Экономика
УДК 671.152(470) З.А. Божевольная
к вопросу целесообразности формирования интегрированной структуры в алмазообрабатывающей промышленности России
Предпринята попытка нахождения новых путей развития предприятий алмазообрабатывающей промышленности России. В этой связи изучаются проблемы развития данных предприятий, мировой опыт (в том числе современные тенденции и особенности развития рынка бриллиантовой продукции). Для решения выявленных проблем и с учетом мирового опыта предлагается объединить усилия предприятий отрасли и создать финансово-промышленную группу (ФПГ). Кратко представлены организационное построение, структура и механизм функционирования предлагаемой ФПГ.
Ключевые слова: алмазообрабатывающая промышленность, интеграция, мировой рынок бриллиантовой продукции, финансово-промышленная группа, производство мелких бриллиантов.
В мировой практике процесс интеграции предприятий активизировался в конце XIX в., а к началу XXI в. получил масштабное распространение. В настоящее время в мировой практике сложилось значительное число типов и форм интеграции компаний. Предпосылки объединения предприятий, тип и форму их интеграции, в основном, определяют специфика работы определенного рынка или отрасли, а также характер проблем, дестабилизирующих деятельность предприятий. При этом в каждой стране формируется собственная система интегрированных структур, основанная в большей степени на национальном законодательстве.
Для предприятий, занимающихся производством бриллиантов в России, возможно, именно интеграция может стать основным принципом стабильного функционирования и развития. По нашему мнению, в современных рыночных условиях разрозненная деятельность таких предприятий может оказаться неэффективной и не иметь дальнейшей перспективы. В доказательство приведем следующие обоснования из мировой практики:
1. Мировой опыт свидетельствует, что развитию алмазообрабатывающей промышленности (АОП) не может способствовать только наличие конкурентных преимуществ в стране или в отрасли (дешевая рабочая сила, стабильные поставки алмазного сырья и др.). Например, основными факторами, обеспечивающими конкурентоспособность, стабильное функционирование и развитие предприятий таких стран, как Индия, Китай и Израиль (на долю которых в настоящее время приходится более 70% мирового производства бриллиантов), являются, в первую очередь, их тесная сплоченность (формальная
БОЖЕВОлЬНАЯ Зоя Анатольевна - аспирант ФЭИ ЯГУ E-mail: [email protected]
или неформальная интеграция между собой), кроме того, высокая организация производства и активная поддержка со стороны государства.
2. Тенденции развития мировой экономики и мировой АОП, в частности, свидетельствуют о том, что стремление развивающихся стран к изменению существующего положения в международном разделении труда приводит к обострению конкуренции на мировых рынках, расширению производства синтетического сырья и продукции. Это, в свою очередь, способствует интеграции предприятий и формирует олигополистическую структуру рынков, характеризующуюся наличием на них ограниченного числа участников - крупнейших компаний или групп компаний отдельной страны, которые лидируют в производстве отдельных товаров, регулируют мировые рынки собственной продукции и движение товаров на них.
3. Особенности развития мирового рынка бриллиантовой продукции позволяют сделать вывод о том, что растущее благосостояние населения мира, а также неограниченность спроса на бриллиантовую продукцию способны обеспечить весьма высокие доходы предприятиям АОП, умеющим создавать спрос на собственную продукцию путем направления на нее психологических потребностей потенциальных покупателей. Абсолютная неэластичность спроса на бриллиантовом рынке и специфическая черта бриллианта, характеризующая его как продукт «идеи», требуют от производителей выстраивания четкой маркетинговой стратегии и значительных финансовых вливаний на уровне мировых конкурентов (например, Де Бирс ежегодно расходует на эти цели 180-200 млн долл. США [1]). Крупное финансирование зачастую не представляется возможным за счет внутренних источников фирм малого, среднего и даже крупного бизнеса, в результате чего, рискуя столкнуться с пробле-
Таблица 1
Развитие интеграционных отношений в АОП РФ
Основные преимущества Основные недостатки Пример
I. Единая производственная структура (1961-1985 гг.)
Единая стратегия использования алмазов. Строгие технические условия, многоступенчатая система контроля качества. Стабильная система сбыта (через государственные структуры). Рост научных исследований и технологических разработок. Высокая конкурентоспособность на мировом рынке Переработка сырья исключительно высшего качества. Отсутствие возможности приспособления к работе в рыночных условиях АПО «Кристалл», включающий 20 заводов
II. Рассредоточение. Интеграция горизонтального типа средних и малых размеров с преобладанием «жестких» форм (1985 г. - конец 1990-х гг.)
Создание совместных предприятий с участием иностранного капитала (пик: 1990-1995 гг.)
Использование всего ассортимента алмазного сырья, в т.ч. мелкоразмерного. Внедрение передовых технологий. Повышение эффективности управления производством и сбытом. Установление заработной платы выше среднероссийского уровня Отсутствие долгосрочной стратегии развития фирмы. Недопущение российской стороны в процесс управления компанией и сбыта. Отсутствие правовой базы К 1995 г. около 120 совместных предприятий
Производственная кооперация на давальческой основе (1985 г. - середина 1990-х гг.)
Мобилизация внутренних и внешних ресурсов в условиях острой нехватки оборотных средств. Возможность снижения производственных затрат Рост кредиторской задолженности. Проблемы с поставками алмазного сырья и сбытом продукции Государственные предприятия
Создание корпорации холдингового типа (1991-1994 гг.)
