ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМы РОССИИ*
Введение
В2010 г. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям было проведено комплексное рассмотрение основных направлений и проблем развития рынков электронных книг и электронно-библиотечных систем (ЭБС) России, результаты которого получили отражение в опубликованном Отраслевом докладе «Электронная книга и электронно-библиотечные системы России» (М., 2010).
Отраслевой доклад, содержавший, в частности, аналитический обзор существовавших на рынке России электронно-библиотечных ресурсов, вызвал несомненный интерес у экспертного сообщества, специалистов и иных заинтересованных лиц, послужил основой для дальнейших обсуждений и исследований наиболее актуальных вопросов по рассмотренной тематике.
Несмотря на наличие различных, подчас диаметрально противоположных, оценок отдельных положений и выводов Отраслевого доклада, нельзя не признать, что он сыграл достаточно важную роль в развитии рынка ЭБС в России и способствовал дальнейшему росту и совершенствованию электронных информационных ресурсов, позиционирующих себя в качестве ЭБС.
За прошедший год произошли значимые изменения нормативно-документальной базы, затрагивающей вопросы создания и использования ЭБС в образовательном процессе, были внесены серьезные изменения в федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования, выработаны дополнительные детализированные требования к ЭБС.
Указанные изменения детальным образом анализируются в настоящем докладе. Рассматриваются также отдельные проблемы, связанные с применением на практике нормативно обусловленных положений и выработанных дополнительных требований к ЭБС.
* Электронно-библиотечные системы России: Отраслевой доклад / А. Н. Воропаев, К. Б. Леонтьев. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.
Авторы настоящего доклада не ставили перед собой задачи проверки соответствия деятельности каких-либо из анализируемых ресурсов требованиям законодательства Российской Федерации, стремились избежать каких-либо объективно не обусловленных оценок качества таких ресурсов и степени их востребованности.
Проведенный в разделе III настоящего доклада анализ электронно-библиотечных ресурсов основывается на сведениях, предоставленных по запросу их владельцами и подвергнутых в ряде случаев дополнительной проверке.
Ресурсы, владельцы которых не предоставили своевременно и в полном объеме запрошенных сведений, были исключены из рассмотрения. Заинтересованные участники рынка могут также сами осуществлять эффективный анализ ЭБС, основываясь на предложенной в настоящем докладе методике проведения проверки их соответствия выработанным требованиям.
Авторы доклада выражают особую благодарность генеральному директору ООО «Интегратор авторского права» М. А. Топоркову (ЭБС «ЩНЬ»), главному редактору ООО «Издательский дом «ИН-ФРА-М» В. М. Прудникову (ЭБС «ИНФРА-М») и генеральному директору ООО «Центр цифровой дистрибуции» С. Ф. Зятицкому (ЭБС «КнигаФонд») за активное участие в выработке методики оценки электронных библиотечных ресурсов, использованной при проведении настоящего исследования.
I. Действующая нормативно-документальная база функционирования ЭБС в образовательном процессе
В соответствии с подп. «в» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N° 174, к числу лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности отнесено наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализу-
емым в соответствии с лицензией образовательным программам.
Данные положения конкретизируются в ряде подзаконных нормативных правовых актов, система и содержание которых в последние годы претерпели существенные изменения.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ) требования к условиям реализации основных образовательных программ определяются федеральными государственными образовательными стандартами.
В 2011 г. высшие учебные заведения Российской Федерации должны обеспечить полное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения (далее — ФГОС ВПО).
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям, регламентируя, в частности, вопросы обеспечения обучающихся доступом к ЭБС.
В 2011 г. на основании решения Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества о необходимости обеспечения каждого обучающегося возможностью индивидуального доступа через сеть Интернет к учебным, учебно-методическим и иным изданиям с использованием ЭБС в действующие ФГОС ВПО были внесены существенные дополнения.
Согласно приказу Минобрнауки России от 31.05.2011 № 1975 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования», зарегистрированному Минюстом России 28.06.2011 № 21200, во ФГОС ВПО по направлениям подготовки, подтверждаемым присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр», «магистр» и «специалист», был включен абзац следующего содержания:
«Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями».
