Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА КЛИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА КЛИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

442
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
КЛИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / БАНКРОТСТВО / КЛИРИНГ / CLEARING COMPANY / BANKRUPTCY / CLEARING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беккалиева Наталья Климентьевна, Полянская Диана Александровна, Найденов Никита Михайлович

В данной статье рассматриваются основные проблемы процедуры банкротства клиринговой компании, их порядок проведения. Изучена специфика деятельности клиринговых организаций. А также приведены примеры и статистика банкротств, клиринговых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS OF THE CLEARING COMPANY'S BANKRUPTCY PROCEDURE

This article discusses the main problems of the bankruptcy procedure of a clearing company and their procedure. The specifics of clearing organizations ' activities are studied. Examples and statistics of bankruptcies and clearing companies are also provided.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА КЛИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ»

УДК 33

Беккалиева Наталья Климентьевна Bekkaliev Natalia Klimentevna

Кандидат экономических наук, доцент

PhD in Economics Полянская Диана Александровна Polyanskaya Diana Alexandrovna

Студент Student

Найденов Никита Михайлович Naydenov Nikita Mikhailovich

Студент Student

ФГБОУ ВО Поволжский институт управления, Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации Volga Institute of Management of Russian Academy of National Economy and Public Service

under the President of the Russian Federation

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА КЛИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ

MAIN PROBLEMS OF THE CLEARING COMPANY'S BANKRUPTCY

PROCEDURE

Аннотация, в данной статье рассматриваются основные проблемы процедуры банкротства клиринговой компании, их порядок проведения. Изучена специфика деятельности клиринговых организаций. А также приведены примеры и статистика банкротств, клиринговых компаний.

Abstract: this article discusses the main problems of the bankruptcy procedure of a clearing company and their procedure. The specifics of clearing organizations ' activities are studied. Examples and statistics of bankruptcies and clearing companies are also provided. Ключевые слова: клиринговая компания, банкротство, клиринг Keywords: clearing company, bankruptcy, clearing

Обычно, под клирингом понимается процедура «очистки» обязательств контрагента. Другими словами, это система безналичных расчетов за товары и услуги с учетом финансовых взаимных обязательств и требований. Клиринг-компания - посредник в таких транзакциях, которая выступает как продавцом,

так и покупателем. Это позволяет обеспечить заказы между торговыми агентами, минимизировав возникновения трудовых споров.

Законодатель дает юридическое определение клиринговой деятельности в ФЗ «О клиринговой деятельности» № 7 - ФЗ от 07.02.2011 г., который вступил в силу 1 января 2012 г.

Статья №4 данного ФЗ дает следующие определения:

— клиринг — подлежащие исполнению обязательства, возникшие из соглашений, в том числе и при осуществлении неттинга обязательств, а также подготовка соответствующей документации, являющейся основанием для прекращения или исполнения такого рода обязательств

— неттинг является полным или частичным прекращением обязательств, допущенных к клирингу, зачетом или иными способами, устанавливаемыми правилами клиринга;

— клиринговая деятельность — действия по оказанию клиринговых услуг по утвержденным клиринговой компанией правилами клиринга, в установленном порядке зарегистрированными федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков;

— клиринговая услуга — услуга по осуществлению клиринга;

— клиринговая организация - это юридическое лицо, которое имеет право на осуществление клиринговой деятельности на основании получаемой лицензии на осуществление клиринговой деятельности [1].

Разработка и принятие закона было аргументировано тем, что ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ФЗ 1996 №39-ФЗ от 22. 04), в котором клиринговым организациям была посвящена лишь одна статья №6, не раскрывал полностью данный вид деятельности.

Ст. 201.16 и ст.201.17 127-ФЗ Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) регулирует процедуру банкротства клиринговых фирм, которые имеют свои особенности.

Порядок банкротства клиринговых организаций состоит из нескольких шагов:

1. Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд;

2. Анализ финансового состояния участника клиринга;

3. Наблюдение и назначение временной администрации;

4. Сбор требований клиентов и кредиторов, составление реестра

требований;

5. Решение и выбор следующего этапа банкротства;

6. Итоговый этап - закрытие дела и восстановление функционирования клиринговой фирмы или её ликвидация и распродажа имущества [2].

