Научная статья на тему 'Основные принципы выбора перечня индикаторов устойчивого развития крупных городов'

Основные принципы выбора перечня индикаторов устойчивого развития крупных городов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ / INDICATORS / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / КРУПНЫЕ ГОРОДА / CITIES / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MONITORING STUDIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Богомолова И.В.

В течение 2016 года все города и регионы должны в соответствии с Федеральным законом № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разработать и утвердить стратегии социально-экономического развития своих территорий. Ключевым разделом стратегий должен стать перечень целевых индикаторов долгосрочного развития. О выборе индикаторов и порядке их расчета ведутся дискуссии. В данной статье предлагается авторское видение набора показателей для определения степени устойчивого развития территорий крупных городов на основе мониторинговых исследований. Автор предлагает для обсуждения стратегию Волгограда до 2030 и дополнения к ней, которые будут учтены при определении основных принципов выбора перечня индикаторов устойчивого развития крупных городов, дальнейшего учетно-аналитического обеспечения их мониторинга в рамках принципа гарантированного роста качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic principles in the choice of indicators for cities' sustainable development

During 2016 all the cities and regions are to work out some strategies of social-economic development of their territories in accordance with the Federal Law № 172 “On Strategic planning in the Russian Federation”. The list of target indicators for long-term development is the key strategic issue. The choice of indicators and the procedure of their calculations are the subject of discussions. The author of the article sets the problem of Volgograd development till 2030 and some addenda when defining the basic principles in the choice of indicators of steady development in cities and the monitoring of further accounting analytical provisions under the principle of guaranteed growth in the quality of life.

Текст научной работы на тему «Основные принципы выбора перечня индикаторов устойчивого развития крупных городов»

УДК 338

Б01: 10.21779/2500-1930-2016-31-2-17-21 И.В. Богомолова

Основные принципы выбора перечня индикаторов устойчивого развития

крупных городов

Волгоградский государственный технический университет; Россия, 400087, г. Волгоград, ул. Невская, 8; bogirvik@gmail.com

В течение 2016 года все города и регионы должны в соответствии с Федеральным законом № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разработать и утвердить стратегии социально-экономического развития своих территорий. Ключевым разделом стратегий должен стать перечень целевых индикаторов долгосрочного развития. О выборе индикаторов и порядке их расчета ведутся дискуссии. В данной статье предлагается авторское видение набора показателей для определения степени устойчивого развития территорий крупных городов на основе мониторинговых исследований. Автор предлагает для обсуждения стратегию Волгограда до 2030 и дополнения к ней, которые будут учтены при определении основных принципов выбора перечня индикаторов устойчивого развития крупных городов, дальнейшего учетно-аналитического обеспечения их мониторинга в рамках принципа гарантированного роста качества жизни населения.

Ключевые слова:индикаторы, устойчивое развитие, крупные города, стратегия, мониторинговые исследования.

Согласно Федеральному закону от 24 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в течение 2016 года все административно-территориальные единицы страны(города, края, области) должны разработать и утвердить собственные стратегии социально-экономического развития. Один раздел данных стратегий должен быть посвящен мониторингу реализации стратегии и включать перечень целевых показателей долгосрочного развития [2]. Выбор индикаторов и расчет их количественных параметров - вопрос достаточно непростой, т.к. не все показатели находят отражение в сборниках официальной статистики или во внутренних отчетных документах органов исполнительной власти [1].

В настоящее время в широком доступе для всестороннего обсуждения находится проект Стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года [6]. Представленные в нем индикаторы разбиты на 16 групп и охватывают различные сферы города в зависимости от ведомственной структуры управления администрации Волгограда, а не сфер развития города [4]. Так, полностью отсутствуют показатели, характеризующие уровень здравоохранения города, но очень подробно рассмотрена динамика прироста ТОСов в городе. Предполагается, что это стратегическая цель города. В перечне индикаторов социально-экономического развития города должны присутствовать показатели, характеризующие его развитие на долгосрочный период, способные обеспечить жизнедеятельность и конкурентоспособность города во всех аспектах и во всех его проявлениях [7].

Рассмотрим некоторые предлагаемые индикаторы более подробно.

Предлагается указывать общую площадь земель города в пределах городской черты, которая характеризует размер территории муниципального образования и измеряется в гектарах (га). С учетом перспективного развития уже на уровне социально-

экономическойстратегии следует предусматривать возможность присоединения пограничных территорий, а значит, нормативы обеспечения медицинскими, образовательными и т. д. услугами будут иными.

Важным индикатором может стать показатель распределения территории по функциональным зонам и элементам (функциональное зонирование), который характеризует доли жилой и общественной застройки в балансе территории муниципального образования. Доля земли, находящейся в муниципальной собственности, показывает долю муниципального земельного фонда как основного ресурса территориального планирования Волгограда. Измеряется в процентах и рассчитывается как процентное отношение площади земли в муниципальной собственности ко всей площади муниципального образования. Доля земли, находящейся в частной собственности, показывает структурное разграничение земель по формам собственности. Измеряется в процентах и рассчитывается как процентное отношение площади земли в частной собственности ко всей площади городского поселения.

