Буддийские монастыри Китая, Кореи и Японии ^^П вв. н.э.)
Марханова Татьяна Фридриховна
переводчик, ООО "Бест Плюс" 670013, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 64-69
Статья из рубрики "Верования, религии, Церкви"
Аннотация.
Предмет статьи — история буддийских храмов Восточной Азии периода V и VII веков. В статье впервые рассмотрены планировки буддийских храмов Китая, которые были схожи с монастырями Кореи и Японии. Автор доказывает, что буддийские монастыри Кореи были построены на основе буддийских монастырей имперского Китая по причине культурного обмена между странами. В свою очередь, китайская культура через Корею распространилась и на Японский архипелаг. Некоторые археологические данные позволяют судить о тесных духовных контактах представителей Корейского полуострова и Японских островов среди них «Харима фудоки» (яп. М±!Е, «Описание обычаев земель»), где описывается быт, занятия и верования корейских переселенцев в Японии, оказывавших серьезное влияние на культуру местных жителей. В ходе исследования автором были использованы принципы объективности, историзма, детерминизма, системный подход, метод количественной обработки данных и сравнительно-исторический метод. Научная новизна определяется тем, что предметом специального комплексного исследования буддийские монастыри Китая, Кореи и Японии V-VII веков до настоящего времени в исторической науке не становились. Автор приходит к выводу, что китайские монастыри стали прототипом монастырей Кореи и Японии. Планировка китайских монастырей - «центральная Пагода с залом Будды позади» - стала основным типом планировки буддийских монастырей во второй половине V века, продолжающимся до начала VII века. Такая планировка монастырей северных и южных династий с его китайскими особенностями имела огромное влияние на строительство ранних буддийских монастырей соседних стран, в частности Кореи и Японии.
Ключевые слова: буддизм, монастыри, императорский Китай, Корея, Япония, сутры, северные династии Китая, южные династии Китая, династия Суй, династия Тан
DOI:
10.25136/2409-868X.2018.5.23953
Дата направления в редакцию:
21-11-2017
Дата рецензирования:
10.25136/2409-868X2018.5.23953 22-08-2017
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы», № 14-18-00444.
Несколько десятилетий назад материальных свидетельств о существовании монастырей в Китае в период средневекового буддизма было очень мало, в то время как на Корейском полуострове и на Японском архипелаге сохранилось большое количество раннесредневековых буддийских монастырей. Археологические исследования китайских средневековых монастырей начались сравнительно недавно. За последние несколько десятилетий китайские археологи раскопали останки буддийских монастырей, построенных на рубеже У-УП вв. Эти данные предоставляют нам важные материальные доказательства для исследования планировок монастырей в Китае и их влияние на Корею и Японию. Некоторые китайские исследования указывают на вероятную связь с
монастырями Кореи и Японии [4, 131. В эпоху раннего Средневековья на Корейском полуострове и Японском архипелаге проходил этап социальных реформ и переходов, и все чаще правящая элита использовала более зрелые законы и институты Китая. Буддизм, как часть китайской цивилизации и системы религиозных убеждений, впервые был представлен в Корее в IV веке, а затем в Японии в V веке, и все больше ценился членами королевской семьи обоих государств. После этого многочисленные буддийские монастыри, спонсируемые королевской семьей и сановниками, были построены в соответствие с китайским стилем. Многие из этих монастырей сохранились до сих пор: они предлагают исключительный материал для исследования этимологии и распространения китайских монастырей.
С 1960-х годов, и особенно в последние годы, несколько древних монастырских построек были обнаружены и частично раскопаны китайскими археологами. Несмотря на то что большинство из них не были полностью раскопаны, но все же, были обнаружены основные здания, такие как Пагода, Зал Будды и Соединения, что дало возможность сравнить исторические источники с археологическим материалом. В настоящее время ученые не только в состоянии провести исследование эволюции монастырей между V и VII веками, но и рассмотреть ранние буддийские контакты между Китаем, Кореей и Японией путем сравнения архитектурного макета средневековых монастырей.
Буддийский монастырь — один из важнейших элементов древнекитайской архитектуры, неоднократно являлся объектом исследований историков искусства и архитектуры. До 1980-х годов по причине отсутствия серьезных исследований по китайским ранним монастырям, уделялось больше внимания некоторым конкретным зданиям, преимущественно пагодам. Эти исследования в основном касались монастырей Японии и Кореи. Еще в 1942 году, исследуя буддизм архитектуры Японии, Сопер осознал огромную разницу в архитектурной форме между индийским камнем stйpa и китайской
многоэтажной древесной пагодой [22, 89-931. с межкультурной точки зрения, Секкель проанализировал эволюцию от stйpa до пагоды как «перевод» иностранной концепции на китайский архитектурный язык [21, 249-2591. Леддерос подчеркнул сильное влияние
частности Дворцового города, на монастырскую планировку 20-го века Лян Сычэн ^Ш^, основатель современного
светской архитектуры, в 238-248]. В середине
исследования древней китайской архитектуры, затронул архитектурную планировку
буддийских монастырей в своих работах [7, 80-921. Лью Дуньчжэнь ШШШ продолжил этот же подход, он посвятил целую главу изучению монастырей, пагод и пещерных храмов. Его дискуссия о ранних монастырях была сосредоточена на пещерных храмах и отдельных пагод, тогда как описания, охватывающие структуру и планировку монастырей, были ограничены сохранившимися монастырями главным образом после X
века [8, 87-101, 128-155, 202-2141. в этих работах уделялось больше внимания к конкретному анализу строительных конструкций и компонентов, а не к обсуждению религиозных последствий на буддийскую архитектуру. Тем не менее, актуальность их исследований остается в том, что они создали модель для исследований архитектурной планировки ранних буддийских монастырей.
В 1970-х годах Фу Синянь М Ш ученик и помощник Лян Сычэна и Лью Дуньчжэна, написал серию статей о буддийских монастырях в Средневековом Китае. Фу Синянь тщательно проанализировал методы строительства, материалы, использованные при строительстве буддийских архитектурных сооружений в период Асука и Нары. Он рассмотрел, как японская древняя архитектура отразила китайскую периода Северной и Южной династий, а также династий Суй и Тан, в то же время, подчеркивая незаменимую эталонную ценность японской архитектуры, которая помогла восстановить информацию о китайских буддийских монастырях, погребенных более тысячи лет назад [4, 28-501.
