Научная статья на тему 'Основные проблемы сотрудников силовых структур, решаемые проблемно-ориентированным психоанализом'

Основные проблемы сотрудников силовых структур, решаемые проблемно-ориентированным психоанализом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы сотрудников силовых структур, решаемые проблемно-ориентированным психоанализом»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

В.А. Корчмарюк*

Основные проблемы сотрудников силовых структур, решаемые проблемно-ориентированным психоанализом

1. Определение проблемы.

Психиатрия как часть медицины по традиции заимствовала у нее положение: «Без диагноза нет лечения». Внимательные наблюдения, однако, снова и снова показывают, что установление диагнозов ничего по существу не меняет, что диагноз сам по себе не содержит указаний относительно необходимых действий, показаний к психоанализу. Непреложным является тот факт, что картина болезни (а тем самым и диагноз) может обусловливаться различными факторами, а при выборе психоаналитических средств следует руководствоваться причинами болезни. Если, например, кому-то ставят диагноз «невротическая депрессия», то психоаналитик будет работать с этим клиентом, используя различные методы психоанализа. Правильно в нозологическом отношении диагностированная депрессия может быть вызвана различными причинами, о которых диагноз ничего не говорит.

Если же охарактеризовать этого же человека как «имеющего низкую самооценку» или как «неспособного добиться чего-либо, неспособного защитить себя», или представить его проблему, сформулировав ее, как это предлагалось, мы получим значительно более важную информацию. Совершенно очевидно, что в случае человека с низкой самооценкой, неспособного к достижениям и с подавленной агрессией необходимо разработать такие психоаналитические стратегии, которые будут направлены именно на устранение этих недостатков.

Решая вопрос о показаниях, мы руководствуемся в психоанализе определением проблемы и не придаем значения диагнозу.

Стратегию психоанализа мы выбираем, определяя проблему. Она, в свою очередь, содержит различные психоаналитические методы, а те включают в себя различные психоаналитические интервенции.

Пример. Клиенту, мужчине 42 лет, заместителю руководителя районного отдела внутренних дел, был поставлен диагноз «депрессия». Он жалуется на безразличие ко всему и нежелание работать. Охотнее всего он перестал бы ходить на работу и до срока вышел бы на пенсию. В результате анализа проблемы была получена формулировка: «Я стою на пороге пенсии, а цели, поставленной перед собой, не добился. Это доказывает, что я ничего не стою. В роли отца я тоже оказался неудачником. Поэтому больше всего я хотел бы выйти из этой игры. В чем я нуждаюсь, так это в переживании какого-нибудь успеха до того, как я уйду на пенсию».

С согласия клиента в определение проблемы не были включены его плохие отношения с женой, поскольку они не были непосредственной причиной депрессивной декомпенсации.

В данном случае психоаналитическая стратегия может быть такой: клиент желает добиться большого успеха, чтобы с честью уйти на пенсию. Один из молодых сотрудников обошел его в движении по служебной лестнице. Это подсознательно возродило и активизировало его старое соперничество и конфликты с сыном, которые клиент переживает теперь в виде чувства «я плохой отец», а также соответствующего, обостренного депрессией чувства вины.

Задача заключается в том, чтобы помочь клиенту добиться желанного успеха на поведенческом уровне (руководитель рабочей группы). Кроме того, можно попытаться, насколько это позволяют отношения и способности клиента, помочь ему осознать проблематику его отношений с сыном.

В число необходимых для этого психоаналитических методов могут входить методы изменения поведения, установок и схем мышления. Что касается отношений с сыном, то здесь нужны методы, активизирующие сознание.

Как показывает этот пример, сила проблемно-ориентированного психоанализа заключается в свободном, гибком выборе психоаналитических методов. Психоаналитик имеет возможность использовать те психоаналитические методы, которые обещают успех.

Выбору методов работы в психоанализе предшествует вопрос: «Что могу я как психоаналитик с моими умениями и ограничениями предложить в качестве психоаналитической помощи этому клиенту как личности с его теперешними проблемами, чтобы совместно добиться сформулированной цели?»

* Заместитель начальника кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент.

2. Соответствие психоаналитических методов характеру проблемы

Определение проблемы — отправная точка всех размышлений, касающихся выбора методов. На его основании разрабатывается стратегия психоанализа. Стратегия психоанализа — это та руководящая линия, которая определяет применение определенного метода или нескольких методов для достижения психоаналитической цели. Стратегия описывает путь к цели.

