Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ДИСПРОПОРЦИЯМ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ДИСПРОПОРЦИЯМ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
164
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристский рынок / диспропорции / региональный туризм / туристская деятельность / tourism / tourist market / imbalances / regional tourism / tourist activity

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — М А. Морозов, М М. Морозов

Туристская деятельность является важной составляющей национальных экономик многих стран. Российский туристский рынок также активно рос в последние годы и стал играть существенную роль в социально-экономической жизни страны. Для многих регионов туристская деятельность выступила в качестве драйвера развития региональной экономики. Однако туризм развивается неравномерно на территории нашей страны, имеются регионы-лидеры по развитию туризма и регионы, в которых туризм развивается весьма слабо. В статье рассмотрены основные факторы, обусловливающие развитие туризма. Изучены статистические данные, характеризующие туристскую деятельность в региональном разрезе, выявлены причины возникающих диспропорций в развитии туристского рынка и пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — М А. Морозов, М М. Морозов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS AND REASONS LEADING TO DISPROPORTATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN TOURIST MARKET

Tourist activity is an important component of the national economies of many countries. The Russian tourist market has also been actively growing in recent years and has begun to play a significant role in the socio-economic life of the country. For many regions, tourism has acted as a driver for the development of the regional economy. However, tourism is developing unevenly on the territory of our country, there are leading regions in the development of tourism and regions in which tourism is developing very weakly. The article discusses the main factors that determine the development of tourism. The statistical data characterizing tourism activity in the regional context have been studied, the reasons for the imbalances in the development of the tourism market and ways to eliminate them have been identified.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ДИСПРОПОРЦИЯМ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА»

4. Miroshnichenko, MA., Kovtun, А. V., Kuznecova, К A. Menedztonent kachestva i upravlenie chelovecheskkn kapitalom na osnove berezhlivyh innovacij / Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2019. № 26 (4). S. 142-147.

5. Polat, E.S. Distancionnoe obrazovanie: uchebnoe posobie / E.S. Polat // Gumanit. Izd. Centr VLADOS. - 1998. - s. 192. URL : https://gigabaza.ru/doc/101024.html (data obrashcheniya: 11.01.2021).

6. Sergeev, A.G. Vvedenie v elektronnoe obuchenie : monografiya / A.G. Sergeev, I.E. Zhigalov, V.V. Balandina // Gosudar-stvennyj universitet imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh. - 2012. - S. 182. ISBN 978-5-9984-0268-5. - URL : https://docplayer.ru/25996674-Vvedenie-v-elektronnoe-obuchenie.html (data obrashcheniya: 21.12.2020).

7. Uroki stress-testa. Vuzy Rossii v usloviya pandemii i posle nee: Doklad predstavitelej rektorskogo soobshchestva na zasedanii Obshchestvennogo soveta pri Ministerstve nauki i vysshego obrazovaniya RF 3 iyulya 2020 g. URL: https://mino-brnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21523&sphrase_id =20204 (data obrashcheniya: 11.01.2021).

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10914

М.А. Морозов - доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

M.A. Morozov - Doctor of Economics, Professor, academician of RANS, Professor of the Hospitality Industry, Tourism and Sports Department of the Plekhanov Russian University of Economics;

М.М. Морозов - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры туризма и культурного наследия Российского нового университета,

M.M. Morozov - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Tourism and Cultural Heritage of the Russian New University.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ДИСПРОПОРЦИЯМ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА MAIN PROBLEMS AND REASONS LEADING TO DISPROPORTATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN TOURIST MARKET

Аннотация. Туристская деятельность является важной составляющей национальных экономик многих стран. Российский туристский рынок также активно рос в последние годы и стал играть существенную роль в социально-экономической жизни страны. Для многих регионов туристская деятельность выступила в качестве драйвера развития региональной экономики. Однако туризм развивается неравномерно на территории нашей страны, имеются регионы-лидеры по развитию туризма и регионы, в которых туризм развивается весьма слабо.

