Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НЕПОГАШЕНИЕ'

НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НЕПОГАШЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
налоговое обязательство / ответственность / налог / налогоплательщик / погашение / срок уплаты. / tax liability / liability / tax / taxpayer / repayment / due date.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулка Л.В.

Налоговое обязательство является объектом налоговой отчетности, для исполнения которой требуется вклад налоговых органов и налогоплательщика. Анализ модальности фискального обязательства за неисполнение обязательства по уплате фискальных налогов и сборов позволяет применить на практике некоторые эффективные методы участия в исполнении фискального обязательства. Прекращение налоговых обязательств представляет собой обширный сегмент как в деятельности налогоплательщиков, так и в деятельности фискальных органов, последние приближаются к ним, выполняя свои основные функции полное и своевременное обеспечение сбора доходов в национальный публичный бюджет, что в значительной степени они зависят от вклада компании в культуру уплаты и исполнения налогового обязательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX OBLIGATIONS AND LIABILITY FOR THEIR NON-PAYMENT

The tax obligation is the object of the tax report, the execution of which requires the contribution of the tax authorities and the taxpayer. The analysis of the fiscal liability modality for the non-execution of the obligation to pay the fiscal taxes and fees allows the application in practice of some efficient methods of contribution to the execution of the fiscal obligation. The extinction of fiscal obligations represents a vast segment both in the activity of taxpayers and in the activity of fiscal bodies, the latter approaching them through the execution of its basic attributions full and timely assurance of revenue collection to the national public budget, which largely they depend on the company's contribution to the culture of payment and execution of the tax obligation.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НЕПОГАШЕНИЕ»

Sciences of Europe # 61, (2020)

35

НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НЕПОГАШЕНИЕ

Гулка Л.В.

конференциар -университар, доктор права, адвокат, преподаватель в Европейском Университете Молдовы, г. Кишинев

TAX OBLIGATIONS AND LIABILITY FOR THEIR NON-PAYMENT

Gulka L.

University lecturer, doctor of law, Lawyer, lecturer at the European University of Moldova, Chisinau

АННОТАЦИЯ

Налоговое обязательство является объектом налоговой отчетности, для исполнения которой требуется вклад налоговых органов и налогоплательщика. Анализ модальности фискального обязательства за неисполнение обязательства по уплате фискальных налогов и сборов позволяет применить на практике некоторые эффективные методы участия в исполнении фискального обязательства. Прекращение налоговых обязательств представляет собой обширный сегмент как в деятельности налогоплательщиков, так и в деятельности фискальных органов, последние приближаются к ним, выполняя свои основные функции -полное и своевременное обеспечение сбора доходов в национальный публичный бюджет, что в значительной степени они зависят от вклада компании в культуру уплаты и исполнения налогового обязательства.

ABSTRACT

The tax obligation is the object of the tax report, the execution of which requires the contribution of the tax authorities and the taxpayer. The analysis of the fiscal liability modality for the non-execution of the obligation to pay the fiscal taxes and fees allows the application in practice of some efficient methods of contribution to the execution of the fiscal obligation. The extinction of fiscal obligations represents a vast segment both in the activity of taxpayers and in the activity of fiscal bodies, the latter approaching them through the execution of its basic attributions - full and timely assurance of revenue collection to the national public budget, which largely they depend on the company's contribution to the culture of payment and execution of the tax obligation.

Ключевые слова: налоговое обязательство, ответственность, налог, налогоплательщик, погашение, срок уплаты.

Keywords: tax liability, liability, tax, taxpayer, repayment, due date.

