Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ'

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
432
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТА / ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уланова Наталья Николаевна, Яковлева Наталья Валентиновна

В статье приведены результаты теоретического обзора современных подходов к исследованию профессионального здоровья. Проанализированы отечественные и зарубежные работы по изучению данного конструкта. Целью исследования стал теоретический анализ психологических подходов к изучению профессионального здоровья. В статье обозначена основная цель такого направления психологии здоровья, как психология профессионального здоровья. Обоснована актуальность исследований в сфере психологии профессионального здоровья, и определены важные направления подобных исследований. В работе приводятся результаты современных российских и зарубежных исследований, посвященных проблемам профессионального здоровья специалистов различного профиля. Проанализированы исследования, в которых выделяются различные подходы к изучению структуры профессионального здоровья, а также подход, описывающий факторы, влияющие на формирование профессионального здоровья специалиста. В данной работе выделяются основные векторы научных исследований в психологии профессионального здоровья: первое - изучение особых факторов, которые оказывают влияние на профессиональное здоровье представителей различных профессий, второе - структурно-критериальное, третье - изучение и разработка прикладных аспектов обеспечения профессионального здоровья. Кроме того, в рамках данного исследования представлены три группы факторов структурно-критериального направления, обусловливающих профессиональное здоровье специалиста: критериальный подход позволяет описать критерии оценки профессионального здоровья, уровневый - иерархию и систематизацию уровней профессионального здоровья, компонентный - компоненты, входящие в структуру профессионального здоровья специалистов разного профиля. В статье проанализирована специфика зарубежных исследований проблемы профессионального здоровья. Результаты данного теоретического исследования могут быть полезны для обобщения знаний в вопросах профессионального здоровья представителей разных профессиональных сообществ, более детального и углубленного рассмотрения проблемы профессионального здоровья личности, а также для разработки новых вопросов, касающихся профессионального здоровья как психологического конструкта, и систематизации уже имеющейся теоретико-методологической базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF OCCUPATIONAL HEALTH

The article presents the results of a theoretical review of modern approaches to the study of occupational health. The domestic and foreign works on the study of this construct are analyzed. The aim of the study was a theoretical analysis of psychological approaches to the study of occupational health. The article outlines the main goal of such a direction of health psychology as the psychology of occupational health. The relevance of research in the field of occupational health psychology is substantiated and important areas of such research are identified. The paper presents the results of modern Russian and foreign studies devoted to the problems of professional health of specialists of various profiles. The research is analyzed, which highlights various approaches to the study of the structure of occupational health, as well as an approach describing the factors influencing the formation of professional health of a specialist. In this paper, the main vectors of scientific research in occupational health psychology are highlighted: the first is the study of special factors that affect the professional health of representatives of various professions, the second direction of scientific research in occupational health psychology is "structural-criteria", the third direction is the study and development of applied aspects of ensuring occupational health. In addition, within the framework of this study, three groups of structural-criteria factors are presented that determine the professional health of a specialist: the criterion approach allows describing the criteria for assessing professional health, the level approach describes the hierarchy and systematization of levels of professional health, the component approach, the main purpose of which is to study the components included in the structure of professional health of specialists of different profiles. In this paper, the authors described the specifics of foreign studies of the problem of occupational health. The results of this theoretical study can be useful for generalizing knowledge on occupational health issues of representatives of different professional communities, for a more detailed and in-depth consideration of the problem of professional health of an individual, as well as for developing new issues related to occupational health as a psychological construct, and systematizing the already existing theoretical and methodological base.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ»

УДК 316.728

DOI 10.33463/2072-8336.2022.2(59).087-095

ОСНОВНЫЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Н. Н. Уланова, Н. В. Яковлева

Для цитирования

Уланова, Н. Н. Основные психологические подходы к изучению профессионального здоровья / Н. Н. Уланова, Н. В. Яковлева // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 2(59). - С. 87-95. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.2(59).087-095.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье приведены результаты теоретического обзора современных подходов к исследованию профессионального здоровья. Проанализированы отечественные и зарубежные работы по изучению данного конструкта.

Целью исследования стал теоретический анализ психологических подходов к изучению профессионального здоровья. В статье обозначена основная цель такого направления психологии здоровья, как психология профессионального здоровья. Обоснована актуальность исследований в сфере психологии профессионального здоровья, и определены важные направления подобных исследований.

