ВЛИЯНИЕ НДС НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ АЛМАЗОГРАНИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
А.В. Семенова,
главный специалист Госкомторговли Республики Саха (Якутия),
В статье рассмотрены причины и последствия введения НДС при реализации необработанных алмазов на внутреннем рынке для алмазогранильных предприятий на примере Республики Саха (Якутия). Предложено внесение изменений в налоговое законодательство по НДС с целью устранения необоснованных расходов.
Ключевые слова: финансовые ресурсы алмазогранильных предприятий, НДС на алмазное сырье, возмещение НДС из бюджета, затраты на производство бриллиантов
УДК 336.64 ББК 65.261.411.1:30.37’68(2 Рос.Яку)
Спецификой алмазогранильной отрасли является высокая стоимость используемого сырья — необработанных алмазов. В России, в том числе в Республике Саха (Якутия), в стоимости готового бриллианта сырье составляет от 88 до 95% [1]. Основная потребность в финансовых ресурсах приходится именно на приобретение алмазного сырья.
Производственный цикл изготовления бриллиантов сравнительно короткий и потребность в финансовых ресурсах возникает ежемесячно при полном обороте средств за 3-4 месяца. Такая характеристика производственно-коммерческого цикла, а именно высокая потребность в финансовых ресурсах, способствуют политике формирования оборотных средств за счет заемного капитала.
В мировых центрах огранки алмазов — США, Бельгии, Израиле, в отрасль привлекаются частные инвестиции и доступный банковский капитал — под 5-6 процентов годовых. В последнее время активно развивается огранка в странах Африки и ЮгоВосточной Азии, особенно в Китае, где развитие отрасли пользуется активной поддержкой государства, в том числе в плане доступа к дешевым финансовым ресурсам. Правительство Индии обеспечило выдачу беспроцентных кредитов на приобретение алмазного сырья.
По сравнению с зарубежными производителями бриллиантов, отечественные гранильные заводы находятся в уязвимом положении. Для привлечения независимого частного капитала отрасль сильно зависит от перепадов конъюнктуры мирового рынка алмазов и бриллиантов. Она не приносит стабильный доход, а ставки отечественного банковского кредита слишком велики для данного бизнеса. Федеральная поддержка в основном распространяется на добывающие предприятия, приносящие больший доход в бюджет, до сих пор не созданы условия благоприятствования развитию гранильного производства. Если по реализации алмазов Россия занимает в мире в среднем 20% (в 2009 году — 26%), то по реализации бриллиантов только 5% (в
2009 году — 4%). Для Республики Саха (Якутия) эти цифры еще более разнятся — 26% к 0,4% в 2009 году [1, 2].
Введение с 1 января 2008 года налога на добавленную стоимость при реализации необработанных алмазов внутри страны еще более усугубило ситуацию. К примеру, если за 2008 г., по данным Министерства промышленности Республики Саха (Якутия), алмазогранильные предприятия республики произвели бриллиантов на сумму более 136 млн долл. США, то сумма дополнительно привлекаемых средств для уплаты НДС на алмазное сырье для их производства составила приблизительно 22 млн долл. США.
Причиной введения НДС при реализации алмазов на внутреннем рынке стало не изменение налогового законодательства, а вынужденная мера основной добывающей и реализующей алмазы на внутреннем рынке компании АК «АЛРОСА».
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, реализация необработанных алмазов на экспорт облагается НДС по ставке 0%, а реализация необработанных алмазов на территории Российской Федерации обрабатывающим предприятиям всех форм собственности относится к операциям, не подлежащим налогообложению. При экспорте алмазов НДС к уплате не возникает, а НДС, уплаченный поставщикам («входящий» НДС),
возмещается из бюджета. При реализации алмазов на внутреннем рынке НДС к уплате также не возникает, но НДС, уплаченный поставщикам, не возмещается из бюджета и должен быть отнесен согласно статье 170 Налогового кодекса РФ в полном объеме на себестоимость производства. Согласно множеству публикаций в интернете, по оценкам разных специалистов, АК «АЛРОСА» ежегодно теряла на этом около 2,5-5 млрд руб.
