Научная статья на тему 'Основные проблемы совершенствования подготовки специалистов для общественного питания с учетом государственной политики в области здорового питания населения на региональном уровне'

Основные проблемы совершенствования подготовки специалистов для общественного питания с учетом государственной политики в области здорового питания населения на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Димитриев Алексей Димитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы совершенствования подготовки специалистов для общественного питания с учетом государственной политики в области здорового питания населения на региональном уровне»

ориентацией на заметные социальные слои, активным членством, четко выработанными идеологическими установками и требованиями неукоснительного соблюдения уставов и программ их приверженцами. Казанский отдел РС и СОЛПЗ имели в большей мере кадровый характер, но процесс их структурирования не был завершен. Согласно типологии по социальной среде деятельности правые партии и организации региона представляли собой организации, ориентированные на общесоциальную среду, что подтверждается их всесословностью. В рядах движения были представлены крестьяне и дворяне-помещики, купцы и мещане, чиновники и ремесленники. В некоторых уездных и сельских правых отделах преобладали зажиточные крестьяне. В городских и губернских отделах было больше мелких лавочников, железнодорожных служащих, купцов, мещан.

Всесословный социальный состав и значительная численность право-монархических организаций в Поволжье объясняются радикальными модернизационными изменениями начала XX в., сопровождавшимися кризисами идентичности и участия. Ломка сложившихся традиционных ценностей и институтов, лежавших в основе социокультурных

моделей поведения, и поиск иных духовных ориентиров с выработкой новых форм национального и политического сознания, вовлечение населения в политические отношения на фоне опережения в модернизационном процессе структурной дифференциацией духовно-ценностных изменений способствовали росту политической активности народа и, в том числе, вовлечению их в правомонархическое движение, Данные процессы сопровождались кризисами "проникновения" и легитимности, когда отсутствие политического опыта, иррациональные черты массового сознания, приверженность к традиционным общественным институтам, рассогласование социально-политических и экономических целей правительства с представлениями общества о принципах справедливого правления обуславливали неадекватное восприятие решений власти. Активный процесс политизации населения способствовал трансформации дополитического консервативного сознания в подобие политической идеологии как ответ на вызов дихотомии консерватизма и либерализма, традиционализма и модернизации. Социальная усталость от революции и политической напряженности сменяется требованиями порядка и стабильности.

МИХАЙЛОВА Елизавета Михайловна, доктор исторических наук, доцент, зав. кафедрой политологии и философии Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

А.Д. Димитриев

Современное понимание значения питания для охраны и улучшения здоровья населения России и ее регионов является научно обоснованным и требует активного участия специалистов в области питания в их своевременном решении [1, 2, 3]. Это в полной мере относится и к специалистам предприятий общественного питания, одна из задач которых — это практическое участие в реализации на региональном уровне про-

грамм по реализации Концепции государственной политики и директивных документов в области здорового питания населения России [4,5].

Успех решения этой социально важной задачи зависит от уровня знаний, умений и навыков специалиста в области технологии продуктов общественного питания. Они должны знать и правильно применять новые законодательные и методические документы

в этой сфере деятельности, научиться анализировать реальную ситуацию в области общественного питания населения в своем регионе, быть инициаторами, организаторами и основными участниками разработки таких программ, осуществлять руководство, координацию и контроль их выполнения, объединять для их создания и реализации все заинтересованные организации и учреждения регион (исполнительная власть, иные организации, имеющие отношение к обеспечению пищевыми продуктами населения и охране его здоровья, предприятия агропромышленного комплекса, общественного питания и торговли пищевыми продуктами, воспитательные и учебные заведения, общественные организации, СМИ и др.).

Все это требует совершенствования подготовки дипломированного специалиста в области технологии продуктов общественного питания. Для лучшего освоения знаний, навыков и приобретения необходимых умений будущих специалистов данной области необходимо совершенствовать учебный процесс.

