Научная статья на тему 'Структура храма минтан в архитектуре Китая'

Структура храма минтан в архитектуре Китая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМ МИНТАН / АРХИТЕКТУРА КИТАЯ / СТРУКТУРА ПОСТРОЕК / КОНФУЦИАНСТВО / MINGTANG TEMPLE / CHINESE ARCHITECTURE / STRUCTURE OF THE BUILDINGS / CONFUCIANISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко Марианна Юрьевна

Минтан был важнейшим ритуальным сооружением Китая. В его структуре отразились взгляды на правителя как представителя Неба, в обязанности которого входило упорядочение хода всех человеческих вещей в соответствии с ходом Вселенной. В построении минтана выразились концепции пяти первоэлементов, принципов инь и ян, нумерологические представления древнего Китая, описанные в конфуцианских трактатах. Однако за все время так и не было выработано единой планировочной и объемной структуры минтана. В зависимости от трактовки древних трактатов при правлении разных императоров появлялись различные композиции этого сооружения. В статье показаны изменения структуры храма минтан в Китае, происходившие на протяжении двух тысячелетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE MINGTANG TEMPLE IN CHINESE ARCHITECTURE

Mingtang was the most important ritual structure of China. Its structure reflected the views on the ruler as a representative of Heaven, whose duties included the harmonization of all human things, in accordance with the Universe. The mingtang spatial structure expressed the concepts of the five primary elements, the principles of yin and yang, numerological perceptions of ancient China, described in the Confucian treatises. However, for all the time, a unified planning and spatial structure of mingtang was not developed. Depending on the interpretation of the ancient treatises during the rule of various emperors, various compositions of this structure appeared. The article shows the changes in the structure of the mingtang temple in China over the course of two millennia.

Текст научной работы на тему «Структура храма минтан в архитектуре Китая»

СТРУКТУРА ХРАМА МИНТАН В АРХИТЕКТУРЕ КИТАЯ

УДК 726.03(510) ББК 85.11(5Кит)

М.Ю. Шевченко

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Минтан был важнейшим ритуальным сооружением Китая. В его структуре отразились взгляды на правителя как представителя Неба, в обязанности которого входило упорядочение хода всех человеческих вещей в соответствии с ходом Вселенной. В построении минтана выразились концепции пяти первоэлементов, принципов инь и ян, нумерологические представления древнего Китая, описанные в конфуцианских трактатах. Однако за все время так и не было выработано единой планировочной и объемной структуры минтана. В зависимости от трактовки древних трактатов при правлении разных императоров появлялись различные композиции этого сооружения. В статье показаны изменения структуры храма минтан в Китае, происходившие на протяжении двух тысячелетий.1

Ключевые слова: храм минтан, архитектура Китая, структура построек, конфуцианство

STRUCTURE OF THE MINGTANG TEMPLE IN CHINESE ARCHITECTURE

M. Shevchenko

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

Mingtang was the most important ritual structure of China. Its structure reflected the views on the ruler as a representative of Heaven, whose duties included the harmonization of all human things, in accordance with the Universe. The mingtang spatial structure expressed the concepts of the five primary elements, the principles of yin and yang, numerological perceptions of ancient China, described in the Confucian treatises. However, for all the time, a unified planning and spatial structure of mingtang was not developed. Depending on the interpretation of the ancient treatises during the rule of various emperors, various compositions of this structure appeared. The article shows the changes in the structure of the mingtang temple in China over the course of two millennia.2

Keywords: Mingtang temple, Chinese architecture, structure of the buildings, Confucianism

«Зал света» минтан (ФёО был одним из специфических культовых сооружений Китая, тесным образом связанным с мировоззрением этой страны. Изначально это был одновременно и дворец, и храм, который при правлении ранних династий (III в. до н.э.-III в. н.э.) служил для объявления императором указов во время аудиенции с князьями, а

1

Для цитирования: Шевченко М.Ю. Структура храма минтан в архитектуре Китая // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №1(46). - С. 13-30 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/01 shevchenko/index.php

2 For citation: Shevchenko M. Structure of the Mingtang Temple in Chinese Architecture. Architecture and Modern Information Technologies, 2019, no. 1(46), pp. 13-30. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2019/1kvart19/01 shevchenko/index.php

также для проведения церемонии в память предков и сезонных жертвоприношении 3. Минтан - это был также храм, где император лично приносил жертвы легендарному императору Шанди и пяти владыкам Неба. Помимо того, там же происходила церемония передачи мандата Неба на власть. Таким образом, минтан становился особым местом соединения человека и Неба. В начале каждой династии строительство минтана становилась делом государственной важности.

