Основные российские и китайские направления формирования пограничной зоны
Ордынская Юлия Владимировна
старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет 680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тиюокенская, 138
Статья из рубрики "Градостроение"
Аннотация.
Предметом исследования являются приграничные территории между двумя государствами - Россией и Китаем. В настоящее время в южном районе Дальнего Востока и на территории Северо-Востока Китая в зоне пограничья структурно выделяются несколько перспективных направлений. При разных стратегических целях реализации государственных программ они взаимодополняют друг друга. Данные направления имеют большую вероятность реализации и могут обеспечить сопряжённое развитие пограничных систем расселения. Это связано с тем, что во всех них четко прослеживаются определенные исторические закономерности, которые в большей степени обусловлены особым режимом развития пограничной зоны. В исследовании для определения основных приоритетных направлений развития пограничных территорий применяется пофакторный анализ и системный метод, также были учтены не только современные, но и исторические тенденции и особенности в градообразовании и расселении пограничной территории двух государств. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые были системно рассмотрены китайские и российские программы развития территорий ("Открытый город", "Русский картал"( Китай); "Закон о дальневосточном гектаре" и "Закон о территориях опережающего социально-экономического развития" (Россия), реализация которых приведет к очередной функциональной и структурной трансформации градостроительных систем в зоне пограничья.
Ключевые слова: программа, развитие, город, поселение, система, эволюция, территория, ареал, трансформация, расположение
DOI:
10.7256/2310-8673.2019.2.29248
Дата направления в редакцию:
19-03-2019
Дата рецензирования:
16-03-2019
Дата публикации:
19-03-2019
Исследование проведено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 18-312-00133
1 направление - формирование Территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
В настоящее время приоритетным становится целенаправленное формирование Территориий опережающего социално-экономического развития (Федеральный закон № 473), которые определяют региональные точки роста. В следствии этого идет формирование небольших локалов (приближенных к российско-китайсской границе), рассредоточенных на территории, в которых идет концентрация среднего и крупного
бизнеса [7]. Их взаимосвязи (функциональные, инфраструктурные, миграция населения) станут определять новый каркас расселения. Кроме существующих ТОСЭР определяются новые ареалы с большим экономическим потенциалом, которые могут в скором войти в состав территорий опережающего развития - Дальнереченск, Белогорск и др. В настоящее время данные населенные пункты развиваются в рефлексивном режиме, а реализация их ресурса связана с сбалансированным развитием сложившихся систем расселения в пограничной зоне. В федеральной программе акцент ставится на населенных пунктах, на развитии их градообразующих функций, на усилении внутрирегиональных связей (рис.1,2,3).
Рисунок 1. ТОСЭР ЕАО И Хабаровского края
Рисунок 2 . ТОСЭР Приморский край
Рисунок 3. ТОСЭР Амурская область
Пограничная система расселения поддается прогнозированию, поскольку прослеживается траектория ее современной трансформации - смешанное население, ежедневная, периодическая и эпизодическая миграция, организация совместных производств, взаимодополняемость в районообразущем блоке и т.д. Но ее развитие будет проходить в режиме обострения, так как практически все российские населенные пункты входят в зону риска.
Образование территорий активного развития предполагает их формирование отдельными локалами вдоль российско-китайской границы и направлено на усиление ее охранных и контрольно-пропускных функций. Развитие пограничной территории Дальнего Востока связаны с различными факторами риска, которые необходимо учитывать при прогнозировании системы расселения. Увеличение числа территорий опережающего развития приведет к новому этапу формирования экономической базы юга Дальнего Востока за счет снижения данных факторов, выявленных в погранпоселениях. Определено, что для зоны пограничья уровень риска затрагивает природно-экологические, социально-демографические и инфраструктурные сферы (слабый демографический потенциал, повышенная антропогенная нагрузка на флору и фауну, отсутствие развитой инфраструктуры, наличие подтопляемых территорий) [4,5].
2 направление - градостроительное освоение территории по программе «Закон о дальневосточном гектаре».
