на уроки физической культуры и мероприятия спортивно-оздоровительной направленности. В теории и организации адаптивной физической культуры отсутствует информация о социальной и педагогической интеграции неслышащих людей разного возраста.

Экспериментальные исследования проводились в период с 1998 по 2004 годы на базе Государственного республиканского реабилитационного центра слуха и речи «СУВАГ » г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия), школы-интерната для неслышащих детей «СУВАГ» г. Хабаровска с участием детей 4-7 лет и 12-16 лет, а также нерюн-гринского районного отделения республиканского общества глухих с участием людей первого зрелого возраста.

В исследовании приняли участие 623 человека: дети и взрослые с нарушениями слуха - 549 человек, дети и взрослые с другими нарушениями - 56 человек, здоровые люди - 18 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В ходе анализа и обобщения научных работ были определены основные условия, учет которых позволяет эффективно проводить социальную интеграцию лиц с нарушениями слуха. С одной стороны, это -психофизическая готовность неслышащих людей к социальной интеграции в физкультурно-оздоровительные и спортивные коллективы здоровых сверстников и взрослых людей, которая включает в себя такие требования, как наличие достаточного уровня развития физических качеств и навыков вербального и невербального общения, с другой - организация условий, благоприятных для их интеграции в эти коллективы.

Необходимость психофизической подготовки лиц с нарушениями слуха к инте-

грации в физкультурный социум предполагала разработку технологии интенсивного воздействия на физическое состояние с учетом сенситивных периодов развития физических качеств для коррекции имеющихся нарушений двигательной сферы.

Для определения формирования сенситивных периодов развития физических качеств в период с 1998 года по 2000 год проведен анализ показателей 318 неслышащих детей 4-18 лет Дальневосточного федерального округа (табл. 1).

Таблица 1

Сенситивные периоды развития физических качеств ____________неслышащих детей 4 - 17 лет__________________________

Физические качества Возраст (лет)

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Быстрота (в беге) мд мд м мд д мд м

Сила мд мд д д мд мд

Скоростно-силовые качества мд мд д мд мд м д д

Выносливость (аэробная) мд мд мд мд

Гибкость мд мд мд мд мд мд

Координационные способности в беге мд мд д д д мд м

Равновесие (статическое) мд мд д д мд м

Морфологические характеристики мд мд мд мд мд мд

Примечание: «м» - мальчики, «д» - девочки

С учетом установленных периодов была разработана технология интенсивного воздействия на физическое состояние, которая включала в себя: направленность на развитие скоростных, скоростно-силовых (в игровых видах деятельности) и силовых качеств; ориентированность на подготовку к соревновательной деятельности (по видам спорта районной спартакиады детей и взрослых с нарушениями здоровья); ориентированность на сезонные периоды. Использование данной технологии позволило в короткий срок оптимально улучшить показатели физических качеств, компенсировать двигательные нарушения неслышащих детей и взрослых, создать благоприятные условия для интеграции.

В ходе экспериментальной деятельности была определена 4-уровневая структура социальной интеграции неслышащих детей и взрослых в различных видах адаптивной физической культуры (рис. 1):

- 1 уровень - базовая интернальная интеграция;

- 2 уровень - смешанная интернальная интеграция;

- 3 уровень - включающая экстернальная интеграция;

- 4 уровень - объединенная экстернальная интеграция.

Первый и второй уровни ориентированы на систему специального образования, предполагают систематические занятия в рекреационных группах и участие в соревнованиях внутри и между специальными учреждениями. Третий и четвертый уровни ориентированы на социум здоровых людей предполагают наличие показателей развития физических качеств близких или соответствующих возрастной норме здоровых сверстников.

В ходе исследования были апробированы следующие модели социальной интеграции.

Модель базовой интернальной интеграции предполагает 2 варианта интегрированных групп: 1 - объединение только неслышащих детей с разницей возрастного диапазона до 3-х лет, в том числе, имеющих сложную структуру нарушения; 2 - объединение лиц, имеющих разный уровень нарушения слуха.

Модель базовой интеграции первого варианта была реализована в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста. Базовая интеграция второго варианта была реализована на базе специального учреждения при проведении рекреационно-оздоровительных мероприятий для детей дошкольного и школьного

возраста. По модели базовой интернальной интеграции были организованы занятия адаптивной двигательной рекреацией в группах неслышащих людей зрелого возраста на базе отделения общества глухих, а затем на базе спортивного комплекса.

