Научная статья на тему 'Основные содержательные конструкты проекта образовательной программы в современном вузе'

Основные содержательные конструкты проекта образовательной программы в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAM / DESIGN OF EDUCATIONAL PROGRAMS / EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / STRUCTURE OF EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джанкезов Рашид Хамидбиевич, Джанкезова Светлана Борисовна

Статья посвящена рассмотрению проблемы проектирования образовательных программ. Раскрыта сущность понятия «образовательная программа» как документа, определяющего содержание и направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения, а также описываются принципы и критерии её построения. Проанализированы нормативные документы, определяющие проектирование образовательных программ. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению составляющих элементов структуры образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джанкезов Рашид Хамидбиевич, Джанкезова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main substantive constructs of the project of the educational program in a modern university

The article is devoted to the consideration of the problem of designing educational programs. The essence of the concept of “educational program” as a document defining the content and direction (profile) of a particular educational institution is disclosed, and the principles and criteria for its construction are described. Analyzed regulatory documents defining the design of educational programs. Particular attention is paid to the consideration of the constituent elements of the structure of the educational program.

Текст научной работы на тему «Основные содержательные конструкты проекта образовательной программы в современном вузе»

Выводы. В окончании работая над проблемой развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что использование планомерного, систематического применения русских народных сказок станет эффективным средством развития связной монологической речи. сказки помогают детям излагать свои собственные мнения к прослушанному.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: Перспектива, 2013. - 32 С.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, - М.: изд. Центр «Академия», 2000. - 400 С.

3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика Синтез, 2002. - 272 С.

4. Гриценко, З.А. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. - М.: Линка - Пресс. 2003.

5. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей. / Ю.А. Лебедев - Владос, 2001.

6. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст].: научно - метод. Пособие / О.С. Ушакова. - М.: РАО, 1997. - 136 С.

7. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 С.

Педагогика

УДК: 378.4

старший преподаватель Джанкезов Рашид Хамидбиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск); старший преподаватель Джанкезова Светлана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск)

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКТЫ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы проектирования образовательных программ. Раскрыта сущность понятия «образовательная программа» как документа, определяющего содержание и направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения, а также описываются принципы и критерии её построения. Проанализированы нормативные документы, определяющие проектирование образовательных программ. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению составляющих элементов структуры образовательной программы.

Ключевые слова: образовательная программа, проектирование образовательных программ, образование, федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа, структура образовательной программы.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the problem of designing educational programs. The essence of the concept of "educational program" as a document defining the content and direction (profile) of a particular educational institution is disclosed, and the principles and criteria for its construction are described. Analyzed regulatory documents defining the design of educational programs. Particular attention is paid to the consideration of the constituent elements of the structure of the educational program.

Keywords: educational program, design of educational programs, education, federal state educational standard, basic educational program, structure of educational program.

Введение. Проблема проектирования образовательных программ в последние десятилетия занимает существенное место в педагогическом процессе, так как реализация образовательных услуг образовательным учреждением детерминирована ее образовательной программой.

Изложение основного материала статьи. Целью нашей работы является раскрытие сущности понятия «образовательная программа», а также описание принципов и критериев её построения.

Программа в переводе от греческого слова «programma» означает «объявление, распоряжение». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «программа» трактуется по-разному, как «1. План деятельности, работ. 2. Изложение содержания и цели деятельности ...организации или отдельного деятеля. 3. Краткое изложение содержания учебного предмета. 4. Описание алгоритма решения задачи на языке ЭВМ» [3, с. 597]. Второй пункт трактовки слова «программа» наиболее полно раскрывает ее значение, как содержания и цели деятельности. Если рассматривать программу образовательного учреждения, то следует рассматривать ее исходя из данного значения.

В современной науке понятие «образование» рассматривают с разных позиций. «Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [5, с. 78]. Если рассматривать образование с этих позиций, то оно выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения людей.

Следующая позиция - это определение образования как социального явления. Образование как социальное явление - это, прежде всего, объективная общественная ценность. «Образование как социальное явление - это относительно самостоятельна система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития» [5, c. 83].

Третья позиция, которой мы придерживаемся, рассматривает образование как педагогический процесс. «Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии» [5, с. 84].

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «образование» определяется, как «общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности» [6, с. 3]. Это определение понятия «образование» шире, чем вышеприведенные. В нем образование рассматривается и как процесс, и как результат этого процесса.

Итак, под образованием мы будем понимать целенаправленный педагогический процесс воспитания и обучения, осуществляемый в государственных образовательных учреждениях в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

В современной образовательной практике результаты образования формулируются на языке компетенций. Компетенции как результаты задаются ФГОС. Образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в области образования. Как указывает П.И. Пидкасистый: «Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля» [4, с. 213].

Посредством образовательных программ реализуются требования образовательного стандарта. Поэтому дальнейшая наша работа детерминирована определением сущности понятия «образовательная программа».