В статье рассмотрены основные факторы, обусловливающие развитие туризма. Изучены статистические данные, характеризующие туристскую деятельность в региональном разрезе, выявлены причины возникающих диспропорций в развитии туристского рынка и пути их устранения.

Abstract. Tourist activity is an important component of the national economies of many countries. The Russian tourist market has also been actively growing in recent years and has begun to play a significant role in the socio -economic life of the country. For many regions, tourism has acted as a driver for the development of the regional economy. However, tourism is developing unevenly on the territory of our country, there are leading regions in the development of tourism and regions in which tourism is developing very weakly.

The article discusses the main factors that determine the development of tourism. The statistical data characterizing tourism activity in the regional context have been studied, the reasons for the imbalances in the development of the tourism market and ways to eliminate them have been identified.

Ключевые слова: туризм, туристский рынок, диспропорции, региональный туризм, туристская деятельность.

Keywords: tourism, tourist market, imbalances, regional tourism, tourist activity. Введение

Индустрия туризма представляет собой уникальное сообщество предприятий различной отраслевой принадлежности, оказывающих услуги путешественникам, в том числе транспортные, услуги размещения, экскурсионные, развлекательные и др. Результатом туристского производства является восстановление человеческого капитала за счет предоставления туристско-рекреационных услуг. В связи с этим можно утверждать, что развитие национального туризма является одним из индикаторов качества жизни населения страны. С другой стороны, повышение благосостояния граждан страны и наличие свободного времени стимулируют развитие туризма. Мультипликативный эффект, порождаемый туристской деятельностью, способствует развитию других отраслей экономики, включая транспорт, торговлю, строительство гостиниц, спортивных сооружений, развитие дорожной инфраструктуры и др.

Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на развитие мирового туризма, однако способствовала некоторому оживлению внутреннего туризма, что связано с закрытием границ и возможностью осуществлять путешествия только внутри страны.

Особая уникальность туристского и гостиничного бизнеса состоит в том, что он тесно взаимосвязан со многими другими сферами экономической деятельности, использует как общую, так и специфическую инфраструктуру экономики, для многих стран и регионов является драйвером развития и диверсификации их социально-экономической деятельности [9].

Ключевым условием развития туризма является наличие привлекательных туристско-рекреационных ресурсов, которые выступают в качестве мотивации путешествия [3]. Развитие индустрии туризма и гостеприимства оказывает непосредственное воздействие на эти ресурсы и окружающую среду как в положительном, так и негативном аспекте. Позитивное влияние туризма выражается в том, что он способствует выявлению, сохранению и развитию туристско-рекреационных ресурсов в том случае, если они вовлечены в туристский оборот рационально и эффективно. Другими словами, обеспечивается сохранность и воспроизводство этих туристско-рекреационных ресурсов. Например, если предприятие туристской индустрии организует рыбалку на арендуемом им водоеме, то оно отвечает за воспроизводство рыбных ресурсов в этом водоеме, обеспечивает охрану окружающей среды, соблюдает экологические нормы ведения деятельности.

Развитие предпринимательской деятельности в туризме является драйвером экономического роста многих регионов России и обеспечивает улучшение социального климата за счет создания условий для повышения занятости местного населения. Однако в настоящее время в России наблюдается неравномерность развития туристской индустрии в разных регионах. Это обусловило актуальность изучения проблемы диспропорций российского туристского рынка.

Цель исследования

Целью исследования является изучение процессов развития туристского рынка и выявление факторов, влияющих на возникающие диспропорции в его развитии.

Теоретической основой данной статьи являются российские и зарубежные исследования, связанные с изучением закономерностей и особенностей развития туристского рынка. В работе использованы методы системного анализа и синтеза, статистические методы обработки данных.

