Научная статья на тему 'Основные проблемы развития позиционирования Северо-Кавказского федерального округа на глобальном рынке туристских услуг'

Основные проблемы развития позиционирования Северо-Кавказского федерального округа на глобальном рынке туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
594
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / РЕГИОН / КУРОРТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сергеев Станислав Игоревич, Киреева Юлия Николаевна, Элова Галина Викторовна

На сегодняшний день туризм и рекреация формируют заметную часть валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа. Однако существуют значительные проблемы туристской привлекательности северокавказских субъектов, как для отечественных, так и для зарубежных туристов. В статье проведен анализ существующих в настоящее время проблем развития позиционирования Северо-Кавказского федерального округа на глобальном рынке туристских услуг. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды таких ведущих зарубежных ученых, как Котлера Ф., Асплунда К., Рейна И., Хайдера Д., среди отечественных специалистов можно отметить исследования Панкрухина А. П. и Сорокина Д.Е., рассматривающих теоретические и практические проблемы позиционирования территорий в рамках диалектического метода. Проведенное исследование позволило авторам статьи четко обозначить основные существующие проблемы, влияющие на институт развития и позиционирования туристической отрасли СКФО и определить необходимые условия решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сергеев Станислав Игоревич, Киреева Юлия Николаевна, Элова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF POSITIONING THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT IN THE GLOBAL MARKET OF TOURIST SERVICES

Today tourism and recreation form a significant part of the gross regional product of the North-Caucasian Federal district. However, there are significant problems of tourist attractiveness of the North Caucasian subjects, for both domestic and foreign tourists. In the article the analysis of current problems of the development of positioning the North Caucasus Federal district in the global market of tourist services. The theoretic-methodological basis of the study was based on the works of such leading foreign scientists, as F. Kotler, Asplund K., Reina I., Haider D., Ukrainian specialists may be noted research Pankruhin A. P. Sorokina and CU considering theoretical and practical problems of positioning of areas under the dialectical method. The research allowed the authors to clearly identify major existing problems affecting the Institute of development and positioning of the tourism industry NCFD and to determine the necessary conditions for a solution of these problems.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы развития позиционирования Северо-Кавказского федерального округа на глобальном рынке туристских услуг»

Бизнес в законе

5’2014

19.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Сергеев Станислав Игоревич, кандидат политических наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела

Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет

Киреева Юлия Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела

Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет

Элова Галина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела

Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация: На сегодняшний день туризм и рекреация формируют заметную часть валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа. Однако существуют значительные проблемы туристской привлекательности северокавказских субъектов, как для отечественных, так и для зарубежных туристов. В статье проведен анализ существующих в настоящее время проблем развития позиционирования Северо-Кавказского федерального округа на глобальном рынке туристских услуг. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды таких ведущих зарубежных ученых, как Котле-ра Ф., Асплунда К., Рейна И., Хайдера Д., среди отечественных специалистов можно отметить исследования Панкру-хина А. П. и Сорокина Д.Е., рассматривающих теоретические и практические проблемы позиционирования территорий в рамках диалектического метода.

Проведенное исследование позволило авторам статьи четко обозначить основные существующие проблемы, влияющие на институт развития и позиционирования туристической отрасли СКФО и определить необходимые условия решения этих проблем.

Ключевые слова: Гпобализация, позиционирование, туризм, рекреация, регион, курорт

THE MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF POSITIONING THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT IN THE GLOBAL MARKET OF TOURIST SERVICES

Sergeev Stanislav I., candidate of political sciences, associate Professor of the Department of world economy and customs

Work place: North-Caucasian Federal University

Kireeva Julia N., candidate of historical sciences, associate Professor of the Department of world economy and customs

Work place: North-Caucasian Federal University

Elova Galina V., candidate of economic sciences, associate Professor of the Department of world economy and customs

Work place: North-Caucasian Federal University

Annotation: Today tourism and recreation form a significant part of the gross regional product of the North-Caucasian Federal district. However, there are significant problems of tourist attractiveness of the North Caucasian subjects, for both domestic and foreign tourists. In the article the analysis of current problems of the development of positioning the North Caucasus Federal district in the global market of tourist services.

The theoretic-methodological basis of the study was based on the works of such leading foreign scientists, as F. Kotler, Asplund K, Reina I., Haider D, Ukrainian specialists may be noted research Pankruhin A. P. Sorokina and CU considering theoretical and practical problems of positioning of areas under the dialectical method.