Возможность сохранения отечественной АОП. Обеспечение занятости районного населе- Несовпадение интересов на разных уровнях управления. Отсутствие опыта работы на рынке ОАО «Туймаада Даймонд»
III. Частичная вертикальная интеграция «назад»: алмазодобыча - обработка алмазов (1996 г. - настоящее время)
Стабильное снабжение алмазным сырьем. Повышение эффективности управления. Получение дополнительной добавленной стоимости Независимость продаж и каналов распределения бриллиантов при отсутствии опыта работы на рынке Группа предприятий «АЛРОСА»
IV. «Мягкие» формы интеграции. Частичная вертикальная интеграция «вперед»: обработка алмазов - ювелирное производство, сбыт (середина 1990-х - настоящее время)
Некоммерческие ассоциативные объединения (середина 1990-х- настоящее время)
Сохранение фирменной самостоятельности. Координация отдельных сфер деятельности. Возможность участия в нескольких структурах Ограниченная эффективность работы. Отсутствие законодательной базы Ассоциации, Алмазная палата РФ
Стратегические альянсы, заключение соглашений о сотрудничестве (кон. 1990-х гг. - настоящее время)
Сохранение фирменной самостоятельности. Возможность получения синергетического эффекта. Повышение маневренности, гибкости. Возможность участия в нескольких структурах Вероятность принятия неоптимальных для фирмы решений. Риск зависимости от иностранных партнеров. Ограниченная эффективность работы Группы предприятий АОП Якутии
V. Международные интеграционные образования (конец 1990-х гг. - настоящее время)
Возможность перераспределения капитала между подразделениями. Максимизация прибыли (эффект от международного разделения труда, международного обмена). Получение доступа на рынок конечной продукции Усложнение организационной структуры. Перевод части добавленной стоимости и навыков работы за границу ОАО ПО «Кристалл», Холдинг «Левайев Групп»
ЗА. Божевольная. К ВОПРОСУ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ В АЛМАЗООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
мой невостребованности собственной продукции и потери имеющейся ниши на рынке, предприятия алмазной и ювелирной отраслей формируют горизонтально или вертикально интегрированные структуры.
В России за период существования АОП (с 60-х гг. XX в.) накоплен значительный опыт формирования интеграционных образований [2, 3]. Нами выделены пять основных этапов развития интеграционных отношений в АОП России (табл. 1). На каждом этапе, как показала практика, имела место неэффективность
функционирования предприятий данной отрасли, зачастую основные преимущества не перекрывали недостатки интеграции.
Неудовлетворительную работу или ограниченную эффективность существующих интегрированных структур также подтверждает проведенный нами анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий АОП России, обеспечивающих более 75% общероссийского объема производства бриллиантов. Основные показатели приведены в табл. 2.
Таблица 2
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий АОП РФ
Показатель Группа А Группа Б Группа В Группа Г Рекомендуемое значение
Анализируемый период, годы 2000-2006 2001-2005 1995-2005 1998-2006
Объем производства,% от общероссийского ок. 40% ок. 20% ок. 5% ок. 15%
Выход годного 45-47 42-45 32-38 32-35
Коэффициент эффективности 1,15-1,25 1,12-1,19 1,07-1,11 1,06-1,08
Коэффициенты ликвидности
Текущей 2,11 1,19 1,21 >2
Быстрой 0,96 0,48 >1
Абсолютной 0,37 0,12 >0,2
Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент автономии 0,53 0,53 -0,01 >0,6
Степень финансового риска, класс 2-3 4-5 6 1-2
Рентабельность продукции 0,9 -0,2 -0,01
Примечания: 1. ... - исходная информация для анализа отсутствовала. 2. Группам в связи с закрытостью большей части информации о деятельности предприятий АОП РФ присвоены условные обозначения. 3. Исходной информацией для проведения анализа являлись данные бухгалтерской и экономической отчетности, представленной предприятиями АОП РФ и Министерством промышленности Республики Саха (Якутия), поэтому анализируемый период по группам различен.
Результаты указанного анализа сведены в табл. 3 и свидетельствуют о том, что современное состояние данных предприятий характеризуется как нестабильное, низкорентабельное. Однако при удовлетворении основных потребностей (или устранении отдельных проблем) большинство предприятий АОП России могут находиться в работоспособном состоянии и имеют перспективы роста, и лишь 15% из числа исследованных предприятий являются хронически убыточными и нуждаются в срочных мерах по оздоровлению, которые могут потребовать значительных финансовых вливаний.
В 2005-2006 гг. нами также проведено социологическое исследование, целями которого являлись выявление и классификация основных производственноэкономических проблем предприятий АОП России. Методом исследования был специализированный (экспертный) опрос. В качестве респондентов выступили руководители и специалисты высшего звена предприятий, что, по нашему мнению, позволило минимизировать ошибки и погрешности результатов исследования на основе получения авторитетного заключения. Опрос проводился по методике прямого очно-заочного анкетирования. Выборка
Таблица 3
Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий АОП России
Груп- па Основные характеристики Выводы (основные потребности)
А Структура баланса удовлетворительная (с высокой долей в ней собственного капитала). Кадры высококвалифицированные. Уровень технологий и производительность труда высокие. В 2000-2003 гг. - ссудозаемны, финансово устойчивы, ликвидны. С 2003 г. финансовое состояние по всем показателям деятельности ухудшилось, в отдельные годы имела место утрата рентабельности, что связано с ростом себестоимости продукции (за счет роста цен на алмазное сырье), ужесточением конкуренции на мировом рынке, ухудшением его конъюнктуры Потребность в усилении маркетинговой деятельности, укреплении позиций на мировом рынке, решении проблем, связанных с поставками алмазного сырья
Б Кадры высококвалифицированные. Уровень технологий и производительность труда высокие. Имелись возможности для наращивания производства, несмотря на это, на протяжении анализируемого периода убыточны, что связано с высокой долей в структуре себестоимости бриллиантов расходов на оплату труда, накладных расходов, расходов, связанных с оплатой услуг по сбыту Потребность в собственной сбытовой структуре, изменении организационной структуры, сокращении себестоимости продукции
В Вполне работоспособны. Кадры квалифицированные, основные фонды среднего уровня, средний по отрасли показатель производительности труда. В годы благоприятной конъюнктуры мирового рынка - рентабельны. Но финансовое состояние деятельности на протяжении анализируемого периода неустойчиво (все показатели ниже критического уровня), что связано с высокой зависимостью от внешних инвесторов, нехваткой собственных оборотных средств, аритмичностью производства в отдельные годы, слабой организацией менеджмента и маркетинга Потребность в стабильном финансировании и снабжении алмазным сырьем, развитии собственной сбытовой структуры, укреплении позиций на мировом рынке, усилении маркетинговой деятельности
Г Хронически убыточны, практически несостоятельны. Все финансовые показатели деятельности ниже предельно допустимых норм, что связано с аритмичностью производства в отдельные годы, нехваткой собственных оборотных средств, слабой организацией менеджмента и маркетинга, низким техническим и технологическим уровнями оборудования, низкой квалификацией персонала Потребность в срочных мерах по оздоровлению, предусматривающих решение значительного количества проблем
исследования квотная. Всего опрошены 22 сотрудника 17 предприятий АОП России, расположенных в основных центрах производства бриллиантов страны (Республика Саха (Якутия), гг. Москва, Смоленск, Орел), что позволило сконцентрировать в основе выборки все элементы генеральной совокупности и явилось достаточным основанием для соответствующих выводов и обобщений.
