Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АКМЕ ПОТЕНЦИАЛ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шинкевич В.Е.

Статья посвящена раскрытию проблемы ценности феномена морально-нравственного воспитания как одного из средств формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел в условиях образовательной организации. Существенное внимание уделено теоретическим рассуждениям о ценности цифровизации образовательной среды и некоторых ее негативных последствиях для формирования интеллектуальных способностей обучающихся. Автором в статье также обозначаются некоторые направления по повышению качества морально-нравственного воспитания и значимости в этом общественных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шинкевич В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF MORAL EDUCATION OF STUDENTSIN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article is devoted to the disclosure of the problem of the value of the phenomenon of moral education as one of the means of forming the professional competence of employees of internal affairs bodies in the conditions of an educational organization. Considerable attention is paid to theoretical arguments about the value of digitalization of the educational environment and some of its negative consequences for the formation of intellectual abilities of students. The author also outlines some directions for improving the quality of moral education and the importance of social disciplines in this.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 355.233.23 DOI 10.51980/2686-939X_2022_3_106

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

THE MAIN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Шинкевич Владимир Ефимович,

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), доктор социологических наук,доцент

vlashink@yandex.ru

Ключевые слова:

подготовка кадров, органы внутренних дел, акме потенциал, обучающиеся, социальная мобилизация, образовательная организация.

Статья посвящена раскрытию проблемы ценности феномена морально-нравственного воспитания как одного из средств формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел в условиях образовательной организации. Существенное внимание уделено теоретическим рассуждениям о ценности цифровизации образовательной среды и некоторых ее негативных последствиях для формирования интеллектуальных способностей обучающихся. Автором в статье также обозначаются некоторые направления по повышению качества морально-нравственного воспитания и значимости в этом общественных дисциплин.

Keywords:

personnel training, internal affairs bodies, acme potential, students, social mobilization, educational organization.

The article is devoted to the disclosure of the problem of the value of the phenomenon of moral education as one of the means of forming the professional competence of employees of internal affairs bodies in the conditions of an educational organization. Considerable attention is paid to theoretical arguments about the value of digitalization of the educational environment and some

of its negative consequences for the formation of intellectual abilities of students. The author also outlines some directions for improving the quality of moral education and the importance of social disciplines in this.

Формирование, развитие, закрепление моральных, нравственных качеств человека, его эстетического воспитания являлись и являются неотъемлемым атрибутом любого общества, на каждом историческом промежутке времени своего развития, неотъемлемым свойством его состояний. Во многом это условие выживания, существования и развития социума, его единения или разобщения. Многочисленные примеры социального противоборства, особенно в форме жесткого противостояния, позволяют увидеть изначальные усилия одной из сторон либо обеих по разрушению монолитности общественного сознания политического оппонента или его переориентации в свою сторону и формированию монолита общественного сознания своих реальных и потенциальных сторонников. Успешность либо провальность данной деятельности во многом отражается на дальнейших результатах, на реализации целевых установок, определенных в предконфликтный период. Более того, и в условиях существования социума могут проявляться межпоколенные конфликты, предотвращение которых также предполагает определенную воспитательную работу. И это остается актуальным уже многие годы и думается, будет актуальным и в дальнейшем. Как не вспомнить «гуляющие» по сети Интернет слова великого Сократа, которые можно признать актуальными и сегодня: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей».

Для современной России формирование нравственно совершенной, плодотворной личности, полагающейся на свой разум и способной любить других и себя, уметь поступать добродетельно, как и в прежние годы, остается одним из центральных направлений воспитания граждан [1].

События, связанные с ведением Россией с 24 февраля 2022 г. специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, особенно по итогам ее первых дней, обратили внимание на необходимость более активной работы в сфере обеспечения должного уровня моральной подготовки различных слоев населения, бизнеса, представителей научной и творческой интеллигенции, поп-индустрии, повышение эффективности организации и ведения аргументированного эмоционально насыщенного информационного противодействия политическим оппонентам всех мастей и политических ассоциаций, недружеским государствам и их блоковым союзам.

В условиях предоставленных современными системами коммуникации широких возможностей человеку в передаче, поиске, приеме разноплановой и разнонаправленной информации даже относительно одного и того же события, когда социальные сети играют огромную роль в формировании коммуникационной среды современного общества, значительно усложнилась и сама организация воспитательной работы. Сегодня мало кто некритически относится, порой даже не вникая в содержание получаемой информации или просто пропуская ее мимо ушей, к простому информированию, пересказу информации, выдаваемой и тиражируемой центральными средствами массовой информации, официальными лицами, формальными информационными агентами. В представленной возможности каждому пользователю найти практически любую информацию в сети Интернет, например в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники», «Telegram», где пользователи могут общаться между собой, делиться и получать информацию практически с разных уголков планеты, организация и проведение морально-нравственного воспитания существенно усложняется, поэтому должно формироваться нетерпимое отношение к любому формализму.