Исследования пока еще не выявили, как изменяют поведение те или иные психоаналитические методы и вытекающие из них психоаналитические действия. Мы предполагаем, однако, что, например, тот или иной метод, способствующий активизации сознания, оказывает не то же самое воздействие, что и метод, вызывающий активизацию чувств. Оба эти метода могут вести к изменениям поведения, улучшению самочувствия и т.п. Такие предположения позволяют нам сделать упор на описании проблем, наиболее часто встречающихся в практике. Затем в зависимости от проблемы подбираются психоаналитические методы. Подобный подход заменяет, как уже говорилось, нозологические диагнозы, которые не могут служить основаниями для тех или иных действий психоаналитика.

Конструкция проблемно-ориентированного психоанализа позволяет одновременно работать с несколькими аспектами проблемы.

Мы хотим подчеркнуть, что диагнозы, основывающиеся на медицинской классификации, ничего не говорят о причинах нарушений. В противоположность этому в психоанализе поиску причин, осуществляемому в виде анализа проблемы и определения проблемы, отводится центральное место. Особенно это актуально в случаях работы с сотрудниками силовых структур.

1. Сотрудник с низкой самооценкой. В результате определения проблемы удается прийти к выводу, что клиент страдает от нарушений поведения, следствием чего бывает низкая самооценка, порождающая недостаточную веру в собственные силы или агрессивную заторможенность. Клиент демонстрирует негибкое, одностороннее мышление, а в эмоциональном плане - агрессивность. В данном случае в рамках психоанализа могут быть использованы стратегии, направленные на решение проблем и изменение шаблонов мышления.

Если же при определении проблемы выясняется, что в данном случае главная роль принадлежит нереализованному стремлению к самоутверждению и его последствиям, то предлагается поведенческий тренинг, поддерживающий чувство собственного достоинства.

Если при определении проблемы оказывается, что сильная агрессивность осознается клиентом или может им быть осознана, но он не способен проявить ее в отношении объекта в адекватной форме, то показан какой-либо из методов, способствующих проявлению агрессии или уменьшению влияния сдерживающих ее факторов. Такая проблема соответствует, как правило, диагностическим категориям, приводимым ниже. Но мы еще раз подчеркиваем, что формулируемые нами проблемные области не идентичны диагнозам, поэтому перечисление диагнозов мы приводим лишь для тех, кому присуще мышление в диагностических категориях.

Диагностические категории, относящиеся к данной проблеме, — это, например:

- невротическая депрессия;

- продолжающаяся короткое время депрессивная реакция;

- продолжающаяся длительное время депрессивная реакция;

- трудности адаптации к социальным условиям с депрессивной симптоматикой;

- астеническая личность;

- пассивно-агрессивная личность;

- «нарцистические нарушения»;

- депрессивные нарушения.

2. Сотрудник, испытывающий нехватку энергии или чрезмерные трудности в общении. Если сотрудник испытывает чрезмерные трудности в общении, то это говорит о его недостаточной социальной компетентности или чрезмерном контроле за своими импульсами. В этом случае психоаналитику предстоит выбирать между, скажем, методами, изменяющими поведение, и методами, активизирующими эмоции. При нехватке энергии может оказаться необходимым повысить активность клиента, указать ему на возможности, какими он располагает, и оказать ему поддержку.

Диагностические категории, имеющие отношение к такой ситуации, - это, например:

- нарушения, вызывающие соматические симптомы;

- астеническая личность или зависимая личность.

3. Сотрудник с телесными симптомами. Функциональные или психосоматические недуги могут рассматриваться как недоступные сознанию психические конфликты, проявляющиеся в теле. В психоанализе в таком случае упор делается на методах, активизирующих сознание, а также на методах, способствующих расслаблению, лучшему восприятию своего тела. Часто бывает целесообразно начать с методов, способствующих улучшению восприятия собственного тела, поскольку именно телесные недуги привели клиента к психоаналитику. С помощью методов, активизирующих сознание, во второй фазе можно установить связи между телесными недугами и их причинами.

В числе диагностических категорий:

- истерический невроз;

- истерическая личность;

- телесные функциональные нарушения психического происхождения;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

- другие нарушения и некоторые нарушения в привычках, касающихся питания;

- нарушения, связанные с переходом в другую религию;

- преимущественно нарушения сознания;

- трудности адаптации к телесным недугам.

4. Сотрудник с проблемами в межличностных отношениях. Проблемы в межличностных отношениях могут проявляться в виде острых конфликтов в отношениях или в виде хронических нарушений способности устанавливать и поддерживать отношения. В последнем случае краткосрочного психоанализа недостаточно. Здесь необходима продолжительная работа. В легких случаях проблем с отношениями иногда на сессию можно пригласить партнера, или же психоаналитик может заняться партнером отдельно. Если же речь идет о конфликтах или длительное время продолжающихся нарушениях в отношениях, рекомендуется так называемая «психотерапия партнеров», осуществляемая вне рамок психоанализа. Проблемы отношений, в которых преобладает сексуальная симптоматика, переносятся на специальные сессии. Проблемы отношений присутствуют во многих нарушениях, но диагностические ключи не содержат их точного описания. К ним могут быть отнесены также все картины параноидных состояний и случаев повышенной чувствительности. Они мало подходят для психоанализа. Человек с повышенной чувствительностью получает больше пользы от психоанализа когнитивного типа, осуществляемого без чрезмерного обращения к эмоциям, чем от психоаналитических мероприятий, направленных на повышение его активности, в которых он может увидеть угрозу для себя.

