Научная статья на тему 'Система индикаторов устойчивого развития как инструмент управления муниципальным образованием'

Система индикаторов устойчивого развития как инструмент управления муниципальным образованием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1357
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОНИТОРИНГ / ВОЛГОГРАД / MUNICIPAL ENTITY / MUNICIPAL ENTITY MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / TERRITORIAL DEVELOPMENT / MONITORING / VOLGOGRAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосейко Виктор Олегович, Фесенко Владимир Владимирович, Богомолова Ирина Викторовна

В статье на примере г. Волгограда исследуется вопрос эффективной реализации стратегического плана устойчивого развития муниципального образования, требующей постоянного мониторинга происходящих процессов по выделенным индикаторам устойчивого развития с целью своевременной корректировки возникающих отклонений. Предложенная авторами система индикаторов дает количественную и качественную характеристику отслеживаемых процессов, помогает понять необходимость применения комплексных подходов в обеспечении устойчивого развития города и взаимозависимость его составляющих, системно определить перспективы устойчивого развития г. Волгограда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мосейко Виктор Олегович, Фесенко Владимир Владимирович, Богомолова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators system of sustainable development as an instrument of municipal entity management

On the example of the Volgograd city the authors analyse the problem of effective realization of sustainable development strategic plan of a municipal entity. This realization requires a permanent monitoring of the current processes according to defined factors of sustainable development in order to opportunely correct emergent divergences. The authors' system of indicators characterizes the processes in question in terms of quantity and quality, helps to understand the necessity of integrated approach to ensure sustainable city development and correlation between its components, as well as to systematically define prospects for sustainable development of the Volgograd city.

Текст научной работы на тему «Система индикаторов устойчивого развития как инструмент управления муниципальным образованием»

© В.О. Мосейко, В.В. Фесенко, И.В. Богомолова, 2008

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.14 ББК 65.050.23

СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В.О. Мосейко, В.В. Фесенко, И.В. Богомолова

В статье на примере г. Волгограда исследуется вопрос эффективной реализации стратегического плана устойчивого развития муниципального образования, требующей постоянного мониторинга происходящих процессов по выделенным индикаторам устойчивого развития с целью своевременной корректировки возникающих отклонений. Предложенная авторами система индикаторов дает количественную и качественную характеристику отслеживаемых процессов, помогает понять необходимость применения комплексных подходов в обеспечении устойчивого развития города и взаимозависимость его составляющих, системно определить перспективы устойчивого развития г. Волгограда.

Ключевые слова: муниципальное образование, управление муниципальным образованием, устойчивое развитие, территориальное развитие, мониторинг, Волгоград.

Современная российская практика территориального управления свидетельствует о том, что активно стали разрабатываться стратегии и программы социально-экономического развития регионов, стратегические планы развития городов и другие документы территориального планирования. Такую активность со стороны субъектов РФ можно объяснить ужесточающейся конкуренцией в условиях глобализации хозяйственной деятельности, их попыткой определить и усилить свои конкурентные преимущества. Государство, в свою очередь, в этих условиях и при наличии существующих серьезных территориальных диспропорций в

развитии также осознало необходимость регулирования процесса территориального развития. Как отмечает V общероссийский форум лидеров стратегического планирования, «стратегическое планирование признано и все более широко используется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований в качестве эффективного инструмента управления развитием территории» [1, с. 130].

Отметим важность реализации указанных проектов, поскольку устойчивое развитие городов и охрана окружающей среды являются приоритетными задачами на международном, государственном и местном уровнях. Как представляется, эти задачи можно решить только лишь на основе комплексного подхода. Именно этот подход был использован при разработке стратегического плана устойчивого развития Волгограда.

Реализация такого плана требует постоянного наблюдения за происходящими социально-экономическими, политическими и иными процессами в городе по выделенным критериям оценки устойчивого развития. Эти функции призван выполнять мониторинг, включающий:

-организацию наблюдения и получение достоверной информации о протекающих в Волгограде социально-экономических и экологических процессах;

- анализ и оценку тенденций в различных сферах экономики; выявление причин тех или иных изменений;

-определение степени достижения главной цели, решения основных задач стратегического плана;

- обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, организаций и граждан мониторинговой информацией;

- прогнозирование и моделирование экономической конъюнктуры, социальной и экологической ситуации;

- стимулирование реализации плана в целом и его отдельных частей;

- подготовку рекомендаций по преодолению негативных и поддержке позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов власти. Действенность мониторинга зависит от

