Научная статья на тему 'Основные проблемы оценки масштабов и степени влияния теневой экономики'

Основные проблемы оценки масштабов и степени влияния теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы оценки масштабов и степени влияния теневой экономики»

Е.Ю. ПЕТРОВ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ МАСШТАБОВ И СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Изучение скрытой (неформальной) экономической деятельности как социально-экономического явления само по себе является важной проблемой. С этой целью могут быть организованы специальные исследования. Вместе с тем, поскольку основополагающей целью экономической статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а правильное отражение экономических процессов, происходящих в стране, главной задачей для нее остаются адекватные расчеты ВВП и других экономических показателей с учетом всех необходимых поправок, включая поправки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность в целях уменьшения ошибок макро- и мезоэкономического регулирования в связи с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе.

По методологии системы национальных счетов (СНС-93), а также в документах Международной организации труда к теневой экономике относят три вида экономической деятельности: «скрытая», «неформальная», и «нелегальная».

«Скрытая» экономическая деятельность включает в себя в большинстве случаев законную экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее единицами с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или выполнения определенных административных обязанностей или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики. Примером этой деятельности может служить подпольное производство алкоголя.

«Неформальная» экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями, т.е. предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут (полностью или частично) производить продукты или услуги для собственного потребления. Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально.

«Нелегальная» экономическая деятельность является незаконной, т.е. она охватывает те виды деятельности, которые прямо запрещены существующим законодательством, полностью исключены из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. В настоящее время к таким видам деятельности относятся, например, производство и продажа наркотиков, производство и продажа в обход установленных правил оружия, проституция, контрабанда. Так как законы могут меняться, границы нелегального производства также находятся в движении. Так, с принятием закона о разрешении продажи оружия частным лицам часть этого бизнеса перестала быть нелегальной и перешла в регулярный, официальный сектор экономики.

В каждом из перечисленных случаев речь идет об экономической деятельности, т.е. о деятельности с целью получения экономической выгоды от производства товаров или услуг и их последующей реализации на рынке, конечного потребления или валового накопления в собственном домашнем хо-

зяйстве, за исключением производства бытовых услуг, потребляемых в собственном домашнем хозяйстве, если они не оказываются оплачиваемой прислугой. Все эти виды деятельности, согласно рекомендациям СНС, должны включаться в границы производства и учитываться при расчете стандартных экономических показателей.

Экономическая деятельность возможна, только если на производимые товары и услуги существует определенный платежеспособный спрос на рынке. Рекомендуя включать незаконные виды деятельности в границы производства, СНС делает четкое различие между сделками, которые осуществляются с общего согласия покупателей и продавцов (например, продажа наркотиков, краденых товаров) и включаются в границы производства, и другими видами деятельности, которые не входят в границы производства, когда сделки осуществляются без взаимного согласия (например, вымогательство, кража).

Можно назвать достаточно большое количество операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не являются по сути своей экономическими. Например, подделка банковских документов, денег является, по существу, кражей денег, и она не может быть квалифицирована как производство какого-либо товара или оказание услуги. Вымогательство с определенной степенью условности можно принять как своеобразную услугу, но оно не основано на принципе добровольности, поэтому его также нельзя относить к экономическим операциям. Эти операции не учитываются при расчете макроэкономических показателей и не влияют на их величину, хотя относятся к теневой экономике в ее нелегальную (криминальную) составляющую.

С другой стороны, хотя такие неэкономические операции, как воровство или грабеж, не создают новой стоимости и не означают увеличения внутреннего продукта и национального богатства, они ведут к их перераспределению.

Перераспределительные операции также имеют значение в экономике, и хотя их нельзя отождествлять с экономическими операциями, в аналитических целях результаты подобных действий необходимо учитывать при построении таблиц национального богатства.

Так, применительно к Приволжскому федеральному округу именно этот аспект теневой экономики наиболее ярко проявился вокруг АВТОВАЗа.

Экономические операции осуществляются не только на стадии производства, но и на стадиях образования и распределения доходов, а также использования доходов для целей конечного потребления и накопления. Соответственно, проявления теневой экономической деятельности бывают также на каждой из перечисленных стадий.

Объем скрытых доходов является важной характеристикой теневой экономики. Они могут быть получены как от незаконной, так и от вполне законной, но скрытой или преуменьшаемой деятельности, а также от занятости в неформальном секторе. Доходы домашних хозяйств, получаемые ими от занятости в неформальном производстве, обозначаются в СНС как «смешанные доходы», т.е. первичные доходы, в которых смешиваются признаки предпринимательской прибыли и доходов наемных работников.

В принципе не только производство и образование доходов, но и их использование, т.е. расходы на конечное потребление и накопление, могут быть характеристикой развития теневой экономики в том случае, если потребление идет из источников, которые не являются официально зарегистрированными. Например, стоимость товаров, покупаемых на черном рынке. Хотя само по себе потребление, если это не потребление определенных видов запрещенных товаров и услуг, не является незаконным, его доля в объеме потребления может быть значительной, и это говорит о степени развития черного рынка как явления.

Таким образом, следует рассматривать теневую экономику как совокупность скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности в той интерпретации, в какой об этом говорилось выше. Теневая экономика не понимается в макроэкономической статистике как синоним криминальной, хотя определенные виды незаконных операций, если они попадают под определение экономической деятельности, должны быть включены в ее состав. На практике, однако, большинство стран, в том числе и Россия, пока не учитывают собственно незаконную деятельность при расчетах ВВП. Большая часть производства, включаемого согласно данному определению в состав теневой экономики, является вполне законной, но ее размер либо сознательно преуменьшается производителями, либо информацию о ней невозможно получить обычным путем, поскольку производственные единицы не регистрируются в силу своей неформальной организации.

