УДК 796.032
ФИНАНСОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
А.Б. Багатырова, Е.В. Туркина
1 Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара, Россия
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Для связи с авторами: [email protected]
Аннотация
Цель: изучить последствия проведения Олимпиад в разных странах с целью выработки рекомендаций и предложений по эффективному проведению Игр и минимизации негативных последствий для страны-хозяйки и ее населения.
Материалы и методы: В рамках данного исследования проанализированы фактические и плановые затраты на проведение Олимпийских игр с 1976 по 2016 г. Проведен сравнительный анализ успешности проведения Игр по таким критериям, как плановые и реальные затраты, доля реальных затрат к плановым, доля государственного финансирования. Рассмотрены источники финансирования и социально-экономические последствия проведения Игр.
Результаты исследования: По итогам проведенного исследования сформированы предложения по повышению окупаемости Олимпийских игр.
Заключение: Организация и проведение Олимпийских игр являются серьезной ответственностью для страны-организатора и ее жителей, поэтому при планировании ее проведения следует продумать и просчитать все экономические, социальные и финансовые аспекты, для того чтобы Олимпиада была финансово успешной и чтобы этот праздник не только не подорвал благополучие местного населения, но и повысил его.
Ключевые слова: Олимпийские игры, финансы, доходы, расходы, социальные последствия, экономические последствия, спортивный менеджмент.
FINANCIAL, SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE OLYMPIC GAMES A.B. Bagatyrova, E.V. Turkina
Financial University under the President of the Russian Federation Abstract
The purpose is to study the impacts of hosting the Olympic Games in different countries in order to develop recommendations and proposals for the effective Games hosting and minimization of negative impacts for the host country and its residents.
Materials and methods. We have analyzed actual and planned expenses for Olympic Games hosting from 1976 to 2016. We have carried out a comparative analysis success of the Games in accordance with the following factors: planned and real expenses, the proportion of real expenses to the planned ones, the share of State funding. We have considered the funding sources and socio-economic impacts of the Games. Results of the research: We have developed the proposals for increasing cost recovery of the Olympic Games. Conclusion: Holding of the Olympic Games is a serious responsibility for the host country and its residents. Therefore, it is necessary to consider and calculate the whole range of economic, social and financial aspects when planning the Olympics in order to make it financially successful with a view to maintaining and multiplying welfare of residents.
Keywords: Olympic Games, finances, profits, expenses, social impacts, sport management.
Каждые два года мировую общественность сотрясают глобальные по своим масштабам спортивные мероприятия, которые несут в себе идеи мира, добра, спорта, объединяя на короткое время представителей различных
культур, этносов и социальных слоев. Это Олимпийские игры. Традиция проведения Олимпийских игр, существовавшая в Древней Греции, зародилась как часть религиозного культа. Первые Игры начали проводить
с 776 года до н.э. в городе Олимпии, считавшемся у греков священным местом. Проведение Олимпийских игр является почетным и престижным, поэтому каждая страна ведет активную борьбу за право быть страной-организатором.
На две-три недели внимание мировой публики поглощено ярким красочным зрелищем — парадом достижений мирового спорта. Подготовку к Олимпиаде принимающая страна проводит несколько лет.
Понимая важность и значимость Олимпийских игр, многие страны борются за право на их проведение. Однако зачастую данные решения и сам факт проведения Игр не вписываются в бюджет страны-хозяйки. В этом случае многие страны берут кредиты или облагают обременениями местное население, чтобы получить дополнительные средства на проведение Игр [12].
Являются ли такие меры оправданными? Есть ли целесообразность таких рисков ради кратковременного подъёма национального самосознания или для политического самоутверждения страны?
В рамках данного исследования проанализированы фактические и плановые затраты на проведение Олимпийских игр с 1976 по 2016 год (таблица).
Анализ данных показывает, что из 13 организаторов достигли финансового успеха лишь
8, что составляет 61% [8]. Данный факт свидетельствует о возможности получить финансовую выгоду от проведения Олимпийских игр. При этом стоит отметить, что одна из самых убыточных Олимпиад прошла в Афинах [5]. В совокупности с глобальным экономическим кризисом страна понесла большие убытки. Реальные затраты на Олимпийские игры значительно превышают их плановое значение по всем странам, за исключением Южной Кореи, которая сумела даже сократить свои плановые затраты на 60%. Самый высокий уровень расхождения с плановыми затратами имели города Афины (6,8), Ванкувер (7,2) и Сочи (7,7). Значение этого показателя обусловлено различными факторами (природные, климатические, экономические, социальные и др.), связанными с проведением Олимпийских игр.