положенных в его основу принципов. Ключевым становится выбор основного параметра, определяющего движение в нужном направлении, то есть принцип «главного звена». В этой связи необходима целенаправленная ориентация всей системы мониторинга на решение конкретных управленческих задач. Рассмотрение процессов и характеризующих их параметров в контексте развития Волгоградской области, Нижнего Поволжья, Южного федерального округа, страны позволяет видеть Волгоград в системах более высокого уровня и учитывать обратные воздействия. Комплексность требует взаимного согласования отдельных наблюдаемых сфер и направлений реализации стратегического плана, непрерывность - постоянного отслеживания основных параметров движения хозяйственной системы, сопоставимость - приведения аналитических показателей в сравнимый вид. Наконец, количество отслеживаемых показателей должно определяться исходя из принципа разум-

ности, чтобы не «погрязнуть» в отслеживаемой информации.

В целом данные мониторинга позволяют «измерять» социально-экономические и экологические процессы в городе с помощью количественных показателей и получать оперативную информацию о «скорости» и направлениях развития этого муниципального образования.

При организации мониторинга необходимо также соблюдение обычных требований к показателям устойчивого развития или, по международной терминологии, индикаторам, используемым в сфере управления: полнота, достоверность, своевременность, репрезентативность.

Как уже было отмечено, одним из важнейших моментов в организации мониторинга является выбор индикаторов. Основой мониторинга выполнения стратегического плана устойчивого развития Волгограда может стать система соответствующих индикаторов. Опыт использования такой системы в качестве основы для проведения мониторинга муниципальных программ администрациями городов России показывает, что отслеживание индикаторов устойчивого развития становится хорошим стимулом для организации муниципальной статистики и создания муниципальных информационных систем. Это позволяет, в свою очередь, организовать электронный документооборот между подразделениями городской администрации.

Индикаторы устойчивого развития - это количественная информация, которая показывает позитивное изменение состояния города и окружающей среды во времени. Улучшение качества жизни людей и достижение большей стабильности общества требует обеспечения баланса между социальными потребностями, задачами развития экономики и возможностями окружающей среды. На практике найти этот баланс очень трудно, и индикаторы помогают определить тенденции изменения состояния той или иной сферы хозяйственной жизни и тем самым указывают возможные направления дальнейшей деятельности.

Индикаторы являются инструментом для измерения, визуализации и обсуждения важных проблем развития. Они дают количественную и качественную характеристику конкретной проблемы, позволяют осуществить оценку ситуации, отметить сильные и

слабые стороны, а также ее изменение в положительную либо отрицательную сторону. Индикаторы помогают понять необходимость комплексности подходов к обеспечению устойчивого развития и взаимозависимость его составляющих. Кроме того, они придают дополнительную легитимность действиям городской администрации.

Индикаторы устойчивого развития могут показывать состояние городской хозяйственной системы и сигнализировать о необходимости действий для решения различных проблемных вопросов, они также могут быть полезны в определении того, какими могут или должны быть изменения.

Индикаторы дают возможность осуществлять измерение, мониторинг, оценку и анализ темпов и эффективности движения по направлению к достижению целей устойчивого развития и в случае необходимости корректировать общую политику таким образом, чтобы направить развитие в нужное русло, обеспечивающее его устойчивость. Это также обеспечит возможность передачи ответственности за достижение определенных индивидуальных целевых показателей различным департаментам, управлениям и ведомствам (например, показателей состояния здоровья или занятости населения) и даже осуществлять (частичную) оценку эффективности деятельности определенных элементов структуры регионального управления по достижению определенных целей политики.

Предложенные в стратегическом плане индикаторы разбиты на четыре группы: социальные; экономические; экологические; институциональные. В данном контексте муниципальное хозяйственное пространство рассматривается как единое пространство, характеризуемое состоянием экономики, общества и природы.

Индикаторы устойчивого развития должны отражать экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей современного поколения без ограничения потребностей будущих поколений. Чтобы развитие могло считаться устойчивым, оно должно осуществляться с учетом достижения экономического роста, но при обеспечении его сбалансированности с потребностями общества в улучшении качества жизни

и политикой, направленной на предотвращение деградации окружающей среды.