Материалы и методы

Сфера туризма является уникальной с точки зрения разнообразия входящих в нее субъектов туристского рынка. В соответствии с собирательной группировкой видов экономической деятельности «Туризм», представленной в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД2), к этой деятельности относится:

- размещение посетителей, включая гостиницы и прочие места для временного проживания, в том числе кемпинги, автофургоны и пр.,

- деятельность по предоставлению услуг общественного питания, включая рестораны, поставщиков готовой пищи для транспортных компаний, туристических групп и т.д.,

- железнодорожные, автомобильные, водные, воздушные пассажирские перевозки,

- туроператорская и турагентская деятельность,

- услуги по бронированию и другая сопутствующая деятельность

- другие виды деятельности, связанные с обслуживанием туристов.

Отличительной особенностью развития российского туристского рынка является наличие диспропорций как с точки зрения регионального развития, туристской инфраструктуры, так и по другим характеристикам.

Прежде всего, следует отметить диспропорции въездных, выездных и внутренних туристских потоков. В таблице 1 представлены данные по въездным и выездным туристским потокам за 2017-2020 годы. На момент проведения исследования за 2020 год были опубликованы данные только за 9 месяцев, но по ним можно судить о тенденции резкого снижения туристских потоков.

Таблица 1 - Число туристских поездок (в тысячах)

2017 2018 2019 2020 (за январь-сентябрь

Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны 39620 41964 45330 9874,72

Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию 24390 24551 24419 5147,412

Разность 15230 17430 20911 4727,3

Источник: составлено авторами по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/folder/23457

Преобладание выездных потоков над въездными наблюдается на российском туристском рынке практически все последние годы. Такая диспропорция объясняется многими причинами, в их числе:

- более высокий уровень качества сервиса в зарубежных дестинациях по сравнению с российскими,

- стоимость зарубежных туристских продуктов зачастую ниже, чем аналогичных российских турпродук-тов, что объясняется высокими транспортными расходами,

- наша страна имеет относительно мало летних курортов, предоставляющих комфортный отдых, а Россия относительно холодная страна, российские туристы предпочитают отдыхать в теплых и жарких странах.

года.

На рисунке 1 показана динамика изменения въездных и выездных туристских потоков за последние три

ззеая 419И4

514390 ¿«51

ыхоо 4ЙХЮ 4ЙКМ Э5000 30000 ¿5000 2М00 15000 10000 НХХ?

О

101? ¿ОТ И №19

■ Число выездных гуристскчипмздок грачиМи России в эапубешиые страны Число въеэциы* туристских тоеэдокингктрчнных грдидан з Рис**?

Источник: составлено авторами по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/folder/23457

Рисунок 1 - Динамика въездных и выездных туристских потоков

Уровень развития туристской деятельности в российских регионах существенно отличается, что во многом зависит от наличия туристской инфраструктуры. В настоящее время изучению территориальных диспропорций развития туристской инфраструктуры посвящен ряд работ, включая труды Степановой С.В. [10], Лимониной И.Г. [2], Величкиной А.В. [1] и других.

Для проведения сравнительного анализа туристской инфраструктуры в региональном разрезе целесообразно выбрать следующие основные элементы туристской инфраструктуры:

- число туркомпаний, зарегистрированных на территории региона, включая туроператоров и турагентов,

- инфраструктура размещения - количество средств размещения и количество мест в них,)

- инфраструктура питания - количество предприятий питания (ресторанов, кафе, баров) и количество мест в них,

- инфраструктура досуга и отдыха - количество музеев, объектов активного туризма (горнолыжные центры, конноспортивные центры яхт-клубы и т.п.).

На рисунке 2 показано количество турфирм по федеральным округам.

Центральный федеральный округ Приволжский федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Сибирский федеральный округ Южный федеральный округ Уральский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ

750

ш 331

1833 1797 1554 1464

3055 2890

500 1000 1500 2000 2500 3000 3500

Источник: составлено авторами по данным https://tourism.gov.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/ Рисунок 2 - Количество турфирм по федеральным округам в 2018 году

Максимальное количество турфирм насчитывается в Центральном и Приволжском федеральном округах, минимальное - в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако по этим данным не следует говорить о

диспропорции по количеству работающих турфирм, т.к. целесообразно анализировать взвешенные данные о количестве турфирм относительно численности населения.