Особенностью этой постройки было то, что она отражала взгляды на правителя как представителя Неба, в обязанности которого входило упорядочение хода всех человеческих вещей в соответствии с ходом Вселенной. Средством для этого было следование воспетым в конфуцианстве правилам ритуала. Относительно структуры самого сооружения общепринятой является точка зрения, что в плане минтан должен был иметь квадратную форму. Он был разделен на девять помещений - три на три с каждой стороны. При этом из них выделялись пять залов, лежавших по осям и в центре, а именно залы тайши (центр), цинъян (восток), цзунчжан (запад), минтан (юг), сюаньтан (север) [3]. Девять помещений и пять главных залов стали главной характеристикой планировочной структуры минтана, в которой было скрыто богатое символическое содержание. Пять залов соответствовали пяти первоэлементам, а, соответственно, и пяти сезонам (в Китае еще был пятый сезон середины лета), пяти странам света (вместе с центром), пяти созвездиям, пяти цветам, пяти легендарным императорам, пяти добродетелям дэ, пяти звукам и т.д. Четыре стороны - это четыре стороны света, четыре учения, а также двенадцать месяцев, двенадцать законов и многое другое. Общее число помещений - девять - как наибольшее однозначное нечетное число, которое традиционно в Китае ассоциировалось с императором. Тем самым минтан стал универсальным символом [4].

При взгляде на минтан также ясно прослеживается влияние архетипов инь и ян. Принципы инь и ян символизируют квадрат и круг, соответственно. Поэтому по некоторым версиям минтан в объеме имел построение «сверху круг, внизу квадрат» [13]. По исследованиям Фу Синяня, основанным на данных археологии [11], сооружения с такой объемно-пространственной композицией встречались уже при правлении династии Западное Чжоу (рис. 1).

а)

3 В «Ли-цзи» сказано: «Таймяо - это минтан сына Неба. Жертвоприношения приносятся в минтане. Минтан окружен водой, которая течет влево и символизирует небо. Внутри расположено помещение тайши, <...> на юге расположен минтан, ...> на западе расположен цзунчжан, <...>на севере расположен сюаньтан, <...> на востоке расположен цинъян...»// [$| («Ли-цзи, Минтан вэй», дин. Хань). - Режим доступа: http://ctext.orq/liii/minq-tanq-

ше! (дата обращения: 15.10.2018)

б)

в)

г)

Рис. 1. Постройка F3 архитектурной группы в районе Чжаочэн. Реконструкция Фу Синяня: а) конструктивная схема; б) аксонометрия; в) план первого уровня; г) план конструкций крыши (по [11])

Несмотря на всю значимость постройки, в древних трактатах структура минтана была описана недостаточно подробно. Различные интерпретации описания порождали различные композиции, о чем свидетельствуют как археологические находки, так и тексты летописей. В данной статье сделана попытка собрать воедино имеющийся материал о структуре минтанов различных династий, снабдив его, по возможности, графическими реконструкциями, что позволило бы наиболее наглядно проследить трансформацию структуры минтана на протяжении нескольких тысячелетий его использования.

Ранние минтаны династий Чжоу и Хань (III в. до н.э.-III в. н.э.)

Одно из первых упоминаний о минтане встречается в трактате «Люйши Чуньцю» [10], который датируется III в. до н.э. и описывает события времен правления династии Чжоу. Внутренняя структура минтана напрямую была связана с ритуальными действиями сына Неба и зависела от изменения его местопребывания в своих палатах в каждой луне. В течение года одновременно со сменой сезонов император перемещался по пяти залам минтана, где совершал необходимые ритуалы. Если принять за достоверную

реконструкцию минтана, проведённую Хэ Линсюном на основании комментариев Гао Ю, то Сын Неба совершает за год полный круг по часовой стрелке с востока на юг, запад и север, с одним отклонением к центру. В основном его кругообразные перемещения повторяют ход солнца в зодиакальной плоскости и совпадают с ним по времени.

Кроме того, краткое описание минтана имеется также в разделе «Као-гун-цзи» трактата «Чжоу-ли». Сам трактат «Чжоу-ли» был составлен еще при династии Чжоу, однако раздел о ремеслах «Као-гун-цзи» был, скорее всего, вставлен позднее взамен утерянной 6 главы. И, судя по характеру текста, который сильно отличается от предшествующих пяти глав как по стилистике изложения, так и по структуре, эта глава, скорее всего, была составлена уже в эпоху Хань. Итак, там имеется следующее описание минтана: «измеряется [циновкой] янь (Щ длиной 9 чи, [размеры залов тан] с востока на запад -9 янь, с юга на север - 7 янь, высота залов 1 янь. Пять залов ши, размер всех ши - 2 янь» [7]. Свою реконструкцию плана минтана эпохи Чжоу на основании описаний в трактате «Као-гун-цзи» и чжоуском тексте «Люйши Чуньцю» предложил ученый Ян Хунсюнь [13] (рис. 2).

Рис. 2. Дворец-храм минтан, реконструкция Ян Хунсюня (по [13])

При династии Хань складывается целый комплекс императорских ритуальных сооружений. Известно, что первый ханьский минтан был построен в 109 г. до н.э. императором У-ди на горе Тайшань. Но впоследствии минтаны возникли и в предместьях столиц, а именно - на юге Чанъаня и Лояна. Такое расположение минтана поблизости от столичного города стало тогда довольно частым явлением. При императоре Чэн-ди (33-7 гг. до н.э.) был начат биюн (ШЩ. К концу правления династии Западная Хань (4 г.н.э.) Ван Ман, став регентом, достроил минтан и биюн, построил «Террасу духов» линтай (;Шо), и императорское училище тайсюэ . Функции этих ритуальных

сооружений различались: минтан служил для ежемесячного оглашения приказов, биюн -для обнародования распоряжений императорского двора, линтай - для гаданий по форме облаков и звездам, тайсюэ - для изучения религиозных и моральных норм. Все эти различные по функциям церемонии составляли ритуальную систему конфуцианства [5].

