34
Экономические науки
УДК 330.1
РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Крымова А.О., студент 4-го курса экономического факультета,
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»,
г. Владикавказ
E-mail: krymova95mail.ru
В данной статье рассмотрена проблема регулирования налоговой задол-женности и способы ее принудительного взыскания. Отмечается, что задолженность по налогам включает урегулированную и неурегулированную задолженности. Были раскрыты меры принудительного взыскания задолженности с лиц, которые не исполнили свои обязанности по уплате обязательных платежей. Выявлена и обоснована необходимость использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности. На сегодняшний день достигнуты немалые результаты в области регулирования задолженности, однако общий уровень налоговой дисциплины в стране заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых способов повышения эффективности урегулирования задолженности.
Ключевые слова: налоговая задолженность, меры принудительного взыскания, резервы повышения эффективности урегулирования задолженности, добровольное погашение налоговой задолженности.
REGULATION OF TAX DEBT AND WAYS OF HER COMPULSORY COLLECTING
Krymova A. O., student of the 4th course of economic faculty,
FSBEI HE "North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov" city of Vladikavkaz
In this article the problem of regulation of tax debt and ways of her compulsory collecting is considered. It is noted that the debt on taxes includes the settled and not settled debts. Measures of compulsory collecting debt from persons who haven't fulfilled the duties on payment of obligatory payments have been opened. Need of use of new reserves of increase in efficiency of settlement of debt is revealed and proved. Today considerable results in the field of regulation of debt are achieved, however, the general level of tax discipline in the country set thinking on need of use of new ways of increase in efficiency of settlement of debt seriously.
Key words: tax debt, measures of compulsory collecting, reserves of increase in efficiency of settlement of debt, voluntary repayment of tax debt.
На сегодняшний день в налоговой системе Российской Федерации большой проблемой является образование налоговой задолженности, которая является одним из существенных дестабилизирующих социально-экономических факторов, а ее значительная сумма продолжает оставаться серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов государства. Урегулирование налоговой задолженности имеет большое макроэкономическое значение в качестве условия для перехода к устойчивому развитию, повышению конкурентоспособности товаропроизводителей. Кроме того, снижение уровня налоговой задолженности является одним из резервных источников пополнения
бюджета [2, 3]. Следовательно, актуальность проблемы состоит не только в обеспечении полноты сбора налогов, но и в выявлении предпосылок образования налоговой задолженности, выработке эффективных способов ее снижения и устранения причин возникновения.
Как правило, выделяют следующие основные причины формирования налоговых задолженностей:
1) большая налоговая нагрузка на добросовестных налогоплательщиков, а также возможность уклониться от уплаты налогов с помощью различных схем. Кроме того, действующее законодательство не предоставляет налоговым органам никаких дей-
ственных рычагов для более полного сбора налогов [1];
2) наличие изъянов в действующей налоговой системе;
3) спад производства в стране; преобладание «ресурсорасточительных» технологий, которые сокращают платежеспособный спрос на отечественную продукцию; наличие дебиторской задолженности [11, с. 66];
4) несвоевременное принятие мер, направленных на образование элементов механизма устранения недоимок;
5) отсутствие способности работать в условиях рыночной экономики, желания платить налоги.
Наличие налоговой задолженности у хозяйствующих субъектов может быть определена как один из существенных дестабилизирующих факторов, ограничивающих финансовые возможности регионов Российской Федерации и неэффективного налогового администрирования [13, с. 192]. Задолженность по налогам следует рассматривать как совокупную задолженность, которая представляет собой сумму всех выявленных и подтвержденных налоговых недопоступлений. Она включает как урегулированную и неурегулированную задолженности.
Урегулированная задолженность - задолженность, в отношении которой применяются методы урегулирования налогоплательщиком или налоговым органов, а именно:
- приостанавливаются меры взыскания до принятия решения арбитражного суда;
- рассрочка или отсрочка по решению налогового органа;
- реструктуризация задолженности;
- применяется весь порядок бесспорного взыскания, включая передачу в Службу судебных приставов.
Неурегулированная задолженность - задолженность, невозможная к взысканию по причине пропущенного срока и недоимки, то есть налога, который неуплачен в установленный срок.
Важно отметить, что при неурегулированной задолженности необходимо своевременно в судебном порядке применять меры бесспорного взыскания по мере выявления, а это является свидетельством выжидания перехода одного
периода к другому - так называемому «недоимка», который способствует непосредственно нанесению экономического ущерба государству. А при неурегулированной задолженности необходимо осуществлять постоянный контроль над исполнением отсроченных и приостановленных сумм задолженностей к взысканию.
То, как регулируется налоговая задолженность обусловлено экономической сущностью налоговых отношений. А налоговые отношения формируются на основе финансовых, экономических и имущественных отношений, основываются на властных отношениях между государством и налогоплательщиком. Государство имеет большую заинтересованность в полном и быстром исполнении юридическими и физическими лицами налоговых обязанностей и именно поэтому создало мощную систему государственного принуждения (налоговые, контролирующие, силовые и правовые структуры).