Рис. 1. Структура социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуре

Модель смешанной интернальной интеграции была реализована в адаптивном спорте при участии школьников с нарушениями слуха в районной спартакиаде детей инвалидов по девяти видам спорта (шашкам, шахматам, плаванию, настольному теннису, дартсу, мини-футболу, волейболу, баскетболу, пауэрлифтингу) и взрослых инвалидов по слуху в спартакиаде по семи видам спорта (настольному теннису, минифутболу, ходьбе на лыжах, волейболу, шашкам, шахматам, общефизической подготовке).

Модель включающей экстернальной интеграции была апробирована в адаптивном спорте при участии неслышащих школьников в соревнованиях здоровых детей в г.г. Хабаровск и Нерюнгри. В адаптивной двигательной рекреации данная модель реализована при интеграции неслышащих женщины в оздоровительную группу степ-аэробики. Для мужчин и женщин другой группы были организованы занятия волейболом 1 раз в неделю в интеграционной группе слышащих взрослых.

Объединенная экстернальная модель интеграции реализована в адаптивной двигательной рекреации на базе спортивного комплекса в экспериментальной интеграционной группе по волейболу детей 14-16 лет разного нозологического состава: дети с нарушением слуха - 6 человек и 6 слышащих детей: дети с задержкой психического развития (2 чел.), дети с нарушением опорно-двигательного аппарата легкой степени (2 чел.), здоровые дети (2 чел.).

Разработанная структура социальной интеграции в адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации, адаптивном оздоровительном спорте позволила при проведении различных форм адаптивной физической культуры создать условия выбора индивидуального уровня интеграции в зависимости от психофизических возможностей занимающихся с нарушениями слуха на каждом возрастном этапе развития.

Социальная интеграция в различных видах адаптивной физической культуры базировалась на следующих принципах.

Учет психофизических возможностей (индивидуализации). В адаптивном физическом воспитании принцип индивидуализации неотделим от принципа дифференциации - объединения детей в относительно однородные группы с учетом клинического диагноза, возраста, соматического состояния. В адаптивной двигательной рекреации и адаптивном оздоровительном спорте сущность принципа индивидуализации заключается в учете психофизических возможностей, возраста, клинического диагноза. В процессе физкультурно-оздоровительных занятий поддерживается стремление занимающихся к проявлению и развитию индивидуальных двигательных и психических способностей.

Сменяемость уровней социальной интеграции (адаптированности). Четырехуровневая структура социальной интеграции позволяет при проведении физкультурнооздоровительных и спортивно-оздоровительных занятий создавать условия для осуществления интеграции по модели соответствующего структурного уровня в зависимости от психофизических возможностей занимающихся. Особое значение данное положение имеет для детей, имеющих сложную структуру нарушения, так как позволяет на каждом конкретном уровне проводить социально-средовую, социальнопедагогическую, социально-психологическую и физическую подготовку к интеграции в общество здоровых людей.

Доступность интеграционной среды. В адаптивной двигательной рекреации и адаптивном спорте для реализации принципа доступности интеграционной среды необходимо соблюдение условия равных прав на занятия в спортивных школах и оздоровительных комплексах, непрерывности физкультурного образования на различных возрастных этапах развития.

Готовность интеграционной среды. Наибольший эффект социальной адаптации заключается в обеспечении психологического комфорта человека с нарушением в развитии, гуманистического отношения к личности инвалида, готовности людей принять их в качестве равноправного члена общества.

Взаимодеятельность в интеграционной среде (сотрудничество). Взаимодеятель-ность представляет совместную деятельность занимающихся, их общение (вербальное и невербальное) как форму деятельности в качестве условия, средства и движущей силы интеграции. Механизм подобного взаимодействия видится в сочетании способности не только действовать, но и воспринимать деятельность других. При этом речь идет о взаимодействии занимающихся как между собой, с педагогом, так и с другими лицами социального окружения.

ВЫВОДЫ

Разработанная методология социальной интеграции лиц с нарушениями слуха в различных видах адаптивной физической культуры, основными компонентами которой являются установленные модели социальной интеграции, ее четырехуровневая структура, технология интенсивного воздействия на физическое состояние, принципы социальной интеграции неслышащих людей, позволила расширить содержание и организацию интегративной функции адаптивной физической культуры лиц с нарушениями слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.