Свои исследования по буддийским монастырям периода Суй-Тан посвятил Сяо Мо Ш Щ,
который специализировался на изучении древней архитектуры [13, 35-811. Ли Юйцюнь Ц опубликовал статьи, в которых обсуждается характерная планировка монастырей при династиях Суй и Тан, также исследовал влияние культурных элементов Южного Китая на Северный Китай периода поздних Северных династий [6, 287-3111.
К концу 6-го века столица династий Суй и Тан — Чанань, снова стал национальным буддийским центром. На основе текстовых источников и новых материальных свидетельств, возникшие при раскопках монастыря Цинлонсы^Ц^ и монастыря Симинсы ЭВД^, а также докладах об исследованиях других буддийских мест в Сиане, Гун Гоцян Ш Н! опубликовал свои исследования о буддийских монастырях династий Суй и Тан в
Чанане [31. Он изучил три вопроса: во-первых, расположение буддийских монастырей и их связь с сетчатым планом Чанана; во-вторых, различные планировки монастырей и их периодизация; в-третьих, источник монастырей в Чанане и их связь с Восточной Азией.
Буддийские монастыри Китая, Кореи и Японии стали объектом исследования в работах Хэ Лицюня, в них тщательно анализируются несколько буддийских монастырей, которые были раскопаны за последние десятилетия. Хэ Лицюнь рассматривал эволюцию китайских монастырских планировок с V по VII века. Сосредоточив внимание на взаимосвязи между Пагодой, Залом Будды и соединениями, он подтвердил, что процесс развития монастырских планировок изменился с одного сложного акцента на пагоду с несколькими соединениями и залами I191.
В раннее средневековье, буддизм уже стал высокоразвитой религией и культурой на всем Азиатском континенте. Буддийский монастырь, как средство буддийской мысли и практики, несет глубокие и сложные последствия. Другими словами, в буддийском монастыре объединяются различные традиционные элементы китайской цивилизации, что требует междисциплинарного исследования, распространяющегося на археологию, историю, историю искусства, архитектуру, богословие и философию. Буддийские государственные монастыри, во многом копирующие планировку императорского дворца,
представляют собой архитектурный стандарт, в то же время эволюция монастырских планировок также отражает происходящие изменения в области религиозного вероучения. Поэтому государственные монастыри являются основным объектом нашего исследования, особый угол, с помощью которого можно исследовать раннюю буддийскую мысль и архитектуру.
По разным причинам ни один из ранних буддийских монастырей до 7-го века в Китае не сохранился в своем первоначальном виде. В прошлом, исследования древних монастырей проводились на основе многочисленных письменных записях, временами порождавших противоречия, порожденные различными интерпретациями этих же записей. Учитывая эти обстоятельства, анализ новых археологических и письменных данных, присутствующих в работе принесут незаменимую ценность для восстановления картины по буддийским монастырям V-VII веков.
С проникновением буддизма на территорию Китая, которое произошло в I в. н.э., начали появляться и буддийские монастыри, основное место сосредоточения которых считались города Лоян и Пэнчэн - первые местности, где начала развиваться буддийская деятельность. В последующие несколько веков Китай медленно начинает застраиваться буддийскими монастырями вслед за буддизмом. При династии Западная Цзинь (265-316) число буддийских монастырей уже насчитывалось несколько сотен. Рассказы о буддийских монастырях в г. Лоян упоминаются в трактате «Бянь чжэнлунь» («Рассуждения/Шастра об установлении истинного»). В нем говорится о том, что в эпоху Юнцзя (307-313) Западной Цзинь в Лояне существовало сорок два монастыря:
«В двух столицах Западной Цзинь насчитывалось в общей сложности сто восемьдесят монастырей и семьдесят три сутры были переведены тринадцатью людьми,
[насчитывалось] более трех тысяч и семь сотен монахов и монахинь» [23, с 5021.
Самый первый буддийский монастырь появился в период правления императора Мин-ди, так в трактате Моцзы «Лихолунь» (Трактат о разрешении сомнений) записано:
«йш&ршэшгте^, клмвттишинЕ».
«[После возвращения миссии из Кушана] был построен буддийский монастырь вне ворот Юн на западе Лояна, тысячи повозок и лошадей были нарисованы на стене, которая окружила пагоду тремя кругами» [28, с 4-51.
Этот монастырь стал прототипом так называемого монастыря Баймасы ЙЩ описанного поздней буддийской литературой и легендами. Фактически, начало и ранняя история буддийской архитектуры в Китае остается неясной, но значительная информация, вытекающая из вышеприведенного текста, состоит в том, что пагода считалась особенно важной и являлась центральным строением всего монастыря.
Китайский буддизм достигает своего расцвета в V-VI вв. Центральные правительства как Северной, так и Южной династий создают специальное ведомство по управлению религиозными делами, далее официальная система управления духовенством
распространилась по всей стране [14, с- 18-29, 51-67"|.
Количество буддийских монастырей значительно увеличивается и распространяется по всей стране. В то же время архитектурные формы и проекты монастырей стандартизируются. В конце IV века правители Северной Вэй приняли буддийскую
религию и по их указу были построены монастыри еще до воссоединения Северного Китая. Для того, чтобы верующие имели возможность заниматься буддийской деятельностью, Император Дао У-ди Ш (386-409) издал указ, по которому
компетентные органы были обязаны устанавливать буддийские изображения и ремонтировать общежития учеников. В 398 г. н. э. в столице был создан буддийский монастырь с пятиэтажной пагодой (храм Сумеру ШШ ЦУ вместе с лекционным залом и залом для медитации. Это был первый имперский спонсируемый буддийский монастырь, построенный династией Северная Вэй [24, с 3030].
Начиная с Восточной Хань, Лоян был главным местом буддийской религии. Несмотря на временный упадок во время войн в третьем столетии, Лоян, под сильным имперским патронажем Северной Вэй, в конце V века снова становится политическим и религиозным центром Северного Китая. Согласно записям, буддийских монастырей
только в столице и прилегающей территории насчитывалось более тысячи [26, с 9991, а во всей Северной Вэй общее количество буддийских монастырей насчитывалось десятки тысяч:
-Ш^+^сН......
