СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т. 10, N0. 8(69) 2016
УДК 379.851 й01: 10.22412/1995-042Х-10-8-6
ЧУПРОВА Дина Борисовна
Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь, РФ);
кандидат экономических наук, доцент;
Dina.chyprova@mail.ru
КРЫЛОВА Людмила Васильевна
Ставропольская духовная семинария (Ставрополь, РФ);
кандидат филологических наук, доцент;
LVkrylo va@mail.ru
Проблемы развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе
Рассматриваются проблемы и перспективы туристической индустрии в Северо-Кавказском федеральном округе. В развитии туризма видится перспектива получения средств в бюджет на региональном и федеральном уровнях. Показан опыт в туристической индустрии развитых стран, в частности, опыт Южной Кореи. Анализируется опыт специализированных туристических фирм, успешно действующих в России и ориентированных на социальное предпринимательство. Отмечены перспективы развития социально ориентированного туризма в Ставропольском крае и в округе. Намечены направления и определены способы и средства достижения целей, определенные стратегией социального и экономического развития округа до 2025 года. Рассмотрены проблемы внедрения туристско-экскурсионных и тури-стско-рекреационных проектов. Выявлены основные проблемы, а именно: трудности правового характера, квалификация государственных служащих по внедрению проектов в области туриндустрии, недостаточная подготовленность персонала санаториев и баз отдыха, высокие цены на билеты и перевозки, дефицит гостиниц туристического класса, стереотипы восприятия безопасности региона Кавказских Минеральных Вод.
Предложены меры по привлечению финансирования для развития туристической отрасли на основе частно-государственного партнерства. Проведен анализ благоприятных предпосылок для развития туризма в регионе, среди них развитие горнолыжных курортов, экологический и религиозный туризм.
Ключевые слова:
туризм, социальное предпринимательство, проблемы туризма, реклама туристических услуг
Актуальность изучения сферы туристических услуг обусловлена перспективами быстро развивающейся подсистемы современной экономики. В последние годы её роль в фор-
мировании и развитии рыночной экономики заметно возросла. В современном мире, как и во времена СССР, государство уделяет большое внимание развитию туризма. Индустрия
туризма в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) является весьма перспективным направлением и активно развивается. Появились новые места для туристических экскурсий: Чечня, Ингушетия, Дагестан. Предпосылками для этого послужили внешние политические и экономические факторы, такие как закрытие границ некоторыми государствами, политическая нестабильность в странах, куда раньше ездили жители нашей страны, финансовый кризис.
Как известно, признанными лидерами в области туризма считаются Швейцария, Великобритания, Франция и Германия, Израиль [1]. В условиях полисистемного кризиса многие страны ищут способы вывода своей экономики из сложной ситуации, однако туризм в этих странах развит на высоком уровне и приносит доход в бюджет государства [2].
Интерес представляет опыт, накопленный Южной Кореей. Например, социальное предприятие Travelers'MAP разрабатывает туристические маршруты для небольших территорий с учётом интересов местного сообщества, а также обеспечением сохранения экологической среды и уникальным предложением на внутреннем туристическом рынке. Целью деятельности этого предприятия является решение социальных проблем территории через повышение экономической эффективности и привлекательности туристических маршрутов на основе креативных решений и инноваций, предохраняющих территорию от разрушения культурного и природного наследия. Предприятие также выявляет и поддерживает экспертов среди местных сообществ, которые создают новые альтернативные формы путешествий [3].
Как показывает опыт туриндустрии развитых стран, в социально-экономическом развитии государства механизм социального партнерства играет все большую роль.
Проведённое нами исследование показало, что весьма перспективным направлением является создание механизма развития туризма на основе социального предприни-
мательства. Этот вид туризма может рассматриваться в качестве одной из мер эффективной борьбы с кризисными явлениями в туризме, поскольку позволяет привлечь к ту-риндустрии людей с ограниченными возможностями и развивать инватуризм.
Представляется, что в нашей стране социально ориентированный туризм, может стать ключевым инструментом в реализации государственной политики на региональном уровне, поскольку уже накоплен определенный опыт в данной сфере.
Например, первой в России специализированной турфирмой для путешественников на инвалидных колясках является туристическая компания «Либерти». Данный проект в рамках социального предпринимательства предусматривает разработку специальных маршрутов для людей с ограниченными возможностями.
