СЛАВУТСКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары (slavutskayaev@gmail.com).
SLAVUTSKAYA ELENA VLADIMIROVNA - candidate of psychological sciences, associate professor of Psychology and Social Pedagogic Chair, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.
АБРУКОВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ - доктор физико-математических наук, профессор кафедры теплофизики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (abrukov@yandex.ru).
ABRUKOV VICTOR SEGEYEVICH - doctor of physics and mathematical sciences, professor of Thermo Physics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
СЛАВУТСКИИ ЛЕОНИД АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор физико-математических наук, профессор кафедры управления и информатики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (las_co@mail.ru).
SLAVUTSKIY LEONID ANATOLYEVICH - doctor of physics and mathematical sciences, professor of Management and Informatics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 004.9:378]-021.412 ББК Ч481.253
О.В. ФЕДОРОВ, Л.Г. ЕФРЕМОВ, Н.В. ГОЛУБЦОВ, И.И. ГРЕБЕНЮК
АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Ключевые слова: вуз, обучающиеся, ФГОС ВПО, информационное обеспечение, библиотечный фонд, печатные и электронные издания, электронно-библиотечная система, доступ, информационная компетенция.
Рассмотрены вопросы информационного обеспечения вузов в условиях современных тенденций инновационного развития общества и действующих нормативных требований к образовательному процессу. Показана объективная необходимость внедрения в вузы электронно-библиотечных систем с позиций наиболее полного и эффективного информационного обеспечения обучающихся и формирования у них информационных компетенций.
O.V. FEDOROV, L.G. EFREMOV, N.V. GOLUBTSOV, II. GREBENYUK ASPECTS OF INFORMATION SUPPORT OF STUDENTS IN HIGHER SCHOOLS
Key words: high school, students, educational standard of higher education, information, library fund, printed and electronic publications, electronic library system, access, information competence.
The problems of information support of high schools in of modern tendencies of social development and innovation of new normative requirements to the educational process. Shown is an objective need to connect to the high schools library's electronic systems from positions the most complete and effective information management students and shaping their information competencies.
Реформирование высшего образования в условиях присоединения России к Болонской декларации при стремительном развитии информационных технологий предусматривает в качестве приоритетной, требующей безотлагательного решения, задачу информационного обеспечения деятельности вузов. Развитие научно-технического прогресса повышает востребованность учебной, научной и методической литературы, обостряет проблему оперативности отражения в ней как новых научных концепций, так и конкретных методических рекомендаций и практических решений профессиональных проблем, характеризующих профессиональную деятельность выпускников вузов. Традиционно считается, что библиотеки должны обеспечить обучающихся в необходимом количестве «бумажными» учебниками, учебными пособиями и учебно-методической литературой.
Такой подход не отражает современные тенденции и новые нормативные требования информационного обеспечения обучающихся и не соответствует реально имеющемуся положению в бюджетном финансировании образовательных учреждений.
Одним из наиболее заметных и актуальных отличий новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) от предшествующих им государственных образовательных стандартов (ГОС ВПО) является требование обязательности подключения вузов к электронно-библиотечным системам. Понятие «электронно-библиотечная система» (ЭБС) впервые закреплено в официальном документе федерального органа исполнительной власти 11 лет назад - в приказе Минобразования РФ № 1623 от 11.04.2001 г. (в ред. приказа Минобрнауки РФ № 133 от 23.04.2008 г.). Приказами Минобрнауки РФ № 133 от 23.04.2008 г. и Рособр-надзора РФ № 885 от 25.01.2008 г. предписано комплектовать фонды вузов не только литературой на бумажных носителях, но и на электронных носителях от ЭБС. Целью внедрения в образовательный процесс ЭБС является обеспечение обучающихся в вузах, ученых и специалистов возможностью законного доступа к огромному количеству учебных, методических и научных материалов с использованием современных цифровых технологий, а также создание основ для реализации программ дистанционного образования. Внедрение ЭБС в практику информационного обеспечения обучающихся в вузах соответствует задачам инновационного развития отечественной системы образования, предоставляя равные возможности информационного обеспечения образования и науки во всех регионах за счет современных цифровых телекоммуникационных технологий. Поручением Президента РФ № 2920 от 31.10.2009 г. дано указание об ускоренном внедрении ЭБС в вузах РФ.
В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 1975 от 31.05.2011 г. [4], во ФГОС ВПО по направлениям подготовки, предусматривающим присвоение выпускникам квалификации (степени) «бакалавр», «магистр» и «специалист», внесено требование: «Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями». Самостоятельная работа обучающихся, осуществляемая вне аудиторных занятий, должна быть обеспечена методическими разработками. Выделяемое на эту работу время должно быть обосновано расчетами.