На этапе подготовки социологического исследования был проведен анализ работ по проблемам развития предприятий АОП России, в частности [2, 3, 4, 5], что способствовало выдвижению гипотез данного исследования. В результате проверки большая часть гипотез была подтверждена.
Результаты исследования показали, что, несмотря на различное географическое расположение производителей бриллиантов внутри страны, предприятия имеют схожие проблемы. Это позволило объединить проблемы предприятий АОП РФ в 3 основные группы [6]:
1) ключевые проблемы, которые существенно затрудняют деятельность большинства предприятий. К их числу относятся: проблемы сырья (86% респондентов) и сбыта (60%), отсутствие собственных оборотных средств (72%) и стабильных кредитных линий (72%);
2) проблемы средней значимости, которые существенно затрудняют деятельность значительного числа
предприятий или являются проблемами второго порядка. К их числу относятся: проблема высокой себестоимости производимых бриллиантов, значимость которой возрастает при обработке более мелкого сырья (для 43% - серьезная проблема, для 29% - проблема второго порядка); проблема отсутствия государственной поддержки (для 43% - серьезная, для 14% - второго порядка); проблема слабой организации менеджмента (для 40% - серьезная, для 30% - второго порядка); проблемы низкой квалификации рабочей силы и низкой производительности труда (для 40% - серьезная, для 30% - второго порядка); проблема высокого налогообложения (для 30% - серьезная, для 57% - второго порядка); проблемы чрезмерного усложнения операций, связанных с экспортом бриллиантов (для 14% - серьезная, для 57% - второго порядка);
3) менее значимые проблемы, которые для большинства предприятий являются проблемами второго порядка или оказывают минимальное воздействие на результаты их деятельности. К их числу относятся: низкий уровень технологий и изношенность основных фондов (70%); квалифицированные кадры (более 70%); отсутствие материалов и комплектующих, накопление кредиторской задолженности (85%).
Подытоживая вышесказанное, можно прийти к выводу, что предприятиям АОП России целесообразно
Таблица 4
Предпосылки и мотивы объединения предприятий АОП России
Факторы, требующие укрупнения Предпосылки и мотивы объединения (выводы наши на основе [7, 8])
Мировые тенденции
Рост конкуренции Ускоренные темпы роста в новых индустриальных странах Регулирование рынка и движения товаров крупными ТНК одновременно с международным и межгосударственным регулированием Формирование олигополистической структуры рынка Углубление международного разделения труда Рост синтетической продукции Обеспечение конкурентоспособности продукции по цене за счет синергетического эффекта Разработка стратегий борьбы с конкурентами и завоевания новых рынков сбыта
Согласованная политика в области цен В перспективе возможность формирования подвижных интегрированных структур с крупными мировыми производителями без опасения оказаться в их подчинении Лоббирование совместных интересов в правительстве с последующим решением глобальных вопросов на межгосударственном уровне
Закрепление сырьевых источников в лице АК «АЛРОСА» Возможность закупки алмазного сырья на внешнем рынке Мотив монополии (рост рыночной мощи с целью защиты от крупных конкурентов) Предотвращение распада уникального алмазобриллиантового комплекса России Повышение покупательского доверия путем совместного проведения дорогостоящих процедур брендинга и сертификации бриллиантов
Особенности рынка
Колебания рыночной конъюнктуры Рост доходов населения мира Неограниченность спроса Спрос формирует производитель Бриллиант - продукт «идеи» Возможность приспособления к изменениям конъюнктуры за счет выпуска и реализации ассортимента бриллиантов согласно спросу на них
Возможность расширения доли рынка, обеспеченного синергетическим эффектом затрат на маркетинг
Комплексное изучение рынков сбыта и расширение рекламной деятельности. Создание эффективных систем продвижения и стимулирования товаров
Проблемы фирм АОП РФ
Инвестиционные Возможность снизить потребность в оборотных средствах за счет введения системы внутреннего кредитования Улучшение делового имиджа (перед партнерами, покупателями, инвесторами), разработка эффективных инвестиционных проектов
Поставки сырья Создание единой стабильной системы снабжения сырьем
Сбыт Снижение рисков нереализованной продукции Создание единой системы сбыта, снижение расходов на реализацию за счет достижения синергетического эффекта
Высокий уровень себестоимости Сокращение трансакционных и других расходов Экономия, обусловленная масштабами деятельности Возможность снижения налоговой нагрузки за счет исключения налогообложения внутри группы
Технический уровень оборудования Централизация функций технического оснащения производства Рост капитальных вложений в техническое перевооружение Возможность передачи избыточных основных фондов «сильными» фирмами менее «сильным» Оказание технической и производственной помощи «сильными» фирмами менее «сильным»
Кадры и слабый менеджмент Повышение квалификации работников через единую систему обучения Создание внутрифирменной биржи работников Создание сильной группы в высшем руководстве объединения Разумная централизация и децентрализация
Слабая поддержка со стороны государства Стремление укрепить связи с государственными органами власти Лоббирование интересов фирм АОП в правительстве
Низкий уровень НИОКР Приобретение для совместного пользования ноу-хау, патентов, лицензий Снижение расходов на НИОКР за счет достижения синергетического эффекта
Низкий уровень рентабельности Стремление обеспечить стабильность, выживаемость, предотвратить кризис Стремление обеспечить выживаемость фирм отдельных регионов
сформировать единую интегрированную структуру. В табл. 4 представлены основные предпосылки и мотивы объединения предприятий АОП, основанные на отмеченных выше мировых тенденциях, особенностях развития мирового рынка бриллиантовой продукции и проблемах развития предприятий АОП России.
