М.Н. Дробышева
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КуЛЬТуРЫ
санкт-петербурга
171
I. День рождения СПбГУ
Празднование 290-летия Санкт-Петербургского государственного университета началось 8 февраля выстрелом в полдень пушки Петропавловской крепости. Почётное право дать залп с Нарышкина бастиона осуществили ректору СПбГУ Н.М. Кропа-чеву и председателю Студенческого совета Анастасии Смирновой. Вечером того же дня в Актовом зале Университета открылся фестиваль «Студенческая неделя классической музыки» выступлением музыкантов Международного симфонического оркестра и хора «Таврический» и солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, а также любительских студенческих хоровых коллективов.
Празднования в СПбГУ продлились почти неделю и включили «День науки» (10 февраля), «День студента СПбГУ» (13 февраля), «День универсанта» (14 февраля) и много других мероприятий.
12 февраля ректор СПбГУ Н.М. Кропачев встретился с руководителями ведущих школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а днем студенты и преподаватели Университета побывали в Мариинском театре на балете Хермана Левенскьольда «Сильфида».
Завершилась программа торжественных мероприятий 15 февраля. «Открытый университет» - так назвали устроители этот день. Тогда прошли открытые лекции в СПб-ГУ, можно было посетить экскурсии по университетским музеям, научную библиотеку им. М. Горького, оранжереи Ботанического сада Университета.
Особо хочется отметить «Зимние Олимпийские игры СПбГУ», состоявшиеся на Кадетской линии в здании, расположенном недалеко от филфака. Перед началом игр можно было свободно пообщаться с ректо-
ром СПбГУ Н.М. Кропачевым. «От наведения порядка во всех сферах жизни Университета, ремонта зданий Университет резко подвинулся вперёд. Одно из достижений сегодняшнего Университета - то, что финансирование научных исследований мы перевели на внутренний конкурс, который проводит Экспертный совет. В него входят экс-министр финансов Алексей Кудрин, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук, лауреат филдсофской премии Станислав Смирнов, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко». Ректор рассказал и о том, что «возросла заработная плата и что директоров институтов при Университете назначает ректор, и им не надо быть для этого выдающимися учёными. У нас учёные не должны занимать административные должности».
Студенческие Олимпийские игры в СПб-ГУ открылись, как и в Сочи, торжественно - участников встретили Афина Паллада и её свита, затем был зажжен Олимпийский огонь. После приветственного слова ректора Университета «олимпийцы» отправились, разбившись на команды, на старты - выполнять полученное задание в границах зоны: Васильевского острова, Малого проспекта, 26-й линии и её геометрического продолжения - Невы. Победителями стала команда студентов-журналистов. После финального подведения итогов студенты Университета ещё долго не расходились, пили чай с хот-догами. Всем хотелось обсудить игру, повеселиться с друзьями.
Так 13 тысяч сотрудников и более 30 тысяч студентов, сотни тысяч выпускников смогли отметить 290-летие Университета, но череда юбилейных мероприятий не ограничится в течение всего 2014 года.
В честь 140-летия со дня рождения В.Э. Мейерхольда
В Александринском театре в Царском фойе 17 февраля прошёл вечер в честь 140-летия со дня рождения одного из крупнейших режиссёров XX века Всеволода Мейерхольда, который с 1908 по 1918 год создал здесь 20 спектаклей. Среди них были такие
шедевры театрального искусства, как «Дон Жуан», «Гроза», «Маскарад». Об этом поведал заместитель художественного руководителя Александринского театра А.А. Чепуров.