Получить представление о состоянии городского жилищного фонда и потребности в работах по текущему и капитальному ремонту жилых зданий позволяет показатель доли ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде. Индикатор рассчитывается как процентное отношение площади ветхого и аварийного жилья к общей площади жилищного фонда, измеряется в процентах. Этот показатель позволяет оценить работу управляющих компаний и других обслуживающих жилищный фонд организаций, и если его значения превышают рекомендуемые, это указывает на значительную долю ветхого жилья. При этом рекомендуемые значения - меньше 40%, а значение больше 50% свидетельствует о кризисной ситуации.

Такой индикатор, как объем капитально отремонтированного и реконструированного жилищного фонда, не только характеризует темпы капремонта и реконструкции жилья, но и демонстрирует эффективность выделенных на эти цели денежных ресурсов. Судить об общем качестве условий проживания в определенном городском поселении позволяет индикатор благоустроенности жилищного фонда. Очевидно, что долю благоустроенного жилья в рамках каждого муниципалитета необходимо увеличивать, стремясь полностью удовлетворить потребность жителей в качественном жилом фонде.

Возможность оценить потенциал городского населения в приобретении жилья, как на первичном, так и на вторичном рынке, исходя из уровня доходов среднестатистической семьи, позволяет индикатор доступности жилья. Данный показатель характеризует платежеспособность граждан, отражая количество квадратных метров жилой площади по средним ценам, которое может быть куплено среднестатистическим горожанином за счет его ежемесячного дохода. Индикатор рассчитывается как соотношение между средним доходом в месяц на одного человека и средней стоимостью одного квадратного метра жилой площади, измеряется в квадратных метрах.

Систему жизнеобеспечения характеризуют показатели водо-, тепло-, электроснабжения и потребления. Суммарное водопотребление характеризует суточный объем потребления воды для бытовых и производственных нужд; единица измерения - тыс. кубических метров в сутки. Водопотребление в среднем на одного человека характеризует суточный объем потребления воды для бытовых нужд на 1 жителя; единица измерения -литры в сутки. Мощность головных сооружений водопровода характеризует суточную производственную мощность; единица измерения - тыс. кубических метров в сутки. Общее поступление сточных вод характеризует объем поступления сточных вод в сутки, в том числе через бытовую и производственную канализацию; единица измерения - тыс. кубических метров в сутки. Производительность канализационных очистных сооружений

характеризует объем переработки сточных вод в сутки; единица измерения - тыс. кубических метров в сутки.

Суммарное потребление электроэнергии характеризует количество потребляемой электроэнергии за год, в том числе на нужды промышленных предприятий и коммунально-бытовые нужды; единица измерения - МВт. Энергопотребление в среднем на одного человека в год показывает расход электроэнергии одним человеком в течение года; единица измерения - кВтч. Аналогичным образом характеризуются показатели тепло- и газоснабжения муниципального образования.

Плотность улично-дорожной сети города определяет уровень развития муниципальной транспортной инфраструктуры. Единица измерения - километров маршрута на 1 квадратный километр улично-дорожной сети с твердым покрытием. Расчет индикатора: отношение общей длины маршрутов пассажирского транспорта к общей длине улично-дорожной сети в муниципальном образовании.

Количество частного транспорта в расчете на одного жителя показывает уровень обеспеченности граждан автотранспортом, косвенно отражая их покупательную способность. Единица измерения - количество единиц автотранспорта на 1 человека.

Индикатор объема услуг бытового назначения в расчете на одного человека позволяет оценить развитость бытового сервиса в городе [3]. Измеряется в тыс. рублей, рассчитывается как отношение всей прибыли за услуги бытового обслуживания к общей численности населения.

Количество торговой площади на 1 жителя характеризует обеспеченность местами торговли жителей муниципального образования. Единица измерения - квадратные метры на 1 жителя.

Количество посадочных мест предприятий общественного питания в расчете на одного жителя характеризует обеспеченность жителей муниципального образования предприятиями общественного питания. Единица измерения - число мест на 1 жителя.

Розничный товарооборот на 1-го жителя - характеристика потребительского спроса. Расчет индикатора: отношение суммы розничного товарооборота за определенный период к общей численности жителей.

Все эти важные и информативные индикаторы, к сожалению, не нашли отражение в обсуждаемом в настоящее время в Волгограде проекте Стратегии социально-экономического развития города 2030.

