Научная статья на тему 'Принципы правотворчества в правовом дискурсе'

Принципы правотворчества в правовом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
1315
210
Поделиться
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ДИСКУРС / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТЕКСТ / ПРАВОВЫЕ ТЕРМИНЫ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Храмцова Н. Г.

В настоящей статье дается общая характеристика принципам правотворчества в процессе правового дискурса. Анализ принципов правотворчества в процессе правового дискурса проводится с позиций комплексного дискурс-правового анализа.

Principles of legal creation in law discourse

In this article there is a general characteristic of legal creations in the process of law discourse. The analysis of legal creations principles in the process of law discourse is exercised on the positions of complex analysis of law discourse.

Текст научной работы на тему «Принципы правотворчества в правовом дискурсе»

2.3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В ПРАВОВОМ ДИСКУРСЕ

Храмцова Н.Г., кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Курганский государственный университет

Аннотация. В настоящей статье дается общая характеристика принципам правотворчества в процессе правового дискурса. Анализ принципов правотворчества в процессе правового дискурса проводится с позиций комплексного дискурс-правового анализа.

Ключевые слова. Правовой дискурс, правотворчество, принципы правотворчества, законодательство, текст, правовые термины.

Правовой дискурс в процессе правотворчества строится в соответствии с определенными принципами правовой коммуникации, которые опираются на принципы правотворчества Российской федерации, определяющие существо, характерные черты и общее направление этого процесса.

С С.Алексеев определяет принципы как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни1.

Достижение цели правового дискурса на стадии правотворчества - создать такую объективную норму права в форме нормативно-правового акта, которая бы носила всеобщий характер и была принята всеми субъектами права - произойдет только лишь в случае соблюдения всех принципов правового дискурса в процессе правотворчества. Другими словами, процесс правовой коммуникации в данном случае будет успешным, если законодатель в процессе правотворчества достигнет консенсуса, взаимопонимания со всеми, кто эту норму должен соблюдать. А это невозможно без применения рассматриваемых принципов.

Принцип законности правотворчества подразумевает, прежде всего, требование соблюдения законов.

Говоря о принципе законности в правотворческой деятельности, уместно отметить часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законность, таким образом, выступает в качестве руководящего начала в деятельности всех государственных органов и должностных лиц. Необходимость включения принципа законности в систему принципов законодательной деятельности и, соответственно, правового дискурса закономерно вытекает из указанного конституционного положения.

Следовательно, принцип законности в координирующем типе правового дискурса приобретает следующие особенности:

- правовая коммуникация осуществляется только на основе закона;

- весь процесс правовой коммуникации происходит путем взаимодействия с законами;

- правовая коммуникация протекает в рамках законотворчества.

Законность предполагает определенную степень развития законодательных и иных нормативно-правовых актов (правовой информации), регулирующих общест-

1 Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд-во БЕК; 1994; с. 130.

венные отношения в той или иной сфере. Это обеспечивается таким качеством, как упорядоченность. Этот принцип всегда соблюдается при создании федеральных законов. Принцип упорядоченности правотворчества является наиболее важным в процессе правового дискурса и проявляется как тематическая организованность процесса правовой коммуникации, которая предполагает, что создание правовых актов должно осуществляться в соответствии с определенными сферами общественных отношений.

Подлинный демократизм опирается на законность, вытекает из нее (при условии, что это правовая законность). Процесс демократизации непременно находит свое нормативное воплощение в тексте законодательных актов. Но для этого необходимо, чтобы в правотворческой деятельности в полной мере реализовывался принцип демократизма.

В статье 12 Декларации о государственном суверенитете РСФСР говорится: «РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности в управлении государственными и общественными делами»2.

Особенности правового дискурса в соответствии с данным принципом заключаются в том, что правовая коммуникация при работе по подготовке проектов законодательных актов должна организовываться на широкой демократической основе, включая в себя учет и анализ общественного мнения предложений различных общественных объединений, трудовых коллективов, органов общественного самоуправления граждан, а также ученых и специалистов по теме проекта. Это достигается за счет такого качества правового дискурса, как открытость каналов коммуникации, широта охвата участников коммуникационного процесса.

