Научная статья на тему 'Основные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области'

Основные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1454
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / REGION / THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пак Х. С., Большаков Р. В., Макаренко Г. Б.

Статья посвящена проблемам и перспективам развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE LENINGRAD REGION

The article is devoted to problems and prospects of development of small and medium enterprises in the Leningrad region.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области»

роль выполняют отзывы с руководителей и наставников. Способы эффективности должны разрабатываться еще до проведения повышения квалификации, чтобы оценивать процесс обучения и совершенствовать его эффективность.

Что касается оценивания эффективности обучающих мероприятий и ее влияние на производительность труда сотрудников, то конкретных критериев эффективности у предприятия нет. Повышение квалификации рассматривается как один из способов поддержания своего образования работниками.

В процессе проведения исследования были выявлены проблемы, связанные с несовершенством процесса повышения квалификации на высокотехнологичном предприятии. Среди причин неэффективности выделяются такие как: отсутствие процедуры оценки эффективности прохождения повышения квалификации, которая должна разрабатываться на предприятии в целях улучшения качества обучающих мероприятий и повышения эффективности процесса повышения квалификации сотрудников; невозможность обучения новых специалистов работе на уникальном оборудовании. Для устранения существующих проблем предлагается: 1) разработка «Положения об оценке эффективности повышения квалификации»;

2) обучение сотрудников, владеющих работой на особом оборудовании навыкам тренеров. Внедрение предлагаемых мер повлечет за собой ряд таких социально-экономических эффектов, как повышение качества процесса повышения квалификации; более эффективное перераспределение затрат на обучение сотрудников предприятия, позволяющее уменьшить сумму, затрачиваемую предприятием на обучение ежегодно; повышение конкурентоспособности персонала, а так же формирование благоприятного имиджа организации.

Литература:

1. Кибанов А. Методология оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом // Кадровик. - 2010. - №12. - С.32-43.

2. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации (Высшее образование) Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Перкова Е.П. Система внутренних коммуникаций промышленного предприятия // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 37-1. - с. 60-71.

4. Ткаченко Т. В. К проблеме отбора персонала в организации // Транспортное дело России. - 2015. - №3. С. 131-135.

УДК 334.012.64

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Пак Х.С., д.э.н., профессор, Санкт - Петербургский академический университет Большаков Р.В., к.э.н., доцент, АНО ВО «Смольный институт Российской академии образования» Макаренко Г.Б., к.э.н., доцент, АНО ВО «Смольный институт Российской академии образования»

Статья посвящена проблемам и перспективам развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, регион, проблемы и перспективы предпринимательства.

THE MAIN PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE LENINGRAD REGION

Pakh Kh., Doctor of Economics, professor, St. Petersburg Academic University Bolshakov R., Ph.D., assistant professor, ANE HE «Smolny Institute of the Russian Academy of Education» Makarenko G., Ph.D., assistant professor, ANE HE «Smolny Institute of the Russian Academy of Education»

The article is devoted to problems and prospects of development of small and medium enterprises in the Leningrad region.

Keywords: small and medium enterprises, the region, the problems and prospects of entrepreneurship.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в своей деятельности нуждаются в поддержке со стороны органов власти для решения важнейших проблем, которые препятствуют не только их развитию, но и в целом - территории.

Ленинградская область по количеству малых предприятий среди субъектов Северо-Западного федерального округа занимает третье место. Первое и второе место - Санкт - Петербург и Калининградская область. Сравним достижения малых предприятий области и других лидеров СЗФО со среднероссийскими данными. Например, в процентах к итогу по России по следующим показателям: Число малых предприятий - Ленинградская и Калининградская области - 1, Санкт - Петербург- 8,1; Число работников - Ленинградская область - 0,9, Санкт - Петербург и Калининградская область, соответственно - 5,4 и 1; Инвестиции в основной капитал - Ленинградская область - 0,6, Санкт - Петербург и Калининградская область, соответственно - 0,8 и 0,7[1].