Анализ доли государственного финансирования в проведении Олимпийских игр не позволяет сделать вывод о влиянии этого финансирования на конечный результат проведения Олимпиады. Например, при проведении Олимпиады в Ванкувере госфинансирования не было, но плановые затраты были превышены, однако намечается общая тенденция: чем меньше доля госфинансирования, тем успешнее проводится Олимпиада (например, Лос-Анджелес (2%), Атланта (15%), Ванкувер (0%), Лондон (0%)).
Таблица - Финансовые результаты проведения Олимпийских игр / Table - Financial outcomes of hosting the Olympic Games
Год / Year Место проведения / Location Плановые затраты (млн дол) / Planned expenses (mln. USD) Реальные затраты (млн дол) / real expenses (mln. USD) Отношение реальных затрат к плановым (раз) / Ratio of real expenses to the planned ones (times) Доля госфинансирования [10] / Share of State funding Результат проведения Игр / outcomes of the Games
1976 Монреаль / Montreal 310 1600 5,2 95% Убыток / Loss
1980 Москва / Moscow н/д 1400 99% Убыток / Loss
1984 Лос-Анджелес / Los-Angeles 347 1200 3,5 2% Прибыль / Profit
1988 Сеул / Seoul 1700 710 0,41 46% Прибыль / Profit
1992 Барселона / Barcelona 677 1800 2,7 38% Прибыль / Profit
1996 Атланта / Atlanta 1000 1700 1,7 15% Прибыль / Profit
2000 Сидней / Sydney 960 4100 4,3 30% Прибыль / Profit
2004 Афины / Athens 1600 10800 6,8 75% Убыток / Loss
2008 Пекин / Beijing 14300 42000 2,9 84% Прибыль / Profit
2010 Ванкувер / Vancouver 833 6000 7,2 0% Прибыль / Profit
2012 Лондон / London 2370 12000 5,1 0% Прибыль / Profit
2014 Сочи / Sochi 6000 46000 7,7 88,5% Убыток / Loss
2016 Бразилия / Brazil 7000 14000 2,0 90% [11] Прибыль / Profit
Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors
В работе более подробно проанализированы результаты зимней Олимпиады в Ванкувере 2010 года.
Основанный в 1886 году, Ванкувер сегодня — восьмой по величине город Канады, население которого вместе с пригородами составляет более двух миллионов человек. В зимних Играх в Ванкувере приняли участие 2622 спортсмена из 91 страны мира. 86 комплектов наград было разыграно в 15 видах спорта, таких как бобслей, биатлон, лыжные гонки и двоеборье, сноубординг, фристайл, скелетон, горнолыжный, конькобежный и санный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, шорт-трек, керлинг, фигурное катание и хоккей. Победу в неофициальном общекомандном зачете одержала сборная Канады, завоевавшая 26 медалей, из которых 14 золотых.
Когда Ванкувер только выиграл право на проведение Олимпиады в 2003 году, власти оценили первоначальный бюджет подготовки мероприятия в 1,4 млрд евро. В итоге Олимпиада-2010 обошлась Канаде в 4,2 млрд евро, то есть в 3 раза дороже запланированного. Канада не могла обеспечить даже запланированное финансирование, которое значительно превышало экономические возможности и города, и страны в целом. Ситуация ухудшалась затянувшимися последствиями мирового финансового кризиса [11]. В результате муниципальным властям Ванкувера пришлось в срочном порядке брать кредит на 319 млн евро, чтобы достроить Олимпийскую деревню, после того как частное финансирование приостановилось. Подготовка к Олимпиаде сопровождалась митингами против ее проведения в Ванкувере. Население было недовольно тем, что им приходится мириться с антисанитарными условиями и невозможностью приобретения собственного жилься, в то время как государство тратило значительные средства на строительство гостиничных апартаментов для туристов и олимпийской деревни для спортсменов [3].