Предприятие обязано вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Однако, если объем реализации необработанных алмазов на внутреннем рынке по сравнению с экспортом составляет менее 5%, то раздельный учет не обязателен и НДС, уплаченный поставщикам, может быть возмещен из бюджета в полном объеме. Данные нормы закона не создают условий для роста объема продаж алмазов в России и отрицательно сказываются на отечественных производителях бриллиантов.
В целях сокращения потерь при реализации необработанных алмазов на внутреннем рынке, АК «АЛРОСА» и другие субъекты добычи, используя предоставленное пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации право, с 1 января 2008 г. отказались от освобождения операций по реализации природных алмазов обрабатывающим предприятиям и перешли на общий порядок уплаты НДС по данным видам операций. Принятие данных мер позволило АК «АЛРОСА» получать возмещение «входящего» НДС при осуществлении сделок по продаже алмазного сырья на внутренний рынок.
Что изменилось для алмазогранильных предприятий с введением НДС?
1) Увеличилась на 18% сумма привлекаемых денежных средств. В силу недоступности отечественных финансовых средств, основными кредиторами якутских алмазогранильных предприятий являются зарубежные партнеры — оптовые покупатели бриллиантов, не согласные платить за сырье на 18% дороже. Для уплаты НДС алмазогранильные предприятия вынуждены обращаться к отечественным банкам. На практике очень мало банков, знакомых со спецификой алмазогранильной отрасли, выдающих кредиты под доступный процент и под обеспечение товарно-материальных ценностей в обороте. Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) обращался в Правительство Российской Федерации с предложением создать в одном из трех системных банков (Сбербанке, Газпромбанке, ВТБ) специализированное подразделение по кредитованию гранильных заводов. В настоящее время вопрос остается открытым.
В качестве переходного этапа при введении налога, в период кризиса на мировом алмазном рынке, для поддержки российской гранильной промышленности, АК «АЛРОСА» применяла с начала 2009 г. практику предоставления отсрочки платежа за приобретаемое алмазное сырье. Отсрочка предоставлялась на 6 месяцев на сумму, эквивалентную сумме налога. В качестве залога принималась государственная или банковская гарантия.
При этом клиенты компании были уведомлены о том, что данная льгота носит временный характер и имеет целью пре-
доставить время предприятиям внутреннего рынка согласовать порядок возврата НДС с налоговыми органами.
По результатам 8 месяцев 2010 года текущей отсрочкой платежа по НДС воспользовались около 16% покупателей внутреннего рынка.
В настоящий момент мировой алмазный рынок демонстрирует явные признаки роста, что, по мнению компании «АЛРОСА», снимает необходимость дополнительной поддержки отечественных гранильных предприятий. Со своей стороны, первоочередными задачами АК «АЛРОСА» является реализация программы строительства подземных рудников, как основы сохранения минерально-сырьевой базы алмазной промышленности России, а также сокращение долговой нагрузки компании. С 2011 года отсрочка платежа за алмазное сырье в АК «АЛРОСА» отменена.
2) Усложнилась процедура сдачи налоговой декларации и возмещения НДС. Порядок возмещения НДС регламентирован статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщик предоставляет в налоговый орган налоговую декларацию по НДС. С 01 января 2008 г. периодичность сдачи декларации квартальная, которая подается не позднее чем до 20 числа, следующего за отчетным периодом. Налоговый орган, согласно статье 88 НК РФ, в течение 3 месяцев проводит камеральную проверку, после чего в течение 7 дней выносит решение о возмещении суммы НДС налогоплательщику. На следующий день после принятия решения о возмещении, в территориальный орган Федерального казначейства направляется поручение на возврат суммы налога, которое должно быть исполнено в течение 5 дней. В случае задержки возврата суммы налога, с 12-го дня после проведения камеральной проверки начисляются проценты, равные ставке рефинансирования ЦБ РФ.