По результатам проведения оценки итогов мониторинга стратегического плана устойчивого развития решается целый ряд задач. Их набор может быть различен. Вот некоторые из них:

- корректировка содержания плана-графика реализации стратегического плана устойчивого развития или целевых программ - уточнение целей и задач, переориентирование их на достижение реалистичных результатов и т. д.;

- активизация работы по выполнению стратегического плана устойчивого развития - экспертиза эффективности организации выполнения плановых мероприятий, вовлечение в работу новых исполнителей, повышение эффективности сбора данных, экспертиза дополнительных потребностей и т. д.;

- анализ причин успехов и неудач выполнения стратегического плана устойчивого развития;

- учет ошибок и недостатков стратегического плана устойчивого развития при разработке других стратегических документов;

- обеспечение текущего и привлечение дополнительного финансирования;

- информирование лиц и организаций, принимающих решения;

- анализ разногласий, возникающих среди исполнителей по ходу реализации стратегии. Оценка итогов мониторинга стратегического плана устойчивого развития сама по себе является проектом. Она, как и любая аналитическая процедура, подчиняется определенной логике, с опорой на специальные технологии, методы сбора и анализа данных.

Проводить оценку итогов мониторинга стратегического плана устойчивого развития целесообразно силами местных экспертов -специалистов городской администрации, управляющих реализацией стратегического плана, а также других специалистов органов местного самоуправления, городских предприятий и организаций. Для этого необходимо создать специальную рабочую группу.

В числе организационных мероприятий первоочередной является разработка положения о мониторинге стратегического плана

Волгограда, раскрывающая основные цели, концепцию, предусматривающая сроки аналитической отчетности. Здесь должны найти отражение и вопросы изучения общественного мнения: выявление их оценок степени реализации мероприятий плана, качества и эффективности достигнутых результатов, установление обратной связи между жителями города и теми, кто реализует план. Эти задачи могут быть выполнены путем проведения массового телефонного или квартирного опроса, репрезентативного по социальной и половозрастной структуре населения.

В ходе анализа результатов опроса обязательно следует проводить сравнение с предшествующими опросами. Это даст представление не только о текущих оценках горожан, но и о тенденциях восприятия ими городского развития на основе стратегического плана. Результаты мониторинговых опросов необходимо широко освещать в средствах массовой информации.

Мониторинг реализации стратегического плана устойчивого развития Волгограда целесообразно проводить на основе следующей системы отслеживаемых индикаторов количественного и качественного характера.

1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ: ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА

Данные индикаторы включают оценку демографических показателей, состояния здоровья населения, уровня медицинского обслуживания, образования, обеспеченности объектами культуры, рекреации, спорта, отдыха и т. д. Индикаторами состояния здоровья населения выступают средняя продолжительность жизни, смертность, в том числе детская, и т. д.

Высокий уровень заболеваемости населения, характерный для Волгограда, является следствием целого комплекса экологических, экономических и социальных проблем. Позитивные изменения в этой области могут быть достигнуты лишь при условии комплексного подхода к решению проблем экологической ситуации в городе, системы медицинского обслуживания, улучшения социально-экономических условий жизни населения, что является одним из условий перехода к устойчивому развитию.

При мониторинге сферы рекреации и досуга оценивается уровень физкультурного движения, уровень и тенденции развития городских зон массового отдыха. Среди основных индикаторов, характеризующих уровень физкультурной работы и возможности рекреационной сферы в городе, можно указать состояние материально-технической базы спортивных объектов, измерение мощности (вместимости) объектов оздоровительного отдыха.

1.1. Индикаторы демографического развития.

1.1.1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины, лет.

1.1.2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины, лет.

1.1.3. Рождаемость, число родившихся на 1 000 женщин детородного возраста, %.

1.1.4. Младенческая смертность, умерших в возрасте до года на 1 000 новорожденных, %.

1.1.5. Миграционный прирост населения, тыс. чел.

1.2. Индикаторы развития городского рынка труда.

1.2.1. Численность безработных, тыс.

чел.

1.2.2. Число незанятых граждан, состоящих на учете в службе занятости, из них имеют статус безработного, тыс. чел.

1.2.3. Потребность организаций в работниках, заявленная в службы занятости, тыс. чел.

1.2.4. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, чел.

1.3. Индикаторы развития сферы образования.

1.3.1. Рост оплаты труда педагогических работников, % к предшествующему периоду.

1.3.2. Количество учителей с высшим образованием, % от общего количества.

1.3.3. Количество учителей с высшей квалификационной категорией (% от общего количества).

1.3.4. Количество учителей с первой квалификационной категорией (% от общего количества.)

1.3.5. Расходы консолидированного бюджета города на нужды образования, в % к предшествующему периоду.