Термин «образовательная программа» в психолого-педагогической литературе употребляется в различных значениях:

1) «образовательная программа как документ, определяющий содержание, направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения;

2) образовательная программа школы как учреждения при переходе его работы из режима функционирования в режим развития. Такая программа представляет собой описание системы мероприятий, осуществляемых школой для достижения поставленных целей;

3) образовательная программа как основа индивидуализации обучения» [7].

В соответствии с предметом нашего исследования, рассмотрим первый вариант значения понятия «образовательная программа», как документ, определяющий содержание и направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения.

В педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, что «образовательные программы - это документы, определяющие содержание образования вех уровней и направленности. В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные» [1, с. 174]

Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» поясняется, что «Образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов" [6, с. 4].

Проектирование образовательных программ находится в зависимости от ряда условий. Одним из определяющих условий являются нормативные документы. Основными нормативными документами, определяющими проектирование образовательных программ в Российской Федерации, как известно, являются Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», а также федеральные государственные образовательные стандарты.

Как известно, образовательные программы разрабатываются самостоятельно и утверждаются организацией, которая осуществляет образовательную деятельность, но в соответствии с требованиями вышеперечисленных законодательных актов РФ.

Так, в Конституции РФ ст. 43, ч. 1 определяется право гражданина на образование [2, с. 9]. Вместе с тем, в п. 1 статьи 12 Федерального закона «Об образовании РФ» указывается, что образовательные программы определяют содержание образования. «Содержание образования должно ... обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [6, с. 16].Следовательно, в образовательной программе необходимо определить условия, при которых предоставляется возможность получить данный вид образования гражданами России в зависимости от их потребностей.

Так, в ст. 12 Федерального закона отмечается, что при реализации основных образовательных программ в организациях, имеющих государственную аккредитацию соблюдение ФГОС ВО обязательно. Поэтому при построении образовательной программы в конкретном образовательном учреждении необходимо соблюдать требования, предъявляемые ФГОС ВО:

1) к структуре основных образовательных программ; к соотношению частей основной образовательной программы и их объему; к соотношению части, формируемой участниками образовательного процесса и обязательной части основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе финансовым, кадровым, материально-техническим и др.;

3) к результатам освоения основных образовательных программ.

Значит, при разработке образовательной программы требования предъявляются к ее структуре, условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ.

Как известно, образовательная цель образовательного учреждения определяется его видом, а также предоставляемыми им образовательными услугами. Так, в среднем общеобразовательном учреждении выпускник получает среднее полное образование, а в вузе - получает профессиональное образование. В зависимости от конечного результата намечается цель, и выдвигаются задачи для ее достижения. Значит, определение содержания образовательной программы зависит от вида образовательного учреждения, в котором реализуется данная программа.

Так, п. 2. статья 12. в Федеральном законе «Об образовании в РФ» поясняется, что «в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы» [6, с. 16]. Так же отмечается, что «к основным образовательным профессиональным программам относятся:

1) «образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена» [6, с. 16];

2) «образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки» [6, с. 16].

П.7.ст.12 указывается, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В организациях, которым разрешено Федеральным законом разрабатывать и утверждать образовательные стандарты самостоятельно, разрешается разрабатывать соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов» [6, с. 16-17].

«Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если или иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в РФ» [6, с. 17].

В соответствии с ФГОС ВО высшие учебные заведения разрабатывают основные образовательные программы и обязаны ежегодно обновлять их с учетом развития науки, техники, культуры, технологий, экономики и социальной сферы.

Наше исследование предполагает определение структуры образовательной программы, то есть ее составляющих элементов.

Изучение вузовской документации позволяет нам констатировать, что основная образовательная программа направления подготовки высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки, уровню высшего профессионального образования, профилю с учетом формы обучения. Структура образовательной программы включает в себя:

1) учебный план;

2) рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин;

3) материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов;

4) программы учебной и производственной практик, календарный учебный график;

5) методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Итак, основным элементом в структуре основной образовательной программы является учебный план, документ регламентирующий содержание высшего образования. Принято выделять три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

На уровне общего теоретического представления ФГОС ВО находит отражение в учебных планах по разным специальностям и профилям. Структура учебного плана включает несколько компонентов: федеральный компонент, в котором реализуется ФГОС ВО, национально-региональный. Она должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям студентов, динамике их развития в процессе обучения. В ней обязательно должны учитываться индивидуальная избирательность студентов к содержанию, виду и форме учебного материала и характер познавательной мотивации (учебные интересы, их направленность).

Следующим необходимым элементом в структуре основной образовательной программы является наличие рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины является «нормативным документом, раскрывающим содержание знаний, умений и навыков, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение» [5, с. 151].

В структуру современных рабочих программ в обязательном порядке входит: сетка распределения часов дисциплины по семестрам; цель и задачи освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ОПОП направления подготовки; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля); перечень формируемых знаний, умений и навыков; наименование разделов дисциплины, тем, вид занятия; образовательные технологии; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля); материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

В структуру основной образовательной программы как обязательный его элемент входят программы учебной и производственной практик, календарный учебный план-график.