Этот музыкальный вечер посвящён театральной истории ХХ в., неизвестной музыке
поэта и композитора Михаила Кузмина, написанной более ста лет назад к первому варианту мейерхольдовского спектакля. Работая над замыслом «Маскарада», Вс.Э. Мейерхольд за шесть лет до премьеры обратился к своему другу Михаилу Кузмину с просьбой сочинить десять музыкальных номеров к будущей постановке «Маскарада». В исполнении петербургских музыкантов Виктора Высоцкого и Тамары Марченко в этом концерте прозвучали в царском фойе произведения композитора: романс Нины «Когда печаль слезой невольной...», а также полонез, вальс, полька, галоп и другие миниатюры, сочинённые к спектаклям Мейерхольда «Балаганчик», «Шут Тантрис», «Красный кабачок». Режиссёру было близко музыкальное творчество будущего знаменитого поэта Кузмина, который в начале ХХ в. утверждался как композитор. Но, как сообщил слушателям музыковед, кандидат искусствоведения, автор этой программы Павел Дмитриев, музыка Кузмина к «Маскараду» не удовлетворила дирекцию императорских театров и была отклонена. Вс. Мейерхольд пытался защитить своего друга и оказался буфером между конфликтующими сторонами. Несомненно, по художественному уровню сочинения Кузмина уступают музыке Глазунова, но тем не менее кузминский вариант заслуживает внимания ценителей музыкального искусства.
Это отметил и художественный руководитель Александринского театра, народный артист России Валерий Фокин, поблагодарив музыкантов за интересный экскурс в историю театра, исполненный артистично, с тонким вкусом, и главное - познавательно для нашей молодежной аудитории. «Сейчас, когда мы говорим об острой необходимости окультуривать нашу культуру, приобщаться к её богатствам позволил мейерхолдьдовс-кий вечер, показав нам, как много полезного мы можем почерпнуть из прошлого», - сказал Валерий Фокин, который в этом году представит на суд петербургских зрителей свою постановку лермонтовского «Маскарада».
В Александринском театре в царском фойе 28 февраля прошла презентация книги известного журналиста и критика Марины Токаревой «Сцена между землёй и небом. Театральные дневники XXI века», посвя-щённая первым двенадцати годам нового века, когда создавали свои спектакли выдающиеся режиссёры Лев Додин, Валерий Фокин, Анатолий Васильев, Роберт Стуруа, Сергей Женовач, Пётр Фоменко, Дмитрий Крымов. Это событие удивительно совпало с днём рождения Валерия Фокина, которого поздравили артисты театра Игорь Волков, Сергей Паршин, Янина Лакоба и артисты МДТ - театра Европы, а также Лев Додин и Валерий Галендеев.
Камерная сцена на Литейном
о
Театр на Литейном отметил 26 февраля 105 лет со дня своего основания открытием Камерной сцены и новым спектаклем «Роман в письмах» в постановке Игоря Ларина по незавершённому произведению А.С. Пушкина. Театр был основан в 1909 году на Литейном проспекте. Эта сцена существовала под разными названиями. В эпоху Серебряного века здесь творили Всеволод Мейерхольд, Михаил Фокин, Михаил Кузмин. В период красных пролетарских театров музыку к спектаклям ТРАМа сочинял молодой Дмитрий Шостакович. В эпоху «оттепели» в Театре драмы и комедии, которым тогда руководил Яков Хамарнер, осваивали профессию режиссёра Кама Гинкас, Лев Додин, Генриэтта Яновская, начал оформлять спектакли Эдуард Кочергин. Новый этап творческой жизни театра связан с именем нынешнего художественного руководителя театра Игоря Ларина - режиссёра-постановщика таких спектаклей, как «Театральный роман» М. Булгакова, «Блоха» Н. Лескова, «Пиковая
дама». Детей и родителей ждет необычная трактовка знаменитого мюзикла «Бремен-ские музыканты» в постановке Александра Невинского. Открытие Камерной сцены стало важным событием для театра. Поднявшись по лестнице большого фойе, зритель оказывается в пространстве камерных спектаклей, моноспектаклей, экспериментальных работ - так задумана концепция сцены. Об этом поведал собравшимся журналистам Игорь Ларин и предложил им стать первыми посетителями Камерной сцены, а также посмотреть спектакль «Роман в письмах» в исполнении Веры Щербаковой, Марии Ивановой, Игоря Ключникова, Никиты Кузьмина, которые разыграют нежную, трогательную историю первой любви, где они поют, читают стихи Пушкина, говорят о любви, но за всем этим прорывается смелая пушкинская позиция, взгляд современника на ситуацию в России, которая во многом перекликается с событиями нашей современности, которые мы переживаем сегодня.