нШШс »Ш^Е-ШЖЛ, §«-+АЛИ+АЙ».
«В общей сложности семнадцать императоров Северной Вэй правили сто семьдесят лет, было сорок семь великих государственных монастырей. [...] Принцы, герцоги, сановники и пять господствующих ванов построили восемьсот тридцать девять монастырей, простые люди построили более тридцати тысяч монастырей. В общей сложности два миллиона монахов и монахинь были пострижены, а девятнадцать человек перевели сорок девять сутр» [23, с. 507].
Эта запись не только содержит подробную информацию о развитии буддийских монастырей во времена Северной Вэй, но она также выдвигает термин «Государственный монастырь». По сравнению с концепцией других официальных и частных монастырей мы можем утверждать, что термин «Государственный монастырь» следует понимать, как относящийся к имперскому обязательству, полностью спонсируемый императорским двором.
Поскольку Южные династии в большинство своем не подвергались войнам и различным подавлениям, как в Северных династиях, буддизм в Южном Китае всегда оставался относительно устойчивым и имел непрерывное развитие.
Буддийские монастыри, переводчики, переведенные сутры, монахи и монахини в Южных династиях
династия монастыри переводчики переведенные сутры монахи/монахини
Сун 1,913 23 210 36,000
(420-
479)
Ци (479- 2,015 16 72 32,500
502)
Лян 2,846 42 238 82,700
(502-
557)
Поздняя 108 ? ? 3,200
Лян (555587)
Чэнь 1,232 3 11 32,000
(557-
589)
Цзянкан (ШШ, совр. Нанкин) как столица шести разных династий (У, Восточная Цзинь и Южная династия) всегда был буддийским центром юга Китая. Многочисленные исторические документы показывают, что более 700 буддийских монастырей были распределены по всей столице в период расцвета буддизма и многие из них были
построены под эгидой императорской семьи [23, с 5031; [33, с-—548, 694]. Множество буддийских монастырей было построено императорами южных династий. Название этих имперских монастырей и принадлежность к той или иной династии можно найти в соответствующих записях в трактате «Бянь чжэнлунь» («Трактате о правильном обсуждении» Ш Ш я), Записки Монастырей столицы Лян ^ ж ^ К, Записки буддийских монастырей Южных Династий ШИ Записки Цзянкана ШШ ЯШ и История южных
династий Император У-ди династии Сун (420-422): монастырь Лингэнсы Ш Щ
монастырь Фавансы Император Вэнь-ди династии Сун (424-453): монастырь
Тяньжусы монастырь Бао'энсы монастырь Каньюнсы Щ Я Император
Сяо У-ди династии Сун (454-464): монастырь Яовансы Ш! монастырь Синьаньсы
Император Мин-ди династии Сун (465-472): монастырь Сянгунсы Ш И монастырь Синхуансы Щ Ж монастырь Хунпучжунсы ЦД й Ф Император Гао-ди династии Ци (479-482): монастырь Цзяньюаньсы Ш^ монастырь Чжицисы Ш й монастырь Чжэнгуансы Ш Щ Император У-ди династии Ци (483-493): монастырь Циансы Щ 5 монастырь Чанлинсы Щ Ш монастырь Цзишаньсы монастырь Чжаосяньсы ЙК
монастырь Юсюаньсы Ж £ Император У-ди династии Лян (502-549): монастырь Гуанчжайсы % ^ монастырь Тунтайсы Ш монастырь Сингоцаньсы ЩИ Щ^, монастырь Да'айцзинсы ^ ШШ монастырь Баолинсы Й^^. Император Юань-ди династии Лян (552-554): монастырь Тяньцзюсы ^ ® монастырь Тяньгунсы ^^ Император Хочжу династии Чэнь (557-560): монастырь Дахуансы ^ Ж К сожалению, не только описание этих монастырей редко регистрировалось в исторических документах, но и китайские археологи не нашли никакой ценной информации о буддийской архитектуре в этот период. Тем не менее, найденные записи, относящиеся к конкретным архитектурным сооружениям некоторых монастырей, несут огромный вклад в исследование современных буддийских монастырей в Южном Китае.
После объединения Китая династией Суй, столицей стал город Чанъань, первоначально названный Дасинчэн ^Щ й, был перестроен в соответствии со строго симметричным принципом. Пользуясь восстановленным политическим и экономическим статусом, он снова стал религиозным центром Китая.
Император династии Суй Вэнь-ди в начале своего правления приступил к возрождению буддизма, который был подвержен сильному преследованию между 574 и 577 годами н. э. Во-первых, он издал указ о восстановлении поврежденных монастырей по всей стране, затем в столице был основан монастырь Дасиншаньсы ^Щ # ^ (Величественный государственный монастырь). В то же время в каждом округе, который посетил император Вэнь-ди, по его приказу был построен монастырь Дасингосы^ЩИ^. В эпоху Жэньшоу (601-604) император Вэнь-ди приказывал распространять учение Будды по всей стране, а также создавать пагоды.
В период династии Суй:
«Было три тысячи девятьсот восемьдесят пять буддийских монастырей, двести тридцать шесть тысяч двести монахов и монахинь были пострижены, а двадцать шесть человек перевели восемьдесят две сутры» [23, с- 509].
Хотя буддизм при династии Тан тесно сосуществовал с даосизмом, он все еще сохранял положительную и прямую тенденцию. Государственная система управления духовенством династии Тан преуспела и улучшила систему северных династий, были приняты строгие предписания, ограничивающие частные постриги и строительство монастырей [11, с- 56-
Однако исторические данные свидетельствуют о том, что государственных и частных буддийских монастырей все еще насчитывалось чрезвычайно много. Например, У Цзэтянь КМ'Ш (624-705) выпустила указ о строительстве монастыря Даюньсы^Я^в каждой провинции после ее коронации в качестве императрицы. Император Тан Чжунцзун ШФ^ (656-710) построил монастыри Чжунсинсы ФЩ^ по всей стране после его интронизации. В 26-м году в эпоху Кайюань (738 г.) император Тан Сюаньцзун (685-762) приказал учредить монастыри Лонсинсы ЦЩ^ и монастыри Кайюансы Ш^ ^ на территории всей страны.
Из таблицы, составленной Тан Юнтуном, можно узнать о количестве буддийских монастырей и монахов на разных этапах династий Суй и Тан [11, с- 52].