В этих целях предстоит решить: какой конкретной региональной информацией должны быть наполнены лекции, практические и лабораторные занятия по таким, например, дисциплинам, как физиология питания, санитария и гигиена питания, технология продуктов общественного питания. Основой создания такой информационной базы могут быть обзор научных исследований регионального характера и создание собственной научной информации. Важнейшим путем реализации государственной политики здорового питания населения России является правильное формирование и своевременная реализация региональной политики и программ здорового питания. Последние вызваны к жизни серьезными нарушениями в питании и здоровье россиян во многих регионах страны, имеющих свои отличительные особенности.

Изучение сложившихся ситуаций в регионах позволяет определить конкретные направления и стратегию действий, создавать региональные программы, способные устранять главные недостатки в питании, способствующие развитию алиментарных (связанных с пищей) заболеваний.

К настоящему времени накоплен определенный опыт разработки и внедрения таких программ в разных регионах России и за ее пределами, требующий анализа, осмысления и последующего применения. Его мы попытались обобщить в настоящей работе.

Российский опыт оптимизации состава микронутриентов в пищевых продуктах

Наибольший опыт Россия имеет по реализации программ, нацеленных на ослабление дефицита микронутриентов, прежде всего витаминов, йода и железа. Первая программа витаминизации пищевых продуктов была разработана по инициативе проф. В.В. Ефремова в сороковых годах, в соответствии с чем правительством страны было принято решение об обогащении муки первого и высшего сортов витаминами В„ В2, и РР до уровня содержания их в исходном зерне.

С 1960 года в обязательной витаминизации витаминами Вь В2, РР подлежали мука высшего и первого сорта, витамином А — бутербродные сорта маргарина, витамином С - молоко. В 1972 году введено обогащение аскорбиновой кислотой первых и третьих блюд в больницах, яслях, домах ребенка, детских санаториях, родильных домах, школах-интернатах, домах престарелых и др. В 1985 году была утверждена программа по созданию и освоению производства продуктов детского питания и витаминизированных пищевых продуктов массового потребления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача (№11 от 3 апреля 1998 года, Постановлением Правительства РФ № 1119 (1999) и приказом Минздрава России № 444 (1999) были утверждены конкретные меры по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов. Приказом Минздрава России № 185/37 предусмотрено создание Центра по йоддефицитным состояниям при Минздраве России. Подготовлены методические указания "Контроль программы профилактики йодцефицитных заболеваний путем всеобщего йодирования соли".

Важным шагом в деле улучшения обеспеченности населения России железом и витаминами явились постановления главного государственного санитарного врача РФ № 91 "О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения" (2003).

Региональные программы оптимизации состава микронутриентов в пищевых продуктах

Создание серии государственных документов по улучшению питания способствовало развитию региональных программ, которые по своим задачам были нацелены на лик-

видацшо дефицита йода, железа, витаминов и других биологически активных веществ.

Так, в Кемеровской области после изучения и анализа проблем, связанных с питанием и здоровьем различных групп населения в регионе [6] была разработана региональная программа "К здоровью — через питание". Важнейшими разделами программы явились: обеспечение производства продуктов питания, прежде всего социального назначения для оптимизации питания школьников и организация лечебно-профилактического питания рабочих, а также развитие производства прежде всего продуктов массового потребления, обогащенных комплексом жизненно важных витаминов железом, йодом, кальцием и селеном, а также препаратов биологически активных добавок.

В последние годы наблюдается широкомасштабное внедрение региональных программ "Здоровье через хлеб" [7]. Социальная значимость таких программ объясняется неоправданной рафинацией муки и имеющимся опытом обогащения хлеба витаминами, минеральными веществами, аминокислотами. Такие программы развернуты и продолжают разворачиваться в Москве, Московской, Рязанской, Курской, Архангельской Самарской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской, Нижненовгородской, Новосибирской областях, Чувашской Республике и др. В программы включено совершенствование технологий обогащения хлеба на базе крупных заводов хлебопечения и повышение его ка-

чества. Для успешной реализации этой программы предлагается создание координирующего Совета, который обеспечивал бы согласованность усилий в этом направлении различных организаций.