1.3.6. Расходы на материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений, тыс. руб. в год.

1.3.7. Обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях на 1 тыс. чел. населения, ед.

1.3.8. Число учащихся на 1 учителя, чел.

1.3.9. Удельный вес учащихся во вторую смену, %.

1.3.10. Уровень образования населения в возрасте от 15 лет и старше, % от численности: высшее; незаконченное высшее; среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное и ниже.

1.4. Индикаторы состояния молодежной политики.

1.4.1. Охват молодежи Волгограда консультационной помощью, %.

1.4.2. Количество специализированных теле- и радиоинформационных молодежных проектов и программ, ед.

1.4.3. Охват молодежи Волгограда информационными проектами и программами, %.

1.4.4. Количество научных обществ в системе дополнительного образования, ед.

1.4.5. Количество молодежи, привлеченной к работе в научных обществах, чел.

1.4.6. Количество разработанных и внедренных молодежных инновационных проектов в сфере общественно-политической и социально-экономической жизни Волгограда, ед.

1.4.7. Количество молодежи, участвующей в российских и международных конкурсах, грантах и т. д., чел.

1.4.8. Доля молодежи, обучающейся в средних специальных и высших учебных заведениях, %.

1.4.9. Доля безработной молодежи в возрасте 20-29 лет, %.

1.4.10. Количество преступлений, совершенных малолетними правонарушителями, %.

1.4.11. Доля ВИЧ-инфицированной и нар-козависимой молодежи, %.

1.5. Индикаторы развития сферы здравоохранения.

1.5.1. Уровень смертности лиц трудоспособного возраста (случаев на 100 тыс. жителей трудоспособного возраста).

1.5.2. Уровень заболеваемости взрослого населения (случаев на 1 000 чел.).

1.5.3. Уровень заболеваемости детского населения (случаев на 1 000 детей).

1.5.4. Естественный прирост населения, %.

1.5.5. Младенческая смертность (умерших в возрасте до года на 1 000 новорожденных).

1.5.6. Охват диспансерным наблюдением населения города, %.

1.5.7. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях, %.

1.5.8. Доля жителей, отмечающих при опросах положительные изменения в курительном поведении, %.

1.5.9. Доля жителей, отмечающих при опросах регулярные занятия физкультурой и спортом, %.

1.5.10. Площадь спортивных залов, включая спортзалы учебных заведений, кв. м на 1 жителя.

1.5.11. Площадь плавательных бассейнов, включая бассейны в учебных заведениях, кв. м на 1 жителя.

1.6. Индикаторы развития сферы культуры.

1.6.1. Число посещений театров (на 1 000 чел.).

1.6.2. Число посещений картинной галереи и вернисажей. Число посещений музеев (на 1 000 чел.).

1.6.3. Число посещений кинотеатров (на 1 000 чел.).

1.6.4. Число посещений концертов (на 1 000 чел.).

1.6.5. Число книг и журналов в массовых библиотеках (на 1 000 чел.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.6.6. Финансирование культуры из муниципального бюджета, %.

1.7. Индикаторы развития сферы туризма и рекреации.

1.7.1. Количество предприятий сферы туризма, ед.

1.7.2. Среднесписочная численность работников предприятий и организаций сферы туризма, чел.

1.7.3. Средняя заработная плата работников предприятий и организаций сферы туризма, руб.

1.7.4. Основные показатели гостиничных предприятий (количество, емкость, коэффициент использования, финансовые результаты и т. п.).

1.7.5. Объем платных туристско-экскурсионных, санаторно-оздоровительных услуг, тыс. руб.

1.7.6. Удельный вес туристско-экскурсионных, санаторно-оздоровительных услуг и услуг гостиниц в общем объеме платных услуг населению, %.

1.7.7. Индексы потребительских цен на услуги в сфере туризма, %.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Мониторинг социально-экономического потенциала региона позволяет оценить возможности, резервы территориальной хозяйственной системы при использовании всего комплекса ресурсов, имеющихся в регионе. Целесообразно выделять базовый ресурсный потенциал региона и блок обеспечивающих потенциалов социально-экономического развития региона.

2.1. Индикаторы развития промышленно-энергетического комплекса.

2.1.1. Индекс физического объема промышленного производства по средним и крупным предприятиям, %.

2.1.2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, млрд руб. (возможен и по видам экономической деятельности).

2.1.3. Удельный вес убыточных организаций, %.

2.1.4. Налоговые поступления от промышленных предприятий (по видам экономической деятельности), млн руб.

