Научная статья на тему 'Основные проблемы управления наследием Олимпийских Игр'

Основные проблемы управления наследием Олимпийских Игр Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2487
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ПРОБЛЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ / НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якименко Олег Дмитриевич

Олимпийские Игры являются не только крупнейшими спортивными соревнованиями в мире по летним и зимним видам спорта, но также дают организаторам огромные возможности дальнейшего развития регионов их проведения. Поэтому с точки зрения менеджмента актуально рассматривать не только организацию и проведение Игр, но также и управление наследием в постигровой период. В статье освещены основные проблемы управления наследием Олимпийских Игр, с которыми встречаются организаторы в постигровой период. Проблемы разделены на два основных направления: проблема рентабельности и проблема рационального использования наследия Игр. Раскрыто понятие и определены основные виды бюджетов на подготовку и проведение Олимпийских Игр. Рассмотрены основные стратегии управления и приведены примеры управленческих решений, в том числе инновационных, позволившие максимально эффективно использовать спортивные объекты и инфраструктуру после завершения Игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main problems of post-Olympic Games legacy and sustainability management

The Olympic Games are not only the biggest games competitions of summer and winter sports, but they also give the games organizers many opportunities and advantages in the development of regions where the games are held. Because of these opportunities, the Olympic Games are not just about the management of its preparation and realization, but also about the very important consideration given to the legacy and sustainability in the post games period. In this article, the main problems of managing and administering the legacy and sustainability are considered. These problems can be separated into two groups: firstly, there is the financial consideration and secondly the problem of a rational approach to legacy. In this article the conception and the main types of budgets for Olympic Games preparation and realization have been revealed. The main strategies of management are shown and examples of management decisions are given including innovations that allow very effective use of sports facilities and infrastructure after the realization of the Olympic Games.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы управления наследием Олимпийских Игр»

рит об оптимизации и рациональном распределении силы, достижении оптимальной скорости при меньших энергетических затратах. Полученные результаты подтверждаются исследованиями отечественных ученых [1].

Итак, обобщая сказанное, можно утверждать, что применение в тренировочном процессе тяг на тренажере «Улитка» предпочтительнее тяг рывковых с гирей и, в отдельных случаях, рывков гири. При выполнении тяг рывковых в условиях тренажера в режиме возрастающе-убывающего сопротивления обеспечивается перестройка структуры движения - приближение ее к рекордному режиму проявления двигательных характеристик [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Жеков, И.П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений / И.П. Жеков. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 230 с.

2. Черкесов, Ю.Т. Машины управляющего воздействия и спорт / Ю.Т. Черкесов. -Майкоп : Изд-во Адыгейск. гос. ун-та, 1993. - 136 с.

3. Эрикенов, С. М. Структура рывка гири и особенности проявления биомеханических характеристик специально- вспомогательных упражнений в традиционных и искусственно созданных условиях : автореф. ... канд. пед. наук / Эрикенов Сеит Муратович. - Нальчик, 2003. -24 с.

REFERENCES

1. Zhekov, I.P. (1976), Biomechanics of heavy athletics exercises, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow.

2. Cherkesov, Yu.T. (1993), Mechanisms of operating influence and sports, publishing house Adygea State. University, Maikop.

3. Erikenov, S. M. (2003), Structure of breakthrough of the weight and feature of manifestation of biomechanical characteristics special auxiliary exercises in traditional and simulated conditions, dissertation, Nalchik.

Контактная информация: muratmail@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2014.

УДК 796.032.2:796.028

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАСЛЕДИЕМ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Олег Дмитриевич Якименко, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Олимпийские Игры являются не только крупнейшими спортивными соревнованиями в мире по летним и зимним видам спорта, но также дают организаторам огромные возможности дальнейшего развития регионов их проведения. Поэтому с точки зрения менеджмента актуально рассматривать не только организацию и проведение Игр, но также и управление наследием в постиг-ровой период. В статье освещены основные проблемы управления наследием Олимпийских Игр, с которыми встречаются организаторы в постигровой период. Проблемы разделены на два основных направления: проблема рентабельности и проблема рационального использования наследия Игр. Раскрыто понятие и определены основные виды бюджетов на подготовку и проведение Олимпийских Игр. Рассмотрены основные стратегии управления и приведены примеры управленческих решений, в том числе инновационных, позволившие максимально эффективно использовать спортивные объекты и инфраструктуру после завершения Игр.

