Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ РУКОВОДИТЕЛЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ РУКОВОДИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
752
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / КРИТЕРИИ / ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РУКОВОДИТЕЛЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / PROFESSIONAL HEALTH / CRITERIA / PSYCHOLOGY OF PROFESSIONAL HEALTH / PROFESSIONAL HEALTH OF THE MANAGER / PSYCHOLOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шингаев С. М.

В статье представлено новое научное направление - психология профессионального здоровья, анализируются имеющиеся подходы в отечественной и зарубежной науке к этой проблемной области знаний. Рассматриваются определения понятия «профессиональное здоровье», критерии и основные исследовательские задачи, входящие в сферу научных интересов, психология профессионального здоровья. Приводятся авторское определение понятия «профессиональное здоровье руководителя» (С. М. Шингаев, 2020) и результаты исследования психологических факторов профессионального здоровья руководителей образовательных и коммерческих организаций. Обнаружены значимые различия в оценке их профессионального здоровья (поведение типа А), стратегий и способов снятия стрессовых ситуаций, в то же время наблюдается сходство в системе ценностей и месте здоровья в этой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шингаев С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF A MANAGER’S PROFESSIONAL HEALTH

The article presents a new scientific direction - the psychology of professional health, analyzes the existing approaches in domestic and foreign science to this problem area of knowledge. Definitions of the concept “professional health”, criteria and main research tasks included in the sphere of scientific interests psychology of professional health are considered. The author's definition of the concept “manager professional health” (S. M. Shingaev, 2020) and the results of research psychological factors of the head’s professional health of educational and commercial organizations are given. Significant differences were found in the assessment of their professional health (type A behavior), strategies and methods for relieving stressful situations.at the same time, there are similarities in the value system and the place of health in this system.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ РУКОВОДИТЕЛЯ»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 39-47. УДК 159.9

DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.39-47

С. М. Шингаев

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

В статье представлено новое научное направление - психология профессионального здоровья, анализируются имеющиеся подходы в отечественной и зарубежной науке к этой проблемной области знаний. Рассматриваются определения понятия «профессиональное здоровье», критерии и основные исследовательские задачи, входящие в сферу научных интересов, психология профессионального здоровья. Приводятся авторское определение понятия «профессиональное здоровье руководителя» (С. М. Шингаев, 2020) и результаты исследования психологических факторов профессионального здоровья руководителей образовательных и коммерческих организаций. Обнаружены значимые различия в оценке их профессионального здоровья (поведение типа А), стратегий и способов снятия стрессовых ситуаций, в то же время наблюдается сходство в системе ценностей и месте здоровья в этой системе.

Ключевые слова: профессиональное здоровье; критерии; психология профессионального здоровья; профессиональное здоровье руководителя; психологические факторы.

S. M. Shingaev

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF A MANAGER'S PROFESSIONAL HEALTH

The article presents a new scientific direction - the psychology of professional health, analyzes the existing approaches in domestic and foreign science to this problem area of knowledge. Definitions of the concept "professional health", criteria and main research tasks included in the sphere of scientific interests psychology of professional health are considered. The author's definition of the concept "manager professional health" (S. M. Shingaev, 2020) and the results of research psychological factors of the head's professional health of educational and commercial organizations are given. Significant differences were found in the assessment of their professional health (type A behavior), strategies and methods for relieving stressful situations.at the same time, there are similarities in the value system and the place of health in this system.

Keyword: professional health; criteria; psychology of professional health; professional health of the manager; psychological factors.

Введение

Психологическая наука не стоит на месте. Возникают новые области знаний, проводятся исследования, затрагивающие различные психологические феномены, ранее не входившие в поле зрения ученых. Таким естественным процессом развития современной психологии выступает формирование нового научного направления - психологии профессионального здоровья, которое мы наблюдаем с конца XX и в начале XXI века [1]. Термин «психология профессионального здоровья» (occupational health psychology) одним из первых употре-

© Шингаева С. М., 2020

бил американский психолог Дж. С. Эверли-младший (G. S. Everly, Jr.) в статье «Введение в психологию профессионального здоровья» («An introduction to occupational health psychology», 1986 г.), посвященной объединению проблемных полей гигиены труда и психологии [2]. Одновременно вышел в свет ряд научных трудов, рассматривающих разные стороны феномена профессионального здоровья. В частности, в книге П. Варра (P. Warr) «Работа, безработица и психическое здоровье» («Work, unemployment and mental health», 1987 г.) представлена «витаминная»