Сегодня обучающиеся, особенно очных форм обучения, сравнительно мало смотрят программы центрального телевидения, да и вообще любые телевизионные программы, отдавая предпочтение возможностям получения практически любой информации в сети Интернет и общения со сверстниками через социальные сети. Причин этому много, однако выделим лишь несколько. Во-первых, элементарное удобство получения социально значимой информации. К сети Интернет подключен практически каждый мобильный телефон, смартфон и т.п. Данные электронные средства всегда под рукой, в любом месте локации, где находится пользователь, чего нельзя сказать о телевизоре, даже если их в семье несколько. Во-вторых, информация, получаемая из мобильного телефона, психологически воспринимается как истина, ведь она поступает не от формальных структур государства и общества, что может быть глубоким заблуждением и иллюзией, ибо у любой информации есть заинтересованный блогер, журналист, субъект информационной политики и влияния. В-третьих, многие события комментируются и оцениваются непосредственно очевидцами и участниками (если, конечно, это не результат фейковой индустрии, фейко-вой атаки) и их предвзято высказанная трактовка зачастую может отличаться от официальной. В-четвертых, пользователь в Интернете чувствует себя равным среди равных, но может и ощущать себя супергероем, суперменом и др.

Набирает обороты распространения в сети так называемая «фейковая индустрия» во всем многообразии медиаформ, реализуемая особенно в периоды проведения знаковых общественно государственных мероприятий, событий (роддом Мариуполя, Буча, Краматорск) и не только.

Получив доступ к информации, многие перестают элементарно думать, запоминать, анализировать и делать выводы, отказываются от общения при малейшем несовпадении мнений и не желают не только доказывать, но и как-то внятно аргументированно обосновывать свою точку зрения и воспринимать иную, что чревато для общества в недалеком будущем «эпидемией цифровой деменции» и проявлением явления социальной токсичности как фактора определенного уровня социальных взаимоотношений [3].

На первое место в работе по морально-нравственному воспитанию должно стать искусство рассуждения и убеждения, в основе которого лежит не просто положительный пример, а пример, который готов принять тот или те, на кого направлено воспитательное воздействие. Опять же здесь существенное значение для достижения положительного эффекта коммуникации имеют следующие факторы: выбранный факт-объект внимания, место, время, продолжительность проводимого мероприятия. В воспитательном процессе сейчас, как никогда, имеет большое значение психологическая дистанция, которая складывается между воспитателем и воспитуемым (начальник - подчиненный; преподаватель - студент, курсант, слушатель; учитель - ученик и т.д.) и обеспечивает соответствующий настрой в восприятии субъектов взаимного общения как угрожающего наполнения, так и доброжелательного.

Естественно и профессиональная мораль, профессиональная этика, формирующаяся в зависимости от направлений профессиональной деятельности, как в зеркале отражали особенности общественного строительства, политического режима, вбирая в себя все их плюсы, а порой и минусы переживаемого периода, идеологий, предлагаемых и реализуемых власти предержащими.

Морально-нравственное воспитание предполагает формирование в сознании обучающихся потребности в анализе состояния и особенностей протекания социальных процессов в обществе, учитывании направленности и остроты общественного мнения, соизмерять силу правового закона с общественной моралью. В морально-нравственное воспитание должны вовлекаться практически все управленческие, воспитательные, профессорско-преподавательские и ветеранские подструктуры образовательной организации как единой системы, единого образовательного механизма в качестве активных проводников основных содержательных идей моральной подготовки. Каждая подструктура делами своими, словом должна вовлекаться в систему морально-нравственного воспитания.

Контролирующие, распорядительные функции каждой рассмотренной подструктуры должны быть вторичными по отношению к непосредственной контактной работе с обучающимися, что позволит до разумных пределов уменьшить дистанцию между воспитателем и воспитуемым, минимизировать формальную составляющую в воспитательной работе, повысить доверие

к субъектам моральной подготовки, к той информации, которая поступает от них или через них, при необходимости с комментариями, пояснениями, аргументированными оценками. Особую ценность для моральной подготовки имеет внедрение в ее организацию интерактивных технологий как методического приема коммуникации, о которых так много говорили и говорят в контексте рекомендаций и требований к проведению учебных занятий.

Кто в образовательной среде образовательной организации органов внутренних дел наиболее близок к обучающемуся, так это курсовые командиры и профессорско-преподавательский состав. От первых как организаторов жизнедеятельности учебных коллективов, обеспечвающих внутренний порядок, как института оказания первой социально помощи и поддержки во многом зависит формирование чувства справедливости, сострадания, товарищества, коллективной взаимопомощи, решение общезначимых целей коллектива. От вторых, референтно, априори воспринимающихся как источник не только профессионального, но и жизненного опыта, способного передать знания и опыт обучающимся, необходимых для профессионального роста и достижения значимых результатов в реализации жизненно-значимых целей, зависит результат формирования осознанного отношения не только к будущей профессии, но и способность критического осмысления происходящих событий в ближнем и дальнем социумах, в стране и за ее пределами, ответственности за судьбу Родины, государства и общества. Однако духовная и нравственная близость между различными участниками образовательного процесса во многом зависит от уровня взаимного доверия, неформального уважения, умения и желания слышать друг друга. В условиях современного развития средств коммуникации информационного вакуума у обучающихся в любом случае не будет, он заполнится другими контентами, в том числе и сомнительными, а порой и недружескими, которые могут генерироваться как зарубежными, так и российскими администраторами социальных сетей, блогов, сайтов и др. События, связанные с проведение Россией специальной военной операции по демилитаризация и денацификация Украины, существенно повышают роль и ответственность профессорско-преподавательского состава как акторов моральной подготовки, морально-нравственного воспитания.