Значительно чаще имеют место нарушения, которые по традиции называют «истерическими». Чрезмерная потребность в самоутверждении, в привлекательности, а также демонстративное выражение своих эмоций и эгоцентрическая установка ведут к трудностям в формировании отношений. В психоанализе в таких случаях часто бывает показан анализ проблем, содержащий конфронтацию, и стратегия, направленная на изменение поведения.

Диагностические категории:

- социальная фобия;

- истерическая личность.

5. Сотрудник, испытывающий страх и напряжение. Наиболее частым клиническим проявлением порожденного конфликтами напряжения является страх. Синдром страха, если только речь не идет о фобиях, не обязательно порождается какой-то определенной причиной. Особенно это характерно для сотрудников принимавших активное участие в боевых действиях. В этом случае целесообразно, пожалуй, поискать такую причину с помощью методов, способствующих активизации сознания, и совместно с клиентом разработать теорию, с помощью которой он мог бы объяснить происхождение своего состояния страха. В случае фобий или других состояний, при которых источники страха очевидны, могут применяться стратегии, предусматривающие десенсибилизацию или изменения когнитивных структур.

Диагностические категории:

- невроз страха;

- фобия;

- острая реакция на чрезмерные нагрузки, в которой преобладают эмоциональные нарушения;

- трудности адаптации с симптоматикой преимущественно в сфере эмоций;

- нарушения в социальном поведении с симптоматикой в сфере эмоций;

- синдром паники.

6. Сотрудник, не способный в достаточной мере контролировать свои побуждения. Недостаточный контроль за побуждениями имеет место тогда, когда сотрудник испытывает трудности в межличностных отношениях в результате несдержанности, вспыльчивости и необдуманных поступков. В некоторых случаях подобное поведение может служить тревожным сигналом приближающейся декомпенсации. У других сотрудников оно может быть просто выученным, хроническим образом действий. В качестве психоаналитических мероприятий здесь могут быть полезны методы, направленные на изменение поведения, в сочетании с когнитивными методами, с помощью которых клиент может предвидеть утрату контроля и противостоять ей. Если психоаналитик видит в таких нарушениях симптом какой-то глубоко лежащей причины, то эту причину следует поискать с помощью когнитивного анализа или методов, направленных на активизацию сознания.

Диагностические категории:

- пограничные нарушения;

- асоциальная личность;

- истерическая личность.

7. Сотрудник, осуществляющий чрезмерный контроль за собой. Люди, чрезмерно контролирующие себя, не способны действовать спонтанно, т.к. в своих поступках следуют определенным схемам. Их часто огорчает собственная замкнутость, неспособность быть откровенным. О неспособности выражать свои чувства речь пойдет еще впереди, здесь же мы остановимся главным образом на навязчивом поведении, которое воспринимается самим клиентом как неадекватное или нецелесообразное. Часто сотрудник борется с этим, усваивая определенный образ действий или размышляя на определенные темы. Но нежелательные схемы поведения или навязчивые мысли вновь и вновь возвращаются. Такие схемы поведения могут касаться и каких-

либо мелких элементов, и склонности контролировать все свое поведение, требовать от себя обязательного соответствия тем или иным нормам социальной адаптированности или результативности.

Психоанализ прежде всего здесь должен быть направлен на ослабление существующих жестких схем поведения. Всего лишь обдумывание нежелательного поведения и изменение отношения к нему обычно не дает большого успеха. Значительно эффективнее оказывается использование нового образа действий в прежних ситуациях. Сотрудники, чрезмерно контролирующие себя, часто бывают не способны достаточно полно выражать свои чувства и избегать скованности, особенно в определенных ситуациях. В работе с сотрудниками, чрезмерно контролирующими себя, скованными, подойдут методы, которые способствуют проявлению эмоций: улучшают восприятие собственного тела и позволяют добиться расслабления.

8. Нервный сотрудник. Словом «нервозность» неспециалисты обозначают самые различные психические нарушения — как незначительные, так и серьезные. Однако обычно речь идет о беспокойстве, проявляющемся или в движениях, или скрытно, без каких-либо заметных нарушений поведения. Сотрудник испытывает сильный стресс, чувствует себя загнанным, неспособным расслабиться, нередко демонстрирует функциональные соматические нарушения. Вторичные нарушения часто ведут к страданиям. Например, падает работоспособность, клиенты жалуются на ухудшение способности к концентрации или повышенную утомляемость.