При этом из ФГОС ВПО исключено указание на обязательность обеспечения возможностью одновременного индивидуального доступа ЭБС только для 25 % обучающихся.
Таким образом, устанавливающий требования об обеспечении обучающихся доступом к ЭБС п. 7.17 ФГОС ВПО для бакалавриата в редакции приказа Минобрнауки России от 31.05.2011 № 1975 выглядит следующим образом:
«7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, спра-вочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам».
Аналогичные изменения претерпели устанавливающие требования об обеспечении обучающихся доступом к ЭБС положения п. 7.18 ФГОС ВПО для магистратуры (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.05.2011 № 1975):
«7.18. Основная образовательная программа (ООП) магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, спра-вочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам».
Указанные изменения и дополнения были внесены также во ФГОС ВПО по направлениям подготовки (специальностям), подтверждаемым присвоением квалификации «специалист»:
«7.18. Основная образовательная программа (ООП) подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, спра-вочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам».
Таким образом, в соответствии с ФГОС ВПО предусматривается:
1) наличие библиотечного фонда высшего учебного заведения, укомплектованного печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние 5 лет);
2) обеспечение каждого обучающегося высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе.
Издания, включенные в электронно-библиотечную систему, доступ обучающихся к которой обеспечивается высшим учебным заведением, должны учитываться при проверке укомплектованности библиотечного фонда высшего учебного заведения, в том числе фонда дополнительной литературы.
Очевидно, что при наличии в доступной для каждого обучающегося электронно-библиотечной системе изданий основной учебной литературы по какой-либо дисциплине (дисциплинам) требования о наличии в библиотечном фонде высшего учебного заведения экземпляров печатных и (или) электронных изданий по такой дисциплине (дисциплинам) не предъявляются.
С момента своего принятия Требования ФГОС ВПО составили основу для развития правового регулирования вопросов обеспечения обучающихся
доступом к ЭБС и выработки принципов проверки соответствия электронных образовательных ресурсов определению «электронно-библиотечная система».
Электронные ресурсы, не соответствующие или не полностью соответствующие хотя бы одному из требований, закрепленных ФГОС ВПО, не могут признаваться ЭБС, обязательность обеспечения доступа к которым предусмотрена ФГОС ВПО.
Однако из рассмотрения требований, устанавливаемых ФГОС ВПО в отношении обеспечения доступа обучающихся к ЭБС, непосредственно после их принятия была выявлена необходимость выработки дополнительных требований, в том числе с учетом специфики данной категории электронных ресурсов.
Дополнительные требования были определены еще в 2010 г. в приказе Минобрнауки России от 03.09. 2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (в редакции приказа Минобрнауки России от 07.06.2010 № 588, зарегистрированного в Минюсте России 02.08.2010 № 18022).
Общий перечень действующих в настоящее время обязательных нормативных требований к обеспеченности обучающихся доступом к ЭБС приведен в табл. 1.
Таблица 1
Требования к обеспеченности обучающихся доступом к ЭБС, установленные ФГОС ВПО и приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323
№ п/п Показатель Содержание требований
1 Доступность для обучающихся Обеспечение доступом к ЭБС каждого обучающегося
2 Контент/содержание ЭБС Издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам (без ограничения какой-либо отдельной предметной областью или несколькими специализированными областями)
3 Основания использования изданий в составе ЭБС Договоры с правообладателями
4 Период издания литературы, включаемой в ЭБС Учебная литература, изданная за последние 10 лет; литература по дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние 5 лет. В состав ЭБС могут также включаться архивные и иные издания, используемые в образовательном процессе, в частности, при изучении исторических, филологических и иных дисциплин
5 Возможность одновременного доступа к ЭБС и к каждому входящему в нее изданию Требуется обеспечить для каждого обучающегося возможность индивидуального неограниченного доступа ко всех ЭБС и каждому входящему в нее изданию
6 Зависимость от формы обучения Требования об обеспечении доступа к ЭБС не зависят от формы обучения (очной, заочной и др.)
7 Организация доступа Должна быть обеспечена возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
Источники: 1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). 2. Приказ Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (в редакции приказа Минобрнауки России от 07.06.2010 № 588, зарегистрированного в Минюсте России 02.08.2010 № 18022).