Следующим необходимым элементом в структуре ОПОП являются методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий. В ОПОП в основном направлена на формирование следующих компетенций: общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК). Как нормативный документ ОПОП разрабатывается усилиями многих специалистов.

Выводы. Итак, из вышеизложенного следует, что структура проектирования образовательной программы вузов включает в себя: учебный план; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин; материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся; программы учебной и производственной практик, календарный учебный график; методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Литература:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

2. Конституция Российской Федерации: по сост. На 2014г. - М.: Эксмо, 2014. - 32 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. - 928 с.

4. Пидкасистый П. И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / [П.И. Пидкасистый, О.Б.Тыщенко] // Педагогика. - №5. - 2000.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для ст-ов вузов / В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2014. - 134 с.

7. Якиманская И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - С. 39-47

Педагогика

УДК: 378.189

старший преподаватель Дулалаева Людмила Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ: ОРГАНИЗАЦИЯ

ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФАКУЛЬТЕТЕ СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

КНИТУ

Аннотация. В статье рассматриваются различные способы формирования толерантности студентов. Приводятся и анализируются примеры организации воспитательной работы, направленные на усиление толерантного отношения. Как результат этих мероприятие - воспитание терпимости и умение воспринимать разные культуры и взгляды.

Ключевые слова: толерантность, воспитательная работа, внеаудиторная деятельность.

Annotation. The article deals with different ways of student's tolerance development. It gives the examples of organizing extracurricular activities aimed for the strengthening tolerant attitude. These activities result in tolerance education and ability to perceive different cultures and views.

Keywords: tolerance, educational work, extracurricular activity.

Введение. Процесс глобализации с ее противоречивыми явлениями, происходящее в современном мире, ставит перед высшим профессиональным образованием задачу подготовки студентов к жизни в эпоху многонациональной среды, а также умение общаться с людьми разного вероисповедания и национальностей. Готовность понимать и воспринимать многообразие этнических, религиозных и культурных различий и требует внедрение в сознание студентов толерантного мышления. В «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность, происходящая от латинского слова tolerantia (терпимость), обозначена как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [3: 88]. В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации», в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования также отмечается о необходимости формирования компетенций будущего специалиста в поликультурной среде. Образовательная среда высшего учебного заведения - это, по сути, поликультурное общество, которое не только формирует профессионально личностные качества студентов, но может способствовать формированию толерантности в условиях многонациональной профессиональной среды.

Для более эффективного воспитания студенческой молодежи необходимо проводить воспитательную работу, направленную на формирование толерантности, как в процессе аудиторной, так и внеаудиторной деятельности. Воспитательная внеаудиторная работа в университете определяется как вид совместной деятельности преподавателей и студентов, организуемые и проводимые во внеаудиторное время и направленные на формирования личности будущего специалиста, обладающего базовыми качествами, в том числе толерантностью и эмпатией [1: 19]. К основным задачам воспитательных внеаудиторных работ исследователи включают нравственное воспитание студента, развитие его интересов, формирование креативности и другие [4: 2]. В процессе внеаудиторной деятельности студенты работают вместе, общаются друг с другом, у них появляется возможность реализовать свой творческий потенциал. Специалисты в области межкультурного образования подчеркивают важность включения воспитательного аспекта в основные предметы и в учебную программу, что способствует формированию у студентов инициативности, самостоятельности, способности к успешной адаптации к общественным отношениям [2: 89]. Успешное формирование толерантности требует проведения систематической воспитательной работы во внеаудиторное время, которая должна быть направлена на национальные ценности народов, живущих как на территории Республики Татарстан, так и других народов, приехавших учится их других государств, на уважительное отношение, избежание высокомерия и вероломства.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день Казанский национальный исследовательский технологический университет является поликультурной образовательной площадкой, где проходят обучение представители разных национальностей и культур из соседних Татарстану республик и областей, а также из ближнего и дальнего зарубежья. На Факультете социотехнических систем (ФСТС) 20% студентов - это молодежь, приезжая из других стран для получения престижного профильного высшего образования. Поэтому формирование толерантности становится насущной проблемой и порой формировать толерантное поведение самостоятельно для студентов становится невозможно. Наша задача, как специалиста по воспитательной работе, это способствовать позитивному межнациональному общению в ходе внеаудиторных мероприятий и показать студентам достоинства каждого народа. Поэтому на базе факультета проводится множество мероприятий, которые являются одним из эффективных подходов, направленных именно на воспитание толерантного сознания в условиях многонационального общества. Рассмотрим наиболее значимые из них.

1. Конкурс «Полиглот», проводимый совместно с кафедрой Иностранных языков в профессиональной коммуникации на базе факультета ФСТС. Студенты всего университета объединяются в команды по 5 человек, заранее они готовят видео-открытки и короткие презентации о себе в качестве заявки для участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.