Ключевые слова: Олимпийские Игры, проблемы, управление, наследие.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p199-203

THE MAIN PROBLEMS OF POST-OLYMPIC GAMES LEGACY AND SUSTAINABILITY MANAGEMENT

Oleg Dmitrievich Yakimenko, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The Olympic Games are not only the biggest games competitions of summer and winter sports, but they also give the games organizers many opportunities and advantages in the development of regions where the games are held. Because of these opportunities, the Olympic Games are not just about the management of its preparation and realization, but also about the very important consideration given to the legacy and sustainability in the post games period. In this article, the main problems of managing and administering the legacy and sustainability are considered. These problems can be separated into two groups: firstly, there is the financial consideration and secondly the problem of a rational approach to legacy. In this article the conception and the main types of budgets for Olympic Games preparation and realization have been revealed. The main strategies of management are shown and examples of management decisions are given including innovations that allow very effective use of sports facilities and infrastructure after the realization of the Olympic Games.

Keywords: Olympic Games, problems, management, legacy.

Олимпийские Игры являются крупнейшими спортивными соревнованиями летних и зимних видов спорта. Если рассматривать Олимпийские Игры с точки зрения эффекта от их проведения, они представляют собой мощную платформу для развития города-организатора Игр и страны в целом. Поэтому актуальным становится изучение постигро-вого использования наследия Игр, а также, основные проблемы, с которыми могут столкнуться их организаторы [1].

Говоря о проблеме постигрового использования наследия Олимпийских Игр нужно отметить два основных аспекта. Во-первых, это проблема рентабельности Игр. Процесс подготовки и проведения Олимпийских Игр требует огромных вложений. Они не могут быть компенсированы только за счет маркетинговых доходов. Организаторы продолжают получать доходы от использования наследия Игр в постигровой период. Рационально построенная стратегия использования наследия Игр может способствовать дальнейшему притоку финансовых ресурсов [2].

Во-вторых, строительство большого количества спортивных и инфраструктурных объектов, необходимых для проведения Игр, дает возможность развития физической культуры и спорта, привлечения туристов, повышения привлекательности территории региона и, как следствие, развития территории.

Эти основные аспекты необходимо рассматривать во взаимосвязи друг с другом, поскольку коммерческий успех постигрового использования наследия Игр является следствием его рационального использования и наоборот, приток туристов, развитие спорта в регионе и другие положительные тенденции, несомненно, повлекут за собой финансовую прибыль.

Расходы на организацию и проведение Олимпийских Игр не ограничиваются только строительством спортивных сооружений и Олимпийских объектов. Необходимо также учитывать расходы на строительство и модернизацию инфраструктуры, которая непосредственно не относится к проведению Игр, но, тем не менее, необходима. Это расходы на транспортную инфраструктуру, строительство гостиниц, мест общественного питания, увеличение возможности энергосетей и водоснабжения, расходы на безопасность и многое другое. Зачастую именно бюджет на строительство и модернизацию объектов общей инфраструктуры получается больше бюджета самих Олимпийских Игр [6]. Например, бюджет Зимних Олимпийских Игр Ванкувер-2010 составил примерно 65 млрд. руб. [5]. Аналогичный бюджет Игр Сочи-2014 - 246 млрд. руб. Следует отметить,

что суммы операционных бюджетов Олимпийских Игр Ванкувер-2010 и Сочи -2014, т.е. бюджетов на подготовку и проведение самого мероприятия, примерно равны. Статистический анализ бюджета пяти предыдущих Зимних Олимпийских Игр определил, что операционный бюджет Оргкомитета «Турин 2006» составил 80 млрд. руб., бюджет Оргкомитета «Солт-Лейк-Сити 2002» - 41,5 млрд. руб., бюджет Оргкомитета «Нагано 1998» -64 млрд. руб., «Ванкувер-2010» - 46 млрд. руб. [3]. Операционный бюджет Оргкомитета «Сочи-2014» - 51 млрд. руб. [4].

Таблица 1

Сравнение операционных бюджетов Зимних Олимпийских Игр_______________

Год проведения Город-организатор Операционный бюджет, млрд.руб.

1998 Нагано 64

2002 Солт-Лейк-Сити 41.5

2006 Турин 80

2010 Ванкувер 46

2014 Сочи 51

Таким образом, следует отметить, что операционные бюджеты Олимпийских Игр Ванкувер-2010 и Сочи-2014 сравнительно невелики и практически равны между собой.

Другая ситуация наблюдается с инфраструктурными бюджетами Олимпийских Игр. Инфраструктурный бюджет Игр представляет собой средства на создание спортивных объектов и объектов инфраструктуры Игр. Что касается инфраструктурных бюджетов Игр, то их показатели сильно различаются.

