Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НЕДОИМКИ / ЭКОНОМИКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ УПЛАТЫ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAXES / ARREARS / ECONOMY / TAXATION / PROBLEMS OF PAYMENT / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаржевская Д.А.

В статье представлены основные факторы, которые влияют на уплату налогов и образование недоимки, найдены проблемы уплаты налогов и разработаны пути решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF PAYING TAXES IN THE KRASNODAR TERRITORY AND WAYS TO SOLVE THEM

The article presents the main factors that affect the payment of taxes and the formation of arrears, found problems of paying taxes and developed solutions to these problems

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 338

Захаржевская Д.А. студент магистратуры научный руководитель: Мадатова О.В., к.э.н.

доцент

Академии маркетинга и социально-информационных технологий

Россия, г. Краснодар

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: В статье представлены основные факторы, которые влияют на уплату налогов и образование недоимки, найдены проблемы уплаты налогов и разработаны пути решения данных проблем.

Ключевые слова: налоги, недоимки, экономика, налогообложение, проблемы уплаты, налоговая система.

Zakharzhevskaya D.A. master's degree student scientific supervisor: Madatova O. V., candidate of economic Sciences

associate professor Academies of marketing and social and information technologies Russia, Krasnodar

THE MAIN PROBLEMS OF PAYING TAXES IN THE KRASNODAR TERRITORY AND WAYS TO SOLVE THEM

Annotation: The article presents the main factors that affect the payment of taxes and the formation of arrears, found problems of paying taxes and developed solutions to these problems

Key words: taxes, arrears, economy, taxation, problems of payment, tax system.

Статья посвящена проблеме взимания налогов, рассмотрены причины недоимок, проведен анализ динамики налоговых сборов и намечены пути решения данный проблем.

Стоит упомянуть о том, что налоги играют огромную роль в экономике и жизни государства в целом. Как известно, налоги выполняют четыре функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую. Роль каждой из данных функций очень значима и важна.

Благодаря фискальной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов. Значимость распределительной функции состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и

незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения). Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. Соответственно, контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов [3].

Разберем налоги на примере различных стран. К странам с самыми низкими налогами относятся : Македония (7,4% от общего дохода предприятия), Катар (11,3%), Кувейт (12,8%) и пр. Россия не является страной, в которой самые низкие налоги. Что касается подоходного налога , то в Албании, Босния и Герцеговина, Казахстане, Болгарии он составляет 10%, Беларуси и Макао - 12%, в России подоходный налог уплачивают в размере 13% от зарплаты. Тем не менее в нашей стране не самый высокий процент, так размер подоходного налога в Португалии составляет 50,60%, Франции - 50,30%, Израиле и Словении - 50%.

Например, если сравнивать налоговую систему РФ с налоговой системы Германии, то можно заметить отличительные особенности. Российская ставка НДФЛ в 3,5 раза меньше ставки немецкого налога, прогрессивность при этом отсутствует. В Германии действуют такие налоги как : церковный налог, взнос солидарности, муниципальный налог на коммерческих доход. В России на данный момент такие налоги отсутствуют. Обложение юридических лиц приносит немецкому бюджету до 15% и состоит из следующих налогов:

— налог на прибыль корпораций, ставка от 36% до 50%;

— промысловый налог для определенных видов деятельности, налогооблагаемой базой у которого выступают прибыль и стоимость основных средств, ставки - 5% для прибыли и 0,2% для основных средств;

— взносы на социальное страхование, ставка 43% — 46%.

В России отсутствует распределение налогов одновременно по трем бюджетам, большинство налогов распределяются между двумя бюджетными уровнями. Следующий принцип выражается через систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию (ценовой сговор), что является весьма важным условием при формировании конкурентного равенства для предприятий, функционирующих на территории Германии. В России подобная практика применения налоговых санкций отсутствует. Расследованиями ценовых сговоров занимается Федеральная антимонопольная служба России с использованием штрафных санкций. Немецкое издание DW сравнивает налоги для жителей Германии и России. Как пишет издание, в Германии действует прогрессивная шкала налогообложения: размер налога зависит от величины годового дохода налогоплательщика. Например, для не состоящих в браке жителей Германии доход до 8 472 евро в год налогом не облагается. Начиная с этой суммы, действует ставка в 14%, которая увеличивается по мере роста дохода. По максимальной Прогрессивная шкала работает таким образом, что если

годовой доход превышает границу в 52 881 евро, то по максимальной ставке облагается только разница между этим значением и собственно суммой дохода. Остальная часть заработанной за год суммы облагается по более низкой ставке. В итоге совокупная процентная ставка, по которой люди фактически платят налог, оказывается значительно ниже 42%.ставке в 42% налогом облагается доход от 52 881 евро в год. Ставка налога для семейных пар в Германии гораздо ниже, чем для холостяков. В зависимости от социального статуса и семейного положения налогоплательщики в стране делятся на шесть налоговых классов. Комбинация третьего и пятого классов — самая выгодная. Ее могут выбрать семьи, в которых у супругов большая разница в доходах. Самый невыгодный класс — шестой: здесь налоговые отчисления самые большие [5].