The research allowed the authors to clearly identify major existing problems affecting the Institute of development and positioning of the tourism industry NCFD and to determine the necessary conditions for a solution of these problems.

Keywords: Globalization, positioning, tourism, recreation, region, resort

В настоящее время международный туризм по экономической эффективности постепенно занимает одно из лидирующих мест в мире, опережая уже сейчас такие сферы мировой экономики как нефтегазовую, автомобильную и некоторые другие.

Российская Федерация является уникальной страной с точки зрения оценки ее туристского потенциала. Однако за 2013 год Россия потеряла позиции в рейтинге стран, привлекательных для туризма, который составляется Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). На сегодняшний день наша страна занимает всего лишь 63 место из 140, хотя в предыдущем рейтинге, была на 59 строчке. Напомним, что рейтинг ВЭФ составляется раз в два года. Аналитики используют данные из открытых источников, а также информацию от международных организаций и экспертов в области путешествий и туризма [3].

В то же время авторы рейтинга ВЭФ отмечают, что у России есть сильные стороны: богатая природа, культура и т.п. Однако, относительно низкое качество туристической инфраструктуры и доступности туристических объектов, недостаточный уровень безопасности, а также низкая эффективность государственной политики тормозит развитие данной отрасли. Эффективному использованию богатых туристических ресурсов российских регионов также препятствует слабо-развитость бизнес-среды и все еще низкая ценовая конкурентоспособность турпродукта.

В современных условиях развития российской экономики и ее интеграции в мировую глобальную экономическую систему субъекты Российской Федерации становятся важным фактором политических и экономических процессов и им приходится серьезно решать проблемы модернизации экономики, развития новых и уже существующих, конкурентоспособных отраслей с оглядкой на выработанные формальные и неформальные правила глобальной экономики. Это утверждение не является исключением и для туристской отрасли российских курортов.

В настоящее время российские курорты переживают сложный период своего развития. За годы реформ в нашей стране произошли серьезные изменения в системе общественных отношений, экономики и социальной сферы нашей страны, массовое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедного населения, привело к значительным диспропорциям в потребностях и реальных возможностях людей посещать туристические места и в восстанов-

310

Сергеев С. И.,

Киреева Ю. Н., Элова Г. В.

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

лении своего здоровья с использованием курортных услуг. Всё это негативно отразилось на функционировании туристской отрасли в целом и санаторнооздоровительного комплекса страны в частности, составлявшего в прошлые годы основу советских, а затем и российских курортов, значительно ухудшило его материально-техническую и кадровую базу.

Также стоит отметить, что на протяжении последних 25 лет государство резко ослабило контроль за состоянием экологии российских регионов-курортов и охраной зон природных лечебных факторов, существенно сократило расходы на поддержание природоохранной деятельности в курортных местностях. В результате российские курорты стали терять свою привлекательность, многие санаторно-

оздоровительные учреждения были вынуждены приостановить или существенно сократить свою деятельность [5].

Исторические традиции российских курортов, достижения советского периода развития санаторнооздоровительного комплекса и системы санаторнокурортной помощи населению к настоящему времени в значительной степени утрачены. Курорты по многим параметрам ослабили исполнение своих социальных функций и ролей в аспекте тех традиций, которые складывались на протяжении длительного времени.

Для развития туристско-курортной сферы необходимо приложить усилия и решить в ближайшее время комплекс сложнейших задач от сохраняющих свою актуальность проблем безопасности до модернизации туристской инфраструктуры в российских регионах.

Решение этих задач особенно актуально для Северо-Кавказского федерального округа, который располагает значительным туристским потенциалом, позволяющим создать в регионе туристско-рекреационную зону не только всероссийского, но и международного значения. Туризм и рекреация в перспективе должны реально стать одними из главных отраслей экономики округа, ее бюджетообразующей частью.

Учитывая это обстоятельство и в условиях необходимости комплексного решения проблем целостного развития туристско-рекреационной отрасли СКФО, возникает острая необходимость в создании эффективной системы позиционирования и продвижения отрасли, как на внутреннем, так и на глобальном рынке туристских услуг.

Можно выделить следующие основные проблемы развития позиционирования Северо-Кавказского федерального округа на глобальном рынке туристских услуг.

Во-первых, неэффективное использование имеющегося туристского потенциала.

