Научная статья на тему 'Основные проблемы безработицы на региональном уровне'

Основные проблемы безработицы на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / UNEMPLOYMENT / LABOR MARKET / SOCIAL SUPPORT / EMPLOYMENT SERVICE / EMPLOYMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гармаева Марина Станиславовна, Полянская Наталья Михайловна

Рассмотрены основные проблемы безработицы граждан на региональном уровне. Приведен анализ динамики и уровня безработицы в Республике Бурятия за 2006—2012 гг. Предложены меры по регулированию регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF UNEMPLOYMENT AT THE REGIONAL LEVEL

The article deals with the main problems of unemployment of citizens at the regional level. The author analyzes the dynamics and the unemployment rate in the Republic of Buryatia for 2006—2012, and suggests measures to regulate the regional labor market.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы безработицы на региональном уровне»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ

УРОВНЕ

Гармаева Марина Станиславовна

магистрант Бурятского государственного университета (БГУ) г. Улан-Удэ

E-mail: garmarina89@mail. ru Полянская Наталья Михайловна

канд. экон. наук, доцент БГУ, г. Улан-Удэ E-mail: natali_mz@mail. ru

THE MAIN PROBLEMS OF UNEMPLOYMENT AT THE REGIONAL

LEVEL

Marina Garmaeva

master student of the Buryat State University, Ulan-Ude city

Natalya Polyanskaya

candidate of economic sciences, associate professor of the Buryat State University,

Ulan-Ude city

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены основные проблемы безработицы граждан на региональном уровне. Приведен анализ динамики и уровня безработицы в Республике Бурятия за 2006—2012 гг. Предложены меры по регулированию регионального рынка труда.

ABSTRACT

The article deals with the main problems of unemployment of citizens at the regional level. The author analyzes the dynamics and the unemployment rate in the Republic of Buryatia for 2006—2012, and suggests measures to regulate the regional labor market.

Ключевые слова: безработица; рынок труда; социальная поддержка; служба занятости; политика занятости.

Keywords: unemployment; labor market; social support; employment service; employment policy.

Проблема безработицы — одна из главных в развитии экономики во всем мире. От уровня безработицы зависят многие социально-экономические

процессы и прежде всего, такие, как уровень преступности, уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы и уровень эмиграции.

Занятость является одним из приоритетов государственной политики. Главная стратегическая цель социальной защиты категории незанятых граждан — определение направлений действий, которые будут содействовать трудоустройству населения, расширению спроса на рабочую силу и обеспечению поддержки ее эффективного использования в соответствии с требованиями рынка труда. Концептуальные задачи социальной поддержки безработных определяются федеральной и региональной политикой занятости, а также общей ситуацией в сфере занятости на уровне территории.

В таблице 1 представлена динамика основных показателей, характеризующих состояние и развитие рынка труда Республики Бурятия в период с 2006—2012 гг. Согласно анализу основных показателей на протяжении рассматриваемого периода, общая численность безработных снизилась с 60,6 тысяч человек до 36,5 тысяч человек, то есть на 24,1 тысяч человек или на 39,8 % в сравнении с базисным 2006 г. Что касается уровня безработицы, то наибольшее снижение приходится на конец 2012 года. Спад численности безработного населения за рассматриваемый период происходил в среднем на 1,9 %. Резкое увеличение общего уровня безработицы наблюдается с 2008—2009 гг. — как последствия экономического кризиса. Так, в ноябре 2012 года уровень общей безработицы в российской Федерации составил 5,3 %, в целом по Сибирскому федеральному округу 7,2 % [1].

В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню общей безработицы Республика Бурятия занимает 58 место (ноябрь 2012 г). Иркутская область располагается на 75 месте, Забайкальский край занимает 78 место [3].

Таблица 1.

Показатели динамики общей численности безработных и уровня

безработицы в Республике Бурятия за 2006—2012 гг.

Наименование 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

показателя

Общая численность безработных граждан, тыс. чел. 60,6 59,1 56,5 64,2 59,4 43,5 36,5

Уровень безработицы в % 13,5 12,9 11,6 14,1 10,4 9,1 7,9

Особый интерес представляет соотношение общей численности безработного населения и численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости. Данное обстоятельство можно проследить на рисунке 1. По данным Республиканского агентства занятости населения, по Республике Бурятия в 2011 году на учете в органах государственной службы занятости состояло 8,2 тыс. чел. Общая численность безработных значительно превышала численность зарегистрированных безработных более чем в 5,3 раза. В 2006 году это расхождение составило 3,9 раза [4, а 110]. Среди регионов Сибирского Федерального округа высокий уровень регистрируемой безработицы сохраняется в Республике Тыва и составляет 4,4 %. Наименьший уровень — в Омской области (1,1 %) и Новосибирской области (1,1 %). Республика Бурятия (1,2 %) по уровню регистрируемой безработицы среди регионов СФО стабильно занимает 3 место [1].

Рисунок 1. Динамика общей численности безработных и численности

безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, в Республике Бурятия за 2006—2012 гг.

Официальный уровень безработицы является относительно заниженным и не отражающим фактической ситуации на рынке труда. Существенное расхождение общей и зарегистрированной безработицы можно объяснить следующими причинами:

• различие определений безработного человека, используемых при выборочном обследовании и при официальной регистрации в органах государственной службы занятости;

• влияние законодательных актов на желание безработного обратиться в органы государственной службы занятости за помощью в трудоустройстве: жесткий регламент постановки граждан на учет и назначения пособия, а также неудовлетворенность предлагаемыми рабочими местами, что способствуют тому, что значительная часть безработных предпочитает вести поиск самостоятельно, не вставая на учет в органах государственной службы занятости.