Большое значение для формирования профессиональной морали, ее нравственно-этической компоненты, профессиональной компетентности имеет период получения профессионального образования любого уровня обучающимися (первоначального, среднего, бакалавриат, специалитет и пр.) в образовательной организации органов внутренних дел. В условиях построения демократического правового государства сегодня необходимо готовить не только профессионалов, которые хорошо знают основополагающие деятельность органов внутренних дел правовые акты, направленные на позитивное и

негативное противодействие правонарушениям, но умеют адекватно осознавать и отражать особенности протекания социальных процессов в обществе, учитывать состояние и остроту общественного мнения, соизмерять силу правового закона с общественной моралью и феноменом нравственности даже отдельной личности, необходимо стремиться свести к минимуму разрыв теоретического и практического обучения.

В целях дальнейшего повышения качества морально-нравственного воспитания обучающихся целесообразно следующее.

Во-первых, моральная составляющая должна стать обязательным элементом любого занятия, по любой дисциплине учебного плана, органически включенной в содержание занятий. Мастерство преподавателя как субъекта моральной подготовки при этом определяется его умением оптимально выбрать моральный контент и органично включить его в изучаемую тему.

Во-вторых, активно привлекать к информированию, в том числе по возможности и на занятиях по общественным дисциплинам, к обсуждению текущих, но резонансных, знаковых событий самих обучающихся, по мере накопления дискуссионного опыта коммуникации проводить информирование в интерактивной форме. При необходимости комментировать доведенную до обучающихся информацию.

В-третьих, в организации учебного процесса повысить воспитывающую составляющую дисциплин общественного цикла, прежде всего философии, социологии, политологии, профессиональной этики и служебного этикета. Шире практиковать оценивание итогового уровня знаний, полученных по результатам изучения данных дисциплин, соответствующими оценками, баллами, а не отметками на уровне «зачтено»-«не зачтено». Возможно ввести в практику сдачи на последнем этапе обучения комплексного экзамена по дисциплинам общественного блока.

В-четвертых, пора понять, что нельзя к организации изучения обществоведческих дисциплин относиться формально, сокращать количество часов по ним в угоду специальным дисциплинам, заниматься упрощенчеством при осуществлении контроля усвоения обучающимися учебного материала. Осознанная гражданская позиция, уважительное отношение к своему отечеству должна стать отличительными чертами каждого современного человека, независимо от его возраста, профессии, специальности.

В-пятых, сделать акцент не столько на организационно отчетной составляющей проводимой воспитательной работы, когда качество оценивается, прежде всего, количеством проведенных мероприятий, а на непосредственное участие сотрудников воспитательных подразделений, преподавателей в «живой» воспитательной работе.

В-шестых, до разумных пределов уменьшить дистанцию между воспитателем и воспитуемым и т.д.

В-седьмых, в условиях проведения Россией специальной военной операции на Украине планировать и проводить комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся чувства патриотизма, умения сознательного разоблачения и противостояния в условиях сформировавшегося психологического и информационно-коммуникативного противоборства многочисленной фейковой информации, разрабатываемой и тиражируемой различными субъектами информационного влияния.

Таким образом, основное предназначение морально-нравственной подготовки обучающихся в образовательной организации органов внутренних дел заключается в формировании у будущих молодых специалистов качеств, позволяющих им не только адекватно оценивать свою роль и место в правоохранительной службе, выбирать методы и средства профилактики и противодействия преступности даже в условиях морального выбора, не нарушая принципы законности, гуманности, справедливости, а также способности осознанно и ответственно относиться к обеспечению национальной безопасности государства, надежно защищать общество от недружеских выпадов деструктивных сил, направленных на разрушение российской государственности. Человек должен любить свое Отечество, а через это - быть его патриотом [2].

Библиографический список

1. Беляков, Б.Л. Феномен «патриотизма» в социально гуманитарной и военно-научной традиции / Б.Л. Беляков, В.Е. Шинкевич // Гуманитарный вестник ВА РВСН. - № 1(23). - 2021.

2. Маслодудова, Н.В. Воспитание патриотизма в рамках постижения философии / Н.В. Маслодудова // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXIII международной научно-практической конференции : в 2-х частях / отв. ред. Д.В. Ким. - Красноярск, 2020. - Ч. 2.

3. Симонова, О.А. Суждения о токсичных людях, отношениях и эмоциях: анализ текстов в социальных медиа. Предварительный этап / О.А. Смионова, А.А. Бызов. - URL: https://social.hse.ru/mirror/pubs/share/532724562.pdf (дата обращения: 21.04.22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.