Научная статья на тему 'Основные проблемы развития алмазообрабатывающей отрасли России'

Основные проблемы развития алмазообрабатывающей отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вожевольная З.А.

В статье анализирются проблемы, возникающие в работе предприятий алмазообрабатывающей промышленности России. Для решения ключевых проблем автором статьи предлагается объединить усилия предприятий отрасли и создать финансово-промышленную группу (ФПГ). Описана схема функционирования ФПГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы развития алмазообрабатывающей отрасли России»

В статье анализирются проблемы, возникающие в работе предприятий алмазообрабатывающей промышленности России. Для решения ключевых проблем автором статьи предлагается объединить усилия предприятий отрасли и создать финансово-промышленную группу (ФПГ). Описана схема функционирования ФПГ.

Основные проблемы развития алмазообрабатывающей промышленности России

З. А. БОЖЕВОЛЬНАЯ,

инженер института «Якутниипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ЗАО), Мирный

В современном мировом хозяйстве Россия представлена в основном как поставщик сырья. Большинство отраслей обрабатывающей промышленности страны до сих пор испытывают серьезные трудности не только на мировом, но и на национальном рынке.

Иллюстрацией является положение дел в алмазно-бриллиантовом комплексе: лидирующая на мировом алмазном рынке Россия (ее доля составляет около 20%), производит всего около 8% мирового производства бриллиантов.

Кроме того, проведенный автором анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, обеспечивающих более 70% общероссийского производства бриллиантов, показал, что алмазогранильный бизнес в России нельзя отнести к разряду прибыльного.

На это есть свои причины, которые по результатам анализа можно классифицировать следующим образом.

□ Ключевые проблемы, способные «парализовать» работу отдельного предприятия, а значит, и отрасли в целом (поскольку с ними сталкиваются практически все отечественные предприятия и их решение для большинства

© ЭКО 2007 г.

ОТРАСЛЬ 141

фирм затруднительно), включают: отсутствие собственных оборотных средств, сложность привлечения кредитных ресурсов, недозагруженность производства из-за отсутствия сырья требуемого качества, слабая организация маркетинга, отсутствие имени на мировом рынке.

□ Проблемы средней значимости, которые затрудняют деятельность предприятий отрасли, но, как показывает опыт большинства фирм, вряд ли могут остановить производственный процесс, - это высокая себестоимость, тяжелое налоговое бремя, слабая поддержка со стороны государства.

□ Незначительные проблемы. В алмазообрабатыва-ющем бизнесе существуют фирмы, использующие изношенные основные фонды, работающие по устаревшим технологиям, имеющие низкоквалифицированных рабочих и высокую текучесть кадров, что в целом ухудшает результаты их деятельность,но решение их во многом зависит от самих предприятий.

Выявленные проблемы и их классификация подтверждаются и эмпирическими данными, полученными автором в ходе анкетирования руководителей и специалистов высшего звена 14 алмазообрабатывающих предприятий РФ.

Итак, наибольшее отрицательное влияние на деятельность предприятий алмазообрабатывающей промышленности России (далее АОП) оказывают ключевые проблемы. Попробуем разобраться, что же требуется для их решения.

Специфика отрасли такова, что более 90% затрат в структуре себестоимости бриллианта составляет стоимость алмазного сырья. Собственных оборотных средств на покупку алмазов ни у зарубежных, ни у отечественных алма-зогранильных фирм не хватает. На их пополнение требуется привлечение кредитных ресурсов.

Российскому производителю бриллиантов получить кредит иностранного банка сложно. Слабой стороной большинства отечественных фирм является их инвестиционная непривлекательность, неизвестность на мировом рынке. Как показал проведенный анализ, даже сильнейшие фирмы с длительным опытом работы на мировом рынке испытывают в данном вопросе трудности.

Российские инвесторы также предпочитают кредитовать более выгодные и надежные проекты с коротким сроком окупаемости. Алмазообрабатывающий бизнес, ввиду длительности финансового и производственного цикла, к этой категории не относится.