Хорошо известен проект «Белая лошадь», который занимается просветительской деятельностью, нацеленной на формирование экологического сознания и активной гражданской позиции людей. В результате сформировалось культурно-экологическое движение и галерея современного искусства.
Особо следует отметить перспективы развития социально ориентированного туризма для нашего региона. Развитие подобных проектов в сфере туризма в Ставропольском крае началось только в последние годы. Одним из социально ориентированных проектов стал «Семейный театр кукол «Добрый Жук», который победил в 2015 году в региональном конкурсе «Лучший социальный проект» в номинации «Лучший социальный проект в сфере культурно-просветительской деятельности и туризма».
Представляет интерес опыт санатория «Пятигорский нарзан». Санаторий ежегодно принимает на лечение людей с ограниченными возможностями и активно развивает идеи социального предпринимательства в туризме, а также руководство санатория оказывает спонсорскую помощь детям с ограниченными
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т. 10, No. 8(69) 2016
возможностями. Помимо этого, совместно с учебными заведениями края проводятся семинары на тему: «Социальный бизнес в сфере здравоохранения».
Другими успешными проектами являются туристско-экскурсионный этнографический центр «Казачье подворье» и туристско-рекреационный комплекс «Усадьба добра».
Турфирма «Зори Кавказа», осуществила этнографический проект «Казачье подворье». Суть проекта заключается в том, что на территории комплекса собраны интересные объекты казачьего быта: казачья хата, сторожевая вышка, редут, гончарная мастерская, хозяйственные постройки, летняя кухня с русской печью. Гостям станицы Боргустанской предоставляется редкая возможность перенестись в прошлое, окунуться в атмосферу старинной жизни, увидеть предметы быта и орудия труда того времени, примерить традиционные казачьи костюмы. На подворье можно отпраздновать свадьбу по казачьим обычаям, узнать, как встречать гостей, и прикоснуться к быту и культурному наследию казаков1.
Набирает силу новый инвестиционный проект «Усадьба добра»2 - этническая деревня, которая скоро появится в окрестностях села Цимлянского, где когда-то жили ногайцы-кочевники. По замыслу авторов проекта именно здесь их быт и будет воссоздан.
На территории комплекса планируется создать своеобразный парк-музей: расписные войлочные юрты, в которых можно будет приобрести сувениры - ткани из войлока, бурки, ковры-арбабаши, отведать кумыс и сы-ровяленые изделия из конского мяса, покататься на лошадях. В туристическом комплексе обустроят юрты, деревянные срубы, ветряную мельницу и откроют конно-спортивную школу. Предполагается, что это будет место
1Опыт развития казачьего подворья. URL: http://zory-kavkaza.ru/kazach-e-podvor-e-2 (Дата обращения: 10.06.2016).
2Михайловские вести. URL:http://news.1777.ru/29835-v-
shpakovskom-rayone-poyavitsya-etnicheskaya-derevnya.html (Дата обращения: 10.06.2016).
отдыха, при этом особое внимание будет уделяться детям из малообеспеченных семей и людям пожилого возраста. Оба проекта направлены на развитие социального предпринимательства.
В ряд первоочередных целей государством выдвигается развитие туризма внутри страны. Этот фактор определил цели при формировании стратегии социально-экономического развития СКФО. Разработанная до 2015 года стратегия предусматривает способы и средства достижения целей, устойчивое развитие и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа3. Однако реализация данной стратегии сопряжена со многими проблемами. Проведённое нами исследование проблем в данной области показало, что внедрение механизма в России сопряжено с трудностями правового характера, одной из которых является отсутствие нормативной базы. В сфере управления отмечается дефицит государственных служащих, имеющих опыт, знания и квалификацию для подготовки документации при рассмотрении проектов. Комплекс проблем развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе представлен на рис. 1.
Ещё одной проблемой развития местных курортов, по мнению аналитиков, остается низкий уровень сервиса. Ключевая причина -недостаточная подготовленность персонала, в то время как во всем мире это основное преимущество каждой территории [4, 5]. Усугубляет эту проблему и то, что обслуживающий персонал учреждений санаторно-курортного комплекса не проходит обучение и повышение квалификации, что ведёт к снижению профессионализма и качества услуг [6].
