Основные российские и китайские направления формирования пограничной зоны
Ордынская Юлия Владимировна
старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет 680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тиюокенская, 138
И ordynka.y@yandex.ru
Статья из рубрики "Градостроение"
Аннотация.
Предметом исследования являются приграничные территории между двумя государствами - Россией и Китаем. В настоящее время в южном районе Дальнего Востока и на территории Северо-Востока Китая в зоне пограничья структурно выделяются несколько перспективных направлений. При разных стратегических целях реализации государственных программ они взаимодополняют друг друга. Данные направления имеют большую вероятность реализации и могут обеспечить сопряжённое развитие пограничных систем расселения. Это связано с тем, что во всех них четко прослеживаются определенные исторические закономерности, которые в большей степени обусловлены особым режимом развития пограничной зоны. В исследовании для определения основных приоритетных направлений развития пограничных территорий применяется пофакторный анализ и системный метод, также были учтены не только современные, но и исторические тенденции и особенности в градообразовании и расселении пограничной территории двух государств. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые были системно рассмотрены китайские и российские программы развития территорий ("Открытый город", "Русский картал"( Китай); "Закон о дальневосточном гектаре" и "Закон о территориях опережающего социально-экономического развития" (Россия), реализация которых приведет к очередной функциональной и структурной трансформации градостроительных систем в зоне пограничья.
Ключевые слова: программа, развитие, город, поселение, система, эволюция, территория, ареал, трансформация, расположение
DOI:
10.7256/2310-8673.2019.2.29248
Дата направления в редакцию:
19-03-2019
Дата рецензирования:
16-03-2019
Дата публикации:
19-03-2019
Исследование проведено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 18-312-00133
1 направление - формирование Территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
В настоящее время приоритетным становится целенаправленное формирование Территориий опережающего социално-экономического развития (Федеральный закон № 473), которые определяют региональные точки роста. В следствии этого идет формирование небольших локалов (приближенных к российско-китайсской границе), рассредоточенных на территории, в которых идет концентрация среднего и крупного
бизнеса [7]. Их взаимосвязи (функциональные, инфраструктурные, миграция населения) станут определять новый каркас расселения. Кроме существующих ТОСЭР определяются новые ареалы с большим экономическим потенциалом, которые могут в скором войти в состав территорий опережающего развития - Дальнереченск, Белогорск и др. В настоящее время данные населенные пункты развиваются в рефлексивном режиме, а реализация их ресурса связана с сбалансированным развитием сложившихся систем расселения в пограничной зоне. В федеральной программе акцент ставится на населенных пунктах, на развитии их градообразующих функций, на усилении внутрирегиональных связей (рис.1,2,3).
Рисунок 1. ТОСЭР ЕАО И Хабаровского края
Рисунок 2 . ТОСЭР Приморский край
Рисунок 3. ТОСЭР Амурская область
Пограничная система расселения поддается прогнозированию, поскольку прослеживается траектория ее современной трансформации - смешанное население, ежедневная, периодическая и эпизодическая миграция, организация совместных производств, взаимодополняемость в районообразущем блоке и т.д. Но ее развитие будет проходить в режиме обострения, так как практически все российские населенные пункты входят в зону риска.
Образование территорий активного развития предполагает их формирование отдельными локалами вдоль российско-китайской границы и направлено на усиление ее охранных и контрольно-пропускных функций. Развитие пограничной территории Дальнего Востока связаны с различными факторами риска, которые необходимо учитывать при прогнозировании системы расселения. Увеличение числа территорий опережающего развития приведет к новому этапу формирования экономической базы юга Дальнего Востока за счет снижения данных факторов, выявленных в погранпоселениях. Определено, что для зоны пограничья уровень риска затрагивает природно-экологические, социально-демографические и инфраструктурные сферы (слабый демографический потенциал, повышенная антропогенная нагрузка на флору и фауну, отсутствие развитой инфраструктуры, наличие подтопляемых территорий) [4,5].
2 направление - градостроительное освоение территории по программе «Закон о дальневосточном гектаре».
