СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-20-24 NIION: 2007-0083-2/23-248 MOSURED: 77/27-005-2023-02-448
Основные проблемы превенции детерминант молодежного экстремизма
в России на современном этапе
Галина Вячеславовна Акимова
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, galina.akimova.74@mail.ru
Аннотация. Определяются основные проблемы использования сил и средств оперативно-разыскной деятельности в целях предотвращения проявлений молодежного экстремизма.
Ключевые слова: экстремизм, преступность, тенденции, молодежь, молодежный экстремизм, оперативно-разыскная деятельность, проблемы, инновации
Для цитирования: Акимова Г. В. Основные проблемы превенции детерминант молодежного экстремизма в России на современном этапе // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 20-24. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-20-24.
Original article
The main problems of prevention of determinants of youth extremism in Russia at the present stage
Galina V. Akimova
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Москва, Russia, galina. akimova.74@mail.ru
Abstract. The main problems of the use of forces and means of operational investigative activities in order to prevent manifestations of youth extremism are determined.
Keywords: extremism, crime, trends, youth, youth extremism, operational and investigative activities, problems, innovations
For citation: Akimova G. V. The main problems of prevention of determinants of youth extremism in Russia at the present stage. Criminological journal. 2023. (2):20-24. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-20-24.
Целенаправленная политика Российского государства (правительства и ведомств), в соответствии с определенными Конституцией страны принципами развития российского общества, а именно — защиты ценностей государства и народа; построения и развития социального правового государства, таких как: защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан; перестроение с учетом инноваций экономики страны, оборонного комплекса; укрепление суверенитета в политике, позволили добиться значимых результатов. Так, в информации, представленной в обоснование предполагаемой к утверждению Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [1] указывается,
что более 78 % участвовавших в анкетировании лиц считают, что дискриминация по национальным, языковым, религиозным и иным мотивам в их отношении отсутствует, при этом они положительно оценивают межнациональные отношения (93 % опрошенных) и считают достаточным уровень гражданской идентичности (84 % опрошенных).
При этом следует обратить особое внимание на тот факт, что уже в период 2019-2022 г. отмечался резкий рост преступлений экстремистской направленности (по состоянию на 1 октября 2019 г. было зарегистрировано 454 преступления указанного вида, 2020 г. — 651, 2021 г. — 854, 2022 г. — 1125).
И, как уже ранее в своих работах указывал автор, «если рассуждать о тенденциях преступлений экстре-
© Акимова Г. В., 2023
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
мистской направленности, то за период 2011-2021 г. уровень преступных проявлений экстремистской направленности вырос на 169 %, а количество лиц, задействованных в указанных проявлениях (совершивших именно преступные деяния) на 192 %» [3; 4].
В этой связи и в т. ч. с появлением новых угроз национальной безопасности следует обозначить и новые проблемы, требующие от всех ветвей власти (в т. ч. и ведомств — МВД России) незамедлительного, эффективного и скоординированного реагирования.
Так, для пресечения фактов терроризма, экстремизма, незаконной миграции, распространения радикальных идей и пропаганды экстремистской идеологии, подавления очагов розни (религиозной, межэтнической, межнациональной) и сепаратизма, преодоления последствий конфликтов (этнических, территориальных и т. д.), а также приостановления процесса утраты и размывания традиционных ценностей, присущих Российскому государству, в т. ч. и вследствие глобализации, предлагается не только укрепить все составляющие государственной национальной политики Российской Федерации (от межнационального согласия до недопущения всех видов дискриминации), но и предпринять безотлагательные меры, направленные на расширение и усиление превентивных мер, предпринимаемых правоохранительным блоком в целях профилактики экстремизма, а также пресечения противоправных проявлений на национальной, религиозной и иной почве.
В настоящий период происходит трансформация всего мирового сообщества (структуры, принципов, правил и порядка мироустройства). Противостоящие России силы стараются всеми возможными способами сохранить свое господство и лидерство, что приводит к кризису в зависимых и подконтрольных им странах и государствах, упадку экономического развития, возникновению и расширению конфликтов (межнациональных, межэтнических, религиозных и культурных), что в свою очередь обуславливает нарастающую напряженность в сфере межнациональных отношений на территории России, усиление радикальных и экстремистских проявлений в обществе и, в т. ч. ослабление национальной безопасности.
Обеспечение состояния максимальной защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз (обеспечение национальной безопасности) является одной из основных задач любого правоохранительного органа. Многие аналитики отмечают, что Россия успешно противостоит экономическим (внешнему санкционному давлению), террористическим (уровень преступлений террористической направленности в последние годы был значительно снижен) и военной угрозам [2].
Однако приведенные неутешительные данные в сфере противодействия экстремистским проявлени-
ям свидетельствуют о необходимости повышения эффективности использования всего потенциала оперативно-розыскной науки, инновационных технологий, сил и средств ОРД, с учетом анализа складывающейся оперативной обстановки и прогнозов (краткосрочных, средснесрочных и долгосрочных), что в полной мере относится к правоохранительной деятельности.
Как уже было выявлено автором в ходе исследования [3; 4], основными (специальными, имеющими значение для изучения аналитиками (теоретиками и практиками), разрабатывающими вопросы оперативно-разыскной превенции указанных проявлений) детерминантами экстремизма (в т. ч. молодежного) являются: высокий уровень криминальной квалификации задействованных сил (организованность, сплоченность, конспирация, связи и т. д.); постоянно повышающийся потенциал используемых технических средств и возрастающий уровень финансирования (как сил, так и направленность на разработку новых и усовершенствование используемых в настоящее время средств); глобализация, информатизация и радикализация (в т. ч. повышение агрессивности воздействия информационного контента), миграция и криминализация общества.
При этом автором, в целях определения перечня основных структурных элементов метода превенции детерминант молодежного экстремизма, предлагалось использовать совокупность комплекса: традиционных методик; тактики; сил и средств ОРД; а также агентурную работу и личный сыск с обращением особого внимания на изучение, адаптацию и использование положительного опыта зарубежных правоохранительных структур в этой сфере деятельности.
Следует отметить, преступления экстремистской направленности зачастую совершаются при использовании новейших технических/научных разработок с использованием всего арсенала инновационных достижений.
Так, проведенным сотрудниками Университетского колледжа Лондона исследованием было установлено, что использование искусственного интеллекта в преступных целях (генерация фейковых новостей с целью управления сознанием масс, фишинг, создание дипфейков и т. д.) может нанести человеческому обществу значительный вред [5].
В этой связи правоохранителям следует обратить особое внимание на соответствие современным реалиям способов и методик применения инновационных технологий в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Так, для своевременного выявления, контроля и превенции противоправного экстремистки направленного поведения следует учитывать возможную шаблонность поведения контрольных субъектов. К примеру, в своих работах Г. В. Синцов и П. Л. Лих-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
тер [6] отмечают, что экстремизм это индивидуальная (психическая) реакция человека на тревогу, последствием которой является постоянный конфликт со всеми, приводящий к трансформации ценностей жизни, эгоизму с испытыванием постоянной потребности внимания и одобрения от окружения, что в конечном итоге вовлекает в проэкстремистки направленное состояние, приводящее к противоправной экстремистской деятельности.
Используя указанное, а также учитывая исследования криминального поведения лиц (до совершения проступка, во время его совершения и после, которые изучаются оперативно-розыскной: психологией, криминологией и социологией), которое возможно наблюдать и выявлять с использованием сил (в т. ч. агентов и конфидентов) и средств (аналитический поиск либо разведка с использованием инновационных технологий, к примеру — искусственного интеллекта) ОРД в совокупности с криминалистической характеристикой (к примеру — социальный портрет, установленный автором [7]) лиц, совершивших противоправные деяния экстремистской направленности, возможно выявление и установление соответствующего круга лиц из группы риска в целях превентивного воздействия на них в целях недопущения противоправного поведения. Это может быть и развенчание лидеров группировок, и разобщение уже сложившихся устойчивых групп противоправной направленности. Указанное представляется целесообразным использовать с учетом превентивного информационного воздействия.
Так, процессы глобализации, интеграции, научно-технический прогресс и развитие информационно-коммуникационных возможностей значительно упростили общение между людьми в социуме. И так как указанные возможности зачастую используются в противоправных целях, правоохранителям, при постановке тактических задач и разработке оперативных планов превенции, следует предусматривать указанное превентивное воздействие именно с использованием информационно-коммуникационных технологий. При этом следует учитывать шаблонность личностных проявлений, к примеру — направленных на приверженность экстремистской идеологии, уже установленных в процессе научного познания проявлений криминального характера (экстремистских) в группах лиц разного возраста. Это может быть совокупность групп факторов, воздействующих на несовершеннолетнего (или малолетнего), в конечном итоге приводящая его к осознанию себя, как экстремиста (1-й этап воздействия), вовлечению его в экстремистскую противоправную деятельность (2-й этап воздействия).
Указанное невозможно без взаимодействия (в целях получения комплекса информации характеризующей направленности, представляющей оперативный интерес) с общественными организациями, в т. ч. и
негосударственными, и религиозного толка, а также учебными и т. д.
Однако (сотрудникам подразделений по противодействию экстремизму) следует учитывать в первую очередь информацию, полученную от сотрудников соответствующих подразделений МВД (ОУР, ПДН, ОПУ, СТМ и т. д.) и уже в ходе ее проверки учитывать информацию, полученную в виде внешнего взаимодействия. Что, впрочем, ни в коей мере не ограничивает их в первичной отработке полученной из вне информации с целью уточнения дальнейших (скорректированных) план-заданий для сотрудников соответствующих подразделений.
Кроме того следует обратить внимание и на то обстоятельство, что превентивное воздействие состоит в том числе и в соответствующей оперативной работе на объектах, наиболее подверженных атакам экстремистов: религиозных, учебных, иностранных.
В этой связи следует упомянуть о выявлении и пресечении каналов финансирования экстремистской деятельности.
Как нами уже было установлено [4] экстремистская деятельность может финансироваться как из вне (к примеру — преступные группировки, исповедующие ислам, находящиеся в зарубежных странах), так и коммерческими и некоммерческими организациями, подконтрольными криминальным в т. ч. экстре-мистки настроенным сообществам, имеющим своей целью расшатывание общественной безопасности (на определенной территории — в целях подчинения лиц и объектов противоправным целям, для получения криминальной прибыли и т. д.). В связи с чем, как профилактическая (оперативно-разыскная), так и пре-секательная деятельность правоохранительных органов позволит снизить риски проведения масштабных экстремистских выступлений, вовлечения в свои ряды новых сторонников и т. д. При этом следует учитывать своевременный, целесообразный и эффективный межведомственный обмен [4; 5] оперативно значимой информацией, полученной, в том числе, с использованием инновационных технологий (в качестве примера можно привести «организацию деятельности государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак» (ГосСОПКА — https://gossopka.org), которая была создана в целях предотвращения и устранения последствий компьютерных атак на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, т. е. это многоуровневая распределенная сеть обмена данными о киберинцедентах).
Таким образом, оперативно-разыскная деятельность, направленная на сбор информации в отношении лиц с учетом их криминалистически значимого портрета, а также агентурная, в т. ч. информационная работа с использованием инновационных технологий
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
(от профайлинга до использования возможностей искусственного интеллекта в оперативном опознании и установлении тождества лиц) в совокупности с оперативным мониторингом (сбор, систематизация, анализ и прогнозирование оперативной обстановки на обслуживаемой территории, и в целом по стране, на основе распределения по категориям: обстоятельства совершения деяния, примененных способа, метода, средств) позволит эффективно реализовать весь комплекс оперативно-разыскной деятельности в целях превенции детерминант молодежного экстремизма, в том числе определить характеристики методических рекомендаций для сотрудников, целью которых является противодействие экстремизму, с использованием ситуационного подхода и инновационных технологий.
В совокупности с использованием инноваций в оперативно-информационно-аналитической деятельности вышеуказанное позволит укрепить оперативные позиции и сдержать рост экстремистских проявлений.
Однако именно в целях своевременно-эффективного превентивного воздействия на субъекты следует разработать и внедрить в практику оперативно-разыскной деятельности определенные тактические приемы, к примеру:
• мониторинг информационных ресурсов (от СМИ, до Интернет-сообществ и игровых площадок, от открытых источников, до глубоко законспирированных в связи с их противоправной направленностью);
• анализ совокупно полученной (в ходе мониторинга информации и информации, полученной в ходе использования негласного аппарата, а также в ходе ведомственного и межведомственного обмена) информации;
• прогнозирование на основе проведенного анализа, как противоправного поведения лиц, так и оперативной обстановки, связанной с противоправными проявлениями экстремистской направленности;
• проведение оперативно-розыскных мероприятий с использованием инновационных технологий (оперативный/негласный опрос в сети Интернет, отождествление личности с использованием различного сетевого программного обеспечения и поисковых систем (Яндекс) и т. д.)
При этом следует учитывать некоторые особенности, которые могут усложнить использование указанных методик (тактических приемов) сотрудниками оперативных подразделений, а именно: недостаточный уровень подготовки (правовой, криминалистической, оперативно-разыскной, технической, психологической и т. д.) отдельных сотрудников; отсутствие специальных методик их обучения и переподготовки; отсутствие нормативной базы, позволяющей привлекать к проведению ОРМ уникальных (в сфере исполь-
зования инновационных технологий и в том числе форсайта) специалистов; использование в противоправной экстремистской деятельности новейших научных разработок и технических средств, от которых, зачастую, используемые силами МВД РФ отстают как в техническом, так и моральном (устаревание) плане; усложненная (в связи с тем, что она затрагивает правоотношения, возникающие в среде использования персональных данных) процедура документирования (к примеру фиксация представляющей оперативный интерес информации, находящейся на цифровых носителях или в среде интернет-пространства) результатов проводимых как оперативно-технических, так и оперативно-разыскных — разведывательных, агентурных и других мероприятий.
Как отдельную и имеющую особое значение при разработке способов и методов превенции детерминант молодежного экстремизма в России следует отметить проблему, связанную именно с возрастными и личностными характеристиками субъекта воздействия (возраст субъекта и его целеполагание, закрытость групп экстремистской направленности, конспирация деятельности и т. д.). Указанное не позволяет в полной мере эффективно проводить уполномоченным сотрудникам превентивные оперативно-разыскные мероприятия.
Однако, как указано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [7], «в целях обеспечения невмешательства во внутренние дела РФ, пресечения нанесения ущерба национальным интересам, повышения уровня антитеррористической защищенности, предупреждения и пресечения террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц, пресечения проявлений радикализма, профилактики экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи; предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов в целях финансирования экстремизма; комплексного развития правоохранительных органов, повышения уровня их технической оснащенности, усиление социальной защищенности их сотрудников, совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности», необходимо совершенствовать процессы государственной превентивной политики в сфере правоохранительной деятельности, относящейся к противодействию экстремизму, направленной на предупреждение и профилактику проступков экстремистской направленности, которую, к примеру (и с этим мнением мы считаем возможным согласиться), В. С. Нерсесянц определял как «...государственную политику в области права
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
(внутреннего и международного), стратегию и тактику правового пути развития, и общества, государства, страны; систему идей, принципов, норм, форм и процедур признания, осуществления и развития начал и требований, господства права в общественной и государственной жизни», так как «именно превентивно-правовая политика», по мнению ряда ученых, «предопределяет основные цели, задачи и направления деятельности правоохранительных органов по устранению причин и условий правонарушений, оказывает предупредительно-воспитательное воздействие на лиц, склонных к их совершению» [8; 9].
Список источников
1. Болотина И. И., Исаева А. Ю. Анализ Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2016. №1. С. 31-39.
2. Статистические сведения о состоянии преступности // URL://https://мвд.рф/
3. Акимова Г. В., Соломатина Е. А., Шайхутдинова Т. Ф. К вопросу об организации деятельности полиции по противодействию экстремизму // Пробелы в российском законодательстве.
2019. № 6. С. 215-217.
4. Акимова Г. В. К вопросу о противодействии молодежному экстремизму в России // Вестник Московского университета МВД России.
2020. № 3. С. 221-227.
5. Бирюков П. Н. Искусственный интеллект и «Предсказанное правосудие»: зарубежный опыт // Lex Russica. 2019. № 11 (156). С. 79-87.
6. Синцов Г. В., Лихтер П. Л. Аксиологические основания противодействия экстремизму // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 2 (50). С. 86-93.
7. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».
8. Нерсесянц В. С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о циви-лизме. М. : Издательство НОРМА, 2001 г.
9. Нерсесянц В. С. Право — математика свободы: опыт прошлого и перспективы. M. : Юрист, 1996.
References
1. Bolotina I. I., Isaeva A. Yu. Analysis of the Strategy of the State National Policy of Russia until 2025 // Proceedings of Tula State University. Humanities. 2016. № 1. Р. 31-39.
2. Statistical information about the state of crime // URL://https://мвд.рф/
3. Akimova G. V., Solomatina E. A., Shaikhutdinova T. F. On the organization of police activity to counter extremism // Gaps in Russian legislation. 2019. № 6. Р. 215-217.
4. Akimova G. V. On the issue of counteraction to youth extremism in Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 3. Р. 221-227.
5. Biryukov P. N. Artificial Intelligence and «Predictive Justice»: Foreign Experience // Lex Russica. 2019. № 11 (156). Р. 79-87.
6. Sintsov G. V., Likhter P. L. Axiological Bases of Counteraction to Extremism // Izvestiya Vuzov. Volga Region. Social Sciences. 2019. № 2 (50). Р. 86-93.
7. Presidential Decree No. 400 of July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».
8. Nersesyants V. S. The National Idea of Russia in the World-Historical Progress of Equality, Freedom and Justice. Manifesto on Civilism. М. : NORMA Publishing House, 2001.
9. Nersesyants V. С. Law — the mathematics of freedom: experience of the past and prospects. M. : Jurist, 1996.
Информация об авторе
Г. В. Акимова — старший преподаватель специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Information about the author G. V. Akimova — Senior Lecturer of Special Tactics at the Special Training Educational and Research Complex of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 26.01.2023; одобрена после рецензирования 17.04.2023; принята к публикации 05.06.2023.
The article was submitted 26.01.2023; approved after reviewing 17.04.2023; accepted for publication 05.06.2023.