Тогда же появляется и более сложный ритуальный комплекс, получивший название минтан-биюн. Во времена правления династии Чжоу биюном именовалось государственное училище, где мужчины знатного рода могли получить широкое образование конфуцианского толка. Название «биюн» пошло от слова Би (Ш), обозначавшего круглое яшмовое кольцо - высокую княжескую регалию, и слова Юн (Щ), обозначавшего город со стеной, окруженный водой. Университет также окружался круглым водоемом.

Минтан-биюн - это храмовый комплекс минтан, окруженный по периметру круглым водоемом биюн. Первый известный нам Минтан-биюн был обнаружен в 1956 году. Он отстоял от южной городской стены Чанъаня на 1,5 км и находился восточнее дороги, которая вела к главным городским воротам Аньмэнь. Этот комплекс состоял из круглого канала биюн, квадратной стены, ворот, угловых построек, а также центрального террасного строения (рис. 3). Комплекс был полностью симметричен, его площадь достигала 110 тыс. кв. м [9].

Диаметр канала биюн составлял 360 м, ширина - 2 м, глубина - 1,8 м. Стены канала были вымощены керамической плиткой. С четырех сторон к главному каналу были пристроены небольшие закольцованные рвы прямоугольной в плане формы размером 80*30 м. Внутри круглого водоёма биюн стояла квадратная в плане стена, окружавшая храмовую территорию. Ширина стены составляла 1,8 м, каждая из сторон была 235 м в длину. По центру с каждой стороны в стене были проделаны ворота шириной 27 м. Внутри стены по углам были сооружены вспомогательные Г-образные постройки. Длина стороны такой постройки составляла 47 м, глубина - 5 м.

Рис. 3. Комплекс минтан-биюн династии Хань, общий план (по [9])

Некоторыми учеными на основании письменных источников и данных археологии были сделаны гипотетические реконструкции внешнего облика такого рода построек (рис. 4). В центре просторного двора было возведено главное строение - храм минтан. Он был установлен на круглом основании из утрамбованной земли диаметром 62 м и высотой 30 см. Длина каждой стороны постройки составляла 42 м, по центру располагались передние помещения размером 23*3,4 м, за ними - задние залы. По углам и в центре были обнаружены террасы высотой до 4 м из утрамбованной земли. Центральная терраса имеет размер 16,5*16,5 м, наверху было найдено большое количество ханьской черепицы, что указывает на наличие постройки сверху террасы [9].

в)

Рис. 4. Комплекс минтан-биюн династии Хань: а) реконструкция главного строения, автор Лю Дуньчжэнь (по [9]); б) реконструкция плана, автор - Ян Хунсюнь (по [13]); в) реконструкция всего комплекса минтан-биюн, автор Лю Дуньчжэнь (по [9])

В композиции данного комплекса идет чередование круглых и квадратных форм. Таким образом, и здесь нашли свое выражение представления о круглом Небе - ян, квадратной Земле - инь. Кроме того, в симметричной структуре подчеркнуты четыре стороны света, срединная ось, четыре сезона и центр, вместе символизирующие пять первоэлементов -

у-син. Все они объединяются общей композицией, подчиняясь всеобщему закону - Дао, центр которой в соответствии с иерархическим принципом занимает главное здание. Итак, в одном здании выражается весь комплекс древних мировоззренческих основ Поднебесной.

Минтан-биюн династии Северная Вэй (V в.)

В смутное время Троецарствия (220-280 гг.) ни одно из трех царств не соорудило собственного минтана. Когда династия Западная Цзинь (265-317 гг.) объединила страну, правители задумались о строительстве минтана, однако из-за споров в конфуцианских школах относительно его структуры было решено построить минтан в виде обычного храмового зала, не принимая во внимание структуру из пяти и девяти помещений. Такой же минтан возвели позднее правители Восточной Цзинь (317-420 гг.) и династии Лян (320403 гг.).

При династии Северная Вэй император Сяо Вэнь-ди (471-499 гг.) активно участвовал в распространении ханьской культуры, почитал конфуцианское учение и древние ритуалы. При его правлении в 491 году около столицы Пинчэн был сооружен новый минтан, фундамент которого был найден археологами в 1995 году. [2] (рис. 5). Храм был установлен на квадратном основании из утрамбованной земли размером около 42x42 м, или 144x144 чи, что соответствует описаниям в древних трактатах. Вокруг центрального сооружения был обнаружен кольцеобразный водяной ров-биюн диаметром 289-294 м, шириной 18-23 м, то есть весь комплекс соответствовал типологии минтан-биюн. Берега рва покрывали плиты из камня. С внешней стороны биюна была выстроена каменная ограда с четырьмя выступавшими в сторону рва воротами [5].