Как видно из содержания данной таблицы, изменения, произошедшие за год, прошедший после выпуска предыдущего Отраслевого доклада, затронули количественные показатели, характеризующие возможность осуществления одновременного доступа всех обучающихся как к ЭБС, так и к каждому входящему в нее изданию.
Как отмечалось в Отраслевом докладе, выпущенном в 2010 г., одной из важных задач является выполнение при создании и использовании ЭБС, к которым осуществляется подключение вузов, как требований ФГОС ВПО, так и требований действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Следует отметить, что, несмотря на то, что непосредственно после выхода предыдущего Отраслевого доклада выявленные в нем с учетом указанной позиции дополнительные требования к ЭБС вызвали резкие критические замечания, в дальнейшем фактически все участники рынка обеспечили выполнение таких требований, как регистрация ЭБС в качестве электронного средства массовой информации, регистрация базы данных ЭБС и наличие прав на используемое программное обеспечение.
Действительно, в связи с тем, что ЭБС предоставляет доступ обучающимся к периодически изменяемой информации, необходимым представляется выполнение требования законодательства о СМИ о регистрации ЭБС в качестве электронного средства массовой информации (табл. 2). Такая регистрация необходима также в целях предотвращения доступа обучающихся к ресурсу, представляющему угрозу для их здоровья и нравственности.
Законодательство о СМИ устанавливает ряд специальных требований, в том числе в части запрета на распространение экстремистских материалов, рекламы алкоголя, табака, пропаганды наркотиков, насилия, жестокости и т. д. (см., в частности, ст. 4 Закона «О средствах массовой информации»). Кроме того, законодательство о СМИ позволяет однозначно определить лиц, отвечающих за совершение данного рода действий. Отсутствие подобного требования означает, что обучающимся может предоставляться доступ к сайтам, содержащим подобные материалы, без возможности определения конкретного лица, ответственного за их размещение, и без возможности пресечения распространения указанной выше информации.
Следует отметить, что с 01.09.2011 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», устанавливающий специальные требования для обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних. Одновременно в силу вступают изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство о СМИ, рекламе и другие законодательные акты, направленные на решение вопросов информационной безопасности несовершеннолетних различных возрастных категорий. Данное обстоятельство придется учитывать всем участникам рынка.
Организация работы ЭБС предполагает обязательное наличие и использование специального программного обеспечения (программы для ЭВМ), а также создаваемой для обеспечения функционирования ЭБС базы данных материалов (контента), включенных в ЭБС. Использование указанных объектов исключительных прав также должно осуществляться с соблюдением требований части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель (гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности) вправе использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению, а также распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом, в том числе разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Иные лица не могут использовать результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя за исключением случаев, специально предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя и за пределами ограничений исключительных прав, предусмотренных ГК РФ, является незаконным и влечет ответственность, установленную гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, в частности путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Статьей 1262 ГК РФ устанавливаются порядок и основные условия регистрации правообладателями программ для ЭВМ и баз данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такая регистрация может быть осуществлена в любое время в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных по усмотрению правообладателя. При этом сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, пока не доказано иное.
Таким образом, представление сведений о регистрации программы для ЭВМ, используемой для организации работы ЭБС, или базы данных материалов (контента) ЭБС либо договора с обладателями исключительных прав на такую программу для ЭВМ, или базу данных, подтверждает правомерность их использования при обеспечении работы электронно-библиотечной системы и, соответственно, выполнение владельцем ЭБС требований части четвертой ГК РФ.
Остальные требования, устанавливаемые рассматриваемыми положениями ФГОС ВПО, относятся исключительно к библиотечному фонду, т. е. хранящимся в библиотеке вуза изданиям на материальных носителях — книгам, дискам и т. п., в отношении которых устанавливается, в частности, период издания, состав, количество экземпляров в расчете на 100 обучающихся.
Большинство высших учебных заведений является бюджетными учреждениями, поэтому необходимо обеспечить прозрачность, целевой характер расходования и эффективное использование бюджетных средств, направляемых на обеспечение учащихся доступом к ЭБС. Так, подключаемые
ЭБС должны обязательно соответствовать всем предусмотренным критериям, в том числе дополнительным.