Несмотря на наличие значимых конкурентных преимуществ для развития туристической отрасли, в том числе туристических центров, субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма. Доля СевероКавказского федерального округа в туристической отрасли Российской Федерации составляет около 6 процентов, а доля туризма в валовом региональном продукте Северо-Кавказского федерального округа не превосходит и 2 процентов [6].

Небольшой вклад туристической отрасли в экономику регионов Северо-Кавказского федерального округа во многом связан с недостаточным объемом туристического потока и высокой долей частного (теневого)

сектора. Наибольшая доля неорганизованного туристического потока и минимальная длительность пребывания туристов, а, следовательно, и низкие расходы туристов характерны для центров горнолыжного, спортивного и экстремального туризма. Доля иностранных туристов во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского уровня.

Развитие туристического комплекса СевероКавказского федерального округа сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем СевероКавказского федерального округа, недостаточным уровнем обеспечения безопасности, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, для иностранных граждан. Невысокой остается обеспеченность указанных субъектов Российской Федерации гостиницами и специальными средствами размещения. Чрезвычайно слабое распространение имеет международная система классификации гостиниц на территории Северо-Кавказского федерального округа.

На курортах Северо-Кавказского федерального округа отсутствуют современные специализированные объекты индустрии отдыха и развлечений (спортивные клубы, пункты проката транспортных средств и спортивного инвентаря, магазины, культурноразвлекательные комплексы др.).

Во-вторых, отсутствие грамотной маркетинговой политики в отношении туристского продукта региона, которая предназначена обеспечить высокий уровень и качество жизни местного населения, а также отдых гостей региона.

Котлер Ф., один из известнейших специалистов в данной сфере утверждает, что «маркетинг обеспечивает наиболее всесторонний подход к решению проблем туристских территорий», в содержании этого подхода продвижение территории - это только малая часть. Особое внимание Котлер Ф. обращает на то, что маркетинговое стратегическое планирование должно осуществляться совместно жителями, бизнессообществом и органами управления территорией. По мнению специалиста, предназначение маркетинга состоит в том, чтобы усилить способности адаптации территориального сообщества к рыночным изменениям, нарастить возможности, увеличить жизненную силу сообщества. Стратегический маркетинг территорий инициирует такое конструирование сообщества, которое позволило бы удовлетворять потребности всех ключевых общественных институтов [2].

Основными задачами маркетинга территорий выступают- выявление и диагностика состояния сообщества, его основных проблем, причин их возникновения; выработка видения перспектив их решения на основе реалистичного осмысления ресурсов и возможностей общества и разработка долгосрочного поэтапного плана трансформации сообщества.

Стратегические маркетинговые решения, по Котлеру, предполагают совершенствование четырех групп важнейших маркетинговых факторов, а именно:

- ориентацию основных услуг и инфраструктуры на удовлетворение потребностей трех важнейших целевых групп потребителей территории - жителей, бизнеса, гостей;

311

Бизнес в законе

5’2014

- создание новых позитивных черт территории в отношении качества жизни, осуществление предпринимательства при поддержке общества для привлечения новых инвесторов, предпринимательских слоев и отдельных людей;

- коммуникации и продвижение новых позитивных черт, качества жизни и в целом имиджа сообщества;

- обеспечение поддержки населением и лидерами сообщества привлечения новых компаний, инвестиций, гостевых программ.

Эти четыре группы факторов и обеспечивают, по Котлеру, конечный успех в привлечении и удовлетворении пяти целевых групп территории:

- производителей товаров и услуг;

- руководства корпораций и региональных властей;

- внешних инвесторов и экспортеров;

- сфер туризма и гостеприимства;

- новых резидентов территории [5].

В настоящее время в России, практически отсутствуют региональные программы, предусматривающие те или иные мероприятий по реализации концепции региональной маркетинговой стратегии субъектов РФ, в том числе и СКФО. При этом следует помнить, что полноценная реализация маркетинговых мероприятий, предусмотренных такой программой - задача, как минимум, не одного десятилетия. В этой связи целесообразно, в кротчайшие сроки разработать для территорий региона обладающих туристской привлекательностью таких маркетинговых стратегий, которые бы содержали не только общие формулировки, а конкретные маркетинговые мероприятия, сроки и периодичность их проведения.

В-третьих, слаборазвитость туристской инфраструктуры.