По данным таблицы видно, что за последние годы малое и среднее предпринимательство Ленинградской области имеет положительную тенденцию развития. В регионе в 2014 году, в условиях экономического кризиса в стране, наблюдался рост по всем основным показателям развития малого и среднего предпринимательства по сравнению с показателями предыдущих годов. Около шестидесяти тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году в Ленинградской области осуществляли свою деятельность, что составляет 100,8% к уровню 2013 года. В 2015 году был отмечен небольшой спад. Благодаря государственной поддержке, которая выражается введением налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения, снижением стоимости патентов для малого предпринимательства

в зависимости от места ведения деятельности и уменьшением налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей, оказывающих логистические услуги, а также для собственников жилых помещений и дач, земельных участков, сдающих в аренду, малое и среднее предпринимательство области продолжает развиваться несмотря на кризис.

В 2015 году бюджетом Ленинградской области на поддержку развития малого и среднего предпринимательства было предусмотрено 205 млн. рублей. Разработан порядок получения так называемых «стартовых субсидий» молодыми предпринимателями для реализации своего бизнеса. На эту меру поддержки в 2015 году было выделено 30 млн. рублей.

На данный момент Ленинградская область входит в первую десятку рейтинга поддержки бизнеса и рейтинга создания комфортных условий для бизнеса

Несмотря на эти достижения в данной сфере, необходимо выделить основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства Ленинградской области:

- ограниченность финансовых ресурсов;

- недобросовестная конкуренция;

- развитие не инновационных сфер предпринимательства;

- административные барьеры;

- нехватка трудовых ресурсов;

- инфраструктурные ограничения развития территории;

- высокая оплата аренды земельных участков;

- увеличение бюджетной нагрузки территории.

Ограниченность финансовых ресурсов для развития малого и среднего предпринимательства области отражают следующие цифры: по экспертным оценкам на сегодняшний день потребность

Таблица 1 - Состояние малого и среднего предпринимательства Ленинградской области за период 2012 - 2015 гг.

Наименование показателя 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

Малые предприятия Средние предприятия Малые предприятия Средние предприятия Малые предприятия Средние предприятия Малые предприятия Средние предприятия

Количество субъектов предпринимательства, ед. 2 048 212 2 397 208 2420 222 2 337 195

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 119,9 26 118,3 22,9 118.1 24,3 118.1 20,7

Инвестиции в предприятия, млн. руб. 2 202 3 416 2 772 3 749 6 185 4 156 9 933 5 519

Источник: данные официального сайта Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.

в кредитах для субъектов малого предпринимательства удовлетворена только на 30%, в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) - на 10% от имеющейся потребности. Основной причиной такой ситуации объясняются высокими процентами и рисками кредитования малых и средних предприятий, а также одинаковым размером суммы накладных расходов банков, как для крупных, так и для небольших ссуд.

Недобросовестная конкуренция особенно остро наблюдается в сфере торговли в связи с открытием сетевых магазинов в населенных пунктах области. Местные товаропроизводители не могут конкурировать с «сетевиками» из - за значительных дополнительных затрат, связанных с допуском производителя до муниципального и государственного заказа, невыгодными условиями кредитования в банках и т.д.

Для решения данной проблемы необходимо соблюдение баланса интересов крупных и малых форм торговли. Сами предприниматели предлагают ввести ограничения на долю выручки сетевых торговых предприятий в общем объеме розничной торговли продовольственных товаров на территории муниципальных районов (не более 50% в суммарном выражении), а также об обязательстве «сетевиков» предоставлять информацию о размере выручки в разрезе муниципальных районов в органы статистики и в УФАС[2].

Развитие не инновационных сфер предпринимательства происходит в связи с тем, что значительная часть предприятий Ленинградской области относятся к отраслям традиционной промышленности. На территории региона присутствуют незначительный удельный вес предприятий, который можно отнести к предприятиям, выпускающих инновационную продукцию. Данная проблема существует не только для развития малого, но и для - крупного бизнеса.

Административные барьеры выражаются в излишнем опека-нии малого и среднего предпринимательства со стороны государственных структур: значительное число проверок малых и средних предприятий, длительные по времени процедуры разрешений и согласований в различных инстанциях.

Растут инфраструктурные ограничения развития Ленинградской области, которые связаны с подключением к инженерным сетям, водоснабжением и водоотведением, электроснабжением, высокими темпами строительства на территориях области, превосходящими темпы развития инфраструктуры, со снижением пропускной способности железнодорожного транспорта по перевозке строительных грузов из - за того, что значительный объем железнодорожных мощностей ориентирован на потребность портовых комплексов в Усть - Луге и Приморске, критического состояния автомобильных дорог и значительного износа основных фондов коммунальной инфраструктуры.