В историческом прошлом аналогичное явление можно отметить при освоении пограничных земель казаками (11-я половина XIX в.),крестьянами (Столыпинская
аграрная реформа1906-1911 гг. - построить великую Россию за 20 мирных лет.), дачное строительство. Также в прошлом вдоль границы были созданы укрепрайоны, первоначально казаками (II половина Х1Хв.), а затем и военными (30-50-е гг. ХХ в.).
В настоящее время в западных районах России осуществляется программа «Родовое поместье», основные нормы которой отражены в Земельном кодексе Ш. С 2016 г. в регионе началась реализация федеральной программы «Дальневосточный гектар», основной целью которой является закрепление и привлечение населения извне на
Дальний Восток [6]. Кроме этого, программа рассчитана на развитие малого бизнеса. На конец 2017 года землю получило 100 тыс. человек. Гектар предоставляется в аренду сроком на 5 лет, в течение которых он должен быть освоен по целевому назначению.
Существенным аспектом в программах является право собственности на землю. Родовое поместье не может быть продано. Законопроектом предусмотрена денежная компенсация владельцу родового поместья за постройки на земле в случае передачи земли в иное владение. Поместье изымается в пользу государства, если после смерти владельца нет наследников. Это свидетельствует о том, что человек привязывается к месту проживания. При анализе двух программ «Родовое поместье» и «Дальневосточный гектар» отмечены существенные различия. При государственной поддержке имеет возможность реализоваться на 60 % национальная программа «Дальневосточный гектар». Исторических аналогий формирования родовых поместий на Дальнем Востоке не было. В настоящее время образовано только одно родовое поместье в пригороде Биробиджана «Исток» с численностью населения в три семьи.
По прогнозам экономистов и социологов по программе «Дальневосточный гектар» можно переселить с западных районов примерно 600 тыс. человек (10 % от численности населения региона). Первые показатели данного процесса проявятся через 5 лет. Это является первым шагом к аграрной урбанизации юга Дальнего Востока и формированию самостоятельного сектора экономики. При реализации ТОСЭР получит развитие крупный и средний бизнес, при дальневосточном гектаре - средний и малый бизнес.
3 направление - формирование в пограничье «Открытого города».
В историческом прошлом открытой зоной являлась 50 верстовая полоса вдоль российско-китайской границы, которая являлась прототипом современных свободных экономических зон. Официально пограничная полоса (межселенная территория) по обе стороны границы определена в 25 км., в зоне которой действует пограничный режим.
Одновременно с выделением на российской стороне ТОСЭР на китайской пограничной территории осуществляется программа «Открытый город», которая определяет активное формирование международных связей, включение в международное разделение труда и распределение градообразующих блоков. Вектор формирования «Открытого города» направлен на российскую сторону. Следовательно, активно будет формироваться открытая зона на китайской стороне. Это приведет вновь к образованию по обе стороны границы фронтира, через который будет осуществляться обмен (продуктами, товарами, услугами, информацией, технологиями и т.д.).
Программа «1375» разработана как дорожная карта, которая должна лечь в основу действий городских властей в сферах градостроительной, транспортной, экологической политики, благоустройства и функциональной организации приграничных «Открытых городов» Северо-Востока Китая, провинции Хэйлунцзян и Цзылинь, Автономного округа Внутренняя Монголия
Концепция, изложенная в Программе «1375» («Русский квартал», «Сложный город», «Смарт-город»), отражает новый путь развития процесса урбанизации в приграничных городах Северо - Востока Китая.
1 - Одна цель: разработка стратегии для образования нового общего городского пространства, через реорганизацию территории путём создания разнообразной интегрированной городской среды для китайцев и русских;
3 - Три пути достижения цели:
1) «Оптимальный баланс» - поиск оптимального баланса интересов жителей и иммигрантов при решении развития городского пространства города смешанной культуры;
2) «Многофункциональность территории»- развитие территории, сочетающее в себе интересы и образ жизни китайских жителей и иностранцев;
3) «Русский кластер» - Привлечение российского бизнеса для торговли традиционными товарами для формирования российского кластера на китайской территории, что поспособствует повышению международного статуса города, повышению экономического и социального развития города.