Одной из основных проблем развития региона, и в первую очередь его инфраструктуры, является значительный моральный и физический износ, как самих инфраструктурных сетей, так и техники и технологий, используемых для производства инфраструктурных туристских услуг и строительства объектов инфраструктуры туризма [7]. Финансирование большинства данных объектов осуществляется частично за счет региональных бюджетов (что связано с их высокой социальной и экономической значимостью в реализации воспроизводственных процессов региона). Такое их состояние приводит к значительному увеличению нагрузки на бюджет и препятствует осуществлению реформ в данной сфере, которые направлены на переход хозяйствующих в инфраструктурных секторах субъектов к рыночным конкурентным условиям функционирования и повышение качества предоставляемых населению и бизнесу инфраструктурных услуг.

Не забывая о том, что процессы глобализации охватывают, в том числе региональный уровень экономических отношений, а сами регионы в настоящее время являются активными субъектами не только глобализирующейся экономики, но и инвестиционный политики, именно в регионах, в том числе и в СКФО могут и должны быть созданы наиболее благоприятные экономические, организационные и кадровые условия для эффективного инвестирования. В том числе в развитие инфраструктуры санитарно-курортного и туристического комплекса региона.

В-четвертых, ухудшающаяся экология.

На сегодняшний день существуют серьезные проблемы привлекательности субрегионов СКФО, как курортных местностей, которая, прежде всего, определяются состоянием экологии, качеством минеральной воды, воздуха, лечебной грязи, эстетикой природных

ландшафтов и эти проблемы [9] вызывают особую озабоченность в оценке привлекательности региона для туристов и инвесторов.

В условиях ухудшающейся экологии при постоянно увеличивающейся численности населения за счет мигрантов и эмигрантов, бездумной лишенной архитектурного смысла и экономической логики застройки курортных зон и окрестностей городов-курортов, вряд ли можно говорить о производстве конкурентоспособных, качественных курортно-рекреационных услуг в регионе.

В-пятых, достаточно высокий конфликтогенный потенциал региона.

СКФО отличается сложным, разнообразным этническим составом, сконцентрированным на относительно небольшой территории, что обусловливает прямую зависимость состояния развития региона от ситуации в сфере межэтнических отношений. Ведь современная общественно-политическая и этнополитическая обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе в целом, характеризуется рядом выраженных негативных социальных тенденций, проявлениями этнополитического и религиозного экстремизма, а также высоким конфликтогенным потенциалом, что по понятным причинам не может положительно сказаться на развитии региона.

Недостаточный уровень личной безопасности людей, которые отдыхают и получают лечение в округе, являются одним из ключевых факторов, препятствующих развитию и позиционированию туризма в СКФО. Сформировавшаяся на уровне массового сознания части не только россиян, но и иностранцев, кавказо-фобия приобрела достаточно устойчивый характер и стала оказывать опосредованное воздействие на проводимую в отношении региона политику.

В обсуждаемом аспекте задача федеральных, региональных и местных органов власти должна состоять в разработке эффективного целостного механизма стабилизации межэтнических отношений в регионе и выработке эффективной региональной национальной политики.

В-шестых, неудовлетворительная система учета и мониторинга состояния развития туристской отрасли.

Необходимо создать эффективную и современную систему учета и мониторинга восприятия туристической отрасли СКФО в нашей стране и за рубежом в целях выявления ключевых факторов развития и позиционирования Северо-Кавказских курортов. Мониторинг должен осуществляться на основе комплексного и постоянного изучения мнения целевой аудитории, анализа публикаций и видеоматериалов в средствах массовой информации с привлечением ведущих отечественных и зарубежных компаний, занимающихся изучением общественного мнения.

В-седьмых, слабая, зачастую непрофессиональная организация работы по развитию санаторнокурортного и туристского комплексов СКФО со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований.

Местные власти часто допускают определенные ошибки, что может быть связано с их стремлением двигаться вперед как можно быстрее и достичь поставленных задач и отчитаться перед центром. Органы местной власти часто зависимы от правительственных (государственных) программ и бывают вынуждены безоговорочно принимать государственные программы, составленные без какого-либо учета специ-

312

Сергеев С. И.,

Киреева Ю. Н., Элова Г. В.