В историческом прошлом аналогичное явление можно отметить при освоении пограничных земель казаками (11-я половина XIX в.),крестьянами (Столыпинская
аграрная реформа1906-1911 гг. - построить великую Россию за 20 мирных лет.), дачное строительство. Также в прошлом вдоль границы были созданы укрепрайоны, первоначально казаками (II половина Х1Хв.), а затем и военными (30-50-е гг. ХХ в.).
В настоящее время в западных районах России осуществляется программа «Родовое поместье», основные нормы которой отражены в Земельном кодексе Ш. С 2016 г. в регионе началась реализация федеральной программы «Дальневосточный гектар», основной целью которой является закрепление и привлечение населения извне на
Дальний Восток [6]. Кроме этого, программа рассчитана на развитие малого бизнеса. На конец 2017 года землю получило 100 тыс. человек. Гектар предоставляется в аренду сроком на 5 лет, в течение которых он должен быть освоен по целевому назначению.
Существенным аспектом в программах является право собственности на землю. Родовое поместье не может быть продано. Законопроектом предусмотрена денежная компенсация владельцу родового поместья за постройки на земле в случае передачи земли в иное владение. Поместье изымается в пользу государства, если после смерти владельца нет наследников. Это свидетельствует о том, что человек привязывается к месту проживания. При анализе двух программ «Родовое поместье» и «Дальневосточный гектар» отмечены существенные различия. При государственной поддержке имеет возможность реализоваться на 60 % национальная программа «Дальневосточный гектар». Исторических аналогий формирования родовых поместий на Дальнем Востоке не было. В настоящее время образовано только одно родовое поместье в пригороде Биробиджана «Исток» с численностью населения в три семьи.
По прогнозам экономистов и социологов по программе «Дальневосточный гектар» можно переселить с западных районов примерно 600 тыс. человек (10 % от численности населения региона). Первые показатели данного процесса проявятся через 5 лет. Это является первым шагом к аграрной урбанизации юга Дальнего Востока и формированию самостоятельного сектора экономики. При реализации ТОСЭР получит развитие крупный и средний бизнес, при дальневосточном гектаре - средний и малый бизнес.
3 направление - формирование в пограничье «Открытого города».
В историческом прошлом открытой зоной являлась 50 верстовая полоса вдоль российско-китайской границы, которая являлась прототипом современных свободных экономических зон. Официально пограничная полоса (межселенная территория) по обе стороны границы определена в 25 км., в зоне которой действует пограничный режим.
Одновременно с выделением на российской стороне ТОСЭР на китайской пограничной территории осуществляется программа «Открытый город», которая определяет активное формирование международных связей, включение в международное разделение труда и распределение градообразующих блоков. Вектор формирования «Открытого города» направлен на российскую сторону. Следовательно, активно будет формироваться открытая зона на китайской стороне. Это приведет вновь к образованию по обе стороны границы фронтира, через который будет осуществляться обмен (продуктами, товарами, услугами, информацией, технологиями и т.д.).
Программа «1375» разработана как дорожная карта, которая должна лечь в основу действий городских властей в сферах градостроительной, транспортной, экологической политики, благоустройства и функциональной организации приграничных «Открытых городов» Северо-Востока Китая, провинции Хэйлунцзян и Цзылинь, Автономного округа Внутренняя Монголия
Концепция, изложенная в Программе «1375» («Русский квартал», «Сложный город», «Смарт-город»), отражает новый путь развития процесса урбанизации в приграничных городах Северо - Востока Китая.
1 - Одна цель: разработка стратегии для образования нового общего городского пространства, через реорганизацию территории путём создания разнообразной интегрированной городской среды для китайцев и русских;
3 - Три пути достижения цели:
1) «Оптимальный баланс» - поиск оптимального баланса интересов жителей и иммигрантов при решении развития городского пространства города смешанной культуры;
2) «Многофункциональность территории»- развитие территории, сочетающее в себе интересы и образ жизни китайских жителей и иностранцев;
3) «Русский кластер» - Привлечение российского бизнеса для торговли традиционными товарами для формирования российского кластера на китайской территории, что поспособствует повышению международного статуса города, повышению экономического и социального развития города.