В работе приводятся результаты современных российских и зарубеж-

© Уланова Н. Н., Яковлева Н. В., 2022

ных исследований, посвященных проблемам профессионального здоровья специалистов различного профиля. Проанализированы исследования, в которых выделяются различные подходы к изучению структуры профессионального здоровья, а также подход, описывающий факторы, влияющие на формирование профессионального здоровья специалиста. В данной работе выделяются основные векторы научных исследований в психологии профессионального здоровья: первое - изучение особых факторов, которые оказывают влияние на профессиональное здоровье представителей различных профессий, второе - структурно-критериальное, третье - изучение и разработка прикладных аспектов обеспечения профессионального здоровья.

Кроме того, в рамках данного исследования представлены три группы

факторов структурно-критериального направления, обусловливающих профессиональное здоровье специалиста: критериальный подход позволяет описать критерии оценки профессионального здоровья, уровневый - иерархию и систематизацию уровней профессионального здоровья, компонентный -компоненты, входящие в структуру профессионального здоровья специалистов разного профиля.

В статье проанализирована специфика зарубежных исследований проблемы профессионального здоровья. Результаты данного теоретического исследования могут быть полезны для обобщения знаний в вопросах профессионального здоровья представителей разных профессиональных сообществ, более детального и углубленного рассмотрения проблемы профессионального здоровья личности, а также для разработки новых вопросов, касающихся профессионального здоровья как психологического конструкта, и систематизации уже имеющейся теоретико-методологической базы.

Ключевые слова: здоровье, профессиональное здоровье, психология здоровья, психология профессионального здоровья, здоровье специалиста, подходы к изучению профессионального здоровья, факторы, влияющие на профессиональное здоровье, структура профессионального здоровья, уровни профессионального здоровья, критерии профессионального здоровья.

Особую актуальность в современном мире приобретает проблема профессионального здоровья специалистов различных направлений. Данная тенденция обусловлена рядом причин. Во-первых, появляются все более жесткие требования к представителям

разных профессий; возрастает количество факторов, обусловливающих состояние профессионального здоровья специалистов; появляются новые виды профессиональной деятельности - все это влияет не только на состояние здоровья в целом, но и на профессиональное здоровье как более частную категорию. Во-вторых, в психологической науке появляется много новых исследований, позволяющих рассматривать сложные психологические системы, в том числе систему здоровья и здоро-вьесберегающей деятельности личности. В-третьих, активно развивается такое научное направление, как психология здоровья и психология профессионального здоровья, совершенствуется его теретико-методологическая база. В-четвертых, смежные отрасли, такие как организационная психология, психология труда, психология безопасности, задают определенный вектор исследований здоровья представителей разных профессий.

Следует отметить, что в настоящий момент отсутствует единый взгляд на понимание не только профессионального здоровья, но и здоровья в целом. В научной литературе существуют различные подходы к определению профессионального здоровья человека.

В своей работе мы попытались систематизировать некоторые направления исследований, посвященные отдельным проблемам здоровья представителей разных профессий.

Обобщая подходы ученых к вопросам здоровья специалистов, можно сделать вывод о том, что большинство из них определяют профессиональное здоровье личности как некий конструкт, который, с одной стороны, динамически изменяется на протяжении всех этапов профессионального

развития и профессиональной деятельности человека, а с другой - обеспечивает специалисту возможность продуктивной и эффективной профессиональной деятельности и реализуется в этой деятельности (Г С. Никифоров, А. Г. Маклаков, Н. Е. Водопьянова).

Р. А. Березовская и А. А. Кириллова в своих работах установили, что особый интерес для психологов-исследователей представляют такие профессиональные категории, как государственные служащие, педагоги, специалисты опасных профессий, работающие в экстремальных условиях, так как здоровье для них приобретает особую значимость и они более всего подвержены влиянию различного рода стрессоров на всех уровнях функционирования личности [3].