Региональная программа Уральского региона предусматривала обогащение мучных кондитерских изделий витаминно-минеральным. премиксом "Валитек-5", содержащим, витамины С, Вь В2, Вй РР, фолиевую кислоту, железо и кальций [5]. В Свердловской области для организации промышленного производства обогащенных хлебобулочных изделий использовался премикс "Валитек-8". Он содержит именно те микронутриенты, дефицит которых имеет место в данной области.

В 2003 г. в 12 районах г. Рязани осуществлялось производство хлеба, хлебобулочных изделий, а также молочных продуктов, безалкогольных напитков, обогащенных витаминами С, Е, группы В, бета-каротином и др.

В Ивановской области при реализации региональной целевой программы используются биологически активные добавки "Ве-терон" (Е, С и А в виде бета-каротина) и "Фортамин" (железо, витамины группы В). (14). Региональная программа данной территории также была направлена на улучшение обеспечения школьников молочными, мясными, рыбными и бобовыми продуктами питания в соответствии с разработанной формулой сбалансированного питания детского населения с учетом биогеохимических условий региона [8].

250

о. 200

С

X С£

2 О X

е ф с£

н*

о о £

X Ф С ю © а н о с

150

100

50

1 1

1 -—

1995 2000 2001 2002 годы 2003 2004 2005

-♦— мясо

-я—хлеб

картофель |

Рис. 1. Динамика потребления отдельных продуктов питания за 1995-2005 годы (линии означают тренд по каждому наименованию продукта). Примечание: норма потребления мяса -78 кг/год, хлебопродуктов и картофеля -117 кг/год.

Город) -а—Село !

1999 2000 2001

2002 2003

годы

2004 2005

2006

Рис.2. Динамика суточной пищевой энергетической ценности продуктов питания в ккал в среднем на 1 человека (линии - тренды, характеризующие калорийность).

В Санкт-Петербурге в ходе реализации программы по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов, внедрены новые технологии по выпуску 39 предприятиями 120 наименований хебобу-лочных, молочных продуктов, безалкогольных напитков, обогащенных йодказеином, витаминно-минеральными премиксами и железом [9].

Из обсуждения литературных данных можно заключить, что при разработке региональных программ по оптимизации состава микронутриентов в пищевых продуктах следует выделить следующие задачи:

1)изучение заболеваемости населения области, вызванной факторами некачественного питания;

2) изучение уровня дефицита пищевых веществ в питании различных слоев населения области;

3) разработка новых видов пищевых продуктов и биологически активных добавок, обеспечивающих полноценное питание, профилактику и лечение заболеваний;

4) разработка и адаптация отечественных технологий для производства продуктов детского питания, питания беременных и кормящих женщин;

5) разработка технологий получения и организация производства пищевых продуктов с использованием льняных масла, семени и жмыха;

6) организация массового производства

пищевых продуктов для предупреждения основных неинфекционных заболеваний и укрепления защитных функций организма;

7) разработка и адаптация стандартов здорового питания для различных категорий населения;

8) санитарно-просветительская работа по проблемам здорового питания.

При реализации программы по оптимизации качества питания населению будут предложены стандарты здорового питания для различных категорий населения с учетом биогеохимических особенностей территорий регионов. В целом, населению согласно задачам этих программ в каждом регионе будет предложена концепция самосохрани-тельного поведения, что, в конечном итоге, должно способствовать улучшению обеспеченности населения микронутриентами, улучшению показателей состояния здоровья, качества жизни, антропометрических и демографических показателей.

Особенности питания населения в современных условиях Чувашской Республики

Исходя из представленной выше характеристики значимости пищевых продуктов для человека, нами осуществлён анализ качества питания, имеющий не только физиологическое, но и экономическое значение. С этой же целью нами рассматриваются данные по исследованию питания населения на основе официальных статистических сведе-

35

К £

X

2 «Г

30

ш х о я ь Ь ^ с. > о

£ г х ф у ф с о

г- ф

с ю

% О

3 о и и О а

ф

Ж х ц п о

С£

25

20

15

10

Хлеб

Карто фвль

Сахар

Жиры

Мясо

Овощи

Рис.З. Доля отдельных продуктов суточного рациона в энергообеспечении организма студентов.

