Научная статья на тему 'Основные пути развития рынка электронно-библиотечных систем в России'

Основные пути развития рынка электронно-библиотечных систем в России Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные пути развития рынка электронно-библиотечных систем в России»

Основные пути развития рынка электронно-библиотечных систем в России

A.A. Назаренко,

магистрант кафедры управления бизнес-процессами в медиаиндустрии

В условиях информатизации современного общества, в котором информация становится основой экономической деятельности и стратегическим ресурсом государства, значительно изменились роль и функции библиотек в качестве основных источников хранения и распространения информационных источников.

Большое значение приобретают информационные ресурсы, содержащие электронные коллекции научно-образовательного характера, в том числе электронно-библиотечные системы (ЭБС) и электронные библиотеки (ЭБ).

Электронно-библиотечная система (ЭБС) - это совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам, снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующая всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения.

Рассмотрим существенные различия электронно-библиотечных систем и электронных библиотек. Во-первых, формирование ЭБС наиболее характерно для образовательной сферы. Тогда как электронная библиотека может включать контент различной тематики в зависимости от специфики и аудитории ресурса (художественная, научная, узкоспециализированная литература и др.), электронно-библиотечная система должна включать в себя широкий спектр учебной, научной и иной литературы, используемой в учебном процессе. Именно применение в сфере образования является ключевой характеристикой ЭБС, определяющей контент системы, включающей лекции, учебники, монографии, учебные и учебно-методические пособия, учебные модули, комментарии специалистов, первоисточники и иные материалы по соответствующим областям знаний.

Во-вторых, в отличие от электронной библиотеки, электронно-библиотечная система является более сложной, систематизированной совокупностью электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам. Такая ЭБС должна быть снабжена многочисленными дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними. И наконец, главное отличие электронно-библиотечной системы от электронных библиотек заключается в наличии дополнительных возможностей, позволяющих использовать такую систему в соответствии с ее предназначением в рамках образовательного процесса. К таким дополнительным возможностям следует отнести специализированные сервисы по работе с текстом документов, поиска, навигации; сервисы, позволяющие читателям формировать свои личные «книжные полки», цитировать и конспектировать при работе с ЭБС размещенные в ней издания, а также создавать закладки в книгах для удобства чтения и многое другое. В настоящее время примерами электронно-библиотечных систем являются:

1) «КнигаФонд» (ООО «Центр цифровой дистрибуции»);

2) <^папшт» (ООО «Издательский Дом «Инфра-М»);

3) ^НЬ (ООО «Интегратор авторского права»);

4) «Book.ru» (ООО «КноРус»);

5) «Университетская библиотека онлайн» (ООО «Директ-

Медиа»).

Отметим, что ЭБС должны создаваться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об авторском праве (Главы 69 и 70 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также международных договоров Российской Федерации, то есть любые охраняемые авторским правом материалы должны включаться в такие системы только с согласия авторов, издателей и иных правообладателей (статьи 1229 и 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В 2010 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям было проведено комплексное исследование основных направлений и проблем развития рынка ЭБС России, результаты которого нашли отражение в опубликованном в сентябре того же года отраслевом докладе «Электронная книга и электронно-библиотечные системы России» (М., 2010).

Выпущенный доклад подтолкнул к широкому обсуждению критериев оценки ЭБС и развитию самого рынка электронно-библиотечных ресурсов.

На основании решения Президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества о необходимости обеспечения каждого обучающегося возможностью индивидуального доступа через сеть Интернет к учебным, учебно-методическим и иным изданиям с использованием ЭБС, в действующие ФГОС ВПО были внесены существенные дополнения. Согласно приказу Минобрнауки России от

31 мая 2011 г. № 1975 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования», во ФГОС ВПО по направлениям подготовки, подтверждаемым присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр», «магистр» и «специалист», был внесен ряд изменений, суть которых сводится к следующему:

- каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к ЭБС, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями. При этом из ФГОС ВПО исключено указание на обязательность обеспечения возможностью одновременного индивидуального доступа к ЭБС только для 25% обучающихся;

- библиотечный фонд вуза должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся;

- ЭБС должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

В целях выработки качественных и количественных требований к ЭБС был создан Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Требования, утвержденные Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 1953, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Требования, предъявляемые к ЭБС в соответствии с ФГОС ВПО

Показатели Содержание требований

1. Учебники и учебные пособия, изданные за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет) Не менее 2,5 тыс. изданий

2. Научные монографии Не менее 500 изданий

3. Журналы из утвержденного Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России Перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук Не менее 50

Окончание табл. 1

Показатели Содержание требований

4. Количество учебников и учебных пособий по основным областям знаний (базовые разделы ОКСО — укрупненные группы специальностей УГС) Не менее 20

5. Количество представленных в ЭБС издательств, выпускающих издания, используемые в образовательном процессе Не менее 25

6. Общее число изданий, включенных в ЭБС Не менее 5,0 тыс.