Устанавливающие требования о необходимости предоставления обучающимся доступа к ЭБС в редакции Приказа Минобрнауки РФ [4] применительно, например, к подготовке специалистов сформулированы так: «основная образовательная программа (ООП) подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения».
Согласно действующим на сегодняшний день нормативным требованиям библиотечный фонд вуза должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся. Система ЭБС должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Таким образом, нормативы по книгообеспеченности на бумажных носителях согласно новым ФГОС ВПО сокращаются вдвое: с 50 до 25 единиц на каждые 100 обучающихся. Важно и то, что подключение к ЭБС, по данным [3], требует меньше затрат, чем приобретение традиционных бумажных книг.
Отсюда следует, что при проверке укомплектованности библиотечного фонда вуза, в том числе фонда дополнительной литературы, должны учитываться издания, включенные в ЭБС, если вуз обеспечил доступ к ней обучающихся. При наличии по определенной дисциплине (дисциплинам) необходимых изданий в ЭБС, требования о наличии их в библиотечном фонде вуза не предъявляются.
Таким образом, сегодня нет альтернативы решению о подключении вузов к ЭБС. Такое подключение необходимо осуществить как во исполнение требований руководящих документов, регламентирующих реформирование высшего профессионального образования в РФ, так и исходя из чисто прагматических соображений. Сопоставление стоимости книжных изданий и затрат на использование ЭБС в образовательном процессе вузов позволяет говорить о существенном уменьшении расходов на информационное обеспечение обучающихся при сокращении доли бумажных носителей путем их замены электронными изданиями. Одновременно активное внедрение в образовательный процесс ЭБС позволяет поднять на новый уровень количественные и качественные показатели информационного обеспечения обучающихся в вузе. Сама форма получения учебной, научной и методической информации через ЭБС, предоставляемая вузом обучающимся, способствует формированию у них крайне необходимой выпускникам информационной компетенции, что объективно вызвано переходом к постиндустриальному обществу, когда информация становится основой экономической деятельности и стратегическим ресурсом государства. В этих условиях знания и коммуникации в большей мере выступают источниками благосостояния, чем природные ресурсы и физический труд, характерные для индустриального общества.
Таким образом, в условиях резкого увеличения объёмов профессиональной информации, с которой приходится иметь дело современному выпускнику вуза, и ускоренной девальвации знаний вследствие высоких темпов научно-технического прогресса значение формирования информационной компетенции возрастает. Первостепенную роль в образовательном процессе вуза начинает играть выработка у обучающихся знаний о том, где и как можно оперативно получить необходимую для решения профессиональных задач информацию и умений продуктивно её использовать. Значимость в образовательной системе формирования подобных компетенций в современный информационный век стремительно повышается. Это объясняется тем, что человечество развивается путем передачи знаний от поколения к поколению. Объём знаний ускоренно увеличивается. Совершенствуется и сам механизм передачи информации, меняются технологии хранения и передачи знаний. Так, с появлением письменности отпала необходимость всю накопленную информацию держать в голове. Появились её различные внешние носители. Количество накапливаемой информации, отражающей уровень знаний, росло. Совершенствовались методы её обработки и хранения. Создавались сложные классификационные системы информации, формировалась каталогизация, повышалась ёмкость носителей информации. Например, возможности микрофильмирования на порядки выше возможностей бумажной печати. Наконец, человечество разработало компьютерные технологии обработки, хранения и передачи информации. Создана глобальная информационная сеть Интернет.
При анализе проблем информационного обеспечения обучающихся в вузах следует учитывать изменение места, роли и методики использования учебной литературы в образовательном процессе. Так, компьютеризация населения и новые информационные технологии коренным образом меняют менталитет современных студентов. Работа с компьютером, активное использование при проведении занятий компьютерных презентаций, пользование Интернетом, в том числе выход в глобальную сеть непосредственно с сотового телефона, просмотр телепередач и т.д., обеспечивают немыслимые прежде возможности доступа к информации, но в то же время формируют у обучающихся мозаичный тип её восприятия с акцентом на визуальный образ и оттеснением вербальности на второй план.
В этих условиях повышается роль учебника как системообразующего компонента учебно-методического комплекса (УМК), отражающего систему научно-предметных связей, составляющих ядро сведений по дисциплине. В этой связи уместно отметить, что поскольку основным пользователем УМК выступает обучающийся, этот комплекс должен быть обязательно опубликован и доступен через ЭБС.