При таком порядке возмещения НДС, срок возврата денежных средств, рассчитанный по максимальным пределам, составляет приблизительно 122-212 дней. 20 дней (срок сдачи декларации) + 90 дней (срок проведения камеральной проверки) +12 дней (7 дней для принятия решения по возмещению и 5 дней на перечисление денежных средств на счет налогоплательщика) = 122 дня. Если НДС к возмещению возник в первый день отчетного периода, то учитывая квартальную периодичность сдачи декларации, срок возврата денежных средств увеличивается еще на 90 дней: 122 + 90 = 212 дней.
К этому периоду необходимо добавить срок обработки алмазного сырья в бриллианты и срок реализации бриллиантов, которые в среднем составляют еще 1-3 месяца.
Итого денежные средства, уплаченные в качестве НДС, могут быть возмещены через 152-302 дня или 5-10 месяцев, к тому же в зависимости от наличия средств в бюджете.
Таким образом, для отечественных алмазогранильных предприятий решение проблемы с НДС заключается в ускорении процедуры возмещения его из бюджета.
Для ускорения процедуры возмещения НДС, с 1 квартала
2010 года вступила в действие статья 176’ НК РФ «Заявительный порядок возмещения НДС». Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют либо предприятия, у которых совокупная сумма уплаченных НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых за три последних календарных года составила не менее 10 млрд руб., либо предприятия, предоставившие банковскую гарантию. Налогоплательщик в те же сроки сдает в налоговый орган налоговую декларацию. Не позднее 5 дней с момента ее подачи, подает заявление на заявительный порядок возмещения НДС. В этом случае сумма НДС, заявленная налогоплательщиком к возмещению, перечисляется на его счет до проведения камеральной проверки в течение 12 дней после выполнения дополнительных требований. К дополнительным требованиям относится предоставление в налоговый орган банковской гарантии о безоговорочном перечислении обратно в бюджет в случае обнаружения при камеральной проверке нарушений действующего законодательства суммы возмещенного авансом налога и процентов за количество дней нахождения денежных средств на счете налогоплательщика в двойном размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
При заявительном порядке возмещения НДС, срок возврата денежных средств сокращается до 32-127 дней (1-4 месяца). 20 дней (срок сдачи декларации) + 12 дней (7 дней для принятия
решения по возмещению и 5 дней на перечисление денежных средств на счет налогоплательщика) = 32 дня. Максимальный срок возврата денежных средств: 32 дня + 90 дней (если НДС к возмещению возник в первый день отчетного квартала) + 5 дней (срок подачи заявления на заявительный порядок возмещения НДС) = 127 дней.
С учетом производственного и реализационного цикла, денежные средства находятся в бюджете на протяжении 2-7 месяцев. Для алмазогранильных предприятий заявительная форма существенно сокращает срок возврата суммы налога.
Срок возмещения НДС из бюджета может быть короче, если предприятиям предоставить возможность получать возмещение НДС из бюджета в заявительном порядке по мере возникновения необходимости, не дожидаясь истечения отчетного квартала. В конце квартала в обычном порядке будет сдана налоговая декларация и проведена камеральная проверка по первичным документам, сданным на протяжении квартала. В силу наличия банковской гарантии на возврат в бюджет денежных средств при возникновении такой необходимости и штрафных санкций за необоснованное пользование денежными средствами, предлагаемый механизм не принесет ущерба бюджету.
3) Увеличились затраты на производство бриллиантов. Дополнительные затраты складываются следующим образом:
1) Стоимость кредита за дополнительно привлекаемые денежные средства на уплату НДС на период возмещения НДС из бюджета. Как отмечалось выше, для уплаты НДС в момент приобретения алмазного сырья якутским алмазогранильным заводам приходится обращаться не к иностранным партнерам — основным кредиторам, а к отечественным банкам. При уровне банковского кредита 12% годовых, периоде возмещения НДС из бюджета 4 месяца, стоимость кредита в среднем составит 0,72% от стоимости обрабатываемого алмазного сырья, или:
Стоимость алмазного сырья 100%.
Сумма НДС 18%.
Стоимость кредита за 4 месяца: 100%*18%*12% годовых /12 месяцев*4 месяца = 0,72%.