Кроме того, вопросы исследования профессионального здоровья особенно важны для специалистов, работающих в сфере социально ориентированных и помогающих профессий, таких как медицинские работники, психологи, педагоги и др. Актуальность подобной тенденции обусловлена тем, что показатели здоровья представителей данных профессий несомненно оказывают влияние на эффективность организации помощи различным категориям населения и реализации образовательного процесса [9, 13]. Особую значимость профессиональное здоровье приобретает для представителей опасных профессий (экстремальные условия труда), работников правоохранительных органов, службы исполнения наказаний, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием со спецконтингентом, что определяет специфические требования к профессионально важным качествам данных специалистов. Про-

фессиональное здоровье представителей данных профессий подвержено рискам, вследствие чего возможно снижение эффективности трудовой деятельности. Специфика их профессиональной деятельности часто обусловливает различного рода профессиональные деформации и профессиональное выгорание.

Л. М. Митина в своих работах уделяет особое внимание профессиональному здоровью педагогов. Автор приводит подробную систематизацию исследований профессионального здоровья педагога и теоретически их обосновывает, анализирует эффективные способы укрепления профессионального здоровья педагогов и приводит экспериментальные данные, полученные в ходе реализации оздоровительных мероприятий с учителями [6, с. 23-25].

Проанализировав научно обоснованные данные, мы пришли к выводу о том, что можно выделить несколько направлений исследований в современной психологии профессионального здоровья.

Основной задачей первого направления является изучение специфических факторов, которые оказываютвли-яние на профессиональное здоровье человека.

По мнению В. П. Кашкадамова, на профессиональное здоровье влияет ряд факторов, в том числе ритм жизни человека, специфика организации условий труда и его режима, особенности образа жизни человека, условия, в которых он живет и выполняет раз личные виды деятельности, особенности социального взаимодействия, внутрисемейных отношений, организации отдыха и др. В работах С. В. Щербакова, Я. Б. Лев, Е. Г Ожоговой, посвященных изучению специфики профессиональ-

ного здоровья современных педагогов, проанализированы факторы,потенциально угрожающие профессиональному здоровью специалистов, выделены важные структурные компоненты профессионального здоровья педагога: стрессоустойчивость, индивидуально-психологические и личностные особенности, повышающие вероятность возникновения синдрома профессионального выгорания, степень выраженности профессиональной деформации и ее специфика на каждом этапе развития специалиста, общие и специфические психологические ресурсы, способствующие или препятствующие продуктивной трудовой деятельности и сохранению оптимального уровня профессионального здоровья [12].

Анализируя подходы к изучению факторов, влияющих на профессиональное здоровье, можно рассмотреть модель профессионального здоровья, которая представлена следующими группами факторов.

Группа факторов «А» - индивидуально-психологические. Они связаны со специфическими личностными индивидуально-психологическими характеристиками специалиста, которые проявляются в процессе выполнения профессиональной деятельности. К ним можно отнести способность совладания со стрессовыми ситуациями [9]; предпочитаемые стратегии преодоления кризисных ситуаций, эмоциональную устойчивость специалиста, особенности ценностно-смысловой сферы личности, учитывая ценностную значимость здоровья; соотношение различных типов мотивов в сфере профессиональной деятельности, проявление экстернального или интер-нального локуса контроля, который может стать определяющим аспектом в

принятии (непринятии) ответственности человеком за свою жизнь, за состояние своего здоровья. Еще одним значимым фактором является приверженность здоровому образу жизни, что способствует укреплению и поддержанию оптимального уровня здоровья, в том числе профессионального.

Группа факторов «В» связана с проявлением характеристик субъекта профессиональной деятельности в процессе ее выполнения, а также с проявлением функционального потенциала и возможностей специалиста. В эту группу входяттакие факторы, как возможность планирования, прогнозирования профессиональной деятельности, особенности саморегуляции, а также гибкость и возможность внесения коррекций на разных этапах деятельности; способности, обеспечивающие качество выполнения требований, предъявляемых к специалисту; грамотность распределения рабочего времени, качество контроля и оценки результатов; возможности профессиональной самоэффективности.

Группа факторов «С» связана с организацией профессиональной деятельности и с условиями труда специалиста. Часто эти условия не соответствуют существующим нормам и требованиям, что провоцирует фру-страционные, эмоционально напряженные, стрессовые состояния работников, эти факты не могут остаться незамеченными и не повлиять на эффективность профессиональной деятельности. Специфика организации рабочего места, несовершенство структуры учреждения при определенных обстоятельствах могут способствовать снижению уровня профессионального здоровья, развитию син-

дрома профессионального выгорания, профессиональных деформаций.

