Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Геворгян А.С.

В статье анализируются основные вопросы бюджетной политики муниципального образования. Изучение практики увеличения доходной базы муниципальных образований крайне важно для повышения финансовой самостоятельности муниципалитетов. В статье рассмотрены виды налоговых и неналоговых доходов, которые учитываются при формировании местного бюджета. Автор отмечает, что муниципальные образования, которые имеют собственную доходную базу и не субсидируется, находятся в лучшем положении по сравнению с остальными, наиболее зависимыми от межправительственных трансфертов местных бюджетов. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частно-научных методов познания (формально-правовой, аналитический, нормативно-логический, системный и др.) В результате проведенного исследования автор предлагает мероприятия по увеличению местного бюджета за счет налоговых поступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF THE BUDGET OF THE MUNICIPALITY AND POSSIBLE WAYS TO INCREASE THE REVENUE SIDE OF THE BUDGET

The article analyzes the main issues of the budgetary policy of the municipality. Studying the practice of increasing the revenue base of municipalities is extremely important for increasing the financial independence of municipalities. The article discusses the types of tax and non-tax revenues that are taken into account when forming the local budget. The author notes that municipalities, which have their own revenue base and are not subsidized, are in a better position compared to the rest, which are most dependent on intergovernmental transfers of local budgets. The methodological basis of the study was a set of general scientific and private scientific methods of cognition (formal legal, analytical, normative-logical, systemic, etc.). As a result of the study, the author proposes measures to increase the local budget through tax revenues.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

А.С. Геворгян, студент

Башкирский государственный университет

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-1-148-151

Аннотация. В статье анализируются основные вопросы бюджетной политики муниципального образования. Изучение практики увеличения доходной базы муниципальных образований крайне важно для повышения финансовой самостоятельности муниципалитетов. В статье рассмотрены виды налоговых и неналоговых доходов, которые учитываются при формировании местного бюджета. Автор отмечает, что муниципальные образования, которые имеют собственную доходную базу и не субсидируется, находятся в лучшем положении по сравнению с остальными, наиболее зависимыми от межправительственных трансфертов местных бюджетов. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частно-научных методов познания (формально-правовой, аналитический, нормативно-логический, системный и др.) В результате проведенного исследования автор предлагает мероприятия по увеличению местного бюджета за счет налоговых поступлений.

Ключевые слова: муниципальное образование, бюджетная политика, местный бюджет, финансовое обеспечение, налоговые и неналоговые доходы.

Основные направления современной бюджетной политики в среднесрочном периоде особенно актуальны в свете задач, поставленных Президентом в Указе от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1].

Федеральные проекты по бюджетной политике включают в себя механизмы координации с регионами и муниципальными образованиями. Национальные проекты, которые затрагивают полномочия муниципальных органов, должны усовершенствовать межбюджетные отношения. Таким образом, сущность бюджетной политики рассматривается, как часть экономической политики, управленческой деятельности органов исполнительной и законодательной власти в бюджетной сфере или целенаправленная деятельность государства в лице органов государственной и муниципальной власти.

Местный бюджет представляет собой бюджет муниципального образования, процесс которого формируют, утверждают и исполняют муниципальные органы. Финансовой основой функционирования ор-

ганов местного самоуправления являются местные бюджеты. Формирование бюджета местного значения регламентируется множеством нормативно-правовых актов и может отличаться в зависимости от вида муниципального образования. Основными источниками формирования являются налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

В масштабах определенного муниципалитета местный бюджет является централизованным денежным фондом, которым распоряжаются соответствующие муниципальные органы. Финансовое обеспечение муниципалитета включает формирование и исполнение бюджета. В доходы муниципального бюджета зачисляются муниципальные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть при-

были муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

Из таблицы 1 видно, что в разных муниципальных образованиях в местный бюджет поступают разные виды налогов и сборов. Стоит отметить, что законодательство предусматривает процентные отчисления в местный бюджет от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственных пошлин [7, с. 86]. Местный бюджет может претендовать на 100% дохода в виде следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.

Неналоговые доходы также являются одним из формирующих звеньев местного бюджета. Неналоговые формы финансо-

Каждое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет, который утверждает представительный орган власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Виды налогов, поступающих в местный бюджет, зависят от вида муниципального образования (табл. 1).

вых поступлений имеют характеристики, отличающиеся от налоговых поступлений:

- порядок установления, исчисления и взимания регулируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;

- нет определенных ставок, сроков уплаты, льгот;

- нет конкретного планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве (рис. 1).