Многие общественные организации Канады также активно протестовали против строительства объектов и дорог.
В то же время о положительной стороне проведения Игр говорит известный рейтинг оценки благоприятности климата для ведения бизнеса, проводимый группой Всемирного банка. Так, в 2006-2007 гг. Канада занимала высокое 4-е место (из 175 исследуемых стран) в мире по качеству предпринимательского климата. [9].
Более успешный пример проведения Олимпиады — XXVI летние Олимпийские игры в Атланте 1996 года. На Играх разыгран 271 комплект медалей в 26 видах спорта. В Олимпиаде участвовало 197 стран, 10320 спортсменов (6797 мужчин, 3523 женщины). Церемонию открытия проводил Билл Клинтон, олимпийский огонь нес Мохаммед Али. В общем медальном зачете США заняли первое место (44 золотых, 32 серебряных, 25 бронзовых, всего 101), второе место у России (26 золотых, 21 серебряная, 16 бронзовых, всего 63). США имели существенный отрыв от всех стран-участниц.
Соединённые Штаты Америки — единственная в мире страна, где федеральное правительство почти не финансирует спорт, а также не принимает участие в финансировании крупных спортивных событий. Бывает, что в финансировании участвуют местные власти (штата города), но и в этом случае они должны заручиться поддержкой местных жителей, платящих налоги.
Бюджет Олимпиады в Атланте составлял более 1,7 миллиарда долларов, которые были получены исключительно из частных источников (основная доля олимпийского фонда — 34% получена за счет продажи телекомпаниям прав на трансляцию состязаний, 32% выделено спонсорами и около 26% пришлось на продажу билетов на соревнования). Американцы постарались свести расходы к минимуму: Олимпийская деревня не возводилась специально спортсмены жили в студенческих общежитиях, многие спорт-сооружения были разборными и после Игр были демонтированы. Прибыль от проведения Игр составила 60 миллионов долларов. Продажа прав на телетрансляции принесла 898 миллионов долларов. [2]. Организация Игр в Атланте подверглась се-
рьёзной критике со стороны официальных лиц, спортсменов и журналистов. Особенно отмечались проблемы с организацией дорожного движения, некомпетентность волонтёров, сбои в работе информационных систем. Критиковалась чрезмерная коммер-циализованность Игр. Серьёзным происшествием стал взрыв в Олимпийском парке, произошедший 27 июля. В результате взрыва погиб один человек, сто одиннадцать человек получили ранения разной степени тяжести. На церемонии закрытия Игр президент МОК Х. А. Самаранч единственный раз за время своего президентства не сказал традиционную фразу «Эти Игры были лучшими в истории». Игры были финансово успешными, но с социальной точки зрения они были подготовлены плохо, не были обеспечены должные меры безопасности на местах проведения Олимпиады.
Резюмируя, отметим, что прибыльность Игр во многом зависит и от привлечения к их финансированию частных инвесторов: чем большую долю во вложениях занимают финансы частного сектора, тем большая вероятность, что Игры окупятся. Источниками финансирования Олимпийских игр являются поступления от спонсоров, от государственных структур, от прав на телевизионные трансляции Игр, лицензирования, продажи билетов, олимпийских товаров и др.
Государство должно создать институциональные предпосылки для привлечения частного бизнеса к участию в организации и финансировании Игр, а также управлять макроэкономическими процессами на разных этапах олимпийского делового цикла. Возможно, необходимо рассмотреть опыт проведения Игр в Лос-Анджелесе в 1984 году. Впервые в истории в роли спонсора и организатора выступило не государство. Оргкомитет Игр руководил организацией как корпорацией со своим советом директоров из местных бизнесменов. Инвесторами выступили частные спонсоры и телевидение. Предприниматели уложились в бюджет $413 млн и в конце финансового года подсчитывали прибыль. [6].
Необходимо учитывать интересы местного населения в форме проведения референдума. Так произошло в 1976 году в Денвере (штат Колорадо, США). Этот город был выбран столицей Олимпийских зимних игр, однако на референдуме, организованном правительством штата, население высказалось против финансирования Игр из местного бюджета, поэтому Игры были перенесены в Инсбрук (Австрия). [1].
