Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКОВЫХ ОБРАЗОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ФОНОГРАММЫ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКОВЫХ ОБРАЗОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ФОНОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕО / МОНО- / ПАНОРАМИРОВАНИЕ / СТЕРЕОБАЗА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смородина Ольга Алексеевна, Васенина Светлана Александровна

В статье рассмотрены основные принципы распределения виртуальных образов в фонограмме: центральное расположение низкочастотных источников, принцип приоритетного распределения, принцип тембральной и ритмической симметрии. Отдельное внимание уделено стерео как наиболее распространенному формату воспроизведения музыки в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PRINCIPLES OF DISTRIBUTING SONIC IMAGES IN THE PHONOGRAM SPACE

The article is about the basic principles of virtual images distribution inside the phonogram space: the central location of low-frequency sources, the priority distribution principle, the timbral and rhythmic symmetry principles. Also, there is information about stereo as the most popular format of music playback nowadays.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКОВЫХ ОБРАЗОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ФОНОГРАММЫ»

слово СОИСКАТЕЛЯМ

Смородина Ольга Алексеевна

студентка Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Научный руководитель: канд. иск. Васенина С. А. E-mail: 09.11.1996_oly@mail.ru

Васенина Светлана Александровна

старший преподаватель Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, кандидат искусствоведения E-mail: vsa83@mail.ru

В статье рассмотрены основные принципы распределения виртуальных образов в фонограмме: центральное расположение низкочастотных источников, принцип приоритетного распределения, принцип тембральной и ритмической симметрии. Отдельное внимание уделено стерео как наиболее распространенному формату воспроизведения музыки в настоящее время. Ключевые слова: стерео, моно, панорамирование, стереобаза

Закройте глаза и прислушайтесь. В повседневной жизни нас окружает множество звуков: музыка в соседней комнате, шум стиральной машины в ванной, голоса людей на улице и т. д. Обратите

Основные принципы местоположения звуковых образов в пространстве фонограммы

внимание на то, что мы абсолютно точно можем определить, с какой стороны приходит звук, и для этого нам совершенно не нужно поворачивать голову и открывать глаза. Мы делаем это только с помощью нашего слуха. Более того, мы делаем это с точностью до трех градусов по горизонтали. Помните, в детстве была такая игра: водящему завязывали глаза, а все остальные бегали вокруг него и хлопали, а он, ориентируясь только на слух, должен был поймать кого-нибудь из убегающих, и, как правило, это получалось достаточно легко. Но изначально такой точный механизм, определяющий местоположение источника звука, был дан человеку не ради веселья и игр. Это был один из основных инструментов нашего выживания, позволяющий человеку за долю секунды определить, откуда надвигается опасность, куда нужно бежать или стрелять. Этот механизм называется бинауральный слух.

Термин «бинауральный» в переводе с латинского означает «имеющий два уха». Наш мозг использует различия между звуком, приходящим на левое и правое уши, чтобы определить локализацию (местоположение) источника звука. Различия попадают под три критерия: громкость, фаза и частота. Например, если звук исходит справа, то, во-первых, наша голова, являющаяся препятствием на пути звуковой волны, частично поглощает и отражает звуковую энергию, звук, который приходит на

правое ухо, будет немного громче, чем тот, который приходит на левое ухо. Во-вторых, из-за того, что до левого уха звук будет проходить немного большее расстояние, он дойдет до него немного позже, чем до правого. В-третьих, вследствие явления дифракции, различные частоты огибают препятствия по-разному — чем выше частота, тем меньше данная способность. Как результат, не все частоты смогут обогнуть нашу голову, и спектр звука, пришедший на левое ухо, будет немного отличаться от спектра звука, пришедшего на правое ухо. Информация, которая поступает на оба уха, обрабатывается в периферической части слуховой системы, и затем передается в высшие отделы головного мозга, где путем сравнения этой информации формируется единый пространственный слуховой образ.

