Научная статья на тему 'Основные принципы устройства крупных регулярных городов Китая, Японии и Кореи (II в. до н.э. – XIX в. н.э.)'

Основные принципы устройства крупных регулярных городов Китая, Японии и Кореи (II в. до н.э. – XIX в. н.э.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
721
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
градостроительство / регулярные города / мировоззрение / Китай / Япония / Корея / urban planning / regular cities / ideology / China / Japan / Korea

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е.Г. Зазнова, К.О. Короткова, С.С. Рябова

Статья посвящена выявлению композиционных принципов построения китайских крупных городов и определению их влияния на устройство столиц Японии и Кореи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic principles of the structure of large regular cities of China, Japan and Korea (II century BC – XIX century AD)

This article is about revealing the compositional principles of Chinese large cities and analyzing their influence on the structure of the capitals of Japan and Korea.

Текст научной работы на тему «Основные принципы устройства крупных регулярных городов Китая, Японии и Кореи (II в. до н.э. – XIX в. н.э.)»

История и теория

Е.Г. Зазнова, К.О. Короткова, С.С. Рябова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0074

E.G. Zaznova, K.O. Korotkova, S.S. Ryabova

Основные принципы устройства крупных регулярных городов Китая, Японии и Кореи (II в. до н.э. - XIX в. н.э.)

Basic principles of the structure of large regular cities of China, Japan and Korea (II century BC - XIX century AD)

Ключевые слова: градостроительство, регулярные города, мировоззрение, Китай, Япония, Корея. Keywords: urban planning, regular cities, ideology, China, Japan, Korea.

Аннотация: Статья посвящена выявлению композиционных принципов построения китайских крупных городов и определению их влияния на устройство столиц Японии и Кореи.

Abstract: This article is about revealing the compositional principles of Chinese large cities and analyzing their influence on the structure of the capitals of Japan and Korea.

Мировоззренческие основы традиционного китайского градостроительства сложились в период правления династии Чжоу (1046-221 гг. до н. э.) [4, с. 38]. Канонические принципы как архитектуры, так и градостроительства закладывались и развивались в трактатах. Наиболее значимыми трактатами того времени с точки зрения регулирования планировочных композиций были: «Као гун цзи», «Мэн-цзи», «Ли цзи». Базируясь на описанных правилах, города строились по единым принципам, чаще всего отличаясь лишь габаритами и наполнением центральной части, зависящей от статуса города. Создание трактатов не прекратилось после падения династии Чжоу - на протяжении последующих веков принципы, заложенные в эпоху Чжоу, развивались и превращались в идеальные концепции.

Базовой планировочной единицей для создания городов служила четырехугольная ячейка - сыхэюань, известная также как китайский четырехугольник. Из этих прямоугольных, закрытых по периметру структур собирался регулярный китайский город.

Основными принципами традиционного китайского города стали: регулярность, выраженная центральная ось, ориентация по сторонам света, статусность иие-рархия застройки, китайский четырехугольник как основной элемент застройки, а для столиц - обязательный набор построек. Применение данных принципов можно проследить на примере развития крупных городов (рис. 1).

По летописям город Чанъань (рис. 1а) династии Хань (221 гг. до н.э. - 220 гг. н.э.) [4, с. 77,78] был построен за 3 года. Он имел форму неправильного четырехуголь-

ника и в него вели 12 ворот - по 3 в каждой стене; на его территории было 9 рынков. Сам город был окружен стенами из утрамбованной земли. Остатки ханьского Чанъаня находятся поблизости от современного города Сиань в провинции Шэньси.

Во времена династии Суй (581-618 гг.) был спроектирован и построен новый город - Дасин [4, с. 138,139] на юго-востоке старого Чанъаня. Планировка и возведение были доверены строителю Лю Луну и архитектору Юйвэнь Каю. При династии Тан (618-907 гг.) Дасин был переименован в Чанъань [4, с. 139,140]. На его планировку повлияло устройство городов Ечэн конца динстии Хань и Восточная Вэй (534-550 гг.), а также Лояна династии Северная Вэй (386-535 гг.). План города был близок к квадрату, имел симметричную структуру и ярко выраженную центральную ось. Дворцовый город с императорским дворцом занимали в нем главное место.