7 - Семь направлений стратегического планирования для реализации цели:
1 ) «Русский квартал» - строительство русского квартала, интегрированного в общее городское пространство;
2 ) «Система взаимодействия» - разработка системы взаимодействия проектировщиков, жителей и властей при разработке проектов планировки «Русского квартала»;
3) «Многофункциональность» - многостороннее функциональное развитие территории, сочетающее в себе разные виды деятельности;
4) «Русская улица» - строительство русской улицы для предпринимателей, льготное представление торговых площадей для русских товаров;
5) «Система «Жильё-Работа» - создание комфортного пространственного наполнения, в соответствии с целями «Жильё- Работа»; система городской информации на русском языке;
6) «Двунациональное пространство» - создание полноценного городского пространства с установкой новой сетевой пространственной формы международной интеграции на территории приграничного города;
7. «Зона экспериментального развития» - создание сети совместных производственных, сельскохозяйственных, транспортных, научных предприятий.
5 - Пять шагов достижения цели.
1) «Комплект установочных материалов» - разработка документов территориального планирования с учётом организации жизненного пространства со смешанным населением;
2) «Прогноз» - анализ дальнейшего возможного развития города с учётом внешних и внутренних социальных, экономических и демографических факторов;
3) «5 лет» - создание плана необходимых мероприятий по строительству объектов жилой социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры при строительстве «русского квартала» на ближайшие 5 лет;
4) «10 лет» - создание среднесрочной программы действий по строительству объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры на 10 лет, согласованный с п.2 (анализом и прогнозом социально-экономического и демографического развития города, с учётом внешних геополитических факторов);
5) «15 лет» - разработка долгосрочной программы развития интегрированного пространства города на 15 лет, увязанную с прогнозом социально-экономического развития и внешних факторов.
В настоящее время пограничная зона Китая представляет сплошную урбанизированную полосу и реализация программы «Открытый город» затронула соединенные города, трансагломерации и трансграничные системы расселения.
При реализации китайских («Открытый город» с составом бондовых зон и свободных экономических зон) и российских программ (ТОСЭР с составом промышленных кластеров и индустриальных парков) на 30 % запуститься механизм саморазвития.
4 направление - программа «Русский квартал».
Историческая обусловленность определена функционированием в зоне пограничья разделенного города, который состоял из двух частей - русской и китайской. В 30-х гг. такой тип города на российской территории исчез. В Китае разделенный город перестал функционировать в 60-х гг. ХХ в.
В настоящее время на территории Северо-Востока Китая в «Открытых городах», началось строительство жилых районов для иностранцев, в частности для российских граждан. Активный строительный процесс отмечается во всех типах городов (Рис. 4).
Рис. 4. Паспорт объекта "Русского квартала" г.Фуюань
Доступным для россиян китайский рынок недвижимости стал в 2001 г. Тогда были сняты ограничения для иностранных инвесторов, желающих вложиться в местную недвижимость.
Проводился анализ жилого фонда в китайских городах, которые составляют рынок недвижимости в пограничных поселениях. В настоящее время в Китае средняя обеспеченность на человека 28 кв. м, средняя квартира имеет площадь 80 кв. м, 89 % квартир находится в собственности, 11 % - в аренде. В собственности квартира может находиться 70 лет, земельные участки предоставляются только в аренду. Продление
срока собственности в Китае неопределенны ^^ Для иностранцев, в том числе и для русских, приобретение жилья происходит только на условиях аренды.
Активные темпы строительства жилых домов привели к переизбытку жилого фонда. 22 % квартир в городах пустует, 15 % новых объектов не сданы в эксплуатацию в течение последних 5 лет. Особенностью китайского современного жилья является отсутствие учета количества проживающих. Нормативы касаются только максимальной площади, и в 1-комнатной квартире до 50 кв. м. могут проживать неограниченное количество людей. В России норма на 1 человека от 8 до 12 кв. м. В настоящее время в связи с появлением рынка жилья эти нормативы не являются обязательными, но, не смотря на площадь в новых постройках, придерживаются функционального зонирования.
