Научная статья на тему 'Основные принципы российского правотворчества'

Основные принципы российского правотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3217
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРИНЦИПЫ / ДЕМОКРАТИЗМ / ЗАКОННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PRINCIPLES / DEMOCRACY / RULE OF LAW / PROFESSIONALISM / LAW-MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиотокова Мария Валерьевна

В статье представлено авторское понимание принципов российского правотворчества, выделены его виды и раскрыто содержание наиболее важных принципов. Особое внимание уделено характеристике таких основных принципов правотворчества, как демократизм и законность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PRINCIPLES OF RUSSIAN LAW-MAKING

The article presents the author’s understanding of the principles of Russian law-making, highlights its types and reveals the content of the most important principles. Particular attention is paid to the characteristics of the basic principles of law-making such as democracy and the rule of law.

Текст научной работы на тему «Основные принципы российского правотворчества»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

Сиотокова М.В.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Возведение воли народа в закон, в общеобязательные правила поведения -правовые нормы, составляющие содержание правотворческой деятельности российского государства, есть процесс, осуществляемый на основе определенных принципов, т.е. в строгом соответствии с теми руководящими, основополагающими идеями, которые обусловливают единство и общее направление указанной деятельности. Такое понимание принципов правотворчества исходит из принятого в теории общего понятия научных принципов как основных, руководящих начал, выражающих сущность и содержание рассматриваемого общественного процесса.

Вместе с тем, принципы правотворческой деятельности имеют объективное содержание, поскольку они есть результат отражения в политике, в сознании людей объективных закономерностей развития права, государства, общества, результат обобщения ими этих закономерностей. Их претворение в жизнь - результат сознательных, целенаправленных действий партии, государственных органов, а также граждан и их общественных организаций, активно участвующих в правотворчестве.

Смысл каждого из правотворческих принципов именно в том и заключается, что идея, составляющая его содержание, выражается в действиях государственных органов по подготовке и изданию нормативно-правовых актов, направляет данные действия на осуществление целей права.

Для правотворческой деятельности характерен ряд принципов, но, по-видимому, не все они могут считаться основными.

К основным относятся лишь такие начала, идеи, которые, во-первых, отражают главные, объективно необходимые стороны и проявления российского правотворчества, во-вторых, характеризуют устойчивые, закономерно существующие отношения и связи в процессе правотворчества, и, в-третьих, воплощают в своем содержании конкретные черты и особенности всего современного российского правотворчества.

Среди таких основных принципов правотворчества первостепенное значение имеет принцип демократизма, проявляющийся, в частности, в активном широком участии народа и его представителей в правотворческой деятельности государственных органов. Правотворчество строится на максимальном учете общественного мнения, воли и интересов народа. Поэтому развернутая система демократических институтов позволяет нашему государству успешно руководить обществом. Эти институты закрепляются в праве, которое выражает интересы и волю всего народа. Следовательно, чем шире и активнее народ участвует в создании правовых норм, тем полнее и всестороннее эти нормы отражают их интересы и стремления, тем эффективнее их воздействие на общественное развитие.

Демократизм правотворческой деятельности государственных органов выражается, во-вторых, в том, что в этой деятельности участвуют представители народа - депутаты, представляющие интересы отдельных слоев населения.

Наконец, принцип демократизма в правотворчестве состоит в том, что граждане непосредственно участвуют в обсуждении важных правовых актов, а также в том, что Конституция РФ предусматривает возможность принятия российских законов путем всенародного голосования (референдума) [2, с. 275].

Принципиальное значение для правотворчества имеют положения о законности, призванной обеспечить соблюдение демократизма и единства руководства в процессе возведения воли народа в закон. Применительно к правотворчеству принцип законности означает, что все действия государственных органов по подготовке и принятию нормативно-правовых актов должны основываться на российских законах, в частности на Конституции РФ.

Из этого принципа следует, что законом должна быть, во-первых, разграничена компетенция разных правотворческих органов по принятию нормативно-правовых актов, во-вторых, определены основные стадии правотворческого процесса, порядок подготовки, обсуждения и принятия нормативно-правового акта, его опубликования и вступления в силу, в-третьих, предусмотрена и система контроля за законностью издаваемых нормативно-правовых актов, за их соответствием Конституции РФ. Система норм, регулирующих полномочия правотворческих органов и порядок правотворчества, содержится в Конституции РФ и других нормативных актах.