Такие жалобы трактуются в психоанализе как серьезные признаки декомпенсации, и в них нетрудно бывает увидеть симптомы того или иного нарушения. Начинать психоанализ принято с рассмотрения нарушений как таковых, а не обращаться к предполагаемым причинам. Особенно это касается тех случаев, когда клиент испытывает страдания в результате тех или иных нарушений и не может распознать лежащие в их основе причины.

Психоанализ включает методы, способствующие улучшению восприятия клиентом своего тела, и методы расслабления. Результатом уже через непродолжительное время бывает восстановление адаптационных возможностей клиента даже в тех случаях, когда предполагаемые причины нарушений не устраняются. Если в результате такой работы симптоматика не улучшается, следует расширить стратегию психоанализа, дав предварительно новое определение проблемы.

9. Сотрудник, неадекватно выражающий свои чувства. Лишь в очень редких случаях сотрудники по собственной инициативе рассказывают о своей неспособности выражать чувства или о неадекватном их выражении Значительно чаще такой диагноз ставит психоаналитик, клиенты оказываются не способны распознать и соответствующим образом выразить свои чувства. В случае соматических болезней такое нарушение обозначают термином «алекситимия», но, как показывает практика, это нарушение часто выступает совместно со многими другими. С неспособностью выражать чувства или с неадекватным их выражением часто бывают связаны: навязчивое поведение; депрессия, не сопровождающаяся проявлениями сильных эмоций; функциональные нарушения, общая нервозность.

Методы, способствующие проявлению эмоций, как и методы, улучшающие восприятие клиентом своего тела и его способность к расслаблению, могут применяться в этих случаях как вспомогательные психоаналитические средства. Эти методы следует использовать в дополнение к другим психоаналитическим средствам.

Методы, способствующие активизации сознания.

Не вызывает сомнений существование в психике человека неосознанного, неосознанных сил. Представления о бессознательном, сложившиеся в психоанализе, за последние десятилетия претерпели существенные изменения, и теперь роль его не сводится к конфликтам, возникающим в результате существования инстинктов. Признается присутствие бессознательного на всех уровнях аппарата психики, а также его влияние на все психические процессы. И все же, несмотря на такое расширение представлений о роли бессознательного, нам кажется, что значение связанных с инстинктом конфликтов и анализа сопротивления понимается слишком односторонне.

а) Фокусировка на определенной теме. Как известно, правила классического психоанализа требуют проводить психоаналитический процесс так, чтобы у клиента образовался так называемый невроз переноса. Вот почему Фрейд требовал от психоаналитиков «неучастия» («абстиненции»), выражающегося, например, в молчании или в том, что на вопрос клиента психоаналитик отвечает вопросом. В классическом психоанализе клиент должен образовывать так называемые «свободные ассоциации». Ему предлагается сообщать в подходящей для него форме обо всем, что спонтанно (в виде «ассоциаций») приходит ему в голову. Психоаналитик при этом выслушивает фантазии клиента с так называемым «пассивным вниманием». Психоаналитик должен таким образом проявлять достаточное внимание к тому, что сообщает клиент, рефлексировать свои собственные мысли и идеи, возникающие в связи с сообщаемым, и время от времени соответствующим образом отвечать клиенту.

В краткосрочном психоанализе вообще, а в проблемно-ориентированном в особенности, структура психоаналитического процесса бывает значительно более четкой, чем в классическом психоанализе. Практически во всех видах краткосрочного психоанализа ясно обозначается направление работы или же выбирается определенный психодинамический фокус. Такой фокус в

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

психоанализе может быть сформулирован в виде определения проблемы или ее части в тех случаях, когда задача в первую очередь заключается в выявлении неосознаваемых конфликтов в отношениях. Активизация сознания клиента при этом достигается главным образом посредством разъяснения ему неосознаваемых им (или недостаточно осознаваемых) мотивов, способствующих возникновению конфликтов. Речь может идти о его страхах и опасениях, желаниях и надеждах, которые практически всегда бывают связаны со значимыми для него людьми. Таким образом, психоаналитическая работа направлена на то, чтобы объяснить клиенту, во-первых, его внутренние суждения о «себе» («я слабый и зависимый»), во-вторых, его мотивы в виде желаний и/или опасений («мне необходима помощь», «один я пропаду») и, в-третьих, роль, приписываемую им значимой личности, выступающей как «объект» («только мой муж может дать мне все это»).