Вторым крупным городом был Лоян (рис. 1б). Территория, на которой располагался Лоян династии Хань [4, с. 79], еще с древности была местом сосредоточения политических центров Китая. В плане город имел прямоугольную форму и был ориентирован главными воротами на юг. Лоян был окружен стенами из утрамбованной земли, и так же, как в Чанъане, в город вели 12 ворот. Главные постройки города - южный и северный дворец - были связаны между собой крытой галереей. В результате многочисленных перестроек Лояна его изначальное внутреннее устройство сильно изменилось. Во времена Царства Вэй северный дворец был отстроен заново, а южный разобран, что привело к смеще-

нию главной оси города на запад [4, с. 103,104]. Столица снова была перенесена в Лоян во времена правления Северной Вэй [4, с. 111,112]. К тому времени старый город уже давно стоял в руинах. В новом Лояне количество ворот было сохранено, как при династии Вэй, а императорский дворец занял место северного дворца династии Хань. Вдоль главной оси города расположились такие важные столичные постройки, как: алтарь Неба, рынок Сытун, храм Таймяо, алтарь Шэ, монастырь Юннинсы.

Во времена династии Суй планировка нового Лоя-на [4, с. 141,142] начала складываться при участии градостроителя Юйвэнь Кая. Новый город сдвинулся на 10 км к западу от ханьского Лояна. В его планировке хотя и прослеживается некоторая регулярность, однако гораздо лучше, чем в городе Дасин, учтены особенности рельефа. Разветвленная сеть городских каналов, по которой осуществлялась транспортировка грузов, повлекла за собой устройство трех рыночных площадей на территории города.

Город Ечен (рис. 1в) Царства Вэй был построен по примеру Лояна Ханьского периода, но затем именно его структура повлияла на устройство города Лоян династии Северная Вэй. Но поскольку Ечэн так и не стал столицей империи, в его структуру не были включены все необходимые для столичного города сооружения - алтарь Шэ и храм предков правителя. По описаниям, в нем было 7 городских ворот, он был обнесен

стенами и рвом. От центральных ворот Чжунъянмэнь шла главная дорога шириной 17 метров, при этом, как и в Чанъане и Лояне династии Хань, ее полотно делилось на 3 части, средняя из которых называлась дорогой императора «чидао». Дворцовые постройки располагались вдоль главной поперечной городской оси города. Причем, в отличие от других крупных городов, дворцовый город Ечэна примыкал к северной и западной городской стене, которые служили его оградой [4, с. 101, 102]. Во времена правления династии Позднее Чжао (319-351 гг.) был отремонтирован дворец, его планировка сделана по примеру структуры дворцового города Лояна династии Западная Цинь [4, с. 107, 108].

При династии Восточная Вэй на участке южнее старого Ечена строится новая столица, ее градостроителем был назначен Ли Есин. Строительство началось с возведения дворца и храма предков, только после этого были построены городские стены и главные ворота дворцового города. Новый город был расположен так, что северная стена нового города является южной стеной старого Ечена [4, с. 112, 113].

На примере Китая прослеживается, как происходило становление общих градостроительных правил в эпоху Чжоу и их развитие на протяжении всей последующей истории. Китай всегда продолжал следовать курсу, определенному его мировоззренческой основой, не отходя от концепции регулярного города.

Рис. 1. Планы крупных городов Китая: а) Чанъань - Династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.), Суй и Тан (613-628 гг.); б) Лоян - Династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.), Вэй (219 - 266 гг.), Северная Вэй (493 - 534 гг.) и Тан (613 - 628 гг.); в) Ечен - Династии Вэй (204 - 220 гг.), Позднего Чжао (331 - 384 гг.), Восточной Вэй и Северной Ци (534 - 580 гг.)