При прослушивании звуков, в частности музыки, во вторичном звуковом поле, то есть не там, где эта музыка исполнялась или записывалась в режиме реального времени, а в другое время и при других условиях, мы имеем дело с двумя источниками звука (колонки или пара наушников). Конечно, существуют системы воспроизведения звука, в которых участвует более двух колонок, но для удобства рассмотрения данной темы мы ограничимся стереосистемами (системами, состоящими из двух источников звука). Тем более что все принципы, о которых мы будем говорить да-

41

слово соискателям

лее, применимы и к другим системам воспроизведения звука. Эти два источника звука воспроизводят одновременно два сигнала (из левой колонки и из правой), которые воспринимаются слушателем как единый звуковой образ, ощущаемый слушателем между громкоговорителями.

Небольшое отступление. Прежде чем начать разговор о том, как нам заполнить стереобазу звуковыми образами, необходимо рассказать о правильном положении слушателя относительно колонок. Расстояние между громкоговорителями и расстояние от каждого громкоговорителя до слушателя должны быть 42 одинаковыми. Таким образом, мы получаем равносторонний треугольник, в вершине которого сидит слушатель, а в основании треугольника находятся мониторы, которые диффузорами направлены на слушателя. Такое положение слушателя относительно стереосистемы — это оптимальная точка прослушивания, называемая sweet point. Нахождение в этой точке обеспечивает человеку наиболее адекватное восприятие местоположения звукового образа.

Используя принципы бинау-рального слуха, мы можем обманывать наш мозг, чтобы заставить его поверить в то, что наш источник звука находится посередине стереобазы. Нам достаточно подать одинаковый сигнал на обе колонки. В этом случае сигнал, дошедший до левого и до правого уха, будет одинаковым, и наш мозг определит, что источник звука, который мы слышим, находится прямо перед нами (такой источник звука называется фантомным, так как на самом деле прямо перед нами ничего нет). Отметим, что это идеаль-

ный случай, так как мы рассматриваем только два главных сигнала: из левого динамика в левое ухо и из правого динамика в правое ухо. Также существует еще два перекрестных сигнала: из левого динамика в правое ухо и наоборот. Принципиально эти сигналы дело не меняют, лишь слегка размывают наш фантомный источник звука.

Меняя соотношение левого и правого сигнала, можно создать ощущение перемещения фантомного источника звука по стерео-базе в сторону большего уровня. Перемещать источник можно и с помощью задержек, вносимых в один из каналов. Источник звука будет смещаться в сторону громкоговорителя, излучающего опережающий сигнал.

Перемещение виртуального источника звука по стереобазе называется панорамированием.

Но зачем это нужно? Зачем покупать два громкоговорителя, правильно ставить их, садиться в определенную точку? Неужели нельзя ограничиться одним громкоговорителем, как это было раньше, или слушать музыку не из sweet point, а из другой точки или вовсе другой комнаты? Ответ — конечно, можно. В выборе того, как прослушивать музыку, вас ограничивает только вкус и комфорт, но все же личное мнение авторов статьи, что стереозвучание из правильно поставленной системы несет в себе несколько преимуществ по отношению к прослушиванию в моно. Одно из самых главных — это возможность панорамирования. А из нее вытекает множество других плюсов. Рассмотрим их.

1). Начнем с того, что если в музыке все инструменты будут звучать из одной точки (моно), это будет очень неестественно

и плоско. В реальном мире мы всегда окружены звуками со всех сторон, и если вдруг все они сожмутся в одну точку, нам станет крайне некомфортно.

2). Следующий пункт прямо вытекает из предыдущего. Возможность почувствовать взаимное расположение источников звука дает нам ощущение ширины звуковой картины.

3). Решение частотных конфликтов. Звучание многих инструментов находится в схожих частотных диапазонах, и если мы поместим все эти инструменты в одну точку, то между ними начнется «борьба за выживание», точнее за возможность быть услышанными. Это может привести к множеству проблем, начиная от эффекта маскировки (за звучанием одного инструмента мы не услышим другой) и снижения прозрачности звучания до искажения тембров.

4). Соответствие замыслу автора. Будь то классическая или современная электронная музыка, у ее создателей всегда есть понимание того, как должны располагаться источники звука в пространстве. И едва ли вы встретите композитора, который бы хотел посадить всех музыкантов четко друг за другом или просто «свалить их в одну кучу».

Чтобы еще лучше понять все эти отличия, вы можете взять любимую песню и послушать ее, переключаясь между моно-и стереорежимами. Наверняка вы будете удивлены, насколько сильно изменится «облик» любимой музыки.

Итак, мы выяснили, что грамотное заполнение стереобазы источниками звука может не только улучшить восприятие музыки, но и решить некоторые технические проблемы. Давайте

смородина о. а., васенина с. а. основные принципы местоположения звуковых образов в пространстве фонограммы

рассмотрим несколько принципов местоположения источников звука в фонограмме.

1). Низкие частоты лучше всего размещать в центре или близко к центру. Этот принцип пошел еще со времен нарезки виниловых пластинок. Так как низкие частоты обладают очень большой энергией, то панорамирование такого источника звука ближе к краю стереобазы могло выбить нарезающую иголочку из бороздки из-за слишком большой амплитуды колебаний. В современном мире проблема остается похожей, мы рискуем перегрузить один из динамиков. Во-вторых, из-за большой длины волны низкие частоты плохо локализируются, и все равно будут звучать примерно по центру.

2). Главные или солирующие инструменты размещаются в центре. Тем самым мы выделяем их из прочего звучания и обращаем на них внимание.

3). Можно выделить принцип тембральной симметрии. Суть его состоит в том, что инструменты должны быть равномерно распределены справа и слева от слушателя (как на чашах весов). В противном случае звучание начинает как бы «заваливаться» на один край. Важно, чтобы эти инструменты играли одну роль в музыкальной аранжировке, то есть примерно одинаково притягивали внимание слушателя. Например, гитара и напольный том выполняют разные функции. Гитару следует уравновешивать чем-то мелодическим, например, клавишами или другой гитарой, а напольный том — чем-то ударным, например, другим напольным томом.

4). По схожим признакам можно выделить принцип ритмической симметрии. Рассмотрим на примере, как это применяется на практике. Например, в композиции используются две ритм-гитары. Применяя предыдущий принцип, звукорежиссер определит их местоположение слева и справа по панораме, симметрично относительно центра. Однако важным является и сам ритмический рисунок музыкальных партий. Если одна гитара играет четверти, а вторая — шестнадцатые ноты, то привлекающей больше внимание становится вторая. Поэтому для соблюдения симметрии, необходимо поддержать партию первой гитары, например, с шейкером, который играет более мелкие длительности. Таким образом, мы создадим более тембрально и ритмически сбалансированную звуковую картину.

5). Документальный подход. Композитор на стадии написания произведения зачастую использует определенную рассадку музыкантов в музыкально-выразительном отношении, закладывая в партитуру различные эффекты, связанные с положением исполнителей относительно зрителей и других музыкантов: всевозможные переклички, выходы и уходы со сцены и т. д. Если звукорежиссер не будет этого учитывать при работе, то это приведет к изменениям в замысле автора, что в свою очередь отрицательно повлияет на конечный звуковой результат.

Даже в неакадемических жанрах расстановка музыкантов играет далеко не последнюю роль. Как правило, исполнители часто задумываются о том, как им расположиться на сцене, что-

бы выигрышно продемонстрировать состав их группы и музыку. Таким образом, реальная расстановка исполнителей на концерте является хорошей отправной точкой для дальнейшей работы звукорежиссера в сведении аудиокомпозиции.

В завершение хочется отметить, что определенных стандартов в распределении звуковых образов в пространстве фонограммы не существует, как и музыке в целом. Все принципы, которые были перечислены, являются для звукорежиссера базовыми, но не обязательными. Профессиональный опыт подсказывает, что не нужно останавливаться только на них. Эксперименты — это необходимость для достижения лучшего звучания. И помните, что даже небольшие изменения могут дать существенные улучшения.

Литература

1. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб.: Композитор, 2006. 720 с.

2. Васенина С. А. Музыкальная звукорежиссура. Моделирование пространства фонограммы. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2017.112 с.

3. Физическая энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров; ред. кол. Д. М. Алексеев, А. М. Бонч-Бруевич, А. С. Боровик-Романов и др. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. I. 704 с.

4. Izhaki R. Mixing Audio. Concepts, Practices and Tools. Focal Press Taylor & Francis Group, New York and London, 2008. 579 p.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.