В результате статистического анализа Зимних Олимпийских Игр «Ванкувер-2010» и «Сочи-2014» было выявлена существенная разница в их инфраструктурных бюджетах. В целом, количество стадионов и арен, на которых будут проводиться Олимпийские Игры Ванкувера и Сочи примерно одинаково. В Ванкувере было задействовано 9 спортсо-оружений, а в Сочи - 11. Но из 9 арен Ванкувера было построено 5 объектов и модернизировано 4. Инфраструктурный бюджет Игр «Ванкувер-2010» составил 16,47 млрд. руб.

В Сочи наблюдается абсолютно другая ситуация. В городе года не было ни одного спортсооружения, отвечающего мировым стандартам для проведения Олимпийских Игр к моменту избрания Сочи городом - организатором Зимних Олимпийских Игр 2014 года. Единственный объект, который можно было отнести к пригодным для принятия Олимпиады, был горнолыжный курорт «Красная Поляна». Но и он тоже требовал строительства и модернизации ряда объектов, поэтому инфраструктурный бюджет Сочи-2014 составил 195 млрд.руб.(табл. 2)

Таблица 2

Бюджеты на проведение Зимних Олимпийских Игр «Ванкувер-2010» и «Сочи-2014»

Позиция сравнения Ванкувер Сочи

Операционный бюджет Игр, руб. 46,29 млрд. 51,12 млрд.

Инфраструктурный бюджет Игр, руб. 16,47 млрд. 195 млрд.

Подготовка к Олимпийским Играм практически всегда связана с созданием целого ряда инфраструктурных объектов, которые напрямую не связаны с Играми и не включены в их бюджет. Это строительство транспортной инфраструктуры, гостиниц, аэропортов и т. д.

Размер этого строительства зависит, во-первых, от финансовых возможностей страны, во-вторых, от программы использования наследия после проведения Игр и, в-третьих, от степени развития региона до проведения Игр. Например, бюджет на строительство инфраструктуры Игр Ванкувер-2010 составил 108 млрд. руб., в то время, как инфраструктура Игр Сочи-2014 обошлась в 754 млрд. руб. (табл. 3). Данный пример очень точно отражает особенности управления наследием Олимпийских Игр в постигро-вой период. Города-организаторы Олимпийских Игр, обладающие развитой инфраструктурой и спортивными объектами, например Ванкувер, получают возможность дальнейшего развития за счет наследия Игр.

Таблица 3

Бюджеты на проведение Зимних Олимпийских Игр «Ванкувер-2010» и «Сочи-2014» _______________________и создание инфраструктуры регионов _________________________

Позиция сравнения Ванкувер Сочи

Бюджет на организацию и проведение Игр, руб. 62,76 млрд. 246,12 млрд.

Бюджет на создание инфраструктуры регионов, руб. 107,64 млрд. 754 млрд.

Итого бюджет Игр, руб. 170,4 млрд. 1 триллион

Строительство новых и модернизация существующих спортивных объектов, гостиниц, развлекательных центров, а также других объектов общей инфраструктуры, дает возможность проведения в дальнейшем крупных спортивных соревнований. Такие регионы, как правило, еще до проведения Олимпийских Игр пользуются популярностью среди туристов и инвесторов, а сравнительно небольшие расходы на подготовку и модернизацию инфраструктуры региона окупаются в постигровой период.

С другой стороны, стратегия дальнейшего развития такого региона как Сочи, должна осуществляться с точки зрения построения нового бренда. Это стратегия гораздо сложнее, срок ее окупаемости дольше, но даже в этих условиях невозможно предсказать экономический эффект. Главная задача здесь заключается в формировании имиджа региона, как спортивного, туристического и развлекательного центра своей страны. Например, для региона Сочи, являющегося на данный момент только местом летнего отдыха россиян, развитие инфраструктуры и строительство спортивных объектов к Зимним Олимпийским Играм «Сочи-2014» позволит увеличить доходы от туризма не только в летнее, но и зимнее время, распределив более равномерно потоки туристов по сезонам.