Группу факторов <Ю» представляют социально-экономические факторы, которые накладывают отпечаток на специалиста, как на представителя определенной социальной группы. Состояние развития общества влияет в том числе на возможности специалистов различных профессий по поддержанию и укреплению их здоровья. Профессиональное здоровье, как и здоровье в целом, зависит от качества жизни населения, его доходов, уровня безработицы. Очевидно, что негативные процессы, происходящие в обществе, вызывают социальный и психологический дискомфорт и способствуют ухудшению здоровья личности и профессионального здоровья в том числе. Следует отметить, что на состояние профессионального здоровья специалиста положительно влияет своевременное проведение диспансеризации и профилактических мероприятий на государственном уровне, направленных на укрепление профессионального здоровья.

На наш взгляд, при рассмотрении всех трех групп факторов необходим комплексный подход, позволяющий систематизировать и обобщать наиболее важные аспекты в изучении факторов, определяющих профессиональное здоровье специалистов, что, в свою очередь, поможет на практическом уровне реализовать мероприятия, способствующие поддержанию профессионального здоровья. Предметом исследований психологии профессионального здоровья являются преимущественно факторы групп «А» и «В» [9]. В рамках данного направления наиболее актуальными являются исследования специфических индиви-

дуально-психологических свойств личности специалиста, а также отдельных характеристик субъекта профессиональной деятельности.

Второе направление исследований в рамках психологии профессионального здоровья можно обозначить как структурно-критериальное. Так, говоря о структуре профессионального здоровья, можно выделить несколько исследовательских направлений.

А. А. Печеркина определяет профессиональное здоровье учителя как оптимальный уровень показателей организма, способный обеспечить высокую работоспособность, должную степень формирования компетентност-ных характеристик специалиста и гармоничное развитие личности учителя в процессе профессионального становления. Автор уделяет особое внимание изучению структуры профессионального здоровья и предлагает опираться на два подхода - критериальный и уровневый [8]. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков, являясь представителями первого подхода, относят к основополагающим критериям профессионального здоровья следующие: система-тизированность психических явлений; зрелость эмоциональной сферы; соответствие субъективных образов объективной действительности; соответствие субъективного отношения личности тем внешним обстоятельствам, в которых она находится и функционирует; соответствие всех типов реагирования внешним раздражителям; критический взгляд на различные обстоятельства жизни; способность саморегуляции поведения в соответствии с актуальными нормами и требованиями; высокий адаптационный потенциал и гибкость в процессе приспособления к изменениям в различных сферах

и др. Данные критерии могут служить индикаторами здоровья специалиста и способны в нужный момент направить необходимые ресурсы и усилия на его укрепление и оптимизацию [8].

Второй подход представлен иерархией уровней, выделенной Б. С. Брату-сем. Здоровье в данном случае рассматривается как трехуровневая структура, где высший уровень здоровья определяется как личностно-смысловой, далее следуют уровень индивидуально-психологического здоровья и уровень психофизиологического здоровья. Каждый из этих уровней обладает определенным набором характеристик. А. А. Печеркина считает, что наиболее информативным является изучение компонентов профессионального здоровья. Такой подход позволяет детально изучить и систематизировать исследуемую дефиницию. Автор в своих работах в качестве основных структурных компонентов профессионального здоровья педагога выделяет следующие: психофизиологический, когнитивный, рефлексивно-оценочный, мотивационный, эмоциональный [8]. По нашему мнению, данный список можно дополнить компонентом, который условно обозначим как поведенческий, который будет определять особенности профессионального здоровья специалистов на уровне осуществления трудовой деятельности.

С. Д. Цыдыпова, изучая профессиональное здоровье психолога в образовании, приходит к выводу о том, что структуру профессионального здоровья определяют компоненты, которые влияют на степень эффективности адаптационных возможностей, необходимость реализации мероприятий по оказанию по-

мощи специалистам в профессиональном саморазвитии. Этот автор выделяет три уровня профессионального здоровья [10, с. 166-167]:

1. Первый уровень представлен параметрами, характеризующими состояние медико-биологических свойств организма.