Данные, приведенные в табл. 4, позволяют логически определить приемлемую форму интеграции предприятий АОП России, организационное построение интегрированной группы, ее структуру, оптимальный состав участников.
По нашему мнению, наиболее приемлемой формой интеграции предприятий АОП России является финансовопромышленная группа (ФПГ), имеющая ряд основных преимуществ перед другими формами. Во-первых, она предусматривает объединение большинства сторон деятельности фирм для решения проблем предприятий АОП России, особенно ключевых в области маркетинга и поставок алмазного сырья, в условиях крайнего дефицита внутренних и внешних источников финансирования. Во-вторых, предусматривает «мягкий», менее глубокий способ интеграции, что особо важно, если принимать во внимание возможные опасения большинства предприятий АОП России, имеющих сложившиеся производственные программы и механизмы деятельности, стать подконтрольными материнской фирме. В-третьих, ФПГ, как показывает мировой опыт, являются каркасом рыночной экономики целого ряда стран (в частности, Японии, Германии, Южной Кореи), а широкий спектр ФПГ, зарегистрированных в России (69 в 2005 г.), доказывает эффективность и целесообразность их применения в российской практике. Наконец, ФПГ - единственная в России интегрированная структура, имеющая законодательное подтверждение, позволяющая предприятиям, согласно условиям законодательства, рассчитывать на государственную поддержку.
ФПГ, объединяющей предприятия АОП РФ, целесообразно иметь следующее организационное построение [9]:
- тип интеграции - горизонтальный (а не вертикальный или конгломератный). Российская практика свидетельствует, что вертикальная интеграция может быть оправданна лишь при экономическом равенстве объединяющихся сторон. Так, предприятия АОП России в отличие от предприятий алмазодобывающей промышленности страны имеют более высокие экономические риски, множественные производственно-экономические проблемы. Вертикальная интеграция «вперед» может также не принести ожидаемого эффекта, поскольку предприятия ювелирной промышленности в большинстве своем низкорентабельны, при этом в рамках объединения могут преследовать собственные интересы (например, в продвижении торговой марки). Конгломератный тип объединения также неприемлем, поскольку основные цели объединения предприятий АОП России - решение
производственных проблем и максимизация прибыли за счет достижения синергетического эффекта, а не за счет дифференциации деятельности;
- территориальные границы осуществления деятельности - государственные. Создание ФПГ предполагает объединение всех предприятий АОП России при ведущей роли российских компаний и фирм с минимальным участием иностранного капитала, что позволит обеспечить эффективность деятельности ФПГ и ее развитие;
- способ внутригруппового управления - система взаимоучастия во главе с центральной компанией. Деятельность в предлагаемой ФПГ целесообразно вести на основании договора о сотрудничестве (вместо перекрестного участия в собственности), для координации работы ФПГ создать центральную компанию группы, уполномоченную на ведение дел ФПГ. Предполагается, что в настоящее время большинство предприятий АОП РФ не пойдут на взаимный обмен акциями, поскольку «сильные» предприятия могут быть не заинтересованы в обмене акциями с малорентабельными предприятиями, а мелкие фирмы могут не пойти на обмен акциями из-за опасения стать подконтрольными крупным компаниям;
- способ формирования - по инициативе участников. Предполагается, что государство не будет заинтересовано в создании ФПГ, во-первых, потому, что приоритетным направлением развития алмазобриллиантового комплекса России до настоящего времени остается алмазодобывающая промышленность, во-вторых, как показывает практика, фактическая государственная поддержка в создании и развитии ФПГ в России несущественна;
- форма собственности - смешанная. Интерес государства к деятельности и дальнейшему развитию ФПГ предлагается повысить за счет включения государственных организаций и структур в работу ФПГ. Учитывая мировой опыт, предлагается установить в создаваемой ФПГ государственный контроль в части движения алмазного сырья и кредитных средств. Создание ФПГ с учетом государственных интересов позволит предприятиям АОП России рассчитывать на поддержку со стороны государства;
- центр формирования - промышленные предприятия. ФПГ будет сформирована вокруг группы предприятий АОП РФ.
Составляющими (участниками) ФПГ могут стать органы управления, БАНК, ОРАСБ (организации, занимающиеся распределением алмазов и сбытом бриллиантов), ПРОИЗВОДИТЕЛЬ [6, 9].
Основные характеристики участников ФПГ представлены ниже.
Первый блок ФПГ представлен органами управления.
Высшим органом управления ФПГ выступит совет управляющих, который будет сформирован из всех участников. Решения, принимаемые советом управляющих, будут реализовываться центральной компанией,
учрежденной всеми участниками ФПГ, путем объединения своих материальных и нематериальных активов. Центральная компания будет вести общие дела ФПГ, руководить деятельностью ее участников. В обязанности центральной компании предлагается также включить следующие виды деятельности: проведение анализа финансового состояния предприятий - участников ФПГ; подготовка бизнес-планов по инвестиционным проектам, подбор внешних инвесторов; образование залогового фонда для привлечения инвесторов; помощь в нахождении новых рынков сбыта, разработке маркетинговых программ; контроль за экспортными операциями; осуществление консультационных услуг юридического и экономического характера; организация обучения руководства ФПГ; координация деятельности группы.
Второй блок ФПГ представлен БАНКом (условное название).
В состав БАНКа войдут различные кредитнофинансовые учреждения: банки, лизинговые и страховые компании, другие структуры. Предлагается в состав БАНКа включить организации, имеющие к настоящему времени опыт работы с предприятиями АОП России, при ведущей роли банка с наибольшей долей в нем государственного капитала.
Деятельность БАНКа будет направлена на решение инвестиционных проблем участников ФПГ. Кредитные средства БАНКа будут состоять из кредитов на закупку алмазного сырья, кредитов на приобретение или обновление основных средств либо на прочие нужды ПРОИЗВОДИТЕЛЯ с целью снижения их расходов, кредитов, предоставляемых сбытовым предприятиям ОРАСБа на их создание и развитие.
