Научная статья на тему 'Исследование рынка внутреннего туризма Кировской области'

Исследование рынка внутреннего туризма Кировской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
540
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / рынок внутреннего туризма / Кировская область

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вычугжанина В. В.

Данная статья посвящена рынку внутреннего туризма в Кировской области. В публикации рассматриваются проблемы, цели и задачи развития внутреннего туризма в Кировской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка внутреннего туризма Кировской области»

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© Вычугжанина В.В.*

Вятский государственный университет, г. Киров

Данная статья посвящена рынку внутреннего туризма в Кировской области. В публикации рассматриваются проблемы, цели и задачи развития внутреннего туризма в Кировской области.

Ключевые слова: туризм, рынок внутреннего туризма, Кировская область.

Внутренний туризм - это путешествия в пределах границ страны или территории любого внутреннего региона (например, Кировской области) [2]. Сегодня каждый субъект РФ заинтересован в том, чтобы его граждане отдыхали именно внутри его пределов, тем самым способствуя не только развитию сферы туризма, но и повышению бюджета региона. Именно поэтому изучение и развитие данного вида туризма является актуальной темой исследований.

В настоящее время Кировская область активно развивает туризм как одну из наиболее приоритетных сфер повышения имиджа региона. Так, например, в 2012 году была разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Создание условий для развития туризма на территории Муниципального образования «Город Киров» на 2012-2015 годы» общей стоимостью более 11375000 рублей и в 2013 году - государственная программа Кировской области «Развитие культуры на 2013-2020 годы» [1].

Область также участвует в различных туристских конкурсах, форумах и выставках. Целью участия является позиционирование и реклама региона на внутреннем и зарубежном рынках туризма.

Таблица 1

Основные показатели туристской сферы в Кировской области [4]

Показатели 2012 2013 2014

Число туристских фирм, (на конец года) - всего, ед. 120 140 153

Число реализованных туристских путевок населению - всего, ед. 20723 27924 23521

Число гостиниц и аналогичных средств размещения 49 52 57

Численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тысяч человек 140 132 129

По данным Единого Федерального реестра туроператоров в 2015 году в Кировской области насчитывается 137 турагентств и 13 туроператоров. Из

* Студент кафедры Сервиса и торгового дела.

114

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

13 туроператоров двое связали свою деятельность с организацией охоты и рыбалки. Внутренним туризмом занимаются 11 туроператоров, 7 из них ведут приём туристов на территории Кировской области [5]. Предлагаемый ими туристский продукт:

1) однодневные экскурсии по городам и сёлам, таким как Киров, Слободской, Котельнич, Уржум, Великорецкое, Рябово;

2) 3-х - 7-и дневные походы на рафтах и байдарках по рекам области;

3) экологические туры на территорию государственного природного заповедника «Нургуш» и государственного природного заказника «Пижемский».

Многодневные экскурсионные туры по области разрабатываются, но спрос на них в настоящее время очень мал. Туристский бизнес слабо работает в направлении стимулирования спроса. Ассортимент туристских продуктов, который формируют туроператоры, невелик и довольно однообразен по тематике. Основными клиентами являются родители с детьми, школьники, студенты, корпорации.

В 2015 году на территории Кировской области работают 137 туристских агентств, хотя в 2014 году их насчитывалось 140. Одним из главных факторов, способствующих закрытию на рынке слабо конкурентоспособных турагентств, явилось повышение курса доллара на мировом рынке. Хотя в предыдущие годы количество турагентств росло, в связи с отменой лицензирования.

Большая часть турагентств (88 %) работает в областном центре, по 1 -3 турагентства есть в таких городах, как Кирово-Чепецк, Слободской, Котельнич, Омутнинск, Вятские Поляны и Советск.

Следует отметить, что конкуренция среди турфирм в областном центре наблюдается довольно высокая, поэтому каждый турагент и туроператор пытается привлечь покупателей и предложить им более выгодный туристский продукт и предоставить полную информацию о нем. Разница между ценами на туристический продукт в разных фирмах не значительна и колеблется в пределах 200-500 рублей. Поэтому можно говорить, преимущественно, о неценовой конкуренции. Фирмы стараются завлечь клиентов, предоставляя им дополнительные услуги. Например, более комфортабельные автобусы, подарки и сувениры.

При анализе видов туризма на территории области было выделено 3 основных: культурно-познавательный, детский и спортивный туризм. Все туроператоры, занимающиеся турами по Кировской области, предоставляют культурно-познавательные туры (7 туроператоров) и большая часть (6 из 7, 85 %) - детские туры. Спортивным туризмом занимаются 3 туроператора из 7, что составляет 43 %.Остальные виды туров, такие как экологические, приключенческие, лечебно-оздоровительные развиты крайне плохо, хотя для их реализации есть все условия.