Отсутствие собственных оборотных средств и стабильных кредитных линий у предприятий отрасли порождает проблему нехватки алмазного сырья. АК «АЛРОСА» -единственный поставщик алмазов для алмазообрабатываю-щих предприятий РФ, предпочитает работать с надежными клиентами, способными своевременно оплачивать сырье. Отсюда неполная загрузка производственных мощностей по обработке алмазов, а значит, рост себестоимости, снижение рентабельности производства.

Получается, отечественным производителям, по опыту зарубежных коллег, требуется собственная специализированная финансовая структура, заинтересованная в развитии алмазогранильного производства в стране и способная предоставлять кредиты на выгодных условиях. Сама по себе специализированная финансовая структура, конечно, не гарантирует успехов в бриллиантовом бизнесе.

В современном мире максимальных прибылей достигают предприятия, имеющие эффективные маркетинговые программы. Бриллиант не является предметом первой необходимости, и производителю зачастую требуется убедить покупателя приобрести данный продукт. Кроме того, потребители бриллиантов в последнее время отдают предпочтение продукции известных торговых марок, брэндов. Продвижение бриллиантовой продукции требует от производителей немалых финансовых затрат. Например, лидер мирового алмазного рынка «Де Бирс» ежегодно тратит на маркетинг более 180 млн дол.

Отечественным алмазообрабатывающим предприятиям не под силу огромные маркетинговые издержки. Потому отечественный производитель бриллиантов либо вообще не имеет собственных сбытовых структур и/или собственных клиентов (и продает произведенную продукцию на биржах), либо сильно зависит от ограниченного числа оптовых поку-

пателей. Но даже те фирмы, которые имеют собственные сбытовые структуры и устоявшиеся сегменты рынка, при ухудшении конъюнктуры мирового рынка несут убытки ввиду серьезной конкуренции со стороны более сильных иностранных коллег.

Каков же вывод? Видимо, российским производителям необходимо объединить усилия для создания собственной единой сбытовой структуры. Тогда они смогут противостоять жесткой конкуренции на мировом рынке.

Объединить усилия

Исследование мировой алмазообрабатывающей отрасли показало, что основные проблемы, присущие российским предприятиям, свойственны и производителям в крупнейших мировых центрах огранки алмазного сырья. Более высокая конкурентоспособность последних в сравнении с Россией во многом определяется наличием конкурентных преимуществ в отрасли, например, более дешевой рабочей силой и длительным опытом работы на рынке. Однако это -не единственная причина лидерства. Сильнейшими сторонами конкурентоспособности таких стран, как Индия, Китай и Израиль, на долю которых в настоящее время приходится более 70% мирового производства бриллиантов, являются высокий уровень организации производства, сплоченность предприятий отрасли и активная поддержка со стороны государства - содействие в получении производителями доступных кредитных ресурсов, ослабление налогового пресса, учреждение различных институтов и организаций, способствующих развитию отрасли в стране, поддержка малого предпринимательства и т. д.

На создание крупных объединений в мире идут не только мелкие и средние фирмы, но и крупные, даже крупнейшие, поскольку в условиях современной интернационализации экономики отдельные национальные фирмы часто не в состоянии конкурировать на мировом рынке с зарубежными компаниями.

Человечеством уже накоплен солидный запас форм интеграции компаний. Некоторые из них утрачивают свою актуальность (картели, синдикаты, тресты), уступая место более гибким формам - консорциумам, конгломератам, концернам и стратегическим альянсам. У каждой из названных форм объединений есть и плюсы, и минусы.

По мнению автора, наиболее приемлемой формой объединения предприятий алмазообрабатывающей промышленности России может стать финансово-промышленная группа. Непременным условием формирования ФПГ, а также особенностью, отличающей от других форм интегрированных образований, является наличие в ее составе банковской и сбытовой структур. Именно это требуется большинству российских предприятий для решения ключевых проблем.