а) б)

Рис. 5. Местоположение минтана города Пинчэн династии Северная Вэй на схеме современного города Датун провинции Шаньси: а) план археологических раскопок (по [2]); б) реконструкция плана комплекса, выполненная Ван Шижэнем (по [4])

Данный минтан был подробно описан в нескольких исторических трактатах. Из описаний становится ясно, что минтан города Пинчэн был схож с ханьскими образцами, он состоял из залов цинъян (восток), цзунчжан (запад), минтан (юг), сюаньтан (север) - все вместе это называлось мяотан . Выше располагалась терраса для гадания - линтай. Живший в эпоху династии Северная Вэй автор «Комментариев к Канону вод» Ли Даоюань (ок. 466-527 гг.) полагал, что объединение в один комплекс минтана, биюна и линтая, отвечает трем древним ритуалам «ли», то есть, что «в делах соблюдаются древние

порядки»4. Нижний ярус храма, символизировавший Землю, был квадратный, верхний, символизировавший Небо - круглый. Четыре стороны минтана были симметричны, потому количество залов, опор, дверей, окон, террас было кратно 4. По данным археологии и описаниям в древних текстах Ван Шижэнь провел графическую реконструкцию минтана в городе Пинчэн (рис. 6).

Рис. 6. Минтан города Пинчэн династии Северная Вэй, реконструкция Ван Шижэня: план, фасад и разрез (по [5])

Числа 9 и 6 были базовыми модульными величинами. По традиционным представлениям девятка выражала ян, шестерка - инь. Нижний ярус был разделен на 9 внутренних залов, расположенных в 3 ряда по 3 помещения. В таком случае с каждой стороны минтана было 3 двери, то есть в общей сложности - 12 дверей. Девять залов были построены на невысокой платформе «тан»5, поскольку в данной постройке не использовали распространенные ранее высокие террасы из утрамбованной земли. Ширина карниза была меньше ширины платформы.

Если принять за модульную величину нижней квадратной («иньской») части размер 6 чи, то становится возможным определение размеров всех внутренних помещений первого яруса. Три центральных пролета на каждой стороне сооружения были шириной 48 чи (6x8), это пространство занимали четыре главных храма. Малые пролеты были шириной 12 чи (6x2), в этих местах располагались входы в постройку. Угловые пролеты были шириной 24 чи (6x4), там помещались четыре зала: металла (юго-запад), дерева (северо-восток), воды (северо-запад) и огня (северо-восток). По центру располагался главный зал тайши, шириной 6 чжанов, площадью 36 кв. чжанов [5]. Вокруг центрального зала тайши было установлено два ряда опор: внешние и внутренние. Между ними были укреплены некие расписные вращающиеся диски светло-голубого цвета6, напоминавшие небо. На

4 мЦ1гг ШО (Ли Даоюань «Комментарии к Канону вод», книга «Лэйшуй», дин. Северная Вэй). - Режим доступа: ЬНр://с1ех1огдЛех1р1?^е=569016&1Т=еп&гетар=дЬ#п569022 (дата обращения: 15.10.2018)

5 [Й| ШШ (Книга Суй, Т.50. Глава «Юйвэнь Кай» — «Биография Юйвэнь Кая», Юйвэнь Кай — градостроитель и инженер в эпоху династии Суй). - Режим доступа: ЬКр://с1ех1огд/НЬгагу.р1?1Т=еп&И1е=104001&раде=487&гетар=дЬ (дата обращения: 15.10.2018)

6 М|Итт ШО (Ли Даоюань «Комментарии к Канону вод», книга «Лэйшуй», дин. Северная Вэй). - Режим доступа: http://ctext.org/text.pl?node=569016&if=en&remap=gb#n569022 (дата обращения: 15.10.2018)

потолке были нанесены изображения Полярной звезды и вращавшихся вслед за Луной созвездий. Императорские приказы отдавались в соответствии с небесными явлениями.

Круглая форма расположенного на втором ярусе линтая символизировала Небо, янское начало, число которого - 9. Диаметр линтая составлял 72 чи (9x8). Приблизительная длина окружности линтая была примерно в три раза больше его диаметра, то есть около 216 чи (9x24). По внешней стороне круглого помещения проходила деревянная терраса шириной 9 чи. Общая ширина верхнего яруса равнялась 72 чи + 18 чи = 90 чи, это соответствует описаниям постройки в текстах, где говорится о «диаметре в 9 чжан». Ширина деревянной террасы довольно большая (ок. 2,6 м), этого было вполне достаточно, чтобы осуществлять церемонию гадания по форме облаков, что полностью отвечало требованиям линтая. Стены минтана были выложены из кирпича-сырца.

После переноса столицы в Лоян, там также приступили к строительству минтана, однако его возведение замедлилось спорами среди конфуцианских школ о пятичастной или девятичастной структуре храма. В итоге, из-за нехватки строительных мощностей и начавшейся смуты данный храм так и не был построен.