3Стратегия развития Северного Кавказа. URL: http://www.rb.ru/inform/148307.html (Дата обращения: 10.09.2015).
Негативный стереотип и, как следствие, боязнь иностранцев посещать регион
Рис. 1 - Проблемы развития туризма в
Ещё одной проблемой развития местных курортов, по мнению аналитиков, остается низкий уровень сервиса. Ключевая причина -недостаточная подготовленность персонала, в то время как во всем мире это основное преимущество каждой территории [4, 5]. Усугубляет эту проблему и то, что обслуживающий персонал учреждений санаторно-курортного комплекса не проходит обучение и повышение квалификации, что ведёт к снижению профессионализма и качества услуг [6].
Туристическая отрасль всегда играла значительную роль в повышении показателей уровня занятости населения. Во всем мире во время туристического сезона сфера обслуживания туристов с развитым туристическим хозяйством позволяет обеспечивать занятость почти всей рабочей силе, освободившейся из сельского хозяйства, транспорта, местной торговли и промыслов. Сфера туруслуг гарантирует занятость большому количеству людей и, по данным экспертов, дает возможность обеспечить работой около 5% самодеятельного населения. В странах с богатым опытом ведения туристического хозяйства в сфере обслуживания туристов занято от 3 до 8% самодеятельного населения (во Франции - 10 %, в Италии и Швейцарии - 15 %). На различных предприятиях Америки в туристическом сервисе занято 4 млн. человек, в Западной Евро-
Северо-Кавказском федеральном округе
пе только в гостиничном хозяйстве работают около 6-7 млн. человек4.
Официальный уровень безработицы в нашей стране составил 5,8 % по данным за январь 2016 года5. Особую опасность представляет скрытая безработица и высокий процент занятости населения в низкооплачиваемых секторах экономики. В то время как развитие различных видов туризма (экологический, религиозный, познавательный, гастрономический, научный) позволит повысить занятость населения в регионе и снизить процент безработицы посредством обеспечения новых рабочих мест. Сегодня безработица остается проблемой в Северо-Кавказском федеральном округе (табл. 1).
Другую проблему российских туров составляют высокие цены на билеты и перевозки, а также дефицит гостиниц туристического класса. Россияне так же, как иностранцы, предпочитают отдыхать в теплых странах, где перелёт, отдых и сервис стоят в два-три раза дешевле, и при сравнении цен вопрос безопасности отходит на второй план. Так, напри-
4Экономическое значение туризма URL: http://travel-business/ekonomicheskoe-znachenie-turizma/ Туристический бизнес 2007-2013. (дата обращения: 10.10.2014).
5http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d 06/37.htm (дата обращения: 01.07.2016).
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т 10, N0. 8(69) 2016
мер, по-прежнему есть спрос на отдых в Израиле и Турции, несмотря на междоусобицы внутри страны. Неблагоприятные факторы в связи с нестабильным внутриполитическим положением в ряде стран представляют реальную угрозу безопасности российских туристов, что создает реальную возможность перенаправить турпотоки в СКФО.
Ещё одной проблемой является боязнь иностранцев посещать регион из-за опасения за свою жизнь, поскольку сложился негативное мнение о Кавказе, усугубляет это боязнь терактов и сложности переезда. Решение данной проблемы нам видится в изучении различий национальных культур с целью создания комфортных условий пребывания для каждого отдыхающего [7].
Эксперты отмечают, что необходимо обеспечить безопасность каждого туриста, что в настоящее время остается остро стоящей проблемой для всей мировой туриндустрии. В данный момент в кавказских горах уже есть места с развитой инфраструктурой, однако иностранные туристы боятся ехать в этот регион, а для жителей нашей страны препятствием остаются цены на отдых.
Причиной многих названных проблем является отсутствие рекламы, направленной на изменение стереотипов о регионе, что также снижает шансы на привлечение иностранных и отечественных туристов. Роль основных инструментов маркетинговых паблик ри-лейшнз и СМИ в развитии туристической индустрии отмечал в своих работах ещё Филипп Котлер [8].
Как известно, реклама является главным инструментом продвижения услуг на туристическом рынке и может отразить все достоин-
ства рынка туристических услуг в крае. К таким плюсам относят развитую инфраструктуру (налаженные коммуникации, строящиеся дороги, комфорт), а также создание рабочих мест, привлечение доходов в бюджет республики, развитие зимних видов спорта, возможность у жителей региона отдохнуть у себя дома.