Предлагается, чтобы БАНК не только получал проценты за предоставленный кредит, но и дивиденды от реализации бриллиантов, что повысит его заинтересованность в сокращении расходов ПРОИЗВОДИТЕЛЯ с целью получения максимальной прибыли от реализации бриллиантов. Кроме того, так смогут быть снижены инвестиционные риски банков, а значит повышена их заинтересованность в работе ФПГ и в кредитовании российских производителей бриллиантов.
Третий блок ФПГ - ОРАСБ (условное название).
В состав ОРАСБа войдут контролирующий орган и сбытовые предприятия.
Контролирующий орган ОРАСБа будет представлять собой организацию, созданную государством и уполномоченную им на ведение деятельности в предлагаемой ФПГ. Основная деятельность контролирующего органа будет направлена на решение проблем алмазного сырья производителей бриллиантов - участников ФПГ. Кроме того, задачей контролирующего органа ОРАСБа будет являться содействие развитию предприятий ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, следовательно, развитию АОП России путем оказания помощи в формировании государственной политики в АОП России, своевременной постановки перед
правительством вопросов, возникающих в работе предприятий ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, и выработки взаимоприемлемых решений, разработки проектов нормативных актов, направленных на поддержку и развитие производителей бриллиантов - участников ФПГ.
Решение проблемы алмазного сырья предполагает государственную (правовую) поддержку, а также государственный контроль в части, касающейся продажи и движения алмазного сырья, которые будут осуществляться через контролирующий орган ОРАСБа.
Предлагается в договоре о создании ФПГ оговорить, что отбор, закупка и распределение алмазного сырья между предприятиями ПРОИЗВОДИТЕЛЯ будут производиться централизованно контролирующим органом ОРАСБа, что, по нашему мнению, сможет способствовать развитию ФПГ, поскольку упорядочит отношения в группе (путем исключения между предприятиями ПРОИЗВОДИТЕЛЯ разногласий в вопросах поставок сырья), а также исключит из группы «недобросовестных» участников (основной целью которых является перепродажа алмазов на мировом рынке, а не производство бриллиантов) и «неэффективных» участников. Кроме того, в таком случае предприятия - участники ФПГ смогут рассчитывать на поддержку государственных властей.
Отбор алмазного сырья будет осуществляться совместно контролирующим органом ОРАСБа и коллегиальным советом ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, согласно потребностям предприятий ПРОИЗВОДИТЕЛЯ и конъюнктуре мирового рынка. Исследование мирового рынка будут осуществлять сбытовые предприятия ОРАСБа. Централизованные закупки алмазного сырья контролирующим органом ОРАСБа будут осуществляться за счет средств предприятий ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (собственных или предоставляемых им БАНКом). Предоставление алмазного сырья будет осуществляться на основании заявок и с учетом производственных мощностей предприятий ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (по принципу предоставления алмазного сырья в Израиле). Основным принципом контролирующего органа ОРАСБа станет обеспечение равных прав и возможностей предприятий ПРОИЗВОДИТЕЛЯ при распределении алмазного сырья.
Государственная поддержка, по опыту ЮАР, сможет выражаться в законодательном установлении того, что право первой руки при закупке алмазов будут иметь предприятия со 100-процентным российским капиталом, затем совместные предприятия, далее прочие покупатели.
Деятельность сбытовых предприятий ОРАСБа будет направлена на решение маркетинговых проблем производителей бриллиантов - участников ФПГ. Сбытовые предприятия ОРАСБа будут реализовывать бриллианты предприятий ПРОИЗВОДИТЕЛЯ в розницу, что потребует значительных финансовых вложений. В связи с этим предлагается для создания и развития сбытовых предприятий ОРАСБа привлечь, помимо кредитных средств
БАНКа, иностранных инвесторов, а также активы предприятий ПРОИЗВОДИТЕЛЯ.
В настоящее время мировой рынок бриллиантовой продукции делится на три основных сегмента: высококачественных бриллиантов (около 10%), бриллиантов коммерческой огранки (около 60%), низкокачественных бриллиантов из мелкоразмерного сырья (около 30%).
Нами на основе проведенного SWOT-анализа установлено, что наибольшим конкурентным преимуществом российские производители бриллиантов обладают в сегменте высококачественных бриллиантов. Деятельность сбытовых предприятий ОРАСБа в этом сегменте рынка целесообразно направить на обеспечение стабильности сбыта, повышение покупательской способности существующих потребителей, расширение реализации за счет потенциальных покупателей. Основными потребителями в данном сегменте рынка могут стать группа покупателей «Бэби Бумерз» в США, покупатели старше 60 лет в Японии, покупатели в Гонконге, Южной Корее, странах Персидского залива.
Увеличение объема продаж и усиление конкурентных преимуществ в сегменте бриллиантов коммерческой огранки, характеризующемся нестабильностью спроса (особенно в годы ухудшения конъюнктуры мирового рынка) и наличием большого числа конкурентов, в рамках ФПГ станут возможными за счет обеспечения стабильности поставок бриллиантов на мировой рынок; поддержания и расширения спроса на бриллианты путем проведения широкомасштабных рекламных акций и продвижения сертифицированных бриллиантов с торговой маркой; достижения более низкой среднереализационной цены бриллианта, обеспеченной за счет снижения себестоимости продукции предприятий ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. Основными потребительскими рынками сбытовых предприятий ОРАСБа в этом сегменте могут стать США, Япония, страны Азии (особенно Китай, Индия, Южная Корея), Западной Европы (особенно Германия, Франция, Великобритания), Персидского залива, Россия.
Выход сбытовых предприятий ОРАСБа на рынок с бриллиантами из мелкоразмерного алмазного сырья в два грейнера и ниже (далее - мелкие бриллианты), производимыми фирмами малого бизнеса - участниками ФПГ, станет возможным при условии государственной поддержки, которая может быть реализована через механизм программы «Поддержка и развитие малого бизнеса в алмазообрабатывающей промышленности России».