Династии Северная Ци (550-577 гг.) и Северная Чжоу (557-581 гг.) ввиду непродолжительного существования не успели начать строительство собственного минтана.

Минтаны династий Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.)

При правлении династий Суй и Тан наступает время расцвета китайской культуры и время наибольшего могущества китайской империи. Храм-дворец минтан по-прежнему сохранял свои функции главного императорского ритуального сооружения. Возведение минтана входило в юрисдикцию конфуцианских школ, но о структуре храма минтан среди различных школ не было единого мнения. Основные споры шли относительно количества внутренних ритуальных помещений ши в структуре минтана. Поэтому возник целый ряд проектов устройства данной постройки, что само по себе стало интересным феноменом исследуемой эпохи.

а) Проект Ню Хуна (^1) и Юйвэнь Кая В книге «Суйшу» описана следующая структура минтана, предложенная Ню Хуном7: минтан имел пять ритуальных комнат ши, девять лестниц, был круглым сверху и квадратным снизу, был покрыт четырехскатной крышей с двойным карнизом, длина стороны нижнего яруса составляла 144 чи, размер стороны центрального зала тайши составлял 6 чжанов (60 чи), диаметр круглой верхней части равнялся 9 чжанов (90 чи). Храм имел 28 столбов на наружных стенах - по 8 опор с каждого фасада. Четыре стороны и центр постройки были выкрашены в 5 цветов (рис. 7а). Проект минтана, предложенный Юйвэнь Каем, был весьма схож с вышеописанным.

б) Проект Юн Хуэя (Я^). Описание проекта Юн Хуэя дано в трактате «Тан Хуэй Яо»8. Минтан, в данном случае, предлагалось установить на восьмиугольной террасе высотой 9 чи, с длиной стороны 248 чи. С четырех сторон на террасу вели по 3 лестницы. Длина стороны нижнего квадратного яруса постройки - 144 чи, внутри пространство делится на 9 помещений ши. Зал тайши расположен по центру, длина его стороны составляет 60 чи, он разделен на 3 пролета размером 20 чи каждый. Размеры боковых помещений минтан, цзунчжан, сюаньтан и цинъян равны 60x24 чи, размер угловых помещений 24x24 чи.

7 [ЙЦ ШШ (Книга Суй, Т.49. Глава «Ню Хун». Династия Тан — «Биография Ню Хуна», Ню Хун (545-610) — министр времен династии Суй). - Режим доступа: ЬКр://с1ех1огд/!1Ьгагу.р!?1Т=еп&1:1!е=104001&раде=467&гетар=дЬ (дата обращения: 15.10.2018)

8 Ш^Ю)) (Тан Хуэй Яо, Т.11, дин. Сун). - Режим доступа: ЬКр://с1ех1огд/ш1к1.р!?1Т=еп&сЬар1ег=933386&гетар=дЬ (дата обращения: 15.10.2018)

Верхний ярус минтана - круглый, диаметром 90 чи, общая высота минтана 111 чи (30 чи + 81 чи) (рис. 7б).

в) Проект Цзун Чжана СШ). Данный проект описан в исторических источниках наиболее подробно9. Вероятно, чтобы избежать споров о количестве помещений в минтане: пять или девять, данное описание сконцентрировано на расположении и количестве опор. Этот минтан также предлагалось установить на восьмиугольную террасу шириной 280 чи, на которую вели бы по три лестницы с каждой стороны. Нижний ярус минтана квадратный, с каждой стороны имеет по девять пролетов шириной 19 чи каждый, что в сумме дает длину стороны в 171 чи. Центральный зал тайши имеет по пять пролетов с каждой стороны. Этот минтан по размеру и количеству пролетов больше двух первых проектов (рис. 7в).

и* л» ?.оо зле iso т мо мо ?лс * 1* ».» ;__I« ___________[чи

9 (Лю Сюй. Старая история Тан. дин. Поздняя Цзинь). - Режим доступа:

http://ctext.org/wiki.pl?if=en&chapter=424990&remap=gb (дата обращения: 15.10.2018)

в)

Рис. 7. Минтаны династий Суй и Тан, реконструкция Фу Синяня (по [12]): а) минтан по проекту Ню Хуна, план; б) минтан по проекту Юн Хуэя, план; в) Минтан по проекту Цзун Чжана, план всего комплекса и план центрального сооружения

г) Минтан императрицы У Цзэтянь. Этот минтан был построен в дворцовом городе Лояна на месте зала Цяньюаньдянь. Работы по строительству были завершены в 688 году. Это было грандиозное сооружение высотой 294 чи, с длиной стороны 300 чи. По описанию эта постройка имела три уровня: нижний уровень был квадратным со скатной крышей, средний ярус имел 12 граней и был перекрыт круглой крышей, верхний ярус имел 24 грани и круглую крышу10. Основываясь на данном описании и на технике деревянных конструкций династии Тан, Ван Гуйсян провел графическую реконструкцию данного памятника (рис. 8).

