Научная статья на тему 'Основные проблемы и перспективы развития туризма города Кирова на современном этапе'

Основные проблемы и перспективы развития туризма города Кирова на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
701
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / АНАЛИЗ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Репницына И.В.

В данной статье рассмотрены проблемы развития туризма города Кирова на современном этапе. Проанализировано существующее положение туризма города. На основе экспертного опроса выявлены основные проблемы информационной доступности туристских ресурсов города Кирова. Исходя из проведенного исследования автором предлагается ряд мер, способствующих улучшению ситуации на туристическом рынке города Кирова и Кировской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Репницына И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и перспективы развития туризма города Кирова на современном этапе»

- обеспечить выполнение мероприятий по снижению необоснованных вызовов скорой медицинской помощи; проводить ежедневный мониторинг вызовов скорой медицинской помощи, а также ежедекадный, ежемесячный и ежеквартальный анализ необоснованных вызовов скорой медицинской помощи с принятием организационных решений;

- осуществить обновление информационных стендов в муниципальных учреждениях здравоохранения с размещением полной информации о работе учреждения, порядке и условиях предоставления медицинских услуг, пропаганде здорового образа жизни;

- должны быть созданы условия для проведения инновационной политики.

Список литературы:

1. Здравоохранение в России. 2010 г.: стат. сб. / Росстат. - М., 2010. -365 с.

2. Министерство здравоохранения Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minzdravrm.ru/.

3. Мордовия: стат. ежегодник. / Мордовиястат. - Саранск, 2014. - 463 с.

4. О здравоохранении в Республике Мордовия: Закон Республики Мордовия [принят Государственным Собранием Республики Мордовия 20.02.2006 г.] [Электронный ресурс]. - доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

5. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. для студ. / Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2012. -656 с.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ГОРОДА КИРОВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Репницына И.В.

Вятский государственный университет, г. Киров

В данной статье рассмотрены проблемы развития туризма города Кирова на современном этапе. Проанализировано существующее положение туризма города. На основе экспертного опроса выявлены основные проблемы информационной доступности туристских ресурсов города Кирова. Исходя из проведенного исследования автором предлагается ряд мер, способствующих улучшению ситуации на туристическом рынке города Кирова и Кировской области.

Ключевые слова туризм, анализ, развитие туризма, экспертный опрос, информационная доступность, туристские ресурсы, туристский маршрут, инновация.

В настоящее время туризм выступает одной из приоритетных отраслей экономики и может рассматриваться как фактор экономического роста страны и региона. На современном этапе мир переживает множество социальных, политических, экономических потрясений. Всё происходящее напрямую влияет на туристическую отрасль [2].

В связи с этим на сегодняшний день необходим анализ развития туристической деятельности. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Приоритетное направление развития въездного и внутреннего туризма является важным фактором для повышения уровня жизни и создания дополнительных рабочих мест как в России, так и в Кировской области в частности. Причина возникновения идеи поддержки туристической индустрии Кировской области понятна: в регионе нет нефти и газа, большинство крупных предприятий находится на грани банкротства, а сама область уже много лет является дотационной. Туризм может значительно улучшить экономическую ситуацию области [1].

В городе Кирове осуществляются экскурсии по музеям и по городу, где каждый может узнать интересные факты о нашей области и о городе Киров. Существуют туроператоры, чья деятельность нацелена на развитие туризма области («Центр активного отдыха «Летучий корабль», «Вятка-тур» и др). В Кирове имеется свой туристско-информационный центр [3]. Нужную информацию можно найти также с помощью интернета на порталах и сайтах. Также в некоторых гостиницах города Кирова стоят терминалы с информацией по туристским ресурсам Кирова и области (например, в «ИШоп»). Недавно на исторических зданиях в центре Кирова стали появляться таблички с QR-кодами. Таблички ведут на историческую справку об объекте, размещенную на странице сайта visitkirov.ru [3]. Всего таких табличек к лету будет установлено 58.

Все вышеперечисленные возможности современности несомненно упрощают туристу путешествие. Но все эти карты, порталы, сайты - разрозненны, информация также разделена. Поток туристов в область увеличивается слабыми темпами. Становится очевидным, что существует ряд проблем, которые тормозят развитие туризма Кировской области и города Кирова, в частности.

Для того, чтобы выявить плюсы и минусы существующих предложений для туриста был составлен опрос экспертов - людей, имеющих прямое отношение к туризму области. Опрос проводился с целью оценки развития информационной доступности туристских ресурсов города Кирова для туристов и людей, приезжающих в Киров для других целей. Экспертами являлись работники туристско-информационного центра, владельцы турфирм, менеджеры по туризму, студенты, обучающиеся по специальности «туризм», преподаватели ВУЗов, преподающие дисциплины по туризму.