В таблице 2 представлены данные о количестве турфирм и населении по федеральным округам.

Таблица 2 - Количество турфирм и население по федеральным округам_

Кол-во турфирм Население округа в 2018 Кол-во турфирм на 100000 населения

Федеральные округа

Северо-Кавказский 331 9823481 3,4

Дальневосточный 750 8222601 9,1

Уральский 1464 12356229 11,8

Южный 1554 16441852 9,5

Сибирский 1797 17230157 10,4

Северо-Западный 1833 13952003 13,1

Приволжский 2890 29542696 9,8

Центральный 3055 39311413 7,8

По количеству турфирм в расчете на 100 тысяч населения лидируют Северо-Западный, Уральский и Сибирский федеральные округа.

На рисунке 3 представлено количество гостиниц в 2018 году в разрезе округов.

Щ жний Федерал ьиь й они17

I»? ¿35

Центральный федераль«ыЙ округ

ириролжский Федеральной округ 18В1 24Б

Северо-Западай федерал ьш*й округ 151* 2АО

1 ийирГЧ»!* округ 11Ы1 14 С'

Д^лын^аиыичньсй ф'.'^^мльнкьй икруг «

Ур.ЪЛз1['КнА фгЛРП'ПЛИНН^Й ПКруЕ ВОТ БЬ

Сеяеро+)£вЕкаас*мЙ Фёдгда.мьныйонр^г 496

О 500 1000 1ЫМ 3000 2ЫИ 1000 5500

пгктнишдо ■ костелы

Рисунок 3 - Количество гостиниц и хостелов в 2018 году по федеральным округам

Приведенные статистические данные показывают, что существуют явные диспропорции как в развитии туризма, так и с точки зрения существующей туристской инфраструктуры.

Немаловажное значение на формирование туристских потоков оказывает информационно-коммуникационная составляющая туристской деятельности [7]. Формирование туристской привлекательности дестинаций выступает в качестве одной из важнейших задач туристской администрации, т.к. именно туристская привлекательность выступает в качестве главного мотива путешествия [11]. Следует подчеркнуть, что даже те страны, которые принимаю максимальные туристские потоки, включая Францию, Италию, Турцию и другие, постоянно занимаются продвижением стран и регионов, как туристских дестинаций [6, 8]. Рекламно-информационные кампании позволяют обеспечить привлечение туристов как в малоизвестные регионы, так и нивелировать снижение туристских потоков в низкий сезон.

Результаты

Региональные диспропорции в развитии туристской инфраструктуры частично объясняются объективными факторами, в частности, наличием туристско-рекреационных ресурсов и степенью их освоения. В традиционно туристских регионах уровень развития туристской инфраструктуры существенно выше, чем в тех, где туристская деятельность только начинает развиваться. Кроме того, на формировании туристской инфраструктуры сказывается заинтересованность региональных и местных органов в развитии туризма, предпринимательская активность местного населения в туристской деятельности, потенциальная привлекательность туристской дестинации, определяющая перспективу развития в ней туризма.

Кроме того, уровень развития туристской инфраструктуры зависит от реального и прогнозного объема туристских потоков, а также от развиваемого вида туризма. Существует ряд видов туризма, которые не требуют совсем или в весьма ограниченном количестве туристскую инфраструктуру, например, горный туризм, пеший спортивный туризм и аналогичные. С другой стороны, большинство видов туризма предполагает наличие туристской инфраструктуры, в том числе культурно-познавательный туризм, оздоровительный и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для снижения неравномерности развития туризма в различных регионах страны необходимо продвигать туристские возможности регионов с помощью современных информационно-коммуникационных каналов, ориентируясь на новое поколение туристов, для которых цифровые технологии являются одним их важнейших повседневных инструментов общения [4, 5]. Заключение