модель влияния работы на психическое здоровье человека, в которой выделено 9 характеристик работы: контроль, возможности для использования умений, генерируемые извне цели, разнообразие, ясность и непротиворечивость окружения, соответствие оплаты усилиям (в глазах работника), физическая безопасность, возможности для межличностных контактов, ценная (в глазах других) социальная позиция [3]. Сущность модели заключается в том, что дефицит или избыток вышеперечисленных характеристик окружения (по аналогии с нехваткой или «передозировкой» витаминных препаратов при лечении) негативно влияет на психическое здоровье. Высокому уровню психического здоровья соответствует средний уровень характеристик окружения. П. Варр выделяет «ролевую составляющую здоровья (способность к выполнению обычных ролей на работе и дома: мужа, родителя, сотрудника, шефа, подчиненного, друга и т. д.)» [3].

Л. Леви (L. Levi) в статье «Определения и концептуальные аспекты здоровья относительно работы» («Definitions and the conceptual aspects of health in relation to work», 1987 г.) останавливается на четырех подходах «к обеспечению соотношения рабочего окружения требованиям сохранения и укрепления физического и психического здоровья работающих: 1) комплексный, т. е. учет при анализе человека и среды всех существенных физических, психологических, социальных и экономических аспектов; 2) экономический, акцентирующий взаимодействие целостной личности и целостной среды, включающей физический, химический и психосоциальный компоненты, и функционирующей как единая сложная система; 3) кибернетический, основанный на мониторинге состояния работающего и состояния компонентов среды, с обратной связью, обеспечивающей их взаимную адаптацию; 4) демократический, дающий работнику возможности воздействия на свою ситуацию, в том числе и по каналам принятия решений» [4].

Начиная с 1990 г. термин «психология профессионального здоровья» устойчиво используется американскими учеными для обозначения раздела организационной психологии, рассматривающего различные аспекты здоровья работающих людей [1]. С 90-х гг. XX в. выходит одноименный журнал (Journal of Occupational Health Psychology) [5], в кото-

ром в основном размещаются статьи по проблемам безопасного труда на производстве, сохранению здоровья работников и поиску баланса между семьей, личной жизнью и работой. В 2006 г. Европейская академия психологии профессионального здоровья (European Academy of Occupational Health Psychology, ЕАОНР) организовала выпуск серии книг «Психология профессионального здоровья: европейские взгляды на исследование, практику и образование». И, наконец, в 2010 г. увидел свет один из первых учебников для студентов «Психология профессионального здоровья» (Occupational Health Psychology, авторы - S. Leka, J. Houdmont) [6]. Эти же авторы в 2012 г. выпустили книгу «Современная психология профессионального здоровья: глобальные взгляды на исследование, образование и практику» (Contemporary occupational health psychology: Global perspectives on research and practice) [7].

Проанализировав имеющиеся в настоящее время подходы к рассмотрению проблем психологии профессионального здоровья в западной (прежде всего европейской и американской) науке, мы выделяем два основных направления: 1) stress management; 2) health management. Именно этим вопросам посвящены исследования, научные публикации, вышедшие за последние 3 года [8-10].

Параллельно с западными исследователями тему психологии профессионального здоровья в эти же годы разрабатывали отечественные ученые (Г. С. Никифоров [11]; С. М. Шингаев [12; 13]; А.Г. Маклаков [14]; В. А. Пономаренко [15]; Л. М. Митина [16]; Р. А. Березовская [17]; Г. Г. Вербина [18] и др.). Отметим, что именно в России вышло первое в мире учебное издание «Психология профессионального здоровья» (под руководством Г. С. Никифорова) [19]. Содержание этого нового научного направления ежегодно находит свое отражение в монографиях, учебных изданиях, научных статьях, обсуждается на всероссийских и международных конференциях.

На наш взгляд, проблемное поле психологии профессионального здоровья включает в себя следующие темы: формулирование базовых понятий (профессиональное здоровье, критерии и показатели), методы и методики диагностики, психологические факторы профессионального здоровья, психологическое обеспечение профессионального здоровья,

stress & health management в профессиональной деятельности, профилактика профессионального выгорания, профессиональные вредности, профессиональное здоровье в управленческой деятельности.