Династия и император (годы правления) Количество монахов Количество монастырей
Династия Суй (581-618) 236,200 3,685
Династия Тан император Тай-цзун (627-649) Менее 70,000 3,716
Династия Тан император Гао-цзун (650-683) Менее 60,000 4,000
Династия Тан император Сюань-цзун (712-756) Монахов - 75,524 Монахинь - 50,576 5,358
Династия Тан император У-цзун (841-846) 260,500 4,600
В процветающей столице могущественной империи Чанъань насчитывалось более ста буддийских монастырей. Как упоминалось в «Записках города Чанъань» и
«Строение двух столиц династии Тан» (Ш Й ЖЙ Ш буддийские храмы были
построены почти через всю городскую сетку и в каждой палате [3, с- 48-88].
Согласно системе управления династии Тан, буддийских монастырей по всей стране насчитывалось определенное количество, а также имелась строго вычерченная иерархия. В «Шести кодах Тан» говорится:
Я-Л,
«Существует пять тысяч триста пятьдесят восемь буддийских монастырей под небом (три тысячи двести сорок пять для монахов, две тысячи сто тринадцать для монахинь). В
каждом монастыре есть одно высшее место, один настоятель монастыря и один главный буддийский дьякон, которые управляют всеми видами дел вместе» [34, с 1251.
В пятый год эпохи Хуэйчан (845 г.) император династии Тан У-цзунК^ начал третью крупномасштабную кампанию по подавлению буддизма. Он обнародовал серию указов где говорилось, что монахи по всей стране должны снять с себя обеты и вернуться в мирскую жизнь. Сохранилось лишь несколько монастырей и монахов в столице и в некоторых крупных городах. Следовательно, большое количество буддийских монастырей было разрушено, а монахи были возвращены к мирской жизни:
«Было снесено более четырех тысяч шестисот буддийских монастырей по всей стране. Двести шестьдесят тысяч пятьсот монахов и монахинь были возвращены мирянам, чтобы собирать налоги со своей семьи. Более сорока тысяч гостевых комнат было упразднено, несколько десятков тысяч гектаров плодородных земель были конфисковано, и сто
пятьдесят тысяч рабов и рабынь были собраны в качестве налогоплательщиков» [35, с-604-6051.
Стоит пояснить, что гостевые комнаты предназначались для странствующих монахов, относились к уединенному месту, подходящему монахам для практики буддизма и их проживания. Их называли «Алажэ» ИШ^ и «Чжаоти» ЙШ.
В большом количестве источников подробно рассказывается о мерах императора У-цзуна по упразднению буддизма. Хотя имеются некоторые расхождения в количестве
монастырей, ликвидированных в этой кампании ———461, но развитие буддийских монастырей во времена династии Тан было достаточно подробно описано в вышеупомянутых записях.
Следует также выделить и другие известные буддийские монастыри в Китае периода между 5 и 7 веками по данным китайских археологов. Почти все они были расположены в городах, которые являлись столицами последовательных династий в Северном Китае: Пинчэн ^Ш, Лоян Ечэн Ш Ш и Чанъань Д5. На основе археологических поисков и
раскопках, проведенных за последние полвека, следующие восемь монастырей особо изучаются учеными:
1) Монастырь Юньган Я® Ш^, расположенный в Пинчэне, ранней столицы Северной Вэй.
2) Монастырь Сыюань ШЙ Ш^, расположенный в Пинчэне, построенный вдовой Фэн в 479 году нашей эры.
3) Монастырь Сиян Ш ^ /?И, также построенный вдовой Фэн в конце 5-го века, он был расположен в родном городе Фэн, Лончэн.
4) Монастырь Юннинсы ж¥ ^ в Лояне, более поздняя столица Северной Вэй, построенный вдовой Ху в 516 году нашей эры.
5) Монастырь Чжаопэнчэн М ШШ Ш^ расположен на юге Ечэн (г. Ечэн состоял из двух смежных частей. Северный Ечэн был столицей Цао Вэй (220-265), позднее Чжао (335350), Жань Вэй (350-352) и Ранняя Янь (357-370), а также Южный Ечэн был столицей Восточной Вэй (534-550) и Северной династии Ци (550-577)), столица Восточной Вэй и
Северной Ци.
6) Монастырь Линганьсы ШШ ^ в Дасинчэне, столице Суй, построенный императором Вэнь-ди в 582 году или 583 году нашей эры.
7) Монастырь Цинлонсы, построенный рядом с вышеупомянутым монастырем Линганьсы в середине 7 века принцессой Синьчэн. Это был один из самых известных тантрических монастырей в Чанъане.
8) Монастырь Симинсы ЙВД также расположенный в Чанъане, построенный в 658 году нашей эры в соответствии с императорским указом Тан Гаочжун.
Все эти буддийские монастыри имели имперскую поддержку и принадлежали к категории Государственных монастырей, записанных в древних текстах [23, с- 507-508]: они не только представляют собой классический тип монастырей, но также оказали глубокое влияние на соседние регионы. Вышеупомянутые государственные монастыри Северного Китая оказали сильное влияние на Корейский полуостров, а также на Японский архипелаг, где буддизм был чрезвычайно популярен.
История взаимоотношений Кореи и Китая в целом носили мирный характер. Далеко не последнюю роль в этом сыграла характерная черта корейской внешней политики -принцип «садэ», что дословно означает «служение большему», т.е. готовность корейского правительства признать формальное главенство сильнейшего. Такие отношения определялись по формуле «старший брат-младший брат». В первую очередь, этот принцип использовался в отношении Китая, где признавалась его главенствующая роль на корейскую политику. Но это было номинальное подчинение, заключавшееся в символических актах. Например, китайским правителем утверждалась та или иная кандидатура на корейский престол, выдвинутая самими корейцами. Китай был одним из самых развитых в культурном и технологическом смысле государств, следовательно, сотрудничество с ним способствовало развитию самой Кореи.
В пятом и шестом столетиях в Азии произошла череда важных событий, которые привели к проникновению буддизма на территории, которые ранее либо вовсе не сталкивались с буддийским учением, либо имели с ним эпизодические контакты (к первой категории относятся Корея и Япония, а к последней - приморские государства Ю го-Восточной Азии). Упомянутый выше оживленный буддистский взаимообмен по сети торговых маршрутов между Южной Азией и Китаем пополнился потоком буддистских монахов и купцов из Центральной и Юго-Восточной Азии, а также грузов с культовыми принадлежностями для этих регионов. В седьмом столетии в эти маршрутные сети были также интегрированы Корея и Япония.