2.1.5. Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, %.

2.1.6. Темп роста инвестиций в основной капитал за счет собственных и привлеченных средств, %.

2.1.7. Доля инвестиций в основной капитал за счет привлеченных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал, %.

2.2. Индикаторы развития сферы предпринимательства.

2.2.1. Количество индивидуальных предпринимателей, тыс. ед.

2.2.2. Темпы роста объема оборота малых предприятий к предыдущему году, %.

2.2.3. Доля малых предприятий в общем объеме производства, %.

2.2.4. Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике города, %.

2.3. Индикаторы развития потребительского рынка.

2.3.1. Количество предприятий розничной торговли, ед.

2.3.2. Количество торговых площадей, тыс. кв. м.

2.3.3. Товарооборот розничной сети, млн руб.

2.3.4. Обеспеченность торговыми площадями на 1 000 жителей, кв. м.

2.3.5. Количество предприятий общественного питания, ед.

2.3.6. Количество посадочных мест на предприятиях общественного питания, ед. на 1 000 жителей.

2.3.7. Товарооборот сети общественного питания, млн руб.

2.4. Индикаторы развития транспортно-дорожной сферы города.

2.4.1. Грузооборот транспорта, млн т/км.

2.4.2. Перевозки грузов транспортом, тыс. т.

2.4.3. Перевозки пассажиров транспортом общего пользования, тыс. чел.

2.4.4. Протяженность линий общественного пассажирского транспорта, км.

2.4.5. Протяженность магистральных улиц и дорог, км.

2.4.6. Количество транспортных развязок в разных уровнях, ед.

2.4.7. Финансирование мероприятий по улучшению и поддержанию улично-дорожной сети за счет муниципального бюджета, млн руб.

2.5. Индикаторы развития сферы информатизации города.

2.5.1. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры:

- количество абонентов стационарной телефонной связи, тыс. чел.;

- количество абонентов сотовой связи, тыс. чел.;

- число персональных компьютеров на 100 работников, ед.;

- число организаций, имеющих web-сайгы, ед.

2.5.2. Формирование информационной культуры, повышение информационной компетенции жителей Волгограда:

- количество выпускников - специалистов в области ИКТ, чел.;

- количество работников, прошедших переподготовку и подготовку в области ИКТ, чел.

2.5.3. Развитие информационных ресурсов города:

- количество экземпляров книг, средств массовой информации в общедоступных библиотеках на 1 000 чел. населения, ед.;

- количество баз данных, зарегистрированных в городе, ед.;

- число запросов, сеансов доступа, посещаемость сайтов города, ед.

2.6. Индикаторы эффективного использования городских земель и помещений.

2.6.1. Объем капитально и косметически отремонтированного нежилого муниципального фонда, тыс. кв. м.

2.6.2. Рост дивидендов по акциям по отношению к предыдущему году, %.

2.6.3. Налоговые поступления в городской бюджет от работников муниципальных предприятий, млн руб.

2.6.4. Рост доходов от использования муниципального имущества, %.

2.6.5. Общая площадь нежилого муниципального фонда, тыс. кв. м (продажа нежилого муниципального фонда не должна превышать его пополнение).

2.7. Индикаторы развития городской жилищной сферы.

2.7.1. Удельный вес ветхого жилья в общей площади жилья в городе, %.

2.7.2. Отношение обеспеченности населения районов города жилой площадью к средней обеспеченности жилой площадью по городу, %.

2.7.3. Доля земельных участков, на которых возможно строительство нового жилья, %.

2.7.4. Длительность процедуры согласования строительной документации, дней.

2.7.5. Степень износа коммуникаций, %.

2.7.6. Объем ипотечного кредитования, млн руб.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК ИНДИКАТОРОВ

Основные направления экологического мониторинга связаны с оценкой состояния поверхностных вод, атмосферного воздуха, ситуации в области управления отходами, обеспеченности населения зелеными насаждениями, а также условий безопасности жизнедеятельности.

Волгоград является индустриально развитым центром, для которого характерна высокая концентрация различных выбросов в атмосферу. Интенсификация промышленного производства и рост автомобильного парка города усугубляют проблему. Экономический рост не должен достигаться ценой нанесения вреда окружающей среде, поэтому необходимо, чтобы как уже су-

ществующие, так и вновь созданные предприятия предприняли эффективные действия по сокращению выбросов в окружающую среду.

3.1. Индикаторы развития экологической сферы города.