ний по Чувашской Республике и по материалам собственных исследований питания студентов.

Руководствуясь представлением, что потребление базовых продуктов питания (хлеб, мясо, картофель) определяет качество питания, нами осуществлён анализ динамики потребления этих продуктов (рис. 1).

Из данных рисунка следует:

1) тренды потребления мяса и хлеба за 1995-2005 годы остаются практически неизменными;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) имеет место некоторое снижение потребления картофеля;

3) полученные показатели потребления основных продуктов питания не соответствуют рекомендуемым нормам (особенно по картофелю и мясу);

4) потребность организма в калориях в основном обеспечивается за счёт повышенной доли картофеля в питании.

Из научных данных следует, что рекомендуемая средняя калорийность суточного рациона жителей ФРГ составляет 2660 ккал, а для трудоспособного населения России возраста 18-29 - 3000 ккал (мужчины) и 2550 ккал (женщины) [10].

Изучение энергетической ценности суточного рациона питания показывает, что:

1) в конце 1990-х и в начале 2000 годов имелось существенное различие по данному показателю (у городского населения суточная калорийность была меньше чем у сельского);

2) выявлена тенденция к снижению калорийности питания у жителей села, а у жителей города - к повышению;

3) к 2006 году уровень калорийности питания жителей села и жителей города имеет тенденцию к выравниванию;

4) сопоставление энергетической ценности суточного рациона питания жителей Чувашии с научными данными позволяет заключить, что население нашего региона потребляет несколько меньше калорий, чем по рекомендуемой норме.

Нами было проведено исследование качества питания студентов очной и заочной форм обучения. Полученные данные свидетельствуют об ограниченном наборе продуктов питания и однообразности рецептуры блюд. Основными источниками энергии являются хлебобулочные изделия, сахар и картофель (рис. 3).

Из данных рис. 3, как и из данных рис.

1, следует, что в энергообеспечении питания преобладающую роль играют углеводы (хлеб, картофель, сахар). Такой характер питания свидетельствует о несбалансированности питания студентов.

Расчетным методом нами установлено, что основными источниками белков в рационе питания студентов являются хлеб и хлебобулочные изделия, мясопродукты (рис. 4).

Данные по суточной белковой обеспеченности студентов за счёт конкретных продуктов питания приводятся на рис.4, из которого следует, что основными источниками белков

Ф

X

О

г а* га о. И а

5 «

5 <8

с Й 2 о л X X ю «Д Ф

с; в-

5 о

р с о *

г “ §&

С£ о ш н ш с а о Ч >>

70

60

50

40

30

20

10

Хлеб

Мясо

Картофель

Рыба

Молоко

Рис.4. Доля отдельных продуктов в обеспечении организма белками в рационе питания студентов.

для организма студентов являются хлеб (около 60%) и мясо (около 20%).

Сравнение количества важнейших нут-риентов (белков, жиров, углеводов) и калорийности в суточном рационе студентов с рекомендуемыми нормами позволило установить значительные отклонения в сторону меньших величин. Так, содержание общих белков составило 74% и общая калорийность 78% от нормативных их величин.

Питание студентов носит несбалансированный характер, отражающий их социально-экономический статус, особенности семейных традиций, недостатки знаний о рациональном питании и его роли для здоровья человека. Делая заключение по результатам исследования питания населения в изученном регионе, следует заметить, что вопросы правильного и рационального питания всё ещё остаются в качестве серьёзной социально-экономической проблемы. Оптимизация питания населения возможна, прежде всего, за счет формирования научно обоснованных принципов организации питания в системе общественного питания, а также за счет перераспределении статей расходов бюджета семьи в пользу сбалансированного и рационального питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итог всему сказанному выше, важно отметить, что в России и ее регионах проблема качества питания оста-

ется достаточно сложной и нуждается в коррекции самих принципов отношений к ней. При этом специалисты в области общественного питания могут внести существенный вклад в реализацию государственной политики по улучшению качества питания населения. Многие подходы к решению данной проблемы носят долгосрочный характер и станут объектом профессиональной деятельности сегодняшних студентов, получающих специальность "Технология продуктов общественного питания". С учетом этих обстоятельств в Чебоксарском кооперативном институте Российского университета кооперации активизируется работа по совершенствованию содержания учебных дисциплин.