Особенностью рекламы в сфере туризма является поиск совместно с клиентом туров возможности отдохнуть с максимальным комфортом и условиями сервиса, а также с минимально возможными затратами. Сложность данного вида рекламы заключается в необходимости сформировать у потребителей положительные эмоции, психологически подготовить к отдыху.
Значение рекламы хорошо понимали еще во времена СССР, поэтому была наглядная агитация, например, в виде плакатов, представленных на рис. 2.
При этом реклама выступает инструментом конкуренции, поскольку способствует совершенствованию предлагаемых туристских услуг. Применительно к СКФО наиболее эффективной является региональная реклама, охватывающая данную часть страны. Преимуществами, на которые стоит обращать внимание туристов, является многогранность предлагаемых видов отдыха, а именно: лечение на курорте, экологический, религиозный туризм, возможность проведения встреч и конференций.
Следует отметить, что в целом для решения проблем туристической индустрии складываются благоприятные предпосылки.
Наиболее приемлемым путём для привлечения источников финансирования является взаимодействие государства и частного бизнеса [8, 9]. Принятые в этом направлении законы и программы помогут преодолевать упадок в сфере отечественного туризма.
Для каждой стороны здесь имеется ряд преимуществ. Так, для малого бизнеса, это обещает стабильность на рынке, налоговые льготы, дополнительные материальные и финансовые ресурсы. Для государства преиму-
Таблица 1 - Показатели безработицы в СКФО в 2014-2016 гг.
Зарегистрировано в качест- Уровень безра-
Да|а ве безработных, тыс.чел ботицы, %
01.10.14 14,5 1,1%
07.10.15 14,3 1,0%
31.08.16 13,5 1,0%%
щества заключаются в том, что внедрение такой практики повышает конкурентоспособность регионов, помогает увеличить инвестиции в региональную экономику, обеспечивает приток валюты, дает рабочие места. Данное взаимодействие позволяет удовлетворить интересы всего общества в целом и влияет на качество предоставляемых туруслуг.
Решению накопившихся проблем развития туризма в СКФО способствует также заинтересованность первых лиц государства в развитии курортного лечения в городах Кавказских Минеральных Вод, таких как Кисловодск, Ессентуки, Железноводск. Реставрируются памятники архитектуры, облагораживаются парки и места отдыха.
Население близлежащих территорий приезжает отдохнуть на выходные или праздники в заповедники Архыз, Домбай, посещают КавМин группу, что предоставляет блестя-
щую возможность для кратковременного отдыха.
Создана особая экономическая зона ту-ристско-рекреационного типа, реконструируются в соответствии с требованиями мировых стандартов гостиницы и пансионаты, с помощью выпускников вузов создается система научного и кадрового сопровождения развития индустрии туризма в СКФО, наблюдается переориентация выездных туристских потоков с внешних на внутренние в условиях финансово-экономического кризиса.
Осуществляемые меры способны возродить славу курортов этого региона и способствовать развитию туризма. Дальнейшие исследования рассматриваемых проблем требуют глубокого изучения перспектив развития государственно-частного партнерства и социального предпринимательства в сфере туризма.
Рисунок 2 - Примеры рекламы туризма на Кавказе в 1930-е гг.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т. 10, No. 8(69) 2016
Список источников:
1. Харитонова Т.В., Вапнярская О.И., Голикова О.М. Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики) // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 6 (55). С. 119-139. DOI: 10.12737/6693.
2. Метлюк В.В., Тестина Я.С. Международный туризм: Анализ влияния факторов на развитие туризма в России // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11 С. 70-77.
3. Вайнер В. Международный опыт поддержки социального предпринимательства. Документы и кейсы Республики Корея для развития социального предпринимательства в России. Изд-во фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway при поддержке Фонда «Наше Будущее». URL: http://www.nb-forum.ru/news/sostoyalas-prezentacia-knigi-mezhdunarodnyi-opyt-podderzhki-socialnogo-predprinimatelstva.htm (Дата обращения: 14.07.2016).
4. Zainal A., Radzi S.M., Hashim R., Chik C.T., Abu R. Current Issues in Hospitality and Tourism: Research and Innovations. 2012 by CRC Press.