3.1.1. Объем сброса загрязненных сточных вод, млн куб. м.

3.1.2. Количество отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников, тыс. т.

3.1.3. Количество отходящих загрязняющих веществ от передвижных источников, тыс. т.

3.1.4. Количество отходящих загрязняющих веществ в атмосферу всего, тыс. т.

3.1.5. Объем образования твердых бытовых отходов, тыс. т.

3.1.6. Объем образования твердых промышленных отходов, тыс. т.

3.1.7. Объем образования твердых отходов, всего, тыс. т.

3.1.8. Обеспеченность жителей города зелеными насаждениями, кв. м/чел.

3.2. Индикаторы состояния сферы безопасности города.

3.2.1. Уровень экономической преступности, количество преступлений на 10 тыс. чел.

3.2.2. Количество террористических актов, ед.

3.2.3. Количество жертв в результате террористических актов, чел.

3.2.4. Количество чрезвычайных ситуаций, ед.

3.2.5. Количество жертв в результате чрезвычайных ситуаций, чел.

3.2.6. Сумма экономического ущерба, млн руб.

3.2.7. Объем капитальных вложений в реализацию мероприятий инженерной защиты, млн руб.

3.2.8. Численность правонарушений, связанных с реализацией психических угроз, ед.

3.2.9. Численность зарегистрированных уголовных преступлений на 10 тыс. населения, ед.

3.2.10. Численность лиц, находящихся на учете в наркологических учреждениях, тыс. чел.

3.2.11. Численность лиц, больных алкоголизмом, тыс. чел.

4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Основные направления экологического мониторинга связаны с оценкой институцио-

нальных условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения городского населения. Эта группа индикаторов направлена на определение уровня обеспеченности нормами и правилами, возможностью статусной интерпретации в следующих сферах социально-экономической и общественной жизни граждан:

- преодоление или снижение трансакционных издержек в вопросах взаимодействия граждан и органов власти, различных учреждений и организаций, в том числе выступающих от имени государства;

- определение (перераспределение, наделение, передача, лишение и т. п.) и взаимодействие прав собственности на различные объекты, участвующие в процессе жизнедеятельности граждан;

- определение и реализация контрактных отношений между гражданами, органами власти, различными учреждениями и организациями, в том числе выступающими от имени государства.

Величины институциональных индикаторов, таким образом, можно определять в сравнении между собой значений одного индикатора, обусловленных различными институциональными условиями. Индикаторы этой группы могут представлять различные предметные области и одновременно являться индикаторами других блоков, поскольку, по определению, необходимость регулирования трансакционных издержек, прав собственности и контрактных отношений может существовать и существует во многих сферах жизнедеятельности граждан:

4.1. Отношение численности волгоградской агломерации к численности населения города, %.

4.2. Количество логистических центров, ед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.3. Количество ежегодных международных выставок и ярмарок с участием не менее 10 стран, ед.

4.4. Количество международных бизнесцентров, ед.

4.5. Средние сроки приобретения земельных участков и получения разрешения на строительство, дней.

4.6. Длительность процедуры согласования строительной документации, дней.

Предложенная система индикаторов устойчивого развития Волгограда должна стать эффективным инструментом управления развитием муниципального образования. Индикаторы позволят осуществлять постоянный мониторинг городского развития, а в случае возникающих отклонений способны обеспечить корректирующие действия в нужном направлении. Важен также и фактор обратной связи, поскольку доведение этих количественных показателей до сведения общественности через городские СМИ позволит городской администрации вести конструктивный диалог с гражданами города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегическое планирование в городах и регионах России: локализация национальных проектов : материалы V общерос. форума лидеров стратегического планирования. - Вып. 7. - М. : Леонтьев. центр, 2007. - 133 с.

INDICATORS SYSTEM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS AN INSTRUMENT OF MUNICIPAL ENTITY MANAGEMENT

V.O. Moseyko, V.V. Fesenko, I. V. Bogomolova

On the example of the Volgograd city the authors analyse the problem of effective realization of sustainable development strategic plan of a municipal entity. This realization requires a permanent monitoring of the current processes according to defined factors of sustainable development in order to opportunely correct emergent divergences. The authors’ system of indicators characterizes the processes in question in terms of quantity and quality, helps to understand the necessity of integrated approach to ensure sustainable city development and correlation between its components, as well as to systematically define prospects for sustainable development of the Volgograd city.

Key words: municipal entity, municipal entity management, sustainable development, territorial development, monitoring, Volgograd.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.