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

фики конкретной территории и ее окружающей среды. Особенно часто это встречается, если государство предоставляет льготы и кредиты, это приводит к тому, что в регионе моментально появляются местные нужды под государственные предложения. При этом не получают должного внимания реальные преимущества, возможности и угрозы, ограничивающие условия конкретной территории. Также зачастую Стратегия, в разработке и оценке вариантов развития которой не участвуют все заинтересованные слои сообщества региона, субъекты, представляющие конкретные группы основных потребителей результатов реализации Стратегии, подменяется отдельными конкретными процедурами, инструментами, способами ее реализации, которые выдаются за саму Стратегию (или комплексный план), хотя на самом деле являются лишь отдельными ее частями, компонентами, приоритеты и последовательности реализации которых остаются не определенными из-за отсутствия целостной Стратегии. Также следует заметить, что процесс стратегического планирования часто считается завершенным уже на стадии разработки и особенно утверждения плана. Стратегический план излишне многопланов, «неподъемен». При всей необходимости и даже обязательности комплексного подхода план развития региона, города должен быть обозримым и реально выполнимым. Иначе под сомнение ставится целесообразность самой идеи стратегического планирования [4].

В-восьмых, большой дефицит высококвалифицированных кадров.

В настоящее время в туристическом секторе СКФО, как и России в целом, наблюдается большой дефицит высококвалифицированных кадров. Существующие в настоящее время в стране учебные заведения, готовящие специалистов для индустрии туризма с трудом обеспечивают потребности отрасли в кадрах среднего и низшего звена требуемой высокой квалификации.

Можно выделить следующие основные проблемы качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства:

- нехватка специализированных программ подготовки специалистов узкой квалификации, требующей знания специфических программ, обладания специфическими навыками;

- низкая профессиональная компетентность;

- недостаточное знание иностранных языков;

- низкий уровень компьютерной подготовки

- неадекватная личная мотивация студентов, которые не имеют представления о том, по каким критериям происходит подбор кадров (собеседование, конкурс, психологическое тестирование, внешние данные);

- отсутствие практических навыков и пр.

В формировании конкурентоспособного кадрового потенциала [8] индустрии туризма и гостеприимства в регионе можно назвать следующие направления совершенствования системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства:

- повышение эффективности системы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров для образовательных учреждений индустрии сервиса, туризма и гостеприимства;

- привлечение ведущих зарубежных и российских специалистов в сфере сервиса и туризма к учебному процессу в российских образовательных учреждениях подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства;

- формирование единой общероссийской системы образовательных и учебно-тренинговых площадок по всей России, что создаст возможность вести практическую подготовку хо-

рошо подготовленных специалистов для индустрии туризма различного уровня по мировым стандартам;

- модернизация материально-технической базы образовательных заведений и развитие тесных связей с организациями, работающими в индустрии туризма, что позволит обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации, владеющих новейшими технологиями в сфере обслуживания;

- детальная разработка концептуальных основ системы профессионального образования с учетом региональных особенностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение уровня координации в сфере дополнительного профессионального образования за счет создания на базе высших учебных заведений региональных центров координации образовательного процесса по взаимосвязанным и взаимозависимым учебным программам;

- развитие научных школ высших учебных заведений региона специализирующихся на индустрии сервиса, туризма и гостеприимства, имиджевом развитии региона и позиционировании туристских мест региона не только на российском, но и мировом рынке туристских, в т.ч. санаторно-курортных и туристско-рекреационных услуг;

- создание инновационных научно-практических центров, для координации научно-практического потенциала индустрии туризма и гостеприимства [1].

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что существует множество проблем развития позиционирования СКФО на глобальном рынке туристских услуг, которые необходимо решать, как на федеральном, так и региональном уровне и определяющими условиями решения этих проблем можно назвать:

- формирование качественного туристского продукта;

- наличие отлаженной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта региона, как на российском, так и на глобальном рынке;

- осуществление продуманной рекламно-информационной политики, как в России, так и за рубежом;

- обеспечение современного уровня сервиса, профессионально подготовленный обслуживающий персонал;

- привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

Список литературы:

1. Киреева Ю.Н., Сергеев С.И. Проблемы низкой конкурентоспособности региона КМВ на мировом рынке туристских услуг и возможные пути ее повышения // Бизнес в законе (Международный экономико-юридический журнал) - М., 2013. - №4. - С.191-195.

2. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. -Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

- 376 с.

3. Кривошапко Ю. Там, где нас нет // режим доступа: http://www.rg.ru/2013/03/07/rejting.html

4. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. 2-е изд., дополн.