В настоящее время выход на мировой рынок с мелкими бриллиантами затруднен ввиду монопольного положения на нем производителей из Индии, поэтому внутренний рынок России будет являться наиболее перспективным направлением деятельности сбытовых предприятий ОРАСБа в данном сегменте. Продвижение мелких бриллиантов на внутренний рынок потребует усиленной маркетинговой деятельности сбытовых предприятий ОРАСБа, следовательно, дополнительных рас-
ходов в размере от 1 до 5,4 млн долл. США, которые (на этапе становления фирм малого бизнеса) предлагается частично компенсировать из средств федерального бюджета (или бюджетов областей, где предлагается создание фирм малого бизнеса) и внебюджетных фондов [10].
По нашим подсчетам, предполагаемый размер бюджета на маркетинг сбытовых предприятий ОРАСБа будет равен в среднем 60 млн долл. США в год, при этом на каждом товарном рынке маркетинговые расходы будут составлять не менее 1 млн долл. США [10].
Предлагается осуществлять реализацию бриллиантов на мировом рынке под единой торговой маркой, которая будет собственностью ОРАСБа и которую он сможет использовать только для реализации бриллиантов, произведенных в ФПГ. ОРАСБ сможет иметь несколько торговых марок. Продажа или сдача в аренду торговой марки ОРАСБа станет возможной по соглашению между участниками ФПГ.
Реализацию бриллиантов внутри ФПГ предлагается осуществлять по внутренним ценам, которые будут устанавливаться исходя из фактической себестоимости произведенного бриллианта и конъюнктуры мирового рынка и регулярно согласовываться между сбытовыми предприятиями ОРАСБа и коллегиальным советом ПРОИЗВОДИТЕЛЯ.
Четвертый блок ФПГ - ПРОИЗВОДИТЕЛЬ (условное название).
В состав ПРОИЗВОДИТЕЛЯ войдут предприятия, занимающиеся обработкой алмазов, в том числе крупные фирмы АОП России (ядро данного блока), менее «сильные» заводы и фирмы малого бизнеса (занимающиеся производством мелких бриллиантов), а также единая снабженческая организация, занимающаяся поставками необходимых оборудования, материалов и комплектующих; фирмы, занимающиеся изготовлением и ремонтом станков, оснастки и вспомогательного оборудования, изготовлением расходных материалов; инновационные и научные предприятия. Во главе ПРОИЗВОДИТЕЛЯ будет коллегиальный совет.
Для повышения заинтересованности крупных предприятий АОП России в участии в ФПГ и для исключения из группы «неэффективных» участников предлагается перед производителями бриллиантов поставить условие
- обеспечивать при производстве бриллиантов определенный процент добавленной стоимости.
Создание и развитие ФПГ предполагают переработку всего ассортимента алмазного сырья (в том числе мелкоразмерного) предприятиями ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. По нашему мнению, для этого имеются все необходимые предпосылки.
Предполагается, что предприятия ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (имеющие налаженное производство бриллиантов и простаивающие в настоящее время заводы) будут продолжать специализироваться на обработке крупно- и среднеразмерного алмазного сырья.
Производство мелких бриллиантов, по примеру Индии, целесообразно осуществлять фирмами малого бизнеса, что позволит, во-первых, снизить себестоимость производимой продукции за счет сокращения значительных накладных расходов, которые несут фирмы среднего и крупного бизнеса, во-вторых, рассчитывать на государственную поддержку, поскольку развитие малого предпринимательства в России рассматривается как неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования страны.
Основными проблемами, с которыми могут столкнуться в процессе своего создания и развития фирмы малого бизнеса, являются проблема размещения, а также проблемы, связанные с подготовкой помещений и кадров, со стабильным функционированием и с выходом на рынок. Для решения первой проблемы фирмы малого бизнеса целесообразно размещать в тех регионах России, где имеются предпосылки для их работы (низкий уровень оплаты труда, высокий уровень безработицы, месторасположение вблизи к Смоленской области, где находится ОАО «ПО «Кристалл»») Однако решение большинства проблем и дальнейшее поступательное развитие фирм малого бизнеса потребуют значительной активизации государственной политики. Например, в Индии бриллиантовое производство получило свое развитие именно благодаря активной поддержке со стороны государства [5].
Отмеченная выше программа может стать основным инструментом реализации государственной политики в области развития фирм малого бизнеса. Мероприятия в программе могут быть сгруппированы по шести основным направлениям: формирование благоприятной внешней среды для фирм малого бизнеса (в виде нормативно-правового обеспечения участия фирм в работе алмазной отрасли России, в программах развития малого предпринимательства); поддержка кредитная (в виде предоставления финансовых гарантий инвесторам), имущественная (в виде формирования базы данных арендных помещений) и инвестиционная (в виде подготовки бизнес-планов и поиска инвесторов); образовательная поддержка (в виде организации взаимодействия с учебными заведениями, финансовой помощи в подготовке специалистов); организация взаимодействия с промышленными предприятиями АОП РФ в вопросах подготовки кадров, обеспечения оборудованием, микрокредитования, партнерства в процессе производства; информационное обеспечение фирм малого бизнеса (в виде организационной, методической и консультационной помощи); содействие в продвижении продукции на рынок.
В качестве основных исполнителей указанной программы могут выступить контролирующий орган и центральная компания предлагаемой ФПГ, министерства экономики областей, где предлагается создание фирм малого бизнеса, По нашим расчетам, объемы государственного финансирования программы составят от 78 до
364 млн руб. из средств федерального и/или областных бюджетов и 13 млн руб. из средств фондов занятости. Период реализации предлагается выбрать в пять лет путем проведения двух этапов, предусматривающих создание 60 пилотных фирм и дальнейшее поэтапное открытие еще около 150 фирм малого бизнеса [10].
С учетом выполнения комплекса мероприятий, приведенных выше, в работе [10] нами проведены расчет расходов на производство продукции фирмой малого бизнеса, согласно которому цена одного карата мелкого бриллианта составляет в среднем 6 338 руб., и расчет результатов деятельности фирмы малого бизнеса, согласно которому отношение стоимости бриллианта к стоимости алмазного сырья (в среднем - 1 300 руб.) составляет 4,88. Сравнивая последний показатель с минимальным показателем в Индии в период с 1980 по 2003 гг. (4,8 в 2000 г.) [5], приходим к выводу, что при государственной поддержке на этапе создания и становления фирм производство мелких бриллиантов в России может оказаться экономически эффективным. Согласно расчетам, чистая прибыль фирмы малого бизнеса от продажи мелких бриллиантов по минимальной цене составляет более 200 тыс. руб. в год [10].