Заметим, что к раскрытию ряда тем российские ученые уже приступили [1; 11-13; 19]. Вместе с тем отсутствие общепринятых подходов к обозначенным выше вопросам, недостаточная их разработанность подчеркивают актуальность и востребованность исследований в этом новом научном направлении.

Понятие «профессиональное здоровье», критерии, психологические факторы профессионального здоровья

Как справедливо указывают А. Н. Разумов, В. А. Пономаренко, В. А. Пискунов, введение понятия «профессиональное здоровье» «явилось отражением потребностей общества в определении биологических возможностей организма человека применительно к условиям трудовой деятельности. Эта научная платформа направлена на обеспечение безопасности жизнедеятельности и сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия» [20, с. 280].

Необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствует единое понимание термина «профессиональное здоровье». Критический анализ имеющихся подходов в западной и отечественной науке позволяет выделить следующие определения профессионального здоровья:

- совокупность вопросов, затрагивающих умственное, эмоциональное и физическое благополучие работников в процессе их профессиональной деятельности (П. Мучински) [21];

- свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности (В. И. Шостак, Л. А. Яньшин) [22];

- процесс сохранения и развития регуля-торных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия (А. Н. Разумов, В. А. Пономаренко, В. А. Пискунов) [20];

- способность человека к компенсаторным функциям (В. А. Пономаренко, Н. Д. За-валова [23], Л. М. Митина [16]);

- динамическое состояние, отражающее эффективность процесса адаптации организма к условиям его жизнедеятельности (С. Ф. Гончаров, А. Ф. Бобров, В. Ю. Щебланов [24]);

- интегральная характеристика функционального состояния организма человека (В. И. Шостак) [22];

- многоуровневое, комплексное, системное понятие, включающее в себя эмоциональный, когнитивный, поведенческий аспекты личности (Л. И. Воронин, Р. P. Каспран-ский, В. В. Моргун) [25];

- определенный уровень характеристик здоровья специалиста (А. Г. Маклаков) [14];

- не только как отсутствие профессиональных болезней или травм, но и как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека в условиях выполняемой им деятельности (Г. С. Никифоров) [8, 26];

- комплекс характеристик человека, позволяющих ему успешно справляться с вызовами и требованиями профессиональной среды; многоаспектное свойство организма, обеспечивающее адекватную работоспособность человека в различных условиях профессиональной деятельности (С. М. Шингаев) [27].

Нами предпринята попытка сформулировать критерии профессионального здоровья, поскольку ни в одной научной работе отечественных исследователей мы не встречаем обоснованного подхода к этому важному вопросу. Взяв за основу определение здоровья, предложенное Всемирной Организацией Здравоохранения, мы определили критерии на трех уровнях - физическом, психическом и социальном. На физическом уровне - собственно физическое здоровье, соответствующее возрасту и позволяющее выполнять должностные обязанности в полном объеме и с надлежащим качеством; здоровый образ жизни; на психическом уровне - адекватное восприятие себя в профессии, надежное удержание информации в памяти, критический подход к рабочим ситуациям, оптимизм, уверенность в себе, ответственность, способность к самоуправлению (целеустремленность, энергичность, самоконтроль, уравновешенность), способность планировать и осуществлять свой профессиональный путь, позитивное восприятие возникающих профессиональных ситуаций, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость; на социальном - активная жизненная позиция; степень адаптиро-ванности к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, в том числе при переходе с одного этапа профессиональной деятельности на другой; соблюдение баланса «работа / личная жизнь (семья)»; адекватные

стратегии и способы преодоления стрессовых ситуаций; удовлетворенность профессией; профессиональное благополучие [10].

В структуру психологических факторов профессионального здоровья мы включаем три модуля (когнитивный, эмоциональный и поведенческий), а также стресс-факторы профессиональной деятельности и индивидуально-психологические особенности личности профессионала.

В когнитивный модуль включаются адекватное представление человека об уровне своего здоровья, опирающееся на знания о здоровье и здоровом образе жизни, в том числе при выполнении профессиональных обязанностей, осознание роли здоровья и его влияния на жизнь в целом, а также успешность и эффективность профессиональной деятельности в частности, понимание основных факторов риска профессии и путей сохранения и укрепления здоровья. Среди компонентов эмоционального модуля - весь спектр переживаний состояния «здоровья / болезни», возникающих у включенного в ту или иную профессиональную ситуацию работника, адекватное эмоциональное реагирование. Содержательными элементами поведенческого модуля выступают особенности поведения профессионала, способствующие адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды и профессиональной деятельности, а также стратегии поведения, обусловленные изменением состояния здоровья, и здоровый образ жизни и работы [10].