Необходимо отметить, что принятые к расчету ставка и срок кредита являются весьма привлекательными и редкими условиями. В 2008 г. ставки банков достигали 25% на фоне общего сокращения кредитного обслуживания банками клиентов, а срок с момента оплаты за сырье до возмещения НДС из бюджета достигает 10 месяцев. В этом случае кредит обходится производителю в 3,75% от стоимости сырья и становится недоступно дорогим.
2) Стоимость обязательной банковской гарантии для заявительного порядка возмещения НДС. Стоимость банковской гарантии для алмазогранильных предприятий Республики Саха (Якутия) составляет в среднем 0,5-1,5%. Срок банковской гарантии оговорен в статье 176’ НК РФ, и должен быть не менее 8 месяцев. К стоимости алмазного сырья данные затраты составят 0,18%, или 18%*1% = 0,18%.
3) Прочие дополнительные расходы. Дополнительные расходы могут возникнуть в связи с открытием счета в другом банке, отвечающем установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения и вошедшем в перечень Министерства Финансов Российской Федерации, или в связи с обнаружением в ходе камеральной проверки нарушений или ошибок при исчислении НДС.
Совокупные затраты в связи с уплатой и возмещением НДС составили не менее 0,9% (0,72% + 0,18%) от стоимости обрабатываемого алмазного сырья. Бизнесу, для которого 2% от стоимости обрабатываемого алмазного сырья считается приемлемым уровнем доходности, потеря 0,9% является недопустимой. Вынужденное введение добывающими компаниями НДС при реализации необработанных алмазов на территории РФ поставило отечественные алмазогранильные предприятия в неравные условия с зарубежными покупателями и отрицательно сказалось на итогах их финансово-хозяйственной деятельности.
С другой стороны, для государства процедура уплаты НДС, а затем его возмещения из бюджета, не приносит заметной пользы.
Решением проблемы может стать изменение действующего налогового законодательства путем перевода операций по
реализации необработанных алмазов на территории Российской Федерации из категории не облагаемых НДС в категорию облагаемых НДС по ставке 0%.
Сравнительный анализ совокупных результатов расчетов с бюджетом по НДС алмазно-бриллиантовой отрасли при действующей системе налогообложения,
и при внесении изменений в Налоговый кодекс РФ Рассмотрим условный пример (см. табл. 1) алмазно-бриллиантовой отрасли, где алмазодобывающая отрасль реализует алмазное сырье всего на сумму 100 000 у.е., в том числе на внутреннем рынке 10%. Из них алмазогранильные предприятия производят бриллианты с рентабельностью 1,1 на сумму 11 000 у.е., и 15% из них продают местным ювелирным предприятиям. Ювелиры продают бриллианты в ювелирных изделиях с рентабельностью 2,5% на сумму 4 125 у.е.
НДС к возмещению алмазодобывающих предприятий, выставленный поставщиками товаров и услуг на производство
необработанных алмазов, условно примем за 10 000 у.е. НДС к возмещению алмазогранильных и ювелирных предприятий не принят к расчету.