Для этого необходимо обеспечить посещаемость спортивных объектов и инфраструктуры в постигровой период. Одной из проблем здесь является максимальная эксплуатация однопрофильных сооружений. После проведения Олимпийских Игр, наличие нескольких крупных однопрофильных спортивных объектов, может создать трудности для их целевого использования. Именно поэтому организаторы большинства крупных спортивных соревнований стараются провести их не в пределах одного района или территории, а в пределах страны или даже нескольких стран. Примером этого могут служить чемпионаты Европы и Мира по футболу. Формат проведения Олимпийских Игр не подразумевает такую отдаленность спортивных объектов. Для решения этой проблемы применяется концепция строительства сборно-разборных сооружений. Благодаря этому города, в которых никогда не было Олимпиады, имеют возможность получить себе реальный спортивный олимпийский объект, который найдет там вторую жизнь. На месте перенесенных объектов будут построены другие. По завершению Игр «Сочи-2014», на месте малого хоккейного дворца возникнет современный торговый центр, а на месте дворца фигурного катания — велодром. При этом разборное не значит временное сооружение. Фундамент остается, а надстройка может быть разобрана, аккуратно перевезена и собрана в другом месте [8]. На Играх Сочи-2014 концепция сборно-разборных сооружений применена и к другим объектам. Среди них Ледовый дворец спорта, Малая ледовая арена и Ледовая арена для керлинга, использование которых в постигровой период планируется в другом городе Российской федерации. По окончании Игр Большая ледовая арена станет сверхсовременным многофункциональным спортивным и развлекательным объектом мирового уровня [8]. Говоря о постигровом использовании спортивных объектов и общей инфраструктуры Игр, можно выделить большой объем инновационных управленческих решений, повышающих привлекательность территории. Инновации служат различным целям, позволяя улучшить качество, снизить затраты, сэкономить ресурсы, минимизировать воздействие на природу или открыть новые возможности. Строительство спортивных объектов, пригодных для использования людьми с ограниченными возможностями, увеличат численность посещающих стадионы, безбарьерная среда сделает соревнования более зрелищными, а стандарты экологического строительства привлекут

инвесторов. Инновации также могут касаться функциональности использования объектов, экономить ресурсы на их эксплуатацию и содержание, создать новые услуги и многое другое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая олимпийская энциклопедия : чемпионы и рекордсмены. Страны-участницы. Завоеванные награды. Олимпийские виды спорта. Рекорды и достижения / [Бакал Д.С. и др.]. -Самое полп. соврем. изд. - Москва : Эксмо, 2QQ8. - 591 с. : ил. - (Большая современная энциклопедия).

2. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий / А.П. Панкрухин. - 2-е изд. - М., СПб. : Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2QQ7. - 328 с.

3. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий / А.П. Панкрухин. - 2-е изд., [доп.]. - Санкт-Петербург и др. : ПИТЕР, 2QQ6. - 411 с. : ил. - (Серия "Маркетинг для профессионалов").

4. Официальный сайт Олимпийского движения [Электронный ресурс] // URL:

http://www.olympic.org. - Дата обращения 2Q.11.2Q13.

5. Сайт Olymps [Электронный ресурс] // URL: http://www.olymps.ru/sochi-2Q14. - Дата обращения 2Q.11.2Q13.

6. Официальный сайт Олимпийских Игр Ванкувер^Ю [Электронный ресурс] // URL: http://www.vancouver2Q1Q.com. - Дата обращения 22.11.2Q13.

7. Официальный сайт Итар-Тасс Кубань [Электронный ресурс] // URL: http://www.itar-tasskuban.ru/news/article?type=expert&i=92Q9. - Дата обращения 18.11.2Q13

8. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbr.ru. - Дата обращения 19.11.2Q13.

9. Официальный сайт Олимпийских Игр Сочи^14 [Электронный ресурс] // URL: http://www.sochi2Q14.com. - Дата обращения 22.11.2Q13.

REFERENCES

1. Bakal D. (2QQ8), Big Olympic Encyclopedia, publishing house EKSMO, Moscow.

2. Pankruhin A.P. (2QQ7), The Territory Marketing, publishing house RAGS, St. Petersburg,

Russia.

3. Official site of the Olympic Movement, available at: http://www.olympic.org.

4. Site Olymps, available at: http://www.olymps.ru/sochi-2Q14.

5. Official site of Vancouver-2010 Olympic Games, available at:

http://www.vancouver2Q1Q.com.

6. Official site of Itar-Tass Kuban, available at: http://www.itar-

tasskuban.ru/news/article?type=expert&i=92Q9.

7. Official site of CB RF, available at: http://www.cbr.ru.

8. Official site of Sochi-2014 Olympic Games, available at: http://www.sochi2Q14.com.

Контактная информация: yakimenko_od@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2014.

УДК: 37. 037-053. 067/37. 011. 3

НОРМИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С

УЧЕТОМ СОМАТОТИПА

Анатолий Николаевич Яковлев, кандидат педагогических наук, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Россия, Полесский государственный университет (ПолесГУ), Пинск, Республика Беларусь, Евгений Александрович Масловский, доктор педагогических наук, профессор, Полесский государственный университет (ПолесГУ), Пинск, Республика Беларусь

Аннотация

В статье изложены основные научные подходы, характеризующие качественные характеристики уровня физической подготовленности (сила мышц ног, туловища, плечевого пояса), что важ-

2Q3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.