В качестве примера возможностей современных информационных систем приведем утвержденные приказом Рособрнадзора № 1953 от 05.09.2011 г. требования к ЭБС, доступ к которой должен обеспечиваться вузом для каждого обучающегося:
1) количество учебников и учебных пособий, изданных за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), -не менее 2500 изданий;
2) количество научных монографий - не менее 500 изданий;
3) количество научных журналов из Перечня ВАК Минобрнауки России - не менее 50 наименований;
4) не менее 20 изданий по каждой из не менее чем 20% укрупненных групп специальностей (УГС);
5) количество издательств, представленных в ЭБС, - не менее 25;
6) общее число включенных в ЭБС изданий - не менее 5000;
7) возможность индивидуального неограниченного доступа к содержимому ЭБС, согласно требованиям ФГОС ВПО, для 100% обучающихся из любой точки доступа к сети Интернет;
8) возможность полнотекстового поиска в ЭБС;
9) возможность формировать статистические отчеты по пользователям;
10) возможность просмотра изданий с видом страниц в оригинальной верстке;
11) обеспечение доступа к зарубежным периодическим научным изданиям.
Оценке ЭБС в настоящее время посвящено большое количество публикаций и
дискуссий. По данным анализа, проведенного Национальным Электронно-Информационным Консорциумом (НЭИКОН), ни одна ЭБС по своему содержанию не удовлетворяет всем потребностям вузов [5]. Поэтому вузы, особенно крупные, вынуждены подписываться на несколько ЭБС одновременно, что усложняет работу пользователей и управление информационным обеспечением образовательного процесса в вузе в целом. По данным, представленным в отраслевом докладе [1], рынок электронных библиотечных ресурсов России все еще до конца не сформирован. Авторы этого доклада отмечают, что сложности в значительной степени обусловлены разрозненностью участников рынка, отсутствием оперативных аналитических данных и недостаточностью объективной информации по данному направлению. Учитывая, что вузы, как правило, имеют собственные электронные библиотеки, важным критерием любой ЭБС становится возможность ее интеграции в существующую информационную инфраструктуру вуза, чтобы избежать необходимости поиска нужной книги последовательно во всех подключенных информационных ресурсах.
Таким образом, настоящий период информационного обеспечения образования включает процесс перехода с традиционных бумажных форматов на цифровые. В теории управления любой переходный процесс характеризуется показателями устойчивости, а также показателями качества переходного процесса среди которых: колебательность, перерегулирование, точность, время переходного процесса. Например, массовый переход на цифровые форматы может быть затухающим (апериодическим, колебательным без перерегулирования или колебательным с перерегулированием) и незатухающим (колебательным или расходящимся). Для вузовских библиотек и вообще библиотек в традиционном понимании этого слова переходный период, наступивший в результате чрезвычайно динамичного и мощного, по сути взрывообразного внешнего воздействия, связанного с глобальными изменениями информационного медийного пространства, характеризуется сложными для анализа и прогнозирования показателями качества и устойчивости переходного процесса.
Для решения проблем управления информационным обеспечением обучающихся или, в широком смысле, информационного обеспечения образовательного процесса вузов представляется перспективным использование теории информационных цепей.
Таким образом, возможности хранения, переработки и предоставления информации пользователям ЭБС большие. Возможности же самого человека практически остались неизменными. Преодоление этого противоречия между необходимостью переработки стремительно возрастающих объёмов информации и практически неизменными собственными возможностями человека может осуществляться путём формирования информационной компетенции у обучающихся.
Важно и то, что взрывной характер роста объёма информации, необходимой для каждого вида профессиональной деятельности, требует удлинения срока обучения и приводит к увеличению разнообразия преподаваемых дисциплин, что способствует разрыву междисциплинарных связей и дублированию материала. С другой стороны, развитие инфокоммуникационных систем в условиях глобальной информатизации человеческого общества облегчает самообразование и доступ к получению второго образования. Становится очевидной необходимость ориентации профессионального образования не только на студентов учебных заведений профессионального образования, а на все должностные и возрастные категории специалистов, руководителей и служащих различных отраслей. Это позволит обеспечить реализацию принципа непрерывного образования: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. По мнению экспертов, происходит переход от обучения «на всякий случай» к «своевременному обучению». Все большее место будет занимать краткосрочное обучение, т. е. обучение в то время, когда оно необходимо человеку, и рынок именно такого образования с использованием информационно-телекоммуникационных систем будет развиваться быстрее, приобретая международный характер. В этой связи отметим, что информационно-телекоммуникационные системы включены в состав восьми Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ № 899 от 07.07.2011 г.