Если длина стороны первого яруса составляла 300 чи, то ее можно разделить на 11 пролетов. В таком случае ширина боковых пролетов могла равняться 27 чи, а ширина центрального - 30 чи. Эта сетка колонн стала основой для дальнейшей реконструкции всего объема сооружения. Зал тайши располагался в центре и имел пять пролетов с каждой стороны. Вокруг тайши по центру фасадов располагались боковые залы минтан, цзунчжан, сюаньтан и цинъян, которые в длину имели 5 пролетов, а в глубину -2 пролета. По углам располагались двухпролетные угловые помещения. Между тайши и боковыми залами был устроен однопролетный проход. По центру тайши стоял столб, который поднимался на всю высоту постройки.

а)

Там же.

г)

Рис. 8. Минтан императрицы У Цзэтянь, реконструкция Ван Гуйсяна (по [1]): а) общий вид; б) план; в) разрез; г) фасад

После смерти У Цзэтянь в 737 году под предлогом замены центрального столба эта постройка была перестроена и переименована императором Сюань-цзуном [1], после чего она утратила свою функцию минтана.

Минтан при династии Сун (960-1279 гг.)

Во время правления династии Сун еще в середине XI века делались попытки построить новый минтан, но в итоге минтан был сооружен лишь в 1117 году при императоре Хуэй-цзуне. Из текстов известно, что после изучения планов древних минтанов династий Шан и Чжоу император Хуэй-цзун лично предложил следующую структуру минтана: пять помещений ши (Щ перекрыты двойной четырехскатной крышей, четыре помещения сыэ расположены по углам, в храм ведут девять лестниц. Верхний круг символизирует небо, нижний квадрат - землю, четыре двери - это четыре сезона, восемь окон - восемь годовых вех. Пять помещений ши - пять первоэлементов, двенадцать залов тан - это двенадцать новолуний. Кроме того, была дана мера длины янь (Щ - бамбуковый шест в

9 чи (ок. 275 см) для обозначения размеров основных помещений храма, а именно - зала тайши, четырех комнат ши, 12 залов тан и 4 угловых помещений сыэ11. На основании приведенных значений можно вычислить размеры помещений в сунских чи12.

Наименование помещения Длина (чи) Ширина (чи)

тайши 36 45

помещения дерева, огня, металла и воды 15 36

минтан, сюаньтан, 36 45

левые и правые боковые залы гэ 36 36

цинъян, цзунчжан 36 36

левые и правые боковые залы гэ 36 31,5

угловые помещения сыэ 36 36

Основываясь на данном описании, немало мастеров пыталось выполнить реконструкцию изначального облика минтана, причем в плане, как правило, было пять помещений ши и четыре двора-колодца. Решение фасадов также отличалось в силу различной интерпретации описания. Однако выполненные реконструкции не давали четкого понимания конструктивного решения постройки. В новейшее время Го Дайхэн выполнила собственную реконструкцию сунского минтана (рис. 9).

0 45 Мчи 0 45 90 100 чи

1_I_I 1-1-'-'-'

а) б)

Рис. 9. Реконструкция минтана династии Сун, автор Го Дайхэн (по [6]): а) фасад; б) план (1 - тайши; 2 - помещения ши дерева, огня, металла, воды; 3 - минтан; 4 - сюаньтан; 5 - цинъян; 6 - цзунчжан; 7 - левое помещение гэ; 8 - правое помещение гэ, 9 - угловые помещения сыэ)

В плане центр постройки занимает зал тайши, остальные комнаты ши, символизировавшие дерево, огонь, металл и воду, располагались вокруг тайши по углам и имели Г-образную форму. Вокруг ядра из пяти залов ши существовал узкий двор-проход, огибавший центральную часть минтана со всех сторон. Снаружи двора-прохода располагались 12 залов тан, по 3 с каждой стороны, и 4 угловых помещения сыэ.

11 [л] ^ШН-Щ (Тогто, «История Сун». Т.54. Ритуалы 4. Династия Юань). - Режим доступа: Мр://с1ех1огд/ш1к1.р!?1Т=еп&сЬар1ег=859155 (дата обращения: 15.10.2018)

12 При династии Сун величина 1 чи составляла приблизительно 1 чи ~ 30.5-31,68 см.

Зал тайши, будучи двухъярусным, сверху был перекрыт четырехскатной крышей. Остальные четыре помещения ши были одноярусными и перекрыты односкатными крышами. Пять ши стояли на высокой террасе. Над четырьмя основными залами тан из 12 внешних залов была устроена девятиконьковая крыша. Остальные залы тан и угловые помещения сыэ располагались под одной крышей. Терраса имела три яруса, на каждый из которых вела своя лестница. Утверждение Хуэй-цзуна о том, что вверху имелся круг, скорее всего, относились не к конструктивному решению верхнего яруса или к форме крыши, а к интерьеру зала тайши, в котором по центру декоративного потолка была устроена круглая резная ниша.

Династия Сун была завоевана монгольской династией Юань (1271-1368 гг.), чуждой культурным традициям Китая. И, хотя монгольские правители прилагали усилия для ассимиляции с китайской культурой, в этот период минтанов не было сооружено.