Заявление о начале этапа банкротства подает участник рынка ценных бумаг, им может быть кредитор, представитель налоговой службы, прокуратура, клиенты фирмы или контрагенты, которые доверили клиринговой компании работу со своими ценными бумагами. Какие же существуют проблемы и отличия банкротства клиринговой компании от банкротства других юридических лиц. Основное отличие в том, что наблюдение вводится в отношение участника клиринга тогда, когда по итогам этапа 2 (финансового анализа) установлена достаточность ценных бумаги и иных материальных активов для возврата клиентам, которые были переданы в управления должнику. Стадия наблюдения отличается своими особенностями, например, в это время клиринговая фирма не имеет права заключать сделки при недостатке средств для выполнения обязательств, использовать средства со специальных торговых счетов, выдавать займы и заключать сделки репо без санкции управляющего. Если активов должника недостаточно для расчета с агентами, то суд объявляется фирму банкротов и назначает конкурсное производство [3].

Основной вид деятельности клиринговой компании - управление ценными бумагами клиентов. За это она несет материальную ответственность, но денежные средства клиентов не включаются в конкурсную массу, согласно п.4. 201.16 закона о банкротстве. Исключением являются случаи, когда дело о

банкротстве заведено и в отношении клиента клиринга. Случай, когда средств фирмы явно недостаточно как для погашения требований кредиторов, так и для возврата средств клиентам клирингам, решается погашением претензий клиентов пропорциональной и долям в общей сумме претензий. Схема следующая:

1 Ценные бумаги и иное имущество клиентов распределяется пропорционально их долям;

2. Проводится инвентаризации, оценка и реализация на торгах собственных активов клиринговой компании;

3. Выплата кредиторам первой и второй очереди;

4. Оставшиеся средства идут на погашение неудовлетворенных в первом шаге требований клиентов;

5. Погашение требований внешних кредиторов.

Если же средств клиринговой компании достаточно, то суд вводит процедуру финансового оздоровления или назначает внешнее управление. В это время компания может совершать сделки репо и иные операции с ценными бумагами клиентов при одобрении управляющего. В случаях, когда клиринговая компания имела зарубежных клиентов и кредиторов, то погашение долгов происходит с учетом законодательства их стран. В итоге, восстановление платежеспособности клиринговой компании достигается за счет:

1. Уменьшения числа рисковых операций (например, интуитивная бессистемная торговля, инвестирование в неликвидные ценные бумаги; торговля с плечом и т.п.);

2. Покупки максимально стабильных низкодоходных ценных бумаг (Наиболее корректным является сравнение доходности облигаций со средними ставками по депозитам крупнейших банков (топ-30). Согласно последним данным ЦБ, средневзвешенная ставка по вкладам по топ-30 банков на период от 1 года до 3-х лет составляет 5,75% (на период до года - 4,45%) На текущий

момент, около 30% всех облигаций на рынке (или около 550 облигаций) имеют отрицательную, нулевую или потенциальную доходность более 20%);

3. Расширение клиентской базы и привлечение средств инвестора.

Таким образом, изучив специфику деятельности клиринговых компаний, можно обозначить несколько проблем или специфик процедуры банкротства в отношении данных лиц:

1. Проблема, связанная с задержкой исполнения сделок в течении определенного временного промежутка, в результате чего у стороны сделки, которая выступает как добросовестный клиент, могут возникнуть дополнительные издержки. Чтобы оправдать себя и возместить ущерб, клиринговой компании нужно привлечь дополнительные средства, исполнив обязательства перед этими лицами;

2. Неисполнение сделок с ценными бумагами, связанное со следующими рисками: риск убытков вынужденного возмещения, риск неисполнения обязательств перед третьими лицами, потеря платежеспособности участника сделки и т.п. На сайте Московской Биржи представлена статистика по неисполнению сделок и размеру долгов брокеров и клиринговых центров перед третьими лицами. Например, ООО "Горизонт - Брокер" имеет размер неисполненных обязательств в размере 1 054 850 000 руб., а "ООО "ИК "ВИТУС" в размере 3 556 076 руб. [4];

3. Проблема информационной безопасности, заключающаяся в том, что данные клиентов, являющиеся строго конфиденциальной информацией, используются недобросовестными клиринг-специалистами в личных, корыстных целях. Так, в феврале 2015 г. неизвестный трейдер, впоследствии оказавшийся казанским «Энергобанком», выставлял нерыночные заявки: сначала продавал доллары по Р55, а затем покупал по Р65. За 14 минут заявок было выставлено почти на $500 млн, а ущерб для банка составил Р244 млн. За произошедшим стоит группа хакеров, заразившая терминал удаленного управления сделками «Энергобанка» трояном Corkow. В результате этой

истории «Энергобанк» понес серьезный урон. Банк подавал в суд на брокерские компании БКС, «Финам» и «Открытие Брокер», чьи клиенты получили прибыль со сделок с валютой по ходу тех роковых 14 минут. Банк требовал от них возмещения многомиллионных потерь. [5].