2. Элементы второго уровня субъективно детерминируют особенности формирования профессионального здоровья. Они определяют базу для развития его потенциала.

3. Составляющие третьего уровня являются конечными индикаторами состояния профессионального здоровья специалиста, в которых раскрывается его предметность.

Третье направление исследований в рамках психологии профессионального здоровья мы определяем как связанное с прикладными аспектами по обеспечению профессионального здоровья.

С. М. Шингаев, разрабатывая концепцию психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров, предположил, что в основе данной модели должен лежать комплекс мероприятий, целью которых является повышение эффективности профессиональной деятельности менеджеров и повышение уровня безопасности тех условий, в которых специалисты реализуют эту деятельность [7, 11]. В этой ситуации особую значимость приобретают специальные психологические знания. Подобные мероприятия позволят изучить особенности менеджера как субъекта профессиональной деятельности. Автор называет две главные цели, которые достигаются за счет эффективности мероприятий по организации психологического обеспечения

профессионального здоровья менеджеров:

1) повышение уровня знаний в сфере здоровья и здоровьесберегающей деятельности, увеличение ресурсов профессионала и формирование навыков здорового поведения;

2) профилактика дисфункциональных форм профессиональной деятельности или устранение стрессоров в сфере трудовой деятельности.

На каждой стадии профессионального становления автор предлагает использовать специфические направления деятельности, которые призваны повысить показатели профессионального здоровья менеджеров. Так, для стадий выбора профессии и обучения основными направлениями становятся профотбор и профессиональная психологическая подготовка, которые в конечном счете позволят добиться повышения эффективности профессиональной деятельности и удовлетворенности ею [11]. На наш взгляд, данная модель позволяет учитывать много переменных в процессе обеспечения профессионального здоровья менеджеров. Кроме того, она дает возможность дифференцированно подходить к различным направлениям деятельности по обеспечению профессионального здоровья с учетом этапа профессионального развития специалиста.

Говоря о зарубежных исследованиях профессионального здоровья специалистов, стоит отметить несколько иную их направленность. Понятие профессионального здоровья является связанным с понятием гигиены труда и носит преимущественно прикладной характер, о чем говорят исследования, посвященные разработке и реализации различных мероприятий, направленных на управление

гигиеной труда и укрепление здоровья специалистов различных профессий. Так, труды M. Wit, N. Zipfеl и др. дают представление об особенностях разработки тренинга по повышению знаний о здоровье в управлении гигиеной труда и оценке трудоспособности (нетрудоспособности) работников. Результаты тренинга, состоящего из нескольких этапов, показали, что обучение специалистов по охране труда повышает их осведомленность о важных особенностях в области здоровья и может помочь повысить интегрированность в профессиональную деятельность работников, страдающих хроническими заболеваниями [14].

Исследование S. M. Davies, S. Sris-kandarajah и др., направленное на анализ факторов, влияющих на развитие синдрома профессионального выгорания у консультантов и психотерапевтов, недавно начавших свою профессиональную деятельность, показало, что увеличение объема работ, числа людей, нуждающихся в оказании специализированной помощи, может приводить к снижению работоспособности, появлению симптомов профессионального выгорания у молодых консультантов и психотерапевтов, они не могут чувствовать себя уверенно в процессе профессиональной деятельности и приобретать новые навыки. Авторы дают рекомендации, как лучше всего поддерживать психическое здоровье и психологическое благополучие молодых практикующих специалистов.

Р. А. Березовская в своей работе «Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития», проводя анализ зарубежных подходов к пониманию феномена профессионального здоровья, говорит о наличии двух

подходов - европейского и североамериканского, которые схожи в вопросах объяснения основных аспектов данного конструкта, но в североамериканском подходе активно используются наработки и результаты исследований, полученные не из психологических научных разработок [2].

Отмечается, что целью новых направлений в рамках психологии профессионального здоровья является повышение уровня психологических знаний, что, в свою очередь, повысит качество профессиональной жизни, эффективность и результативность профессиональной деятельности, а также уровень ресурсов для сохранения и укрепления здоровья специалистов различного профиля [2].