В каждом конкретном случае фирма малого бизнеса сможет определить собственный порог рентабельности исходя из цен на алмазное сырье и бриллианты, сложившихся на мировом рынке, уровня себестоимости и т.д. Согласно нашим расчетам, порог рентабельности фирмы малого бизнеса в среднем составляет 3 259 карат в год, т.е. при шестичасовом и двухсменном рабочем дне производительность труда огранщика должна быть не менее 22 камней в день, обдирщика - не менее 42 камней в день [10]. В Индии средняя производительность труда огранщика составляет 10 камней в день [5]. Следовательно, при неравных условиях деятельности фирм малого бизнеса и производителей мелких бриллиантов в Индии (более высоком уровне себестоимости бриллианта, формируемом, в основном, более высоким уровнем оплаты труда, процентов по кредиту, расходов на содержание помещений) конкурентоспособность продукции фирм малого бизнеса по цене может быть обеспечена, в первую очередь, более высокой производительностью труда.
При условии ближайшей реализации мероприятий, приведенных в данной статье, обработка в рамках предлагаемой ФПГ всего алмазного сырья, добываемого в России, станет возможной уже к 2011 г.
Модернизацию и расширение производства в предлагаемой ФПГ целесообразно проводить за счет централизованного приобретения уполномоченной структурой (единой снабженческой организацией, которая может быть сформирована за счет средств участников или являться самостоятельным юридическим лицом) оборудования, вспомогательных материалов и комплектующих. Также предлагается на базе имеющегося опыта развить в ФПГ собственное производство материалов и оборудо-
Таблица 5
Оценка экономического эффекта, ожидаемого от реализации предлагаемой ФПГ
Показатель Фирмами крупного и среднего бизнеса Фирмами МБ ФПГ, всего
1 вариант1 2 вариант1 1 вариант1 2 вариант1
Коэффициент эффективности при производстве бриллиантов (К"11 )2 К1* = 1.15 РФ ’ К-'^ = 1,33 К^МБ= 1,28 - -
Объем алмазов, фактически обрабатываемых в России, млрд.долл. США(У4ПП) 1,0 [14] - - -
Объем алмазов, обрабатываемых в предлагаемой ФПГ, млрд долл. США/год (У“фпг)3: до 2010 г. после 2010 г. 1,68 2,08 1,68 2.08 0,05 0,18 1,73 2,26 1,73 2,26
Дополнительная добавленная стоимость при производстве бриллиантов (ДСПР) (К-р у - Vа ) - (К-р 4 РФ ФПГ ФПГ7 4 РФ у» -Vа ) = ДС1®- (КПРч,ПіГ-ПіГ)-(КПРрфПоп -Уадпп) = ДС-т КПРмбПіш-У“фіш = ДС“™4 ДСкспр + ДС“пр = ДСфш'пр
до 2010 года (млрд долл.США/год) (1.15 * 1.68 - 1.68) - (1.15 * 1 1) = 0,1 (1.33 * 1.68 - 1.68) - (1.15 * 1 1) = 0,4 1,28 * 0,05 - 0,05 = 0,014 0,1 + 0,01 = 0,11 0,4 + 0,01 = 0,41
после 2010 года (млрд долл.США/год) (1,15 * 2,08 - 2,08) - (1,15 * 1-1) = 0,16 (1,33 * 2,08 - 2,08) - (1,15 * 1 - 1) = 0,54 1,28 * 0,18 - 0,18 = 0,05 0,16 + 0,05 = 0,21 0,54 + 0,05 = 0,59
Коэффициент эффективности при реализации бриллиантов (К1^)4 1,1 (рассчитано поданным [11, 12, 13, 14)
Дополнительная добавленная стоимость при реализации бриллиантов (ДСР) КРМР(КПРРФУ“Ф1Ш)-КПРРФУФ1Ш = ДС“, крмр(кпрмру“фіш)-кпрмру“фіш = ДѓРЮ> (Кпр Vа ) МР V МБ ФПГ-' - КПРмбПіш = дс™„ ДСКСР + дсмр = дсфпгпр
до 2010 года (млрд.долл.США/год) 1,1(1,15 * 1,68) - 1,15 * 1,68 = 0,19 1,1(1,33 * 1,68) - 1,33 * 1,68 = 0,22 1,1(1,28 * 0,05) -1,28 * 0,05 = 0,007 0,19 + 0,007 = 0,2 0,22 + 0,007 = 0,23
после 2010 года (млрд.долл.США/год) 1,1(1,15 * 2,08) - 1,15 * 2,08 = 0,24 1,1(1,33 * 2,08) - 1,33 * 2,08 = 0,28 1,1(1,28*0,18)-1,28*0,18= 0,023 0,24 + 0,02 = 0,26 0,28 + 0,02 = 0,3
Количество новых рабочих мест, тыс. чел. до 2010 г. после 2010 г. 4,95 7,25 4,95 7,25 0,86 2,86 5,7 10 5,7 10
Количество новых фирм, шт. до 2010 г. после 2010 г. - 607 2107 60 210 60 210
Примечания: 1 вариант рассчитан при условии сохранения производственных возможностей предприятий, 2 вариант - при условии доведения производственных возможностей предприятий до мирового уровня; 2. Средний коэффициент эффективности при производстве бриллиантов на предприятиях АОП РФ (Кпррф- рассчитано по данным табл. 2), в мировой практике (Кпрм[) - рассчитано нами по данным [11, 12, 13, 14]); фирмами малого бизнеса (К11^ - см. [10]); 3. До 2010 г. для фирм крупного и среднего бизнеса - объем алмазов, добываемых в России, за минусом алмазов, реализуемых в настоящее время ТНК «Де Бирс», и потребляемых фирмами МБ (2,26 млрд долл.США - 0,4 млрд долл.США - 1,8 млрд долл.США); для фирм малого бизнеса - объем алмазов, потребляемых 60 пилотными фирмами (0,51 млрд долл.США - см. [10]). После 2010 г. - весь объем алмазов, добываемых в России (2,26 млрд долл.США [13]); 4. В настоящее время доля производимых в России мелких бриллиантов и доля розничных продаж всех видов бриллиантов столь незначительны, что в рамках настоящего исследования ими можно пренебречь; 5. Численность работников предприятий АОП РФ, на которых нами проводился анализ финансово-хозяйственной деятельности, составляла около 4 500 человек, объем перерабатываемых алмазов - около 800 млн долл. США. Следовательно, рост объемов алмазов, обрабатываемых фирмами крупного и среднего бизнеса ФПГ, до 1,68 и 2,08 млрд долл. США способен обеспечить рост занятых как минимум на 4,9 до 2010 г. и на 7,2 тыс.чел. после 2010 г.; 6. 7. См. [10]
ЗА. Божевольная. К ВОПРОСУ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ В АЛМАЗООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
вания, создать научные и инновационные предприятия, капитал которых может складываться из взносов участников группы, рисковых вложений ФПГ, кредитов инновационных банков.