Современная система налогообложения Российской Федерации не совершенна в связи с недостаточно эффективным контролем над сбором налогов. «Налогоплательщики (предприятия) скрывают свои доходы, и с каждым годом количество недобросовестных налогоплательщиков растет, что сказывается на налогооблагаемой базе» [4, с. 565] и объеме налоговых поступлений. Налоговая задолженность-это явление, которое несет за собой множество негативных последствий, как для налогоплательщика, так и для государства. Для налогоплательщика это может стать дополнительным основанием для налоговых проверок. В будущем это увеличение задолженности в виде пеней и штрафов. В своей мере налоги и штрафы играют роль регуляторов, ведь, чем больше должник не платит, тем больше образуется пеня.

В связи с последними изменениями в законодательстве, наличие налоговой задолженности ограничивает выезд налогоплательщика за пределы Российской Федерации. Для государства наличие налоговой задолженности означает недополученные денежных средств в бюджет. Это есть повод для сокращения объемов финансирования государственных учреждений, задержки зарплат государственным служащим, не выплата пенсий, стипендий и других социальных выплат. Этот фактор негативно влияет, как на работников государственной сферы и общество, так и на государство в целом. Поэтому очень важно, чтобы все налоги оплачивались вовремя.

В связи с тем, что налоговая система нашей страны находится в стадии совершенствования и реформирования, одной из главных задач налоговых органов на данном этапе становится обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Для этого государству требуется внесение существенных изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а также в Налоговый кодекс РФ в статьи, связанные с взысканием недоимок, так как несмотря на наличие большого штата контролеров за налоговой задолженностью, им все-таки не удается полностью справиться с этой проблемой. Согласно статье 8 Налогового кодекса РФ, под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения

принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Неуплата или не полная уплата налогов и сборов образуют налоговую задолженность. В связи с этим неурегулированная задолженность требует принятия мер в судебном порядке по мере ее выявления.

Что касается Краснодарского края, то в 2018 г. сумма недоимки по налогам, возможная к взысканию, составляла около 600 млн руб., с начала года ее размер сократился почти на 257 млн руб., только за август 2018 г. недоимка уменьшилась почти на 89 млн руб. или на 9,4%.

По информации директора департамента финансов Николая Лебедева, с начала 2018 года в бюджет краевого центра поступило собственных доходов в сумме 10,04 млрд руб., что составляет 66% от годового плана. Темп роста доходов по сравнению с прошлым годом — 112%, превышение — более 1 млрд руб [1].

В 2018 году в Белореченске прошло выездное заседание комитета ЗСК по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике, посвященное проблеме налоговой недоимки в краевой бюджет. Выяснилось, что основная доля недоимки приходится на невыплату имущественного налога. Негативный вклад, по их словам, вносят также банкротства предприятий.

Таблица 1 -Анализ недоимки по налоговым платежам 2017- 2019гг.

Абсолютно

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. е отклонение 2019 от 2017 гг., (+;-) Темп роста 2019 г. к 2017 г., %

Всего 15 537,16 16 904,69 15 673,62 136,46 100,9

Доходные источники с наибольшим приростом недоимки и неурегулированной задолженности:

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, млн.руб. 733,18 971,98 1 209,46 458,46 164,96

Налог на доходы физических лиц, млн.руб. 2 394,86 - 2 110,61 -284,25 88,12

Земельный налог, млн.руб. 2 362,76 2 774,58 2 412,52 49,76 102,11

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов 525,46 553,96 451,69 -73,77 85,96

деятельности, млн.руб.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, млн.руб. 636,88 753,58 11,00 -625,88 1,72

Виды деятельности с наибольшим приростом недоимки и неурегулированной задолженности:

Торговля оптовая и розничная, млн.руб. - 1 533,65 1 515,47 - -

Строительство, млн.руб. - 1 308,80 1 198,51 - -

Деятельность профессиональная, научная и техническая, млн.руб. - - 490,64 - -

Нет кода ОКВЭД, млн.руб. 9 468,34 9 755,60 8 613,83 -854,51 90,97

Муниципальные образования с наибольшим приростом недоимки и неурегулированной задолженности:

г.Краснодар 4 766,54 4 996,00 5 122,17 355,63 107,46

Лабинский - - 179,12 - -

г.Новороссийск 1 212,63 1 244,76 1 082,47 -130,16 89,27

город-курорт Анапа - - 671,22 - -

Кавказский - - 258,47 - -

Исходя из информации, приведенной в таблице, следуют достаточно неутешительные выводы о том, что действующий механизм взыскания задолженность крайне неэффективен и требует более эффективных мер взыскания налогов.

Необходимо обратить внимание на ст. 59 НК РФ. Указанная статья устанавливает случаи, в которых недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным, признаются безнадежными к взысканию. Федеральным законом от 27.07.2010 №229-ФЗ внес серьезное количество изменений в налоговое законодательство, в том числе изменениям подверглась и ст. 59 НК РФ. В 2014 году, благодаря настоящим изменениям, в Российской Федерации было списано налоговой задолженности на сумму в 191011 миллион рублей, что в очередной раз

показывает низкую эффективность существующего механизма взыскания задолженности по уплате налогов и сборов. [2]

Под урегулированной принято понимать ту задолженность, по которой были предприняты все меры по ее снижению. В общем, из данных, изученных при проведении настоящего исследования, следует неутешительный вывод: текущая механизм взыскания задолженности по налогам и сборам неэффективен и неспособен в полной мере обеспечить защиту интересов государства. В настоящий момент прослеживается явная тенденция к снижению или списанию задолженности по налогам, пеням и штрафам вместо их взыскания. Все это связано с тем, что в настоящий момент объем совокупной задолженности всех налогоплательщиков крайне велик, многие налогоплательщики не имеют возможности погасить возникшие задолженности. Современная действительность отрицательно сказывается на экономическом развитии Российской Федерации - большие задолженности тормозят пополнение бюджета и процессы, финансируемые за счет бюджетных средств, при это задолженности по налогам, пени и штрафы отрицательно сказываются и на благосостоянии как физических, так и юридических лиц. [3]

В качестве рекомендаций по решению существующих проблем можно предложить следующее: попытаться максимально упростить процедуры для взыскания задолженности путем развития электронных сервисов; реформирование налогового законодательства, с целью избавление от коллизий и неточностей, существующих на сегодняшний день; совершенствования механизма уплаты налогов с целью его упрощения; также необходимо при проведении налоговых проверок уделять больше внимания лицам, умышленно уклоняющимся от уплаты установленных законодательством налогов и сборов, при этом уменьшить количество проверок добросовестных налогоплательщиков.

На современном этапе развития налогового законодательства у налоговых органов отсутствует эффективный механизм по борьбе с налоговой задолженностью, что отрицательно сказывается на темпах экономического развития в целом. Необходимо повысить уровень сознательности налогоплательщиков, так как от уплаты налогов зависит благополучие не только общества, но и государства в целом. Нужны новые методы и технологии для борьбы с недоимками, которые привели бы к положительному исходу.

Использованные источники:

1. http://openbudget23region.ru/

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998

3. Низамова А.А., Конвисарова Е.В. Проблемы взыскания недоимок по налогам и сборам // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016.

4. Кузьмичева И.А., Королева Ю.С. Анализ поступлений налогов в региональные и местные бюджеты // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017.

5. Толстопятенко Г. П. Европейское налоговоеправо (проблемы теории и практики)- М. : Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, 2016. - С. 78

6. Мадатова О.В. Финансово-правовые основы национальной безопасности РФ: учебное пособие. Краснодар: Издательство «Светочь», 2016. - 142 с.

7. Мадатова О.В. Правовое регулирование налоговых отношений: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: НЭЦПО КК, 2016. - 403 с.

8. Писаренко К.В. Реформирования территориальных финансов через призму формирования регионального законодательства. Сборник: ЭКОНОМИКА РОССИИ В ФАКТАХ И ЦИФРАХ сборник статей II Всероссийской научнопрактической конференции. 2018. С. 17-23.

9. Белухин В.В. Институты развития как элемент институциональной инфраструктуры экономики роста // Общество: политика, экономика, право.- 2016.- № 8. С. 50-53. (издательство, реферируемое ВАК России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.