Одним из проявлений принципа демократизма в правотворческой деятельности является опубликование подготовленных проектов законов в печати для широкого ознакомления и обсуждения с заинтересованной общественностью. Это достигается путем связи правового общения с масс-медиа, что предполагает возможность выявления, всестороннего и максимально полного учета мнений отдельных граждан, рабочих и трудовых коллективов, социальных и профессиональных групп и слоев.

Важное значение имеет установление четко обозначенной процедуры, в соответствии с которой производится учет поступающих индивидуальных и коллективных замечаний и предложений, порядок их рассмотрения и использования при доработке законопроектов. Этому способствует четкая последовательная определенность коммуникативных действий, что улучшает организацию работы по обсуждению законопроектов на широкой демократической основе.

Принцип эффективности и оперативности в правотворческой деятельности проявляется в правовом дискурсе в четкой регламентированности и структурированности всего процесса правовой коммуникации при создании нормативно-правовых актов. Этому принципу уделяется в настоящее время явно недостаточное внимание. Это выражается в частности, в стремлении нормотворческих органов федерации, исходя из субъективного фактора — желания максимально быстро перейти к рыночным отношениям, ограничиваться в

2 Декларация о государственном суверенитете РСФСР. М.: Юрид. лит.; 1990; с.З.

Пробелы в российском законодательстве

2'2009

принимаемых правовых актах чисто рыночным правовым механизмом и в сфере экономики, и в области социальной жизни, не принимая в расчет монополизма производителей, слабого контроля за выполнением законов, уровня правосознания и правовой культуры населения. Все это нарушает процесс протекания правовой коммуникации, ведет к множественности нормативных актов-однодневок, что не способствует достижению основной цели правовой коммуникации на данном этапе - возведению воли законодателя «в закон». Особенно часто это наблюдается при создании нормативноправовых актов субъектов федерации.

Значительным препятствием на пути эффективности правового дискурса в законодательной деятельности субъектов Российской Федерации, являются изменения, связанные с содержательной стороной законов и методов правовой регламентации общественных отношений. В этом плане, прежде всего, следует отметить попытки урегулировать законом субъекта Федерации не относящиеся к сфере правовой регламентации отношения. Здесь исчезает не только содержательный критерий для выбора предмета закона субъекта Федерации — значимость и стабильность регулируемых отношений, растворяется нормативно-юридический критерий, когда стираются грани между правовыми актами и не учитываются их связи между собой. Это нарушает основной принцип построения правового дискурса - принцип системности правовой коммуникации. Уже немало случаев придания формы закона акту типично управленческого содержания: о дополнительных мерах по охране материнства и детства, о приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материальнотехническими ресурсами, о ритуальном пособии. Иногда сохраняется дублирование законов субъекта Российской Федерации и указов Президента (главы администрации, губернаторов), либо издание последних по предметам законодательного регулирования (нередко накануне принятия соответствующего закона). Придание же формы закона актам, которые по предмету своему такой формы не требуют, загромождает законодательство, нарушает его систему, порождает нарушения в процессе правовой коммуникации.

Существенное значение для эффективности правотворческой деятельности имеет качество правовых актов.

Повышению качества законодательных актов в современных условиях должно способствовать восстановление принципа планирования законотворческой деятельности, который выражается в правовом дискурсе в соблюдении процедуры, последовательности определенных коммуникативных действий правовой коммуникации.

Для возможно более полного осуществления нормо-дателем принципа планирования в своей деятельности необходимо располагать надежной прогностической правовой информацией. Поэтому правовой дискурс законотворчества должен содержать планы законопроектной работы, должен основываться на перспективных прогнозах, концепциях, программах.

Тесно связан, взаимно переплетен с принципом планирования принцип приоритетности. Приоритетность, то есть первоочередное рассмотрение законопроектов, регулирующих основы экономической и политической системы субъекта Федерации, принятие законов родового типа является одним из важнейших принципов правового дискурса законотворческой деятельности, отражающий одно из основных положений правовой коммуникации - иерархичность.