Особенности управленческого труда и здоровья руководителей

Важнейшая задача руководителя - добиваться желаемых для возглавляемой им организации результатов, используя с максимальной эффективностью ресурсы организации путем согласования действий других людей. Для этого он выполняет ряд функций, отражающих структуру и специфику профессиональной управленческой деятельности. По нашим данным (С. М. Шингаев, 2014 г.) [10], среди главных факторов, оказывающих наибольшее воздействие на процесс выполнения руководителями профессиональной деятельности, - чрезмерная перегрузка и эмоциональное напряжение на работе, обусловленные неполнотой информации, повышенными требованиями к безошибочности и скорости действий, дефицитом времени при выполнении деятельности, внезапным или системати-

ческим отвлечением внимания (воздействие помех, неожиданный раздражитель), однообразием выполняемой работы. Фактором, наиболее угрожающим здоровью руководителя, выступает стресс.

Рассмотрение управленческой деятельности руководителей неминуемо выходит на понимание типичных профессиональных заболеваний (синдромов и фобий), к которым относятся следующие синдромы: эмоционального / профессионального выгорания менеджера, Кароши, карьериста, информационной и хронической усталости, отсутствия отдыха, достижения цели, а также карпальный синдром, ангедония, фобии - страх потерять должность руководителя, особенно в период нестабильности экономики, кризисов; страх постоянного дедлайна, проявляющийся в ощущении не успеть вовремя выполнить поставленные задачи; страх оказаться объектом сплетен, что обусловлено спецификой корпоративной культуры конкретной организации; страх не справиться с новой задачей, предполагающей высокую степень вызова и неопределенности, или не соответствовать требованиям вышестоящего руководства.

Профессиональное здоровье руководителя

В общем круге проблем изучаемого нами научного направления - психологии профессионального здоровья - считаем обоснованным рассмотрение понятия «профессиональное здоровье руководителя». Управленческая деятельность требует профессионального здоровья руководителя, поскольку характер управленческого труда относится к тем видам профессиональной деятельности, которые предъявляют повышенные требования к физическим и психоэмоциональным аспектам здоровья работающих. Руководителю приходится испытывать социальные, психологические, физические, профессиональные нагрузки, возникающие в организационной деятельности и профессиональном развитии. Сама по себе руководящая деятельность требует навыков использования ресурсов, инициирующих возможность управления профессиональным здоровьем, готовности действовать в сложных для здоровья ситуациях, гибко реагировать в изменяющихся условиях труда.

При рассмотрении проблемы профессионального здоровья руководителей вполне обоснованным выглядит системный подход, позволяющий проанализировать всю сово-

купность феноменов, касающихся этой важной и сложной темы. На наш взгляд, методологической базой исследования может выступать концепция психологического обеспечения профессионального здоровья, разработанная автором статьи [10], а также основополагающие идеи психологии менеджмента (Г. С. Никифоров, А. В. Карпов, Р. В. Овчаро-ва, L. M. Gilbreth, H. Fayol и др.), теоретические взгляды зарубежных и отечественных ученых в области психологии профессионального здоровья (В. А. Пономаренко, А. Г. Маклаков, Г. С. Никифоров, Р. А. Березовская, G. S. Everly, P. M. Muchinsky), концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности (Г. С. Никифоров), ключевые положения психологии стресса (Л. А. Китаев-Смык, Н. Е. Водопьянова, Ю. В. Щербатых, J. Lewis, J. Bright, F. Jones, C. L. Cooper).

Предлагается авторское определение: профессиональное здоровье руководителя -это комплекс характеристик человека, позволяющий ему успешно справляться с вызовами и требованиями профессиональной среды, обеспечивающий эффективное выполнение управленческой деятельности и предполагающий отсутствие профессиональных заболеваний, а также физическое, психическое и социальное благополучие управленца.

Цель работы - провести сравнительный анализ психологических факторов профессионального здоровья руководителей образовательных и коммерческих организаций.

Материал и методы

В течение ряда лет (2002-2020 гг.) нами проводятся эмпирические исследования, связанные с изучением психологических аспектов профессионального здоровья руководителей, менеджеров, педагогов на разных этапах их профессионального пути, с разработкой и реализацией программ психологического обеспечения профессионального здоровья.

