УДК 336.227.2.025(571.53) ББК 65.261.4(253.7)
А. А. Тимофеева
Байкальский государственный университет
экономики и права
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УКЛОНЕНИЮ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ КАК ФАКТОР ПОПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА*
Формирование местного бюджета является главной задачей местных органов власти. Доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Налоговые поступления во многом формируются за счет контрольной деятельности, проводимой налоговыми органами. В рамках контрольной деятельности, проводятся камеральные и выездные проверки, благодаря которым происходит процесс формирования бюджета посредством отчислений денежных средств. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями. Рассмотрены теоретические аспекты формирования бюджета муниципального образования, показано уклонение от уплаты налогов на местном уровне, функции местного бюджета. Представлен статистический материал поступления финансовых ресурсов в бюджет Иркутской области за 2011-2012 гг., на основании чего проведен анализ формирования бюджета. Исследование уклонения от уплаты налогов на местном уровне в дальнейшем будет способствовать более эффективному пополнению местного бюджета.
Ключевые слова: муниципальное образование; финансовые ресурсы; уклонение от уплаты налогов; функции местного бюджета; местный бюджет Иркутской области.
А. A. Timofeevа
Baikal State University of Economics and Law
FIGHTING LOCAL TAX EVASION AS FACTOR OF BOOSTING LOCAL BUDGETS**
Local budgeting is the priority task of local authorities. Budget incomes are compiled of tax and non-tax revenues. Besides, local budgets get assignments for financing particular powers given to local authorities. Tax revenues are mainly due to tax authorities' control measures that involve in-house and on-site reviews, which provide payments to the budget. Non-tax revenues include: revenues from exploiting municipally owned property, except property of municipal budget organizations, autonomous institutions, municipal unitary enterprises and staterun enterprises; and revenues from commercial services rendered by municipal state-run enterprises. The article deals with theoretical aspects of municipality
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-80 «Уклонение от уплаты налогов в сфере индивидуального предпринимательства как экономический и социокультурный феномен: методы оценки и снижения» (соглашение № 14.B37.21.0703; номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201276875).
** The study was supported by The Ministry of education and science of Russian Federation, project 14.B37.21.0703 «Tax evasion in the field of individual entrepreneurship as an economic and socio-cultural phenomenon: methods of assessment and reduction».
© А. А. Тимофеева, 2013
budgeting, local tax evasion, and functions of local budget. The author analyzes local budgeting basing on statistic data on financial revenues to the budget of Irkutsk region in 2011-2012. Studying local tax evasion will help to make local budgeting more efficient.
Keywords: municipality; financial resources; tax evasion; functions of local budget; budget of Irkutsk region.
Рассматривая проблемы формирования, состояния и развития доходной базы местных бюджетов, следует иметь ввиду, что муниципальные органы власти обязаны обеспечить комплексное экономическое развитие территории, социальное развитие. Достижению наивысшего результата способствует осуществление контроля эффективного размещения социальных и производственных объектов. Данные объекты должны благоприятно влиять на территориальную инфраструктуру, политические процессы, экономическую ситуацию в муниципальном образовании, в целях достижения социально-экономического развития.
В этой связи, каждому муниципальному образованию необходимо формировать бюджет для удовлетворения его объективных потребностей в денежной форме, служащий выполнению политической, социальной и экономической функций.
Проявление экономической сущности местных бюджетов можно наблюдать в их назначении. Это проявляется в выполнении следующих функций: распределение и использование денежных фондов по отраслям местного самоуправления; формирование денежных фондов; контроль финансово-хозяйственной деятельности муниципальных организаций, предприятий, учреждений, входящих в муниципальную собственность, и использования средств бюджетополучателей других форм собственности.
Исторический и зарубежный опыт функционирования местных бюджетов свидетельствует о том, что их финансовой основой выступает налоговая составляющая. Однако, сложившаяся на сегодняшний день в России экономическая ситуация не позволяет причислить местные налоги к значимым доходным источникам муниципалитетов.
Преобразование российской экономики способствует возникновению задач для экономического анализа, обоснования и прогнозирования социально-экономической деятельности Иркутской области.
Как любое муниципальное образование, город Иркутск имеет свой бюджет и право на получение средств из бюджета субъекта Российской Федерации и средств из бюджета Российской Федерации.
Бюджет формируется за счет налогов, которые введены нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, отчислений от федеральных и региональных налогов по нормативам, установленным Законом Иркутской области о бюджете на очередной финансовый год, и помощи из областного бюджета, в виде субсидий и субвенций. Рассмотрим более подробно как формировались поступления финансовых ресурсов в бюджет города Иркутска в 2011-2012 гг. (табл.).