Туристская деятельность выступает важной составляющей социально-экономической жизни нашей страны. Несмотря на проблемы, связанные с пандемией COVTD-19 и повлиявшими на развитие сферы туризма, туристская деятельность продолжала развиваться в рамках внутреннего туризма. Однако уровень развития как туристской инфраструктуры, так и туристских потоков весьма существенно отличается в региональном разрезе. Существующие диспропорции в развитии туристской инфраструктуры надо анализировать с учетом специфики развиваемого вида туризма, т.к. требования к наличию туристской инфраструктуры существенно отличаются. Например, для лечебно-оздоровительного туризма необходима сложная и дорогостоящая инфраструктура, а для экологического туризма обычно требования к инфраструктуре существенно проще. Надо иметь в виду, что не всегда диспропорции в развитии туристской инфраструктуры свидетельствуют о низком уровне развития туристской деятельности, они могут быть связаны с особенностями тех или иных видов туризма.

Источники:

1. Величкина A^. Оценка развития туристской инфраструктуры региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 2 (32). С. 239- 250.

2. Лимонина И.Г. Региональные особенности инфраструктурного туристского потенциала Ленинградской области // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. Серия 7. Вып. 2. С. 117-127.

3. Морозов МА. Маркетинговые исследования российского рынка туризма// Маркетинг в России и за рубежом. 199S. №5. С. 50-64.

4. Морозов МА., Морозов М.М. Цифровые коммуникации как инструмент формирования единого информационного пространства в туризме// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. №2. С. 69-72.

5. Морозов М.М., Савин МА. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях как способ продвижения турпро-дукта. Туризм и региональное развитие. Сб. науч. статей. Вып. 10. Смоленск: Универсум, 2017. С.73-76.

6. Морозова Н.С., Морозов МА. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся но специальности "Социально-культурный сервис и туризм" Сер. Высшее профессиональное образование. Туризм (5-е издание, исправленное и дополненное). М.- 2009. - 336 с.

7. Морозова Н.С., Морозов М.М. Информационное сопровождение туристского бизнеса// Н.С. Морозова, М.М. Морозов// Туризм и региональное развитие. Сборник статей. Смоленский гуманитарный университет. Смоленск, 2016. - С. 60-64.

S. Розанова Т.П., Стыцюк Р.Ю., Карпова С.В., Константиниди X.A., Мотагали Я.Б., Иванова Ю.О., Морозов МА., Морозова Н.С., Aртемьева ОА. Методологические и практические аспекты маркетингового управления продвижением курортных территорий РФ [монография] - Aрхангельск: Aрхангельский институт открытого образования, 2017г., 181с.

9. Сервис и туризм в условиях цифровизации российской экономики. Монография. - Санкт-Петербург, изд-во СПбГЭУ. - 2018.- 176 с.

10. Степанова С.В. Территориальные диспропорции размещения инфраструктуры туризма в Республике Карелия// Известия ДВФУ. Экономика и управление. - 2019. №3. С.89-97.

11. Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Т. 7.№1(13). С. 105-111.

References:

1. Velichkina A.V. Assessment of the development of the region's tourism infrastructure // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2014. №2 (32). pp.239-250.

2. Limonina I.G. Regional features of the infrastructural tourist potential of the Leningrad region // Bulletin of St. Petersburg University. 2007. Series 7. Issue. 2. pp.117-127.

3. Morozov M.A. Marketing research of the Russian tourism market // Marketing in Russia and abroad. 1998. №5. pp.50-64.

4. Morozov M.A., Morozov M.M. Digital communications as a tool for forming a single information space in tourism // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2019. №2. pp.69-72

5. Morozov M.M., Savin M.A. Marketing communications in social networks as a way to promote a tourist product. Tourism and regional development. Sat. scientific. articles. Issue 10. Smolensk: Universum, 2017. pp.73-76.

6. Morozova N.S., Morozov M.A. Advertising in social and cultural services and tourism. A textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty "Social and cultural service and tourism" Ser. Higher professional education. Tourism (5th edition, revised and enlarged). M. - 2009.- 336 p.