Высокая оплата аренды земельных участков связана с новым порядком, введенным в этом году Постановлением Правительства Ленобласти и приказом Леноблкомимущества, в котором отмечается значительное повышение арендной платы. Предприниматели области направили обращение в Законодательное собрание Ленинградской области с просьбой о пересмотре коэффициента при расчете арендной платы под временными торговыми объектами[2].

Нехватка трудовых ресурсов. В 2015 году наметился рост численности трудовых ресурсов за счет миграции в Ленинградскую

область низкоквалифицированной рабочей силы. В настоящее время в регионе существует острая потребность в специалистах со средним специальным и высшим образованием.

Предложения вакансий превышают численность лиц, зарегистрированных на бирже труда. Так, напряженность на рынке труда составляет 0,5 на 1 вакансию [3]. Нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения на 100 заявленных вакансий по Ленинградской области составляет - 42,2 чел [1].

Увеличение бюджетной нагрузки региона. Значительный дефицит в муниципальных бюджетах ограничивает возможность решения важных социальных и экономических задач. Рост обязательств региона в социальной сфере возрастает с каждым годом, что приводит к резкому снижению расходов на экономику в региональном бюджете. В 2015 году социальные расходы составляли более 50% расходов консолидированного бюджета области.

Необходима разумная политика Правительства Ленинградской области для решения поставленных проблем, которая создаст приемлемые условия для развития малого и среднего предпринимательства региона.

Несмотря на то, что настоящее время малое и среднее предпринимательство в целом по России показывает замедление темпов роста в связи с изменением геополитической ситуации в 2014 году, введением экономических санкций зарубежных стран и принятием мер по ограничению импорта нашей страной, Ленинградская область продолжает оставаться привлекательным для малого и среднего предпринимательства регионом. На начало 2016 года в Ленинградской области работают более 61 000 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых:

- 207 средних предприятия;

- 2 357 малых предприятия;

- 17 032 микро предприятия;

- 41 573 индивидуальных предпринимателя.

Всего в сфере малого предпринимательства занято 28% работающего населения Ленинградской области. Доля его в различных сферах деятельности следующая:

- оптовая и розничная торговля - 37,5 %;

- операции с недвижимостью - 15,2 %;

- транспорт и связь - 13,4 %;

- обрабатывающие производства - 9,1 %;

- строительство - 8,3 %;

- прочие коммунальные, социальные услуги - 4,6 %;

- сельское хозяйство - 4,5 %;

- гостиницы и рестораны - 4 %;

- прочее - 3,4 % [2].

Проблемам и перспективам развития малого предпринимательства в России, в частности в Ленинградской области, за последний год уделяется внимания больше, чем в предыдущие годы. Это связано с введением санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний, которые не только не приостановили развитие отечественного предпринимательства, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и развитию его.

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №4 2016 | 7

В этих условиях меняется комплексная система государственной поддержки предпринимательства в Ленинградской области.

Правительство Ленинградской области на 2016 год увеличило бюджетную поддержку до 600 млн. рублей, планирует разработать план мероприятий по оказанию поддержки импортозамещающим производствам, фермерским хозяйствам, предпринимателям, оказывающим бытовые услуги и призывает предпринимателей к активному обсуждению актуальных мер поддержки их на 2017 год.

В связи с изменившимися политическими и экономическими условиями развития, необходимостью обновления ориентиров развития региона было принято решение Правительством Ленинградской области о подготовке «Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года», которая будет содержать конкретные планы развития, механизмы поддержки предпринимательства. Основной акцент делается на развитие инфраструктуры поддержки бизнеса, инновационных производств, обучающие программы. Предполагается увеличение суммы финансовых средств в 2 раза, направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства региона. По расходованию этих средств будет проводиться оценка эффективности деятельности муниципальных властей. Будет принят ряд областных законов, предусматривающих снижение уровня налоговой нагрузки для предпринимателей.

Ленинградская область ежегодно привлекает средства федерального бюджета на софинансирование мер поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2015 году объем финансирования из федерального и областного бюджетов составил 568 млн. рублей (из них - 268 млн. руб. из федерального бюджета).