В связи с этим в течение 2010 и 2011 гг. значительное внимание уделялось выработке детализированных требований и рекомендаций, позволяющих вузам наиболее объективным образом решать задачу выбора ЭБС и исключить влияние коррупционной составляющей при принятии решения по данному вопросу.
В целях выработки качественных и количественных требований к ЭБС был создан Совет Ми-нобрнауки по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Приказом Минобрнауки России от 01.11.2010 № 1096 утверждено Положение о Совете и его состав.
В соответствии с Положением о Совете Ми-нобрнауки России по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования он признается совещательным органом, созданным в целях оказания содействия Ми-нобрнауки России в выработке и осуществлении государственной политики в сфере образования по вопросам обеспечения учащихся доступом к электронно-библиотечным системам, соответствующим требованиям ФГОС ВПО, а также для обеспечения согласованных действий заинтересованных образовательных учреждений, направленных на повышение эффективности использования ЭБС в образовательном процессе.
В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федераль-
Таблица 2
Дополнительные требования к ЭБС, вытекающие из действующего законодательства Российской Федерации
№ п/п Показатель Содержание требований
1 Регистрация электронного средства массовой информации Наличие свидетельства о регистрации электронного СМИ в установленном порядке
2 Наличие прав на используемое программное обеспечение Наличие свидетельства о регистрации используемой для организации работы ЭБС программы для ЭВМ или договора с правообладателем
3 Наличие прав на используемую базу данных материалов (контента) ЭБС Наличие свидетельства о регистрации используемой для организации работы ЭБС базы данных материалов (контента) ЭБС или договора с правообладателем
Источники: 1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Приказ Минобрнауки России от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (в редакции приказа Минобрнауки России от 07.06.2010 № 588, зарегистрированного в Минюсте России 02.08.2010 № 18022).
ными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ми-нобрнауки России и Положением о Совете.
Основными задачами Совета являются:
— подготовка рекомендаций и предложений для Минобрнауки России и образовательных учреждений высшего профессионального образования по вопросам обеспечения учащихся доступом к ЭБС, соответствующим требованиям ФГОС ВПО;
— систематизация основных критериев, которым должны отвечать ЭБС в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
— подготовка предложений по повышению эффективности использования ЭБС в образовательном процессе, в том числе за счет организации повышения квалификации работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных и муниципальных служащих;
— анализ проблем внедрения ЭБС и выработка предложений по дальнейшему совершенствованию использования ЭБС в образовательном процессе;
— анализ возможностей дальнейшего расширения использования ЭБС в образовательном процессе и выработка соответствующих предложений.
В соответствии с целями и задачами Совет осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает предложения по совершенствованию нормативного и методического обеспечения вопросов использования ЭБС в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
2) проводит обобщение и анализ поступающей в Минобрнауки России информации о проблемах, возникающих при внедрении ЭБС в образовательный процесс, а также готовит предложения по решению указанных проблем и дальнейшему совершенствованию использования ЭБС;
3) доводит до сведения образовательных учреждений высшего профессионального образования наиболее важные документы и материалы, касающиеся порядка и условий использования ЭБС в образовательном процессе;
4) участвует в:
— разработке критериев, методических материалов и процедур по оценке качества наполнения ЭБС, эффективности их использования в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования, а также систематизации критериев, которым должны отвечать ЭБС в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
— организации системы повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных и муниципальных служащих, а также организации и проведении мастер-классов, научно-методических семинаров, научно-практических конференций по вопросам, связанным с использованием ЭБС в образовательном процессе;
— изучении и обобщении опыта использования ЭБС в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
— анализе потребностей регионов в организации программ повышения квалификации при работе с ЭБС;
5) осуществляет подготовку отчетных и аналитических докладов по вопросам внедрения и использования ЭБС, дополнительных разъяснений и рекомендаций для образовательных учреждений, заинтересованных организаций и физических лиц, в том числе на основании поступающих запросов;
6) взаимодействует в сфере своей деятельности с учебно-методическими объединениями высших учебных заведений.