7. Morozova NS, Morozov MM Information support of tourist business // N.S. Morozova, M.M. Morozov // Tourism and regional development. Digest of articles. Smolensk Humanitarian University. Smolensk, 2016.- pp. 60-64.

8. Rozanova T.P., Stytsyuk R.Yu., Karpova S.V., Konstantinidi Kh.A., Motagali Ya.B., Ivanova Yu.O., Morozov M.A., Mo-rozova N.S., Artemieva O.A. Methodological and practical aspects of marketing management of the promotion of resort territories of the Russian Federation [monograph] - Arkhangelsk: Arkhangelsk Institute of Open Education, 2017, 181p.

9. Service and tourism in the context of digitalization of the Russian economy. Monograph. - St. Petersburg, SPbGEU publishing house. - 2018. - 176 p.

10. Stepanova S.V. Territorial disproportions in the placement of tourism infrastructure in the Republic of Karelia // Izvestiya FEFU. Economics and Management. - 2019. - №3 - pp.89-97.

11. Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism. 2016.Vol. 7.№.1 (13). pp. 105-111.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10915

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», [email protected],

M.V. Neparko - Associate Professor of the Department of Customs, FSBEI HE Kaluga State University named afterK.E. Tsiolkovsky";

Н.А. Галстян - студент ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», [email protected],

ON. Galstyan - is a student of the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky".

ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ PROSPECTS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS AND LOGISTICS CLUSTERS IN RUSSIA

Аннотация. В статье рассматриваются меры по созданию условий для развития логистических кластеров в России на примере Калужской области. Глобализация мировой экономики и расширение международного сотрудничества поставило очередную задачу -обеспечить экономический рост Российской Федерации за счет развития логистических услуг для участников внешнеэкономической деятельности. В статье выделены основные логистические кластеры, на территориях которых создаются объекты инфраструктуры, обеспечивающие сохранность груза, моделирование транспортных коридоров; формирование оптимальных маршрутов; объекты производственной и складской деятельности под процесс отгрузки и доставки т.д. Со стороны государства принимаются меры по совершенствованию государственного регулирования и поддержки логистических процессов. Проектом Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено создание транс-портно-логистических систем, развитие принципов логистики в управлении грузопотоками, обеспечение перевозок по международным транспортным коридорам, что позволит повысить рейтинг России по индексу результативности логистики Всемирного банка (LPI).

Abstract. The article discusses measures to create conditions for the development of lo gistics clusters in Russia on the example of the Kaluga region. The globalization of the world economy and the expansion of international cooperation have set another task-to ensure the economic growth of the Russian Federation through the development of logistics services for participants in foreign economic activity. The article highlights the main logistics clusters, on the territories of which infrastructure objects are created to ensure the safety of cargo, modeling of transport corridors; formation of optimal routes; objects of production and warehouse activities for the process of shipment and delivery, etc. On the part of the State, measures are being taken to improve state regulation and support of logistics processes. The draft Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 provides for the creation of transport and logistics systems, the development of logistics principles in the management of cargo flows, and the provision of transportation along international transport corridors, which will increase Russia's rating on the World Bank Logistics Performance Index (LPI).

Ключевые слова: логистика, кластер, международное сотрудничество, инфраструктура, транспортно-логистическая система, грузопотоки.

Keywords: logistics, cluster, international cooperation, infrastructure, transport and logistics system, cargo flows.

Основными правилами успешного бизнеса участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является - рациональный и качественный способ доставки груза при международных и мультимодальных перевозках, строгий учет и контроль объемов запасов для конкретной точки инфраструктуры, обеспечение этих запасов в соответствующем количестве/качестве и их доведение до целевой точки. Решить эти вопрос возможно с помощью логистики.

По уровню эффективности развития логистики в 2018 году Россия заняла 75-е место в мировом рейтинге Logistics Performance Index 2018 (LPI), подготовленном Всемирным банком. Как следует из результатов исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.