Группа респондентов-руководителей образовательных организаций (школы и центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения) насчитывала 237 человек, в том числе 7 % - мужчины, 93 % - женщины. Большая часть руководителей в возрасте от 46 до 55 лет (39 %) и от 36 до 45 лет (30 %), каждый пятый старше 56 лет, каждый десятый - в возрасте от 26 до 35 лет. По семейному положению: 66 % замужем (женаты), 20 % - разведены, 14 % - холосты. 99 %

респондентов имеют высшее образование. У 74 % руководителей трудовой стаж насчитывает более 21 года, у 12 % - от 16 до 20 лет. 82 % имеют высшую квалификационную категорию. 87 % работают в ГБОУ.

Группа респондентов-руководителей коммерческих организаций высшего и среднего звена насчитывала 801 человека, в том числе 42 % - мужчины, 58 % - женщины. Отметим, что процент мужчин-руководителей в бизнесе значительно выше, чем в системе образования. Средний возраст 34 года, что ниже, чем у руководителей образовательных организаций. По семейному положению: 78 % замужем (женаты), 10 % - разведены, 12 % - холосты. 99 % имеют высшее образование.

Для исследования психологических факторов профессионального здоровья руководителей использовались психодиагностические методики, предназначенные для изучения когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов здоровья: модифицированная методика М. Рокича «Система ценностей-целей и уровень их реализованности», шкала диагностики поведения типа А С. Д. Поло-женцева, Д. А. Руднева, опросник Strategies of Copingwith Stress Situations (SACS) С. Хоб-фолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», авторская методика «Способы снятия стресса». Применялись следующие процедуры количественного анализа психодиагностических данных: вычисление средних, стандартного отклонения, определение значений статистических критериев для установления различий средних (критерий г-Стью-дента, ^-критерий Манна-Уитни, критерий ^*-угловое преобразование Фишера), процедуры корреляционного, множественного регрессионного и однофакторного дисперсионного (Краскала-Уоллеса) анализов.

Результаты и их обсуждение

При исследовании здоровья в системе ценностей руководителей различных организаций мы использовали модифицированную методику М. Рокича «Система ценностей-целей и уровень их реализованности», полученные результаты отражены в таблице 1. Руководители коммерческих организаций, в отличие от руководителей образовательных организаций, выше ценят «Активную деятельную жизнь» и «Материально обеспеченную жизнь», одновременно для них менее значима ценность «Познание». И те, и другие на первое место поставили ценность «Здоро-

вье», что свидетельствует о наличии представления о том, что здоровье - непреходящая общечеловеческая ценность, не зависящая от профессиональной принадлежности. На втором и третьем местах - ценности «Любовь» и «Счастливая семейная жизнь».

Таблица 1 Сравнительный анализ ранжирования системы ценностей руководителей различных организаций

тах располагаются такие ценности, как «Счастливая семейная жизнь», «Любовь», «Общественное признание», «Продуктивная жизнь». Отметим, что для педагогов весьма ценна «Уверенность в себе», чувство внутренней непротиворечивости, гармонии внутри себя.

Специфика профессионального здоровья РКО и РОО обусловлена особенностями их профессиональной деятельности, проявляющаяся, среди прочего, на поведенческом уровне. Проведенный сравнительный анализ типов поведения менеджеров и педагогов (по шкале диагностики поведения личности типа «А» С. Д. Положенцева, Д. А. Руднева) представлен в таблице 2.

Таблица 2 Сравнительный анализ типов поведения руководителей различных организаций

Ценности Руководители коммерческих организаций (РКО) Руководители образовательных организаций (РОО)

Активная деятельная 6 11

жизнь

Жизненная мудрость 11 6

Здоровье (физическое и психическое) 1 1

Интересная работа 4 5

Красота природы и искусства 18 15

Любовь 3 2

Материально обеспеченная жизнь 5 7

Наличие друзей 7 9

Общественное признание 15 16

Познание 12 8

Продуктивная жизнь 13 13

Развитие 9 10

Свобода от внутренних противоречий 10 12

Счастливая семейная 2 3

жизнь

Счастье других 17 17

Возможность сделать профессиональную 14 18

карьеру

Творчество 16 14

Уверенность в себе 8 4

Примечательно, что и у менеджеров (РКО), и у педагогов (РОО) на сходных мес-

Тип поведения РКО РОО

А 60 % 13 %

В 37 % 70 %

АВ 3 % 17 %

Если среди РКО превалируют профессионалы с поведением типа А (60 %), отличающиеся высоким уровнем энергичности, вовлеченности в работу, соревновательности, амбициозности, действующие под давлением фактора времени, то среди педагогических работников преобладают люди типа В (70 %), которых характеризует значимо меньший уровень амбициозности, энергичности, соревновательности.