Процесс приведения законодательного массива субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации вытекает из сути положений Конституции РФ, требующих своего развития ввиду отсутствия законодательного регулирования либо для обновления устаревших правовых норм. Приоритетность как принцип предполагает:

определение приоритетных законов субъектов Российской федерации на ближайшую и более отдаленную перспективу, а также определение последовательности принятия иных законов субъектами Федерации, исходя из интересов граждан и региона, потребностей экономической, социальной и политической сфер субъектов Федерации.

Существует закономерная зависимость осуществления принципа приоритетности от степени экономичности законодательных формул. Принцип экономии в законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации — это, прежде всего, принцип устранения дублирования, взаимное информирование различных субъектов законодательной деятельности на стадии подготовки законопроектов субъектами Федерации, что способствует соблюдению такого качества правового дискурса, как экономия коммуникативно-правовых средств. Требование экономичности — это сокращение до минимума количества актов по одному вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, учета и систематизацииЗ.

Ключевым принципом законотворческой деятельности является признание высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина. В правовом дискурсе это проявляется в идейном и содержательном соответствии содержания основных концептов правового дискурса и всего процесса правовой коммуникации основным положениям Конституции РФ, основывающимся на признании прав и свобод человека и гражданина. Весь законотворческий процесс должен быть направлен на создание условий, гарантий, когда права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»4. Установленные в Конституции РФ неотъемлемые права и свободы человека, признанные международным сообществом, не могут быть отменены либо нарушены законодательством: «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие свободы человека и гражданина» . Одновременно с дальнейшим развитием общепризнанных стандартов в области прав человека, закрепляемых в международно-правовых актах, должно протекать развитие законотворчества в нашей стране.

Важно установить механизмы осуществления контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим обратим внимание на гласность, которая, как полагает П.М. Рабинович, является одним из основных, имманентных свойств любой деятельности, урегулированной правом, особенно же деятельности государственных органов и других организаций, а

6 о «

также должностных лиц . В отечественной литературе уже отмечалось, что гласность (то есть открытое обсуждение правовых актов со всеми заинтересованными лицами, организациями и общественностью) в законо-

3Тихомиров Ю.А. Как готовить законы (научно-практическое пособие). М.: Известия; 1993; с.36.

4 Ст. 18 Конституции Российской Федерации.

5 Ч.2 ст.5 Конституции Российской Федерации.

6Рабинович П.М. Своевременность в праве //Вопросы теории государства и права. Вып. 9.--Саратов, 1991.С.57.

творческой деятельности является непременным условием обеспечения качества законов7. Гласность влияет на характер правового дискурса, придавая открытость и публичность процессу правовой коммуникации.

Гласность охватывает практически все компоненты правовой системы, но в сфере правового дискурса законотворчества она приобретает особое значение, поскольку правотворческие решения непосредственно отражаются на судьбах людей, затрагивают их насущные интересы, определяют их права и обязанности.

«Открытость и гласность — фундаментальные черты (принципы) демократического законотворческого процесса, — отмечает О.А. Гаврилов. — Это дает возможность гражданскому обществу установить контроль над законодательным процессом, вовремя корректировать его течение»8.

Подготовка законопроекта в условиях гласности позволяет установить, насколько планируемый акт затрагивает и соответствует жизненно важным интересам и потребностям субъектов Федерации. Это в свою очередь в решающей мере определяет, какой способ правового поведения изберут граждане: будут ли они действовать в соответствии с законом или «саботировать» его, избирая другие пути достижения своих целей.

«Обратная связь» с заинтересованной общественностью позволяет законодателю выяснить, насколько успешным будет процесс правовой коммуникации в зависимости от того, все ли положения текста законопроекта понятны гражданам и иным субъектам права.

В непосредственной связи с принципом гласности в процессе правового дискурса правотворческой деятельности необходимо рассмотреть принцип научности, что предполагает логичность, тематическую связность и взаимосвязанность коммуникативных актов в правовом дискурсе.

Принцип научности обязывает законодателя познавать объективные закономерности, определяющие социальную эффективность создаваемых им правовых норм. «Одна из задач научных исследований правоведов, — считают В.Н. Кудрявцев и О.А. Гаврилов, — состоит в раскрытии закономерностей законотворчества как сложною социального процесса, предполагающей адекватное отражение в правовых нормах актуальных и перспективных потребностей общества»9.