5. Cairncross G., Buultjens J. Generation Y and work in the tourism and hospitality industry: Problem? What problem? School of Tourism and Hospitality Management. 2007. № 9.
6. Lieberman K., Nissen B. Ethics in the Hospitality and Tourism Industry. Softboun. 2008.
7. Chakrabarty S. The influence of national culture and institutional voids on family ownership of large firms. Journal of International Management. 2009. No. 15. pp. 32-45.
8. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг, гостеприимство, туризм. М.: Юнити-Дана, 2013.
9. Мерзлова М.П., Качурина М.М. Актуальные аспекты развития инвестиционного климата в сфере туризма // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 2. С. 71-76.
Dina CHUPROVA a, Ljudmila KRYLOVA 1
° North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia); PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: Dina.chyprova@mail.ru
TOURISM DEVELOPMENT PROBLEMS IN THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT
b Stavropol Theological Seminary (Stavropol, Russia); PhD in Philology, Associate Professor;
e-mail: LVkrylova@mail.ru
Keywords:
tourism,
social entrepreneurship, problems of tourism, advertising of tourism services
The article considers the problems and prospects of tourism industry in the North Caucasian Federal District. Tourism development is the way to obtain funds in the budget at the regional and federal levels. The experience of the tourism industry of developed countries, in particular, the experience of South Korea, is shown in the article. The experience of specialized travel agencies focused on social entrepreneurship, which successfully operate in Russia, is analyzed.
The authors highlight the development prospects of socially oriented tourism in Stavropol Krai and in the district. The article outlines directions and identifies ways and means to achieve the goals defined in the Strategy of social and economic development of the district until 2025. The problems of the introduction of sightseeing and tourism and recreational projects are described. The authors reveal the main problems, namely: the difficulties of a legal nature, the qualification of civil servants for the implementation of projects in
the field of tourism industry, lack of training of staff in health resorts and recreation centers, high prices for tickets and transportation, shortage of tourist class hotels, security perception stereotypes of the region of Caucasian Mineral Waters.
The article proposes the measures to attract financing for the tourism industry development on the basis of public-private partnership. The authors have carried out an analysis of favorable conditions for tourism development in the region, among them the development of ski resorts, eco and religious tourism.
References
1. Kharitonova T.V., Vapnyarskaya O.I., Golikova O.M. Russia competitiveness evaluation as a common tourist destination (based on foreign methods) // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. Vol. 8. № 6 (55). Pp. 119-139. DOI: 10.12737/6693.
2. Metljuk V.V., Testina Ya.S. International tourism: Analysis of factors affecting the development of tourism in Russia // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship]. 2014. № 11 Pp. 7077.
3. Vajner V. International experience in supporting social entrepreneurship. The documents and cases of the Republic of Korea for the development of social entrepreneurship in Russia. Publishing house of the Development Fund of media projects and social programs Gladway with the support of "Our Future" Foundation. URL: http://www.nb-forum.ru/news/sostoyalas-prezentacia-knigi-mezhdunarodnyi-opyt-podderzhki-socialnogo-predprinimatelstva.htm (Accessed on 14.07.2016).
4. Zainal A., Radzi S.M., Hashim R., Chik C.T., Abu R. Current Issues in Hospitality and Tourism: Research and Innovations. 2012. by CRC Press.
5. Cairncross G., Buultjens J. Generation Y and work in the tourism and hospitality industry: problem? what problem? School of Tourism and Hospitality Management. 2007. № 9.
1. Lieberman K., Nissen B. Ethics in the Hospitality and Tourism Industry. Softboun. 2008.
6. Chakrabarty S. The influence of national culture and institutional voids on family ownership of large firms. Journal of International Management. 2009. No. 15. pp. 32-45.
7. Kotler P., Bowen J., Makens J. Marketing for Hospitality and Tourism. Moscow, Unity-Dana, 2013.
8. Merzlova M.P., Kachurina M.M. Contemporary issues of investment climate development in the sphere of tourism // Service plus. 2014. Vol. 8. № 2. Pp. 71-76.
Чупрова Д.Б., Крылова Л.В. Проблемы развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 08 (69). С. 50-57. DOI: 10.22412/1995-042X-10-8-6.
Chuprova D., Krylova L. Tourism development problems in the North Caucasian Federal District. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.08(69), pp. 50-57. doi: 10.22412/1995-042X-10-8-6.