В 2015 году впервые в регионе стартовала программа бизнес-акселерации для субъектов малого предпринимательства на площадке «Ленинградской областной торгово-промышленной палаты». В программе принимают участие более 40 предпринимателей из Гатчины, Выборга, Кингисеппа, Соснового Бора, Подпорожья.

В декабре 2016 года АО «Агентство поддержки малого и средне-

го предпринимательства, региональная микрофинансовая организация Ленинградской области» обеспечит возможность получения под низкий процент микрозаймов субъектам предпринимательства, что является актуальной и востребованной мерой поддержки.

Правительство Ленинградской области и ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» заключили соглашение о взаимодействии для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых инновационной деятельностью.

Оптимистичный вариант прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 года предполагает более активную экономическую и инвестиционному политику, которая будет обеспечивать формирование устойчивого долгосрочного экономического роста [4]. Данный прогноз дает основание, что в перспективе на ближайшие годы можно ожидать восстановление положительной динамики развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области.

Литература:

1. Социально-экономическое положение Северо - Западного федерального округа в I квартале 2016 года. Статбюллетень Федеральной службы государстенной статистики. М. 2016. http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140086420641

2. Доклад «Проблемы развития малого и среднего предпринимательства» // Законодательство Ленинградской области: [сайт]. URL: http:// http://www.lenoblzaks.ru/news/single/5/58818.

3. Регионы России. Социально - экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2016. - 990 с.

4. Пояснительная записка по прогнозу социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 года. http://econ. lenobl.ru/work/social/prognoz/prognoz2030.

УДК 338 (470 + 571)

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ:

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Смоленская С.В., к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория», ФГБОУВПО «Ульяновский государственный технический

университет», e-mail: lana.smolenskaya@bk.ru

Проблемыреиндустриализации экономики, т. е. проектирование и развертывание внутренних индустриально-технологических цепей, создающих товары и услуги промышленного и потребительского назначения, в последнее время привлекают к себе все более пристальное внимание. В работе выполнен анализ позитивного и негативного опыта СССР и постсоветской России, выделены самые острые проблемы отечественной экономики, определены базовые принципы формирования импортозамещающей промышленной политики. Проблемы замещения продуктов и факторов производства рассмотрены в ретроспективе макроэкономической теории.

Ключевые слова: реиндустриализация, экономическая безопасность, импортозамещение, стратегия, угрозы, управление.

KEY ASPECTS OF RE-INDUSTRIALIZATION OF THE ECONOMY: IMPORT

SUBSTITUTION

Smolenskaya, S., Ph.D., associate professor of the Economic theory chair, FSEIHPE «Ulyanovsk State Technical University», e-mail: lana.

smolenskaya@bk.ru

The problem of reindustrialization of the economy, i.e. designing and deploying domestic industrial-technological chains that create goods and services for industrial and consumer goods, recently attracted increasing attention. In work the analysis ofpositive and negative experience of the Soviet Union and post-Soviet Russia, highlighted the most acute problems of the domestic economy, defined the basic principles of formation of import-substituting industrial policy. The problem of substitution of products and production factors considered in the retrospective macroeconomic theory.

Keywords: reindustrialization, economic security, import substitution, strategy, threats, management.

Реализация в России на протяжении 20 лет либерально-монетарной экономической модели привела к деиндустриализации экономики - развалу производства, утрате экономической и финансовой устойчивости, деградации высокотехнологичных предприятий и целых отраслей. Драматически выросла зависимость российской экономики от иностранных источников финансирования развития, технологий и даже потребительских товаров. В базовых отраслях промышленности производство сократилось в разы, при этом доля импорта в станкостроении и легкой промышленности превышает 90%, в тяжелом машиностроении, радиоэлектронике, медицинском

оборудовании - 80% и т. д. Россия сталкивается с дефицитом валюты у субъектов хозяйственной деятельности, падением рубля и резким удорожанием импорта. Ситуацию усугубляют падение мировых цен на энергоносители и экономические санкции в отношении России. Все это существенно актуализирует задачу исследования экономической эффективности и оптимизации политики импортозамещения.

Актуальность проблемы реиндустриализации применительно к России, кроме этого, заключается во все возрастающей необходимости изменения структуры экономики, стимулирования развития отечественных производств на фоне действия международных эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.