Итоги регулярных статистических обследований населения по проблемам занятости («бюджетные обследования домохозяйств»), проводимые региональными органами статистики, отражают более реальные показатели уровня безработицы.

Основными факторами, воздействующими на показатель регистрируемой безработицы, являются общая экономическая ситуация в регионе, определяющая возможности трудоустройства, и государственная политика в отношении безработных граждан.

Большой проблемой сегодня является безработица среди молодежи. Уровень безработицы в России достигает почти 30 %. Молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. А именно, выпускники вузов и ссузов не могут устроиться на работу, и многие из них уезжают за границу. Между тем, миграционная убыль в Бурятии за 2012 год составила 4523 человека [3].

Нарастающий дефицит квалифицированных кадров, серьезные деформации профессионально-квалификационной структуры, низкое качество трудовых ресурсов — главные проблемы российского рынка труда сегодня. Те же негативные тенденции характерны и для рынка труда Республики Бурятия. Молодежь, ориентирующаяся на бытующие в обыденном сознании стереотипы престижных профессий (юрист, финансист, менеджер и т. п.), всеми силами стремящаяся их приобрести, фактически усугубляет структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Экономика же остро нуждается в квалифицированных строителях, инженерах, работниках сферы обслуживания. В этом отношении в республике сложился «кадровый голод». Наибольшую потребность в сотрудниках рабочих специальностей испытывают такие отрасли экономики, как промышленность, сельское хозяйство, торговля и общественное питание, строительство.

Необходимо отметить, что в Республике Бурятия почти половина населения проживает в сельской местности. Поэтому велика доля занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, которая в общей численности занятых в экономике составляет порядка 15 %, или свыше 60 тыс. человек [1]. Уровень безработицы среди сельских жителей выше, чем среди городского населения. Из -за отсутствия вакансий на предприятиях в сельской местности и удаленности этих районов от городов процесс трудоустройства незанятых сельских граждан значительно затруднен.

В целях стабилизации ситуации на рынке труда реализуются Программа содействия занятости населения, Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия, Республиканская целевая программа государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия и прочие мероприятия, предусматривающие создание и сохранение рабочих мест.

Стратегические направления политики занятости и социальной поддержки безработных на уровне территорий должны определяться и периодически

пересматриваться в зависимости от изменения конъюнктуры регионального рынка труда, а также на основе оценки эффективности реализации отдельных мер региональной Программы содействия занятости населения.

Проведенный анализ основных показателей рынка труда показывает, что, несмотря на наличие позитивных сдвигов в экономике республики, трудовая сфера по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда и свидетельствует о необходимости поддержки безработных категорий граждан.

В связи с этим выделим основные приоритетные направления развития социальной поддержки безработных граждан и содействия обеспечению эффективной занятости населения на уровне региона:

• создание рабочих мест в производственном секторе и сфере социальных услуг, в том числе путем содействия развитию малого бизнеса;

• оказание поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, создание рабочих мест для социально уязвимых категорий граждан (женщин, молодежи, уволенных с военной службы и членов их семей; граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание; инвалидов, длительно безработных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев);

• расширение и внедрение новых мероприятий активной политики занятости; организация общественных и временных работ для безработных граждан;

• создание условий для ускоренного вхождения безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в общественное производство и повышение их конкурентоспособности на рынке труда республики;

• оказание улучшенных условий для профессионального самоопределения молодежи; проведение ярмарок вакансий, деловых игр, анкетирования, тестирований, семинаров для выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

• установление партнерских отношений между органами службы занятости и работодателями;

• развитие новых форм сотрудничества с работодателями, предусматривающих создание баз данных высококвалифицированных рабочих и специалистов из числа не только безработных, но и занятых граждан, обратившихся в службу занятости и желающих сменить место работы;

• повышение уровня социальной поддержки безработных граждан путем повышения уровня их доходов (в частности пособия по безработице) на период вынужденной незанятости;

• создание комплексов внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации работников и профессионального роста;

• оказание мер по снижению привлечения иностранной рабочей силы и замещения ее местными трудовыми ресурсами;

• стажировка выпускников, которые не смогли сразу найти работу после окончания учреждений профессионального образования;

Итак, Республика Бурятия на протяжении ряда лет являлась регионом с высоким уровнем безработицы, в настоящее время наблюдается снижение численности безработных. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается среди сельского населения. Безработица представлена

различными категориями населения. Самыми уязвимыми остаются молодежь, лица предпенсионного возраста и малоквалифицированные рабочие.

Согласно проведенному анализу, с 2006 по 2012 годы на рынке труда республики отмечается положительная динамика безработицы. Несмотря на это, в Республике Бурятия проблема безработицы остается острой, огромное количество граждан не могут найти подходящую работу, а большое количество выпускников различных образовательных учреждений остаются безработными, так как не имеют стажа работы или трудоустраиваются не по специальности.

На сегодняшний день в республике предпринимаются различные меры по снижению общего уровня безработицы как со стороны органов по труду, так и со стороны других органов государственного регулирования. Для повышения

эффективности политики снижения безработицы в данной работе были

предложены направления социальной поддержки безработных в регионе.

Список литературы:

1. Официальный сайт Министерства экономики Республики Бурятия //

[Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:

http://economy.govrb.ru/work and income/labor market analytical informatio n.php?ELEMENT_ID=4619 (дата обращения 29.07.2013).

2. Официальный сайт Республиканского агентства занятости населения //

[Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:

http://burzan.ru/home/info/stat.aspx (дата обращения 03.08.2013).

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Республики Бурятия // [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http ://burstat. gks. ru/wps/wc m/c o nnect/ro s stat ts/burstat/ru/statistic s/employmen t/ (дата обращения 29.07.2013).

4. Труд и занятость в Республике Бурятия// Статистический сборник. Улан-Удэ: 2006. — С. 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.