Проблема подготовки обучающихся в вузах не может рассматриваться в отрыве от конъюнктуры рынка труда. Например, потенциальный работодатель при приеме на работу выпускника вуза, имеющего квалификацию «инженер-менеджер», обращает внимание, прежде всего, на первую составляющую квалификации. Это косвенно подтверждается и ростом востребованности инженерных кадров во всех отраслях экономики. Так, по Нижегородской области до 50% вакансий в специалистах приходится на машиностроительный комплекс и инжиниринг (рис. 1), предполагающих инженерное образование.
Анализ востребованности в Нижегородской области специальностей (рис. 2) отражает текущий момент. В то же время экстраполяция динамики спроса на рынке труда позволяет предположить тенденцию уменьшения востребованности специалистов по
Элект
энергет
20%
Вакансии
Сельхоз-
производство;
8%
•^Пищевая промышленность; 7%
продажам (50% на рис. 2) в пользу ГГ-технологий и транспорта (логистики). Установлено, что до 92% выпускников, попадающих на первоначальные должности по соответствующим специальностям, требуют технических знаний, которые приобретаются на профилирующих кафедрах.
Машино- \ строение; 24%
Инжиниринг;
26%
По результатам анализа уровня подготовки специалистов в вузах за ряд лет выявлено:
Рис. 1. Вакансии в производственной сфере Нижегородской области
- вызывают затруднения у студентов вербальные (словесные)
Рис. 2. Наиболее востребованные специальности по Нижегородской области
описания процессов взанмодей-ствия технических объектов с окружающей средой, составление моделей внутренних процессов и внешних воздействий, по которым проводятся расчеты, что влияет на принятие квалифицированных профессиональных решений;
- слабое владение профессиональной терминологией, недостаточные навыки в формулировании профессиональных заключений.
Это вызывает необходимость корректировки издательской деятельности по выпуску учебной литературы. Представляется целесообразной ориентация потенциального читателя на отраслевую, инновационную направленность профессиональных интересов, устремление их на наиболее емкие отрасли региона, в котором действует вуз.
Удельный вес изданий по количеству новых наименований, представленных на рынок в 2010 г. для вузов, показывает, что наибольшее количество (в абсолютном и относительном выражениях) литературы издают непосредственно сами вузы (более 40,9%).
В 2009-2010 гг. на долю учебных и методических изданий для высшей школы приходилось порядка 20% по количеству наименований и 2,9% по суммарному тиражу в общем выпуске книг и брошюр в РФ. В 2010 г. основная масса производителей учебной литературы для вузов начала сокращать объемы своих портфелей. Это связано и с демографической ситуацией в стране. Снизились и тиражи изданий. Если раньше стандартным для учебной книги считался тираж в три тысячи экземпляров, то сегодня средний тираж упал до двух тысяч экземпляров в год. Падение продаж в 2010 г. относительно предыдущего года составило порядка 12-15%. Прогнозируется и дальнейшее снижение тиражей учебной литературы при одновременном увеличении цен на нее.
Выпускаемые издательствами книги, включая учебную литературу, существенно отличаются по цене издания. На рис. 3 представлены средние цены по 16 издательствам. Как видно из этой гистограммы, разница в ценах может достигать 483% (издательства ГОЭТАР и КноРус) и более процентов.
1200
1000
800
600
400
200
07 2
689
412 421 485
226250 пп 184169 2131бб”° 240 205 205 —1 144
п! 1 П
й
я
а
22
£ I
О О и
о
х
а
С
о
к
и
§
Э
£ 2 * У
о О & и н ч о 02
<Й
О
н
§
а
я
к
О
я
а
Рис. 3. Средняя цена новинки издателя за 2010 г., руб.
Для анализа положения издания учебной литературы представляют интерес отклонения средней цены издательства от рыночного тренда. На рис. 4 представлены эти отклонения по состоянию на 2010 г. в процентах по группе издательств.
350 300 250 200 150 100 50 0 -50 -100
Рис. 4. Отклонения средней цены издательства от рыночного тренда, руб.
Существенны и издержки, связанные с доставкой книжной продукции к потребителю. Так, проведенный издательством «Книжная индустрия» опрос по их относительной величине в издержках предприятия показал, что:
- 12,5% опрошенных оценили их в менее чем 1% и такое же количество опрошенных - в 5-10%;
- 25% опрошенных оценили в 1-3%;
- 50% опрошенных оценили в 1-5%.