Алмазодобывающие предприятия Сумма, у.е. Доля, %
Выручка всего, 100 000 100
в т.ч.: экспорт 90 000 90
внутренний рынок 10 000 10
НДС на внутреннем рынке 1 800 18
Алмазогранильные предприятия
Выручка всего, 11 000 100
в т.ч.: экспорт 9 350 85
внутренний рынок 1 650 15
НДС на внутреннем рынке 297 18
Ювелирные предприятия
Выручка всего, 4 125 100
в т.ч.: внутренний рынок 4 125 100
НДС на внутреннем рынке 743 18
Таблица 1
Сравнительная таблица по действующему Налоговому Кодексу и при ставке 0%
№ п/п Показатели По действующему НК (при отказе от льгот по реализации алмазного сырья на внутреннем рынке) При внесении изменений в НК (утверждении ставки НДС 0% при реализации алмазного сырья на внутреннем рынке)
1. Алмазодобывающие предприятия
1.1. НДС к уплате 1 800
1.2. НДС к возмещению 10 000 10 000
1.3. Итого ((+) к уплате, (-) к возмещению) - 8 200 -10 000
2. Алмазогранильные предприятия
2.1. НДС к уплате 297 297
2.2. НДС к возмещению за экспорт 1 530
2.3. НДС к возмещению на внутреннем рынке 270
2.4. Итого ((+) к уплате, (-) к возмещению) - 1 503 297
3. Ювелирные предприятия
3.1. НДС к уплате 743 743
3.2. НДС к возмещению 297 297
3.3. Итого ((+) к уплате, (-) к возмещению) 446 446
4. Итого по алмазно-бриллиантовой отрасли ((+) к уплате, (-) к возмещению) -9 257 -9 257
Как видно из сравнительной таблицы, НДС уплаченный в бюджет алмазодобывающими предприятиями (ст. 3 стр. 1.1. таблицы) в сумме 1 800 у.е., возмещается из бюджета алмазообрабатывающими предприятиями в той же сумме 1 800 у.е. (ст.3 стр.2.2. + ст.3 стр.2.3.). Совокупный результат расчетов с бюджетом по НДС алмазно-бриллиантовой отрасли при действующей системе налогообложения и при внесении предлагаемых изменений в Налоговый кодекс РФ путем перевода операций по реализации необработанных алмазов на территории Российской Федерации из категории не облагаемых НДС в категорию облагаемых НДС по ставке 0%, одинаковый.
Алмазодобывающие компании получат возможность реализовывать алмазы на внутреннем рынке без НДС и возмещать «входной» НДС из бюджета в полном объеме, в том числе при росте доли реализации алмазов внутри страны. А алмазогранильные предприятия избавятся от лишних и весьма обременительных процедур уплаты и возмещения НДС.
Министерством промышленности Республики Саха (Якутия) дважды вносилась соответствующая инициатива, однако получено отрицательное заключение и вопрос до настоящего момента не решен. Пока же алмазогранильные предприятия вынуждены нести дополнительные расходы по уплате и возмещению НДС.
Заключение.
На сегодня в России существует дисбаланс развития алмазодобывающей и обрабатывающей промышленностей. Перспективы развития алмазоогранки велики. В проекте созда-
ния особой экономической зоны в г. Якутске предполагается увеличить объем производства бриллиантов до 1,3 млрд долл. США в год [3]. Имеются производственные мощности, опытный высококвалифицированный персонал. Качество российской огранки признано во всем мире, бренд «Якутские бриллианты» становится все более востребованным.
Вместе с тем, обладая производственным потенциалом, отрасль лишена финансового обеспечения. Государственная политика поддержки финансово-кредитной системы, ориентированная в последние годы на стимулирование кредитования реального сектора экономики, не коснулась производителей бриллиантов, оказавшихся в промежуточном положении между крупным бизнесом и малым предпринимательством.
Отказ от льготы по НДС при реализации необработанных алмазов на внутреннем рынке добывающими компаниями ставит отечественные алмазогранильные предприятия в сложное финансовое положение. Дополнительные затраты по уплате и возмещению НДС, в зависимости от длительности процедуры, могут свести на нет всю эффективность гранильной деятельности.
Решение проблемы видится во внесении изменений в налоговое законодательство путем перевода операций по реализации необработанных алмазов на территории Российской Федерации из категории не облагаемых НДС в категорию облагаемых НДС по ставке 0%. От скорости принятия такого решения зависит конкурентоспособность отрасли. Потерь для бюджета внесение изменений не повлечет, напротив, увеличатся платежи по налогу на прибыль алмазогранильных предприятий.
Литература
1. Кризис глазами огранщиков [Электронный ресурс] expotek.com.ua/luxury/1260/
2. Данилов Ю.Г. Алмазно-бриллиантовый комплекс Якутии и России: перспективы развития. 21.07.2010 г.
3. Николаев М.В., Константинов Н.Н. Абсолютные и относительные региональные преимущества алмазогранильных предприятий различных форм хозяйствования // Региональная экономика. Теория и практика. — 2011. — № 13. — 11 с.