Для проведения на высоком уровне мероприятий такого масштаба необходимо соблюдать общие правила:
- обеспечить высокий уровень безопасности перед, во время и после проведения мероприятия;
- грамотно организовать дорожное движение во время проведения ивента;
- создать волонтерские центры по обучению волонтеров и их полной подготовке к мероприятию;
- обеспечить бесперебойную работу информационных систем;
- повысить качество проведения мероприятия и подготовки к нему;
- установить четкие правила допинг-контроля;
- не поддаваться политическому влиянию в решении дисквалификации спортсменов и в целом при проведении Олимпиады, так как это мероприятие должно объединять человечество и быть праздником вне политики.
Зачастую эффективность проведения крупных спортивных объектов зависит от различных подходов к оценке и специфики расчетов. Например, можно привести следующие положения, которые не берутся во внимание многими экспертами:
- не всегда учитывается целесообразность используемых земельных участков. Возможно, они могли пойти на строительство социально значимых либо коммерчески окупаемых проектов;
- социально-экологические факторы — рост цен, временное снижение качества жизни местного населения, ухудшение экологии, наплыв туристов и т.д.;
- не всегда учитываются последующие затра-
ты на обслуживание и содержание построенных инфраструктурных проектов; - не учитываются расходы на обеспечение безопасности.
Стоит отметить, что при этом эксперты спешат объявить очередную олимпийскую практику убыточной, не беря в расчет многие составляющие доходов Олимпиады. Так, например, не учитываются налоговые поступления. С финансовой точки зрения Зимняя Олимпиада в Сочи также может быть признана успешной. Общая сумма доходов превысила 1,3 млрд. долларов США [10]. Благодаря поддержке известных мировых и российских партнеров и компаний было профинансировано свыше 80% затрат на проведение и подготовку Игр из внебюджетных источников [4]. Не всегда учитываются налоговые отчисления в посттурнирный период, а также от эксплуатации сопутствующей инфраструктуры. К налогам относятся налоговые поступления в бюджеты различных уровней. Это налоги, полученные в результате предпринимательской деятельности в период проведения спортивных мероприятий, а также налоговые поступления от инвестиционных проектов, реализуемых во весь период подготовки и проведения Олимпийских игр. Также к налоговым доходам относятся налоги на доходы физических лиц, получаемые при создании дополнительных рабочих мест. Следующая статья доходов, которую также не берут в расчет — расходы национальных команд — участников Олимпийских игр. Часть денег, выделяемых бюджетами государству-участнику, остаются в стране проведения Игр.
Можно сделать вывод, что надеяться на быстрые доходы от проведения Олимпийских игр не следует. Более того, не следует надеяться на то, что Олимпийские игры окупятся в среднесрочной перспективе, в течение 8-10 последующих лет. Однако определенные долгосрочные выгоды город может получить (при правильной политике городских властей). [7].
Если говорить о том, как избежать значи-
тельных потерь, с которыми столкнулась проводившая Олимпиаду Канада, то складывается понимание, что получить доход от проводимой Олимпиады в принципе не было возможным ввиду начавшегося в 2010 году экономического кризиса. В соответствии с вышеизложенным сформированы следующие предложения по повышению окупаемости Олимпийских игр:
1. Увеличение роли частного бизнеса в финансировании и проведении Олимпийских игр, в том числе создание Оргкомитета игр как корпорации со своим советом директоров из местных бизнесменов.
2. Усиление роли спонсорства в организации и проведении Олимпиады.
3. Формирование эффективной маркетинговой стратегии, которая может способствовать большей коммерциализации Игр.
4. Учет интересов местного населения в форме проведения референдума для снижения социальной напряженности в местах проведения Олимпиады.
5. Рациональное использование существующих объектов инфраструктуры для размещения спортсменов и гостей Олимпиады, минимизируя затраты на строительство олимпийской деревни.