Пример. У сотрудницы кадровой службы в возрасте 52 лет после смерти мужа отмечалась патологическая реакция печали, включавшая также чрезмерную идеализацию умершего партнера. В ходе психоанализа постепенно удалось выявить вытесненную клиенткой потребность в том, чтобы быть зависимой, которая в другой форме проявлялась также в ее отношениях со старой матерью и третировавшей ее сестрой. По мере осознания клиенткой этого обстоятельства ее зависимость от различных значимых для нее лиц («объектов») уменьшалась.

В данном примере клиентка после смерти мужа чувствовала себя бессильной, покинутой женщиной. Болезненные переживания одновременно активизировали те находившиеся внутри ее психики схемы, которые прежде, особенно в детстве, были связаны с чувством неприятия ее значимыми для нее людьми, которые третировали ее (мать, сестра). С помощью установления связи между ранним жизненным опытом, переживаниями в связи с потерей супруга и чувствами в отношении психоаналитика удалось выявить порождавшие конфликт мотивы отношений и добиться устранения конфликтов.

Пример. Следователь в возрасте 30 лет с нарциссическими расстройствами в ходе психоанализа все больше и больше осознавал, что его фантазии о собственном величии в конечном итоге были формой компенсации глубоко лежащего чувства недовольства собой. В тех случаях, когда ему как специалисту по экономическим преступлениям давались чрезмерно трудные задания, он никогда не мог возразить начальству и коллегам по работе и брал на себя роль великого специалиста. Фантазии этого человека о собственном величии соответствовали усвоенной им схеме, согласно которой его «Я» было непропорционально раздуто, а «объектам» (значимым для него индивидам), наоборот, давалась низкая оценка. Желание блеснуть, вызвать восхищение вело при чрезмерных нагрузках на работе к состоянию полной неудовлетворенности собой, чувству собственной ничтожности и бездарности. При этом клиент ориентировался на другую усвоенную им схему, согласно которой он был слабым, а «объекты» мощными, обладавшими большим превосходством над ним.

Оба примера показывают, что осознание никогда не означает лишь понимание на когнитивном уровне. Оно всегда вызывает соответствующие чувства, которые клиент должен постепенно научиться принимать и выражать.

б) Формирование психоаналитических отношений

Конфликты в отношениях могут проявляться тогда, когда выученные в прежних отношениях схемы поведения оказываются неуместными в новых условиях. Не вызывает сомнений, что люди бывают склонными прибегать к выученным ранее схемам поведения («шаблонам») и в новых ситуациях, которым эти схемы не соответствуют. Эти ранее заученные и тогда, возможно, полезные формы поведения теперь предстают анахронизмами, особенно когда в неизменном виде применяются в отношениях с другими людьми. Повторение таких «сценариев» происходит, как правило, неосознанно. В психоанализе этот феномен получил название «навязчивое повторение». Будучи элементом любого человеческого общения, он выступает также в психоаналитических отношениях как, так называемая реакция переноса. Склонность к спонтанному переносу проявляется, следовательно, не только в психоаналитических ситуациях, но в ходе психоанализа она поддается проработке. Есть люди, у которых в результате такой «путаницы» постоянно возникают трудности в новых ситуациях или при установлении контактов с новыми людьми. Им явно необходимо в определенной мере активизировать свое сознание. В классическом психоанализе с этой целью прибегают к поддержке регрессии и избегают реакции переноса. Здесь важную роль играет диалог, что предполагает совместные (с участием и клиента, и психоаналитика) определение проблемы и времени достижения цели. Психоаналитик в общении с клиентом не ограничивается активным слушанием, все его поведение «ориентировано на клиента», он старается выразить свое уважение к клиенту, соглашаясь в ходе диалога с ним. Но при активизации сознания в проблемно-ориентированном психоанализе правило классического психоанализа, согласно которому психоаналитик в ходе сессии большей частью молчит или же отвечает на вопросы клиента вопросами («абстиненциям»), неприемлемо. Клиент и психоаналитик в проблемно-ориентированном психоанализе совместно определяют проблемы и намечают время достижения цели, а это предполагает диалог. Психоаналитик в общении с клиентом не ограничивается активным слушанием, все его поведение «ориентировано на клиента».

Мы постоянно побуждаем клиента к тому, чтобы он рассказывал о своих проблемах в их внутреннем и внешнем развитии от одной психоаналитической сессии к другой. Часто это не только

выраженное словами содержание, изобилующее объяснениями, но и контекст, в котором оно предлагается. Поэтому в начале разговора клиенту предоставляется неограниченная свобода высказывания, поскольку именно в первых фразах, произнесенных в начале сессии, может содержаться бессознательное обращение к психоаналитику. Сказанное относится и к последним, иногда уже «из-за двери», замечаниям, пожеланиям и вопросам. Для понимания важных аспектов переживаний клиента в ходе психоаналитических отношений можно предложить психоаналитикам задавать себе следующие вопросы:

1. Как видит меня клиент и какие чувства ко мне он испытывает?