Анализ работ по вопросам кооперации предприятий, в частности [7, 8], показал, что основными условиями эффективности и устойчивости функционирования ФПГ в России являются верно сформированный состав, обоснованная территориальная структура группы, наличие стратегии маркетинга, тесная взаимосвязь и согласованность действий ее участников, их заинтересованность во взаимодействии друг с другом. Функционирование предлагаемой ФПГ подразумевает соблюдение этих условий.
Экономический эффект, ожидаемый от реализации предлагаемой ФПГ и рассчитанный на краткосрочную (до 2010 г.) и долгосрочную (после 2010 г.) перспективу (в двух вариантах: 1-й - при условии сохранения производственных возможностей предприятий, 2-й - при условии доведения производственных возможностей предприятий до мирового уровня), следующий:
1. Решение большинства производственноэкономических проблем, затрудняющих работу предприятий АОП России, следовательно, развитие отечественных производителей бриллиантов.
2. Увеличение объемов алмазного сырья, обрабатываемого на территории России, до 1,73 млрд долл. США в год до 2010 г. и до 2,26 млрд долл. США год после 2010 г. (табл. 5).
3. Получение дополнительной добавленной стоимости при производстве бриллиантов в размере 0,11-0,41 млрд долл. США в год до 2010 г. и 0,21-0,59 млрд долл. США в год после 2010 г. (табл. 5).
4. Получение дополнительной добавленной стоимости при реализации бриллиантов на мировом и внутреннем рынках в размере 0,2-0,23 млрд долл. США в год до 2010 г. и 0,26-0,3 млрд долл. США в год после 2010 г. (табл. 5).
5. Создание всего около 10 тыс. дополнительных рабочих мест, в том числе около 5,7 тыс. рабочих мест до 2010 г. и около 4,3 тыс. рабочих мест после 2010 г. (табл. 5).
6. Создание около 210 новых фирм малого бизнеса, в том числе 60 фирм до 2010 г. и 150 фирм после 2010 г. (табл. 5).
7. Улучшение экономической и социальной ситуации в 18 областях РФ, имеющих одни из самых низких в стране уровни оплаты труда и одни из самых высоких в стране уровни безработицы.
Л и т е р а т у р а
1. http://www.debeersgroup.com/debeersweb/home+page.htm
2. Матвеев А.С., Протасов В.Ф. Развитие алмазной промышленности России и эффективность инвестиций. Проблемы, теория, практика. - М.: Изд-во «Полярный круг», 2004. -448 с.
3. Экономика алмазогранильного производства на Севере // Ф.С. Тумусов, М.А. Мординова, Н.Н. Березкина и др. - Якутск: Кудук, 2000. - 150 с.
4. Кириллин А.Д., Кириллин Г.А., Кириллин О.А. Алмазобриллиантовый комплекс Якутии. - М.: Издательский дом «Полярный круг», 2001. - 192 с.
5. Фридман А.А., Вечерина О.П. Израиль и Индия - два полюса мирового алмазобриллиантового рынка. Часть II. Индия.
- М.: ЦЭМИ РАН, 2005. - 173 с.
6. Божевольная З.А. Основные проблемы развития алмазообрабатывающей промышленности России // Экономика. Культура. Образование. - 2007. - № 1. - С. 141-148.
7. Цуглевич В.Н. Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка - М.: Экзамен, 2003. - 160 с.
8. Антонов Г.Д., Иванова О.П. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 5. - С. 32-44.
9. Божевольная З.А. Интеграция как способ развития предприятий алмазообрабатывающей промышленности России // Российское предпринимательство. - 2007. - № 8(1). - С. 138142.
10. Божевольная З.А. К вопросу производства на территории России бриллиантов из мелкоразмерного алмазного сырья // Российский экономический журнал. - http://e-rej.ru/ Articles/2007/Bozhevolnaya.pdf
11. Tacy’s 2003 diamond pipeline (in US$ billion) // http:// www.indexonline.com. - 2004. - May 13.
12. The 2004 diamond pipeline (in US$ billion) // http://www. indexonline.com. - 2005. - May 9.
13. The 2005 diamond pipeline (in US$ billion) // http://www. indexonline.com. - 2006. - May 21.
14. The 2006 diamond pipeline (in US$ billion) // http://www. indexonline.com. - 2007. - April 22.
Z.A. Bozhevolnaya
The problem of reasonability of formation of integrated structure in Russia’s diamond processing industry
The author tries to find new ways of development of Russia’s diamond processing industry enterprises. Thereupon the problems of development of these enterprises and world experience (including modern trends and particularities of diamonds market development ) are studied in the article. In order to solve the problems shown it is proposed to combine industry’s enterprises efforts and to create financial and industrial group taking into account the world experience. Organization scheme, structure and mechanism of functioning of proposed financial and industrial group.
Key-words: diamond processing industry, integration, world market of diamond production, financial and industrial group, small diamonds production.