По результатам опроса были получены следующие данные. Респондентам предлагалось оценить на сколько известны туристские ресурсы г. Киро-

ва среди жителей других регионов России. Большинство опрошенных считают, что туристские ресурсы г. Кирова не вполне известны в других регионах, оценили на 4 балла, но 21 % опрошенных оценили на 6 баллов, считая, что ресурсы города Кирова известны в других регионах (рис. 1):

Рис. 1. Оценка известности туристских ресурсов г. Кирова

Экспертам было предложено оценить доступность информации о наличии туристских ресурсов города Кирова для туристов при самостоятельном планировании экскурсии / тур. поездки (рис. 2):

Информационные Печатная Навигация в г. Путеводители, Терминалы с

сайты продукция Кирове карты и гр. информацией

■ 2 ■ 3 ■ 4 5И6И7И8И10

Рис. 2. Оценка доступности информации

Ни один из респондентов не поставил оценку 1 и 9. На гистограмме видно, что эксперты в основном оценивают доступность информации на 4, 5 и 6 баллов. Большое количество респондентов (42,8 %) считают, что информационные сайты вполне соответствуют запросам пользователей - 6-8 бал-

лов, так же, как и наличие карт и путеводителей - 4 балла (21,4). Недостаточно высоко были оценены печатная продукция и терминалы с информацией: 3 балла (21,4 % и 28,6 %) соответственно.

Экспертам предлагалось оценить сайты, распространяющие информацию о городе Киров для туристов по 10-ти бальной шкале. Были перечислены такие сайты как «Сайт города Киров», «Туристско-информационный центр Кировской области», «Киров для туристов и гостей города», «город Киров» и «достопримечательности города Кирова». Из перечисленных сайтов хорошо знакомы экспертам только первые два сайта. А остальные не известны экспертам: 57 % - не знают сайт «город Киров», 42 % не слышали о сайтах «город Киров для туристов» и «Достопримечательности города Кирова» [3-7].

На рис. 3 представлены полученные данные по «сайту города Кирова». Внешний вид и дизайн сайта экспертами были оценены в 6-7 баллов (28,6 % и 21,4 % соответственно). Информативность оценена на 5, 6 и 7 баллов. Навигация была оценена в 5 и 8 баллов (28,6 %). Наличие предложений по маршрутам и актуальность оценены в 4 и 6 баллов соответственно (28,6 %, 21,4 %).

40 35 30 25

■ 1 ■ 2 ■ 3 4 15 ■ б ■ 7 ■ 8 ■ 9 110

Рис. 3. Оценка сайта «город Киров»

Также экспертами был оценен сайт «Туристско-информационного центра Кировской области» (рис. 4):

35

30

■ 1 И2 13 4 15И6 17 18И9И10

Рис. 4. Оценка сайта «ТИЦ Кировской области»

Внешний вид данного сайта был оценен большинством экспертов на достаточно высокие оценки - 6,8 (28,6 %). Так же была оценена и информативность сайта. Высокую оценки - 7 от большинства экспертов получило удобство навигации (28,6 %). Актуальность информации и наличие выбора языков оценены на низкие баллы большинством экспертов.

Учитывая ответы экспертов можно сформулировать основные проблемы развития туризма в городе Кирове и Кировской области:

- недостаточность информации о достопримечательностях города и области;

- слабый уровень информированности жителей Кировской области о существующих турах на ее территории;

- отсутствие распространения информации о событиях, проходящих в Кирове и Кировской области, не только за пределы Кировской области, но и среди ее жителей;

- недостаточное количество информации об организаторах экскурсий или о туристских маршрутах;

- отсутствие единой информационной базы (сайта), где бы в полной мере присутствовала информация о городе Кирове в плане его туристического потенциала.

Из проведённого опроса и анализа, составленного на основе ответов экспертов, можно сделать вывод, что на современном этапе развития туризма доступность информации в городе и области нуждается в поддержке и инновациях. Необходимо разработки какого-либо программного продукта (сайта и т.п.), который бы объединил в себе несколько функций, полностью удовлетворяя потребностям туриста при поиске информации.

Для обеспечения информационной базы туризма в Кировской области, исходя из анализа ответов экспертов, необходимо:

- распространять информацию в сети Интернет, формировать туристские карты (подобные 2GIS);

- продвижение региона, как региона, вызывающего туристский интерес среди жителей России и других стран - разработать бренд Кировской области, создать «якоря», привлекающие туристов;

- размещение информационных досок на объектах культуры, истории и искусства, выпуск специализированного печатного издания;

- совершенствование туристкой индустрии: дороги, отели, создание развлекательных центров (например, как аквапарк в Татарстане);

- создание инновационных продуктов для распространения информации.

Пока не будут решены данные проблемы, приходится говорить только о потенциале развития туризма в Кировской области, а не о реальном его развитии.

Список литературы:

1. Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Киров» в 2014-2020 годах».

2. Зорина Г.И., Ильина Е.Н., Мошняга Е.В. и др. Основы туристской деятельности. - М.: Советский спорт, 2002.

3. Туристско-информационный центр Кировской области [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.visitkirov.ru/.

4. Муниципальное образование город Киров [Электронный ресурс]. -2015. - Режим доступа: http://www.mo-kirov.ru/.

5. Киров для туристов и гостей города [Электронный ресурс]. - 2015. -Режим доступа: http://www.kipov.ru/.

6. Город Киров [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://gorodkirov.ru/.

7. Достопримечательности Кирова [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://autotravel.ru/excite.php/197/1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.