Существенными для рынка учебной и методической литературы для вузов становятся поправки в законе «Об образовании» и новеллы в готовящемся ему на смену законе «Об образовании в Российской Федерации», связанные с государственной поддержкой и развитием системы общедоступных электронных ресурсов: интернет-порталов с развитой функцией поиска в ЭБС и базе данных. Президент РФ подписал 29 февраля 2012 г. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании”» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Новый закон приравнивает их к традиционным формам образования. Это будет одним из стимулов ускоренного развития ЭБС.
Развитие электронных ресурсов в системе высшего образования может стать официальным поводом для отказа от финансирования затрат на приобретение традиционных печатных учебников со стороны и, соответственно, сворачивания рынка выпуска книг учебной, научной и методической направленности за пределами вуза. Конечно, могут появиться какие-то новые формы этой литературы и новые методики ее использования совместно с электронными носителями информации, что, не исключено, даст синергетический положительный эффект и послужит стимулом к увеличению выпуска печатных бумажных изданий для вузов. Но данное предположение требует проведения специальных исследований для более глубокого и конкретного его обоснования.
Выводы. 1. Изменения в Федеральном законе «Об образовании», новеллы в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», требование ФГОС ВПО об обязательности подключения вузов к ЭБС соответствуют задачам
инновационного развития отечественной системы образования в условиях реформирования высшего образования и присоединения России к Болонской декларации.
2. Перевод информационного обеспечения обучающихся в вузах с преимущественно бумажных на преимущественно электронные носители будет осуществляться через переходные процессы, для обеспечения показателей качества и устойчивости которых требуется эффективное управление, при осуществлении которого представляется перспективным применение теории информационных цепей.
3. Форма получения учебной, научной и методической информации через ЭБС, предоставляемая вузом обучающимся, способствует формированию у них информационной компетенции, необходимой для успешной профессиональной деятельности выпускников вузов в формирующемся постиндустриальном обществе.
Литература
1. Воропаев А.Н., Леонтьев К.Б. Электронно-библиотечные системы России: отраслевой доклад [Электронный ресурс] // Университетская библиотека online: сайт. URL: http://www.biblioclub.ru/ industry_of_books.htm (дата обращения: 21.11.2011).
2. Лежнюк П.Д., Комар О.В. Оценка качества оптимального управления критериальным методом. Винница: Универсум-Винница, 2006. 108 с.
3. Молчанов А.В. Подключение вузов к электронно-библиотечной системе - одно из главных требований нового образовательного стандарта [Электронный ресурс] // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: семнадцатая Междунар. конф. Крым, 2010. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2010/ disk/45.pdf (дата обращения: 29.12.2010).
4. О внесении изменений в федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1975 от 31.05.2011 г.; зарегистрирован Минюстом РФ 28.06.2011 г. № 21200 [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55071681/#55071681.
5. Шварцман М.Е. На что, кроме содержимого, обратить внимание при выборе электронно-библиотечной системы [Электронный ресурс] // Университетская библиотека online: сайт. URL: http://www.biblioclub.ru/industry_of_books.php?nid=32 (дата обращения: 19.09.2011).
ФЕДОРОВ ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор технических наук, профессор кафедры управления инновационной деятельностью, Нижегородский государственный технический университет, Россия, Нижний Новгород (fov52@nm.ru).
FEDOROV OLEG VASILYEVICH - doctor of technical sciences, professor of Management Innovation Chair, Nizhny Novgorod State Technical University, Russia, Nizhny Novgorod.
ЕФРЕМОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры электроснабжения промышленных предприятий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (efremov1@chuvsu.ru).
EFREMOV LEONID GEORGIEVICH - doctor of economics sciences, professor of Electricity Industry Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ГОЛУБЦОВ НИКОЛАИ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат технических наук, доцент кафедры электроснабжения, Нижегородский военный институт инженерных войск, Россия, Нижний Новгород (nvg4@ya.ru).
GOLUBTSOV NIKOLAY VLADIMIROVICH - candidate of technical sciences, associate professor of Electricity Chair, Nizhny Novgorod Military Institute of Engineers, Russia, Nizhny Novgorod.
ГРЕБЕНЮК ИВАН ИВАНОВИЧ - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и информатики, Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, Россия, Нижний Новгород (ngtu2008@ya.ru).
GREBENYUK IVAN IVANOVICH - candidate of technical sciences, associate professor, head of Mathematics and Computer Science Chair, Nizhny Novgorod Institute of Management and Business, Russia, Nizhny Novgorod.