В перспективе органам исполнительной власти Волгограда предстоит проводить мониторинг реализации Стратегии. Считаем, что уже на этапе разработки Стратегии органам власти нормативно следует предусмотреть следующие этапы исследования и оценки:

1. Проведение ежегодного анализа и оценку эколого-социально-экономических показателей развития территории согласно оценочным показателям, утвержденным Указом Президента России от 28.04.2008 года «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

2. Сопоставление интегральных показателей эколого-социально-экономического развития с другими наиболее крупными муниципальными образованиями Волгоградской области (Волжский, Камышин и т. д.) и выявление причин отклонений.

3. Мониторинг индикаторов стратегического развития территории, проведение сопоставления фактически полученных результатов с расчетными, выявление причин расхождения и разработка плана действий администрации города по устранению выявленных несоответствий.

4. Проведение исследования по выявлению общественного мнения жителей Волгограда в части их субъективного восприятия экономической, социальной и эколо-

гической ситуации в городе, их видение стратегических приоритетов, возможностей и перспектив развития Волгограда для последующего учета и использования при принятии решений по формированию приоритетных направлений развития города, корректировке и актуализации Стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года и т. д.

Представляется, что в ходе обсуждения Стратегии до предложенные дополнения будут учтены, и основным принципом выбора перечня индикаторов устойчивого развития крупных городов, дальнейшего учетно-аналитического обеспечения их мониторинга станет принцип гарантированного роста качества жизни населения, нормальной жизнедеятельности и конкурентоспособности города как территории [5].

Литература

1. Айгубов С.З., Омарова К.А. Тенденции и проблемы развития социальной инфраструктуры городов Республики Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. Общественные науки. - 2014. - № 5. - С. 74-80.

2. Алехин Е.И., Тихий В.И. Поиск ориентиров устойчивого развития городов региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 36. - С. 10-22.

3. Богомолова И.В. Теоретические основы развития индикативного планирования в контексте региональной экономики // Современная экономика: проблемы и решения. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. - № 8 (32).- С.39-50.

4. Богомолова И.В. Финансовые инструменты индикативного территориального планирования: региональный аспект обеспечения устойчивого развития крупных городов // Известия Волгоградского государственного технического университета.- 2014. - № 4(131).- С.123-129.

5. Ветров Г.Ю., Визгалов Д.В., Шанин А.А., Шевырова Н.И. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. - М., 2002. - 134 с.

6. Джаватов Д.К., Маллаева М.И. Кластеры в городской экономике: сущность, объективные предпосылки и перспективы развития // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. Общественные науки. - 2014. - № 5. - С. 34-45.

7. Ермолаева Е.М., Богомолова И.В. Стратегическое планирование устойчивого развития крупных городов в императивах современных установок ООН (на примере Волгограда). Экономика и предпринимательство.- 2016. - № 5 (70). - С. 296-299.

8. Зарипова Д.А. К вопросу о системе показателей эффективности управления городскими хозяйствами // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2012. - № 3. - С. 52-55.

9. Машенцова Л.С. Многоугольник конкурентоспособности как оценка социально-экономического развития крупных городов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016. - № 2 (68). - С. 323-326.

10. Машенцова Л.С., Богомолова И.В. От конкурентоспособности к устойчивому развитию: региональный аспект. Экономика и предпринимательство.- 2016. - № 3-1 (681).- С.288-290.

11. Слепченко В.А., Богомолова И.В. Особенность развития и конкурентоспособность постиндустриальных городов. Современная экономика: проблемы и решения. - Воронеж: Воронежский государственный университет,2012. - № 8 (32). - С. 8-23.

12. Стратегия Волгограда 2030 / Сайт администрации Волгограда. http: // www.volgadmin.ru/d/strategy2030/index/35. Дата обращения 2016-10-01.

13. Шмелева И.А., Шмелев С.Э. Методологические проблемы междисциплинарного исследования устойчивого развития крупных городов // Биосфера. - 2010. - Т. 2,№ 1. -С.112-125.

14. Belova B.T.A., Bahitova B.RKh., Lackman L.I.A. Dynamic model of diagnosis and forecasting of economy in the city of Ufa // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 2 (240). - С. 98-105.

Поступила в редакцию 28 августа 2016 г.

UDC 338

DOI: 10.21779/2500-1930-2016-31-2-17-21

Basic principles in the choice of indicators for cities' sustainable development

I.V. Bogomolova

Volgograd state technical university; Russia, 400087, Volgograd, Nevskaya st., 8; bo-girvik@gmail.com

During 2016 all the cities and regions are to work out some strategies of social-economic development of their territories in accordance with the Federal Law № 172 "On Strategic planning in the Russian Federation". The list of target indicators for long-term development is the key strategic issue. The choice of indicators and the procedure of their calculations are the subject of discussions. The author of the article sets the problem of Volgograd development till 2030 and some addenda when defining the basic principles in the choice of indicators of steady development in cities and the monitoring of further accounting analytical provisions under the principle of guaranteed growth in the quality of life.

Keywords: indicators, sustainable development, cities, strategy, monitoring studies.

Received 28August, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.