Храм Урожая династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1912 гг.) как преемник структуры минтана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При династии Мин начинается активное возрождение китайских традиций, усиливается внимание к изучению конфуцианства. Тогда же складывается новая структура императорских ритуальных построек с алтарями светил и стихий, расположенных вне городских стен по сторонам света. Изначально пятеричная структура минтана была перенесена на структуру всего города в целом. Залы минтана тайши (центр), цинъян (восток), цзунчжан (запад), минтан (юг), сюаньтан (север) были заменены храмом Урожая (центр), алтарем Солнца (восток), алтарем Луны (запад), алтарем Неба (юг) и алтарем Земли (север) (рис. 10). Все эти сооружения были доступны лишь императору, ритуалы там совершались с его участием. Он, также как ранее в минтане, со сменой сезонов переходил из одного алтаря на другой, где и совершал необходимые церемонии. Алтари Солнца и Неба воплощали стихию ян, поэтому все их размеры и пропорции соответствовали нечетным янским числам. Это касалось количества террас, ступеней, секций ограждений и даже количества блоков в мощении поверхности алтарей. Алтари Земли и Луны, напротив выражали стихию инь, поэтому все их размеры соответствовали четным иньским числам.

Центральная постройка всей этой системы была залом Молитв об урожае - Циняньдянь, структура которого во многом сохранила специфику старого храма-дворца минтана. Храм Урожая располагался на северном конце центральной оси, связывавшей его с алтарем Неба (рис. 11) [8]. Это место, где император летом каждого года молился об обильном урожае. Крыша главного зала была разделена на три уровня: верхний был синего цвета, средний - желтого, а нижний - зеленого. При цинском императоре Цяньлуне трехцветная черепичная кровля была заменена одноцветным покрытием из синей глазурованной черепицы, символизировавшей Небо. Зал Молитв об урожае стоит на трехуровневой платформе из белого камня, которая размещена по центру двора в северной его части. Впереди расположены ворота Циняньмэнь, позади сооружен зал Императорского Неба (Хуанцяньдянь - справа и слева от которого имеются боковые строения. Вокруг

проходит окружающая двор стена, формирующая группу жертвенных построек.

Зал Циняньдянь служил для чтения молитв о богатом урожае, поэтому все числовые параметры в нем связаны с земледелием. В главном, круглом в плане зале столбы образуют три опорных контура, внутренний состоит из 4 столбов, что символизирует четыре времени года; средний опорный контур состоит из 12 столбов по числу двенадцати месяцев в году; и внешний контур образован 12 карнизными столбами по числу двенадцати суточных страж в одном дне. 24 столба среднего и внешнего контура вместе символизируют 24 периода года [8] (рис. 12).

Рис. 10. План города Пекин династии Цин (при императоре Цяньлуне - 1736-1796 гг.) (по [9])

0 10 20 30м

Рис. 11. Группа строений вокруг храма Урожая (1 - ворота Циняньмэнь; 2 - терраса под храмом; 3 - храм Урожая Циняньдянь; 4 - зал Императорского Неба Хуанцяньдянь; 5 -жертвенная печь; 6 - яма для пепла; 7 - ритуальные котлы) (по [9])

б)

Рис. 12. Храм Урожая Циняньдянь: разрез (по [9]); общий вид [фото автора] Выводы

Минтан оставался важнейшим культовым сооружением в Китае вплоть до конца XIII века. И даже после монгольского завоевания традиции пятичастного размещения важнейших ритуальных зон, где проводил бы церемонии император, сохранялись вплоть до начала ХХ века. Несмотря на всю значимость данного сооружения в Китае так и не была выработана его устоявшаяся структура. Краткие описания в классических конфуцанских трактатах допускали различное их понимание и трактовку, что породило многовековые споры о структуре храма-дворца, которые иногда даже препятствовали своевременному его строительству.

Функциональное деление минтана исходило из разделения на стороны света и сезоны. В дальнейшем влияние такой композиции можно проследить в идее «колодезного поля», то есть квадратного поля, расчерченного на девять участков, в форме иероглифа # -колодец [4]. Такое поле было удобно для подсчета единиц земли, урожая и оборота торговли. Впоследствии по такой же системе развиваются уездные города и императорские столицы, свидетельством этому может послужить план идеальной столицы Сына Неба, описанный в «Као-гун-цзи».

Литература

1. гйШШЛ^ШоФШШШтлЙШ оЖЖ, 2015 (Ван Гуйсян. Беседы об истории древнекитайской архитектуры. - Пекин, 2015. - 230 с.)

2. , «#*», 20013, р.26-34 (Ван Интянь, Цао Чэньмин, Хань Шэнцунь. Раскопки 1995 года развалин Минтана Пинчэна династии Северная Вэй в г. Датун провинции Шаньси. - Каогу. -2001. - №3. - с.26-34).

3. ; 2000. (Ван Чжэнфу. Процессы развития китайской архитектуры. - Шанхай, 2000. - 344 е.).