В группе менеджеров (РКО) выше показатели по всем шкалам, чем в группе педагогов (РОО), особенно - по шкалам «Амбициозность», «Соревновательность», «Нетерпеливость» (рис. 1).

Рис. 1. Сравнительный анализ поведенческих проявлений менеджеров (РКО) и педагогов (РОО) (вертикальная ось - %, горизонтальная ось - шкалы)

Обнаружены различия в стратегиях и способах преодоления стрессовых ситуаций. Так, РКО в сравнении с РОО менее ориентируются в стрессовых ситуациях на поиск социальной поддержки, избегание, импуль-

сивные действия, осторожные действия (рис. 2). Педагоги чаще всего используют ко-пинг-стратегии «Поиск социальной поддержки», «Избегание», «Импульсивные действия».

Рис. 2. Сравнительный анализ копинг-стратегий менеджеров (РКО) и педагогов (РОО) (по методике SACS) (вертикальная ось - %, горизонтальная ось - шкалы)

Сравнительный анализ способов преодоления стрессовых ситуаций РКО и РОО представлен в табл. 3.

Таблица 3 Ведущие способы снятия стресса руководителей различных организаций

Руководители коммерческих организаций Руководители образовательных организаций

1. Общение с друзьями 1. Общение с друзьями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Юмор, смех 2. Чтение

3. Поездки за город на природу 3. Хобби

4. Сон 4. Юмор, смех

5. Секс 5. Прогулки

6. Музыка 6. Сон

7. Хобби 7. Поездки за город на природу

Если и те, и другие на первое место среди способов снятия повышенного напряжения, возникающего на работе, ставят «Общение с друзьями», то в других способах есть различия.

Заключение

На наш взгляд, сравнительный анализ особенностей профессионального здоровья руководителей различных организаций (образовательных и коммерческих) позволяет утверждать, что специфика профессиональной деятельности накладывает существенный от-

печаток на их здоровье. В бизнесе существенно выше финансовый риск принимаемых руководителем решений; профессиональный, карьерный рост, а вместе с ним и материальное благополучие управленца зачастую напрямую зависят от его энергичности, вовлеченности в работу, соревновательности, амбициозности. Таким образом, профессиональная среда создает условия для формирования именно этих качеств руководителя. Без них, по существу, невозможно рассчитывать на более-менее успешное нахождение в бизнесе. С другой стороны, в системе образования нет таких широких возможностей для карьерного роста (скажем, от учителя до директора школы доходят «единицы»), отсюда невысокий уровень амбициозности, соревновательности. Отметим также, что РОО значительно чаще, чем РКО, используют копинг-стратегию «Избегание». В бизнесе с такой стратегией руководители долго не остаются на своей должности.

Считаем обоснованным утверждать необходимость продолжения исследований в заявленном научном направлении, в том числе изучения психологических факторов профессионального здоровья руководителей на разных этапах профессионального пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никифоров Г. С., Шингаев С. М. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36. - № 2. - С. 12-16.

2. Everly G. S., Jr. An introduction to occupational health psychology. - In P. A. Keller & L. G. Ritt (Eds.), Innovations in clinical practice: A source book. - Vol. 5. - P. 331-338. Sarasota, FL : Professional Resource Exchange.

3. Warr P. Work, unemployment, and mental health. - NY : Oxford University Press, 1987. - XIV. - 361 p.

4. Levi L. Definitions and the conceptual aspects of health in relation to work // Psychosocial factors at work and their relation to health. -Geneva : World Health Organisation, 1987. -P. 9-14.

5. Journal of Occupational Health Psychology. -URL: http://en.wikipedia .org/wi ki/Journal_of_ Occupational_Health_Psychology (дата обращения: 15.04.2020).