Кроме того, китайская градостроительная традиция оказала значимое влияние на ближайших соседей -Корею и Японию. Периодом наиболее активного культурного обмена стало правление династий Суй и Тан. Таким образом, принципы планировки двух крупнейших китайских столиц, Чанъаня и Лояна, читаются в структуре японских и корейских крупных городов того времени.

В Японии опирались на китайские принципы градостроительства, начиная с VII века. [2, с. 15]. Планировки таких японских столиц, как Фудзивара-кё (694 г.), Хэйдзё-кё (710 г.) и Хэйан-кё (794 г.), были основаны на принципах построения китайских городов [2, с. 32, 53].

В перечисленных столицах главные ворота назывались «Сузаку-мон» и располагались на юге города, что является одним из основных принципов китайского градостроительства.

Столица Фудзивара-кё (рис. 2б) стала первой японской столицей, построенной по осевой сетке китайского города, а именно города Лоян династии Тан (рис. 2а). В целом, город был небольшим по размеру и занимал площадь около 6 км. Символические значения сторон света соответствовали названиям главных улиц столицы. Общая планировка имела строго регулярную структуру. Главные ворота Сузаку-мон располагались на юге. На более позднем плане города 711 года заметна его упо-

Рис. 2. а) План города Лоян династии Тан; б) План города Фудзивара-кё (682 г.); в) План города Фудзивара-кё (710 г.); г) План города Чанъанъ (582 г.); д) План города Хэйдзё-кё (711 г.); е) План города Хэйан-кё (794 г.)

Рис. 3. Планы корейских столиц: а) гипотетический план г. Кёнчжу в эпоху Силла (676-918 гг.); б) реконструкция центральной столицы государства Пархэ (698-926 гг.); в) реконструкция вспомогательной столицы государства Пархэ; г) план г. Ханьяна в эпоху Чосон (1392-1910 гг.); дворцы: 1 - Кёнхигун, 2 - Кёнбоккун, 3 - Чхандоккун, 4 - Чхангёнгун; храмы:

5 - Храм предков, 6 - Храм Конфуция

рядоченная поквартальная планировка и четкое выделение трех главных планировочных осей.

В 710 году императрица Гэнмэй перенесла столицу в город Хэйдзё-кё (период Нара) (рис. 2д), но эта столица, в свою очередь, уже была основана на принципах построения танского китайского города Чанъань (рис. 2г) и представляла собой город с регулярной планировкой, размерами 5 на 4,8 км. Расстояние между осями параллельных типовому блоку улиц города было 120 м. Главный проспект замыкали большие парадные двухъярусные ворота Красного феникса на юге города.

Для города Хэйан-кё (современный Киото) (рис. 2е), основанного императором Канму, прототипом послужил город Чанъань, поэтому Хэйан-кё также имел регулярную структуру, парадный въезд на юге и даже бойльшую симметрию в плане, чем предыдущая столица Хэйдзё-ке. Протяженность города с севера на юг составляла 5,3 км, а с запада на восток - 4,5 км. Главная ось проходила с юга на север и вела от главных ворот к Императорскому городу. Районы в столице делились на кварталы улицами шириной около 12 м. Также в столице находились два больших рынка, Западный и Восточный, что придавало городу необычайную схожесть с Чанъанем.

Начиная с X века влияние Китая на Японию уменьшилось, ослабели и китайские планировочные традиции в японском градостроительстве.

Влияние китайского регулярного градостроительства на Корею заметно в периоды от Эпохи трех королевств (I в. до н.э. - 668 гг.) до эпохи Корё (918-1392 гг.), что прослеживается на примере г. Кёнчжу в эпоху Силла (676-918 гг.) и государства Пархэ (698-926 гг.) [3, с. 55, 98].