Научная обоснованность правовых актов, создаваемых в процессе правового дискурса, предполагает, прежде всего, тщательный учет экономических, социально-политических, экологических и других факторов развития определенной сферы жизнедеятельности, к которой относится предполагаемый законопроект (иными словами, факторов, формирующих законодательное решение). Она означает также, что принимаемый закон впишется в систему действующих или будущих (намеченных к разработке) правовых актов10. Научная обоснованность означает, наконец, что данный законопроект свободен от неувязок и логических противоречий. Его нормы не только юридически и логически взаимосвязаны между собой, но и скоординированы с «сопряженными» нормами других, близки ему по теме нормативно-правовых актов, а, следовательно, соблюден основной принцип правового дискурса - системность.

7 Лапаева В. В. Законотворческий процесс: общественное мнение и общественное согласие. М.; 1995; с. 37.

8 Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М.; 1993; с. 12.

9 Кудрявцев В.Н., Гаврилов О.А. Социальные деформации. М.: ИГПРАН; 1992; с.13.

10 Т ихомиров Ю. А. Указ. соч. С. 15.

Значимость принципа единства юридической терминологии в правовом дискурсе законотворчества особенно возрастает в современный период, когда научнотехнический прогресс все глубже проникает в общественную жизнь, и увеличивается специализация знаний. В различных сферах жизни (народное хозяйство, наука, социальная сфера, международные отношения) увеличивается число научных и технических терминов, специальных выражений. Если учесть и постоянное нарастание общего числа правовых актов (по имеющимся данным, в каждом следующем году объем массива законодательства увеличивается на 3-5% по сравнению с предыдущим годом), то можно представить, насколько расширяется диапазон неоднозначного и несогласованного употребления терминов11.

При этом особое значение уделяется терминам, используемым в языке законодательства.

Таким образом, процесс правовой коммуникации в правотворчестве не ограничивается только лишь процедурой создания правовых норм органами власти, правовой дискурс законодательного процесса протекает успешно еще и потому, что в нем отражаются необходимые условия правоформирования, необходимость в создании этого права. Поэтому правовой дискурс опирается на принципы правотворчества и имеет как формальную, внешнюю сторону, выраженную в процессе создания норм права легитимным органом, так и внутреннюю сущностную сторону, выраженную в требовании соответствия норм права необходимым общественным условиям.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд-во БЕК; 1994; с. 130.

2. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М.; 1993; с. 12.

3. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. М.: Юрид. лит.; 1990; с.З.

4. Кудрявцев В.Н., Гаврилов О.А. Социальные деформации. М.: ИГПРАН; 1992; с.13.

5. Лапаева В. В. Законотворческий процесс: общественное мнение и общественное согласие. М.; 1995; с. 37.

6. Пиголкин А.С. Язык закона. М.; 1990; с.113.

7. Рабинович П.М. Своевременность в праве. В кн.: Вопросы теории государства и права. Вып. 9. Саратов; 1991; с.57.

8. Тихомиров Ю.А. Как готовить законы (научно-практическое пособие). М.: Известия; 1993; с.36.

Рецензия

Статья имеет цель развитие содержания и правовой природы разрабатываемой автором концепции правового дискурса.

Одной из форм проявления дискурсивности права является правотворческий дискурс, который, по мнению Н.Г. Храмцо-вой, должен осуществляться на основе принципов права в целом и принципов правотворчества, в частности. В своей статье автор достаточно подробно анализирует указанные принципы, подчеркивая их проявление в правотворческом (законодательном) процессе. В работе выделены отдельные противоречия и проблемы, имеющие место в законодательной практике и оказывающие влияние на содержание правового дискурса на различных стадиях правотворчества и которые, в свою очередь, отражаются на содержании нормативных актов.

В целом статья Н.Г.Храмцовой находится в рамках научной концепции и соответствует содержанию научных исследований автора и может быть рекомендована к опубликованию.

Научный консультант Н.Г.Храмцовой Доктор юридических наук, профессор УрГЮА

Шабуров А.С.

11 Пиголкин А.С. Язык закона. М.; 1990; С.113.