2. Как видит клиент мои планы, установки и чувства в отношении его?

3. Какие содержащие эмоции фантазии я вызываю у клиента?

4. Как воспринимает клиент свое отношение ко мне, и какие его реакции могли быть следствием наших прежних взаимодействий в ходе психоанализа?

Как правило, мы активно побуждаем клиента рассказывать о том, что его в данное время занимает. Психоаналитик, используя соответствующую технику ведения беседы, так направляет ход разговора, что он касается главным образом вопросов, связанных с определением проблемы.

Во всяком случае, следует иметь в виду, что именно в ходе активизации сознания клиента

психоаналитику, возможно, придется столкнуться с сопротивлением со стороны клиента (см. ниже), так что иногда к намеченной цели приходится идти обходным путем. Чаще всего, однако, процесс строится в соответствии с классической схемой психоанализа:

1) выяснение ситуации;

2) конфронтация;

3) интерпретация;

4) перенос в реальную жизнь.

Эти шаги подчиняются, как кажется, внутренней логике, но они соответствуют и логике парадигмы решения проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выяснение ситуации означает совместный с клиентом сбор информации, необходимой для полного понимания определенных аспектов проблемы. Здесь мы прямо и косвенно побуждаем клиента высказываться по важным для него вопросам: «Можете Вы добавить к сказанному что-нибудь еще?», «Что именно имел при этом в виду Ваш начальник?», «А потом?», «Да?» и т.д.

Конфронтация. Смысл этого шага заключается в том, чтобы показать или разъяснить клиенту те его действия, мысли, желания, опасения и т.д., которые он до сих пор не был в состоянии увидеть. В буквальном переводе «конфронтация» (сопйюШайо) означает «лицом к лицу». Именно так надлежит клиенту обратиться к различным частям самого себя и, если это возможно, объединить их. Хотя термин «конфронтация» ассоциируется с агрессивностью, для нас он означает отнюдь не критику клиента, а, скорее, совместную с ним попытку выявить не осознававшиеся им до настоящего времени или недостаточно осознававшиеся взаимозависимости.

«А может быть, Вы опасались, что если Вы расскажете мне об этом своем желании, то это вызовет у меня такое же отрицательное отношение к Вам, как у Вашей жены?» Следует иметь в виду, что как выяснение ситуации, так и конфронтация блокируют определенные эмоции.

Интерпретация или объяснение. Смысл этого шага заключается в том, чтобы показать клиенту внутреннюю смысловую связь, существующую между неосознаваемыми чувствами, желаниями, опасениями или поведением в отношении людей, с которыми он контактировал или контактирует.

«Когда Вы сегодня спрашивали меня о моей предстоящей поездке, я заметил у Вас проявления страха. Затем мы говорили о смерти Вашей жены и о Вашем больном отце. Я спрашиваю себя, не беспокоит ли Вас мысль о том, что я не вернусь?»

В классическом психоанализе интерпретация осуществляется преимущественно на материале, относящемся к переживаниям раннего детства. Этот материал следует организовать по-новому или реконструировать. Но в проблемно-ориентированном психоанализе интерпретация осуществляется также и на материале настоящей ситуации клиента без непременного обращения к начальному периоду его биографии.

Мы относимся к интерпретации, предлагаемой психоаналитиком, как к своего рода гипотезе. Именно как гипотеза интерпретация предлагается и клиенту. Не существует абсолютных истин, доступных только психоаналитику и не доступных клиенту. Возможны различные гипотезы, и клиенту должно быть ясно, что предлагаемая психоаналитиком трактовка - одна их таких гипотез.

Перенос в действительность. В результате описанных выше приемов - выяснение ситуации, конфронтация и интерпретация - клиент осознает то, что прежде было недоступно его сознанию. Но этого недостаточно. Его следует побуждать к тому, чтобы он на практике в общении со значимыми для него людьми использовал новое понимание, развивал соответствующие навыки.