Ниже представлено то, как налоговые органы РФ осуществляют меры принудительного взыскания задолженности с налогоплательщиков, которые не исполнили свою обязанность по уплате обязательных платежей:
Юридические лица (в бесспорном порядке): выставление требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа ^ осуществление взыскания задолженности за счет денежных средств, в том числе электронных ^ принятие обеспечительных мер (приостановление операций по счетам, арест имущества) ^ принятие решения о взыскании за счет имущества должника ^ направление исполнительного документа для совершения исполнительных действий судебному приставу-исполнителю» [12].
Физические лица (в судебном порядке): выставление требования об уплате налога ^ подается заявление в суд о взыскании за счет имущества ФЗ ^ выносится судебный приказ мировым судьей ^ составляется исполнительный лист ^ направление исполнительного документа для совершения исполнительных действий судебному приставу-исполнителю.
Подача заявления о взыскании налога, пеней, штрафов и сборов за счет имущества граждан осуществляется в отношении всех требований об уплате налога и штрафов, по которым уже истек
срок исполнения и которые также не исполнены на дату подачи налоговым органом РФ заявления о взыскании в суд.
Данное заявление направляется в суд, если общая сумма налога и штрафов, подлежащих взысканию с физических лиц, превышает 3000 руб. Копия заявления в суд отправляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, пени, штрафы и сборов не позднее дня его подачи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога и пеней учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога и пеней подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пеней превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.
По начислениям за 2013 г. по сроку оплаты до 15 ноября 2014 г. подлежат направлению неоплаченные требования, в судебные органы 2083 шт. на сумму 25 660 тыс. руб.
Из них налоговым органом сформированы решения о взыскании налога с физ. лица через суд, ст. 48 НК РФ и отправили должникам 174 шт. на сумму 2897 тыс. руб.
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, на основании вступившего в законную силу судебного акта
производится в соответствии с Федеральным законом »Об исполнительном производстве».
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:
- денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;
- наличных денежных средств;
- имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
- другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.
Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.
На сегодняшний день достигнуты немалые результаты, прежде всего, существенное повышение уровня показателей, характеризующих эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране,
[№№)] Работа налоговых органов по взысканию задолженности с налогоплательщика -физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
Возникновение задолженности по обязательным платежам
В течение 10 дней с дать вступления в силу решения по результатам НП
Не позднее 3 месяцев со дня выявления не;
Выставление требования об уплате налога Срок исполнения - не менее 30 календарных дней
1. В течение б месяцев да дня превышения задолженности 3000 р>г6.
2. В течение б месяцев со дня истечения 3 лет ме превышения задолженности ЭСОО руб.
Подача заявления в суд о взыскании за счёт имущества физического лица
Судебный приказ Исполнительный
Направление постановления в ФССП Совершение исполнительных действий в течение 60 дней
характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности:
1. Главным стратегическим направлением совершенствования такой работы является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов урегулирования задолженности.
2. Особое внимание должно уделяться повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.
3. Необходимо создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.
4. Следующий способ совершенствование работы налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности это создание коммерческих льгот для фирм с хорошей налоговой репутацией.
5. Повышение налоговой культуры. Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов (как часть политической культуры) и знания своих прав и обязанностей по их уплате (как часть правовой культуры).
Для формирования налоговой культуры в обществе нужно активнее использовать средства массовой информации - телевидение, радио, пе-
риодическую печать. Также необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Но одной «воспитательной работой» ограничиваться нельзя. Нужны реальные стимулы. Скажем, установление «неписаного правила», закрывающего лицам с дурной налоговой репутацией доступ в Государственную Думу и другие высшие органы власти.
Однако повышение эффективности и качества работы налоговых органов не должно приводить к ее усложнению.
Повысить эффективность урегулирования задолженности можно и с помощью следующих рекомендаций, направленных на ужесточение контроля за банками и на усиление налоговой дисциплины этих участников налоговых отношений. В частности, нами предлагается:
- дополнить НК РФ положением, согласно которому налоговые органы имеют право проводить выездные проверки кредитных учреждений по вопросам платежных поручений налогоплательщиков на уплату налоговых платежей в бюджет, соблюдения налогового законодательства при открытии (закрытии) счетов налогоплательщикам, исполнения решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков и т.д.;
- запретить кредитным учреждениям закрытие действующего и открытие нового счета налогоплательщику, в отношении которого в данном банке имеется решение о приостановлении операции по счетам; помимо этого, нам представляется целесообразным запретить кредитным учреждениям открытие новых счетов юридическим лицам, имеющим непогашенную налоговую задолженность в бюджет.
Кроме того, нами предлагается ужесточить контроль непосредственно за кредитными организациями со стороны Центрального банка России вплоть до отзыва лицензии. Одновременно с этим необходимо, по нашему мнению, законодательно делегировать налоговым органам право в случае необходимости самостоятельно проводить проверки соблюдения организациями
кассовой дисциплины. Нам представляется, что Центральный банк РФ своими актами должен установить, что кредитные учреждения обязаны ежегодно проверять своих клиентов по вопросу соблюдения кассовой дисциплины и установить ответственность кредитных учреждений за отсутствие таких проверок и за неполное отражение при проведении проверок нарушений кассовой дисциплины клиентов. В свою очередь ЦБ России на постоянной основе должен осуществлять контроль за кредитными учреждениями по соблюдению вышеуказанных требований и за использованием наличных денежных средств кредитными учреждениями.
