Научная статья на тему 'Основные принципы организации занятий по декоративной флористике с детьми 12-12 лет в МБОУ ДОД ДЮЦ «Клуб»'

Основные принципы организации занятий по декоративной флористике с детьми 12-12 лет в МБОУ ДОД ДЮЦ «Клуб» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы организации занятий по декоративной флористике с детьми 12-12 лет в МБОУ ДОД ДЮЦ «Клуб»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

технической эрудиции, видение возможностей прикладного использования опыта изобретателей прошлого и особенностей их подхода к решению какой-либо задачи, то у магистров необходимо развивать знания о фундаментальных проблемах научно-технического развития, видение различных аспектов взаимосвязи между научной картиной мира конкретной исторической эпохи и творчеством ученых и изобретателей.

Значение истории научно-технического знания для учащихся как технического, так и гуманитарного профилей обусловлено рядом факторов:

Во-первых, в России происходит падение научной культуры общества [2, с. 30]. В современных СМИ много лженаучной и паранаучной информации: астрологических прогнозов, рассуждений о всевозможных пророчествах и предсказаниях, колдовстве и т.д. Сейчас официальная наука (в связи с кризисом сциентизма и идеи прогресса) не может предложить массам достаточно устойчивую мировоззренческую концепцию, примиряющую с действительностью и дающую ощущение стабильности и психологического комфорта. Кризис сциентизма (веры во всесилие науки, на которой была основана вся индустриальная цивилизация) и мировых идеологий (которые задавали ясный идеал будущего, структурировали реальность и отвечали на вопросы о смысле бытия человека и нации) привел к возрождению веры в мистику и сверхъестественное, к критике возможности рационально-научного объяснения реальности.

Разумеется, то, что наука не может легко объяснить, тут же пытаются «прикарманить» всевозможные псевдонаучные или лженаучные учения, которые и инициируют массовые мифы и заблуждения. Естественно, что все это не лучшим образом сказывается на научной культуре общества. Падение научной культуры несет целый ряд негативных последствий для общества и может приводить к распространению деструктивных политических мифов и создавать почву для экстремизма [3].

Поэтому необходимо при чтении курсов, в которых затрагиваются вопросы истории науки и техники, значительное внимание уделить разбору доминирующих в обществе мифов и заблуждений относительно различных аспектов как научно-технического, так и общественно-политического развития. Учащиеся должны знать критерии научности и уметь различать различные способы и формы познания, владеть культурой рационального научного мышления. Очень актуальны также вопросы ознакомления студентов с методикой научно-технического прогнозирования ввиду крайне быстрых темпов научно-технической революции (НТР) и научно-технического прогресса (НТП) в современной цивилизации.

Список использованной литературы:

1. Москаленко М.Р., Дорошенко В.А. Учебная дисциплина «История науки и техники» в контексте эволюции системы образования // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 104. № 3. С. 33-40.

2. Дорошенко В.А., Москаленко М.Р. Дисциплина «Концепции современного естествознания» в современной системе высшего гуманитарного образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 28-32.

3. Москаленко М.Р., Суровцева Н.Г., Ларионова М.Б. Стратегические вызовы для России и проблема адаптации мигрантов // Экономика и социум. 2014. № 3-2(12). С. 578-580.

© Дорошенко В.А., Москаленко М.Р., 2016

УДК 7.043

М. В. Душейко

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДЮЦ «Клуб»,

студент 6 курс ВлГу ИИХО кафедра ДИР направление «Изобразительное искусство», г. Владимир, РФ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ФЛОРИСТИКЕ С

ДЕТЬМИ 12-12 ЛЕТ В МБОУ ДОД ДЮЦ «КЛУБ»

В настоящее время в практике работы учреждений дополнительного образования уделяется внимание развитию творческого потенциала детей посредством лепки. Заметим, что занятия декоративной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

флористикой, основанные на процессе лепки, дают возможность развития творческих способностей учащихся, формируют и развивают духовный мир ребенка, стимулируют интерес к художественной деятельности, развивают навыки мелкой моторики, расширяют кругозор, развивают образное мышление и художественный вкус.