Процедура правотворческого процесса должна соблюдаться государственными органами и в деятельности самих этих органов, и во взаимоотношениях с другими органами, а также с общественными организациями, гражданами. Строжайшее соблюдение установленного порядка подготовки и принятия нормативно-правовых актов является залогом осуществления требований законности во всех иных формах деятельности органов российского государства.

Наряду с общими принципами, для правотворческой деятельности государства характерны и свои специфические принципы, призванные обеспечить всестороннее и своевременное выявление общей воли народа и ее выражение в форме надлежащих нормативных правовых актов.

Таким принципом является научная обоснованность правотворческой деятельности государственных органов. Глубокое теоретическое обоснование принимаемых правовых актов, органическое единство науки и политики, учет и использование новейших данных и достижений науки - основа всей государственной деятельности в РФ, в том числе правотворческой.

Но для руководства обществом важна не только научная обоснованность правотворческого процесса в целом, его соответствие общим закономерностям развития общества. Не меньшую роль играет и научная обоснованность каждого нормативного правового акта. Необходимо изучать объективные потребности в издании каждого акта, практику применения действующего права, правильно выбрать метод правового регулирования, структуру расположения правового материала, учесть возможные близкие и перспективные последствия издания данного акта и т.д. Целесообразность,

правильность, обоснованность нормативно-правовых актов определяется тем, насколько полно и точно они отражают действительные потребности развития общества, достижения науки и техники, учитывают интересы и сознание народных масс, в какой мере они опираются на точные технико-экономические расчеты, статистические данные, как глубоко оцениваются государственными органами социальные последствия их применения. Научный подход к подготовке и принятию нормативно-правовых актов призван обеспечить должную эффективность права, его высокое организующее и воспитательное значение [3, с. 39].

Для руководства обществом важно не только то, какие нормы содержатся в правовых актах, но и то, каким способом созданы эти акты, в какой форме выражены правовые нормы. Прогрессивное содержание должно быть облечено в передовую, наиболее рациональную форму. Поэтому правотворческие органы в своей деятельности широко используют передовые научные методы законодательной техники. Большое внимание обращается на форму изложения нормативного акта, расположение его структурных частей, стиль и язык нормативно-правовых актов. Законодатель стремится к тому, чтобы его акты были просты и понятны, логичны и выразительны и сохранили при этом всю глубину и мудрость правовых предписаний. Дальнейшее развитие уровня законодательной техники повысит эффективность правотворчества и норм права [1, с. 302].

К специальным принципам также относятся профессионализм, планомерность, своевременность, исполнимость.

Таковы основные принципы правотворческой деятельности современного российского государства, которые отражают объективные закономерности развития нашего общества и определяют в соответствии с ними общее направление этой деятельности.

Разумеется, что рассмотренные принципы не обособлены друг от друга. В силу единства экономической основы и социальной сущности нашего общества и государства все они тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Взятые в совокупности эти принципы имеют большое значение для социальной эффективности российского права, поскольку последовательное их применение правотворческими органами дает наилучшие результаты в правовом регулировании общественных отношений, повышает активность и сознательность масс, обеспечивает осуществление задач демократического строительства.

Вместе с тем отступление от вышеуказанных принципов ведет к произвольным и ошибочным решениям, излишним затратам труда, времени, энергии, снижению эффективности правового регулирования. Поэтому государство проводит последовательную линию на безусловное претворение в жизнь всех основных принципов российского правотворчества, на их развитие и обогащение.

Литература

1. Рындюк В.И. Законодательная техника: понятие и содержание // Молодой ученый. - 2013. - №8.

2. Синюков С.В. К вопросу об участии граждан в правотворчестве // Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России: Материалы междунар. Конституционного Форума (10 дек. 2010, г. Саратов). Выпуск 2: Сборник научных статей. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2010.

3. Чигидин Б. В. К вопросу о понятии юридической техники // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2010. - № 5-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.