Проникновение буддизма в Корею через Китай началось еще в IV веке н. э. В те времена, как известно, на полуострове существовали три самостоятельных государства: на севере - Когуре, на юго-западе - Пэкчэ и на юго-востоке - Силла. В 372 году Когуре посетил проповедник буддизма Шуй Тао (по-корейски Сундо), который привез с собой статуэтки Будды и некоторые канонические тексты. Сундо удостоился аудиенции у короля Сосурима (371-383), и монарх отнесся к проповеднику с интересом и доверием. Два года спустя по приказу Сосурима в Пхеньяне, тогдашней столице Когуре, были построены первые буддийские храмы. Еще через 12 лет индийский миссионер Марананда начал проповедовать Дхарму в Пэкчэ, а в Силла буддизм утвердился лишь после того, как в 528 году там мученически погиб буддийский монах Ли Чхан Дон. Повсеместно буддизм утверждался под «патронажем» королей и высшей придворной знати, что и предопределило успех этого процесса. После 670 года, когда три государства были
объединены под эгидой Силла, махаянский буддизм стал государственной религией. В эпоху объединенного Силла начался так называемый «золотой век» корейского буддизма, который оказал заметное влияние на местные культуру и искусство, переживавшие в то время эпоху расцвета. Буддизм создавал местные кадры, а также направлял адептов на получение образования в Китай. Были созданы первые учебные заведения, заложены основы так называемого традиционного образования - изучения китайского языка и письменности, а также буддийского писания. Появилось много буддийских произведений на живом корейском языке. Некоторые из этих сочинений приписывают буддийским монахам Вон Хе (617-686) и Ви Сону (625-702), вследствие чего буддийская религия оказала глубокое влияние на развитие различных искусств: зодчества, ваяния, живописи, музыки.
Согласно официальным японским хроникам, буддийское учение впервые было принесено в Японию в 552 году корейскими проповедниками из Пэкче, но современные исследователи склоняются к более ранней дате — 538 год. Принц Сётоку (574-622) составил комментарии к трём сутрам и принимал активное участие в распространении буддизма. При его содействии были построены первые буддийские храмы, в том числе знаменитый Хорю-дзи Храм процветающей дхармы).
Рассматривая монастыри Кореи и Японии, следует разобрать планировки монастырских сооружений Китая, которые стали аналогом для монастырей этих стран. В зависимости от расположения Пагоды, Зала Будды и Подворья, планировки государственных монастырей можно разделить на четыре основных типа: «Центральная пагода» (чжунсиньта ши Ф'^ «Центральная пагода и один зал позади» (цяньта ходянь ши
М 1н «Центральная пагода и залы на разных осях» (тадянь фэньли ши ^^
«Многокомпонентные и многозальные» (доюань додянь ши ^ ^ Эти четыре
планировки монастырей имеют четкие характеристики, которые представляют собой четыре разных этапа развития от середины Северной Вэй до династии Тан.
Монастырь с планировкой «Центральная пагода» (середина V века). Это старейшая буддийская монастырская планировка, относящаяся ко временам первых шагов внедрения буддизма в Китай. До сих пор самый ранний монастырь, найденный при раскопках с подобной планировкой, является монастырь Юньган, датированный серединой V века. Типичной особенностью является Пагода, возведенная в центре монастырского строения, и небольшие палаты, установленные вокруг периметра. Нет никаких свидетельств существования Зала Будды или лекционного зала. Предполагается, что такая планировка непосредственно имитирует буддийский монастырь с индийского субконтинента.
Монастыри с планировкой «Центральная пагода и один зал позади» (конец V начало VI века). Такая монастырская планировка была распространена в поздней Северной Вэй. Типичный представитель является монастырь Юннинсы и монастырь Сыюань и Сиян. Характерной особенностью этих монастырских планировок является форма прямоугольника, причем основные здания расположены в пределах крупных строений; начиная с юга, Средние ворота, Пагода и Зал Будды, выровнены последовательно вдоль центральной оси. Квадратная деревянная пагода была помещена в центр монастыря, а Зал Будды был построен за Пагодой, недалеко от нее.
Планировка монастырей «Центральная пагода и залы на разных осях» (середина и конец VI века). Монастырь Чжаопэнчэн Восточной Вэй и Северной Ци. План монастыря — квадратный, с деревянной пагодой, установленной немного к югу от центра строений. Свидетельства существования Зала Будды за пагодой не были найдены. Однако два
отдельных соединения, заключенные портиками, занимали юго-восточные и юго-западные уголки монастыря, каждый из которых состоял из просторного зала в северной части шириной около 35 м. и интерпретируется как лекционный зал. Особенности монастыря Чжаопэнчэн — это пагода, установленная в центре монастыря. Планировка все еще выполнялась с принципом осевой симметрии с севера на юг, в то же время появились характеристики «Многокомпонентные и многокомнатные залы».
Монастыри с планировкой «Многокомпонентные и многокомнатные залы» (после середины VII века). Буддийские монастыри, состоящие из нескольких соединений и залов, были очень популярны при династии Тан. Археологические раскопки монастыря Цинлонсы и монастыря Симинсы указывают, что такая планировка имела огромное значение для Государственных монастырей этого периода. Эти два знаменитых монастыря были не полностью раскопаны, поскольку современные здания были построены над их руинами. Несмотря на этот недостаток, были раскрыты некоторые соединения и залы, которые раскрывали планировку всего монастыря. Некоторые настенные росписи Дуньхуана сохранили большое количество представлений буддийских монастырей династии Тан. Характерной особенностью таких монастырей является то, что все монастыри были прямоугольными, вставленными в план городской сети. Главным зданием являлся Зал Будды. Действительно, крупные монастыри состояли из многих соединений, отделенных друг от друга стеной или портиками, и у каждого крупного соединения часто был свой зал. В большинстве случаев пагода больше не занимала центральное место в монастыре, а в некоторых случаях пагоды не было вообще.
На основе имеющихся в настоящее время археологических материалах можно проанализировать буддийские монастыри с подобной планировкой в разных регионах Восточной Азии между V и VIII веками.
Королевство Пэкче установило тесные отношения с Южным Китаем с IV века. Буддизм пришел в Пэкче из Восточной Цзинь в конце IV века. С тех пор обе страны поддерживали политическую и культурную морскую связь:
ИШ^ИШ (405-420)
В двенадцатый год эры Иси (416 г. н.э.) (Император Ан Восточной Цзинь) предоставил титул представителю Пэкче Юй Ину «уполномоченный по чрезвычайным делам, командующий во главе военных дел Пэкче, главный генерал-стражник Востока, король Пэкче» [32, с. 2393; 20, с. 422-423].
Последующие императоры китайских южных династий унаследовали эту традицию и поддерживали тесные связи с королевством Пэкче, предоставляя все виды титулов царям Пэкче [32, с- 2393-2394; 29, с. 1020]. Политическое и культурное общение между Пэкче и южным Китаем достиг своего пика во время правления императора династии Лян У-ди ^К^ (502-549). Короли Пэкче Мойтай £ Ж (479-501), Унинван Юйлун К¥ Ш (501552), Шэнван Юймин И И&ВД (523-555) последовательно принимали титулы, предоставленные южными династиями. В течение этого периода в одной из самых значимых записей в Книге Лян упоминается:
В шестой год эпохи Чжундатун (534 г.) и седьмой год эпохи Датун (541 г.), [Пэкче] неоднократно посылал гонцов, чтобы отдать дань в виде домашних товаров. И далее [Пэкче] попросил истинный смысл Нирваны Сутры и других писаний. [Император У-ди] издал указ об удовлетворении им [в их просьбе] [27, с- 805].
Из-за частых культурных обменов, что подразумевало использование одних законов, учреждений, а также практики погребения, на государство Пэкче сильно повлиял южный Китай. В дополнение к письменным документам, большое количество археологических находок подтверждает эти тесные культурные обмены, например, реликвии, обнаруженные у мавзолея короля Мурионга. Надгробная плита и договор купли-продажи участка (майдицуань Щ Ш #) следовали обычаю южных династий и были написаны в китайском стиле. Название «Начальник», «Главный страж Востока» в эпитафии был официальным титулом, предоставленным императором Лян У-ди. Многие раскопанные реликвии, такие как монеты с пятью жу, синий фарфор и бронзовые зеркала,
несомненно, были импортированы из Южного Китая —5———66-801. Большинство исследователей сходятся во мнении, что начальники государства Пэкче брали за основу
черепичный стиль династии Лян [171.
Сравнивая буддийские археологические памятники и реликвии королевства Пэкче и Южного Китая, ученые нашли большое сходство в планировке монастырей, стиле
скульптур и схожих строительных материалов ПШ. Буддийские скульптуры, найденные в монастырях королевства Пэкче имеют исключительно схожие черты лица, одежду и украшения с теми, которые были найдены за последние несколько десятилетий в городе
Чэнду, считавшимися типичным скульптурным стилем буддизма южных династий [9, с 91. На плиточных вывесках монастырей Пэкче обычно изображался цветок лотоса с восемью плоскими широкими лепестками, что полностью отличалось от дизайна лотоса, распространенного в Северном Китае, но очень похожи на те, что были раскопаны в архитектурных руинах и гробницах южных династий в Нанцзине -Ц-5!.
Нужно отметить то, что скульптуры (включая как буддийские, так и мирские изображения), найденные в монастыре Чынлим (располагался в городе Саби —
столица Пэкче с 538-660 гг. н.э., округ Буё на юге провинции Чунчён, Южная Корея. Дата постройки середина VI века) королевства Пэкче, необычайно схожи во многих отношениях с монастырем Юннинсыж¥^ (516 г.) г. Лоян Северной Вэй. Большинство ученых полагают, что подобное сходство проистекает из того факта, что статуи обоих мест имели общий источник происхождения, то есть статую в Цзянькане, столица Восточной Цзинь и южных династий [16, с- 661-6801.
Тот факт, что планировки буддийских монастырей королевства Пэкче, происходили от Южного Китая, широко признается в академических кругах Китая и Кореи. Как традиционный союзник королевства Ямато на Корейском полуострове, с конца IV века королевство Пэкче установило политические связи и дипломатические браки с японской королевской семьей. Существует большое количество исторических записей о контактах между Пэкче и Ямато в Нихон сёки (Исторические хроники Японии) и Самгук саги (История трех Королевств). С этого времени, культура и технологии материкового Китая начали распространятся в Японию через государство Пэкче. Взамен, Япония оказала
военную поддержку Пэкче в его конфронтации с Силлой и Когурё [12, с 38-411. Из-за частых контактов, буддизм был введен в японскую императорскую власть через королевство Пэкче в середине V века. Тем временем во многих записях Нихон сёки отмечается, что короли Пэкче отправили в Японию монахов и ремесленников не только распространять буддизм, а также научить методам литья бронзовых изображений и строить буддийские монастыри [30, Т- 19-Т- 22, с. 538, 552, 5?°, 5?7, 584, 587, т из, 594, б021. Одна из наиболее важных записей была сделана в 577 г. н.э., в которой говорится, что в ше с то й го д:
король Пэкче подарил [императору Японии Бидатсу^й^Ж Bidatsu-tennб, 572-585] через официального посланника принца Оваке и его спутников канонические книги, предоставил шесть человек: аскет, практик медитации, монахиня, чтец заклинания Дхарани, создатель буддийских образов и архитектор храма. Впоследствии [они] были размещены в храме принца Оваке в Наниве [30, Т- 20, с 3].
Вскоре был основан монастырь Shitenбnji (Ситэнно-дзи) (яп. «храм Четырёх
небесных владык») — буддийский храм в Японии, в районе Тэннодзи города Осака. Один из старейших центров буддизма в Японии. На протяжении средних веков и нового времени был центром школы Тэндай. В 1946 году отделился от неё, основав собственную школу Васю (яп. ЙШ). Был основан в 593 году принцем-регентом Сётоку, вскоре после того, как корейские мастера пришли в Японию. Деревянные сооружения Ситэнно-дзи — Большие южные ворота, Средние ворота, Пятиярусная пагода, Золотой зал и Лекционный зал — располагались в своеобразной манере: в одну линию, которая тянулась с юга на север. Кроме них на территории храма существовали четыре служебных сооружения, которые занимались материальной и медицинской помощью прихожанам. Главные строения были расположены вместе, а большой лекционный зал был помещен в задней части монастыря. Ввиду того, что Япония не имела каких-либо существенных контактов с Китаем, разумно предположить, что планировка монастыря Ситэнно-дзи, была основана на монастырях из государства Пэкче. Планировка «Центральная пагода и один зал сзади» была самой распространенной формой монастыря в конце VI начале VII века. Кроме того, буддийский монастырь с планировкой королевства Пэкче повлиял на соседнее государство Силла. Первый буддийский храм Хваннёнса (кор. ЖИ^), располагавшийся в древности в городе Кёнджу, Южная
Корея, самый большой монастырь, построенный королевской семьей Силла в середине VI века, также имел планировку «центральная Пагода и один зал сзади», с лекционным залом в задней части монастыря. Являлся местом хранения наиболее почитаемых буддийских реликвий, многократно посещался правителями Силла. Его название в переводе означает «Храм золотого/жёлтого дракона» или «Храм императорского дракона». Археологические раскопки на территории храма и иные научные исследования начались в апреле 1976 года и продолжаются по сей день.
Таким образом, на основе археологических данных, самые ранние буддийские монастыри на территории материкового Китая полностью имитировали планировку монастырей Древней Индии и Центральной Азии, которые обычно состояли из пагоды с рядами небольших палат, установленных по всему периметру стены монастыря. По прошествии времени Зал Будды играл важную роль в монастыре. Под влиянием традиционной китайской технологии строительства, «центральная Пагода с залом Будды позади» — стала основным типом планировки буддийских монастырей во второй половине V века, продолжающаяся до начала VII века. Такая планировка монастырей северных и южных династий с его китайскими особенностями имела огромное влияние на строительство ранних буддийских монастырей соседних стран. Монастыри царства Когуре могли быть построены на основе светской архитектурной формы северного Китая, тогда как монастыри королевства Пэкче были схожи с монастырями южного Китая по причине близкой политической связи. Ранние монастырские планировки королевства Силла и Японии, не имеющие прямого контакта с Китаем, были в основном подвержены влиянию соседних королевств Пэкче и Когурё. Так, до середины VII века, планировки монастырей королевства Пэкче имели аналогичные постройки в Японии, которые, в свою очередь, следовали прямо или косвенно от китайских монастырей с планировкой «Центральная пагода и один зал сзади», которая оставалась самой распространенной монастырской планировкой в течение длительного периода.
Библиография
1. Чебунин А.В. История проникновения и становления буддизма в Китае: [монография] I А.В. Чебунин. - Улан-Удэ: Изд.-полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. 278 с.
2. Янгутов Л.Е., Халтаева О.Р. Религиозные верования в политической культуре императорского Китая | Л.Е. Янгутов, О.Р. Халтаева; отв. ред. Т.Б. Цыренова. -Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. 156 с. на китайском языке:
3. Gong Guoqiang ШИЗ!: Sui Tang Chang'an cheng fosi yangjiu (ШШД^ШЙ^М^) [Исследования буддийских монастырей города Чанъань династий Суй и Тан]. Beijing: Wenwu chubanshe 2006. 293 p.
4. Fu Xinian МШ^: "Riben Feiniao Nailiang shiqi jianzhu zhong suo fanying chu de Zhongguo Nanbeichao Sui Tang jianzhu
^^ч ШШШШ^й) [Китайская характеристика северных и южных династий, династий Суй и Тан, отраженные в архитектуру периода Асука и Нара Японии]. Wenwu Äfe, no. 10 (1992): 28-50.
5. Jia Meixian МША: "Chaoxian nanbu Wuning wangling jianjie" [Мавзолей Мурёнг в Южной Корее: введение]. В: Kaoguxue cankao ziliao
^ЙЭД- 6) [Справочный материал археологии, т. 6], Институт Археологии, Китайская Академия социальных наук, 66-80. Beijing: Wenwu chubanshe Х^ЖШЙ, 1983.
6. Li Yuqun "Sui Tang yiqian Zhongguo Fojiao siyuan de kongjian buju jiqi yanbian"(H [Пространственное размещение и эволюция китайских буддийских храмов до династий Суй и Тан]. В: Bianjiang mingzhu kaogu yu mingzhu kaoguxue jikan
—)Пограничная этническая археология и этноархеологические исследования, Т. 1], Отдел антропологии, Университет Чжуншань, пограничный археологический центр Китайской академии общественных наук, 287-311. Beijing: Wenwu chubanshe ЛЙЖ ffitt, 2009.
7. Liang Sicheng ^Ш^: Zhongguo jianzhu shi (ФШШШ£) [История китайской архитектуры]. Beijing: Sanlian shudian Hl®®^, 2011. 329 p.
8. Liu Dunzheng ИШ1: Zhongguo gudai jianzhu shi di er ban (ФИ'Й'ТСШШ^ ^—Ш) [История древней китайской архитектуры, второе издание]. Beijing: Zhongguo jianzhu gongye chubanshe 1984. 423 p.
9. Liu Zhiyuan IJ^S и Liu Tingbi хШЙ: ''Chengdu Wanfosi shike yishu('' ^ШЙ^ШУШ ftj) [Искусство каменной резьбы Чэнду Ванфоси]. Beijing: Zhongguo gudian yishu chubanshe ЙШАтЖШЙ, 1958.
10. Su Bai ШЙ: "Dong Han Wei Jin Nanbeichao fosi buju chutan"
S) [Первичное исследование расположения храмов в Восточной Хань, Вэй, Цзинь, Северной и Южной династиях]. В: Qingzhu Deng Guangming jiaoshou jiushi huadan lunwengi (Ш^ЯШШ^ШяА +fHÄl) [Продолжение празднования 90-летия профессора Дэн Гуанминга], Tian Yuqing Ш^Ш (ed.), 31-49. Shi Jiazhuang: Hebei jiaoyu chubanshe 1997. 431 p.
11. Tang Yongtong Sui Tang Fojiao shigao(ШШЯ^^Ш) [Рукопись истории буддизма Суй и Тан]. Beijing: Zhonghua shuju фщ®^, 1982. 312 p.
12. Wu Tingqiu ^й^: Riben shi(S^£) [История Японии]. Tianjin: Nankai daxue chubanshe Ш^^РЖШЙ, 1994. 1256 p.
13. Xiao Mo Dunhuang jianzhu yanjiu (ШМШШ^^) [Изучение архитектуры
Дуньхуана]. Beijing: Jixie Gongye chubanshe ШШ^^ЖШЙ, 2003. 419 p.
14. Xie Chongguang ШЯ^: Zhongguo Fojiao sengguan zhidu he shehui shenghuo ie^1 [Государственная система управления духовенством и социальная жизнь в средневековом буддизме]. Beijing: Shangwu yinshuguan
2009. 526 p.
15. Yang Hong ШЗД: ''Zhongguo Nanchao dui Baiji Fojiao wenhua de yingxiang''(^HM^S
[Влияние китайских южных династий на буддийскую культуру Пэкче]. В: Buyeo Wangheungsaji chulto sarigi ui uimi
[Значение sarira, найденного в храме Буёо Ванхунгса], Buyeo National Institute of Cultural Heritage (ed.), 117-126. Buyeo: International Symposium of Buyeo National Institute of Cultural Heritage, 2008.
16. Yang Hong ШЗД: ''Baiji Dinglingsi yizhi [Первичная разведка храма Джехлимма в Пэкче]. В: Su Bai xiansheng bayi huadan jinian wengi (xia ce) (Ш [Юбилейный сборник празднования 80-летия профессора Су Бай (часть 2)], Редакционная коллегия юбилейного сборника в честь 80-летия профессора Су Бай, 661-680. Beijing: Wenwu chubanshe Л^ЖШЙ, 2002.
17. Zhao Yinzai ''Hanguo Gongzhou Songsanli 6 hao feng mingwenzhuan shidu guankui''(SIHÄ'J'H^WM 6 ШЙ^ЛШШЙвШ) [Интерпретация кирпичной надписи в Гунчжоу Сунсаньли, Склеп № 6, Корея]. Dongnan wenhua ЖШЛ^Ь, no. 2 (2011): 115120 p. на английском языке:
18. Ledderose, Lothar: "Chinese Prototypes of the Pagoda". In: The StGpa-Its Religious, Historical and Architectural Significance, Dallapiccola A. L in Collaboration with S. Zingel-Ave Lallemant (ed.), 238-248. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1980.
19. Liqun He. Buddhist State Monasteries in Early Medieval China and their Impact on East Asia. Universität Heidelberg. Heidelberg. 2014. P. 249.
20. Hucker, Charles O. A Dictionary of Official Titles in Imperial China. Stanford, California: Stanford University Press, 1985. 676 p.
21. Seckel, Dietrich: "StGpa Elements Surviving in East Asian Pagodas. In: The StGpa-Its Religious, Historical and Architectural Significance", Dallapiccola A. L. in Collaboration with S. Zingel-Ave Lallemant (ed.), 249-259. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1980.
22. Soper, Alexander Cuborn Ш. The Evolution of Buddhist Architecture in Japan. New York: Hacker Art Books, 1978. 344 p. источники:
23. Бянь чжэн лунь ШШЁт [Трактат о правильном обсуждении], Фа Лин [дин. Тан]. В: Taishö shinshG daizökyö [Заново составленная Трипитака периода Тайсё], Takakusu Junjirö и Watanabe Kaikyoku, Т. 52, № 2110. Токио: Тайсё Иссайкё канкокай ЖШ-ШМАИтЙ, 1924-1932.
24. Вэйшу Ш® [Книга Вэй], Вэй Шоу ШШ [Северная Ци]. Beijing: Zhonghua shuju Фщ®
1974. 3115 p.
25. Культурное наследие системы управления Республики Корея: Munyeongwangreun Мунёванрэн [Мавзолей Мурён]. Tokyo: Sanhwa, 1974. 286 p.
26. Лоян телан цзи [Записки о буддийских монастырях Лояна], Ян Сюанчжи Ш
[Восточная Вэй]. В: Taishö shinshG daizökyö [Заново составленная Трипитака периода Тайсё], Takakusu Junjirö и Watanabe Kaikyoku, Т. 51, № 2092. Tökyö: Taishö Issaikyö Kankökai, 1924-1932.
27. Лян шу [Книга Лян], Яо Сылянь ШШШ [Тан]. Beijing: Zhonghua shuju Фщ® 1973. 892 p.
28. Моцзы Лихолунь [Трактат о разрешении сомнений], Мо-цзы ^^ [Восточная Хань]. В: Хунмин цзи ^ВДЖ [Собрание [сочинений], светоч [истины]
распространяющих]. В: Taisho shinshu daizokyo [Заново составленная Трипитака периода Тайсё], Takakusu Junjiro и Watanabe Kaikyoku, Т. 52, № 2102. Токио: Тайсё Иссайкё канкокай ^Ш—ШМАИтЙ, 1924-1932.
29. Нань ЦиншуШ^® [Книга Южной Ци], Сяо Цзысянь ffii® [Лян]. Beijing: Zhonghua shuju ФЩ®^, 1972. 1053 p.
30. Нихон сёкиВ:£®$й [Хроники Японии], Toneri shinno [период Нара]. Tokyo: Itsuzon Shobo 1885.
31. Самгук Саги Н|И№1Е [История трех королевств], Kim Busik [Когуре]. Seoul: Kyujanggak ШШМ.
32. Сун Шу Ж® [Книга Сун], Шэнь Юэ [Лян]. Beijing: Zhonghua shuju фщ®^, 1974. 2502 p.
33. Сю гао сэн чжуань Яга^^ [Продолжение биографий выдающихся монахов], Дао Сюань Шж [Тан]. В: Taisho shinshu daizokyo [Заново составленная Трипитака периода Тайсё], Takakusu Junjiro и Watanabe Kaikyoku, Т. 50, № 2060. 6230 p.
34. Тан лью дянь ШЛЙ [Шесть кодексов Тан], Ли Линьфу $^Ж[Тан], Чэнь Чжунфу 1ШФ
Beijing: Zhonghua shujuФщ®^, 1992. 784 p.
35. Цзю Таншу ШШ® [Книга Тан], Лью Сю [Пять династий]. Beijing: Zhonghua shuju ФЩ®^, 1975. 5492 p.