4. Зачастую, клиринговые компании сталкиваются с проблемой получения недостоверных данных на этапах работы, что приводит к финансовым проблемам и дополнительным издержкам, в том числе и потери репутации [6].

Там, где вращаются крупные суммы денег, обязательно находят себе место схемы мошенничества. Например, Дело № А40-131986/16-45-1144 г. Москва, 12 октября 2016 года, где гражданин Долгов Д.В. обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АКБ «Национальный клиринговый центр» по поводу неправомерного списания акций публичного акционерного общества «Газпром» в количестве 733 261, которые зачислили их на расчетный счет истца, открытого в депозитарии ООО «Компани Брокеркредитсервис» [7]. Другой пример судебного разбирательства находится в деле № 2-522/2011 Ленинского районного суда г. Перми, где гражданин Кузнецов А.В. обратился в суд с иском к ООО ««Компания Брокеркредитсервис» о признании неправомерно заключенного генерального соглашения в части определения размера требований гарантийного обеспечения и основания принудительного закрытия позиций клиентов [8].

Проанализировав интернет - ресурсы, можно сделать вывод о том, что громких дел с клиринговыми компаниями не наблюдается в последнее время или они хранятся в секрете, но факты мошенничества и факты атак на клиринговые центры присутствуют. Для того, чтобы избежать рисков, угроз и недопонимания обеим сторонам, существует Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте". Статья 22 закона предусматривает меры, которые направлены на снижение рисков и предотвращение конфликта сторон. Например, клиринговая компания обязана выстроить механизм управления рисками, связанными с

деятельностью и операциями, которая должна исходить из объема и характера операций. Осуществление клиринга с участием центрального контрагента предполагает наличие индивидуального или коллективного клирингового обеспечения, что должно быть зафиксировано в правилах клиринга .

Избежание рисков предполагает обязательную оценку каждого рабочего дня, размера обязательств контрагента, размер обязательств участника клиринга, размер индивидуального клирингового обеспечения. Также не помешает проведение стресс-тестирований системы управления рисками и её постоянное совершенствование, результаты которой отправляются в контролирующие органы в области финансовых рисков (Банк России) для оценки соответствия критериям, которые установлены нормативно-правовыми актами.

Анализируя рынок клиринговых услуг и разбирая данный вид деятельности глубже и глубже, находишь конкретные причины и пробелы в деятельности, приводящие, зачастую, к банкротству клиринговой организации. Нежелание соблюдать законодательство Российской Федерации, поиск путей обхода и выгодных сделок, сокрытие информации и прямой обман клиентов и контрагентов, рано или поздно приведет к тому, что контролирующие органы раскроют эти факты. Понесенные убытки от незаконной деятельности в разы больше, чем та выгода, ради которой совершаются преступления. Те компании, которые работают правомерно, должны детальнее прорабатывать систему управления рисками, иметь четкое представление и стратегию в борьбе с рисками, которые позволят избежать нежелательной и болезненной процедуры банкротства.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте "http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110267/2bbac0d94f1800е 127а 1 f2c4444a25b4cd943b2b/;

2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция) http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/;

3. Особенности несостоятельности (банкротства) профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, клиринговых организаций / URL: https://studepedia.org/mdex.php?vol=3&post=33588;

4. Раскрытие информации ПАО Московская Биржа / Информация организатора торговли / URL: https://www.moex.com/a144;

5. Взломать биржу. На что способны хакеры и стоит ли инвестору их бояться / URL: https://quote.rbc.ru/news/training/5d84d1a39a794741a1f050c3;

6. Риски клиринговых операций / URL: https://studref.com/455260/ekonomika/riski_kliringovyh_operatsiy#715;

7. Решение от 12 октября 2016 г. по делу № А40-131986/2016 / URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/XREPNyzM0eZ1/ (дата обращения 12.09.2020 г.);

8. Дело № 2-522/2011 / URL: http://www.gcourts.ru/case/1433628 (дата обращения 12.09.2020г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.