Налоговое обязательство возникает с момента появления установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих его погашение. Налоговое обязательство налогоплательщика, которое должно быть погашено другим налогоплательщиком, обязанным в соответствии с налоговым законодательством удерживать или взимать с первого суммы налогового обязательства и погашать это обязательство, перестает быть налоговым обязательством первого и становится налоговым обязательством второго с момента удержания или взыскания. Финансовое учреждение (его отделение или филиал), получающее от налогоплательщика или налогового органа соответственно платежное или инкассовое поручение о перечислении денежных средств в счет погашения налогового обязательства, считается ответственным за налоговое обязательство с момента получения указанного поручения в пределах, имеющихся на банковском счете налогоплательщика средств [1]. В то же время налогоплательщик считается ответственным за налоговое обязательство в части средств, недостающих на банковском счете для полного погашения налогового обязательства. Изменением налогового обязательства является изменение величины обязательства в связи с изменением установ-

ленных налоговым законодательством обстоятельств, в зависимости от которых исчислялось обязательство.

Погашение налогового обязательства осуществляется путем уплаты, аннулирования, истечения срока давности, вычета, компенсации или принудительного исполнения [2]. Погашение налогового обязательства путем уплаты осуществляется в национальной валюте, если настоящим кодексом или другими законодательными актами, относящимися к налоговой сфере, не предусмотрено иное. Уплата может производиться прямым платежом или путем удержания у источника выплаты. Прямой платеж осуществляется посредством платежной карточки, с использованием других платежных инструментов или наличными денежными средствами. Уплата с использованием безналичных платежных инструментов осуществляется через финансовые учреждения (их отделения или филиалы) или других поставщиков платежных услуг, которые обязаны принимать денежные средства в национальный публичный бюджет от налогопла-тельщиков-физических лиц наличными и перечислять их в бюджет в срок[3]. Уплата наличными денежными средствами может быть осуществлена посредством налогового органа, органов местного публичного управления, почтовых операторов, фи-

36

8с1епсев of Бигоре # 61, (2020)

нансовых учреждений (их отделений или филиалов) или других поставщиков платежных услуг. Органы местного публичного управления могут устанавливать порядок взыскания местных налогов и сборов и через других лиц[4].

Погашение налогового обязательства, в том числе задолженностей, путем аннулирования производится посредством принятых в соответствии с законодательством актов правоохранительных и судебных органов об исключении из Государственного налогового регистра, в обязательном порядке вступивших в окончательную и законную силу.

Право государства на определение или принудительное исполнение налогового обязательства, не реализованное в предусмотренные настоящим кодексом сроки, погашается истечением срока давности в порядке, установленном Правительством. Одновременно погашается и налоговое обязательство налогоплательщика. Погашение налогового обязательства путем истечения срока давности осуществляется на основании письменного решения руководства органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, которые администрируют данное налоговое обязательство, а в случае службы по сбору местных налогов и сборов - на основании решения местного совета.

За исключением случаев, когда налоговое законодательство предусматривает иное, возмещение сумм переплат и сумм, подлежащих возмещению налогоплательщику в соответствии с налоговым законодательством, только в случаях, если у него нет недоимок[5]. Течение срока, приостанавливается, если налогоплательщик, обратившийся за возмещением суммы переплаты и суммы, подлежащей возмещению согласно законодательству, обвиняется в совершении преступления посредством экономических сделок, приведших к возникновению права на возмещение сумм налогов и/или сборов, и в отношении него начато уголовное преследование, до прекращения уголовного преследования, выведения из-под уголовного преследования, вынесения окончательного оправдательного приговора или окончательного приговора о прекращении производства по уголовному делу в отношении соответствующего налогоплательщика^].

Если при представлении декларации о подоходном налоге, исправленной после установленного законодательством срока, устанавливается излишне уплаченная сумма подоходного налога, то сумма, уменьшается на сумму, установленную в процентах за соответствующий налоговый период.

За исключением случаев, когда налоговым законодательством предусмотрено иное, возмещение переплат и сумм, подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству, налогоплательщикам - юридическим лицам осуществляется Государственным казначейством на их банковские счета, а налогоплательщикам - физическим лицам - на их банковские счета или наличными денежными средствами. Физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, подают заявление о возмещении переплат подоходного налога начиная с 1 июня - по представляемым

в электронной форме и с 1 июля - по представляемым на бумажном носителе, за исключением случая, когда физическое лицо намерено выехать из Республики Молдова на постоянное местожительство за рубеж.

