Научная статья на тему 'Традиционная этическая мысль «Ли» и структура столичного города
в феодальном Китае после династии Хан (III – нач. XIX веков)'

Традиционная этическая мысль «Ли» и структура столичного города в феодальном Китае после династии Хан (III – нач. XIX веков) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
градостроительство Китая / структура столичного города / этика / Древний Китай / китайская философия / история градостроительства / urban planning of China / the structure of the capital city / ethics / ancient China / Chinese philosophy / history of urban planning

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Имэн Чжан, Ананьин Михаил Юрьевич

В статье исследуются изменения структур столичного города в феодальном Китае до и после прав- ления династии Хань. Рассмотрены нормы градостроительства и этической мысли «Ли», изложенные в древнем пособии «Чжоу Ли-Као гун цзи», и влияние этого пособия на формирование структур столичного города в пе- риод после династии Хань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional ethical thought «Li» and the structure of the capital city in feudal China after the Han dynasty (III – early XIX centuries)

The article examines changes in the structures of the capital city in feudal China before and after the Han dynasty. The article deals with the norms of urban planning and ethical thought "Li", set out in the ancient manual «Zhou Li-Kao Gong JI» and its influence on the formation of the structures of the capital city after the Han dynasty.

Текст научной работы на тему «Традиционная этическая мысль «Ли» и структура столичного города в феодальном Китае после династии Хан (III – нач. XIX веков)»

Список цитируемой литературы:

1. Венгерова М.Э. «Животворящий столп» как основа пропорци-онирования древнерусских храмов X-XV веков / М.Э. Венгерова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Infrma-tion Technologies. - 2018. - №1(42). - С. 24-46. - URL: http:// marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/01_vengerova/ index.php (дата обращения: 20.03.2019).

2. Венгерова М.Э. Богословские понятия, записанные архитектурными формами на «языке» геометрии в христианских храмах Святой Земли и Руси (IV-XV вв.) / М.Э. Венгерова. - Текст: электронный // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 8-12 апреля 2019 г. - Москва: МАРХИ, 2019. - С. 389-391.

3. Венгерова М.Э. К выяснению сущности пропорций структурных ядер в древнерусских христианских храмах X-XV веков / М.Э. Венгерова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Infrmation Technologies. - 2018. - №3(44). - С. 331-345. -

URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/20_vengerova/index. php (дата обращения: 20.03.2019).

4. Венгерова М.Э. Решение задачи «квадратуры круга» в геометрическом пропорционировании древнерусских храмов X-XV веков / М.Э. Венгерова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Infrmation Technologies. - 2017. - №1(38). -С. 137-148. - URL:http://marhi.ru/AMIT/2017/1 kvart 17/vengero-va/index.php (дата обращения: 20.03.2018).

5. Венгерова М.Э. Философско-богословские споры и понятия в геометрическом построении пропорций христианских храмов IV-XV веков / М.Э. Венгерова // Социально-Гуманитарное обозрение. - 2018. - № 3. - С. 55-62.

6. Венгерова М.Э. Философско-геометрические системы мер длины храмостроения Древней Руси X-XV веков / М.Э. Венгерова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №3(48). - С. 23-37. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/3kvart19/PDF/02_vengerova.pdf (дата обращения: 20.03.2020).

Имэн Чжан, М.Ю. Ананьин DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10016

YimengZhang, M.Yu. Ananin

Традиционная этическая мысль «Ли» и структура столичного города в феодальном Китае после династии Хан (III - нач. XIX веков) Traditional ethical thought «Li» and the structure of the capital city in feudal China after the Han dynasty (III - early XIX centuries)

Ключевые слова: градостроительство Китая, структура столичного города, этика, Древний Китай, китайская философия, история градостроительства.

Keywords: urban planning of China, the structure of the capital city, ethics, ancient China, Chinese philosophy, history of urban planning.

Аннотация: В статье исследуются изменения структур столичного города в феодальном Китае до и после правления династии Хань. Рассмотрены нормы градостроительства и этической мысли «Ли», изложенные в древнем пособии «Чжоу Ли-Као гун цзи», и влияние этого пособия на формирование структур столичного города в период после династии Хань.

Abstract: The article examines changes in the structures of the capital city in feudal China before and after the Han dynasty. The article deals with the norms of urban planning and ethical thought "Li", set out in the ancient manual «Zhou Li-Kao Gong JI» and its influence on the formation of the structures of the capital city after the Han dynasty.

С тех пор как на территории Китая произошло становление в 2070 году до н.э. первой рабовладельческой династии Ся, за четыре тысячи лет до окончания последней феодальной династии в 1840 году н.э., сформировалось 217 древних столичных городов, каждый из которых был политическим, военным и культурным центром.