Таким образом, проведя анализ современных научных психологических исследований, посвященных изучению профессионального здоровья, мы приходим к следующим выводам:

1. На современном этапе в рамках психологии профессионального здоровья можно выделить несколько исследовательских направлений:

- первое позволяет подробно изучить и систематизировать особые факторы, которые оказывают влияние на профессиональное здоровье человека;

- второе - нацелено на изучение структуры и критериев профессионального здоровья;

- третье - в рамках психологии профессионального здоровья связано с прикладными аспектами обеспечения профессионального здоровья.

2. Говоря о подходах к изучению факторов, влияющих на профессиональное здоровье, можно рассматривать четырехкомпонентную модель профессионального здоровья, кото-

рая представлена следующими группами факторов: группа факторов «А» -индивидуально-психологические: группа факторов «В» - связана с проявлением в процессе выполнения профессиональной деятельности характеристик субъекта этой деятельности, группа факторов «С» - касается организации профессиональной деятельности и условий труда специалиста: группа факторов <Ю» - включает в себя социально-экономические факторы.

3. В рамках структурно-критериального направления изучения профессионального здоровья также выделяется несколько подходов: критериальный, позволяющий описать критерии оценки профессионального здоровья, уров-невый - иерархию и систематизацию уровней профессионального здоровья, компонентный - компоненты, входящие в структуру профессионального здоровья специалистов разного профиля.

4. Зарубежные исследования в рамках психологии профессионального здоровья носят преимущественно прикладной и междисциплинарный характер. Понятие профессионального здоровья связано с понятием гигиены труда.

Библиографический список

1. Ананьева Е. О., Ивлиев П. В. Актуальные психологические проблемы эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы и современные пути их решения // Прикладная юридическая психология. 2021. № 2(55). С. 126-133. DOI : 10.33463/2072-8336.2021.2(55)126-133.

2. Березовская Р. А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития // Психологиче-

ские исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.03.2022).

3. Березовская Р. А., Кириллова А. А. Становление психологии профессионального здоровья в России // Психологический журнал. 2012. № 1-2(31-32). С. 18-23.

4. Кабанова Т. Н., Дубинский А. А., Московская М. С. Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1(46). С. 59-68. DOI: 10.33463/2072- 8336. 2019.1(46].059-068.

5. Лапшин В. Е., Шаманин Н. В. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел с различным стажем работы на примере инспектора по делам несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2020. № 3(52). С. 76-84. DOI: 10.33463/2072-8336.2020.3(52).076-084.

6. Митина Л. М., Митин Г В., Аниси-мова О. А. Профессиональное здоровье педагога : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., доп. М. : Юрайт, 2020. 379 с.

7. Никифоров Г. С., Шингаев С. М. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 44-54.

8. Печеркина А. А., Синякова М. Г., Чуракова Н. И. Технологии поддержки профессионального здоровья учителя : монография. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2011. 158 с.

9. Уланова Н. Н. Психология профессионального здоровья врача - новое направление психологических исследо-

ваний // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 1(12). URL: http:// humjоurnal.rzgmu.ru/art&id=191 (дата обращения: 21.03.2022).

10. Цыдыпова С. Д. Особенности профессионального здоровья педагога // Педагогическое образование: история, традиции и перспективы : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (Чита, 26 октября 2018 г.) / отв. ред. Т. К. Клименко. Чита : Забайкальский государственный университет, 2019. С. 162-168.

11. Шингаев С. М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2014. 40 с.

12. Щербаков С. В., Лев Я. Б., Ожо-гова Е. Г. Особенности профессионального здоровья современного педагога // Гуманитарные исследования. 2019. № 4(25). С. 132-136.

13. Яковлева Н. В., Яковлев В. В. Методология и методы исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта. Рязань : РязГМУ, 2014. 248 c.

14. dе Wit, M., Zipfеl, N., Но^е! B., Hu^l^f, С.и., Wind, Н., dе Воеп A.G.E.M. Training оп^о^^ ragman sand pеrсеptiоns in Ше осси-patbnal health managеmеnt and wоrk disability assеssmеnt оf wоrkеrs: dеvеlоpmеnt and еvaluatiоn (2022) ВМС Mеdiсal Еduсatiоn, 22 (1).

15. Rogers T. A., Daniel T. A., Bar-deen J.R. Health anxiety and atten-tional control interact to predict uncertainty-related attentional biases (2022) Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 74, № 101697.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.