С целью повышения эффективности взыскания недоимок нами предложено исключить ст. 77 НК РФ с одновременным делегированием прав налоговым органам самостоятельно производить арест имущества должников. На наш взгляд, это позволит повысить эффективность работы налоговых органов по взысканию налоговой задолженности за счет сокращения различных затрат, документооборота, улучшения взаимодействия между отделами внутри ведомства и мобильности налоговых органов в целом. Для реализации данной идеи необходимо увеличить численность инспекторов по работе с проблемными налогоплательщиками и принудительному взысканию задолженности, а также законодательно делегировать им права по аресту имущества должника.
Представляется крайне необходимым законодательно разрешить списание безнадежных к взысканию штрафных санкции, в т.ч., по которым истек срок давности взыскания. При этом следует ускорить списание безнадежной к взысканию задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафным санкциям и приступить к ликвидации юридических лиц, не исполняющих свои обязанности, предусмотренных налоговым, бюджетным и гражданским (в части соблюдения закона о регистрации юридических лиц и в части пополнения компенсационного счета) законодательством РФ. Однако на наш взгляд, целесообразно запретить списывать безнадежную к взысканию налоговую задолженность, образовавшуюся позже 2006 г., до внесения соответствующего предложения Правительством РФ.
Вся совокупность данных предложений
направлена на сокращение налоговой задолженности и недопущение ее возникновения в дальнейшем.
Данная проблема актуальна не только для нашей страны, она имеет глобальный характер: и развивающиеся страны, и страны с передовой экономикой имеют проблемы с недоуплатой налогов от граждан и организаций.
Весь комплекс способов и методов погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, можно разделить на три основные группы - принудительные, добровольные и добровольно-принудительные.
К принудительному погашению задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, следует отнести действия государственных налоговых инспекций, направленные на взыскание налоговой задолженности, образовавшейся у налогоплательщика в результате контрольной работы налоговых органов.
Добровольное погашение налоговой задолженности выражается в уплате недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням за нарушения налогового законодательства, как начисленной государственными налоговыми инспекциями в ходе контрольной работы, так и самостоятельно выявленной налогоплательщиком.
Добровольно-принудительное погашение налоговой задолженности - это действия налогоплательщика - недоимщика, направленные на погашение задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, осуществляемые под контролем соответствующей государственной налоговой инспекции и под угрозой наступления ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Хотя формирование основ современной российской налоговой системы в целом закончено, она не может считаться окончательно сформированной. Налоговая система должна будет динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что в настоящее время достигнуты немалые результаты, а именно: произошло существенное повышение уровня показателей, которые характеризуют эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых способов повышения эффективности урегулирования задолженности.
ЛИТЕРАТУРА
1. АгузароваЛ.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 9-11.
2. Агузарова Л.А. Пути укрепления доходов местных бюджетов в дотационном регионе (на материалах РСО - Алания) // Финансы и управление. 2013. № 4. С. 44-58.
3. АгузароваЛ.А., Агузарова Ф.С. Имущественные налоги как основной источник формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 9-11.
4. Агузарова Ф.С. Налог на роскошь: социальный аспект // Налоги и налогообложение. 2013. № 2. С. 96-99.
5. Агузарова Ф.С. Российская налоговая система: понятие, проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2014. № 11. С. 1024-1030.
6. Агузарова Ф.С. Укрепление бюджетов субфедерального уровня Российской Федерации на основе налога на добавленную стоимость // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4. С. 165-173.
7. Арзуманова ЛЛ., Артемов Н.М., Болтинова О.В. и др. / Отв. ред. О.В. Грачева, Е.Ю. Болтинова. Налоговое право: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2015. - 312 с.
8. Артеменко Д.А., АгузароваЛ.А. Содержание и сущностная специ-фика налогового администрирования // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2010. № 2. С. 14-20.
9. БалаеваД.А. Некоторые аспекты налоговых отношений в РСО - Алания // В сборнике: Эволюция современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2016. С. 12-15.
10. Балаева Д.А., АгузароваЛ.А., Агузарова Ф.С. Основные направления совершенствования налоговой политики // В сборнике: Актуальные проблемы налогового регулирования в современной России: сб. научн. трудов. Владикавказ, 2013. С. 22-26.
11. Бондарь О. А. Совокупная налоговая задолженность: понятие, структура и принципы ее снижения // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. М.: РИОР, 2011. С. 64-67.
12. Информационный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/ гп77Аахайоп/СеЬ^
13. Муталимова П.М. Урегулирование налоговой задолженности: комплексное решение // Российское предпринимательство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bgscience.ru/lib/7799/. 2012. № 22. С. 190-194. 11Ш_:
14. Отчетные данные ФНС РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru