Научная статья на тему 'К вопросу об организации противодействия финансированию противоправных проявлений экстремистской направленности в среде молодежи'

К вопросу об организации противодействия финансированию противоправных проявлений экстремистской направленности в среде молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
противодействие финансированию экстремизма / экстремистская направленность / безопасность / молодежная среда / countering the financing of extremism / extremist orientation / security / youth environment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галина Вячеславовна Акимова

Рассматриваются вопросы угрозы безопасности государственности со стороны проэкстремистки настроенной молодежи. Делается вывод о необходимости использования достижений науки, инновационных технологий, международного опыта и взаимодействие всех правоохранительных структур в ходе организации противодействия финансированию молодежного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the organization of countering the financing of illegal manifestations of extremist orientation among young people

The issues of threats to the security of statehood from extremist youth are considered. It is concluded that it is necessary to use the achievements of science, innovative technologies, international experience and the interaction of all law enforcement agencies in the course of organizing counteraction to the financing of youth extremism.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации противодействия финансированию противоправных проявлений экстремистской направленности в среде молодежи»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-28-32 NIION: 2003-0059-3/22-275 MOSURED: 77/27-003-2022-03-474

К вопросу об организации противодействия финансированию противоправных проявлений экстремистской направленности в среде молодежи

Галина Вячеславовна Акимова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, galina.akimova.74@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы угрозы безопасности государственности со стороны проэкстре-мистки настроенной молодежи. Делается вывод о необходимости использования достижений науки, инновационных технологий, международного опыта и взаимодействие всех правоохранительных структур в ходе организации противодействия финансированию молодежного экстремизма.

Ключевые слова: противодействие финансированию экстремизма, экстремистская направленность, безопасность, молодежная среда

Для цитирования: Акимова Г. В. К вопросу об организации противодействия финансированию противоправных проявлений экстремистской направленности в среде молодежи // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 28-32. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-28-32.

Original article

On the issue of the organization of countering the financing of illegal manifestations of extremist orientation among young people

Galina V. Akimova

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

galina.akimova.74@mail.ru

Abstract. The issues of threats to the security of statehood from extremist youth are considered. It is concluded that it is necessary to use the achievements of science, innovative technologies, international experience and the interaction of all law enforcement agencies in the course of organizing counteraction to the financing of youth extremism.

Keywords: countering the financing of extremism, extremist orientation, security, youth environment

For citation: Akimova G. V. On the issue of the organization of countering the financing of illegal manifestations of extremist orientation among young people. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):28-32. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-28-32.

В настоящее время всеобщую угрозу безопасности как отдельным государствам, так и всему мировому сообществу, несет экстремизм. При этом следует отметить, что зачастую указанное негативное явление, имеющее противоправный характер, используется странами в том числе и для нарушения территориальной целостности государств - мишеней, и для дестабилизации экономической, либо социальной сферы в них.

В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. [1], экстремизм опре-

© Акимова Г. В., 2022

делен как: «...явление, ведущее к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности». При этом указывается на то обстоятельство, что данное противоправное проявле-

jjÉiSk.

-^pr-

ние неоднородно (по составу групп, объединений и организаций, а также их участников) и характеризуется многообразием, что в совокупности приводит к усложнению организации противодействия ему со стороны правоохранителей.

Особую озабоченность в данном случае вызывает тот факт, что в деятельность проэкстремистки направленных групп, объединений и организаций активно вовлекаются несовершеннолетние и не только в связи с тем обстоятельством, что они более подвержены деструктивному влиянию (религиозному, идеологическому, психологическому), но в том числе и потому, что финансировать их деятельность «и дешевле, и проще» [3].

Так, МВД России были выявлены более 150 экстремистских групп, которые состоят более чем из 100 тыс. человек; это и указывает на то, что молодежь в массовом количестве вовлекается в неформальные, в том числе имеющие противоправную направленность экстремистского толка, организации [4].

Системные преобразования, в том числе совершенствование социально-экономической и политической сфер, происходящие в Российском государстве, в том числе усиление внимания к проблеме молодежного экстремизма, как со стороны государства (в лице его политических деятелей, правоохранительных органов, организаций, в том числе общественных) вызывают негативную (а подчас и эффективно-негативную) реакцию противоборствующих сил, о чем может свидетельствовать как активизация резидентов (в том числе и р/центров) международных экстремистских организаций в их противоправной вербовочной деятельности, так и увеличение уровня финансирования указанного рода противоправной деятельности со стороны транснациональных проэкстре-мистских групп.

Так, все более и более активно в преступной деятельности используются новейшие цифровые технологи, социальные сети и группы (WhatsApp, Telegram и др.). При этом, как отмечают В. С. Овчинский, Т. В. Пинкевич, О. А. Зубалова [9; 10]: «это дает возможность объединять широкий круг разобщенных пользователей информационно-цифровых сетей, находящихся в разных точках мира. Так, значительную роль в их деятельности, которые не только дают возможность найти единомышленников, вести идеологическую пропаганду, но и активно вести сбор денежных средств. Более того, экстремистские и террористические организации активно используют в этих случаях и имеющиеся интернет-сайты. Все это свидетельствует о том, что пришло время технологи-

ческого и цифрового экстремизма и терроризма, крайне опасного, поскольку использование цифровых и информационно-телекоммуникационных технологий, искусственного интеллекта, робототехники и др. повышает эффективность, результативность и анонимность деятельности преступных организаций. Террористы и экстремисты принимают активное участие в торгах на фондовых биржах, вкладывают средства в недвижимость и различные отрасли экономики, получают средства от игры на фондовых рынках, инвестируют криптовалюты в онлайнплатфор-мы. Все это позволяет им увеличивать финансовые потоки и использовать их в преступных целях.

Но не стоит забывать и о традиционных способах финансирования террористической деятельности: организация каналов нелегальной миграции, сбыт фальшивых денег, незаконный оборот наркотиков и культурных ценностей, торговли людьми и пр. Широкое распространение в среде преступников получила криптовалюта, главным преимуществом которой является анонимность ее транзакций, и, как следствие, низкий уровень ее обнаружения, что создает благоприятные условия для ее использования в преступных целях».

В этой связи одним (имеющим немаловажное значение) из направлений государственной политики в области противодействия экстремизму является выявление, пресечение и устранение каналов и источников финансирования проэкстремистки (противоправной) направленной деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время для экономической безопасности России представляют угрозу участившиеся факты использования экономических методов для достижения политических целей [2].

Так, по состоянию на 1 декабря 2021 г. в РФ было зарегистрировано 983 (прирост 25,4 % АППГ) преступления экстремистской направленности, при этом выявлено 848 (прирост 47,7 % АППГ) лиц, совершивших преступления указанной направленности (рис. 1).

В первой половине 2019 г. МВД РФ было выявлено 102 преступления, связанного с финансированием экстремистских (в том числе и террористической, и радикальной направленности) организа-ций1. И по некоторым данным «до 80 % участников группировок экстремистской и террористической направленности составляют молодые люди в возрасте от 13 до 20 лет»2.

1 URL://https://www.interfax.ru/rassia/680586.

2 URL://https://oxpaha.ru/national/zashhitisvoih-detej-ot-ekstre-mizma-i-propagandy-terrorizma.

Рис. 1. Динамика преступлений экстремистской направленности и лиц их совершивших

В данной связи в качестве примера можно привести возбужденное ГСУ СК РФ уголовное дело в отношении А. Навального и иных лиц3, в ходе расследования которого было установлено, что Навальный, с целью осуществления экстремистской деятельности, направленной на изменение основ конституционного строя в РФ, подрыва общественной безопасности и государственной целостности РФ создал экстремистское сообщество (НО «Фонд борьбы с коррупцией», признана экстремистской и ликвидирована на территории РФ) и руководил им. Для обеспечения деятельности которого, в том числе его финансирования, а также создания условий для совершения преступлений экстремистской направленности, вовлечения новых участников были учреждены восемь некоммерческих организаций — фонды и коммерческие организации, являвшиеся структурными подразделениями сообщества, некоммерческой организации, выполняющей функции иноагента; размещение в сети Интернет видеоролика, в котором призывали неограниченный круг лиц осуществлять финансирование «Команды Навального» путем перечисления денежных средств и криптовалюты.

В этой связи следует отметить, что социально-экономическая ситуация, складывающаяся на территории России и в настоящее время осложненная пандемией COVID-19, в некотором роде стимулировала увеличение финансирования экстремистской деятельности в среде молодежи, в том числе посредством как социальных сетей, так и иного интернет-контента.

В данной связи финансирование экстремисткой деятельности (и нарастающий ее уровень) в том числе и в среде молодежи можно охарактеризовать наличием следующих факторов:

• теневая экономика (мировые рынки, финансовые сети, инвестиции, международная торговля);

• коррупция;

• миграция (в том числе незаконная);

• организованная преступность (в том числе этническая);

• отсутствие эффективного механизма контроля за доходами (легальные/нелегальные);

• совершение преступлений с использованием новейших технологий (в том числе в информационном поле, с использованием средств анонимизации);

• использование, в том числе в неконтролируемых расчетах, криптовалюты и т. д.

Следует отметить, что финансирование молодежного экстремизма, как и экстремизма вообще, явление не пропагандируемое, а преступления, квалифицируемые как «финансирование», относятся к латентным и их выявление, раскрытие и расследование является особо сложным процессом, требующим высочайшей профессиональной (в том числе оперативно-разыскной) подготовленности задействованных сотрудников.

Отдельно следует отметить организацию процесса противодействия финансированию, а именно:

• подконтрольность объектов наблюдения;

3 URL://https ://sledcom.ru/news/item/1613 700/

• выявление и перекрытие каналов и источников финансирования;

• предупреждение, раскрытие и расследование преступлений данной категории;

• выявление лиц, причастных к противоправным деяниям указанной направленности (в том числе связанным с легализацией преступных доходов) с учетом неотвратимости их наказания.

При этом особое место в системе противодействия должно отводиться международному сотрудничеству оперативных подразделений МВД России с аналогичными структурами правоохранительных органов зарубежных стран. Так, изучение и анализ методов противодействия, используемых, к примеру, в США, ФРГ, Израиле [6; 7; 8], а именно:

• использование программ глобальной слежки и автоматического шпионажа;

• организация сыскной деятельности сотрудников полиции в условиях, когда не имеется конкретного разграничения на гласные и негласные методы и способы получения информации о фактах и происшествиях, которые впоследствии будут трансформироваться в доказательства (при этом сотрудник имеет право на сокрытие своего официального статуса, маскировку под любой объект, в целях сохранения в тайне причастности к правоохранительному органу, если иным способом получить необходимую информацию или добыть доказательства не представляется возможным);

• вознаграждение за «доносительство» (программы «Следи за соседом», «Награда за справедливость» и т. д.);

• оказание максимальной помощи тем лицам, которые изъявят желание выйти из членства в противоправной экстремистской организации;

• силовое противостояние экстремистским организациям;

• использование специальных методов деятельности спецслужб — «растровый розыск потенциальных преступников»;

• ужесточение мер против несовершеннолетних нарушителей правопорядка в возрасте от 14 до 18 лет и их родителей (родителям прекращается выплата детских пособий на ребенка, находящегося под стражей, увеличение минимального размера штрафа, который придется заплатить родителям детей от 12 до 14 лет, а также денежного залога, вносимого родителями за детей младше 12 лет, причастных к указанным противоправным деяниям);

• использование принципа организации противодействия экстремизму — «сделать так, чтобы заниматься этим было невыгодно».

К примеру, в международной практике действенной мерой по борьбе с терроризмом считается возложение гражданско-правовой ответственности на преступников путем установления штрафов, предъявления различных исков и т. д., а в законодательстве Израиля, в свою очередь, существует еще одна мера — принцип коллективности, согласно которому, наказанию подвергается не только террорист, но и его семья (семьи террористов в течение 72 часов после покушения или теракта лишают всего имущества, дом разрушают, а землю и состояние передают в пользу государства или семьи погибшего израильтянина. В исключительных случаях аналогичному (экономическому) наказанию подвергаются жители района, где проживал террорист.

Указанное позволяет сделать вывод о применяемых методах противодействия как об эффективных, в связи с чем предлагается рассмотреть вопрос об их использовании (после соответствующей адоптации и апробации) в деятельности оперативных подразделений МВД РФ.

Кроме этого, в целях эффективного осуществления противодействия финансированию экстремистской деятельности молодежи следует:

• систематически выявлять новые источники (как физических, так и юридических лиц, в том числе ле-гендированных и законспирированных) финансирования экстремистской деятельности;

• предпринимать своевременные меры к нейтрализации выявленных источников;

• координировать организацию оперативно-служебной деятельности органов и подразделений;

• осуществлять межведомственное и ведомственное взаимодействие;

• повышать профессиональный уровень и квалификацию задействованных сотрудников;

Подводя итог, следует отметить, что эффективная организация деятельности по организации противодействия финансированию молодежного экстремизма невозможна без использования достижений науки, инновационных технологий, международного опыта и взаимодействия всех правоохранительных структур на государственном и межгосударственном уровнях.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. 2020. № 22. Ст. 3475.

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Россий-

ской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

3. Акимова Г. В., Федоткин А. И., Калиникин А. А. Тезисы к вопросу о противодействии молодежному экстремизму (профилактика и противодействие финансированию) // В кн.: Реформы в России и проблемы управления: мат. 33-й всерос. науч. конф. молодых ученых. 2018. С. 247-249.

4. Акимова Г. В. К вопросу о противодействии молодежному экстремизму в России // Вестник Московского университета МВД России. 2020. N° 3. С. 221-227.

5. Акимова Г. В., Панасенко Н. А. Задачи и особенности предупреждения преступлений экстремистской направленности в сфере экономической деятельности: сб. статей всерос. науч. конф. М., 2020. С. 22-25.

6. Акимова Г. В. Организация противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде на примере зарубежных стран (ч. I — США) // Вестник экономической безопасности. 2020. № 5. С. 177-184.

7. Акимова Г. В. Организация противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде на примере зарубежных стран ФРГ // Сборник ОРД Московского университета МВД России. 2020.

8. Акимова Г. В. Организация противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде на примере зарубежных стран (ч. II — Израиль) // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1. С. 178-180.

9. Овчинский В. С. Терроризм и технологии XXI века — это проблема сегодняшнего дня, а не будущего // URL://http://zavtra.ru.

10. Пинкевич Т. В., Зубалова О. А. Современное состояние экстремизма и терроризма в условиях развития цифровых технологий // Юристъ-Правоведъ. 2020. № 3 (94).

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 29, 2020 No. 344 «On approval of the Stra-

tegy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025» // SZ RF. 2020. No. 22. St. 3475.

2. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030» // SZ RF. 2017. No. 20. St. 2902.

3. Akimova G. V., Fedotkin A. I., Kalinikin A. A. Theses on the issue of countering youth extremism (prevention and countering financing) // In the book: Reforms in Russia and management problems: mat. 33rd All-Russian Scientific Conference of Young Scientists. 2018. P. 247-249.

4. Akimova G. V. On the issue of countering youth extremism in Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3. P. 221-227.

5. Akimova G. V., Panasenko N. A. Tasks and features of preventing extremist crimes in the sphere of economic activity: collection of articles of the All—Russian Scientific Conference M., 2020. P. 22-25.

6. Akimova G. V. Organization of countering manifestations of extremism among youth on the example of foreign countries (Part I — USA) // Bulletin of Economic Security. 2020. No. 5. P. 177-184.

7. Akimova G. V. Organization of counteraction to manifestations of extremism in the youth environment on the example of foreign countries of Germany // Collection of the ORD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020.

8. Akimova G. V. Organization of counteraction to manifestations of extremism among youth on the example of foreign countries (Part II — Israel) // Bulletin of Economic Security. 2021. No. 1. P. 178-180.

9. Ovchinsky V. S. Terrorism and technologies of the XXI century are a problem of today, not of the future // URL ://http ://zavtra.ru.

10. Pinkevich T. V., Zubalova O. A. The current state of extremism and terrorism in the context of the development of digital technologies // Jurist-Jurist. 2020. .№ 3 (94).

Информация об авторе

Г. В. Акимова — старший преподаватель кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

G. V. Akimova — Senior Lecturer of the Department of Special Tactics of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 22.03.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 22.03.2022; approved after reviewing 28.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.