Некоторые из приводимых примеров позволяют понять, что в основе психоанализа, направленного на активизацию сознания, лежат наблюдения, касающиеся реакции переноса. Спонтанный перенос означает повторяющееся применение усвоенных ранее схем в не подходящих для этого или неверно трактуемых обстоятельствах. Эти искаженные внутренние схемы во многом корреспондируют с невротическими расстройствами, присущими клиенту. Мы обращаемся к феноменам переноса в тех случаях, когда они выступают спонтанно, будь то в ходе отношений «клиент-психоаналитик» или в соответствующем опыте клиента, нашедшем словесные выражения.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Но так называемый невроз переноса, хорошо известный по классическому психоанализу, в проблемно-ориентированном психоанализе не провоцируется. Уже упоминавшееся нами так называемое основное правило психоанализа создает условия для того, чтобы присущие клиенту искажения в понимании действительности проявлялись в его отношении к аналитику. Так постепенно все хитросплетения внутренних конфликтов предстают как нарушения в мышлении и поведении и становится возможной интерпретация. Лишь в редких случаях оказывается желательным сознательное провоцирование регрессивных реакций переноса, поскольку их проработка требует продолжительного времени, и управлять ею бывает сложно. Но не следует препятствовать спонтанным проявлениям реакции переноса.

Противоречия между элементами «себя». Ставшие частью внутренних структур психики человека схемы содержат совершенно различные, частично противоречивые его представления о самом себе, связанные с соответствующими ожиданиями в отношении окружения. Часто целесообразно бывает показать клиенту, какие противоречащие друг другу элементы сосуществуют в нем в одно и то же время: сила и слабость, зрелость и детскость, чувство вины и уверенность в себе, представления о себе как о человеке, не представляющем ценности, и заносчивость. Демонстрируя клиенту существование в нем таких элементов, мы даем ему возможность найти компромисс или из противоречащих друг другу представлений о себе и мире создать единую картину.

Обращаясь к клиентке, мы можем, например, сказать: «Маленькая, ищущая защиты девочка, находящаяся внутри Вас, снова позвала на помощь, когда Вы подумали, что не сможете выдержать неделю отпуска без моей поддержки. Но зрелая женщина в Вас знает по опыту, что Вы справитесь с тревожностью, которую, возможно, будете испытывать».

Ведению внутреннего диалога можно способствовать, давая составным элементам клиента имена: «Маленькая Леночка в Вас», «Взрослая Елена» и т.д. Так пережитое в прошлом вновь обретает актуальность.

Сопоставляя составляющие его элементы, клиент может в зависимости от обстоятельств испытывать облегчение, утешение, веру в себя или критическое осознание себя и т.д.

Расщепление. При определенных расстройствах - чаще всего при пограничных состояниях личности, но не только - возможно одновременное существование представлений, несовместимых, как кажется, друг с другом. В таких случаях в психоанализе говорят о расщеплении, часто используя английское слово «splitting». Речь здесь идет о противоречивых внутренних схемах, в соответствии с которыми лица, выступавшие в роли значимых, заботившиеся о клиенте на первых фазах его развития, особенно мать, воспринимаются им или как «очень хорошие», или как «очень плохие». Во время процесса психоанализа такое явление может найти выражение в представлениях и фантазиях о психоаналитике, претерпевающих большие и стремительные изменения. В ходе одной сессии он может восприниматься по-разному: то тем, без которого не обойтись, то вызывающим разочарование, то агрессивным. Нелегкая задача психоаналитика — показать клиенту внутреннюю противоречивость его представлений. Важно предотвратить принятие клиентом как установки «все хорошо», так и установки «все плохо». Большей частью клиент оказывается способным принять адекватную трактовку, при том, однако, условии, что в этот период времени он оценивает психоаналитика положительно. Психоаналитик может сказать: «На нашей прошлой сессии Вы полагали, что я желаю Вам зла, поскольку я упомянул о предстоящем завершении психоанализа. Вы высказывали обо мне весьма нелестное мнение. Сегодня Вы другой, я чувствую Вашу откровенность и доверие. И я думаю, что мы оба можем согласиться с тем, что со временем даже хорошие психоаналитические отношения становятся ненужными». Снова и снова, в самых различных обстоятельствах следует обращать внимание клиента на то, что в нем существуют различные противоречивые элементы. Цель заключается в том, чтобы клиент мог воспринимать психоаналитика как индивида, содержащего в себе одновременно хорошее и плохое, силу и слабость. Такой полученный в психоанализе опыт позволит клиенту не впадать в крайности, воспринимать значимых лиц из своего окружения более реалистично, избегая их восприятия «хорошими» или «плохими».

Сопротивление.

Уже сам факт необходимости активизирующих сознание психоаналитических мероприятий указывает на то, что существуют неосознанные мотивы, создающие препятствия на пути к осознанию клиентом присущих ему конфликтных представлений. Известно, что каждый человек защищается от мучительных воспоминаний с помощью таких механизмов, как, например, вытеснение, отрицание, рационализация, обратное чувство и т.д. Эта проблематика хорошо разработана в психоаналитическом учении о защите, принимаемом ныне всеми. И современные психодинамические трактовки исходят из учения о защите от неосознаваемых конфликтов. Эти конфликты вполне могут быть связаны с обусловленными инстинктами желаниями, как это первоначально показал психоанализ «Я». В соответствии с теорией объектных отношений всегда устанавливается связь между этими желаниями и определенными конфликтами в отношениях.