7 - Семь направлений стратегического планирования для реализации цели:
1 ) «Русский квартал» - строительство русского квартала, интегрированного в общее городское пространство;
2 ) «Система взаимодействия» - разработка системы взаимодействия проектировщиков, жителей и властей при разработке проектов планировки «Русского квартала»;
3) «Многофункциональность» - многостороннее функциональное развитие территории, сочетающее в себе разные виды деятельности;
4) «Русская улица» - строительство русской улицы для предпринимателей, льготное представление торговых площадей для русских товаров;
5) «Система «Жильё-Работа» - создание комфортного пространственного наполнения, в соответствии с целями «Жильё- Работа»; система городской информации на русском языке;
6) «Двунациональное пространство» - создание полноценного городского пространства с установкой новой сетевой пространственной формы международной интеграции на территории приграничного города;
7. «Зона экспериментального развития» - создание сети совместных производственных, сельскохозяйственных, транспортных, научных предприятий.
5 - Пять шагов достижения цели.
1) «Комплект установочных материалов» - разработка документов территориального планирования с учётом организации жизненного пространства со смешанным населением;
2) «Прогноз» - анализ дальнейшего возможного развития города с учётом внешних и внутренних социальных, экономических и демографических факторов;
3) «5 лет» - создание плана необходимых мероприятий по строительству объектов жилой социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры при строительстве «русского квартала» на ближайшие 5 лет;
4) «10 лет» - создание среднесрочной программы действий по строительству объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры на 10 лет, согласованный с п.2 (анализом и прогнозом социально-экономического и демографического развития города, с учётом внешних геополитических факторов);
5) «15 лет» - разработка долгосрочной программы развития интегрированного пространства города на 15 лет, увязанную с прогнозом социально-экономического развития и внешних факторов.
В настоящее время пограничная зона Китая представляет сплошную урбанизированную полосу и реализация программы «Открытый город» затронула соединенные города, трансагломерации и трансграничные системы расселения.
При реализации китайских («Открытый город» с составом бондовых зон и свободных экономических зон) и российских программ (ТОСЭР с составом промышленных кластеров и индустриальных парков) на 30 % запуститься механизм саморазвития.
4 направление - программа «Русский квартал».
Историческая обусловленность определена функционированием в зоне пограничья разделенного города, который состоял из двух частей - русской и китайской. В 30-х гг. такой тип города на российской территории исчез. В Китае разделенный город перестал функционировать в 60-х гг. ХХ в.
В настоящее время на территории Северо-Востока Китая в «Открытых городах», началось строительство жилых районов для иностранцев, в частности для российских граждан. Активный строительный процесс отмечается во всех типах городов (Рис. 4).
Рис. 4. Паспорт объекта "Русского квартала" г.Фуюань
Доступным для россиян китайский рынок недвижимости стал в 2001 г. Тогда были сняты ограничения для иностранных инвесторов, желающих вложиться в местную недвижимость.
Проводился анализ жилого фонда в китайских городах, которые составляют рынок недвижимости в пограничных поселениях. В настоящее время в Китае средняя обеспеченность на человека 28 кв. м, средняя квартира имеет площадь 80 кв. м, 89 % квартир находится в собственности, 11 % - в аренде. В собственности квартира может находиться 70 лет, земельные участки предоставляются только в аренду. Продление
срока собственности в Китае неопределенны ^^ Для иностранцев, в том числе и для русских, приобретение жилья происходит только на условиях аренды.
Активные темпы строительства жилых домов привели к переизбытку жилого фонда. 22 % квартир в городах пустует, 15 % новых объектов не сданы в эксплуатацию в течение последних 5 лет. Особенностью китайского современного жилья является отсутствие учета количества проживающих. Нормативы касаются только максимальной площади, и в 1-комнатной квартире до 50 кв. м. могут проживать неограниченное количество людей. В России норма на 1 человека от 8 до 12 кв. м. В настоящее время в связи с появлением рынка жилья эти нормативы не являются обязательными, но, не смотря на площадь в новых постройках, придерживаются функционального зонирования.