В случае, когда возмещение переплат и сумм, подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству, не осуществлено в течение 45 дней со дня получения заявления налоговым органом или в иной срок, предусмотренный налоговым законодательством, налогоплательщику выплачивается процент на эти суммы, равный базисной ставке (округленной до следующего полного процента), установленной Национальным банком Молдовы[7] в ноябре года, предшествующего отчетному налоговому году, применяемой к краткосрочным операциям денежной политики, увеличенной на пять пунктов, разделенной на количество дней в году и округленной в соответствии с математическими правилами до 4 знаков после запятой. На период приостановления течения срока проценты не начисляются.

Налогоплательщик осуществляет и представляет соответствующему органу по налоговому администрированию расчет процента, который проверяется и утверждается руководством этого органа и прилагается к платежному поручению, предусматривающему выплату процентных начислений. В случае местных налогов и сборов, админи-стрируемых службой по сбору местных налогов и сборов, платежное поручение составляется налоговым органом на основании документов, представленных соответствующей службой. Процентные начисления уплачиваются из бюджета, в который были перечислены соответствующие налоги (пошлины) и сборы[8].

Погашение налогового обязательства путем принудительного исполнения осуществляется путем применения налоговым органом мер по принудительному взысканию недоимок в соответствии с налоговым законодательством.

Должностным лицом, ответственным за погашение налогового обязательства налогоплательщика, является его руководитель или другое лицо, которое в силу возложенных на него служебных обязанностей обязано погасить налоговое обязательство в установленном порядке и в предусмотренный срок[9]. В случае когда налогоплательщик не имеет должностного лица, ответственным за погашение налоговых обязательств является сам налогоплательщик. Должностное лицо ответственно за все налоговые обязательства налогоплательщика независимо от времени их возникновения.

Налоговые обязательства налогоплательщика, за которые должностное лицо ответственно, остаются за налогоплательщиком до их полного погашения. За неисполнение обязанностей, и других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, должностное лицо налогоплательщика несет ответственность, предусмотренную за-конодательством[8]. Должностное лицо налогоплательщика, обязанного в соответствии с налоговым

Беюп^ of Бигоре # 61, (2020)

37

законодательством удерживать или взимать с другого лица налоги (пошлины), сборы, пени и/или штрафы и уплачивать их в бюджет, ответственно за уплату налогов (пошлин), сборов, пеней и/или штрафов, которые не были удержаны, взысканы или перечислены в установленном порядке в бюджет.

Обязанность удерживать или взимать налоги (пошлины), сборы, пени и/или штрафы остается за налогоплательщиком, должностное лицо которого обязано их удерживать или взимать с другого лица и перечислять их[2], до декларирования их или до того, как они должны были быть декларированы, лицами, с которых они должны были быть удержаны или взысканы, либо до полного погашения их в других случаях. Налоговые обязательства налогоплательщика, за которые его должностное лицо ответственно согласно настоящей статье, остаются за налогоплательщиком до их полного погашения в случае удержания или взыскания налогов (пошлин), сборов, пеней и/или штрафов с других лиц[1].

Если лицо, имеющее недоимку, передает собственность другому лицу, и при этом оба являются взаимозависимыми лицами, лицо, получающее собственность, ответственно за погашение недоимки в размере разницы между рыночной стоимостью полученной собственности и фактически уплаченной за нее суммой.