Таким образом, если генеральная совокупность предприятий, наблюдаемых с помощью традиционных методов, включает совокупность крупных, средних, малых и совместных предприятий реального сектора, а также государственных и некоммерческих организаций, то с учетом параметров скрытой (неформальной) экономики генеральная совокупность, помимо перечисленных, должна включать некорпорированные предприятия с неформальной организацией, принадлежащие домашним хозяйствам, а также досчеты на скрытую часть производства по совокупности предприятий, наблюдаемых традиционным способом.

Это положение особенно важно на уровне федеральных округов, так как распределение предприятий по территории округа может быть крайне неравномерно и, помимо общерегиональной структуры и специфики теневой экономики, большое значение имеет и структура теневой экономики в каждом конкретном субъекте федерации или муниципальном образовании, что, к сожалению, отсутствует.

В настоящее время в России действует постановление Федеральной службы государственной статистики России № 7 от 31.01.1998 об утверждении «Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики», на основании которого и ведется расчет (оценка) объемов скрытой экономики.

Исходя из анализа этого документа и приведенной выше информации, можно сделать следующие выводы, выделив при этом основные проблемы учета и оценки теневой экономики.

1. Федеральная служба государственной статистики России изучает только часть теневой экономики, если исходить из ее структуры, представленной выше. Федеральная служба государственной статистики не измеряет объемы противоправных операций, фактически перераспределяющих уже созданное национальное богатство.

Однако СНС-93 совершенно определенно рекомендует включать оценки незаконной деятельности, такие, как производство и распространение наркотиков и другие, в границы производства и учитывать их при составлении оценок ВВП и других макроэкономических показателей. Между тем среди статистиков и пользователей статистической информации имеются определенные сомнения по поводу рекомендованного подхода: рост незаконной деятельности объективно ведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолкован как рост благосостояния страны.

2. Не оцениваются отдельные регионы и отрасли (например, легкая промышленность, черная металлургия и т.д.) по уровню их «теневизации» и не оценивается масштабность тех или иных теневых явлений (например, масштаб «теневизации» бартерных операций).

3. Почти во всех методиках ключевым моментом является экспертная оценка, которая сама по себе является достаточно условной. К тому же она формируется для страны в целом как сумма экспертных оценок по регионам. Однако качество экспертизы в силу различных причин может сильно разниться по регионам.

4. При определении неучтенных доходов домашних хозяйств Федеральная служба государственной статистики применяет методику, основанную на балансовом подходе, т.е. сопоставлении их доходов с расходами на потребление и сбережением. Однако разделить их на доходы от неформальной деятельности и на скрытые доходы типа заработной платы или смешанного дохода представляется крайне затруднительным. Очевидно, что в такую оценку, полученную балансовым путем, попадают также доходы от преступной деятельности, однако выделить их отдельно пока также не представляется возможным. Между тем, как уже было отмечено, подобное неразделение искажает реальную картину роста благосостояния страны. К тому же указанное выше сопоставление возможно лишь при наличии информации о доходах, расходах и сбережениях. Если данные об официальных доходах, сбережениях можно получить исходя из сведений государственных органов (например, Федеральной налоговой службы), то информацию о расходах в значительной степени приходится получать из опросов домашних хозяйств. Однако домашние хозяйства, имеющие высокие доходы и осуществляющие значительные расходы на конечное потребление, как правило, не участвуют в опросах или сознательно занижают расходы на конечное потребление. Выборка, таким образом, является не случайной, а сдвинутой, что часто не позволяет использовать полученные данные для распространения их на генеральную совокупность домашних хозяйств.

В силу большой специфики проявлений скрытой (неформальной) экономической деятельности в различных регионах, отраслях и на различных стадиях экономического цикла, а также из-за различий информационной базы не представляется возможным предложить универсальный метод расчета ее показателей. Можно дать лишь некоторые общие рекомендации, которые возможно использовать при расчетах.

Следует различать элементы скрытой (неформальной) экономической деятельности, которая является таковой из-за несовершенства форм и методов статистического наблюдения, и элементы, которые возникают из-за преднамеренного сокрытия или искажения экономическими единицами информации о своей деятельности. В первом случае границы скрытой части экономики будут сокращаться по мере совершенствования статистической системы -улучшения статистического регистра, совершенствования системы выборочных наблюдений, внедрения более современных методов обработки информации и т.д. Большинство из перечисленных мер могут оказаться эффективными, например, при обследованиях малых предприятий. Во втором случае следует применять более специфические методы, рассчитанные на то, что прямая информация в принципе не может быть получена.

В условиях неразработанности общей теории теневой экономики для оценки масштабов теневой экономической деятельности целесообразно использовать не один метод, а комплекс различных методов. Важно дать не одну, а ряд оценок уровня теневой экономической деятельности.

Хотя исследовательскими коллективами проводятся многочисленные самостоятельные изыскания по оценке объемов теневой экономики, эти изыскания очень разрознены и сильно зависят от первоначального определения теневой экономики. Главной трудностью становится получение полной и достоверной информации.

Информативной может быть лишь оценка соотношения формального и теневого производства практически по всем показателям, характеризующим функционирование и развитие экономики как на макроуровне, так и на уровне регионов, отдельных предприятий и физических лиц.

ПЕТРОВ ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ родился в 1980 г. Окончил Чебоксарский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации. Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, соискатель ученой степени кандидата экономических наук. Автор 5 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.