Для обеспечения эффективного осуществления своих полномочий Совет имеет право создавать временные и постоянные рабочие и экспертные группы, привлекать в установленном порядке к работе в них представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, образовательных учреждений и организаций, а также других специалистов. Задачи, период работы и персональный состав таких групп рассматриваются и утверждаются на заседаниях Совета.
Положение о Совете и его состав утверждаются приказом Министерства. В состав Совета входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и члены Совета.
Состав Совета формируется из представителей Минобрнауки России, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию
и положительный опыт использования электронно-библиотечных ресурсов, а также организаций, обеспечивших создание ЭБС.
Совет возглавляет председатель, осуществляющий общее руководство деятельностью Совета, утверждающий план работы Совета, определяющий повестку дня заседаний Совета и порядок их проведения, председательствующий на заседаниях Совета, а также подписывающий протоколы заседаний и другие документы совета.
Члены Совета имеют право вносить предложения по формированию повестки дня заседаниям Совета, участвовать в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам, в случае отсутствия на заседании Совета изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое приобщается к протоколу и оглашается на заседании Совета.
Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с ежегодным планом работы, принимаемым на заседании Совета в установленном порядке и утверждаемым председателем Совета.
Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины списочного состава Совета.
Решения Совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Совета и ответственным секретарем. Протоколы заседаний Совета размещаются на сайте Минобрнауки России.
Организационное обеспечение деятельности Совета осуществляет федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» (РГАИС).
В ноябре 2010 г. был подготовлен и представлен для обсуждения вариант проекта основных требований (критериев) отбора ЭБС, опубликованный на сайте Минобрнауки России и сайте РГАИС. Проект основывался на подходе, согласно которому предлагаемым им требованиям должны были соответствовать любые ресурсы, выступающие в качестве ЭБС. Тем самым была предпринята попытка заложить основы для формирования крупных электронных образовательных ресурсов, способных полностью удовлетворить потребности вузов Российской Федерации в выполнении требований ФГОС ВПО и допускающих возможность эффективного контроля за выполнением установленных требований.
Данный подход позволял исключить случаи подключения вузов только к отдельным небольшим электронным ресурсам вместо полноценного выполнения требований ФГОС ВПО, а также развитие «псевдо-ЭБС».
В декабре 2010 г. после публикации разработанного проекта критериев отбора ЭБС состоялось его широкое общественное обсуждение. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям был проведен круглый стол с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, высших учебных заведений Российской Федерации, издателей, агрегаторов ЭБС и иных заинтересованных сторон.
В феврале 2011 г. был выработан новый вариант требований к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к ЭБС и электронным изданиям, основанный на формульном подходе и предоставляющий возможности для участия в работе с вузами всем участникам рынка вне зависимости от объемов предоставляемого ими репертуара учебной, учебно-методической, научной и иной литературы.
При этом требования о достижении определенных качественных и количественных характеристик устанавливались в отношении вуза, а не отдельных подключенных к ним ЭБС.
Сущность формульного подхода при этом состояла в установлении количественных и качественных показателей с учетом потребности вузов в обеспечении электронным контентом по каждой из изучаемых дисциплин, с постепенным повышением минимального уровня требований по электронному книгообе спечению.
Указанный подход был утвержден на проведенном 14.02.2011 первом заседании Совета Минобрнауки России по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. На заседании была сформирована рабочая группа для окончательной доработки количественных и качественных критериев (требований).
22 февраля 2011 г. состоялось заседание Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества, которым было принято решение о необходимости обеспечения каждого обучающегося возможностью индивидуального неограниченного доступа через Интернет к учебным, учебно-методическим и иным изданиям с использованием ЭБС.
Проведенное в марте и апреле 2011 г. окончательное согласование выработанных критериев и методики расчета обеспеченности обучающихся высших учебных заведений доступом к ЭБС позволило доработать и согласовать окончательный вариант Требований к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к электронным научным и образовательным ресурсам, которые были утверждены на втором заседании Совета Минобрнауки России по вопросам использования электронно-библиотечных систем в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования (протокол от 22.04.2011 № 2, регистрационный номер АП-10/07пр).
Детализированный анализ принятых Требований к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к электронным научным и образовательным ресурсам, устанавливаемых ими критериев и подходов приведен в следующем разделе настоящего доклада.
(Окончание следует)
* * *