УДК 34 Шестакова А.А., Халиуллин Р.Г.
Шестакова А.А.
студент факультета экономики, управления и права Волжский государственный университет водного транспорта (г. Нижний Новгород, Россия)
Халиуллин Р.Г.
к.ю.н., начальник таможенного поста в аэропорту им. В.П. Чкалова г. Нижнего Новгорода - Нижегородская таможня (г. Нижний Новгород, Россия)
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ОТНЕСЕННЫХ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, связанные с производством по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере. Раскрываются сложности привлечения к административной ответственности физических лиц, перемещающих наличные денежные средства в иностранной валюте, проблемы назначения административного наказания физическому лицу, проблема уведомления физического лица при внесении изменений в процессуальные документы, а также имеющихся противоречий в статьях КоАП РФ о невозможности внесения изменений в протокол об административном правонарушении.
Ключевые слова: административное правонарушение, таможенный орган, производство, административная деятельность, административная ответственность.
Правоохранительная деятельность таможенных органов является важным элементом в отечественной правовой системе. Она направлена на обеспечение соблюдения таможенного законодательства, посредством применения форм и мер таможенного контроля. [1] Целью, которого является
выявление товаров, перемещаемых физическими лицами, подпадающих под запреты и ограничения.
По мнению Н.В. Шойдуко, «одно из основных направлений их деятельности, осуществляется в пределах своей компетенции, которая заключается в практический реализации административных полномочий в целях решения общественных задач государственного управления по поддержанию состояния защищенности личности, общества и государства, а также специальных задач по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями».[2] Во-первых, понятие рассмотрено ключе общественной безопасности, что, безусловно, имеет место быть. Во-вторых, на наш взгляд оно имеет широкий смысл и может применяться как общее понятие административной деятельности органов исполнительной власти.
Одно из направлений в правоохранительной деятельности таможенных органов, определенных в Таможенном Кодексе ЕАЭС - это ведение административного производства по делам об административных правонарушениях и привлечение лиц к административной ответственности в нарушение норм законодательства в сфере таможенного регулирования. [3] При выполнении возложенных функций таможенные органы имеют право на привлечение лиц к административной ответственности, в соответствии с административным законодательством РФ. В КоАП РФ п.5 ст. 23.8 подчеркивается, что таможенные органы уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях.[5] Отталкиваясь от мнения автора и нормативных документов, административная деятельность таможенных органов - это совокупность действий, направленных на выявление и пресечение административных правонарушений и осуществление административного производства, реализуя свое право через проведение таможенного контроля.
Производство по делам об административных правонарушениях является незаменимой частью деятельности таможенных органов. Правонарушения совершаются по большей части без умысла, из-за незнания
запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров. Несмотря на либерализацию законодательства, количество административных правонарушений не перестает расти. По Нижегородской области общее количество выявленных административных правонарушений возросло на 11% в 2022 году, возбуждено 2209 дел. Из этого количества 473 дела (в 2021-514 дел) возбуждено по статьям 16 главы КоАП РФ. [6] Стоит учитывать тот факт, что незначительное снижение показателей связано с изменением сезонного расписания международных рейсов в воздушном пункте пропуска.
Несоблюдение запретов и ограничений, недекларирование товаров и недекларирование наличных денежных средств, являются часто применяемыми нормами административного законодательства. Например, несоблюдение ветеринарных и фитосанитарных ограничений, имеется ввиду провоз продукции животного происхождения без заводской упаковки и сопроводительных документов, лекарственные препараты рецептурного характера, алкогольная и табачная продукция превышающая норму ввоза.
На данном этапе проводится усиленный контроль за перемещением наличных денежных средств физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС в воздушном пункте пропуска, как в международных направлениях, так и в страны Евразийского Экономического Союза. Существует проблема с привлечением лиц к административной ответственности. Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля в отношении физический лиц, следующих в международном направлении или в страны ЕАЭС на равных условиях применяется такая мера как устный опрос. Её применение обуславливается исполнением Указа Президента о запрете вывоза наличной иностранной валюты в эквиваленте 10000 долларам США с территории РФ. [7] В случае выявление факта перемещения физическим лицом наличных денежных средств следующим международным авиарейсом, такое лицо подлежит административной ответственности. В тоже время лица пересекающие границу в страны ЕАЭС к административной ответственности не привлекаются. Следовательно, мера таможенного контроля и в том, и в
другом случае применяется в равной степени, а мера административного воздействия нет, что существенно нарушает законные права.
Производство по делам об административных правонарушениях, сопровождается процессуальным оформлением признаков административного правонарушения. При совершении административных действий и составлении процессуальных документов, сталкивается с проблемой внесения изменений в документы.