Именно конфликты в отношениях чаще всего побуждают наших клиентов обращаться к психоаналитику. Делая этот шаг, они проявляют готовность понять в ходе психоанализа недоступные им до сих пор, т. е. отвергаемые, представления, порождающие конфликты. И если в ходе психоаналитического процесса они ведут себя так, как будто вовсе не заинтересованы в расширении сознания, то здесь мы отнюдь не имеем дело с сознательным решением. Такое их поведение представляет собою скорее неосознаваемое ими сопротивление, направленное против процесса

психоанализа. Клиент надеется, что таким образом ему удастся избежать вызывающее кратковременную боль осознание, сохранить порожденные неврозом привычки и поведение, которые являются для него также источником «вторичной выгоды». В ходе прежних попыток клиента решить проблему, с которой он сталкивается, они могли выполнять определенную функцию. Поэтому мы настоятельно советуем психоаналитику вначале проявлять сдержанность в отношении сопротивления клиента. Лишь в тех случаях, когда клиент существенно мешает ходу психоаналитического процесса, необходимы соответствующие контрдействия, осуществляемые в приемлемой для клиента форме.

Сопротивлению в проблемно-ориентированном психоанализе не придается такое большое значение, как в классическом психоанализе. Психоаналитик, работающий в соответствии с принципами психоанализа, задает себе вопрос: «В какой момент сопротивление изменениям становится столь значительным, что в ходе психоанализа против него приходится принимать меры?» Не каждое сопротивление следует устранять. В некоторых случаях сопротивление способствует адаптации, в силу чего выполняет важные функции.

Психоаналитику полезно помнить о том, что и он сам может провоцировать сопротивление, что служит доказательством способности клиента к адаптации. В тех случаях, когда психоаналитик полагает, что столкнулся с сопротивлением, мы рекомендуем ему задать себе следующие вопросы:

- какое чувство вызывает сопротивление?

- какой мотив скрывается за сопротивлением?

- как выражает клиент сопротивление?

Целенаправленная работа с сопротивлением может оказаться необходимой лишь тогда, когда предпринимавшиеся до сих пор психоаналитические действия не привели к преодолению или обходу сопротивления. К интерпретации сопротивления в психоанализе приступают лишь тогда, когда нет никаких сомнений в его существовании, и клиент признает, что сопротивление имеет место.

Психоаналитик в проблемно-ориентированном психоанализе должен постоянно задавать себе вопросы: что я хочу интерпретировать, почему я хочу интерпретировать и как я могу сделать интерпретацию понятной для клиента? Возможно, потребуется задать и некоторые дополнительные вопросы.

В межчеловеческих отношениях всегда имеет место элемент бессознательного, понимаемого так, как об этом говорилось выше. Но в проблемно-ориентированном психоанализе не всегда бывает целесообразно сразу заниматься бессознательным. Вначале следует выяснить, показан ли в данном конкретном случае довольно трудоемкий процесс осознания, а также осуществим ли он. Как известно, большинство приемов, используемых в глубинном психоанализе и направленных на активизацию сознания, подходят для долгосрочного психоанализа. Изучение краткосрочных видов психоанализа позволяет, однако, утверждать, что при соответствующем подходе методы, способствующие активизации сознания, вполне приемлемы и при ограниченном во времени психоаналитическом процессе (как это имеет место при психоанализе).

А.П. Некрасов*, И.Н. Кондрат**, И.Л. Третьяков***

Субкультура в местах лишения свободы и историческое ее развитие

Субкультура — явление сложное и многогранное, и функционирует она практически во всех социальных системах. Она служит условием их жизнедеятельности. По сути дела, каждая социальная общность людей имеет свою субкультуру. Своя субкультура сложилась и в криминальном мире. Криминальная субкультура является продуктом антиобщественной деятельности и во многом ее существование обусловлено наличием профессиональной и рецидивной преступности. Именно рецидивисты, и, в особенности, профессиональная часть, являются хранителями и носителями этой субкультуры. Она вырабатывается опытом преступной деятельности, сохраняется и передается из поколения в поколение в среде преступников.

В обществе существует несколько больших разновидностей субкультур. Первая - формальная (официальная) субкультура. Это слой жизнедеятельности человека, связанный с отношением его к основным функциональным ценностям общества: труду, учебе, общественной работе и т.п. Это социально-позитивная, официально одобряемая субкультура людей, призванных жить вместе, в одном

* Начальник кафедры уголовного права и криминологии Самарского юридического института ФСИН РФ, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы.

** Кандидат юридических наук.

*** Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.