Из приведенных в таблице данных видим, что бюджет города Иркутска в 2012 г. увеличился на 1 274 644 517,58 р., (по отношению к 2011 г.). Это вызвано увеличением поступлений от налога на доходы физических лиц на 1,15 %, что свидетельствует росту заработной платы в регионе. Если мы обратим внимание на местные налоги, ведь именно они в полной мере отражают формирование и поступление доход в бюджет, то увидим сокращение поступления от налога на имущество физических лиц. В 2012 г. поступления от данного вида налога составили 91,56 %, что свидетельствует о сокрытии имущества, а значит является уклонением от уплаты налога.
Формирование бюджета Иркутской области в 2011-2012 гг.
Показатель 2011 2012
Утверждено (ЗАТО), р. Исполнено, (ЗАТО), р. Использовано к плану года, % Утверждено (ЗАТО), р. Исполнено (ЗАТО), р. Использовано к плану года, %
Доходы бюджета, всего 55 091 954 662,54 54 961 087 778,55 99,76 60 865 140 907,54 60 568 591 703,10 99,51
В том числе: Налоговые и неналоговые доходы 22 516 663 827,35 22 961 587 687,19 101,98 23 633 466 217,74 24 236 232 204,77 102,55
Налоги на прибыль, доходы 11 616 096 303,17 11 895 361 151,59 102,40 13 226 442 088,43 13 722 956 076,13 103,75
Налог на прибыль организаций 0 0 - 0 0 -
Налог на доходы физических лиц 11 616 096 303,17 11 895 361 151,59 102,40 13 226 442 088,43 13 722 956 076,13 103,75
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 0 0 - 0 0 -
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 0 0 0 0
Налоги на совокупный доход 2 380 594 705,17 2 397 519 449,49 100,71 2 912 011 387,97 2 979 807 840,78 102,33
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 976 152 151,23 987 645 382,65 101,18 1 336 735 940,79 1 365 608 744,31 102,16
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 1 373 050 130,80 1 379 489 505,97 100,47 1 522 004 045,68 1 560 617 475,52 102,54
Единый сельскохозяйственный налог 31 392 423,14 30 384 560,87 96,79 53 271 401,50 53 581 620,95 100,58
Налоги на имущество 2 385 210 228,36 2 292 240 257,66 96,10 2 846 254 703,12 2 842 697 593,68 99,88
Налог на имущество физических лиц 138 254 841,94 135 110 179,79 97,73 460 042 293,61 421 213 155,94 91,56
Налог на имущество организаций 0 0 - 0 0 -
Транспортный налог 0 0 - 0 0 -
Налог на игорный бизнес 0 0 - 0 0 -
Земельный налог 2 246 955 386,42 2 157 130 077,87 96,00 2 386 212 409,51 2 421 484 437,74 101,48
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 0 0 0 0
Налог на добычу полезных ископаемых 0 0 - 0 0 -
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) 0 0 0 0
Государственная пошлина 664 342 312,00 671 755 093,28 101,12 264 563 024,73 285 305 842,65 107,84
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 7 287 633,24 7 675 039,52 105,32 4 234 712,28 1 615 423,29 38,15
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2 353 129 172,06 2 382 604 005,03 101,25 2 285 901 590,12 2 313 704 553,12 101,22
Платежи при пользовании природными ресурсами 262 785 118,47 273 161 251,09 103,95 330 135 477,76 349 058 333,43 105,73
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 874 315 438,76 856 466 946,08 97,96 330 312 173,58 331 263 783,37 100,29
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 1 430 058 497,24 1 604 362 372,90 112,19 1 044 741 963,14 979 963 816,78 93,80
Административные платежи и сборы 365 500,00 356 726,71 97,60 341 652,00 333 909,45 97,73
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 391 648 327,57 402 365 135,93 102,74 295 725 102,97 303 795 311,45 102,73
Прочие неналоговые доходы 150 830 591,31 177 720 257,91 117,83 92 802 341,64 125 729 720,64 135,48
Безвозмездные поступления 32 575 290 835,19 31 999 500 091,36 98,23 37 231 674 689,80 36 332 359 498,33 97,58
Плательщиками налога на имущество физических лиц, являются физические лица — собственники имущества. Объекты обложения: гаражи и иные строения, квартиры, помещения и сооружения, жилые дома.
Ставки налога на строение установлены в процентном соотношении к его стоимости. Федеральное законодательство определяет предельные размеры ставок налога. Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в определенных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Одной из проблем функционирования и развития города является низкая эффективность использования территории. Значительная часть территории занята массивами низкоплотной жилой неблагоустроенной застройки. Много различных по размеру участков промышленного назначения и неиспользуемых территорий располагаются в зоне, ухудшающей состояние окружающей среды.