КоАП РФ допускает внесение изменений в постановление либо в определение по делу об административном правонарушении по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1-25.5.1, 25.11 Кодекса или по инициативе должностного лица, вынесшего постановление, определение по делу об административном правонарушении. При этом, КоАП РФ не содержит требований об обязательном уведомлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, о совершении обозначенного выше процессуального действия. Вместе с тем, наряду с гарантированным таким лицам правом на защиту, КоАП РФ наделяет этих лиц широким спектром дополнительных прав, гарантированных им статьей 25.1 КоАП РФ. Воспользоваться данными правами лица уполномочены на любом этапе административного процесса. Однако, не уведомление лица и не сообщение ему о действиях, производимых должностным лицом в рамках статьи 29.12.1 КоАП РФ применительно к рассматриваемому случаю, не только препятствует, но и делает невозможным реализацию лицом озвученных прав на конкретном этапе административного производства по делу.
Основным процессуальным документом, фиксирующим событие и состав административного правонарушения, является протокол об административном правонарушении. Нормой статьи 29.12.1 КоАП РФ возможность внесения изменений в данный процессуальный документ не закреплена.
Вместе с тем, в том числе неточности, описки, арифметические ошибки, вполне могут присутствовать и в данном процессуальном документе. В такой
ситуации КоАП РФ устанавливает требование о возвращении такого протокола, для устранения недостатков, лицу, в чем производстве находилось дело об АП.
При этом, должностное лицо ввиду невозможности устранения недостатков путем внесения изменений в протокол об АП, фактически обладает только лишь правом составления нового протокола по делу, что в определенной степени противоречит положениям статьи 28.5 КоАП РФ и ч. 3 статьи 28.8.
В соответствии с ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом, исходя из общих принципов равенства перед законом, изложенных в ч.1 ст. 1.4 КоАП РФ, физические лица подлежат административной ответственности независимо от имущественного положения.
Кроме того, согласно позиции Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. [8] То есть, законодателем не определены ни понятие имущественного положения как такового, ни принципы учета имущественного положения лица, а также не оговорены какие-либо критерии соотношения имущественного положения лица с применяемым видом наказания. Вместе с тем, принимая во внимание цели административного наказания, а также принципы применения наказаний, изложенные в главе 3, главе 4 КоАП РФ, имущественное положение физического лица при привлечении к административной ответственности одним из основополагающих моментов не является и применяется преимущественно к виду наказания. А, например
принципы, изложенные в ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ вообще не применимы к отдельным статьям 16 главы КоАП РФ.
В большинстве случаев лица, привлекаемые к административной ответственности, отказываются предоставлять какую-либо информацию о своем имущественном положении, с другой стороны, с учетом нынешних реалий уровня жизни даже данные соответствующих государственных органов о наличии либо отсутствии у физического лица какого-либо имущества не отражают и не будут отражать действительной и истинной картины имущественного положения физического лица. Более того, в случае привлечения физического лица к административной ответственности без составления протокола (в соответствии со ст. 28.6 КоАП РФ) в принципе не представляется возможным и не подлежит установлению имущественное положение физического лица, поскольку в данном случае ни о каком документальном подтверждении наличия (отсутствия) имущества и установления имущественного положения лица речи идти не может.
Принимая во внимание изложенное, а также установленную на законодательном уровне необходимость учета, а не установления имущественного положения лица, представляется не совсем целесообразным вопрос установления имущественного положения физического лица.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// [Электронный ресурс] http://w.eaeunion.org;
2. Шайдуко Н.В. К вопросу административной деятельности таможенных органов в сфере обеспечения общественной безопасности // Оперативник (Сыщик). - 2013- № 2. - С. 72-76;
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// [Электронный ресурс] http://w.eaeunion.org;
4. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ" // "Собрание законодательства РФ", 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082;
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024)// Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1;
6. https: //ptu. customs. gov. ru/document/text/381243;
7. Указ Президента РФ "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" от 01.03.2022 N 81(с изм. от 09.08.2023) // Собрание законодательства РФ", 07.03.2022, N 10, ст. 1466;
8. Постановление Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10 // "Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ", ч. 2, 2004
Shestakova A.A., Khaliullin R. G.
Shestakova A.A.
Volga State University of Water Transport (Nizhny Novgorod, Russia)
Khaliullin R.G.
Nizhny Novgorod Customs (Nizhny Novgorod, Russia)
MAIN PROBLEMS OF PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES ATTRIBUTED TO COMPETENCE OF CUSTOMS AUTHORITIES
Abstract: the article discusses the problems associated with the proceedings on administrative offenses in the customs sphere. The article reveals the difficulties of bringing to administrative responsibility individuals who move cash in foreign currency, the problems of assigning administrative punishment to an individual, the problem of notifying an individual when making changes to procedural documents, as well as the contradictions in the articles of the Administrative Code of the Russian Federation on the impossibility of making changes to the protocol on an administrative offense.
Keywords: administrative offense, customs authority, production, administrative activity, administrative responsibility.