Таблица 1. Виды налогов, поступающих в муниципальные бюджеты

Внд МО Виды налогов

Городское поселение Земельный, на имущество н доход физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины

Муниципальный район Государственные пошлины по детам общей юрисдикции, земельный, на имущество н доход физических лиц, единый сельскохозяйственный налог (включая межселенные территории)

Городской округ Налог, взимаемый б связи с применением патентной системы налогообложения, земельный, на имущество и доход физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины, налоги, предусмотренные специальным режимом

ГО с внутригородским делением Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, земельный, на имущество и доход физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины

Внутригородской район Налог на имущество физических лиц, земельный налог

Сельское поселение Земельный, на имущество и доход физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины

Рис. 1. Структура неналоговых доходов [3, с. 14]

Здесь нужно отметить, что большую часть неналоговых доходов приносит доход от использования имущества муниципального образования. Это средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Третьим источником дохода местных бюджетом являются безвозмездные поступления.

В связи с тем, что местные бюджеты регулируются на федеральном и региональном уровне, муниципальные органы власти не имею свои источники дохода, за ис-

ключением местных налогов, однако это не сравнимо с безвозмездными перечислениями с других уровней бюджетной системы. В этой связи муниципалитеты не обладают полной самостоятельностью [3, с. 50]. Повышение финансовой независимости муниципалитетов можно достигнуть за счет:

- роста собственных источников дохода;

- уменьшения расходов;

- совершенствования законов [2, с. 2930].

Увеличение местного бюджета за счет налоговых поступлений возможно путем проведения следующих мероприятий.

Во-первых, путем постановки на учет незарегисгриров энных объектов недвижимости. Б жизни часто встречаются ситуации, когда люди всяческипытаются уклониться от уплаты налогов. Вследствие

этогомунипнпатьныы образованиям приходится бороться с такой проблемой, как незарегисгриров энное недвижимое имущество. Объекты, которые не поставлены на кадастровый учет, но вместе с тем находящиеся на территории муниципального образования, не подлежат налогообложению. На этом этапе предлагается создать органнззпию, которая будет заниматься выявлением незарегистриров анньгх объектов недвижимости, и, кроме того, необходимо разработать наиболее удобный и быстрый способ постановки на муниципальный учет имущественных объектов.

Во-вторых, посредством снижения налога на доходы от сдаваемого в аренду имущества. Каждый гражданин Российской Федерации обязан уплачивать налог с доходов, однако это не всегда исполняется в полной мере. Исправить данную ситу алию возможно путем снижения ставки налога за сдачу жилого помещения, например, с настоящих 13% до 8%. Эта мера прив едет не только к увеличению количества людей, готовых платить налоги, чтобы обезопасить себя от возможности остаться без денег либо понести материальный ущерб за причиненный вред, но и значительно повысит доход местного бюджета.

И наконец, в-третьих, сделав пересчет налогов ой базы по налогу на имущество от кадастровой стоимости объектов недвижимости, то есть на основе рыночной стоимости, установленной государственной кадастровой оценкой. Под этим понимается определение пены объекта недвижимости исходя из его местоположения. Иными словами, дома, расположенные в центре города, будут иметь более высокую стоимость, нежели такие же, находящиеся на окраинах. Высчигыв ание налогов ой базы исходя из местонахождения объекта является наиболее выгодным е арнангом для повышения дохода местного бюджета, нежели чем учет качественных характеристик такой недвижимости

Рис. 2. Мероприятия по увеличению местного бюджета за счет налоговых поступлений

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что рост доходов муниципалитетов можно достичь только за счет повышения их финансовой самостоятельности.

Местные органы власти должны снизить получение дотаций, делая акцент на правильном использовании налоговых и неналоговых поступлений, что впоследствии

может обеспечить равновесие уровня му- ниципальных доходов и расходов.

Библиографический список

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 // Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Аминов И.Р. Анализ современного состояния правового регулирования органов местного самоуправления в России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2018. - №1. - С. 28-34.

3. Афенкина Е.М. Пути повышения доходов муниципальных образований // Научный аспект. - 2015. - №2. - С. 26-30.

THE MAIN PROBLEMS OF THE BUDGET OF THE MUNICIPALITY AND POSSIBLE WAYS TO INCREASE THE REVENUE SIDE OF THE BUDGET

A.S. Gevorgyan, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article analyzes the main issues of the budgetary policy of the municipality. Studying the practice of increasing the revenue base of municipalities is extremely important for increasing the financial independence of municipalities. The article discusses the types of tax and non-tax revenues that are taken into account when forming the local budget. The author notes that municipalities, which have their own revenue base and are not subsidized, are in a better position compared to the rest, which are most dependent on intergovernmental transfers of local budgets. The methodological basis of the study was a set of general scientific and private scientific methods of cognition (formal legal, analytical, normative-logical, systemic, etc.). As a result of the study, the author proposes measures to increase the local budget through tax revenues.

Keywords: municipality, budgetary policy, local budget, financial support, tax and non-tax revenues.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.