Экономические науки

115

На территории области функционируют 15 санаторно-курортных организаций, таких как санаторий «Колос», «Нижне-Ивкино», «Митино» и другие. Это один из наиболее конкурентоспособных сегментов сферы отдыха и туризма [3]. Но на сегодняшний день среднегодовая заполняемость данных организаций в области составляет от 50 до 80 %, а лучшие санатории заполняются на 85 %. Причина низкой заполняемости кроется в нежелании людей платить большие деньги за низкий уровень комфорта и инфраструктуры. К примеру, один день с лечением в санатории Нижне-Ивкино составляет 5000 рублей в среднем. Это довольно крупная сумма для жителей области.

Для развития туристского потенциала нужно инвестировать в инфраструктуру существующих курортов (строительство развлекательных, центров бассейнов, спортивных площадок), а также строить новые жилые корпуса, с наиболее высоким уровнем комфорта.

На рис. 1 представлены результаты опроса, проведенного среди жителей Кировской области и соседних регионов. Интерес к туристическому отдыху в Кировской области проявили 24 % опрошенных, 76 % - не интересует данный отдых.

Рис. 1. Оценка привлекательности туризма в Кировской области

Таким образом, было выявлено, что спрос на внутренний туризм низкий, но наблюдается и положительная тенденция. Огромную роль в этом играет повышение цен на туристические путевки за границу.

На рис. 2 показаны основные причины отсутствия спроса на туризм в Кировской области, по мнению респондентов.

Таким образом, к основным факторам, которые сдерживают развитие туризма в Кировской области, можно отнести:

1. Слабое развитие туристического потенциала;

2. Низкий уровень развития инфраструктуры транспорта и необходимость вложения дополнительных средств инфраструктуру гостеприимства;

3. Нежелание инвесторов вкладывать деньги в развитие туризма Кировской области;

116

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

4. Отсутствие узнаваемого имиджа и недостаточная реклама туристских возможностей области;

5. Отсутствие высококвалифицированных туроператоров - проектировщиков, занимающихся разработкой длительных и интересных туров по области;

6. Сложная процедура отведения участков земли для строительства новых объектов индустрии туризма;

7. Низкий уровень работы информационного центра, по причине его недавнего открытия.

35%

в Количество опрошенных респондентов, в процентах

Рис. 2. Причины отсутствия спроса на туристический отдых в Кировской области

Основная цель, которая сформулирована в областной целевой программе «Развитие современного туристического комплекса Кировской области» -это развитие конкуренции в туристской сфере.

Для того, чтобы осуществить поставленную цель нужно решить следующие задачи:

1. Стимулировать активность туристского бизнеса, строя современные парки развлечений, объекты массового активного отдыха (горнолыжные центры, аквапарки);

2. Создать условия для инвестиций в туристскую сферу, вводя упрощённую процедуру оформления участков земли, необходимых для строительства новых объектов инфраструктуры туризма;

3. Создать современную транспортную инфраструктуру, которая облегчит доступность для туристов ряда историко-культурных и природных объектов в областных районах;

Экономические науки

117

4. Поддержать малое предпринимательство в туристской сфере (предоставление субсидий и грантов для осуществления туристских проектов);

5. Поддержать развитие въездного и внутреннего туризма с помощью средств массовой информации и сети Интернет.

При грамотном развитии внутреннего туризма в Кировской области будет развиваться и экономическое состояние региона в целом.

Список литературы:

1. Постановление от 18.10.2011 № 3513-П «Об утверждении муниципальной целевой программы «Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования «Город Киров» на 2012-2015 годы».

2. «Внутренний туризм» [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://studbooks.net/43761/turizm/vnutrenniy_turizm (дата обращения:

20.11.2015).

3. «Правительство Кировской области» [Электронный ресурс]. - 2015. -Режим доступа: http://www.kirovreg.ru (дата обращения: 20.11.2015).

4. «Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области» [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://kirovstat.gks.ru (дата обращения: 20.11.2015).

5. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - 2015. -Режим доступа: http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 20.11.2015).

НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

© Запотылок С.И.*

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, Республика Беларусь, г. Гомель

Экономия финансовых ресурсов при создании новых объектов основных средств является неотъемлемой составляющей стратегического развития организации, способствует быстрейшему выходу на самоокупаемость, росту прибыли и повышению конкурентоспособности.

Ключевые слова строительно-монтажные работы, стоимость строительства, ресурсосберегающие технологии, производительность труда, непроизводительные затраты.

Магистрант кафедры Банковского дела, анализа и аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.