4. Налоговый кодекс РФ. Ч 2, Гл. 21 «Налог на добавленную стоимость». — М.: Проспект: КноРус, 2011. — 783 с.
5. «Алмазный НДС» [Электронный ресурс] «Expert Online». 15.11.2007. www.expert.ru/news/2007/11/15/almaz/
6. «АЛРОСА» с нового года вводит предоплату по НДС при реализации алмазного сырья на внутреннем рынке страны [Электронный ресурс] 27.09.2010 13:48 /Финмаркет/.http://www.rosinvestproekt.ш/news_org.asp?fid=6309&newsid=40482
7. Российская гранильная отрасль выступает за введение нулевой ставки НДС [Электронный ресурс] 18 декабря 2007. www. jnet.ru/news/r6/40093/
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В.В. Бузырев,
заведующий кафедрой экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
В.Ф. Мартынов,
соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются проблемы изношенности основных фондов российских предприятий легкой промышленности, их низкой конкурентоспособности; воспроизводственные процессы, обеспечивающие планомерное стратегически определяемое развитие предприятия легкой промышленности.
Ключевые слова: стратегия, воспроизводство, конкурентоспособность, легкая промышленность
УДК 330.313
Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека. Область применения и структура потребления продукции легкой промышленности в России следующая: 92% — население (товары для здоровья и гигиены, спорта, туризма, отдыха, домашний текстиль.), 4,3% — силовые структуры и др. ведомства, 1,8%—технический текстиль; 1%—экспорт, 0,9% — приоритетные национальные проекты (медицина, детские и школьные учреждения, стройиндустрия и т.д.).
Государство потребляет продукцию легкой промышленности в рамках обеспечения потребностей силовых структур и федеральных органов исполнительной власти в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике и в средствах индивидуальной защиты (4,3%). Президент РФ Д.А. Медведев сообщил, что основное переоснащение армии и флота России придется на 2011-2020 гг., что, несомненно, стимулирует дополнительный спрос на продукцию легкой промышленности.
По мнению экспертов, Россия «упустила» внутренний рынок легкой промышленности. Так, по данным Минпромторга, на долю отечественных производителей приходится только 21% продаж продукции легкой промышленности. В 2009 году официально привезено в страну около 38%, остальные 40,7% — являются контрафактом, в основном китайского и турецкого производства. По данным Росстата, в прошлом году в страну только одежды ввезено на 112 млрд рублей. При этом эксперты оценивают реальный объем продаж одежды в России в 2 трлн рублей.
Наибольший удельный вес в ассортиментной структуре по объему вырабатываемой продукции занимает текстильная, швейная и меховая отрасли — 75%, объединенные вместе не только по видам экономической деятельности, но и в единой технологической цепочке. Причем доля текстильной продукции составляет 45%.
25 сентября 2009 года Приказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 года № 853 утверждена стратегия развития легкой промышленности в России до 2020 года. Согласно стратегии, прогноз объемов выпуска основных видов продукции на период до 2020 года разработан на основании соответствующей оценки спроса, импорта, экспорта. Документ предусматривает развитие крупных предприятий, вокруг которых будет базироваться малый бизнес.
Таким образом, согласно стратегии и прогнозу развития легкой промышленности на период до 2020 года — доля российской продукции на внутреннем рынке должна составлять не менее 50% против 21% на сегодняшний день.
С учетом макроэкономических показателей и тенденций развития емкость российского рынка товаров легкой промышленности к 2020 году может увеличиться на 41,7% и составить более 2,83 трлн рублей.
Федеральное законодательство предусматривает следующие основные меры государственной поддержки организаций легкой промышленности, а также меры государственной поддержки инвесторов, реализующих проекты, направленные на развитие производства:
• субсидирование процентных ставок на закупку сырья;
• субсидирование процентных ставок экспортерам;
• государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства;
• предоставление субсидий и субвенций через механизм федеральных, региональных и ведомственных целевых программ,
• предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации;
• предоставление государственных гарантий;