Налоговые обязательства лица, находящегося в процессе ликвидации, погашаются за счет его денежных средств, в том числе за счет доходов от реализации его активов, органом, организацией, лицом, которые в соответствии с законодательством ответственны за его ликвидацию[9]. Погашение налогового обязательства реорганизованного лица возлагается на его правопреемника независимо от того, было ли известно или нет последнему о непогашении или частичном погашении налогового обязательства реорганизованным лицом до окончания реорганизации. Налоговое обязательство умершего физического лица или физического лица, объявленного в установленном порядке умершим, погашается каждым из его наследников в пределах стоимости наследуемого имущества и соразмерно их доле в наследстве. Налоговое обязательство физического лица, признанного в установленном порядке безвестно отсутствующим, погашается опекуном, назначенным для управления имуществом отсутствующего, за счет имущества данного лица.

Налоговое обязательство несовершеннолетнего физического лица или совершеннолетнего физического лица, в отношении которого установлена судебная мера охраны, погашается родителем, временным защитником, попечителем или опекуном за счет имущества данного лица[5]. В случае если охраняемое лицо согласно закону или судебному решению обладает способностью самостоятельно погашать обязательства, то налоговое обязательство такового погашается им лично.

Налоговое обязательство, не погашенное в соответствии с настоящей статьей по причине недостаточности имущества, погашается путем вычета,

осуществленного налоговым органом в соответствии с настоящим кодексом. При вынесении судебной инстанцией решения об отмене объявления физического лица умершим или признания его безвестно отсутствующим либо о признании физического лица дееспособным действие ранее списанных путем вычета налоговых обязательств возобновляется, но без начисления пеней и штрафов за период с момента объявления физического лица умершим, признания его безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным до даты вынесения соответствующего реше-ния[5]. Привлечение к ответственности за совершение налогового нарушения означает применение налоговым органом на предусмотренных налоговым законодательством условиях санкций в отношении лиц, совершивших налоговые нарушения.

Основанием для привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения является сам факт налогового нарушения. Налоговые нарушения квалифицируются следующим образом: а) незначительное налоговое нарушение; Ь) значительное налоговое нарушение. Налоговое нарушение считается незначительным, если сумма налога, сбора, взносов обязательного медицинского страхования и взносов обязательного государственного социального страхования, установленных в процентном выражении, составляет до 100 леев для налогоплательщиков физических лиц, и до 1000 леев для налогоплательщиков, юридические лица, в том числе по каждому налоговому периоду в отдельности, в случае несоблюдения порядка декларирования или занижения налога, сбора и/или взносов обязательного медицинского страхования и взносов обязательного государственного социального страхования, установленных в процентном выражении[7]. Налоговое нарушение, не подпадающее под действие указанной выше, считается значительным.

К ответственности за совершение налогового нарушения привлекаются: а) налогоплательщик -юридическое лицо, должностное лицо которого совершило налоговое нарушение; Ь) налогоплательщик - физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью, которое совершило налоговое нарушение. В случае, когда указанное лицо недееспособно или ограниченно дееспособно, ответственность за совершение им налогового нарушения несет его законный представитель (родители, усыновители, опекун, попечитель) соразмерно объекту налогообложения, налоговому обязательству и имуществу налогоплательщика; с) налогоплательщик-физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, налогоплательщик-физическое лицо, осуществляющее независимую деятельность, и налогоплательщик, оказывающий профессиональные услуги, а также налогоплательщик, занимающийся профессиональной деятельностью в сфере правосудия, который совершил налоговое нарушение или должностное лицо которого совершило налоговое нарушение[5].

38

Sciences of Europe # 61, (2020)

Привлечение к ответственности за совершение налогового нарушения осуществляется на основании налогового законодательства, действовавшего на момент и по месту совершения нарушения, за исключением случаев, когда новый закон предусматривает более мягкое наказание, при условии, что налоговое нарушение по своему характеру не влечет согласно законодательству уголовной ответственности. Процедура привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения применяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент и по месту рассмотрения дела о налоговом нарушении[3]. Привлечение к ответственности за совершение налогового нарушения в соответствии с настоящим разделом или к иной юридической ответственности за нарушение налогового законодательства не освобождает лицо, к которому применена санкция, от обязанности уплачивать налоги (пошлины), сборы и/или пеню, установленные законодательством. Привлечение налогоплательщиков, к ответственности за совершение налогового нарушения не освобождает, при наличии соответствующих оснований, от ответственности за правонарушение, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством.