Реализация такого направления в Китае не связана с увеличением численности населения за счет мигрантов в северо-восточные районы. Изменился предмет торговли и в настоящее время актуальным стала продажа услуг и недвижимости.
Дешевая аренда жилья,низкий прожиточный уровень жизни в пограничных китайских поселениях, транспортная доступность и безвизовый режим являются благоприятными
факторами. Реализация первых двух схем отмечается в городах Забайкальск -Маньчжурия и Благовещенск - Хэйхэ. В настоящее время в пограничных китайских поселениях нет для иностранных граждан широкого спектра для трудоустройства. Русские кварталы в городской среде являются изолированными, самостоятельными структурными единицами с полным набором социальной системы - детские сады, школа, поликлиника, магазины. «Русский квартал» рассчитан на проживание от 5 до 10 тыс. человек.
Стратегическая задача Китая заключается в том, чтобы сформировать новый состав населения (смешанное население), который бы отвечал программе «Открытого города». Через три поколения сформируется своеобразный город, население которого будет иметь двойное гражданство. В этом случае государственная граница станет очень условной, а зона фронтира сильно расширит свою площадь на российской территории. В историческом прошлом это явление было ярко выражено на территориях Приморья и Приа мурья .
Формирование «Открытого города», к которому относятся все типы пограничных городов (парные, соседние, соединенные, разделённые) будет проходить в несколько этапов:
1 этап - схема реализация «Жилье в Китае»;
2 этап - схема реализация «Жилье в Китае, работа в России»;
3 этап - схема реализация «Работа в Китае, жилье в России»;
4 этап - схема реализация «Работа и жилье в Китае» (рис.5)
Рис. 5. Формирование "Открытого города". Этапы реализации.
С реализацией этого направления произойдут значительные структурные изменения в категории «Соединенный город» (Забайкальск - Маньчжурия, Благовещенск - Хэйхэ). Он структурно будет состоять из трех частей: русский город на российской стороне, русский город на китайской территории и китайский город. Такая ситуация приведет к уникальной градостроительной ситуации - сложного функционально-планировочного конгломерата, в котором произойдет соединение различного. Возрождение разделенного города будет происходить в течение ближайших пяти лет и для него будет характерен режим сопряженного развития.
Выводы. Рассматривая 4 программных направления можно отметить следующее. Реализация китайских программ «Открытый город» и «Русский квартал» направлена «во вне», поскольку предусматривается расширение зоны социально-экономического влияния Китая на российской территории. Реализация российских программ направлена «вовнутрь», т.е. на социально-экономический подъем дальневосточных территорий, на освоение и вовлечение в хозяйственную структуру новых территорий, ликвидацию кризисных ситуаций за счет активизации внутренних резервов и укрепление государственной границы.
Данные направления имеют как много точек пересечения, так и определенные расхождения. Но современные тенденции и исторические аналогии указывают на некоторые прогрессивные перспективы. Не исключается появление принципиально новых траекторий экономического развития сопредельных территорий, которые приведут к очередной функционально-планировочной и структурной трансформации градостроительных систем в зоне пограничья.
Для этого необходима система комплексного развития территории, с учётом всех возможных конкурентных преимуществ, а также существующих рисков данного региона
Библиография
1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017)
2. Ли, Пхин. «Особенности китайской миграции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.institute.edu/Documents/in/Chinese_migration
3. Михайлова, Е. В. Формирование терминологического аппарата в сфере изучения трансграничных территориальных образований / Е. В. Михайлова // Вестник Астраханского государственного университета. 2015. - № 2. - С.7-16
4. Ордынская Ю.В.Территориальный маркетинг как инструмент развития территории Дальнего Востока // Аллея науки. — 2018.-№ 23 7(23).-С.454-458
5. Ордынская Ю.В. Риски и возможности в развитии приграничной территории Дальневосточного региона // Новые идеи нового века. - 2018. - № 2018 (2) - С.249-253
6. Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017
7. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-Ф3 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html