Территорию города Кёнчжу окружала каменная крепостная стена с воротами по каждому направлению (рис. 3а). Благодаря разбивке столицы на 1360 одинаковых кварталов город был выстроен по регулярной планировке в виде сетки, в которую поместили все городские сооружения: храмы, жилища, рынки и т.д. Дворцовый комплекс располагался на оси симметрии города Кёнчжу, в северной его части. В столице также имелась парковая зона с ручьями, между ней и дворцом находился пруд. К VIII веку город расширился в сторону юго-запада, где появился свой центр, а курганы-захоронения вошли в состав городской структуры.

Государство Пархэ было зависимым от Китая династии Тан. В Пархэ столицы распределялись по пя-тичастной системе: Верхняя - главная, Центральная (рис. 3б), Южная, Восточная и Западная. Архитектура государства подчинялась строгому регламенту, что также затрагивало планировку столиц, городов и деревень. В VП-IХ веках градостроительная система Пархэ исходила из опыта китайского строительства. В частности, город Чанъань (рис. 1а), столица Китая Танской династии, считался идеальным произведением градостроительства. Использованный при его строительстве принцип регулярной планировки с укрепленным запретным городом на севере оси симметрии повлиял не только на

устройство столиц государства Пархэ, но и на систему его областных центров [3, с. 57].

Но в Эпоху Чосон (1392-1910 гг.) была заложена столица - город Ханьян, развивавшаяся по новым градостроительным принципам, основу которых составляла корейская модификация китайской градостроительной системы (рис. 3г) [3, с. 110]. Город находился на территории современной столицы Южной Кореи - Сеула. В отличие от прямоугольной формы крепостных стен, принятой в китайской градостроительной системе, Ханьян был обрамлен стенами овальной конфигурации. Овальные крепостные стены совпадали с окружающим город горным рельефом, а также подобное решение было более экономически выгодным. Смещенная в южном направлении, с востока на запад протекала река Чинга-Чан, которая являлась главной композиционной осью Ханьяна. Параллельно реке от главных въездов в город с востока и запада проходила основная улица. В этом также проявилась отличительная черта города Ханьяна, поскольку в Китае, Японии и Корейских королевствах более раннего периода главные въезды в город находились на юге. На севере Ханьяна, у подножья гор, располагались дворцы с входами либо на юге, либо близкими к южному направлению. Главные планировочные оси дворцовых и храмовых комплексов соответствовали северо-западной ориентации [3, с. 108-111].

Можно сказать, что общие черты в градостроительстве трех стран были определены единым восточным мировоззрением. Китай, который в начале своей истории был слабо подвержен влиянию извне, шел своим путем, развивая основанные на мировоззрении принципы и превращая их в идеальные концепции. При этом Япония и Корея, хоть и позаимствовали некоторые базовые теории китайского градостроительства, впоследствии добавили в концепцию свои особенности. В частности, корейский г. Ханьян получил крепостные стены, имеющие в плане не прямоугольную, как в Китае, а овальную форму. Также японские города с течением времени потеряли свою жесткую регулярность и стали асимметричными.

Библиография:

1. Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени / Уильям Дил; Ун-т Кейз Вестерн Резерв; пер. с англ. А.М. Артю-хова. - Москва: Вече, 2010. - 463 с.: ил. - (Библиотека мировой истории). - ISBN 978-5-9533-3130-2.

2. Лучкова В.И. Градостроительство и архитектура древней и средневековой Японии: учебное пособие / В.И. Лучкова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Тихоокеанский гос. ун-т". - Изд. 2-е, испр. и доп. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2013. - 181 с.: ил. -ISBN 978-5-7389-1370-9.

3. Лучкова В.И. Эволюция корейского города: формирование городского пространства и трансформация архитектурной формы / В.И. Лучкова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное учреждение высш. проф. образования «Тихоокеанский гос. ун-т». - Хабаровск: Изд-во ТОГУ 2014. - 257 с.: ил. - ISBN 978-5-7389-1601-4.

4. Шевченко М.Ю. История архитектуры и градостроительства Китая / М.Ю. Шевченко. - Москва: Архитектура-С, 2019. -480 с. - ISBN 9785964703273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.