Реализация такого направления в Китае не связана с увеличением численности населения за счет мигрантов в северо-восточные районы. Изменился предмет торговли и в настоящее время актуальным стала продажа услуг и недвижимости.
Дешевая аренда жилья,низкий прожиточный уровень жизни в пограничных китайских поселениях, транспортная доступность и безвизовый режим являются благоприятными
факторами. Реализация первых двух схем отмечается в городах Забайкальск -Маньчжурия и Благовещенск - Хэйхэ. В настоящее время в пограничных китайских поселениях нет для иностранных граждан широкого спектра для трудоустройства. Русские кварталы в городской среде являются изолированными, самостоятельными структурными единицами с полным набором социальной системы - детские сады, школа, поликлиника, магазины. «Русский квартал» рассчитан на проживание от 5 до 10 тыс. человек.
Стратегическая задача Китая заключается в том, чтобы сформировать новый состав населения (смешанное население), который бы отвечал программе «Открытого города». Через три поколения сформируется своеобразный город, население которого будет иметь двойное гражданство. В этом случае государственная граница станет очень условной, а зона фронтира сильно расширит свою площадь на российской территории. В историческом прошлом это явление было ярко выражено на территориях Приморья и Приа мурья .
Формирование «Открытого города», к которому относятся все типы пограничных городов (парные, соседние, соединенные, разделённые) будет проходить в несколько этапов:
1 этап - схема реализация «Жилье в Китае»;
2 этап - схема реализация «Жилье в Китае, работа в России»;
3 этап - схема реализация «Работа в Китае, жилье в России»;
4 этап - схема реализация «Работа и жилье в Китае» (рис.5)
Рис. 5. Формирование "Открытого города". Этапы реализации.
С реализацией этого направления произойдут значительные структурные изменения в категории «Соединенный город» (Забайкальск - Маньчжурия, Благовещенск - Хэйхэ). Он структурно будет состоять из трех частей: русский город на российской стороне, русский город на китайской территории и китайский город. Такая ситуация приведет к уникальной градостроительной ситуации - сложного функционально-планировочного конгломерата, в котором произойдет соединение различного. Возрождение разделенного города будет происходить в течение ближайших пяти лет и для него будет характерен режим сопряженного развития.
Выводы. Рассматривая 4 программных направления можно отметить следующее. Реализация китайских программ «Открытый город» и «Русский квартал» направлена «во вне», поскольку предусматривается расширение зоны социально-экономического влияния Китая на российской территории. Реализация российских программ направлена «вовнутрь», т.е. на социально-экономический подъем дальневосточных территорий, на освоение и вовлечение в хозяйственную структуру новых территорий, ликвидацию кризисных ситуаций за счет активизации внутренних резервов и укрепление государственной границы.
Данные направления имеют как много точек пересечения, так и определенные расхождения. Но современные тенденции и исторические аналогии указывают на некоторые прогрессивные перспективы. Не исключается появление принципиально новых траекторий экономического развития сопредельных территорий, которые приведут к очередной функционально-планировочной и структурной трансформации градостроительных систем в зоне пограничья.
Для этого необходима система комплексного развития территории, с учётом всех возможных конкурентных преимуществ, а также существующих рисков данного региона
Библиография
1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017)
2. Ли, Пхин. «Особенности китайской миграции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.institute.edu/Documents/in/Chinese_migration
3. Михайлова, Е. В. Формирование терминологического аппарата в сфере изучения трансграничных территориальных образований / Е. В. Михайлова // Вестник Астраханского государственного университета. 2015. - № 2. - С.7-16
4. Ордынская Ю.В.Территориальный маркетинг как инструмент развития территории Дальнего Востока // Аллея науки. — 2018.-№ 23 7(23).-С.454-458
5. Ордынская Ю.В. Риски и возможности в развитии приграничной территории Дальневосточного региона // Новые идеи нового века. - 2018. - № 2018 (2) - С.249-253
6. Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017
7. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-Ф3 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html