- СПб.: Питер, 2006. - 416 с.

5. Перспективные направления развития Северо-

Кавказского федерального округа: монография / под ред. чл.-корр. РАН, д.э.н., проф. Д.Е. Сорокина. М.: Финансовый университет, 2011. 136 с.

6. Анализ тенденций развития туристического рынка // режим доступа: http://www.rb.ru/inform/106027.html/

7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на

период до 2015 года // режим доступа:

http://www.russiatourism.ru/news/877.smx

8. Гешев А.В. Анализ конкурентной среды КабардиноБалкарской Республики// Бизнес в законе. Экономикоюридический журнал. 2013. № 4. С. 113-116.

9. Новоселов С.Н. Исследование процессов формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков//

313

Бизнес в законе

5’2014

Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 4. С. 113-116.

Reference list:

1. Kireeva Y.N., Sergeev S. the problem of low competitiveness of the region CMS in the world market of tourist services and possible ways of its improvement // Business law (international economic law journal) - M, 2013. - №4. - 195 p.

2. Kotler F., Asplund K., Rhine I., Haider Doctor of Marketing places. Attraction of investments, businesses, residents and tourists in the city, communes, regions and countries of Europe. - Stockholm school of Economics in St. Petersburg, 2005. -376 p.

3. Krivoshapko Yu where we no // access mode: http://www.rg.ru/2013/03/07/rejting.html

4. Pankruhin A. P. Marketing of territories. 2-e Izd., more. -SPb.: Peter, 2006. - 416 p.

5. Perspective directions of development of the North Caucasus Federal district: monograph / edited by corresponding member Corr. Russian Academy of Sciences, doctor of Economics, Professor, DOUGLAS Sorokina. M: Financial University, 2011. 136

p.

6. Analysis of tendencies of development of the tourist market // access mode: http://www.rb.ru/inform/106027.html/

7. Strategy of tourism development in the Russian Federation

for the period till 2015 // access mode:

http://www.russiatourism.ru/news/877.smx

8. Gusev A.V. Analysis of the competitive environment of the Kabardino-Balkar Republic// Business in law. Economic-legal journal. 2013. No. 4.

9. Novoselov, S. The study of the formation, functioning and interaction of local markets/Business law. Economic-legal journal. 2013. No. 4. C. 113-116.

лированных в статье выводов и предложений, имеющих элементы научной новизны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рецензируемая статья затрагивает актуальные вопросы развития и позиционирования туристского сектора СКФО и России на глобальном рынке туристских услуг, представляет определенный научный и практический интерес и рекомендуется к публикации.

Зав. кафедрой мировой экономики и таможенного дела Северо-Кавказского федерального университета, доктор экономических наук, профессор

Рудь Н.Ю.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Сергеева С.И., Киреевой Ю.Н., Эловой Г.В. «Основные проблемы развития позиционирования СевероКавказского федерального округа на глобальном рынке туристских услуг»

Представленная на рецензию статья посвящена весьма важной и недостаточно исследованной в отечественной науке проблеме - развитию позиционированию российских курортов на глобальном рынке туристских услуг.

Субъекты Российской Федерации, образующие СевероКавказский федеральный округ по совокупности таких факторов, как: климатические ресурсы, бальнеологические ресурсы, земельные ресурсы и др., безусловно, обладают значительным туристским потенциалом. Вместе с тем, курорты, сосредоточенные в регионе переживают сложный период своего развития. В результате того, что на протяжении последних десятилетий государство резко ослабило контроль за состоянием российских курортов, существенно сократило расходы на поддержание курортных мест российские курорты стали терять свою привлекательность. В этой связи выявление и анализ проблем позиционирования северокавказских курортов на глобальном рынке туристских услуг представляется весьма актуальным направлением исследования.

Авторы статьи правомерно исходят из того, что развитие позиционирования туристического комплекса СевероКавказского федерального округа сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем Северо-Кавказского федерального округа, недостаточным уровнем обеспечения безопасности и многими другими факторами. На основе проведенных исследований разрабатываются подходы развития туристскорекреационной сферы северокавказских курортов и позиционирования их на глобальном рынке туристских услуг.

Достоверность результатов исследования не вызывает сомнений, поскольку исходный фактический материал, собранный и обработанный авторами, позволил выстроить убедительную систему аргументационной базы в пользу сформу-

314

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.