4. гшс. ЖЖ, 2001. (Ван Шижэнь. Исследование структуры минтана // Ван Шижэнь. Сборник статей по истории архитектуры. - Пекин, 2001. - 516 е.).

5. Ван Шижэнь. Структура зала света минтан города Пинчэн династии Северная Вэй // Г.В. Есаулов и др. Архитектура Китая: два взгляда. - М., 2013. - 336 с. - с. 13-34.

6. 1ШШ. С 2003. (Го Дайхэн. История древней архитектуры Китая. - В 5 Т. - Т.3. - Пекин, 2009. - 868 е.).

7. Дмитриев С.В. Древнекитайская градостроительная теория по данным Као гун цзи и сведениям археологических источников. — В пути за китайскую стену. К 60-ти летию А.И. Кобзева. Собрание трудов. Учёные записки Отдела Китая. Вып. 12. - М.: ИВ РАН, 2014. - С. 252-266.

8. Лоу Чинси. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая. - М.: АСВ, 2010. - 392 с.

9. «ФШ№1Ш£л£» (Ш-Ж), ЖЖ2003. (Лю Дуньчжэнь. История древнекитайской архитектуры, второе издание. - Пекин, 2003. - 423 с.).

10. Ткаченко Г.А. Люйши Чуньцю, или Весны и осени господина Люя. - М., 2001. - 526 с.

11. . «лш , 1981-3, р.34-45. (Фу Синянь. Исследование архитектурной группы периода Западное Чжоу в районе Чжаочэн, уезда Фуфэн, провинции Шэньси - второе исследование остатков построек начального периода Западное Чжоу. - Вэньу. - 1981. - №3. - с.34-45.).

12. ШВЛ. « ЖЖ, 2001. (Фу Синянь. История древней архитектуры Китая. - В 5 Т. - Т.2. - Пекин, 2009. - 751 е.).

13. ЩЩШ. . ЖЖ, 2000. (Ян Хунсюнь; Общий обзор археологии дворцовых сооружений. - Пекин, 2000. - 583 е.).

References

1. гйШШЛ^ШоФШШШтлЙШ 0ЖЖ, 2015 ( Wang Guixiang. Jiangren yingguo. Zhongguo gudai jianzhushi hua. Beijing, 2015, 230 p.).

2. 1ШШ, ШЕВД,

«#"&» , 2001-3, p.26-34 (Wang Yingtian, Cao Chenming, Han Shengcun. Shanxi

Datongshi Bei Wei Pingcheng mingtang yizhi 1995 niande fajue. Kaogu. 2001, no.3, pp. 2634).

3. ESI; 2000. (Wang Zhengfu. Zhongguo jianzhu wenhua licheng. Shanghai, 2000, 344 p.).

4. i^Z. Ittiw^il^Sio ttm, 2001. (Wang Shiren. Mingtang xingzhi chutan. Wang Shiren jianzhu lishi lilun wenji. Beijing, 2001, 516 p.).

5. Wang Shiren. Struktura zala sveta mingtang goroda Pinchjen dinastii Severnaja Wei// G.V.Esaulov i dr. Arhitektura Kitaja: dva vzgljada. Moscow, 2013, 336 p., pp. 13-34.

6. « ^ISftiwillHto^m, 2003. (Guo Daiheng. Zhongguo gudai jianzhushi. Di san juan. Beijing, 2009, 868 p.).

7. Dmitriev S.V. Drevnekitajskaja gradostroitel'naja teorija po dannym Kao gong zi i svedenijam arheologicheskih istochnikov. — V puti za kitajskuju stenu. K 60-ti letiju A.I. Kobzeva. Sobranie trudov. Uchjonye zapiski Otdela Kitaja. Issue 12. Moscow, 2014, pp. 252-266.

8. Lou Qingxi. Dvadcat' lekcij po drevnej arhitekture Kitaja. Moscow, 2010, 392 p.

9. WISftiAi» (M—KS), jtm2003. (Liu Dunzhen. Zhongguo gudai jianzhushi (di er ban). Beijing, 2003, 423 p.).

10. Tkachenko G.A. Lvshi Chunqiu, ili Vesny i oseni gospodina Ljuja. Moscow, 2001, 526 p.

11. . , 1981-3, p.34-45. (Fu Xinian. Shanxi Fufeng Zhaocheng Xi Zhou jianzhu yizhi chutan - Zhouyuan Xi Zhou jianzhu yizhi yanjiu zhi er. Wenwu. 1983, no. 3, pp. 34-45).

12. i«^. « ^ISftiAilM—to^tm, 2001. (Fu Xinian. Zhongguo gudai jianzhushi. Di er juan. Beijing, 2009, 751 p.).

13. . ttm, 2000. (Yang Hongxun. Gongdian kaogu tonglun. Beijing, 2000, 583 p.)

ОБ АВТОРЕ

Шевченко Марианна Юрьевна

Кандидат архитектуры, профессор кафедры «История архитектуры и градостроительства», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR Shevchenko Marianna

PhD in Architecture, Professor, Department of History of Architecture and Town Planning, Moscow Institute of Architecture, Moscow, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.