6. Расширенное использование механизма государственно-частного партнерства при строительстве объектов инфраструктуры. Таким образом, организация и проведение Олимпийских игр являются серьезной ответственностью для страны-организатора и ее жителей. Поэтому, прежде чем выдвигать свою кандидатуру на участие в конкурсе, следует просчитать все аспекты, для того чтобы Олимпиада была финансово успешной и чтобы этот праздник не только не подорвал благополучие местного населения, но и повысил его. При грамотном подходе к любому делу можно добиться положительных результатов и извлечь выгоду даже из таких затратных мероприятий, как Олимпиада, тем более что в мировой практике существует немало примеров подобных успешных проектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брызгалова, Е. Олимпийская прибыль по-британски / Е. Брызгалова // Газета. Ru, [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gazeta.ru/ business/2013/10/05/5693353.shtml (дата обращения: 17.09.2018).
2. Вашкевич А. «Секреты Лос-Анджелеса: как сделать Олимпиаду прибыльной / А. Вашкевич // Forbes. ru, раздел Бизнес, [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forbes.ru/biznes/358409-sekrety-los-andzhelesa-kak-sdelat-olimpiadu-pribylnoy (дата обращения 19.04.2018).
3. Зимние Олимпийские Игры: Ванкувер 2010 // Arbetov.com - подготовка к иммиграции в Канаду, [Электронный ресурс]. - URL: https://arbetov.com/ zimnie-olimpijskie-igry-vankuver-2010 (дата обращения 17.04.2018)
4. Коган, Г. Олимпиада без денег. Как Игры усугубят экономический кризис в Бразилии 21 августа 2016 / Г. Коган [Электронный ресурс]. - URL: https:// lenta.ru/articles/2016/08/21/rio/ (дата обращения: 17.09.2018).
5. Марк Блау «Выгодно ли проводить Олимпийские игры» / М. Блау // «Топ Автор.ру» - познавательный авторский онлайн-журнал, [Электронный ресурс]. URL: http://www.topauthor.ru/vigodno_li_ provodit_olimpiyskie_igri_cd27.html (дата обращения 1904.2018).
6. Мишин, Е. О. Проведение Олимпийских игр: доходы и расходы / Е. О. Мишин, Е. Г. Сивцова // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования : сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-
REFERENCES
1. Bryzgalova, Е. Olimpiiskaia pribyl po-britanski [Olympic profit in British manner]. Gazeta. Ru [Newspaper. Ru.], [Electronic resource]. URL: https://www. gazeta.ru/business/2013/10/05/5693353.shtml (access mode: 17.09.2018).
2. Vashkevich, A. Sekrety Los-Andzhelesa: kak sdelat Olimpiadu pribylnoi [Secrets of Los-Angeles: how to make the Olympics profitable]. Forbes.ru, Business section, [Electronic resource]. URL: http:// www.forbes.ru/biznes/358409-sekrety-los-andzhe-lesa-kak-sdelat-olimpiadu-pribylnoy (access mode 19.04.2018).
3. Zimnie Olimpiiskie Igry: Vankuver 2010 [Winter Olympic Games: Vancouver 2010]. Arbetov.com, preparation for immigration to Canada, [electronic resource]. URL: https://arbetov.com/zimnie-olimpi-jskie-igry-vankuver-2010 (access mode 17.04.2018)
4. Kogan, G. Olimpiada bez deneg. Kak Igry usugubiat ekonomicheskii krisis v Brazilii 21 avgusta 2016 [Olympics with no money. How the Games will deteriorate economic crisis in Brazil on August 21, 2016]. [Electronic resource]. URL: https://lenta.ru/ articles/2016/08/21/rio/ (access mode: 17.09.2018).
5. Blau M. Vygodno li provodit Olimpiiskie igry [Is it profitable to host the Olympic Games]. Top Avtor.ru [Top Author.ru], educational authorial online journal [Electronic resource]. URL: http://www.topauthor.ru/ vigodno_li_provodit_olimpiyskie_igri_cd27.html (access mode 1904.2018).
6. Mishin, Е. О., Sivtsova E. G. Provedenie Olimpi-iskikh igr: dokhody i raskhody [Hosting the Ol-
практ. конф. № 3, [Электронный ресурс]. - URL: sibac.info/sites/default/fi les/conf/fi le/stud_3_3.pdf (дата обращения: 04.05.2018).