Еще одно преимущество ФПГ перед другими формами объединения - в том, что создание ФПГ в России избрано государством в качестве приоритетного направления преобразования экономики и промышленной политики. Ст. 15 Федерального закона от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» предусмотрено, что в задачи государства входит поддержка группы посредством:

1) разработки и внедрения системы льгот в области налогов;

2) предоставления централизованных кредитов;

3) формирования собственности.

С организационно-правовой точки зрения предлагаемая ФПГ может обладать набором характеристик, сведенных в таблицу.

Выбранное организационное построение группы для дальнейшего развития алмазообрабатывающей отрасли РФ обосновано следующими соображениями.

Объединение будет формироваться по инициативе участников, поскольку есть опасения, что государство не станет инициатором формирования ФПГ в рамках данной отрасли. На это имеется несколько оснований. Во-первых, реальная

Основные характеристики ФПГ в алмазообрабатывающей промышленности

Характеристика ФПГ Содержание

Способ формирования По инициативе участников

Тип организационного строения Горизонтальный

Форма собственности Смешанная

Способ внутригруппового управления Совет акционеров

Территориальные границы осуществления производственной деятельности Межрегиональные (государственные)

Степень юридической самостоятельности входящих в группу предприятий Полное сохранение

Наличие производственной общности Объединение большинства сторон, в том числе: производство маркетинг, сбыт финансы ✓ учет бизнес-планирование

поддержка ФПГ со стороны государства до сих пор остается слабой. Во-вторых, наибольшее внимание правительство в настоящее время уделяет развитию алмазодобывающего производства, а не алмазообработки.

ФПГ должна быть горизонтального типа, а не вертикального или конгломератного. В настоящее время АК «АЛРОСА» вряд ли готова объединить свои усилия с малорентабельным российским алмазогранильным бизнесом, а ювелирный бизнес привлекать к интеграции пока не стоит, поскольку предприятия данной отрасли могут иметь свои, не вполне приемлемые для фирм алмазодобывающей отрасли РФ интересы в продвижении торговой марки.

Форма собственности в предлагаемой к созданию ФПГ - смешанная. Участие государства в группе - это:

■ контроль за распределением алмазного сырья (через организацию, уполномоченную государством);

■ государственный банк (например Сбербанк РФ) в качестве ядра финансово-экономической составляющей ФПГ.

Эффективность такого подхода к развитию алмазообра-ботки уже доказали Израиль, Индия и Китай. Опыт этих стран может быть взят за основу государственной поддержки, столь необходимой российским производителям бриллиантов.

Объединить предприятия отрасли предлагается по принципу взаимоучастия во главе с советом акционеров. Объединяемые предприятия должны будут оставаться достаточно самостоятельными, поскольку в большинстве фирм алмазообрабатывающей отрасли РФ уже сложились собственные производственные программы, механизмы деятельности и развития. Механизмы принятия решений, кадровая политика этих предприятий также различны. С немалой степенью вероятности можно предположить, что большинство предприятий отрасли не пойдет на объединение в рамках холдингового образования из-за боязни подконтрольности материнской фирме.

Объединяемые в ФПГ предприятия будут осуществлять производственную деятельность в пределах России. Предлагается объединить усилия всех предприятий отрасли, в том числе таких мощных, как смоленский «Кристалл» и предприятий группы «АЛРОСА». Только в данном случае от предлагаемой ФПГ стоит ожидать эффективной работы.

Российским производителям целесообразнее самостоятельно строить бизнес в отрасли. Не секрет, что большинство иностранных партнеров не учитывают интересы отечественных фирм, преследуя собственные, например, более свободный доступ к алмазному сырью. Кроме того, чаще всего иностранные владельцы или компаньоны стремятся ограничить доступ российских коллег к управлению производством. Привлекать иностранцев следует лишь в качестве поставщиков кредитных ресурсов, оборудования, кадров, особенно руководителей и специалистов высшего звена - технологов, специалистов в области менеджмента и маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.