Налоговая санкция не применяется полностью или частично, а в случае, если уже назначена, отменяется полностью или частично при предъявлении доказательств, подтверждающих законность всех действий (бездействия) или отдельных действий (бездействия), считавшихся ранее противоправными. Достоверность и подлинность представленных доказательств могут быть проверены налоговым органом у источника их происхождения или у других лиц. Документы, представленные с нарушением установленных налоговым органом сроков[5] или после осуществления налогового контроля, проверяются в обязательном порядке.

Налоговая санкция является мерой наказания и применяется с целью предупреждения совершения правонарушителем или иными лицами новых нарушений, а также воспитания уважения к закону.

За совершение налогового нарушения может быть применена налоговая санкция в форме предупреждения или штрафа.

- Штраф является налоговой санкцией, заключающейся в обвязывании лица, совершившего налоговое нарушение, к уплате денежной суммы. Штраф применяется независимо от применения других налоговых санкций и уплаты налогов (пошлин), сборов, пеней, начисленных дополнительно сверх декларированных или не декларированных. Штраф составляет часть налогового обязательства и взыскивается в порядке, установленном для взи-

мания налогов. При обнаружении налогоплательщиком в ранее представленном им налоговом отчете ошибки или неполноты сведений, и представлении исправленного налогового отчета, а также при обнаружении налогоплательщиком, не обязанным представлять отчет, факта неправильного исчисления и уплаты налогов (пошлин) и сборов, вследствие чего возникают дополнительные налоговые обязательства, погашенные до объявления налогового контроля, штраф не применяется[5].

Налоговая санкция применяется в пределах, установленных налогового кодекса, в строгом соответствии с налоговым законодательством. Штраф применяется в случаях значительного налогового нарушения. При совершении лицом двух или более налоговых нарушений налоговая санкция применяется за каждое налоговое нарушение и за каждый налоговый период в отдельности.

Литература

1. Шагуна Д.Д., Ротару П. Финансовое и бюджетное право. ALL Beck Publishing, 2003, с. 219.

2. Брызгалин А. Налоги и налоговое право. Москва: Аналитика-Пресс, 1997, с.408.

3. Хоарцэ Н. Уклонение от уплаты налогов. Бухарест: Экономическая трибуна, 1997. с. 205.

4. Уголовный кодекс Республики Молдова, №. 985 от 18.04.2002. Официальный вестник Республики Молдова, 2009, №. 72-74, с. № 195.

5. Налоговый кодекс Республики Молдова, №. 1163 от 24.04.1997. Официальный вестник Республики Молдова, 2005, №. специальное издание.

6. Кодекс Республики Молдова о правонарушениях, №. 218 от 24.10.2008. Официальный вестник Республики Молдова, 2009, №. 3-6, ст. №. 15.

7. Клокотичь Д., Георгиу Г. Уклонение от уплаты налогов. Правовые вопросы нарушения и уголовной ответственности. Бухарест, 1996. с.77.

8. Информация Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Молдова «Об однозначном подходе практики изучения материалов для выявления нарушений в области дома и контроля машин, полученных от Министерства внутренних дел, с точки зрения их изучения в соответствии с с положениями ст.254 Налогового кодекса», нет. 26-11 / 2-12-959 / 7757/66 от 30.09.2013. В: http://www.fisc.md/.

9. Закон Республики Молдова о Законе №. 1260 от 19.07.2002. Официальный вестник Республики Молдова, 2010, №. 159, ст. № 582: полномочия адвоката и адвоката-стажера подтверждаются мандатом. Форма мандата является документом строгой записи. Содержание, форма и способ использования мандата утверждаются Правительством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.