6. Leka S., Houdmont J. Occupational Health Psychology. - Oxford, England : Wiley-Blac-kwell, 2010. - 368 p.

7. Houdmont J., Leka S., Sinclair R. R. (Eds.). Contemporary occupational health psychology: Global perspectives on research and practice. - Chichester, UK : John Wiley & Sons,

2012. - Vol. 2. - 392 p.

8. Madsen I. H., Nyberg S. T., Magnusson Hanson L. L., et al. Job strain as a risk factor for clinical depression: Systematic review and meta-analysis with additional individual participant data. - Psychological Medicine, 2017. -№ 47. - P. 134-135.

9. Schonfeld I. S., Chang C. H. Occupational health psychology: Work, stress, and health. -NY. : Springer Publishing Company, 2017. -355 p.

10. Schonfeld I. S. Occupational health psychology. In D. S. Dunn (Ed.), Oxford Bibliographies in Psychology. - NY. : Oxford University Press, 2018.

11. Никифоров Г. С. Понятие профессионального здоровья // Ананьевские чтения - 2013. Психология в здравоохранении : материалы научной конференции. - СПб. : СПбГУ,

2013. - С. 234-235.

12. Шингаев С. М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров : монография. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. - 176 с.

13. Шингаев С. М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров : дис. ... д-ра психол. наук. - СПб. : СПбГУ, 2014. - 556 с.

14. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья

военнослужащих : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1996. - 37 с.

15. Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине / С. А. Бугров, Э. В. Лапаев, В. А. Пономаренко, Г. П. Сту-паков // Военно-медицинский журнал. -

1993. - № 1. - С. 61-64.

16. Митина Л. М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Нар. образование. - 1998. - № 9-10. -С. 166-170.

17. Березовская Р. А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития // Психологические исследования. - 2012. -Т. 5. - № 26. - URL: http://www.psystudy.ru/ index.php/num/2012v5n26/761-berezovskaya (дата обращения: 15.04.2020).

18. Вербина Г. П. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста : дис. ... д-ра психол. наук. - Тамбов, 2011. - 523 с.

19. Психология профессионального здоровья: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2006. - 480 с.

20. Разумов А. Н., Пономаренко В. А. , Пискунов В. А. Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины). - М. : Медицина, 1996. - 413 с.

21. Мучински П. Психология, профессия, карьера : учебник. - СПб. : Питер, 2004. - 539 с.

22. Шостак В. И., Яньшин Л. А. Военно-профессиональная работоспособность как критерий здоровья // Военно-медицинский журнал. - 1993. - № 1. - С. 61-62.

23. Пономаренко В. А., Завалова Н. Д. Практическая психология: проблема безопасности летного труда. - М. : Наука, 1994. - 204 с.

24. Гончаров С. Ф. Бобров А.Ф., Щебланов В. Ю. Профессиональное здоровье и методы его количественной оценки // Международная конференция «Бизнес и здоровье». - М.,

1994. - Т. 1. - С. 17-18.

25. Воронин Л. И., Каспранский Р. Р., Моргун В. В. О профессиональном здоровье космонавтов // Научные чтения памяти К. Э. Циолковского. URL: http://readings. gmik.ru/lecture/2002-O-PROFESSIONALNOM-ZDOROVE-KOSMONAVTOV (дата обращения: 15.04.2020).

26. Шингаев С. М., Никифоров Г. С. Профессиональное здоровье руководителя : монография. - СПб. : СПбАППО, 2017. - 188 с.

27. Шингаев С. М. Профессиональное здоровье педагогов: теория и практика / Психологическое здоровье и технологии здоровьесбе-режения в современной образовательной среде: коллективная монография. - СПб. : ООО «НИЦ АРТ», 2019. - С.46-62.

Информация о статье

Дата поступления 18 апреля 2020 Дата принятия в печать 30 июня 2020

Сведения об авторе

Шингаев Сергей Михайлович - доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: sshingaev@mail.ru.

Для цитирования

Шингаев С. М. Психологические факторы профессионального здоровья руководителя // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 39-47. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.39-47.

Article info

Received April 18, 2020 Accepted June 30, 2020

About the author

Shingaev Sergey Mikhaylovich - Doctor of Psychological Sciences, Head of the Department of Psychology, Professor, St. Petersburg Academy of Post-Degree Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia). E-mail: sshingaev @mail.ru.

For citations

Shingaev S. M. Psychological Factors of a Manager's Professional Health. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 3, pp. 39-47. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.3947. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.