7. Возможность индивидуального неограниченного доступа из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет Обязательное техническое требование

8. Возможность одновременного индивидуального доступа не менее чем 25% обучающихся Обязательное техническое требование

9. Наличие полнотекстового поиска Обязательное техническое требование

10. Возможность формирования статистического отчета по каждому пользователю Обязательное техническое требование

11. Представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной верстки) Обязательное техническое требование

12. Предоставление доступа к зарубежным периодическим научным изданиям Дополнительное требование

Рынок ЭБС находится в состоянии непрерывного формирования, и в его развитии есть много острых и пока еще не решенных проблем.

1. ЭБС, предлагаемые сегодня вузам, содержат прежде всего учебный, а не научный контент. Соответственно, все акценты в критериях, предъявляемые к ЭБС, ориентированы на учебный контент.

В отличие от российских, западные электронные системы, которые начали складываться более 20 лет назад, - это прежде всего системы научной информации с развитой научной периодикой.

2. Как считает ряд участников рынка, на сегодняшний день в рассмотренных выше требованиях большее внимание уделяется количественным критериям в ущерб качественным. По их мнению, существует эффективный инструмент оценки качества учебника - наличие грифа Министерства образования и науки РФ.

3. Проблема взаимодействия ЭБС с производителями контента - издателями. Следует отметить, что количество проданных книг в бумажном варианте в последнее время падает, в связи с чем издатели не могут не принимать во внимание необходимость расширения каналов распространения учебной литературы в электронном виде. Некото-

рые издательства видят решение данной проблемы через прямую продажу собственного контента своим традиционным покупателям -вузам.

4. Недостаточный бюджет, выделяемый вузами на комплектование библиотечных фондов. В настоящее время распределение бюджетов во многих вузах обстоит таким образом, что комплектование библиотечных фондов производится по остаточному принципу.

5. Нехватка контента. Многие представители вузов отмечают, что ЭБС не дают необходимый им ассортимент электронных книг, поэтому учебное заведение либо отказывается от покупки ЭБС, либо вынужден подписываться на несколько сразу.

6. И, конечно, одно из важнейших условий развития рынка ЭБС - это недопущение пиратства.

Определяющим для развития рынка станет 2011/2012 учебный год. Участники рынка обещают приращения не только количественных и качественных показателей ЭБС, но и их сервисных возможностей.

По мнению специалистов, тенденции развития этого сегмента рынка следующие:

1. Рост числа издателей учебной и профессиональной литературы, применяющих цифровые технологии, создающих электронные версии печатных изданий.

2. Появление новых участников на рынке электронных библиотечных ресурсов (в том числе ЭБС), специализирующихся на сегментах общей и специализированной литературы.

3. Переход к стратегии либерализации доступа к электронным версиям книг для библиотек, вузов и корпоративных подписчиков без технических ограничений по их использованию.

4. Структурные изменения в образовании, стимулирующие интерес к цифровым технологиям у издателей, вузов и индивидуальных пользователей.

Проведенный анализ показал, что рынок электронно-библиотечных систем России еще не сформирован. Сложности в оценке и прогнозировании развития данного сегмента рынка обусловлены разрозненностью участников, отсутствием оперативных аналитических материалов и объективной информации. Востребованность этого нового вида информационно-образовательного ресурса, по мнению экспертов, будет постоянно возрастать. Электронно-библиотечные системы, которые помимо полнотекстового доступа к контенту сумеют предложить своей аудитории многочисленные сервисы по возможности конспектирования, комментирования, цитирования, персонификации личного кабинета или целой электронной библиотеки, включая другие инструменты для работы с базой, будут наиболее востребованы в российских вузах и библиотеках.

Библиографический список

1. Воропаев А. ЭБС в России: тернистый путь к рынку / А. Воропаев // Университетская книга. — 2012. — № 2.

2. Федоров А. Критерии оценки ЭБС — больше вопросов, чем ответов / А. Федоров, 2011.

3. www.fapmc.ru — официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.