Схем уклонения от уплаты налога на имущество физических лиц предостаточно, рассмотрим некоторые из них:
1. Занижение налоговой базы. Самая популярная схема уклонения, механизм ее работы достаточно прост. При совершении продажи имущества, продавец в документах указывает цену меньше продажной, что свидетельствует о занижении базы. Бороться с данной схемой достаточно сложно, но возможно. Необходимо повышать грамотность налогоплательщиков, работников налоговых органов, работников риэлторских агентств, дабы избежать развития данной проблемы.
2. Причиной недопоступления средств в бюджет может служить применение имущественного вычета налогоплательщиком при купле-продаже имущества.
Рассмотрев данный налог и некоторые схемы уклонения от его оплаты, можно говорить о том, что возникшая ситуация поправима, для чего необходимо грамотное соблюдение налогового законодательства.
Другим местным налогом, в соответствии с классификацией, является земельный налог.
По классификации земельный налог относится к местным, все средства от уплаты налога за земельные участки, которые расположены в пределах границ муниципального образования, в полном объеме поступают в бюджет муниципального образования, независимо от процесса разграничения государственной собственности на землю и от способа оформления земельного участка.
Данный налог способствует стабильному, хотя и незначительному, поступлению средств в бюджет муниципального образования. Основными плательщиками налога на землю и арендных платежей являются предприятия, расположенные на землях города. В себестоимости их продукции земельный налог составляет более 3 %. Однако необходимость отвлечения из оборота денежных средств ставит их перед проблемой выбора, с каким бюджетом проводить расчеты в первую очередь и по каким налогам. Проводимые в Иркутске экономические меры воздействия на недобросовестных плательщиков привели к повышению собираемости налогов.
Таким образом, бюджет муниципального образования недосчитывается двух местных налогов: земельного и на имущество физических лиц. Для достижения наилучшего результата, необходимо, переложить сумму недополученного налога на имущество физических лиц на земельный налог.
В перспективе имущественные налоги должны иметь более активную роль как в налоговой, так и в бюджетной системах. Плюсом имущественных налогов является высокая степень стабильности налоговой базы. Такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогового периода и не зависят
от результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и физических лиц, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.
Для повышения эффективности формирования доходов бюджета города и решения проблем, связанных с уклонением от уплаты налога, необходимо:
- совершенствовать систему учета земельных участков;
- разработать единый методический подход к определению суммы земельного налога и арендной платы, взимаемый с квадратного метра земли;
- осуществлять контроль соблюдения земельного законодательства в части самовольного занятия земель, использования земельных участков не по целевому назначению;
- контролировать уплату земельных платежей;
- провести инвентаризацию городских земель;
- привлекать к уплате налога на имущество физических лиц объекты, оформленные как недостроенные;
- отлаживать систему налогового администрирования и взаимодействия Федеральной налоговой службы с регистрирующими органами.
Указанный комплекс мер, направленный на усиление и совершенствование муниципального контроля, носит организационно- правовой характер и не требует от муниципального образования значительных финансовых затрат.
Список использованной литературы
1. Самаруха В. И. Прогнозирование формирования финансовых ресурсов муниципалитетов (муниципальных образований 1-го уровня и объединяющих их районных муниципалитетов 2-го уровня) / В. И. Самаруха, Т. В. Сорокина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 167 с.
2. Ларионова В. И. Реализация муниципального заказа в условиях реформирования бюджетного процесса : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / В. И. Ларионова. — Иркутск, 2010. — 22 с.
3. Самаруха В. И. Бюджетные средства в составе финансовых ресурсов: теоретический аспект / В. И. Самаруха, А. Г. Ярунина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 2. — С. 18-20.
Список использованной литературы
1. Samarukha V. I., Sorokina T. V. Prognozirovanie formirovaniya finansovykh resur-sov munitsipalitetov (munitsipalnykh obrazovaniy 1-go urovnya i ob'edinyayushhikh ikh rayonnykh munitsipalitetov 2-go urovnya) [Forecasting formation of financial resources of municipalities (municipalities of the 1st and 2nd levels]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 167 p.
2. Larionova V. I. Realizatsiya munitsipalnogo zakaza v usloviyakh reformirovaniya byudzhetnogo protsessa. Avtoref. Kand. Diss. [Municipal lead in the context of budgeting process reform. Cand. Diss. Thesis]. Irkutsk, 2010. 22 p.
3. Samarukha V. I., Yarunina A. G. Budgetary funds are the part of financial resources: theoretical aspect. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii -Izvestiya of Irkutsk State Economic Academy, 2006, no. 2 (47), pp. 18-20 (in Russian).
Информация об авторе
Тимофеева Александра Александровна — ассистент, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Authors
Timofeeva Alexandra Alexandrovna — Junior Instructor, Dep-t of Taxes and Customs Regulations, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].