7. Нуреев, Р. М., Маркин Е.В. Модели управления и финансирования Олимпийских игр / Р. М. Нуреев, Е. В Маркин //журнал «Общественные науки и современность». - 2014, № 6. - С. 23-38, [Электронный ресурс]. - URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/2017/12/24/1251078332/23-38_Nureyev.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
8. О чём молчат противники Олимпиады в Сочи? // Живой журнал, [Электронный ресурс]. - URL: https://vvv-ig.livejournal.com/563000.html (дата обращения 16.04.2018)
9. Рейтинг Всемирного банка «Doing Business- 2007» // официальный сайт Всемирного банка в России, [Электронный ресурс]. - URL: http://russian. doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/ Documents/Annual-Reports/Overview/DB07-Overview-Russian.pdf (дата обращения 17.04.2018)
10. Ткаченко, Е. Лондон не указ для Сочи / Е. Ткаченко // Газета. Ru, [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.gazeta.ru/business/2013/07/19/5442717. shtml (дата обращения: 17.09.2018). 10
11. Шелепов, В. Олимпийское наследие Ванкувера / В. Шелепов // База знаний ICS, [Электронный ресурс]. - URL: https://www.icsgroup.ru/library/ publications/Vancouver_Olympic_legacy/ (дата обращения 16.04.2018)
12. Якубов, Ю.Д. Критерии эффективности региональной физкультурно-спортивной политики / Ю.Д. Якубов // Власть. - 2014. - № 4. - С. 46-49.
ympic Games: profits and expenses]. Nauchnoe soobshchestvo studentov: mezhdistsiplinarnye issledovaniia : sb. st. po mat. III mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 3 [Student Science Community: INTERDISCIPLINARY RESEARCH : proceedings of the III International Student Conference on science and practice № 3], [Electronic resource]. URL: sibac.info/sites/default/fi les/conf/fi le/stud_3_3.pdf (access mode: 04.05.2018).
7. Nureev, R. М., Markin Е. V. Modeli upravlenia i finan-sirovaniia Olimpiiskikh igr [Models of management and financing of the Olympic Games]. Obshchest-vennye nauki i sovremennost [Public Sciences and Modernity journal], 2014, no. 6, pp. 23-38, [Electronic resource]. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/2017/12/24/1251078332/23-38_Nureyev.pdf (access mode: 17.09.2018)
8. O chem molchat protivniki Olimpiady v Sochi [What don't the adversaries of the Olympic Games in Sochi talk about?]. Zhivoi zhurnal [Live journal], [Electronic resource]. URL: https://vvv-ig.livejournal. com/563000.html (access mode 16.04.2018)
9. Reiting Vsemirnogo banka «Doing Business- 2007» [World Bank rating «Doing Business- 2007»]. Ofit-sialnyi sait Vsemirnogo banka v Rossii [Official page of World Bank in Russia], [Electronic resource]. URL: http://russian.doingbusiness.org/~/media/WBG/ DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/Over-view/DB07-Overview-Russian.pdf (access mode 17.04.2018)
10. Tkachenko, Е. London ne ukaz dlia Sochi [London doesn't take orders to Sochi]. Gazeta. Ru [Newspaper.
Ru], [Electronic resource]. URL: https://www.gazeta. ru/business/2013/07/19/5442717.shtml (access mode: 17.09.2018). 10 11. Shelepov, V. Olimpiiskoe nasledie Vankuvera [Olympic legacy of Vancouver]. Baza znanii ICS [ICS knowledge base], [Electronic resource]. URL: https://www.
icsgroup.ru/library/publications/Vancouver_Olym-pic_legacy/ (access mode 16.04.2018) 12. Yakubov, Y. D. Kriterii effektivnosti regionalnoi fiz-kulturno-sportivnoi politiki [Criteria of efficiency of regional policy on physical culture and sports]. Vlast [Power], 2014, № 4, pp. 46-49.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Багатырова Асият Багатыровна - магистрант; ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-6614-7855. Туркина Екатерина Валериевна - магистрант; ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-0549-8237.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Багатырова А.Б., Туркина Е.В. Финансовые и социально-экономические аспекты проведения Олимпийских игр / А.Б. Багатырова, Е.В. Туркина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019.- Т. 22, № 1. - С. 126-132
FOR CITATION
Bagatyrova A. B., Turkina E. V. Financial, social and economic aspects of the Olympic games. Science and sport: current trends, 2019, vol. 22, no. 1, pp. 126-132 (in Russ.)