Несмотря на достаточное количество методических разработок, раскрывающих процесс обучения детей лепке, среди них отсутствуют разработки по декоративной флористике. Исходя из этого, была выявлена проблема необходимости более внимательного изучения вопроса, связанного с организацией занятий по декоративной флористике с учащимися школьного возраста.

Целью исследования стало: теоретически обосновать методику обучения декоративной флористике учащихся 12-13 лет в условиях дополнительного образования. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- определить особенности художественного творчества учащихся 12-13 лет;

- дать обоснование развивающей функции занятия декоративной флористикой с учащимися 12-13 лет в условиях дополнительного образования;

- разработать методические рекомендации по проведению занятий по декоративной флористике. Известно, что в подростковом возрасте изменяются и особенности детей в изобразительном искусстве.

Зрительное восприятие подростков 12 - 13 лет достаточно развито. Ученики уделяют внимание деталям,

объему, пространственному положению предметов и пытаются передать все в изображениях (подростковый

«натурализм).[1] Рассмотрим основные развивающие функции занятий декоративной флористикой,

представленные на следующей схеме [рис. 1]:

развитие навыков формирование

коллективной художественной

работы _^ культуры

изучение живой природы при работе с натурой

Занятия декоративной флористикой

развитие

декораторских

навыков

совершенствование / V изучение основ

мелкой колористики и

моторики композиции

Рисунок 1

На основании этих функций, можно сделать вывод, что декоративная флористика является эффективным видом художественно-творческой деятельности детей данного возраста. Выбор педагогом методов и приемов проведения того или иного занятия зависит от его теоретической или практической направленности. При теоретической направленности занятия, следует уделить большое внимание средствам наглядности для учащихся, начиная от живой натуры, заканчивая инструкционными картами и плакатами. Практическая направленность занятия обуславливает особое внимание к методу личного показа приемов лепки, тонировки и сборки элементов - методу формообразующего движения, сопровождаемому простым, точным объяснением действий.

Следует выделить основные методические принципы в обучении декоративной флористике учащихся 12-13 лет:

- принцип анализа живой натуры;

- принцип демонстрации: личный показ учителем технологических приемов;

- принцип наглядности: использования специальных средств (инструкционных карт, плакатов, таблиц, учебных презентаций);

- принцип развития навыков: использование специальных упражнений для развития навыков лепки;

- принцип действия от простого к сложному.

Для осознания учащимися порядка своих действий, необходимо разработать определенный алгоритм работы над выбранным творческим проектом. Таким образом, у учащихся с самого начала работы будет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

определенная последовательность действий [Рис.2].

в технике декоративной флористики формулировка поставленной задачи

разработка образа композиции анализ живой натуры подбор материалов и инструментов подбор приемов лепки и тонировки упражнения практической направленности выполнение индивидуального задания финальная сборка композиции

Рисунок 2

В результате, исследование показало, что эффективность занятий по декоративной флористике с учащимися 12-13 лет в условиях дополнительного образования обеспечивают следующие принципы организации занятий: включение учеников и педагогов в совместную творческую деятельность; педагогическое управление процессом развития навыков лепки в ходе творческой деятельности; обеспечение последовательного усложнения поставленных перед учащимися задач, в зависимости от индивидуального уровня усвоенных знаний и умений.

Для проверки результативности вышеописанного методического подхода и программы по декоративной флористике, в ходе исследования проведены занятия на тему «Образ времени года в интерьерной композиции» на базе МБОУ ДОД ДЮЦ «Клуб». Разработанную методику можно считать эффективной, так как цели, которые были поставлены в данной работе - развитие навыков лепки, качественно выполненные работы с соблюдением технических особенностей, приобщение учеников к художественной деятельности, были в большей мере реализованы.

Таким образом, в результате проделанной работы, можно сделать вывод, что обучение лепке посредством декоративной флористики является эффективным методом как развития художественных, творческих и прикладных навыков учащихся, так и формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности.

Список использованной литературы:

1. Глинская, И. П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4 - 6 классах [текст] / И. П. Глинская -К.: Рад. Школа, 1981.

2. Зимняя И.А Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. [Текст] / И. А. Зимняя - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с. - ISBN 5-88439-097-1

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. 2-е изд. [Текст] / В. В. Давыдов - М.: ACADEMIA, 2005. -176с. - ISBN 5-7695-1603-8

© Душейко М. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.