Список литературы

1. О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 148 от 16.09.03. М.: Минздрав России, 2003. 3 с.

2. О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 91 от 05.05.03. М.: Минздрав России, 2003.

3. Воробьева И.С, Суворов И.В. Влияние различных соединений железа на сохранность витаминов при обогащении пшеничной муки /Материалы III межрегиональной научно-практической конференции "Питание здорового и больного человека". Санкт-Петербург, 2005. С. 45-46.

4. Чибураев В.И., Иванов А.А. Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года — основной методологический документ госсан-эпид службы России /Информационный бюллетень ЗНиСО, ноябрь 2001. №11(104). С. 13-16.

5. Безуглый А.А., Овчинникова НА Использование витаминно-минеральных премиксов в производстве мучных кондитерских изделий / Материалы VII Всероссийского конгресса, Москва, 12-14 ноября 2003 г. М., 2003. С. 60.

6. Поздняковский В.М., Зенков В.А. Региональная программа реализации государственной политики здорового питания на примере Кузбасса /Материалы международного симпозиума (Кемерово, 9-11 октября 2002 г.). Новосибирск: Сибирское универ. издательство, 2002. С. 32-41.

7. Зельдич Э.А., Семенова Т. В. Основы широкомасштабного внедрения программы "Здоровье через хлеб" /Материалы VII Всероссийского конгресса. Москва, 12-14 ноября 2003 г. М., 2003. С. 190-191.

8. Губернаторова В.В., Шиляев P.P. Использование в Ивановской области .хлеба, обогащенного железом и некоторыми витаминам/ Материалы VII Всероссийского конгресса, Москва, 12-14 ноября 2003 г. М., 2003. С. 198-199.

9. Белова JI.B., Дмитриева Г.А., Шумакова Е.Ф. и др. О мероприятиях по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микро-нутриентов в Санкт-Петербурге //Материалы III межрегиональной научно-практической конференции "Питание здорового и больного человека". Санкт-Петербург, 2005. С. 18-19.

10. Большаков А.М., Новикова И.Н. Общая гигиена. - М.Медицина, 1985. -320 с.

ДИМИТРИЕВ Алексей Димитриевич, доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой технологии продуктов общественного питания Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

М.Н. Чапурин, ЕЖ Симзяева

Начало 90-х годов XX века было ознаменовано появлением нового педагогического мышления, сущность которого заключается в пересмотре системы ценностей и приоритетов в образовательной сфере. Ведущей идеей нового педагогического мышления становится идея развития, которая предполагает' создание необходимых условий для развития личности; обеспечение развития и саморазвития самой системы образования; превращение последней в действенный фактор развития общества [18].

В Законе Российской Федерации "Об образовании" образование определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, провозглашаются его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Подчеркивается, что содержание образования должно быть ориентировано на "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации" [3, 17].

Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в качестве одной из главных задач высшего профессионального образования выдвигает удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии [16].

Ведущей тенденцией его развития провозглашается последовательная гуманизация целей обучения в вузе, при которой общественно-ценные и личностно-значимые цели меняются местами по значимости. Конкретным выражением этой тенденции является принцип личностно-ориентированного подхода в образовании. При этом оптимальным вариантом реализации гуманистической направленности является гармоничное совпадение личностной и общественной целей применительно к каждой конкретной образовательной области, в том числе и системы физического воспитания в вузах [23].

Идея личностно-ориентированного обучения знаменует переход образовательной политики от педагогики грамотности к пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.