Например, Эрлитоу - урбанистический археологический памятник раннего бронзового века, существовавший в период 2100-1800 гг. до. н.э., - находится на территории современной провинции Хэнань и является столицей первой династии Ся. В этом поселении возникла устойчивая тенденция строить дворцовые и храмовые здания. Позднее, во время династии Шан (1600-1046 до н.э.), дворцовые здания стали более величественны, а структура столичного города была более нормализована. По мере того, как столичные города становились более функциональными, формы и структуры сооружений непрерывно развивались. А с правления

Цинь Шихуан начиналось построение города Сяньян династии Цинь (221-206 до н.э.). Его появление означало, что градостроительство достигло своего первого пика в Древнем Китае.

Границы исследования в данной статье не включают структуры планировки столиц в течение почти двух тысячелетий в период правления династии Хань (206 до н.э.-220 н.э.) и ее предыдущих династий, по той причине, что на этом этапе древняя столица представляла собой идею «большой столицы негорода» 1. Термин «негород» означает, что область города не ограничена городской стеной. Большинство древних столиц имеют структуры типа внутренний город «Чэнь» + внешний город «Го», но стены внешнего города были установлены только в правление военных династий. Для планировки городов мирных династий характерен не внешний

1 Сюй Хун. Большие столицы негорода: интерпретация древней столицы Китая. Шанхай: Саньлянь, 2016. - С. 23.

город, а внешний район, границы которого определены окружающими широкими канавами. Форма границы внешнего города зависела от государственного могущества, военной и дипломатической ситуации, а также от естественных условий, в которых находилась столица. Многие древние столицы не имели фиксированной структуры, но включали в себя идеи наивного материализма Древнего Китая, зародившиеся в китайской ранней философии: «единство Неба и человека» и «У-син».

В данной статье анализируются структуры планировки столиц на этапе после правления династии Хань, начиная с формирования г. Ечэн как столичного города царства Вэй (Троецарствие, 220-266 н.э.) до последней феодальной династии Цин (1636-1912 н.э.) и ее столичного города Пекина в качестве конечной точки. Причиной такого выбора является то, что в градостроительстве Китая впервые появился принцип «Чжоу Ли» «Чжоуские ритуалы»)1: в г. Ечэн наблюдается четкое функциональное зонирование и строгая структурная планировка (рис. 1).

После г. Ечэн появился другой город со строгой планировкой - Чанъань (рис. 2), столица династии Тан (618-907 н.э.). Его центральная ось ясна, главные входы внешнего, внутреннего, имперского и запретного городов распределены по одной оси. Жилые кварталы простых людей расположены вокруг имперского города и организованы в чрезвычайно строгой форме. Храм предков, алтарь Богу-покровителю земли и хлеба, восточный рынок и западный рынок располагаются в определенном месте в соответствии с древними нормами градостроительства «Чжоу Ли-Као гун цзи» ХЙЙ «Записи об исследовании ремесел») 2. Применение этих норм, описанных в «Као гун цзи», продолжалось до династии Цин и распространилось на соседние страны, такие как Япония и Корея.

Структуры городов Древнего Китая, особенно столичных городов, можно рассматривать как проявление основных социальных этических мыслей того времени. При анализе планировки столицы после династии Хань возникает вопрос, достойный обсуждения: как на этапе такого огромного промежутка времени, с непрерывной сменой политической власти, а также Монгольскими и Маньчжурскими (не Ханьскими) правительствами, которые вошли в Китай, их столицы имеют аналогичные характеристики, следующие определенной ретро-системе. По мнению авторов, продолжение идей городского строительства обусловлено неким единым этическим мышлением, которое мы можем назвать традиционной китайской этикой.

Некоторые ученые считают, что основная причина подобной структуры столицы Древнего Китая заключается в том, что на них повлияло древнее пособие «Као гун цзи», написанное в ранней западной династии Чжоу

1 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994.

2 Дун гуань Као гун цзи. Шисань цзинчжу / (Цин) Жуань Юань (Записи об исследовании ремесел чиновника Дун / Тринадца-тикнижие с комментариями / Ред. и сост. цинский Жуань Юань). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1980.

(1045-770 до н.э.). Градостроительные нормы, описанные в этом пособии, использовались в качестве официального руководства многими династиями. При этом стоит отметить, что за более чем тысячу лет после появления «Као гун цзи» ни один город не был построен по этим нормам, и прошло еще не одно тысячелетие, прежде чем эти нормы стали своеобразной Библией строительства столичного города в династии Юань (12711368 н.э.), Мин (1368-1644 н.э.) и Цин (1636-1912 н.э.).

нп>п гпп

О 500т

Рис 1. Город Ечэн. План, 11-У! вв.

Рис 2. Город Чанъань. План, У1-У11 вв.

Можно предположить, что «Као гун цзи» содержит в себе идеализированные и концептуальные принципы градостроительства, и они могут быть реализованы только тогда, когда могущество, технологии и централизация власти государства достигают достаточного уровня. Эпохи после династии Хань постепенно удовлетворяли этим требованиям, но еще важнее то, что идеи разделения территорий и зданий по иерархической структуре «Ли», представленные в «Као гун цзи», просто соответствовали целям императоров этих династий. Идея градостроительства в «Као гун цзи» соответствует этической системе, основанной на ключевой мысли о ритуале «Ли» в конфуцианстве. Кроме того, нормы в нем полностью материализовали абстрактное понятие «Ли» и визуализировали этическую систему.

Появляется еще один вопрос: а какова основная идея этой этической системы, которая влияла на строительство столицы Китая в течение почти трех тысяч лет?

При сравнении генеральных планов столицы различных династий в средневековом Китае (после династии Хань) определено, что в структуре и пространстве городов показываются две этические идеи: 1) основанная на естественных этических идеях, называемая «единство Неба и человека»; 2) этическая идея, основанная на иерархической концепции «единство государства и семьи».

Возникновение идеологии «единство Неба и человека» можно возвести к глубокой древности. В то время люди поклонялись природе, небесам и земле, а также боялись богов и призраков. Философские тексты «И цзин» и «Дао дэ цзин» объясняют идеологический принцип гармоничного симбиоза с природой. Их цель состоит втом, чтобы ограничить поведение человека и не нарушать законы природы. Но что интересно, древние китайские правители использовали эту идею как мощное средство для доминирования.

Рис 3. Концептуальный план столицы по «Као гун цзи»

Со времен династии Ся в Китае, все императоры всех возрастов продвигали идею «император - это связь между небом и землей». В отличие от средневековых европейских императоров, имевших «святые права императора», китайские императоры провозглашали себя «Сынами Неба», «императорами - драконами». Таким образом, этическая идея «единство государства и семьи» была объединена с идеей «единство Неба и человека». Конфуцианская идея «единство государства и семьи» основывается на социальной структуре группы, которая представляет собой следующую модель: семья - это миниатюра государства, а государство -это расширенная семья 1. Политические отношения, по сути, устанавливаются по узам крови, и традиционное конфуцианство выражает их в духе «император - отец, чиновники и народ - дети». В результате этого в общепринятом понимании общества быть преданным императору - все равно что почитать родителей. Конфуцианство всегда отличалось осознанной социально-этической позицией и стремлением к слиянию с государственной властью во всех гражданских аспектах. Для простых людей Древнего Китая это влияние проявлялось в уменьшении индивидуальных ценностей и усилении объединения в одно целое.

В соответствии с этой идеологией, город представляет собой не только место для проживания, но и общественный порядок. Например, как описано в книге «Као гун цзи» в «Чжоу Ли»,

2. Согласно этому тексту, столичный город предписывалось планировать в виде квадрата со стороной в 9 ли (4,25 км). Крепостные стены должны были окружать такой город со всех четырех сторон, на каждой из сторон - по трое городских ворот. Внутренняя территория города пересекалась улицами, ориентированными по сторонам света (девять улиц широтного и девять - меридионального направления). Ширина улиц устанавливалась в девять осей колесной повозки (примерно 16 м). Территория города близ южной его стены отводилась под Дворец императора, перед которым симметрично главной композиционной оси плана города предполагалось сооружать: налево - храм предков, а направо - алтарь Богу-покровителю земли и хлеба. К северу от императорского дворца, согласно трактату, должны были размещаться две рыночные площади, восточный рынок и западный рынок. Такой город относится к моногамии, которая соответствует размерам рынка, то есть 100 - ступенчатая сторона, что составляет около 140 метров на север и юг. Это отражает раннюю китайскую планировку города императора и архитектурную систему столицы. (рис. 3).

В качестве вывода можно отметить следующее: рассмотренные методы планирования всегда оказывали влияние на строительство древних городов Китая, осо-

1 Цжу Имин, Чжу Чэн. 12 лекций по китайской этике. Чунцин: Чунцин Пресс, 2008. - С. 120.

2 Жуань Юуань, Чжоу Ли Чжу Шу. Пекин: Чжунхуа, 1980. -С. 927-928.

бенно на столицы после династии Хань, построенные в большинстве случаев в соответствии с этой теорией. Наиболее типичными из них являются Чанъань династии Тан и пекинский город (во времена династии Юань и династии Мин и Цин), имеющих четкую структуру района и прямые улицы, а также стены и городские ворота, которые отражают идеи «Ли» в традиционной этике Древнего Китая. Если люди, которые ежедневно находятся под влиянием космического порядка, не осознавая, что они четко определяют свое социальное положение, хотят выйти за пределы своего первоначального положения, это для них очень непростая задача. Это соответствует нуждам доминиона, так что эффект от «Као гун цзи» был долгим и продолжительным, а точнее сказать, что влияние традиционной этической мысль «Ли» на структуру столичного города было буквальным и ясным в феодальном Китае после династии Нан.

Список цитируемой литературы:

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - Изд. второе, перераб. и доп. - Москва: Госполитиздат, 1953. - 758 с.

2. Бунин А.В. История градостроительного искусства: Т. 1 / А.В. Бунин. - Москва: Книга по Требованию, 2013. - 529 с. -ISBN 978-5-458-60891-6.

3. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Конфуцианство и даосизм / Макс Вебер; перевод О. Кильдюшова. - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2017. - 448 с. - ISBN: 978-5-93615-185-9.

4. Карты древних китайских столиц. - Тайвань. ФДМ^ЙЙ ÄH " nif, 1980.

5. Люй Фу-Сюйн. Канон «Као-Гун-Цзи» и развитие традиционного китайского градостроительного искусства: 18.00.01 «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Люй Фу-Сюйн; Московский архитектурный институт. - Москва, 1992. - 23 с.

6. Чжуан Линьдэ. История градостроительства и развития строительства в Китае / Линьдэ Чжуан, Цзинсян Чжан. - Нанкин: Издательство юго-восточного ун-та, 2002. - 281 с. |

/ шт -шж: ш 2002. - 281 Й.

П.А. Берова, О.А. Суслова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10017

P.A. Berova, O.A. Suslova

Типы античных городов Северного Причерноморья (опыт градостроительного анализа) Types of the ancient cities the Northern Black Sea region (experience of urban planning analysis)

Ключевые слова: градостроительство Северного Причерноморья, типы античных городов, градостроительный анализ.

Keywords: urban planning of the Northern black sea region, the ancient cities types, urban planning analysis. Аннотация: Тема статьи связана с проблемами типологии античных городов Северного Причерноморья. Используя методы градостроительного анализа, авторы исследуют города, относящиеся к типам полис, по-лихнион, эмпорий и укрепленное поселение с точки зрения положения в сети расселения, особенностей архитектурно-планировочной структуры, размеров и др. При подготовке статьи использованы материалы отчетов археологических раскопок.

Abstract: The article is devoted to the topic of the typology problems of the Northern black sea region ancient cities. By using a method of urban analysis, authors researching the cities, termed to the types of polis, polihnion, emporium and fortified settlement in terms of location in the settlement network, features of architectural and planning structure, its own sizes, etc. While article-preparing process were used materials of archaeological digs reports.

Градостроительное наследие Северного Причерноморья, сформировавшееся в результате греческой колонизации в У11-У вв. до н.э., привлекало внимание многих историков и археологов, в том числе Блаватского В.Д., Гайдукевича В.Ф., Крыжицкого С.Д. В меньшей степени изучены его архитектурно-планировочные аспекты [8; 10]. Настоящая статья представляет собой попытку вернуться к проблемам типологии городов Северного Причерноморья с использованием методов градостроительного анализа. При ее подготовке использованы новые данные, полученные в археологических экспедициях, в том числе Артезианской археологической экспедиции МПГУ в 2018-2019 гг. с участием авторов.

В основу исследования была положена типология греческих городов Северного Причерноморья, разрабо-

танная археологом С.Д. Крыжицким, который выделил семь типов поселений [10]. Авторы статьи остановили внимание на четырех, планировка которых достаточно изучена: полис - город-государство; полихнион - город, не имеющий статуса государства; эмпорий - торговая фактория; укрепленное поселение - крепость, строящаяся, как правило, на границе хоры и имеющая хозяйственно-военные функции. Градостроительный анализ проведен на примере Ольвии, Пантикапея, Фанагории, Херсонеса, Нимфея, Тиритаки, Мирмекия, Порфмия, Керкинитиды, Калос-Лимена, Танаиса, Борисфениды, Чайки, Артезиана и Илурата как наиболее изученных в градостроительном аспекте. При этом более широкое типологическое исследование включает также ряд городов, степень раскрытия которых не позволяет рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.